Файл: Взоров, Б. А. Форсирование тракторных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7. ПРИМЕРЫ КОНСТРУКЦИЙ ЗАРУБЕЖНЫХ ТУРБОКОМПРЕССОРОВ

Турбокомпрессоры объединения Швитцер — Хольсет— ККК. 'Объединение фирм Швитцер (США), Хольсет (Англия) и ККК

(ФРГ) выпускает несколько серий турбокомпрессоров для над­ дува дизеля мощностью 60—750 л. с. Длительное время на про­ изводстве находятся турбокомпрессоры трех серии, различаю­ щиеся диаметрами колес ротора и имеющие разные области

применения.

Примерные показатели этих

турбокомпрессоров

даны в табл.

5.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

 

Показатели турбокомпрессоров

 

 

 

 

 

Серия

 

Показатель

3

-1

6

 

 

Мощность двигателя в л . с. . . . .

60—120

100—300

250—450

Частота вращения ротора в об/мин .

93 000

68 000

-18 000

Масса в кг ..........................................

12

17

30

Каждая серия включает ряд моделей, предназначенных для

установки на дизели различной мощности и различного конст­

руктивного исполнения. В основу всех моделей положена конст­

руктивная схема и проточная часть турбины и компрессора, раз­

работанная фирмой Швитцер. Несмотря на большое число вы­

пущенных моделей,

различающихся размерами и формами газо-

и воздухосборников,

основные компоновочные и конструктивные

принципы сохраняются без изменений.

В качестве примера на рис. 36 показана конструкция дли­ тельное время сохраняющегося па производстве турбокомпрес­ сора «Хольсет» серии 4.

Подшипник турбокомпрессора состоит из двух бронзовых втулок, размещенных в чугунном корпусе с зазором, позволяю­ щим втулкам вращаться при работе турбокомпрессора. Осевое смещение втулок ограничено стопорными кольцами, помещен­ ными в проточках корпуса. Осевой подшипник, ограничивающий продольное перемещение ротора, расположен со стороны ком­ прессора. Неподвижная опорная пластина поджимается к втул­ ке подшипника кольцевой пружинной шайбой. Для смазки опорного подшипника к нему подведен специальный масляный капал. Для эффективного отвода масла от уплотнений приме­ нены широкие маслоотводящие полости в корпусе, а для более надежной работы уплотнений со стороны компрессора введен масляный экран, направляющий потоки масла к сливному от-

-64


верстию. Уплотнение вала со стороны турбины осуществлено двумя разрезными кольцами.

Для улучшения характеристик компрессора в широком диа­ пазоне расходов воздуха применен безлопаточный диффузор с развитыми входными сечениями. Последнее обусловлено тем, что выходной аппарат компрессора выполнен в виде воздухосборни­

ка постоянного сечения, имеющего благоприятную форму для компоновки турбокомпрессора с различными дизелями. Безлопа­ точный диффузор имеет входной участок, сужающийся в пери­ ферийном направлении примерно на расстоянии, равном 1,25 наружного диаметра колеса; далее диффузор имеет постоянную ширину. Прецизионная обработка диффузора в сочетании с пре­ цизионным литьем колес обеспечила высокую стабильность показателей компрессора. Отношение наружного диаметра ко­ леса турбины к наружному диаметру колеса компрессора со­ ставляет 0,91.

Колесо турбины турбокомпрессора серии 4 может продолжи­ тельно работать при 68000 об/мин и температуре выпускных

газов до 760° С, обеспечивая степень

повышения давления пк =

= 2,5, что полностью удовлетворяет

большинство тракторных

дизелей.

В качестве примера более новой модели из описываемого семейства турбокомпрессоров на рис. 37 приведен турбокомпрес-

3 Б. А. Взоров

65

сор серии 3 модели 3LD фирмы КККПри сохранении такой же конструктивной схемы, как и у описанного турбокомпрессо­ ра «Хольеет», конструкция отдельных деталей существенно из­ менена. Так, применен одни общий плавающий подшипник вала с осевой фиксацией между заплечиком вала со стороны турбп-

Рис. 37. Турбокомпрессор фирмы ККК мо­ дели 3LD

ны и упорной шаиоои со стороны компрессора, что значительно упростило конструкцию подшипникового узла. Ликвидирована подача масла к упорному подшипнику и несколько изменена форма маслоотражательного экрана. Упрощена конструкция узла уплотнения компрессора за счет переноса осевой фиксации только на гайку колеса компрессора. Упростился также корпус турбины при исключении съемного диска корпуса. Уплотнениесреднего корпуса со стороны турбины осуществлено одним коль­ цом вместо двух.

Диффузор имеет такую же конструкцию, но несколько мень­ шее отношение диаметров— 1,25. В качестве примера на рис. 38 показана характеристика компрессора турбокомпрессора фирмы

ККК серии 4 описанной конструкции, но большего размера. Характеристика показывает связь расхода воздуха G„, сте­

пени повышения давления лк с частотой вращения ротора и к. п. д. компрессора т),;. Как видно, значительная часть поля ха­ рактеристики охватывается значениями к. п.д. выше 0,7. Фак-

6G


что избавляет эту деталь от до-

тпческнп диапазон расхода воздуха при степени повышения дав­ ления 2,0 равен 0,32—0,45 кг/с.

Несмотря на применение безлопаточного диффузора, линия помпажа отсекает значительную часть характеристики, особенно

в области высоких частот вращения ротора.

Вулдридж

Турбокомпрессоры

объединения

Томпсон—Рамо

(TRW ). Фирма TRW (США) специализируется на производстве

малоразмерных

 

турбоком­

 

 

 

прессоров для дизелей мощно­

 

 

 

стью 50—150 л. с. Одна из по­

 

 

 

следних

моделей

фирмы

370,

 

 

 

пришедшая

па

смену

модели

 

 

 

360,

имеет

диаметр

колеса

 

 

 

76,2

мм,

малые

массу

(5,45—■

 

 

 

6,80

кг)

и габарит. Турбоком­

 

 

 

прессоры

этой

серии

просты

 

 

 

по конструкции и имеют малое

 

 

 

число деталей.

 

Конструкция

 

 

 

турбокомпрессора

модели

370

 

 

 

показана па рис. 39. Для со­

 

 

 

единения

корпуса

турбины с

 

 

 

корпусом

подшипника

приме­

 

 

 

нено

V-образпое

клеммовое

Рис. 38. Характеристика

турбоком­

соединение,

исключающее

вве­

 

прессора фирмы ККК серии 4

дение резьбы в наиболее на­ гретой части корпуса турбины, оавочпых термических напряжении.

Колесо турбины изготовляют точным литьем из легирован­ ной стали и соединяют с валом ротора сваркой в атмосфере инертных газов. Корпус подшипников изготовлен из алюминие­ вого сплава. В расточке корпуса установлена стальная втулка подшипника, залитая свинцовистой бронзой, с опорным фланцем для восприятия осевых сил. Корпус подшипника защищен от теплоотдачи турбины тепловым экраном из жаропрочной стали и воздушной камерой между корпусом и экраном. В турбине применен безлопаточиын направляющий аппарат, а вибропроч­ ность лопаток обеспечена приданием нм в сечении клиновид­ ной формы. Подбор турбокомпрессора к дизелю осуществляется заменой корпусов турбины. Для этого выпускают ряд корпусов, отличающихся сечениями проточных частей. В узле соединения корпуса турбины с корпусом подшипника установлен упругий элемент в виде фасонного кольца с упругими лапками, упираю­ щимися в тепловой экран, сопряженный с диском колеса тур­ бины. Наличие этого кольца способствует снижению термиче­ ских напряжений в корпусных деталях.

Маслоотводящее отверстие обеспечивает падежную работу уплотнений, выполненных в виде разрезных колец (типа порш­ невых). Повышение надежности уплотнения со стороны компрес­

3* 67


сора достигается применением композиции на основе угля в качестве материала уплотнении. Безлопаточный диффузор комп­ рессора обеспечивает работу дизеля в широком диапазоне не­ стационарных режимов. В более поздних моделях турбокомп­ рессоров TRW, предназначенных для более тяжелых условий

эксплуатации, применяют колесо турбины, изготовленное заод­ но с валом из сплава типа стеллита отливкой по выплавляемым моделям, и две подшипниковые плавающие втулки со слоем свинцовистой бронзы как на внутренней, так и на наружной по­ верхностях.

Турбокомпрессор выпускают с тремя модификациями комп­ рессоров В, А и Н, обеспечивающими характеристики пара­ метров наддува в широком диапазоне расхода воздуха (рис. 40).

Конструкция описанного турбокомпрессора хорошо отработа­ на, он состоит из деталей всего 12 наименований.

Турбокомпрессоры объединения Эйризерч Гаррет—Доути. Американская корпорация Гаррет Эйризерч и ее английский лицензиат фирма Доути выпускают широкий ассортимент тур­ бокомпрессоров моделей Т04, ТЕ06, Т12, Т18, ТН08А, Т18А для дизелей различного назначения мощностью до 1000 л. с. Для тракторных дизелей наиболее широко применяются первая и вторая модели. Компания заимствовала эффективную схему

68


Рис. 42. Характеристика

семейства

турбокомпрессоров

«Доути» Т-04

 

Рис. 43. Система регулирования турбокомпрессора фирмы Гар­ рет—Доути:

/ — турбокомпрессор; 2 — воздушный фильтр;

я — выпускник труба; -/ — ди­

афрагма; 5 — байпасный клапан; в — впускной

коллектор; 1 — выпускной кол­

лектор

 

частотах вращения дизеля. Кроме этого, применен автоматиче­ ски действующий байпасный клапан, аналогичный описанному. Указанные автоматические устройства обеспечивают оптималь­ ные показатели дизеля в широком диапазоне нагрузочных режимов.

Турбокомпрессором Т-35 оборудован шведский дизель «Вол­ во» TD-100A.

8.КОНСТРУКЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТУРБОКОМПРЕССОРОВ

ВСССР конструирование и производство турбокомпрессоров регламентируется ГОСТом 9658—66 «Турбокомпрессоры для

наддува дизелей и газовых двигателей», определяющим их типы, основные параметры, размеры и технические требования. Всего ГОСТом предусмотрено 12 типоразмеров с поминальным базовым диаметром колеса компрессора 70—640 мм. Турбокомп­ рессоры могут быть двух типов — с центробежным компрессо­ ром и центростремительной турбиной или с центробежным компрессором и осевой турбиной. Для наддува тракторных ди­ зелей применяют только турбокомпрессоры первого типа.

Параметры и показатели турбокомпрессоров

 

Типоразмер

Основные параметры и

 

 

размеры

TKP -S .5

Т К Р - 11

ТКР-7

Номимальиы ii базовыи

 

 

 

диаметр

колеса компрес­

 

 

 

сора в м м .........................

повышения

70

85

ПО

Степень

 

 

 

давления

. . .

.................

1,3 — 1,9

1 ,3 — 1,9

1,3 — 2 ,5

К.п.д. компрессора на

 

 

 

заданном режиме, не ме­

 

 

 

нее:

 

 

 

 

 

с лопаточным диффу­

 

 

 

зором .....................

 

Примененыз лопаточного диффузора

с безлопаточным диф-

не

рекомендуется

 

фузором ................

0 ,6 6

0,68

0 ,7 0

К.п.д. турбины, не

 

 

 

менее .................................

 

 

0,70

0 .72

0,74-

Габаритные размеры в

 

 

 

мм:

 

 

 

 

 

длина ........................

 

220

270

310

ширина . .................

170

200

260

высота .........................

 

180

210

290

Сухая масса без глуши­

 

 

 

теля на всасывании и без

 

 

 

входных

устройств в кг .

8

12

20

Таблица 6

Т К Р - 1-1

140

со

со сл

 

1

0 ,7 5

0,72

0,74

350

320

340

40

72