Файл: Взоров, Б. А. Форсирование тракторных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

Таблица 8

 

 

Значения p z и р е дизелей

 

 

Запод-пэ-

 

Без паддупа

 

 

С наддувом

Марка

 

 

 

 

готопптель

дизеля

 

 

 

 

 

 

”z

Ре

Pz

Ре

в т з

Д-36

72

6 ,2

_

_

ММ3

Д-160

72

6 ,2

Д-50

58,5

5,9

80

8,0

«Серп

СМД-14Н

75

6,5

И МОЛОТ»

А-41

 

 

_

_

АМ3

75

6 ,2

 

А-01

63

6 ,2

92,5

9,0

ч т з

Д-160

 

 

78

8,5

подшипников. Таким образом, повышение средних давлений йср сопровождается снижением износостойкости вала. Максималь­ ные давления /гтах на шейках коленчатого вала характеризуют несущую способность вкладышей, т. е. их стойкость против раз­ рушения (растрескивание и выкрашивание). Следовательно, чем выше максимальные давления /гтах, тем при прочих равных условиях, ниже несущая способность шеек вала.

На рис. 48 и 49 показана взаимосвязь средних давлений на шатунные шейки с уровнем форсирования отечественных дизе­ лей. Как видно, форсирование за счет повышения частоты вра­ щения, практически осуществляемое на всех дизелях, приводит к резкому повышению средних давлений на шатунные шейки. При этом темп этого повышения снижается по мере перехода от

легких к

более тяжелым дизелям. Дизели Д-50

(рис. 48)

и А-01

(рис. 49)

форсированы

обоими способами — по

частоте

враще­

ния и за

счет наддува

на трех разных скоростных режимах

(штриховые линии). Форсирование наддувом сопровождается значительно меньшим ростом средних давлений. При этом мож­ но получить существенно большее повышение эффективной мощности при умеренных значениях kcv. Таким образом, для сохранения приемлемой износостойкости шатунных подшипни­ ков форсирование дизелей наддувом предпочтительнее.

На рис. 50 и 51 приведены максимальные давления на ша­ тунные шейки в зависимости от эффективном мощности дизеля. Как видно, форсирование по частоте вращения сопровождается снижением максимальных давлений, т. е. ростом несущей спо­ собности шатунных вкладышей. Обратное влияние оказывает

форсирование наддувом (Д-50 и А-01).

Влияние форсирования на среднее давление на среднем (наи­ более нагруженной1) коренной шейке иллюстрируется данными

8i


Рис. 48. Среднее давление на шатунную шейку при форсировании дизелей:

/ — Д-37Е; 2 — А-П; 3 — Д-50: — СМД*14И: 5 — Д-160 (ВТЗ)

Рис. 49. Среднее давление на шатунную шейку при форсировании дизелей:

I — Л-01; 2 — Д-1150 (ЧТЗ): --------

по частоте в р а щ е н и я ; ----------------

наддувом

82

кштах, кгс/см

Рис. 50. Максимальные давления на шатунную шейку при форсировании дизелей:

1 — Д-37Е; 2 — Д-50; 3

Л-41; 4 СМД-14Н; 5 — Д-160 (В ТЗ);

-------- по чистоте

в р а щ е н и я ;----------

наддувом

кщ так>К2С/СМ

3 5 0

330

3 1 0

2 3 0

 

 

 

2 7 0

 

 

/

 

 

/

/

2 5 0

 

'

 

/

/ /

 

 

 

 

/*

2 3 0

/

/ ------------- у Су

 

 

/

 

 

 

 

210

120 130 130

 

 

 

/*

 

 

 

~

у -----

/

 

 

/

/

 

 

 

 

\

/

 

 

 

 

 

 

 

Ч

 

/

 

 

| 1

У

 

\

 

 

 

\

 

 

\

\

 

 

У

 

 

 

 

/

*

 

/

 

 

 

 

\ У

 

 

\v

 

/А

 

 

/

 

 

\

___

 

 

 

 

 

 

\

 

 

/

У

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

/ 7--------

 

 

 

150

160

170

180

190

\ \

\

7

/

. 2 0 0 Ые,л.с.

Рис. 51. Максимальные давления на шатунную шейку при форсиро­ вании дизеля А-01:

---------- по частоте в р а щ е н и я ------— наддувом


рис. 52 и 53. Зависимости как при форсировании по частоте вра­ щения, так и за счет наддува получились аналогичными соот­ ветствующим зависимостям для шатунной шейки (см. рис. 48

Рис. 52. Среднее давление на среднюю коренную шейку при форсировании дизелей:

/ — Д-37Е; 2 — Д-50: 3 — СМ Д -М Н; 4 — Д-100 (B T3 ): 5 — А-41, --------- по частоте в р а щ е н и я ;----------- наддувом

ккСр,кгс/сн ‘

30

 

 

 

!

!

\ Ж

 

\

 

 

 

 

 

 

! ж

 

 

 

!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i

\ .

:

i

 

1

i

___

--------- -X

22

 

 

 

1

 

то

!

 

 

 

 

------------------

1/700J

_ ___j _ - — -

— х ;

 

 

!

- o

j P

 

18

»

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

'

 

 

 

 

 

 

1

'

 

 

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

_1

L ______

-

150

160

 

170 180

190

120

 

130

140

 

200 Ме>л.с.

Рис. 53. Среднее давление на среднюю коренную шейку при форснропамни дизелей:

I — Д*\60 (Ч Т З ); 2 — А-01; ----------

по частоте в р а щ е н и я :-----------

наддувом

и 49). В то же время значения /гк. ср превышают значения /гш. ср, что свидетельствует об относительно большей опасности износа коренных шеек при форсировании легких дизелей (Д-37, Д-50,

84


СМД-14Н). Для тяжелых дизелей [А-41, А-01, Д-160 (ЧТЗ)] значения /гк. ср ниже значений /еш. ср.

Максимальные давления на коренных шейках kmax всего на 30—40% превышают средние давления Ак. ср, а поэтому не опас­ ны с точки зрения несущей способности подшипника.

Для оценки значений kmas, приведенных на рис. 50 и 51, в табл. 9 даны их допустимые значения для различных подшип-

Таблица 9

Применяемые сплавы для вкладышей подшипников тракторных дизелей

Сплав

Составные элементы сплава в %

Толщина слоя в мм

Sn Sb Си

AI

Mg РЬ T i Ni

давле-

/см-

Максимальное

ппе ftmax и к гс

ACM (СССР) . . .

4,5

Остальное 0,5

0,6—0,7

200

Свинцовистая брон­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

за Бр. С

30

 

70

 

30

 

0 ,6 —0,7

280

(СССР) . . . .

АО-9 (СССР) . . .

9—10 —

1 ,0

Остальное

0,4

300

АО-20, гласье (Ан-

20

1 ,0

»

 

 

0,4

280

глия) .................

AS-11, гласье (Ан-

6

 

 

»

 

 

0,2

 

~ 0 ,4

320

г л и я ) .................

1,0

1,0

Вандервелл

(Аи-

 

 

Ос-

 

 

г г -

 

 

0,2—0,3

400

глия) .................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тальное

 

 

24

 

 

 

 

 

* Покрытие оловяннстым баббитом толщиной 0.02 мм.

 

 

 

 

 

 

пиковых сплавов, применяемых в тракторных дизелях.

Приве­

денные данные

позволяют определить

необходимость

перехода

с одного подшипникового сплава на другой по мере форсиро­ вания того или иного тракторного дизеля.

Запасы прочности элементов коленчатого вала. Коренные шейки рассчитывают только на кручение, без учета напряжений изгиба ввиду их незначительного влияния на запас прочности (обычно в пределах 3—4%). Набегающий (суммарный) крутя­ щий момент, действующий на каждую коренную шейку, вычис­ ляют путем суммирования моментов от каждого кривошипа в направлении от 1-го цилиндра к последнему (в сторону отбора мощности), с учетом порядка работы отдельных цилиндров и угла смещения кривошипов. Наименее прочными являются шейки, которые имеют максимальную амплитуду изменения крутящего момента.

85


Запас усталостной прочности опасных коренных шеек (опас­ ным местом является сечение по отверстию для смазки)

2

 

 

 

та +

0,08т,„

 

 

 

 

ьх

 

 

 

где т_1 — предел прочности

на

кручение

(для данного мате­

 

риала коленчатого вала);

кручении, учитываю­

ех — поправочный коэффициент при

 

щий влияние масштабного и технологического фак­

 

торов;

 

 

 

 

 

ха — -■ х

——---- амплитудное напряжение цикла;

хт =

Т п 1 TV " T ” T m til

—среднее напряжение цикла.

 

Шатунные шейки подвергаются одновременному изгибу и кручению от переменных моментов, изменяющихся по асиммет­ ричному циклу. Максимальные значения изгибающих и крутя­ щих моментов достигаются не одновременно, т. е. между ними имеется сдвиг фаз; однако от величины этого сдвига усталост­ ная прочность вала не зависит и в расчет он не вводится.

Выбор опасной шатунной шейки определяется после расчета шеек на кручение.

При расчете величин ттах и тпцп следует учитывать, что, как правило, шатунные шейки выполняют с внутренней полостью,

в связи с чем момент сопротивления

кручению шатунной шей­

ки в см3

 

 

Wx niti •—В"

16

^ш.ш /

 

где йш,ш — диаметр

шатунной шейки в см;

бш. ш — диаметр

внутренней полости в см;

р — поправочный коэффициент, учитывающий эксцен­

триситет внутренней полости по отношению к на­ ружной поверхности шейки.

Запас прочности на кручение определяют по приведенному выше уравнению для коренных шеек. Шатунные шейки, имею­ щие минимальное значение пх, рассчитывают на изгиб.

На каждом скоростном режиме подсчитывают максималь­ ные, минимальные, средние и амплитудные напряжения изгиба в плоскости смазочного отверстия.

Запас по усталостной прочности шатунной шейки на изгиб в плоскости расположения смазочного отверстия

- 7 - с г а + 0,ЗЗо>„

60

86