ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
Таблица 8 |
|
|
Значения p z и р е дизелей |
|
|
|
Запод-пэ- |
|
Без паддупа |
|
|
С наддувом |
Марка |
|
|
|
|
|
готопптель |
дизеля |
|
|
|
|
|
|
”z |
Ре |
Pz |
Ре |
в т з |
Д-36 |
72 |
6 ,2 |
_ |
_ |
ММ3 |
Д-160 |
72 |
6 ,2 |
||
Д-50 |
58,5 |
5,9 |
80 |
8,0 |
|
«Серп |
СМД-14Н |
75 |
6,5 |
— |
— |
И МОЛОТ» |
А-41 |
|
|
_ |
_ |
АМ3 |
75 |
6 ,2 |
|||
|
А-01 |
63 |
6 ,2 |
92,5 |
9,0 |
ч т з |
Д-160 |
|
|
78 |
8,5 |
подшипников. Таким образом, повышение средних давлений йср сопровождается снижением износостойкости вала. Максималь ные давления /гтах на шейках коленчатого вала характеризуют несущую способность вкладышей, т. е. их стойкость против раз рушения (растрескивание и выкрашивание). Следовательно, чем выше максимальные давления /гтах, тем при прочих равных условиях, ниже несущая способность шеек вала.
На рис. 48 и 49 показана взаимосвязь средних давлений на шатунные шейки с уровнем форсирования отечественных дизе лей. Как видно, форсирование за счет повышения частоты вра щения, практически осуществляемое на всех дизелях, приводит к резкому повышению средних давлений на шатунные шейки. При этом темп этого повышения снижается по мере перехода от
легких к |
более тяжелым дизелям. Дизели Д-50 |
(рис. 48) |
и А-01 |
|
(рис. 49) |
форсированы |
обоими способами — по |
частоте |
враще |
ния и за |
счет наддува |
на трех разных скоростных режимах |
(штриховые линии). Форсирование наддувом сопровождается значительно меньшим ростом средних давлений. При этом мож но получить существенно большее повышение эффективной мощности при умеренных значениях kcv. Таким образом, для сохранения приемлемой износостойкости шатунных подшипни ков форсирование дизелей наддувом предпочтительнее.
На рис. 50 и 51 приведены максимальные давления на ша тунные шейки в зависимости от эффективном мощности дизеля. Как видно, форсирование по частоте вращения сопровождается снижением максимальных давлений, т. е. ростом несущей спо собности шатунных вкладышей. Обратное влияние оказывает
форсирование наддувом (Д-50 и А-01).
Влияние форсирования на среднее давление на среднем (наи более нагруженной1) коренной шейке иллюстрируется данными
8i
Рис. 48. Среднее давление на шатунную шейку при форсировании дизелей:
/ — Д-37Е; 2 — А-П; 3 — Д-50: — СМД*14И: 5 — Д-160 (ВТЗ)
Рис. 49. Среднее давление на шатунную шейку при форсировании дизелей:
I — Л-01; 2 — Д-1150 (ЧТЗ): -------- |
по частоте в р а щ е н и я ; ---------------- |
наддувом |
82
кштах, кгс/см
Рис. 50. Максимальные давления на шатунную шейку при форсировании дизелей:
1 — Д-37Е; 2 — Д-50; 3 — |
Л-41; 4 — СМД-14Н; 5 — Д-160 (В ТЗ); |
|
-------- по чистоте |
в р а щ е н и я ;---------- |
наддувом |
кщ так>К2С/СМ
3 5 0
330
3 1 0
2 3 0 |
|
|
|
2 7 0 |
|
|
/ |
|
|
/ |
/ |
2 5 0 |
|
' |
|
|
/ |
/ / |
|
|
|
||
|
|
/* |
|
2 3 0 |
/ |
/ ------------- у Су |
|
|
/ |
|
|
|
|
|
210
120 130 130
|
|
|
/* |
|
|
|
~ |
у ----- |
/ |
|
|
/ |
/ |
|
|
|
|
||
|
\ |
/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ч |
|
/ |
|
|
| 1 |
У |
|
|
\ |
|
|
||
|
\ |
|
|
|
\ |
\ |
|
|
У |
|
|
|
|
|
/ |
* |
|
/ |
|
|
|
|
||
\ У |
|
|
\v |
|
/А |
|
|
/ |
|
|
\ |
___ |
|
|
|
|
|
|
|
|
\ |
|
|
|
/ |
У |
|
|
|
|
|
|
|
|
/ |
|
|
|
|
/ 7-------- |
|
|
|
|
150 |
160 |
170 |
180 |
190 |
\ \
\
7
/
. 2 0 0 Ые,л.с.
Рис. 51. Максимальные давления на шатунную шейку при форсиро вании дизеля А-01:
---------- по частоте в р а щ е н и я ------— наддувом
рис. 52 и 53. Зависимости как при форсировании по частоте вра щения, так и за счет наддува получились аналогичными соот ветствующим зависимостям для шатунной шейки (см. рис. 48
Рис. 52. Среднее давление на среднюю коренную шейку при форсировании дизелей:
/ — Д-37Е; 2 — Д-50: 3 — СМ Д -М Н; 4 — Д-100 (B T3 ): 5 — А-41, --------- по частоте в р а щ е н и я ;----------- наддувом
ккСр,кгс/сн ‘
30 |
|
|
|
! |
! |
\ Ж |
|
\ |
|
|
|
|
|
|
|
! ж |
|
|
|
! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
i |
\ . |
: |
i |
|
1 |
i |
___ |
--------- -X |
22 |
|
|
|
1 |
|
то |
! |
— |
|
||
|
|
|
------------------ |
1/700J |
_ ___j _ - — - |
— х ; |
|
||||
|
! |
- o |
j P |
|
|||||||
18 |
» |
|
|
|
|
|
I |
|
|||
|
|
|
|
' |
|
|
|
|
|
||
|
1 |
' |
■ |
|
|
|
|
|
|
|
|
п |
|
|
|
|
|
|
|
_1 |
|||
L ______ |
- |
150 |
160 |
|
170 180 |
190 |
|||||
120 |
|
130 |
140 |
|
200 Ме>л.с. |
Рис. 53. Среднее давление на среднюю коренную шейку при форснропамни дизелей:
I — Д*\60 (Ч Т З ); 2 — А-01; ---------- |
по частоте в р а щ е н и я :----------- |
наддувом |
и 49). В то же время значения /гк. ср превышают значения /гш. ср, что свидетельствует об относительно большей опасности износа коренных шеек при форсировании легких дизелей (Д-37, Д-50,
84
СМД-14Н). Для тяжелых дизелей [А-41, А-01, Д-160 (ЧТЗ)] значения /гк. ср ниже значений /еш. ср.
Максимальные давления на коренных шейках kmax всего на 30—40% превышают средние давления Ак. ср, а поэтому не опас ны с точки зрения несущей способности подшипника.
Для оценки значений kmas, приведенных на рис. 50 и 51, в табл. 9 даны их допустимые значения для различных подшип-
Таблица 9
Применяемые сплавы для вкладышей подшипников тракторных дизелей
Сплав
Составные элементы сплава в %
Толщина слоя в мм
Sn Sb Си |
AI |
Mg РЬ T i Ni |
давле- |
/см- |
Максимальное |
ппе ftmax и к гс |
ACM (СССР) . . . |
— |
4,5 |
— |
Остальное 0,5 |
— |
— |
— |
0,6—0,7 |
200 |
|||
Свинцовистая брон |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
за Бр. С |
30 |
|
— |
70 |
|
— |
30 |
|
— |
0 ,6 —0,7 |
280 |
|
(СССР) . . . . |
— |
— |
— |
|||||||||
АО-9 (СССР) . . . |
9—10 — |
1 ,0 |
Остальное — |
— |
— |
— |
0,4 |
300 |
||||
АО-20, гласье (Ан- |
20 |
— |
1 ,0 |
» |
|
— |
|
— |
0,4 |
280 |
||
глия) ................. |
— |
— |
||||||||||
AS-11, гласье (Ан- |
6 |
|
|
» |
|
|
0,2 |
|
~ 0 ,4 |
320 |
||
г л и я ) ................. |
— |
1,0 |
— |
— |
1,0 |
|||||||
Вандервелл |
(Аи- |
|
|
Ос- |
|
|
г г - |
|
|
0,2—0,3 |
400 |
|
глия) ................. |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
тальное |
|
|
24 |
|
|
|
|
|
* Покрытие оловяннстым баббитом толщиной 0.02 мм. |
|
|
|
|
|
|
||||||
пиковых сплавов, применяемых в тракторных дизелях. |
Приве |
|||||||||||
денные данные |
позволяют определить |
необходимость |
перехода |
с одного подшипникового сплава на другой по мере форсиро вания того или иного тракторного дизеля.
Запасы прочности элементов коленчатого вала. Коренные шейки рассчитывают только на кручение, без учета напряжений изгиба ввиду их незначительного влияния на запас прочности (обычно в пределах 3—4%). Набегающий (суммарный) крутя щий момент, действующий на каждую коренную шейку, вычис ляют путем суммирования моментов от каждого кривошипа в направлении от 1-го цилиндра к последнему (в сторону отбора мощности), с учетом порядка работы отдельных цилиндров и угла смещения кривошипов. Наименее прочными являются шейки, которые имеют максимальную амплитуду изменения крутящего момента.
85
Запас усталостной прочности опасных коренных шеек (опас ным местом является сечение по отверстию для смазки)
2
|
|
|
— |
та + |
0,08т,„ |
|
|
|
|
ьх |
|
|
|
где т_1 — предел прочности |
на |
кручение |
(для данного мате |
|||
|
риала коленчатого вала); |
кручении, учитываю |
||||
ех — поправочный коэффициент при |
||||||
|
щий влияние масштабного и технологического фак |
|||||
|
торов; |
|
|
|
|
|
ха — -■ х |
——---- амплитудное напряжение цикла; |
|||||
хт = |
Т п 1 TV " T ” T m til |
—среднее напряжение цикла. |
||||
|
— |
Шатунные шейки подвергаются одновременному изгибу и кручению от переменных моментов, изменяющихся по асиммет ричному циклу. Максимальные значения изгибающих и крутя щих моментов достигаются не одновременно, т. е. между ними имеется сдвиг фаз; однако от величины этого сдвига усталост ная прочность вала не зависит и в расчет он не вводится.
Выбор опасной шатунной шейки определяется после расчета шеек на кручение.
При расчете величин ттах и тпцп следует учитывать, что, как правило, шатунные шейки выполняют с внутренней полостью,
в связи с чем момент сопротивления |
кручению шатунной шей |
|
ки в см3 |
|
|
Wx niti •—В" |
16 |
^ш.ш / |
|
где йш,ш — диаметр |
шатунной шейки в см; |
бш. ш — диаметр |
внутренней полости в см; |
р — поправочный коэффициент, учитывающий эксцен |
триситет внутренней полости по отношению к на ружной поверхности шейки.
Запас прочности на кручение определяют по приведенному выше уравнению для коренных шеек. Шатунные шейки, имею щие минимальное значение пх, рассчитывают на изгиб.
На каждом скоростном режиме подсчитывают максималь ные, минимальные, средние и амплитудные напряжения изгиба в плоскости смазочного отверстия.
Запас по усталостной прочности шатунной шейки на изгиб в плоскости расположения смазочного отверстия
- 7 - с г а + 0,ЗЗо>„
60
86