Файл: Василевский, А. Б. Методы решения задач учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
Трехчлен, стоящий в круглых |
скобках, достигает своего наи |
||
меньшего значения при |
— 1,5. |
Поэтому функция |
|
|
F (а) = а2 + За — 5 |
||
на |
5 2 возрастающая |
и достигает своего наибольшего значе |
|
ния |
при а — 2; F (2) = 5. |
5 |
|
|
/ |
возрастающая и достигает своего |
|
|
Функция ф(а) = а4 на I |
2 |
наименьшего значения при а
5_
3 ’
625 > 8.
81
Отсюда ясно, что / (а) > 0 и на ^-д-, 2
Утверждение задачи доказано.
Доказательство числовых неравенств
Пример 10. Доказать неравенство
|
|
| / з + т ^ 3 + 1 ^ 3 — / ^ 3 < 2 / 3. |
|
|
|
|||||||||
Обычно путем |
неоднократного |
возведения |
в степень |
обеих час |
||||||||||
тей неравенства |
такого |
вида |
сводятся |
к рациональным. |
Но в дан |
|||||||||
ном случае такой |
путь |
сложен. |
Здесь |
гораздо |
проще |
поступить |
||||||||
следующим образом. |
|
что |
левая часть неравенства меньше пра |
|||||||||||
Нам нужно доказать, |
||||||||||||||
вой. Поэтому будем |
находить (при помощи таблиц) |
приближенные |
||||||||||||
значения |
обеих |
|
частей |
неравенства |
(левой |
части — с |
избытком, |
|||||||
правой — с недостатком). |
|
|
точностью |
до |
1, |
потом |
до 0,1 |
|||||||
Вычисления |
ведем сначала с |
|||||||||||||
и т. д. до тех пор, |
пока не |
убедимся |
в справедливости |
данного |
||||||||||
неравенства. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
у/ 3 + |
3 + | / 3 — |
|
2 ? / Т |
|
||||
С |
точностью |
д о |
1: |
|
|
2 + |
2 = |
4 |
|
|
2 |
|
|
|
С |
точностью |
до |
0 ,1 : |
|
|
1 , 6 + 1 , 2 = 2 , 8 |
|
2 , 8 |
|
48
Итак, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
l A |
+ |
/~ 3 |
+ |
П |
|
- |
/ |
3 |
< |
2,8, |
a 2 |
V |
3 |
> 2,8. |
|
||||
|
Утверждение |
задачи доказано. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Упражнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
1. |
Доказать неравенства: 1) log81 576<Iog30 192; 2) 334> |
261; |
3) 202303^?303а02. |
|||||||||||||||||
|
|
2. |
Доказать, |
что если а > |
0, |
то верно неравенство |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
' а3 + За2 + 15 > 13а. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
3. |
Доказать, |
что если |
а > О, |
b > 0, |
то 2(а4 + |
64) + 1 9 > |
12а6. |
|
|
|||||||||||
|
4. |
Доказать, |
что - j + |
“ _ |
a |
+ |
с + а _ |
ь |
+ |
а + 1 ' ~ с |
> 3- |
если а ■ |
||||||||||
6, |
с — стороны треугольника. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
У к а з а н и е . |
|
Перейти |
к новым переменным |
х, |
у, |
г, |
обозначив 6+ с—а—х, |
|||||||||||||
с + а — Ь = у, a + b — c = z. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
+ |
|
5. |
Доказать, |
что если а > |
О, |
b > |
0, |
то верно неравенство а4 + |
а36 — 4a26 -f- |
|||||||||||||
ab + |
62 > 0. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
6. |
Доказать, |
что |
если а |
|
0, |
6 > |
0, |
с > |
0, |
то |
имеет |
место |
неравенство |
|||||||
6а + |
46 + 5с > 5 |Лт6 + |
7 J^ac + |
3 Т^бс. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
+ |
1 |
7. |
Доказать, |
что если а > |
0, |
то верно |
неравенство |
|
(a -|- 1) + а (а — 4) + |
|||||||||||||
> 0. |
|
|
|
|
а |
|
|
b |
|
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
8. |
Доказать |
|
|
|
|
|
|
|
> |
3, |
если |
а > |
0, 6 > 0 , |
с > 0 . |
|||||||
|
неравенство -у - + - у + |
- у |
||||||||||||||||||||
|
|
9. |
Доказать, |
что для любых действительных |
чисел х и у |
верно неравенство |
||||||||||||||||
х4 + yi > х3у + ху3. |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
10. |
Доказать, |
|
|
|
|
|
Н------ Ь |
|
< 2 , |
если я > 2 |
(и—на- |
|||||||||
|
|
что у т р у + „ у у |
gn ^ д |
|||||||||||||||||||
туралыюе число). |
|
|
6с |
|
ас |
|
аб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
11. |
Доказать, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
если а > 0, |
6 > 0 , с>0. |
||||||||
|
|
что -у —+ - у —+ у |
— » a + 6 + с, |
|||||||||||||||||||
|
|
12. |
Доказать, |
что ЗаЬс < a3 + 63 + с3, |
если а > 0, |
6 > |
0, |
с > 0. |
|
|||||||||||||
|
|
13. |
Доказать, |
|
что |
если |
х и |
|
д — неотрицательные |
числа, |
п — натуральное |
|||||||||||
число, |
то 2Л—1(хп + I/") > |
(х + (/)” . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
14. |
Доказать, что у = - + |
у |
= |
- + |
|
|
< — |
+ у - |
+ |
- у . |
если |
а > 0 , |
|||||||||
6 > 0, |
с > 0. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
15. |
Доказать, |
что для любого натурального п верно неравенство |
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
\2П |
/ |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
1 + - 2г ) > ( 1 + Т |
|
|
|
|
|
|
|
4 А. Б. Василевский |
49 |
§ 3 . Р е ш е н и е ц е л ы х у р а в н е н и й и н е р а в е н с т в 1
Решение уравнений, содержащих параметры
Главная трудность при решении уравнений, содержащих пара
метры,— это |
исследование их |
корней |
как |
функций параметров. |
|||
Это исследование можно |
провести |
одним |
из |
следующих способов: |
|||
а) решить данное уравнение / (х, |
а) — О относительно неизвестного х |
||||||
и исследовать |
функцию х=ср(а); |
б) решить уравнение / (х, а) — О |
|||||
относительно |
параметра |
а (до решения |
уравнения относительно х) |
||||
и исследовать |
функцию |
а = ф(х). |
В ряде |
случаев целесообразно |
|||
применить комбинацию обоих способов. |
|
|
|
||||
Пример 1. |
Решить уравнение |
|
|
|
|
|
|
|
(а2— 5а + |
6)х = а2 —- 4 |
(1) |
относительно х. Исследовать, при каких значениях параметра а это уравнение имеет: положительные корни; отрицательные корни; нулевой корень; бесчисленное множество решений;. не имеет ни одного действительного корня.
Из уравнения (1) получаем
а2 — 4
|
|
|
Л — |
а2 — 5а + 6 |
’ |
|
|
|
( 2) |
||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
если а2— 5а + 6 Ф 0. |
|
что х является |
функцией |
аргумента а, |
|||||||
Из равенства |
(2) ясно, |
||||||||||
поэтому, чтобы |
ответить |
на |
вопросы |
задачи, |
нужно |
исследовать |
|||||
функцию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
f(a) = |
а2— 4 |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
а2— 5а -f- 6 |
|
|
|
|
||||
Так |
как а2— 5а + 6 = (а — 3) (а — 2), |
то |
а2— 5а + 6 = 0, |
если |
|||||||
а = 2 или а = 3. |
Но а2 — 4 = 0 также |
при а = |
2. |
|
мно |
||||||
Поэтому если |
а = 2, |
то |
уравнение |
(1) |
имеет |
бесчисленное |
|||||
жество |
решений. |
|
то |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если |
а ф 2 и а ф З , |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
1 v > |
(а + 2) (а — 2) _ а + 2 |
|
|
||||||
|
|
(а - 3) (а - 2) |
|
а — 3' |
|
|
|||||
При а = 3 уравнение (1) решений не имеет. |
|
имеет |
нуле |
||||||||
Так как а + 2 = 0, если |
а = — 2, то уравнение (1) |
||||||||||
вое решение при |
а — — 2 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 Рассмотрим только те методы решения целых уравнений (неравенств) и их систем, знакомство с которыми не предполагается школьными программами.
50
Построим |
|
график функции |
f (а) |
= |
CL |
1 2 |
(рис. |
26). |
|
|
|
|
||||||||||||
|
- |
— о |
|
|
|
|
||||||||||||||||||
Из графика |
видно, |
что |
/ ( а ) > |
0 |
Cl |
|
|
— 2) |
и (3, |
-f со); |
||||||||||||||
на |
(— со, |
|||||||||||||||||||||||
/ (а) < О на (— 2, 3). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
если а < |
|
||||||||
Итак, уравнение (1) имеет положительные |
корни, |
— 2 |
||||||||||||||||||||||
и а > 3. Его |
|
корни отрицательны, |
если |
— 2 < |
а < |
3. |
|
|
|
|
||||||||||||||
Пример 2. |
|
Решить уравнение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
4х2 + (а - 2) х + (а — 5) = 0. |
|
|
|
|
|
( 3 ) |
||||||||||||
Исследовать, при каких значениях па |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
раметра |
а уравнение |
(3) |
имеет: |
положи |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
тельные |
|
корни; |
|
отрицательные |
корни; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
один положительный и один |
отрицатель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
ный корень; |
равные корни; не имеет ни |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
одного действительного |
корня. |
|
задачи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
Получить |
|
ответ |
на |
вопросы |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
можно |
двумя |
способами: |
|
|
|
|
|
отно |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
1. Сначала |
решить уравнение (3) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
сительно х, потом заняться |
|
исследовани |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
ем его корней. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
2. Решить уравнение (3) относитель |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
но параметра |
|
а |
и |
исследовать |
а |
как |
|
|
|
Рис. 26 |
|
|
||||||||||||
функцию х. Как |
видим, |
в |
|
этом |
случае |
|
|
|
|
|
не |
решая |
||||||||||||
исследование |
|
корней |
уравнения |
(3) |
можно выполнить, |
|||||||||||||||||||
уравнения |
(3) |
относительно х. |
|
(3) |
относительно |
х, |
получаем |
|||||||||||||||||
С п о с о б |
1. |
Решив |
уравнение |
|||||||||||||||||||||
|
|
хх |
|
- |
— (а — 2) + У (а — 2)2 — 16 (а — 5) |
’ |
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
g |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
х2 |
— (а — 2) - |
У (а — 2)3— 16 (а — 5) |
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обозначим: D = (а — 2)2 — 16 (а — 5) = а2 — 20а + 84. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||
Если |
D = |
|
0, |
то |
хх = |
х2==---- S- (а — 2) = |
|
(2 — а). |
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
84 |
|
|
О |
|
|
|
6, а2= 14. |
||||
Квадратный трехчлен а2— 20а + |
имеет корни ах = |
|||||||||||||||||||||||
Итак, |
если |
а = |
6, то |
хг = х2 = (2 — 6): 8 = |
— 0,5; |
если |
а = |
14, |
||||||||||||||||
то хг — х2 = (2 — 14): 8 = |
—1,5. |
|
|
имеет действительных корней. |
||||||||||||||||||||
Если |
D < |
0, то уравнение (3) не |
||||||||||||||||||||||
Очевидно, D < 0, если |
6 < |
а < 14. |
или |
|
а > 1 4 , |
то |
уравнение |
(3) |
||||||||||||||||
Если |
D > |
0, т. е. |
если |
а < 6 |
|
|||||||||||||||||||
имеет два различных действительных корня. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
Для |
того |
|
чтобы |
хг > |
0 |
и х 2> |
0, параметр а должен удовле |
|||||||||||||||||
творять |
следующей |
системе неравенств: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4* |
51 |