Файл: Василевский, А. Б. Методы решения задач учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

а <

б

или я >

14,

 

 

 

 

 

 

 

— (а -

2) +

] / а2 -

20а +

84 >

0,

 

(4)

 

 

— (а - 2) — | а2— 20а + 84 > 0.

 

 

Очевидно, здесь второе неравенство является следствием третьего.

Поэтому

система

неравенств (4) эквивалентна

такой системе:

 

 

а < 6 или а >

14,

 

 

)

 

 

 

 

- 2) — ] / а3— 20а + 84 > 0. }

 

^

Решаем

последнее из этих неравенств:

 

 

 

 

 

 

 

— (а - 2) — У а2 — 20а + 84 > 0,

 

 

 

 

 

 

2 — а >

j/a 2 — 20a -|- 84.

 

 

(6)

Правая часть

последнего

неравенства — положительное

число.

Поэтому

2 — а >

0,

т. е. а <

2.

эквивалентно неравенству

Если

a < 2,

то неравенство

(6)

 

 

 

 

(2 — а)3 > а2 — 20а + 84

 

 

 

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

— 4а + а3 > а2 — 20а + 84,

 

 

 

 

 

 

 

16а > 8 0 ,

а > 5'.

 

 

 

 

Таким образом, система неравенств (4) решений не имеет и,

следовательно,

ни

при каких

значениях

а не существует

хг > 0

и хг > 0.

 

 

 

 

х-! < 0

и х2 < 0,

параметр а

 

Для

того

чтобы

были

должен

удовлетворять

системе

неравенств

 

 

 

 

 

 

 

a <

6

или а >

14,

 

 

 

 

 

 

 

— (а — 2) + У а2 — 20а + 84 < 0,

 

(7)

 

 

— (а — 2) — У а2— 20а + 84 < 0.

 

 

Очевидно, здесь третье неравенство

является

следствием вто­

рого. Поэтому система неравенств

(7) эквивалентна

системе

 

 

 

а <

6 или a >

14,

 

 

 

 

(8)

 

 

— (a — 2) -f V a 2 — 20a +

84 <

0.

 

 

 

 

 

Решаем второе неравенство системы (8):

 

 

 

 

 

 

— (a — 2) +

У а2 — 20a +

84 < 0,

 

 

 

 

 

 

У а2 — 20а +

84 < а — 2.

 

 

(9)

52


Левая часть неравенства (9) положительна. Поэтому а — 2 > О,

т. е. а > 2.

Е с л и 2 < а < 6 или а > 14, то неравенство (9) эквивалентно неравенству

а2 — 20а + 84 < (а — 2)2

или

а2 — 20а + 84 < а2 — 4а + 4,

16а > 80, а > 5.

Итак,

система

неравенств

(8) эквивалентна

системе

неравенств

 

 

,

 

2 <

а <

6 или

а >

14,

|

 

 

 

 

 

 

 

 

а >

5.

 

 

 

 

 

 

 

|

 

 

 

 

Отсюда получаем:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

<

а <

6 или а > 14.

 

 

 

 

Итак,

если 5 <

а < 6 или

а >

14, то х'х <

0

и х2 < 0.

имеет раз­

Подведем

итоги. Мы

установили,

что уравнение (3)

личные

действительные

корни,

если

а < 6

или а > 1 4 .

Таких

а,

при которых

а'х >

0 и х2 >

0,

не

 

существует.

При

5 <

а < 6 или

а > 14

оба корня отрицательные.

Поэтому, если а <

5, то один из

корней положительный, а второй отрицательный.

 

 

а:

С п о с о б

2. Решаем

уравнение

(3)

относительно параметра

 

 

 

 

а =

— 4л:2 + + 5

 

 

 

( 10)

 

 

 

 

 

 

 

 

х

 

 

1

 

 

 

 

 

 

если х Ф 1 .

 

 

а

как

 

функцию

х,

определенную

на

Теперь

рассматриваем

 

(— оо, — 1) и (— 1, + оо).

Для определения экстремальных точек функции а преобразуем

уравнение (10) к виду

 

 

 

а = а(х) = — 4^ +

6 ------ г.

1

4 '

 

х +

а’ (х) — 4 4

 

1

 

( х

4* 1)а ‘

 

 

 

Производная а'(х) обращается в нуль в точках

хх = — 0,5 и х2 = — 1,5.

 

Далее,

 

 

 

lim а (х) — 4- оо.

lima (х) =

— со,

X-*-—оо

Х-+-\-оо

 

lim а (х) = — оо,

lim а (л:) =

4- оо.

1(ДГ>-1)

 

1(л:<-1)

 

53


Вычисляем

а (— 0,5) = 6; а (— 1,5) = 14; а (0) = 5.

Строим график функции а(х) (рис. 27).

Мы не определяем нули функции а{х) и промежутки ее вы­ пуклости и вогнутости, так как для исследования корней уравне­ ния (3) эти свойства функции а(х) не нужны.

Рассмотрим график функции а(х).

Если а - 14, то х1 = х2 = — 1,5. Если а > 14, то хх < 0 и х2 < 0.

£

 

 

Рис. 27

 

 

Рис. 28

Е с л и б < а < 1 4 , то

уравнение

(3) действительных корней не

имеет.

а =

6, то х1=

х2=

— 0,5.

*

Если

Если

5 < а < 6, то хг <

0 и х2 <

0.

Если

а =

5, то х2 = 0, хх < 0.

 

Если а < 5,

то хх <

0 и х2 > 0.

 

 

Из графика

видно,

что ни при каком значении параметра а

корень уравнения (3) не равен — 1.

По графику

можно также про­

следить, как изменяется величина

корней уравнения (3) с измене­

нием параметра а.

 

 

 

Из второго

решения

видна роль производной при исследовании

корней уравнений, содержащих параметры. В

этом решении про­

явился функциональный

подход к исследованию

корней уравнений.

54


Изучение графика функции а(х) позволяет наглядно определить нужные свойства корней, избавляет нас от лишних вычислений.

Пример 3. Определить, при каких значениях а все три корня уравнения

Xs ах +

(2а -f- 32) =

0

(11)

действительные.

 

 

 

На первый взгляд кажется,

что, чтобы

ответить

на вопрос за­

дачи, нужно сначала решить уравнение относительно х, а потом заняться исследованием его корней. Но решение уравнения третьей степени дело достаточно сложное. Поэтому здесь еще больше оче­ видны преимущества функционального подхода к исследованию

корней уравнений.

 

(11)

относительно параметра а:

 

 

Решаем

уравнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х3+ 32

 

 

 

если х ф 2 .

 

функцию

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследуем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а а (х) =

х3 + 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х 2

 

 

Она определена

на

(— оо,

2)

и

(2,

+

о°).

 

 

, . .

 

Зх2 (х — 2) — (х3 +

32)

 

2 (х3 — Зх2 — 16)

“'< * > = ------

 

(х — 2).----------- =

-------- (1 = 2? --------'

Замечаем,

что

трехчлен

х3— Зх2— 16 имеет

целый корень

хх = 4. Поэтому

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х3— Зх2 — 16 = (х — 4) (х2 + х + 4).

 

 

Квадратный

 

трехчлен

х2 +

х + 4

 

действительных

корней не

имеет.

ясно,

что

функция

а(х)

подозрительна

на

экстремум

Теперь

в точке х =

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а (4) =

48,

а(0) =

— 16.

 

 

Далее,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

lima(x) =

+

оо,

 

lima(x) = + оо,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X-*-—оо

 

 

 

 

 

lima (х) = +

со,

lima(x)= — оо.

 

 

 

 

 

*->-2(л:>2)

 

 

 

д:-*-2(л:<2)

 

 

Строим график функции а(х) (рис. 28). Из графика видно, что уравнение (11) имеет три действительных корня в том случае, если а > 48. Причем ясно, что хх < 0, 2 < х2 < 4, х3 > 4.

55


Решение неравенств, содержащих абсолютную величину

Решение неравенства

вида

а | / (х) | + Ь| ср (х) |— ф (х) >

0, содер­

жащего переменную х под знаком

абсолютной величины,

сводится

к решению следующих систем неравенств:

 

 

 

/( * ) >

о,

 

 

f(x )> О,

 

Ф (*) >

О,

 

 

Ф (х) < О,

 

af (х) + b ф (х) — ф (х) > 0.

 

af (х) — ^ф (х) — ф (х) > 0.

f (х) < 0,

 

 

f(x )<

О,

 

Ф (х) > 0,

 

 

ф (х) < О,

 

af (х) — 6ф (х) + ф (х) < 0.

 

а/ (х) + Ьц>(х) + ф (х) < 0.

Пример 4. Решить неравенство

 

 

 

 

 

 

х2 +

2х — 3 | х + 1| + 3 >

0.

(12)

Это неравенство эквивалентно двум системам неравенств:

 

х + 1

0,

 

 

 

 

|

 

 

х2 + 2х — 3 ( х +

1) +

3 >

0. )

(13)

 

х + 1 < 0,

 

 

 

 

|

(14)

 

х2 + 2х — 3 (— х — 1) -|- 3 > 0. J

 

 

Система неравенств (13) эквивалентна следующей:

 

 

 

х + 1 >

0,

|

 

 

(15)

 

 

х2 — х > 0. J

 

 

 

 

 

 

 

Квадратный трехчлен х2—х имеет корни хх = 0, х..

Поэтому

система неравенств (15)

эквивалентна такой

системе:

 

 

х < 0

или

х >

1. J

 

(16)

 

 

 

Из (16) получаем

 

 

 

 

 

 

 

 

1 < х < 0 или

х >

1.

 

Система неравенств (14) эквивалентна следующей:

 

 

 

* +

1 < 0,

 

 

1

 

(17)

 

 

х2 +

5х +

6 >

0.

J

 

 

 

 

 

Находим корни квадратного трехчлена

х2 + 5х 6:

 

 

 

Х\ ==2, Xg —■— 3.

 

 

56