Файл: Быстрова, В. И. Проектирование механизмов и приборов для целлюлозно-бумажных производств учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(рис. 44), где Дун — погрешность от перекоса направляющей ли­ нейки. Гайка при этом испытывает дополнительные повороты: А(р= хДун'i, а следовательно, дополнительное смещение вдоль винта Axv=sA(p/2it шли Axyn — sxAyl2nl. Коррекционная линейка приме­ няется для компенсации постоянной погрешности шага при выпол­

нении следующего условия: Лгун = —<p*si-

М е р т в ы й х о д в в и н т о в о й п е р е д а ч е . Он определяется величиной осевого зазора. Осевой зазор Дсос зависит от разности

Рис. 44. Компенсация погрешности шага винтового механизма.

диаметров винта и гайки, т. е. Ac0C = Acptg-^-, где Acv= dr— dB— ра­

диальный зазор, а — угол профиля резьбы:

Ac0C= (dr— dB) tg ^ -.

Это выражение справедливо лишь в том случае, когда резьба строго совпадает по шагу и профилю. Но в действительности всегда имеют место погрешности шага винта и гайки. Поэтому для сопряжения винта и гайки необходим зазор, для создания ко­ торого гайку делают с заведомо большим диаметром резьбы. Исхо­ дя из этих соображений, получим следующее выражение для осе­ вого зазора:

Лс0С= (drdB) tg-g- —1 ^ 1 -------- (§ - у ) ■• cos2 — V '

где |c?s|— разность шага винта и гайки; /г^§у|/' cos2-^-— погрешность

профиля; h — рабочая высота витка.

Для устранения мертвого хода прибегают к регулировке сред­ него диаметра гайки или шага гайки. Регулировка среднего диа­ метра гайки достигается путем применения разрезных пружиня-

79


щих гаек, затягиваемых другими накидными гайками. В этом случае (рис. 45,а) затяжкой в радиальном направлении выбира­ ется радиальный зазор между резьбой винта и гайки. Гайка может быть разрезана частично или по всей длине. Для устранения зазо­ ра в осевом направлении применяют конструкции, представленные на рис. 45, б, в. В ответственных случаях используют высокоточ­ ную дифференциальную винтовую передачу (рис. 45,6). В ней осевой зазор регулируется затяжкой контргайки. Шаг наружной резьбы контргайки К меньше шага внутренней резьбы, равного шагу резьбы винта. Разность в шаге позволяет при затягивании контргайки полностью устранять мертвый ход. Более простая конструкция с осевой затяжкой резьбы показана на рис. 45, б. Недостаток такой конструкции заключается в том, что работа резьбы неравномерна, работают только крайние витки резьбы гайки.

Рис. 45. Способы устранения мертвого хода винтовых механизмов.

В винтовых передачах применяются различные виды резьб: ленточная (а = 0), трапецеидальная (а = 90°), метрическая (а = 60°). В винтовых механизмах повышенной точности и малонагруженных используется метрическая резьба. В сильно нагруженных, но неточ­ ных передачах применяется ленточная резьба. Наружный цилиндр трапецеидальной резьбы может быть использован в качестве на­ правляющей.

§ 6. КУЛАЧКОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Кулачковые механизмы применяются для преобразования вра­ щательного движения в поступательное или вращательно-возврат­ ное по сложному закону. Ведущим звеном является, как правило, ку­ лачок, ведомым — толкатель. Уравнение движения толкателя мо­ жет иметь один из двух видов: х = х(ф) или а = а(ср), где х — ли­ нейное перемещение толкателя; ф — угол поворота кулачка; а — угловое перемещение толкателя.

Различают кулачки открытого и закрытого типа. Открытые кулачки делятся на плоские и торцевые, закрытые — на торцевые и цилиндрические. Для воспроизведения функции двух переменных

применяют коноиды.

Уравнение коноида х = /(ф,

хКОн), где хкон —

перемещение

коноида

в направлении

своей

оси.

Характерно, что

в кулачковых

механизмах открытого

типа

(рис.

46, а, б) функция

8 0


воспроизводится в пределах одного оборота кулачка. В закрытых кулачках (рис. 46, в, г) для воспроизведения функции можно ис­ пользовать несколько оборотов кулачка, что является преимущест­ вом последних. Однако вследствии сложности обработки канавок они уступают в точности кулачкам открытого типа.

Кинематическое исследование плоских кулачковых механизмов

Оно сводится к решению одной из двух задач: анализу кулачковых меха­ низмов, позволяющему устанавливать закон движения толкателя по заданному профилю кулачка и размерам звеньев механизма и синтезу кулачковых меха­ низмов, в результате которого по задан­ ному закону движения ведомого звена (толкателя) создается профиль ку­ лачка.

А н а л и з к у л а ч к о в ы х м е х а ­ низ мов . Для решения этой задачи про­ филь кулачка и толкателя, а также все размеры механизма должны быть из­ вестны (рис. 47). Требуется определить закон движения ведомого звена (толка­ теля). Для уменьшения трения между толкателем III и кулачком / как прави­ ло применяют ролик II. Ролик во время движения находится в постоянном кон­ такте с кулачком, причем центр ролика всегда лежит на нормали, проходящей через точку касания ролика с кулачком на расстоянии радиуса г от профиля ку­ лачка.

Геометрическим местом точек, соот­ ветствующих положениям центра ролика, является эквидистантная профилю ку­ лачка кривая. Построим эту эквидис­ тантную кривую. Затем определим поло­ жение толкателя для любого угла пово­ рота кулачка ср. По полученным данным может быть построена циклограмма х =

= х(<р).

Определим

скорость точки Л — центра

ролика толкателя. Прямолинейное дви­

жение этой

точки рассматриваем как

сложное — переносное вместе с кулачком и относительное по поверхности кулач­ ка, т. е.

V a = VeA + VrA.

(7.11)

б

Рис. 46. Типы кулач­ ковых механизмов.

81

Переносная скорость \ еА является скоростью точки, лежащей на кулачке, veA = aip, где р — текущий радиус кулачка. veA-Lp, а век­ тор vrA направлен по касательной к теоретическому профилю ку­ лачка (так называется эквидистантная кривая). Уравнение (7.11)

может быть

решено графически

методами, описанными выше.

С и н т е з

к у л а ч к о в ы х м

е х а н и з м о в . Здесь ставится за­

дача, обратная анализу: по заданному закону движения толкателя проектируется профиль кулачка. Закон движения толкателя выби­ рается в соответствии с тем технологическим процессом, для вы­

полнения которого предназначен кулачковый механизм. Все раз­ меры звеньев механизма назначаются из условий прочности, жест­ кости и т. д.

Технологический процесс разбивается на операции с указанием времени их продолжительности, максимального хода рабочего ор­ гана механизма. Эти данные сводятся в операционные карты или

циклограммы (рис. 48,

а). Зная перемещение толкателя х и х%, ...

для различных углов ср

(а если <р меняется равномерно по времени,

то для различных значений t), можно построить радиусы р кулачка. Полный оборот кулачка делится на некоторое количество частей, определяемых углами <pj, фг и т. д. Затем аналитически или графи­

82


чески (по циклограмме) определяется перемещение толкателях^ = X]((pi), х2 = х2 (ф2) и т. д. Далее по заданным координатам хь х2 и т. д. строятся положения толкателя относительно кулачка в пози­ циях 1, 2 и т. д. Профиль кулачка получается как огибающая этих положений (рис. 48, б).

Погрешности кулачковых механизмов

 

П о г р е ш н о с т ь ф о р м ы

к у л а ч к а (блц) определяется по

формуле бХ] = бр, где р — текущий радиус кривизны кулачка.

Погрешность формы (Зли)

кулачков различного типа, мм

Плоский кулачок по спирали Архимеда, открытый, шлифованный

0,005—0,007

Кулачок Архимеда закрытый, фрезерованный.......................................

0,015—0,020

Кулачок сложного профиля, открытый, шлифованный по контуру,

0,030—0,050

Кулачок цилиндрический закрытый, фрезерованный...........................

0,050—0,100

83

П о г р е ш н о с т ь от н е п е р е с е ч е н и я ц е н т р а к у л а ч ­

ка с о с ь ю

т о л к а т е л я

(б^г). При одном положении кулачка

6 Li = 6 ctgai,

при другом 6 L2 = 6 ctga2. Таким образом, погрешность

перемещения толкателя (рис. 49, а)

 

8 x2 =

8 c(tga, — tg a2).

Здесь L — расстояние между острием толкателя и центром враще­ ния кулачка. Смещение бс оси толкателя по отношению к оси ку­

лачка представляет

собой

погрешность сборки. Она

колеблется

от 0,05 до 0,10 мм.

Для уменьшения погрешности 6 х2

надо стре­

миться к уменьшению угла

подъема кулачка а.

 

Рис. 49. Погрешности кулачковых механизмов.

П о г р е ш н о с т ь от п е р е к о с а т о л к а т е л я в н а п р а в ­

л я ю щ и х

(6 *з) (рис. 49,6)

определяется

по следующим зависи-

' мостям:

 

 

 

 

8Z1 =

8a1tga1, о Z.2 =

5

а2tg a2, 8x3 =

oa1tga1— 3a2tga2,

где ба — смещение конца

толкателя от перекоса. Оно переменно,

так как зависит не только.от перекоса толкателя, но и от вылета его из направляющих, вызывается как зазором в направляющих, так и упругими деформациями. Для уменьшения погрешности 6 *з следует уменьшить угол подъема кулачка а.

П о г р е ш н о с т ь от э к с ц е н т р и с и т е т а к у л а ч к а (6 x4) (рис. 49, в) может возникнуть, когда правильно изготовленный по

84


своим формам кулачок неправильно насажен на ось и источником погрешности будет смещение реальной оси кулачка по отношению к его геометрической оси:

5 Z, =

о sin ср,

о ж4 =

3 e (s in cpj — sin

ф 2),

где угол поворота

кулачка

ср<я.

При повороте

кулачка на угол

ср>я 5х4='2бе. Величина 6е колеблется от 0,010 до 0,030 мм.

П о г ре ши о с т ь от э к с ц е н т р и с и т е т а р о л и к а (6х5) возникает при применении толкателя с роликом. Ось ролика мо­ жет не совпадать с его геометрической осью, что приведет к пог­ решности механизма. Ролик всегда делает более одного оборота за время одного оборота кулачка, поэтому 6x5 = 2ep. Эксцентриситет 6ер шлифованного ролика составляет 0,003—0,010 мм.

П о г р е ш н о с т ь с м е щ е н и я т о ч к и к а с а н и я т о л к а ­ т е л я и к у л а ч к а (б^б) появляется при применении ролика фис. 49,г ):

где г — радиус ролика. Погрешность блг6 зависит от углов подъема кулачка и радиуса ролика. Следует проектировать форму кулачка так, чтобы исключить эту погрешность. Для этого по заданному закону рассчитывают кулачок, а затем — эквидистанту, исходя из размера радиуса ролика. Часто эту задачу решают так: задают не форму кулачка, а траекторию движения центра ролика. Фрезу подбирают по диаметру ролика, т. е. чертеж рассчитанного кулачка представляет собой не что иное, как траекторию пути режущего инструмента (рис. 49,д).

Изучив все ошибки, можно отметить, что они в большой степени зависят от угла подъема кулачка. Надо стремиться к уменьшению углов подъема. Однако можно ли уменьшать угол подъема, если профиль кулачка диктуется заданным законом движения толкате­

ля? Для бесконечно малого угла

поворота d(р кулачка (рис. 49, е)

tg a= l/p-dp/dcp. Отношение dp/d<p

определяется заданным законом

движения толкателя. Однако меняя минимальный радиус кулачка р0, можно варьировать величиной текущего радиуса кривизны ку­ лачка р так, что ртах —Ро —х. Таким образом, увеличивая р0, а следовательно и р, тем самым уменьшаем угол подъема кулач­ ка а и пшрешности кулачкового механизма.

§ 7. МЕХАНИЗМЫ ПРЕРЫВИСТОГО ДЕЙСТВИЯ

Механизмы прерывистого действия служат для преобразования непрерывного движения ведущего звена в движение с остановками ведомого звена. К ним относятся мальтийские, зубчатые, роликовые счетные и храповые механизмы.

8 5 -