Файл: Быстрова, В. И. Проектирование механизмов и приборов для целлюлозно-бумажных производств учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
Храповое устройство является простым средством создания прерывистого движения. Оно дает возможность получать весьма
большие передаточные отношения |
(до |
100:1). |
З а м е ч а н и я по р а с ч е т у |
х |
р а п о в о г о к о л е с а . Как |
правило, из конструктивных соображений задают шаг зубьев, рав ный t. Чем точнее требуется фиксация ведомой оси, тем мельче должен быть шаг t = nD/z, где D — наружный диаметр храпового колеса. Число зубьев z колеса зависит от наименьшего угла пово рота его (фо) за один ход собачки: г=2л:/фо. Рабочая высота зуба колеса выбирается равной h = l/2.
Расчет на прочность храповых механизмов сводится к проверке на срез и смятие оси вращения собачки, а также к ограничению удельного давления на поверхность контакта. Исходя из последнего,
определяют длину зуба колеса B = Q/[q], |
где Q — окружная сила; |
[<7] — допускаемое удельное давление |
на единицу длины зуба |
колеса, Н/м. Длина зуба колеса обычно меньше соответствующего размера собачки.
В качестве материала храповых колес и собачек применяют Сталь 20Х с цементацией и закалкой до HRC 45—50 ([q] ^ 4 0 Н/м).
атакже Сталь 40, Сталь 45 и др.
§8. ШАРНИРНО-РЫЧАЖНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Вряде случаев, в частности в счетно-решающих устройствах, возникает необходимость передачи движения, не пропорционального
заданному, а изменяющегося по какому-либо закону. Для этой цели служат шарнирно-рычажные передачи, среди которых особен но часто применяются кривошипно-шатунные простые и внецентровые (дезаксиальные), тангенсные, синусные, пространственные поводковые передачи.
Кривошипно-шатунные механизмы
Предположим, что ведущим звеном является кривошип / (рис. 54, а ), ведомым — ползун III, связанный с кривошипом I шатуном II, т. е вращательное движение преобразуется в поступательное (в приборах применяется и обратное преобразование). Под пере даточным отношением в механизмах, преобразующих вращательное
Рис. 54. Кривошипно-шатунный механизм.
а — простой, 6 — дезаксиальный.
движение в поступательное и поступательное во вращательное,
понимается отношение линейных |
скоростей некоторых точек, вы |
бранных на ведомом и ведущем |
звеньях. Для рассматриваемого |
механизма t'= vB/vA = sin2<pr/2/ -.-j-sinep. Эта формула показывает, |
|
что передаточное отношение переменное и зависит от угла ср. Если |
|
центр вращения кривошипа смещен по отношению к линии переме |
щения ползуна (рис. 54,6), |
то передаточное отношение принимает |
вид |
|
Г |
С |
— -у |
sin 2 ф'-j- sin ф ---- j cos <p. |
Чем больше отношение с//, тем интенсивнее меняется передаточное отношение.
Тангенсный механизм
Тангеисный механизм представлен на рис. 55. Закон движения ползуна А описывается уравнением x = atga. Передаточное от ношение
I
где vB— линейная скорость точки В, лежащей на поводке; vA — линейная скорость конца ползуна. Отсюда
•ув = а |
d а |
dx |
vA = a |
1 |
d a |
ИТ' |
d t ' |
COS2 a |
dt ' |
||
|
da |
2 |
1 |
|
1 |
adt |
|
||||
1 |
d a |
|
1 - f tg -a |
^ |
x 2 |
a COS^adT |
|
|
1 |
Рис. 55. Тангенсный меха- |
Рис. 56. Синусный меха |
низм. |
низм. |
Если х мало по сравнению с а, то отношением х2/а2 можно пре небречь, тогда i «l . В этом случае механизм становится пропорцио нальным. При возрастании х уменьшается i. Для тангенсного ме ханизма так же, как и для синусного, характерны незначительные потери на трение, малый износ, следовательно, высокая точность передачи движения.
91
С и н у с н ы й м е х а н и з м
Схема механизма представлена на рис. 56. Уравнение синусного
механизма |
x = rsinp. |
Скорость |
точки |
В поводка ОБ равна |
VB — |
||||
= rdp/dt. Скорость точки А, |
принадлежащей ползуну, будет |
Vа = |
|||||||
= dx/dt = rcos{idfi/dt. |
Передаточное |
отношение |
механизма |
|
|||||
, _ _ К в |
|
r d t |
______1 |
_ |
1__________ 1 |
|
|
||
v A |
гсо5?ж |
COS Р |
|
у I — sin2 8 |
Л f |
\ -X2 |
|
||
|
|
|
|
1 |
V |
l ~ ^ |
|
||
При х = 0 |
(или близких к 0) |
i= \ |
(или i ~l ) . Такой механизм при |
||||||
меняют в качестве пропорционального. |
|
|
|
|
Пространственная поводковая передача
Поводковые передачи не только изменяют передаточное отно шение по определенному закону, но и преобразуют вращательное движение в одной плоскости во вращательное движение в другой
Рис. 57. Пространственные поводковые передачи.
а — с прямыми поводками; б —с наклонным ведущим поводком.
плоскости. Такие передачи имеют много модификаций в зависимости от наклона поводков к соответствующим осям.
Рассмотрим передачу, показанную на рис. 57,а. Здесь АА — ведущая ось, ВВ — ведомая. Если вращать ведущую ось, то ее поводок будет вращаться в вертикальной плоскости. Поводок ведомой оси будет тоже вращаться, но в горизонтальной плоскости. Каждому углу а поворота ведущего поводка соответствует угол [3
92
поворота ведомого поводка. Обозначим через U начальный размер ведущего поводка; /2— начальный размер ведомого поводка. Путь,
пройденный точкой касания поводков, |
с одной |
стороны, равен |
||||||||||
Zitga, с другой, /2tgp, т. е. |
0 0 = /itga = /2tg|3- Так как при всех углах |
|||||||||||
поворота |
поводок ведущий |
остается |
в |
вертикальной |
плоскости, |
|||||||
а ведомый — в горизонтальной, |
то траектория точки касания |
по |
||||||||||
водков — линия пересечения плоскостей — прямая. |
тогда |
р — |
||||||||||
Выразим угол |3 через угол поворота |
а ведущей оси, |
|||||||||||
••=arctg(/itga//2). Передаточное отношение такой передачи |
|
|||||||||||
|
|
d Э |
h |
i |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
i |
/2 |
COS2 a |
/, |
|
1 |
|
|
|
|
||
|
d а |
|
h |
|
L<i |
|
M 2 |
|
. , |
|
|
|
|
|
|
‘g2 a |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
1+ г |
cos2 a -f- /.J |
Sln"a |
|
|
|||||
Выразим cos2a через sin2a, в результате |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
, |
Ь . |
_ _ _ _ J _______ |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
1 Ч - К - |
/I) Sin2. • |
|
|
|
|
||
Окончательно получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
• |
|
|
t1to |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
l \ |
r ( |
l\ — l \) |
sin2 a |
|
|
|
|
|
Если l\ = h, to |
i= l= co n st. Если h> l\, |
то при a = 0 (в начальный |
||||||||||
момент времени) i = /i//2 < l , а затем |
возрастает |
|
с увеличением а. |
|||||||||
Если /г < /1, то при а = 0 |
i = /i//2 > l , а затем уменьшается с увели |
|||||||||||
чением а. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поводковая передача позволяет подбирать.необходимые i и тен |
||||||||||||
денцию |
их изменения. |
Часто |
делают |
более сложные |
передачи |
|||||||
с наклонным |
поводком. |
Передаточное отношение такой передачи |
||||||||||
(рис. 57,6) равно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
_ |
- l i j l . j + l iCOSatgcp) |
|
|
|
|
||||
|
|
|
(/n COS 0 -j- l x tg tp)2 4- |
(lx sin a)2 ' |
|
|
|
|
§ 9. ФРИКЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Фрикционная передача осуществляется при помощи касающих ся между собой фрикционных колес или катков. Необходимым условием передачи момента с ведущего звена на ведомое является прижимающая сила Р, создаваемая пружинами. От действия силы Р между звеньями l u l l (рис. 58, а) при движении возникает сила трения F = P-f, где f — коэффициент трения скольжения между звеньями / и II. Эта сила трения является окружным усилием для ведомого звена, противодействующим окружному усилию Q от по лезного крутящего момента.
93
Передача движения возможна только при условии F^>Q, тогда необходимая величина силы Р будет
|
р |
k M |
|
|
|
|
|
1 |
Г, f r , ’ |
|
|
|
|
где k — коэффициент запаса |
(& = 2ч-3); |
г| — к. п. |
д. |
передачи |
||
(г) = 0,75 ч-0,8); |
М — полезный |
крутящий |
момент |
на |
ведомом |
|
звене (M = Qr2). |
Если M = Qx2 будет больше, |
чем Fr2 = Pfr2, то пе |
||||
редачи не будет, |
возникнет проскальзывание. |
Поэтому фрикционы |
Рис. 58. Фрикционные передачи.
применяются только при малых вращающих моментах. Поджимаю щая сила Р целиком действует на опоры, вызывает износ детален. Для ее уменьшения следует выбирать материалы колес с большим коэффициентом трения f.
Кинематический расчет фрикционных механизмов
Ф р и к ц и о н н ы й м е х а н и з м ш а р и к о в о г о т и п а пред ставлен на рис. 58, б. Ведущее звено — диск 1. Вращение передается через фрикционное сцепление шарикам 2 и 3. Последние связаны
94
с ведомой осью также фрикционно. Обойма 5 с шариками 2 и 3 имеет возможность перемещаться продольно относительно валика 4.
Определим передаточное отношение механизма. При отсутствии проскальзывания между звеньями окружные скорости вращения
диска (щ) и шарика 2 (и2) одинаковы, т. |
е. vx= v2. Здесь v { = 03iR, |
|
v2= ы2г, отсюда |
(i)i = vJR, (,)2 = v2lr = v\lr. |
Передаточное отношение |
между диском 1 |
и шариком 2 ii - 2 = oi/u)2 = r/R, следовательно, уг |
ловые скорости обратно пропорциональны радиусам вращенияЕсли радиусы шариков одинаковы, то i2—3 = со2/о)з= 1. Передаточное отношение между шариком 3 и валиком 4 будет
0-4 = 77, |
I';. |
,, |
|
, |
_ *V B_ г в |
г ■ |
"4 |
г R ’ |
V l ’ 4 “ |
“ Г В ’ h ~ 4 ~ r v x ~ ~ |
|||
Общее передаточное отношение механизма равно |
|
|
||||
|
Общ |
^-—3О—30 —4 |
|
Г„ 1\ . |
|
|
Р о л и к о в ы й |
ф р и к ц и о н н ы й |
м е х а н и з м |
показан |
на |
рис. 58, в. Ролжк 2 может перемещаться вдоль оси 4, меняя при этом положение точки касания с диском 1. При вращении диска
Рис. 59. Фрикционные механизмы с плавным изме нением передаточного отношения (вариаторы).
95