ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 33
Снижение себестоимости обработки деталей на станках с программным управлением
|
|
|
|
|
|
Р а з м е р с н и ж е н и я с е б е с т о и м о с т и |
||
|
|
|
|
|
|
п о с р а в н е н и ю с о б р а б о т к о й н а |
||
|
|
Г р у п п а д е т а л е й |
у н и в е р с а л ь н ы х с т а н к а х . % |
|||||
|
|
|
|
|
|
МИК. |
макс. |
1 среднее |
Детали |
|
средней |
сложности |
|
|
|
||
и средних размеров, в основ |
|
|
|
|||||
ном |
с прямолинейными кон |
|
|
|
||||
турами |
(I |
группа) . . . . |
2 1 ,9 |
6 2 ,3 |
3 6 ,3 |
|||
Детали сложной конфигура |
|
|
|
|||||
ции |
и |
больших |
размеров, |
|
|
|
||
имеющие |
криволинейные кон |
|
|
|
||||
туры |
и |
глубокие |
карманы |
|
|
|
||
(II группа) ............................... |
2 1 . 1 |
2 1 ,9 |
16,1 |
|||||
Детали |
особо |
сложной кон |
|
|
|
|||
фигурации |
и больших разме |
|
|
|
||||
ров |
(III |
г р у п п а ).................... |
1 9 ,6 |
4 0 ,1 |
2 8 ,7 |
|||
По |
всем |
исследованным |
|
|
|
|||
деталям — 45 |
наименований |
2 , 1 |
6 2 ,3 |
3 2 ,1 |
||||
оборудования и его ремонту, |
а также |
на |
двигательную |
электроэнергию в одних случаях снижаются, а в других (при обработке более сложных и крупных деталей) — резко возрастают. Это зависит от используемой техники. Для обработки деталей I группы (средней сложности и средних размеров) применяется станок с программным управлением, оптовая цена которого 13 тысяч рублей. Данный станок относится к 19 группе сложности, н на нем установлен электродвигатель мощностью 10,4 кило ватта. Детали больших размеров и сложной конфигура ции обрабатываются на станках моделей ФіП-7 и ФП-8. Их оптовая цена составляет соответственно 32 и 60 ты сяч рублей, ремонтная сложность — 30 и 47 группы, а мощность моторов— 18,4 и 24 киловатт.
Коренные сдвиги наблюдаются в структуре себестои мости обработки деталей (табл. 34, 35). Во-первых, су щественно снижается удельный вес затрат на заработ ную плату, а также общецеховых расходов и потерь от брака. Во-вторых, возрастает доля расходов, связанных с работой и эксплуатацией оборудования. Если в целом по всем исследованным деталям указанные расходы в общей стоимости обработки составляли 11,3 процента, то с переходом на станки с программным управлением
139
они возросли до 27,7 процента. Особенно возрастает до ля амортизационных отчислений. По деталям крупных размеров и сложной конфигурации (II группа) аморти зация оборудования составляет почти XU всей себестои мости обработки.
Приведенные материалы говорят о том, что высоко производительные станки с программным управлением, коренным образом изменяют экономику производства" обеспечивают значительное повышение его эффектив ности. Вместе с тем опыт показывает, что для полной реализации экономических преимуществ станков с про^ граммным управлением нужны соответствующие усло вия. Целесообразно использовать подобные станки кон центрированно, путем создания специализированных участков и цехов. Это даст возможность организовать обработку сложных деталей на принципах потока и при менять многостаночное обслуживание. Важно и то, что подобная организация позволит упростить и, главное, улучшить подготовку производства, что имеет важней шее значение для экономичной эксплуатации станков. Видное место во всем комплексе работ по подготовке производства занимает составление, математические рас четы и запись программ. На математический расчет с ис пользованием настольных вычислительных машин затра чивается примерно 30 процентов всего времени, необхо димого для разработки и внедрения программ. Трудоем кость этих подготовительных работ может быть резко снижена с использованием ЭВМ. Создание специализи рованных участков и цехов позволит эффективно меха низировать и автоматизировать сам процесс составления программ обработки деталей, а также технологический этап их подготовки. Для повышения надежности работы станков с программным управлением необходимо осна щение их блокирующими устройствами.
Важное значение имеет своевременная подготовка рабочих-станочников. для работы на станках, а также инженерно-технических работников и программистов для их обслуживания.
Применение пластмасс
Одним из важнейших направлений систематического возрастания эффективности производства высококачест венной продукции является снижение ее материалоемко-
140
Т О ' '
са
себестоимости обработки деталей на станках с программным |
управлением |
Изменение затрат по отдельным статьям |
|
|
|
е ц е х о а с х о д ы |
||
|
|
о б щ ы е р |
||
|
|
|
в |
|
•гев |
|
О . a |
|
|
|
S |
' “ |
- |
|
|
|
в |
н |
|
|
|
|
о |
|
«е |
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
g |
|
ч 5 |
||
ЛО |
|
|||
03 |
|
о fl> |
||
|
н о |
|||
а. |
|
|||
|
« |
о . |
||
ѴО |
|
I * |
J - |
|
О |
|
к « |
||
и£ |
|
в |
<и |
|
|
* £ |
|||
ІЯ |
• |
а) |
.*е> |
|
и |
аі |
Ло s |
||
°-й ОI |
||||
g g |
* 2 |
|
а |
g |
4 И |
5 ■“S = |
|||
о 1 |
Ё = Р S |
|||
Оt- a >» |
||||
. CJ |
S я § § |
|||
н О S ° |
||||
-и т |
|
|
|
|
Г <у |
|
|
|
|
'- 'О . |
|
|
|
|
а"Ѳ* |
|
|
|
|
|
|
СПо |
|
|
|
|
Я *=С |
||
|
|
Зю |
||
|
|
в |
о |
|
|
Н , |
|
||
|
S i e s |
|||
|
•е и |
X . |
||
|
у |
|
“ |
' S |
|
i |
|
B |
U |
— 3 6 , 1
ю
оо
1
Г-.
ю
о
с м
ю
СМ*
со
+
О )•
со
1
- 2 5 , 4
О О
1 ^ -
1
+
с о
+
С О
+
t^-
со*
г Н
1
о
h- T
со
1
.0 5
p H
00
1
с о
+
+
см
о
с о
см
см
см
1
т -
со
1
t o
с о
оо
1
ь-
й
+
с о
+
ю
ю
C N
+
о
о
со
1
С'-
I—I
ю
03>ч
|
о |
É- |
|
|
я |
х |
|
|
о |
о |
|
|
Q |
X |
|
о |
СО |
я |
- |
е- |
~ s |
|
|
о |
• |
||
|
S з |
||
|
О |
д |
|
* Я |
О и , д |
|
|
S2 |
2 |
S |
|
а* S |
я «*—ч |
||
£ |
со |
д |
са |
« $ |
е |
& л | &
g s ä - S s Ba
S | ° |
s |
О |
СО |
S S |
O . |
со в ) |
й |
с |
a s |
§*>> |
|
>,я |
£» а. |
|
С - |
С |
U |
Я~ к
П. Я О м
Т=Г о |
я н- |
||
X |
о . |
QJ |
'— 1 |
О |
a) |
|
|
* |
Я |
3 |
3 |
м |
(Ч |
Е |
2 |
’§ га ,s |
га |
g °-S S
g Ия й-
о = ч g
4 Э °
О 3 2 «У
5 |
t - |
S |
g |
о |
о. я |
||
га |
|
« |
\о |
4 о |
|
||
5 |
s |
Si |
>• |
ң я з г ^ |
|||
|
я 2 |
го |
|
|
я |
2 |
к с |
|
|
|
00 |
|
|
|
сгГ |
» Я |
со |
• |
л * Я |
Си |
2 к |
||
§ * |
■ |
Xм |
|
Я |
3 |
• |
о я |
с*о ja3 |
|||
О Ч |
|
tf <У |
|
0^0 ^ |
3 S |
||
\о |
|
с |
2 я |
о д с |
|||
Я |
К |
^ |
|
Я |
со |
|
|
ч cs~
ca са * ~ *
f- a.w Ч ь и
-Ѳ-а.
141
Ю
С О
го
а
оч
го
Структура себестоимости обработки деталей на станках с программным управлением
|
|
|
НЕ |
|
|
|
S'« * |
|
|
|
ш2 g |
|
S |
|
|
|
ее |
|
|
|
ч |
|
|
|
та |
|
|
|
н |
|
|
|
о» |
|
«С |
|
*4 |
J3 |
|
|
о |
|
|
|
Б |
п |
|
|
CJ |
>» |
|
|
ч |
Б |
|
и |
о« |
|
|
о |
|
|
|
Н |
У |
|
|
О |
2 |
|
|
S |
|
|
|
X |
о |
|
|
н |
|
|
|
гэX |
m |
|
|
н |
|
|
X |
Я |
|
|
|
QJ |
|
|
|
Б |
|
|
|
О |
|
|
|
о. |
|
|
|
с |
|
|
та |
fi |
|
|
|
|
|
|
X |
|
а _ |
£>> |
|
|
О S |
Рс |
|
|
Ч се |
и и |
|
|
о Ч |
та |
|
|
ч ч |
||
|
и н |
, |
|
|
Б Ч |
||
|
2 Ж |
Б.Х |
|
|
g з |
||
|
S £ |
2 я |
|
|
о |
|
*5 |
|
Б |
|
2 и |
|
|
|
ее
jaf-
та
н
CJ
«“Н г—< |
|
со |
|
|
со Ь- |
|
со О 05 СО |
о |
|||
CS Ю |
|
т“-4 |
|
|
cs со |
|
СО 05 О О |
о |
|||
|
|
|
|
І-Н |
|||||||
СО |
|
|
со |
|
|
|
|
|
|
со |
|
CS |
1 |
|
ь. |
|
|
ю о |
|
|
ОО І>- ^ |
о |
|
Ь»Г |
|
о>" |
|
|
CS со" |
|
Г-tCS со О) |
о |
|||
ЧГ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
со |
|
со со |
|
05 |
|
|
СОЬ- |
|
|
О) 0)00 |
о |
||
ь- со |
|
со" |
|
|
Т-* СО |
|
СО ^ О СО |
о |
|||
CS |
|
|
со |
|
|
|
CS |
|
|
со |
|
|
I |
|
05 |
|
|
1— «4f* |
|
іо 05 іо CO |
о |
||
О |
|
05 |
|
|
CS со |
|
Г-* CS со со |
о |
|||
ю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
со |
|
05ч* |
|
о" |
|
|
|
'СО |
|
101005-^ |
100 |
||
Ь-"Ѵ |
|
|
|
b-b- |
|
CSСОО СО* |
|||||
со |
|
|
CN |
|
|
|
|
|
|
СО |
|
47,3 |
|
|
со |
|
|
СО05 |
|
ь«esсосо |
8 |
||
|
|
ч |
|
|
СО*CS |
«-<cs"СОю |
|||||
|
|
сог |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
со |
|
CSю |
|
|
|
|
*->cs |
|
*—*соо»ь- |
о |
|||
Tf |
|
|
ГѵГ |
|
|
^ ІО |
|
со |
О CS |
|
|
СО |
|
|
cs |
|
|
|
|
|
|
со |
|
00 |
|
|
со |
|
|
о ^ |
|
сосососо о |
|||
ь- 1 |
|
|
|
|
^ со |
|
»—■esсоь- |
|
|||
ЧТ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
со |
|
|
|
О |
|
|
\о |
|
|
CL |
|
|
|
|
. >о |
|
|
о |
|
|
|
|
|||
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
я ° |
я |
|
е |
|
|
|
|
Ct |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
ЯО. 3<и II |
|
|
|
|
|
|
о |
|
||
|
|
|
|
|
|
X |
X |
|
|||
|
С- " |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
н со |
|
|
|
|
; 5 = |
|
|
|
|
к и |
к о. |
|
|||
|
|
|
|
|
о К |
|
|||||
|
|
2 |
я |
|
|
|
|
|
|
Xѵо , |
|
|
|
§ Я |
|
|
|
|
|
|
аГ f- |
о |
|
|
I о |
В |
- |
<У |
|
£ |
|
£ |
|||
|
і |
А CL |
|
|
и о |
(_ |
|||||
|
|
s |
a |
|
го»5К £ |
о 2Й —<і>X |
о |
||||
|
I>а |
о |
|
||||||||
|
»о ю |
Ео- а.>> |
|
н а « |
о . я ef |
ь |
|||||
|
|
ь а. S |
К |
||||||||
|
I, X |
о |
|
н |
|
а ? о |
« <у a |
||||
|
*а |
|
а |
о |
< |
о ^ X |
S ь 3 |
|
|||
|
I го |
|
S S3£ |
|
|||||||
|
■О,« |
|
|
|
^ о ѵо |
|
|||||
|
|
|
|
. го |
ь |
§ |
го п о |
|
S
142
•сти. Последнее, как известно, достигается различными путями. Среди них первостепенное значение имеет повы шение качественных характеристик исходного сырья и материалов, более полное и комплексное их использова ние. Создание и освоение новых, наиболее экономичных материалов, в том числе полимерных и особенно чистых; развитие новейших методов упрочения металлов и дру гих промышленных материалов; расширение их сорта мента-— все это, подчеркивается в Директивах ХіХІѴ съезда КПСС по пятилетнему плану развития на родного хозяйства СССР на 1971—'1975 годы, — необхо димое условие технического совершенствования произ водства.
Прогрессивные материалы обусловливают качествен ные сдвиги во всех материально-вещественных элемен тах процесса производства. Их использование ведет к ко ренным изменениям не только в предметах труда, но и
втехнике производства, его технологии. В соответствии
сэтим резко возрастает производительность обществен ного труда, улучшаются технико-экономические показа тели выпускаемой продукции.
Среди современных прогрессивных материалов все более становятся популярными синтетические смолы и пластические массы.
Темпы развития производства пластмасс и их приме нения в машиностроении как во всех развитых странах мира, так и в нашей стране опережают темпы развития промышленности. Например, за 1940—1969 годы продук ция всей промышленности возросла примерно в 11 раз, черной металлургии — в 8,8 раза, а выпуск синтетических
смол и пластических масс увеличился почти в 134 раза. Более быстрые темпы производства данных химических материалов предусмотрены и в девятой пятилетке.
В настоящее время сформировались следующие ос новные направления применения пластмасс и синтетиче ских смол в машиностроении. Около 50 процентов этих материалов используется в качестве конструкционных материалов для изготовления широкой номенклатуры ан тикоррозионных, химически стойких фрикционных, кор пусных, декоративных и других деталей и узлов машин и приборов. Более 40 процентов синтетических смол и пластмасс -находят применение в качестве ѳлектро- и теп лоизоляционных материалов в электротехнической про-
143
мышленности, в тяжелом, энергетическом и транспорт ном машиностроении и других отраслях промышленно сти. Остальная часть пластмасс и синтетических смол (10 процентов) потребляется в качестве связующих и конструкционных материалов в литейном производстве, абразивной промышленности, для изготовления инстру ментов, оснастки, приспособлений и других изделий с целью интенсификации технологических процессов.
В настоящее время такие пластмассы, как полиамиды, фенольные пресс-парошки, полиэтилен, полистирол, стек лопластики и некоторые другие все успешнее заменяют металлы и различные традиционные материалы. Однако тенденция состоит в том, что неуклонно возрастает доля пластмасс, используемых вместо «незаменимых» кон струкционных материалов.
Экономическая эффективность применения пластмасс в машиностроении объясняется тем, что они обладают ценными свойствами, позволяющими использовать для изготовления изделий и деталей из них самые совершен-
Т а б л и ц а 36
Экономический эффект от применения пластмасс в различных отраслях машиностроения, тыс. руб.
Э к о н о м и я о т |
п р и м е н е |
н и я 1 т о н н ы |
п л а с т м а с с |
Н а и м е н о в а н и е о т р а с л е й |
|
с е б е с т о |
к а п и т а л о |
и м о с т ь |
в л о ж е н и я |
Министерство |
тяжелого, энергетического |
и |
1760 |
1156 |
|||
транспортного машиностроения |
..................... |
промыш- |
|||||
Министерство |
электротехнической |
534.0 |
1176 |
||||
ленностн |
|
. . ......................................... |
|||||
Министерство станкостроительной и инду- |
400 |
2440 |
|||||
стриальной промышленности .......................... |
|
средств |
|||||
Министерство |
приборостроения, |
1892 |
2020 |
||||
автоматизации н систем управления |
. . . . |
|
|||||
Министерство |
машиностроения |
для легкой |
|
|
|||
и пищевой промышленности и бытовых при- |
744 |
534 |
|||||
боров |
............................................................. |
строительного, дорожного |
и |
||||
Министерство |
2160 . |
+68 |
|||||
коммунального |
машиностроения |
. |
. . . . |
|
|||
Министерство |
автомобильной |
промышлен- |
208 |
72 |
|||
ности |
.............................................. |
|
|
..... . |
. |
||
Министерство тракторного и сельскохозЯй- |
526 |
468 |
|||||
ственного |
машиностроения ............................... |
|
. . |
. |
|||
Прочие |
отрасли машиностроения |
965 |
981 |
144