Файл: Бенцман, Б. Л. Резервы, качество, эффективность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 33

Снижение себестоимости обработки деталей на станках с программным управлением

 

 

 

 

 

 

Р а з м е р с н и ж е н и я с е б е с т о и м о с т и

 

 

 

 

 

 

п о с р а в н е н и ю с о б р а б о т к о й н а

 

 

Г р у п п а д е т а л е й

у н и в е р с а л ь н ы х с т а н к а х . %

 

 

 

 

 

 

МИК.

макс.

1 среднее

Детали

 

средней

сложности

 

 

 

и средних размеров, в основ­

 

 

 

ном

с прямолинейными кон­

 

 

 

турами

(I

группа) . . . .

2 1 ,9

6 2 ,3

3 6 ,3

Детали сложной конфигура­

 

 

 

ции

и

больших

размеров,

 

 

 

имеющие

криволинейные кон­

 

 

 

туры

и

глубокие

карманы

 

 

 

(II группа) ...............................

2 1 . 1

2 1 ,9

16,1

Детали

особо

сложной кон­

 

 

 

фигурации

и больших разме­

 

 

 

ров

(III

г р у п п а )....................

1 9 ,6

4 0 ,1

2 8 ,7

По

всем

исследованным

 

 

 

деталям — 45

наименований

2 , 1

6 2 ,3

3 2 ,1

оборудования и его ремонту,

а также

на

двигательную

электроэнергию в одних случаях снижаются, а в других (при обработке более сложных и крупных деталей) — резко возрастают. Это зависит от используемой техники. Для обработки деталей I группы (средней сложности и средних размеров) применяется станок с программным управлением, оптовая цена которого 13 тысяч рублей. Данный станок относится к 19 группе сложности, н на нем установлен электродвигатель мощностью 10,4 кило­ ватта. Детали больших размеров и сложной конфигура­ ции обрабатываются на станках моделей ФіП-7 и ФП-8. Их оптовая цена составляет соответственно 32 и 60 ты­ сяч рублей, ремонтная сложность — 30 и 47 группы, а мощность моторов— 18,4 и 24 киловатт.

Коренные сдвиги наблюдаются в структуре себестои­ мости обработки деталей (табл. 34, 35). Во-первых, су­ щественно снижается удельный вес затрат на заработ­ ную плату, а также общецеховых расходов и потерь от брака. Во-вторых, возрастает доля расходов, связанных с работой и эксплуатацией оборудования. Если в целом по всем исследованным деталям указанные расходы в общей стоимости обработки составляли 11,3 процента, то с переходом на станки с программным управлением

139


они возросли до 27,7 процента. Особенно возрастает до­ ля амортизационных отчислений. По деталям крупных размеров и сложной конфигурации (II группа) аморти­ зация оборудования составляет почти XU всей себестои­ мости обработки.

Приведенные материалы говорят о том, что высоко­ производительные станки с программным управлением, коренным образом изменяют экономику производства" обеспечивают значительное повышение его эффектив­ ности. Вместе с тем опыт показывает, что для полной реализации экономических преимуществ станков с про^ граммным управлением нужны соответствующие усло­ вия. Целесообразно использовать подобные станки кон­ центрированно, путем создания специализированных участков и цехов. Это даст возможность организовать обработку сложных деталей на принципах потока и при­ менять многостаночное обслуживание. Важно и то, что подобная организация позволит упростить и, главное, улучшить подготовку производства, что имеет важней­ шее значение для экономичной эксплуатации станков. Видное место во всем комплексе работ по подготовке производства занимает составление, математические рас­ четы и запись программ. На математический расчет с ис­ пользованием настольных вычислительных машин затра­ чивается примерно 30 процентов всего времени, необхо­ димого для разработки и внедрения программ. Трудоем­ кость этих подготовительных работ может быть резко снижена с использованием ЭВМ. Создание специализи­ рованных участков и цехов позволит эффективно меха­ низировать и автоматизировать сам процесс составления программ обработки деталей, а также технологический этап их подготовки. Для повышения надежности работы станков с программным управлением необходимо осна­ щение их блокирующими устройствами.

Важное значение имеет своевременная подготовка рабочих-станочников. для работы на станках, а также инженерно-технических работников и программистов для их обслуживания.

Применение пластмасс

Одним из важнейших направлений систематического возрастания эффективности производства высококачест­ венной продукции является снижение ее материалоемко-

140


Т О ' '

са­

себестоимости обработки деталей на станках с программным

управлением

Изменение затрат по отдельным статьям

 

 

 

е ц е х о ­ а с х о д ы

 

 

о б щ ы е р

 

 

 

в

•гев

 

О . a

 

 

S

' “

-

 

 

в

н

 

 

 

 

о

 

«е

 

 

 

 

о

 

 

 

 

g

 

ч 5

ЛО

 

03

 

о fl>

 

н о

а.

 

 

«

о .

ѴО

 

I *

J -

 

О

 

к «

и£

 

в

 

* £

ІЯ

а)

.*е>

и

аі

Ло s

°-й ОI

g g

* 2

 

а

g

4 И

5 ■“S =

о 1

Ё = Р S

Оt- a >»

. CJ

S я § §

н О S °

-и т

 

 

 

 

Г <у

 

 

 

 

'- 'О .

 

 

 

 

а"Ѳ*

 

 

 

 

 

 

СПо

 

 

 

Я *=С

 

 

Зю

 

 

в

о

 

 

Н ,

 

 

S i e s

 

•е и

X .

 

у

 

' S

 

i

 

B

U

— 3 6 , 1

ю

оо

1

Г-.

ю

о

с м

ю

СМ*

со

+

О )

со

1

- 2 5 , 4

О О

1 ^ -

1

+

с о

+

С О

+

t^-

со*

г Н

1

о

h- T

со

1

.0 5

p H

00

1

с о

+

+

см

о

с о

см

см

см

1

т -

со

1

t o

с о

оо

1

ь-

й

+

с о

+

ю

ю

C N

+

о

о

со

1

С'-

I—I

ю

03>ч

 

о

É-

 

 

я

х

 

 

о

о

 

 

Q

X

 

о

СО

я

-

е-

~ s

 

о

 

S з

 

О

д

 

* Я

О и , д

 

S2

2

S

 

а* S

я «*—ч

£

со

д

са

« $

е

& л | &

g s ä - S s Ba

S | °

s

О

СО

S S

O .

со в )

й

с

a s

§*>>

>,я

£» а.

С -

С

U

Я~ к

П. Я О м

Т=Г о

я н-

X

о .

QJ

'— 1

О

a)

 

*

Я

3

3

м

Е

2

’§ га ,s

га

g °-S S

g Ия й-

о = ч g

4 Э °

О 3 2 «У

5

t -

S

g

о

о. я

га

 

«

4 о

 

5

s

Si

>•

ң я з г ^

 

я 2

го

 

я

2

к с

 

 

 

00

 

 

 

сгГ

» Я

со

л * Я

Си

2 к

§ *

Я

3

о я

с*о ja3

О Ч

 

tf <У

0^0 ^

3 S

 

с

2 я

о д с

Я

К

^

 

Я

со

 

 

ч cs~

ca са * ~ *

f- a.w Ч ь и

-Ѳ-а.

141


Ю

С О

го

а

оч

го

Структура себестоимости обработки деталей на станках с программным управлением

 

 

 

НЕ

 

 

 

S'« *

 

 

 

ш2 g

 

S

 

 

 

ее

 

 

 

ч

 

 

 

та

 

 

 

н

 

 

 

о»

 

«С

 

*4

J3

 

о

 

 

Б

п

 

 

CJ

 

 

ч

Б

 

и

о«

 

о

 

 

Н

У

 

 

О

2

 

 

S

 

 

X

о

 

 

н

 

 

гэX

m

 

 

н

 

 

X

Я

 

 

QJ

 

 

 

Б

 

 

 

О

 

 

 

о.

 

 

 

с

 

 

та

fi

 

 

 

 

 

X

 

а _

£>>

 

О S

Рс

 

Ч се

и и

 

о Ч

та

 

ч ч

 

и н

,

 

Б Ч

 

2 Ж

Б.Х

 

g з

 

S £

2 я

 

о

 

*5

 

Б

 

2 и

 

 

 

ее

jaf-

та

н

CJ

«“Н г—<

 

со

 

 

со Ь-

 

со О 05 СО

о

CS Ю

 

т“-4

 

 

cs со

 

СО 05 О О

о

 

 

 

 

І-Н

СО

 

 

со

 

 

 

 

 

 

со

 

CS

1

 

ь.

 

 

ю о

 

 

ОО І>- ^

о

Ь»Г

 

о>"

 

 

CS со"

 

Г-tCS со О)

о

ЧГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со

 

со со

 

05

 

 

СОЬ-

 

 

О) 0)00

о

ь- со

 

со"

 

 

Т-* СО

 

СО ^ О СО

о

CS

 

 

со

 

 

 

CS

 

 

со

 

 

I

 

05

 

 

1— «4f*

 

іо 05 іо CO

о

О

 

05

 

 

CS со

 

Г-* CS со со

о

ю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со

 

05ч*

 

о"

 

 

 

'СО

 

101005-^

100

Ь-"Ѵ

 

 

 

b-b-

 

CSСОО СО*

со

 

 

CN

 

 

 

 

 

 

СО

 

47,3

 

 

со

 

 

СО05

 

ь«esсосо

8

 

 

ч

 

 

СО*CS

«-<cs"СОю

 

 

сог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со

 

CSю

 

 

 

 

*->cs

 

*—*соо»ь-

о

Tf

 

 

ГѵГ

 

 

^ ІО

 

со

О CS

 

СО

 

 

cs

 

 

 

 

 

 

со

 

00

 

 

со

 

 

о ^

 

сосососо о

ь- 1

 

 

 

 

^ со

 

»—■esсоь-

 

ЧТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со

 

 

 

О

 

 

 

 

CL

 

 

 

. >о

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

я °

я

 

е

 

 

 

 

Ct

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЯО. 3<и II

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

X

X

 

 

С- "

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н со

 

 

 

; 5 =

 

 

 

 

к и

к о.

 

 

 

 

 

 

о К

 

 

 

2

я

 

 

 

 

 

 

Xѵо ,

 

 

 

§ Я

 

 

 

 

 

 

аГ f-

о

 

I о

В

-

 

£

 

£

 

і

А CL

 

 

и о

(_

 

 

s

a

 

го»5К £

о 2Й —<і>X

о

 

I>а

о

 

 

»о ю

Ео- а.>>

 

н а «

о . я ef

ь

 

 

ь а. S

К

 

I, X

о

 

н

 

а ? о

« <у a

 

 

а

о

<

о ^ X

S ь 3

 

 

I го

 

S S3£

 

 

■О,«

 

 

 

^ о ѵо

 

 

 

 

 

. го

ь

§

го п о

 

S

142


•сти. Последнее, как известно, достигается различными путями. Среди них первостепенное значение имеет повы­ шение качественных характеристик исходного сырья и материалов, более полное и комплексное их использова­ ние. Создание и освоение новых, наиболее экономичных материалов, в том числе полимерных и особенно чистых; развитие новейших методов упрочения металлов и дру­ гих промышленных материалов; расширение их сорта­ мента-— все это, подчеркивается в Директивах ХіХІѴ съезда КПСС по пятилетнему плану развития на­ родного хозяйства СССР на 1971—'1975 годы, — необхо­ димое условие технического совершенствования произ­ водства.

Прогрессивные материалы обусловливают качествен­ ные сдвиги во всех материально-вещественных элемен­ тах процесса производства. Их использование ведет к ко­ ренным изменениям не только в предметах труда, но и

втехнике производства, его технологии. В соответствии

сэтим резко возрастает производительность обществен­ ного труда, улучшаются технико-экономические показа­ тели выпускаемой продукции.

Среди современных прогрессивных материалов все более становятся популярными синтетические смолы и пластические массы.

Темпы развития производства пластмасс и их приме­ нения в машиностроении как во всех развитых странах мира, так и в нашей стране опережают темпы развития промышленности. Например, за 1940—1969 годы продук­ ция всей промышленности возросла примерно в 11 раз, черной металлургии — в 8,8 раза, а выпуск синтетических

смол и пластических масс увеличился почти в 134 раза. Более быстрые темпы производства данных химических материалов предусмотрены и в девятой пятилетке.

В настоящее время сформировались следующие ос­ новные направления применения пластмасс и синтетиче­ ских смол в машиностроении. Около 50 процентов этих материалов используется в качестве конструкционных материалов для изготовления широкой номенклатуры ан­ тикоррозионных, химически стойких фрикционных, кор­ пусных, декоративных и других деталей и узлов машин и приборов. Более 40 процентов синтетических смол и пластмасс -находят применение в качестве ѳлектро- и теп­ лоизоляционных материалов в электротехнической про-

143

мышленности, в тяжелом, энергетическом и транспорт­ ном машиностроении и других отраслях промышленно­ сти. Остальная часть пластмасс и синтетических смол (10 процентов) потребляется в качестве связующих и конструкционных материалов в литейном производстве, абразивной промышленности, для изготовления инстру­ ментов, оснастки, приспособлений и других изделий с целью интенсификации технологических процессов.

В настоящее время такие пластмассы, как полиамиды, фенольные пресс-парошки, полиэтилен, полистирол, стек­ лопластики и некоторые другие все успешнее заменяют металлы и различные традиционные материалы. Однако тенденция состоит в том, что неуклонно возрастает доля пластмасс, используемых вместо «незаменимых» кон­ струкционных материалов.

Экономическая эффективность применения пластмасс в машиностроении объясняется тем, что они обладают ценными свойствами, позволяющими использовать для изготовления изделий и деталей из них самые совершен-

Т а б л и ц а 36

Экономический эффект от применения пластмасс в различных отраслях машиностроения, тыс. руб.

Э к о н о м и я о т

п р и м е н е ­

н и я 1 т о н н ы

п л а с т м а с с

Н а и м е н о в а н и е о т р а с л е й

 

с е б е с т о ­

к а п и т а л о ­

и м о с т ь

в л о ж е н и я

Министерство

тяжелого, энергетического

и

1760

1156

транспортного машиностроения

.....................

промыш-

Министерство

электротехнической

534.0

1176

ленностн

 

. . .........................................

Министерство станкостроительной и инду-

400

2440

стриальной промышленности ..........................

 

средств

Министерство

приборостроения,

1892

2020

автоматизации н систем управления

. . . .

 

Министерство

машиностроения

для легкой

 

 

и пищевой промышленности и бытовых при-

744

534

боров

.............................................................

строительного, дорожного

и

Министерство

2160 .

+68

коммунального

машиностроения

.

. . . .

 

Министерство

автомобильной

промышлен-

208

72

ности

..............................................

 

 

..... .

.

Министерство тракторного и сельскохозЯй-

526

468

ственного

машиностроения ...............................

 

. .

.

Прочие

отрасли машиностроения

965

981

144