Файл: Балыгин, И. Е. Электрические свойства твердых диэлектриков-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

организации коллективной работы операторов, их пси­ хологического отбора и подготовки и некоторые другие.

Преимущественное внимание уделено задачам си­ стемного характера, связанным с распределением функ­ ций между человеком и автоматом, с проектированием внешних и внутренних средств операторского труда (главным образом средств индикации и органов управ­ ления) .

Ввиду того что вопросы санитарно-гигиенического нормирования труда широко известны практическим ра­ ботникам, а проблемы обеспечения комфортных условий труда операторов еще недостаточно разработаны, мате­ риалы, касающиеся физических условий (факторов) внешней среды, представлены в книге сравнительно узко. Специальная глава посвящена взаимосвязи эргономики и художественного конструирования оборудования и про­ ектирования производственной среды в целом.

Представляя книгу на суд читателей, авторы пресле­ довали две цели: во-первых, вооружить большой отряд специалистов, занимающихся научной организацией тру­ да и управления, а также психологов, физиологов и ги­ гиенистов, работающих в промышленности, некоторыми конкретными сведениями, принципами и рекомендация­ ми по оптимизации (рационализации) отдельных видов

операторского труда

во-вторых, поставить и выделить

некоторые важные,

но нерешенные задачи анализа и

оценки

деятельности

людей в автоматизированных си­

стемах

управления

и связать эти задачи с некоторыми

тенденциями развития наук о человеке и научно-техни­ ческого прогресса в целом.1

1 При этом использованы как отечественные стандарты, руко­ водства, сборники рекомендаций, так и зарубежные.

Г л а в а I

ЭРГОНОМИКА— ЕЕ ИСТОРИЯ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ

Понятие «эргономика», как

отмечалось в 1972 г. на

I Международной конференции

ученых и специалистов

стран — членов СЭВ и СФРЮ по вопросам эргономики, впервые было предложено выдающимся польским есте­ ствоиспытателем Войтехом Ястшембовским, который в 1857 г. опубликовал в еженедельнике «Природа и про­ мышленность» работу «Черты эргономики, т. е. науки о труде».

В 1921 г. на Первой Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производ­ ства серьезному обсуждению подвергся вопрос о ком­ плексном изучении трудовой деятельности человека пред­ ставителями разных наук, в каждой из которых она рассматривается под определенным углом зрения. Уче­ ник выдающегося русского ученого академика В. М. Бех­ терева, известный советский психолог В. Н. Мясищев выдвинул идею создания особой научной дисциплины — эргологии. Он считал целесообразным систематизировать человеческие знания с точки зрения их отношения к тру­ ду и объединить их единым термином «эргология» — учение о работе человека. Аргументируя необходимость эргологии, В. Н. Мясищев указывал, что выделение ее в особую дисциплину может быть обосновано, во-пер­ вых, тем, что деятельность (трудовая.— авт.) не изучает­ ся в целом ни одной из существующих наук, во-вторых, тем, что она не умещается в рамки ни одного из сущест­ вующих предметов, и, в-третьих, тем, что этот предмет

9


является чрезвычайно важным, в чем, кажется, не воз­ никает сомнения

Поддержал идею создания новой научной дисципли­ ны В. М. Бехтерев, предложив назвать ее эргонологией. «Не в тейлоризации труда все дело,— отмечал он,— не в ней окончательный идеал проблемы труда, а в таком осуществлении самого труда, который бы давал макси­ мум производительности при оптимуме или максимуме здоровья, при отсутствии не только переутомления, но и при гарантии полного здоровья и развития личности тру­ дящихся» 21.

В первые послереволюционные годы в нашей стране были сформулированы основные проблемы новой науч­ ной дисциплины, очерчен ее предмет, намечены органи­ зационные формы исследований и указаны некоторые пути практического использования данных эргонологии. Однако эргонология не оформилась тогда в самостоя­ тельное научное направление.

Термин «эргономика» (греч. ergon — работа + поmos — закон) был принят в Англии в 1949 г., когда груп­ па английских ученых организовала Эргономическое исследовательское общество. Начав с налаживания ин-

1формационных связей между учеными, изучавшими раз­ личные аспекты поведения человека в труде, члены Об­ щества впоследствии стали искать пути преодоления характерной для отдельных научных дисциплин одно­ сторонности решения проблем рациональной организа­ ции труда. «Появление эргономики,— констатирует один из инициаторов создания этого Общества К. Маррелл,— можно рассматривать как одно из следствий интереса исследователей с широким диапазоном знаний в различ­ ных областях к комплексному изучению трудовой дея­ тельности человека, и в этом смысле существование эргономики вполне оправдано»3.

1 См. М я с и щ е в

В. Н.

Принципы организации научного изуче­

ния труда. — В сб.:

Труды

Первой Всероссийской инициативной

конференции по научной организации труда и производства. М., 1921,

вып. V, с. 24.

2 Б е х т е р е в

В. М. Рациональное использование человеческой

энергии в труде.— В

сб.: Труды

Первой Всероссийской инициатив­

ной конференции

по

научной организации труда и производства.

М„ 1921, вып. II,

с

25.

ergonomics — «Occupational psycho­

3 М u г г е 11

К.

F. Н. Why

logy», 1967, 41, p. 19.

10


Термин «эргономика» был выбран в связи с тем, что новая область знания не принадлежит ни к одной из наук, на основе которых она развивалась; кроме того, как всякий термин, он должен быть кратким, однознач­ ным, определенным и способным получить распростра­ нение в других странах.

Когда в Англии возникло эргономическое направле­ ние исследований, в США проводились исследования в области «человеческой инженерии» (дословный перевод на русский язык) с ясно выраженной психологической направленностью. В 1957 г. в США возникло Общество по изучению «человеческого фактора», которое занимает­ ся эргономическими исследованиями. —%

В СССР эргономика как самостоятельная научная] дисциплина начала развиваться в 50-е годы. Ее развитие I было обусловлено прежде всего теми изменениями в тру­ довой деятельности, которые произошли благодаря ре­ конструкции народного хозяйства на базе новой техники, механизации и автоматизации производства, а также возросшей общественной потребностью в научной орга­

низации труда, производства и управления.

-—I

Как известно, определять предмет той или иной

на­

учной дисциплины—-задача весьма трудная. Любое оп­ ределение остается дискуссионным. Единственно, что оправдывает усилия, это возможность показать еще не увиденные стороны или аспекты, а иногда связать рас­ члененное ранее, но в действительности находящееся в единстве. Определение, каково бы оно ни было, всегда строится на эмпирических данных и в значительной сте­ пени на реальном научном вкладе специалистов, заня­ тых в данной области знания.

В Рекомендациях I Международной конференции ученых и специалистов стран — членов СЭВ и СФРЮ по вопросам эргономики, проходившей в Москве 28 июля — 1 августа 1972 г., отмечается, что эргономика изучает функциональные возможности и особенности человека в трудовых процессах с целью создания таких условий, методов и организации трудовой деятельности, которые делают труд человека наиболее производительным и вме­ сте с тем способствуют его всестороннему духовному и физическому развитию, обеспечивают комфорт и безопас­ ность работающему, сохраняют его здоровье и работо­ способность.

11

Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью опти­ мизации орудий, условий и процессов труда.

Предметом эргономики является трудовая деятель­ ность человека, а объектом исследования система «человек — орудие труда (в широком значении этого сло­ в а ) — предмет труда — производственная среда». Опти­ мизация трудовой деятельности и условий ее осущест­ вления, создавая необходимые предпосылки для сохра­ нения здоровья и развития личности трудящихся, позволяет добиваться существенного повышения эффек­ тивности и надежности деятельности человека.

Определенное представление о содержании эргономи­ ческих исследований дают систематизация и анализ пуб­ ликаций в журналах. Например, реферативный англий­ ский журнал «Ergonomics Abstracts» так классифициру­ ет все работы по эргономике (приводится сокращенно).

1. Работы общего характера.

Человек как компонент системы

2.Перцептивные процессы (зрение, слух и т. п.).

3.Центральные процессы (кратковременная и долго­ временная память, принятие решений, внимание и т. п.).

4.Основные моторные процессы (следящие, последо­ вательные и другие движения, ручная сноровка и т. п.).

5.Характеристика перцептивно-моторной деятельно­ сти (время реакции, обработка и передача информации)

ифакторы, влияющие на нее (готовность и бдительность, утомление, нагрузка, монотонность и т. п.).

6.Основные физиологические процессы.

7.Условия работы (статическая и динамическая на­ грузки).

8.

Антропометрические и биомеханические

данные.

9.

Основные данные физиологии органов

чувств и

факторы, влияющие на физиологические и биомеханиче­ ские функции (утомление, стресс, физические упражне­ ния, биологические ритмы и т. п.).

Проектирование средств взаимодействия в системе «человек — машина»

10.Визуальные, слуховые и другие индикаторы.

11.Органы управления и специализированные вход­ ные устройства.

12


12.Динамика связи (совместимость) индикаторов и органов управления.

13.Планирование рабочего пространства.

14.Конструкция оборудования, инструментов, меха­ низмов и машин специального и защитного снаряжения.

15.Физические факторы среды, влияющие на челове­ ческие характеристики и процессы (освещенность, шум, вибрация, температура, атмосферные условия и т. п.).

Проектирование и организация систем

16.Распределение функций между человеком и ма­

шиной.

17.Проектирование и организация работы (темп, ра­ бочая смена и т. п.).

18.Тренировка.

19.Отбор.

20.Мотивация и отношение.

Методы исследования и экспериментальная техника

21.Методы и приборы измерения, анализа и оценки данных.

22.Программа тренировки, процедуры отбора, те­ стирование, методики опроса и т. п.

23.Моделирование, в том числе на ЭВМ.

24.Статистическая обработка данных и планирова­

ние эксперимента, в том числе с помощью ЭВМ. Приведенный перечень представляет интерес, но пол­

ностью ориентироваться на него при обсуждении пред­ мета эргономики не приходится, так как в нем заложена избыточность информации, обусловленная требованиями информационного поиска.

Для определения границ эргономики необходимо вы­ яснить основные эргономические факторы и показатели.

Основными эргономическими факторами, учет кото­ рых необходим при решении задач оптимизации систем, являются:

1) общесистемные (в том числе и социальные) крите­ рии оптимизации человеко-машинных систем;

2)организация (структура и процессы) информаци­ онного и энергетического взаимодействия в системах «человек — техника — среда»;

3)способы (алгоритмы) деятельности операторов в

системах «человек — техника — среда»;

13

4) характеристики «человеческих» и технических средств взаимодействия системы «человек— автомат» (характеристики внешних и внутренних средств деятель­ ности оператора);

5)условия и средства обеспечения максимальной эффективности, безопасности и комфортности труда;

6)средства подготовки оператора, профотбора и кон­ троля его состояния.

'К эргономическим показателям трудового процесса,

обеспечивающим максимальную эффективность, безо­ пасность и комфортность труда, относятся следующие:

1)гигиенические (факторы внешней среды — темпе­ ратура, физико-химический состав воздуха, освещен­ ность, шумы и т. п.);

2)антропометрические и биомеханические, характе­

ризующие соответствие орудий труда размерам, форме

ивесу тела, силе и направлению движений и т. п.;

3)физиологические и психофизиологические, устанав­ ливающие соответствие скоростным, энергетическим, зрительным и другим физиологическим возможностям;

4)психологические, характеризующие соответствие закрепленным и формируемым навыкам и возможностям восприятия, памяти и мышления (интеллектуальной пе­ реработке информации);

5)эстетические, используемые для определения соот­ ветствия эстетическим потребностям человека и реали­ зуемые в художественно-конструкторских решениях ра­ бочих мест (орудий труда) и производственной среды.

Рассматривая различный подход к определению предмета эргономики, целесообразно привести высказы­ вания по этому поводу некоторых специалистов.

«Человеческие факторы,..— считают Д. Мейстер и Дж. Рабидо,— это переменные, влияющие на: 1) харак­ теристики (возможности и ограничения) человека, 2) ха­ рактеристики (особенности конструкции) отдельных ма­ шин и их систем и 3) отношения между ними. Практика инженерной психологии (или «человеческой инженерии», «биомеханики», «эргономики», как еще называют эту специальную дисциплину) заключается в использовании этих переменных для разработки и оценки систем «че­ ловек — машина» ’.1

1 М е й с т е р Д. и Р а б и д о Дж. Инженерно-психологическая оценка при разработке систем управления. М., 1970, с. 16.

14


«Эргономика,— пишет К- Маррелл,— это научные ис*­! следования взаимодействия человека и рабочей среды» Английский ученый поясняет, что имеется в виду не толь­ ко непосредственное окружение, в котором работает че­ ловек, но и станки, материалы, методы и организация индивидуальной и коллективной работы.

«Эргономика,— по

определению М. Кливара,— есть

синтетическая наука,

изучающая структуру социально­

биологических и производственных отношений человека к рабочей среде, особенно в процессе труда; ее цель — активно воздействовать на всестороннее развитие чело­ веческих способностей»12.

Как видим, дискуссия по поводу предмета эргономи­ ки далека еще от завершения. •—• Возникновение эргономики — естественный процесс в I

развитии научных знаний. В ходе этого процесса наряду с продолжающейся дифференциацией наук происходит их интеграция, взаимопроникновение. Эргономика воз­ никла на стыке технических наук, психологии, физиоло­ гии и гигиены труда. Все они, за исключением техниче­ ских наук, изучают один и тот же объект, но преследуют разные цели, рассматривают человека в труде с разных точек зрения и пользуются различными методами.

Решение практических задач оптимизации трудовой деятельности человека в современном производстве яв­ ляется той реальной основой, на которой складываются взаимосвязи и взаимодействия перечисленных выше наук. Для решения этих задач нужно представлять не отдель­ ные функциональные возможности восприятия, мышле­ ния и действий работающего человека, а деятельность человека в целом и учитывать все обстоятельства, от ко- i'j торых зависит эффективность его работы. —А

Отличительная черта эргономики — неразрывность технического и «человеческого» аспектов. Эргономика мо­ жет, вероятно, добиваться определенных успехов на сты­ ке трех наук — физиологии, психологии труда и анато­ мии. Однако подлинный ее прогресс и практическая ценность определяются уровнем синтеза в ней «челове­ ческого» и технического аспектов. Более того, раскрытие

1 M u r r e l l

К. F. Н. Ergonomics. London, 1965. р. XIII.

худо­

2 К л и в а р

М. Методологические вопросы эргономики и

жественное конструирование.— «Техническая эстетика», 1968,

№ 4,

с. 25.

 

 

15