Файл: Балыгин, И. Е. Электрические свойства твердых диэлектриков-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

закономерностей этого синтеза во многом определит сущность эргономики как новой специальной науки.

Возникновение эргономики как особой науки, не сво­ димой к сумме ее составляющих, связано с тем, что для оптимизации условий сложной трудовой деятельности недостаточно использовать частные рекомендации гигие­ ны, физиологии, психологии труда и т. п. Появилась не­ обходимость в многомерной оптимизации систем «чело­ век-— орудие труда — производственная среда», во все­ стороннем учете «человеческих» и технических факторов при достижении заданной эффективности систем «чело­

век— машина».

«-ч

Эргономический

подход к изучению трудовой дея­

тельности человека не дублирует исследований, прово­ димых в сфере физиологии, психологии и гигиены тру­ да, а опирается на них и дополняет их. Более того, пере­ численные области обязаны эргономике тем, что она ярче освещает проблемы и способствует интенсивной их разработке.

Идеальному специалисту в области эргономики, как совершенно справедливо замечают Д. Мейстер и Дж. Рабидо, следовало бы иметь докторскую степень в области экспериментальной психологии, степень доктора меди­ цины, диплом инженера, степень магистра математики и т. д., но такого сочетания в действительности не су­ ществует. Проблемы эргономики разрабатываются кол­ лективами специалистов, в состав которых в зависимости от характера решаемых задач входят психологи, физио­ логи, гигиенисты, художники-конструкторы, архитекторы, инженеры различных специальностей. Показательным является тот факт, что в работе первой в нашей стране конференции по проблемам инженерной психологии и эргономики (1964 г.) приняли участие специалисты по­ чти 50 профессий, относящихся к различным областям науки и техники.

Ведущее место в разработке проблем эргономики за­ нимают у нас психологи. В США 37% всех специали­

стов, работающих в

области

эргономики,— психологи,

25,2%-— специалисты,

имеющие

инженерную подготов­

ку, 37,8%-— педагоги,

физики, биологи, биохимики, ма­

тематики и др. Среди членов Японского научно-исследо­ вательского эргономического общества 32% инженеров, 13% ■— психологов, 14%— врачей, 8% — физиологов,

16



11% — художников-конструкторов, оставшиеся 22% — представители других профессий. Некоторое представле­ ние о профессиональной подготовке специалистов, зани­ мающихся эргономикой в социалистических странах, мо­ жет дать анализ состава участников I Международной конференции ученых и специалистов стран — членов СЭВ и СФРЮ по вопросам эргономики. В общем числе участников конференции психологи составляли 22,6%,

физиологи и

антропологи — 21,7, инженеры — 20,7, ме­

дики— 12,7,

экономисты — 9,

дизайнеры — 5,

математи­

ки — 1,9, социологи — 1,5%.

 

 

Для успешного развития эргономики необходимо ук­

репление ее

взаимосвязей с

рядом смежных

научных

дисциплин.

 

 

 

Ближайшей к эргономике отраслью психологии явля­ ется инженерная психология, которая изучает средства взаимодействия человека и автомата (технических средств) с точки зрения тех требований, которые они предъявляют к психическим свойствам человека. Вместе с тем, изучая психические процессы и свойства человека, инженерная психология формулирует соответствующие требования к параметрам технических средств.

Существенную роль в рационализации трудовой дея­ тельности человека играет психология труда, изучаю-' щая взаимосвязь личности с условиями, процессом и орудиями труда. Оптимизация трудовой активности че­ ловека немыслима без исследований физиологии труда. Создание наиболее благоприятных условий труда и обес­ печение высокого уровня состояния здоровья и трудо­ способности человека требуют учета данных гигиены труда. Основу для характеристики соматических осо­ бенностей (групповых и индивидуальных) во всех отрас­ лях трудовой деятельности, в которых имеют значение особенности физической организации, составляет антро­ пология.

Эргономика оперирует прежде всего некоторыми об­ щими психофизиологическими характеристиками и опи­ рается обычно на усредненные данные. Однако ряд прак­ тических и научных задач обнаруживает недостаточность такого подхода. Все чаще в ходе исследований возни­ кает проблема изучения типологических и индивидуаль­ ных свойств человека, например в связи с оценкой надеж­ ности и эффективности работы человека, разработкой


средств контроля его состояния, определением допу­ стимых объемов и скорости передачи информации. Ло­ гика развития эргономики приводит ее к проблемам диф-

. ференциальной психологии и психофизиологии. Эргономика не в состоянии эффективно решать стоя­

щие перед ней задачи вне тесных связей с социальной психологией и общественными науками. Вне этих связей она не может ни полноценно развиваться, ни правильно оценивать и прогнозировать социально-экономический эффект от внедрения разрабатываемых ею рекоменда­ ций. Разработка эргономических рекомендаций и проек­ тов должна вестись таким образом, чтобы их осущест­ вление могло быть не только конструктивно и техноло­ гически возможно, но и экономически целесообразно. Поэтому важно подчеркнуть необходимость серьезного учета социально-экономических факторов при разработ­ ке эргономических предложений.

Представляется существенным вопрос о соотношении эргономики с технической эстетикой. Эргономика мо­ жет рассматриваться как естественнонаучная основа технической эстетики. В практическом плане учет эрго­ номических факторов стал неотъемлемой частью всего процесса художественного конструирования промышлен­ ных изделий и соответствующего преобразования про­ изводственной среды.

р Эргономика решает ряд проблем, поставленных в си­ стемотехнике: оценку надежности, точности и стабиль­ ности работы, исследование влияния психической напря­ женности, утомления, эмоциональных факторов и осо­ бенностей нервно-психической организации операторов на эффективность его деятельности в системе «человек — машина», изучение приспособительных и творческих воз­ можностей человека. В практическом отношении взаимо­ отношение эргономики и системотехники — это проблема организации всестороннего и профессионального учета эргономических факторов на различных этапах создания систем и их эксплуатации. Учет эргономических факто­ ров является обязательным компонентом отработки структурных и функциональных схем как системы в це-

ілом, так и ее отдельных звеньев.

Изучение всех этих многосторонних связей способст­ вует решению главной задачи эргономики, которая со­ стоит в разработке различных аспектов общей теории

18

а*.

трудовой деятельности человека в условиях современного

f

производства, что является чрезвычайно важным для на­

 

учной организации труда. Научная

организация труда

 

(точнее, те ее аспекты, которые относятся к системе «че­

<.

ловек— техника — производственная

среда») составляет

основную практическую цель эргономики.

 

Эргономика использует методы исследований, сло­

 

жившиеся в психологии, физиологии

и гигиене труда.

 

Проблема заключается в координации различных мето­ дических приемов при решении той или иной эргономи­ ческой задачи и в последующем обобщении и синтези­ ровании полученных с их помощью результатов. В ряде случаев этот процесс вплотную подводит к созданию но­ вых методов исследований в эргономике, отличных от методов тех дисциплин, на стыке которых она возникла.

Вразработке экспериментальных методов исследо­ вания эргономика достигла в последние годы определен­ ных успехов. Однако вопросам теории эксперимента, которая позволила бы определить наиболее эффектив­ ные пути его планирования, организации, а также обра­ ботки получаемых данных, уделяется недостаточное вни­ мание. Представляется, что разработка теории эргоно­ мического эксперимента является сейчас одной из наиболее актуальных задач. Не менее важная задача — внедрение систем, обеспечивающих автоматизированное измерение, сбор и обработку эргономической информа­ ции в процессе эксперимента.

Вэргономике остро ощущается необходимость при­ менения количественных методов. В последнее время ма­

тематические модели «человеческих факторов» в техни­ ке продуцируются в большом количестве. Правда, да­ леко не каждая из них действительно является моделью «человеческих факторов». Стремление дать количествен­ ное описание «человеческих факторов» в целом, безус­ ловно, способствует развитию теории эргономики. Нуж­ но только при этом помнить, что сама по себе математика не в состоянии решить вопросы конкретной науки.

Системы «человек — автомат», «человек — машина» могут и должны изучаться как единое функциональное целое. Подход к человеку как к особому звену, включен­ ному в систему автоматических устройств и машин, поз­ воляет решать важные вопросы повышения эффективно­ сти работы системы. Признавая не только правомер­

19


ность, но и необходимость такого подхода, нужно вместе с тем подчеркнуть его ограниченность. Этот подход аб­ страгируется от общественной природы труда и от обще­ ственной природы человека как его субъекта. Данное обстоятельство нельзя упускать из виду не только при разработке более широких теоретических проблем, но и в пределах проблемы «человек — машина». Отношение «человек — машина» есть в первую очередь отношение «субъект труда — орудие труда».

Для того чтобы в проблеме «человек и техника» вый­ ти за пределы узкоинженерного подхода, нужно увидеть не в человеке машину, а в машине — овеществление, выражаясь словами К. Маркса, сущностных сил челове­ ка. Иначе говоря, нужно исходить из того, что создание орудий и машин есть процесс овеществления в них пре­ образованных человеческих функций, что машина — это «созданные человеческой рукой органы человеческого мозга» ', которым человек передает выполнение опера­ ций, выходящих в своей совокупности по требуемым за­ тратам энергии или по необходимому быстродействию за пределы его возможностей. Машина, разгружающая человека от исполнительских операций, призвана воору­ жать и возвышать его. Только с этой стороны и откры­ вается полное, т. е. «человеческое» содержание пробле­ мы «человек и техника». Проблема эта выступает теперь как проблема исследования переходов двоякого рода: с одной стороны, переходов, в которых происходит пре­ образование деятельности человека в систему операций, выполняемых машиной; с другой стороны, обратных пе­ реходов, способствующих дальнейшему изменению и раз­ витию деятельности человека в результате освоения и применения им машин.

Обратившись к проведенному А. Н. Леонтьевым21 на­ учному анализу человеческой деятельности, можно выде­ лить три типа специфических единиц, которые характе­

ризуют ее строение, структуру:

1)

отдельная (особенная)

деятельность,

выделяемая по

критерию

побуждающих

ее мотивов;

2)

действия — процессы, подчиняющиеся со­

знательным

целям; 3)

операции,

непосредственно зави­

1 Из

неопубликованных

рукописей

К. Маркса.— «Большевик»,

1939, №

11 — 12, с.

63.

 

Автоматизация и

человек. — В сб.:

2 См. Л е о н т ь е в А. Н.

Психологические исследования.

Вьш. 2. Изд-во МГУ, 1971.

20