Файл: Балыгин, И. Е. Электрические свойства твердых диэлектриков-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
закономерностей этого синтеза во многом определит сущность эргономики как новой специальной науки.
Возникновение эргономики как особой науки, не сво димой к сумме ее составляющих, связано с тем, что для оптимизации условий сложной трудовой деятельности недостаточно использовать частные рекомендации гигие ны, физиологии, психологии труда и т. п. Появилась не обходимость в многомерной оптимизации систем «чело век-— орудие труда — производственная среда», во все стороннем учете «человеческих» и технических факторов при достижении заданной эффективности систем «чело
век— машина». |
«-ч |
Эргономический |
подход к изучению трудовой дея |
тельности человека не дублирует исследований, прово димых в сфере физиологии, психологии и гигиены тру да, а опирается на них и дополняет их. Более того, пере численные области обязаны эргономике тем, что она ярче освещает проблемы и способствует интенсивной их разработке.
Идеальному специалисту в области эргономики, как совершенно справедливо замечают Д. Мейстер и Дж. Рабидо, следовало бы иметь докторскую степень в области экспериментальной психологии, степень доктора меди цины, диплом инженера, степень магистра математики и т. д., но такого сочетания в действительности не су ществует. Проблемы эргономики разрабатываются кол лективами специалистов, в состав которых в зависимости от характера решаемых задач входят психологи, физио логи, гигиенисты, художники-конструкторы, архитекторы, инженеры различных специальностей. Показательным является тот факт, что в работе первой в нашей стране конференции по проблемам инженерной психологии и эргономики (1964 г.) приняли участие специалисты по чти 50 профессий, относящихся к различным областям науки и техники.
Ведущее место в разработке проблем эргономики за нимают у нас психологи. В США 37% всех специали
стов, работающих в |
области |
эргономики,— психологи, |
25,2%-— специалисты, |
имеющие |
инженерную подготов |
ку, 37,8%-— педагоги, |
физики, биологи, биохимики, ма |
тематики и др. Среди членов Японского научно-исследо вательского эргономического общества 32% инженеров, 13% ■— психологов, 14%— врачей, 8% — физиологов,
16
11% — художников-конструкторов, оставшиеся 22% — представители других профессий. Некоторое представле ние о профессиональной подготовке специалистов, зани мающихся эргономикой в социалистических странах, мо жет дать анализ состава участников I Международной конференции ученых и специалистов стран — членов СЭВ и СФРЮ по вопросам эргономики. В общем числе участников конференции психологи составляли 22,6%,
физиологи и |
антропологи — 21,7, инженеры — 20,7, ме |
||
дики— 12,7, |
экономисты — 9, |
дизайнеры — 5, |
математи |
ки — 1,9, социологи — 1,5%. |
|
|
|
Для успешного развития эргономики необходимо ук |
|||
репление ее |
взаимосвязей с |
рядом смежных |
научных |
дисциплин. |
|
|
|
Ближайшей к эргономике отраслью психологии явля ется инженерная психология, которая изучает средства взаимодействия человека и автомата (технических средств) с точки зрения тех требований, которые они предъявляют к психическим свойствам человека. Вместе с тем, изучая психические процессы и свойства человека, инженерная психология формулирует соответствующие требования к параметрам технических средств.
Существенную роль в рационализации трудовой дея тельности человека играет психология труда, изучаю-' щая взаимосвязь личности с условиями, процессом и орудиями труда. Оптимизация трудовой активности че ловека немыслима без исследований физиологии труда. Создание наиболее благоприятных условий труда и обес печение высокого уровня состояния здоровья и трудо способности человека требуют учета данных гигиены труда. Основу для характеристики соматических осо бенностей (групповых и индивидуальных) во всех отрас лях трудовой деятельности, в которых имеют значение особенности физической организации, составляет антро пология.
Эргономика оперирует прежде всего некоторыми об щими психофизиологическими характеристиками и опи рается обычно на усредненные данные. Однако ряд прак тических и научных задач обнаруживает недостаточность такого подхода. Все чаще в ходе исследований возни кает проблема изучения типологических и индивидуаль ных свойств человека, например в связи с оценкой надеж ности и эффективности работы человека, разработкой
средств контроля его состояния, определением допу стимых объемов и скорости передачи информации. Ло гика развития эргономики приводит ее к проблемам диф-
. ференциальной психологии и психофизиологии. Эргономика не в состоянии эффективно решать стоя
щие перед ней задачи вне тесных связей с социальной психологией и общественными науками. Вне этих связей она не может ни полноценно развиваться, ни правильно оценивать и прогнозировать социально-экономический эффект от внедрения разрабатываемых ею рекоменда ций. Разработка эргономических рекомендаций и проек тов должна вестись таким образом, чтобы их осущест вление могло быть не только конструктивно и техноло гически возможно, но и экономически целесообразно. Поэтому важно подчеркнуть необходимость серьезного учета социально-экономических факторов при разработ ке эргономических предложений.
Представляется существенным вопрос о соотношении эргономики с технической эстетикой. Эргономика мо жет рассматриваться как естественнонаучная основа технической эстетики. В практическом плане учет эрго номических факторов стал неотъемлемой частью всего процесса художественного конструирования промышлен ных изделий и соответствующего преобразования про изводственной среды.
р Эргономика решает ряд проблем, поставленных в си стемотехнике: оценку надежности, точности и стабиль ности работы, исследование влияния психической напря женности, утомления, эмоциональных факторов и осо бенностей нервно-психической организации операторов на эффективность его деятельности в системе «человек — машина», изучение приспособительных и творческих воз можностей человека. В практическом отношении взаимо отношение эргономики и системотехники — это проблема организации всестороннего и профессионального учета эргономических факторов на различных этапах создания систем и их эксплуатации. Учет эргономических факто ров является обязательным компонентом отработки структурных и функциональных схем как системы в це-
ілом, так и ее отдельных звеньев.
Изучение всех этих многосторонних связей способст вует решению главной задачи эргономики, которая со стоит в разработке различных аспектов общей теории
18
а*.
трудовой деятельности человека в условиях современного |
f |
|
производства, что является чрезвычайно важным для на |
|
|
учной организации труда. Научная |
организация труда |
|
(точнее, те ее аспекты, которые относятся к системе «че |
<. |
|
ловек— техника — производственная |
среда») составляет |
|
основную практическую цель эргономики. |
|
|
Эргономика использует методы исследований, сло |
|
|
жившиеся в психологии, физиологии |
и гигиене труда. |
|
Проблема заключается в координации различных мето дических приемов при решении той или иной эргономи ческой задачи и в последующем обобщении и синтези ровании полученных с их помощью результатов. В ряде случаев этот процесс вплотную подводит к созданию но вых методов исследований в эргономике, отличных от методов тех дисциплин, на стыке которых она возникла.
Вразработке экспериментальных методов исследо вания эргономика достигла в последние годы определен ных успехов. Однако вопросам теории эксперимента, которая позволила бы определить наиболее эффектив ные пути его планирования, организации, а также обра ботки получаемых данных, уделяется недостаточное вни мание. Представляется, что разработка теории эргоно мического эксперимента является сейчас одной из наиболее актуальных задач. Не менее важная задача — внедрение систем, обеспечивающих автоматизированное измерение, сбор и обработку эргономической информа ции в процессе эксперимента.
Вэргономике остро ощущается необходимость при менения количественных методов. В последнее время ма
тематические модели «человеческих факторов» в техни ке продуцируются в большом количестве. Правда, да леко не каждая из них действительно является моделью «человеческих факторов». Стремление дать количествен ное описание «человеческих факторов» в целом, безус ловно, способствует развитию теории эргономики. Нуж но только при этом помнить, что сама по себе математика не в состоянии решить вопросы конкретной науки.
Системы «человек — автомат», «человек — машина» могут и должны изучаться как единое функциональное целое. Подход к человеку как к особому звену, включен ному в систему автоматических устройств и машин, поз воляет решать важные вопросы повышения эффективно сти работы системы. Признавая не только правомер
19
ность, но и необходимость такого подхода, нужно вместе с тем подчеркнуть его ограниченность. Этот подход аб страгируется от общественной природы труда и от обще ственной природы человека как его субъекта. Данное обстоятельство нельзя упускать из виду не только при разработке более широких теоретических проблем, но и в пределах проблемы «человек — машина». Отношение «человек — машина» есть в первую очередь отношение «субъект труда — орудие труда».
Для того чтобы в проблеме «человек и техника» вый ти за пределы узкоинженерного подхода, нужно увидеть не в человеке машину, а в машине — овеществление, выражаясь словами К. Маркса, сущностных сил челове ка. Иначе говоря, нужно исходить из того, что создание орудий и машин есть процесс овеществления в них пре образованных человеческих функций, что машина — это «созданные человеческой рукой органы человеческого мозга» ', которым человек передает выполнение опера ций, выходящих в своей совокупности по требуемым за тратам энергии или по необходимому быстродействию за пределы его возможностей. Машина, разгружающая человека от исполнительских операций, призвана воору жать и возвышать его. Только с этой стороны и откры вается полное, т. е. «человеческое» содержание пробле мы «человек и техника». Проблема эта выступает теперь как проблема исследования переходов двоякого рода: с одной стороны, переходов, в которых происходит пре образование деятельности человека в систему операций, выполняемых машиной; с другой стороны, обратных пе реходов, способствующих дальнейшему изменению и раз витию деятельности человека в результате освоения и применения им машин.
Обратившись к проведенному А. Н. Леонтьевым21 на учному анализу человеческой деятельности, можно выде лить три типа специфических единиц, которые характе
ризуют ее строение, структуру: |
1) |
отдельная (особенная) |
||||||
деятельность, |
выделяемая по |
критерию |
побуждающих |
|||||
ее мотивов; |
2) |
действия — процессы, подчиняющиеся со |
||||||
знательным |
целям; 3) |
операции, |
непосредственно зави |
|||||
1 Из |
неопубликованных |
рукописей |
К. Маркса.— «Большевик», |
|||||
1939, № |
11 — 12, с. |
63. |
|
Автоматизация и |
человек. — В сб.: |
|||
2 См. Л е о н т ь е в А. Н. |
||||||||
Психологические исследования. |
Вьш. 2. Изд-во МГУ, 1971. |
20