Файл: Балыгин, И. Е. Электрические свойства твердых диэлектриков-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сящие от условий достижения конкретных целей. Разное соотношение между операциями, действиями и деятель­ ностью, зависящее от соотношения между компонента­ ми предметного содержания деятельности, и составляет в каждом конкретном случае определенную структуру деятельности или ее строение.

Отдельная (особенная) деятельность необходимо свя­ зана с мотивом, в котором конкретизируется (опредме­ чивается) та или иная потребность субъекта — матери­ альная или духовная, например познавательная. Мотив не только побуждает деятельность и создает ее направ­ ленность, но и, что очень важно, придает деятельности (и всем реализующим ее процессам) определенный лич­ ностный смысл (субъективную ценность).

Дальнейший анализ показывает, что осуществление сколько-нибудь сложной деятельности требует выполне­ ния ряда действий. Действие — это относительно само­ стоятельные процессы, признаком которых является их направленность на достижение сознательной цели. Дей­ ствия не имеют самостоятельного мотива, а подчиняются мотиву той деятельности, содержание которой они об­ разуют. Их относительная самостоятельность выража­ ется в том, что одно и то же действие может входить в состав разных видов деятельности. Сохраняя при этом прямую цель, оно меняется лишь по своей мотивации

исоответственно по своему смыслу для субъекта, а зна­ чит, и по своей напряженности, эмоциональной окраске

ит. д.

Наконец, необходимо выделить способ, каким выпол­ няется действие, то, что А. Н. Леонтьев называет опера­ цией. Операции определяются не самой целью, а теми условиями, в которых поставлена цель. Операция тоже обладает самостоятельностью: с помощью одних и тех же операций можно выполнять разные действия, и на­ оборот, одно и то же действие может быть выполнено посредством разных операций. Они также могут про­ текать как в форме внешних, так и в форме внутрен­ них, умственных процессов (например, логические опе­ рации).

Особенно важно подчеркнуть, что операции пред­ ставляют собой как бы чисто технический состав дей­ ствий, который, по-видимому, может быть формализован и, следовательно, передан машине.

21

Главные отношения, которые связывают между со­ бой выделенные единицы деятельности,— это отношения генетические, отношения переходов одних единиц в дру­ гие в ходе развития деятельности. Из самого процесса не видно, например, действие это или операция. Для то­ го чтобы действие трансформировалось в операцию, оно должно включаться в другое действие более высокого уровня в качестве обслуживающего его действия.

Машины выполняют только операции и системы опе­ раций. Они лишены субъективных мотивов, и то, что они делают, не имеет для них смысла. Они не ставят цели и не способны осознавать целей. В этом, кстати, лежит ключ к решению проблемы мышления человека и «мыш­ ления» машины. Процессы, сегодня недоступные для машины, завтра могут быть формализованы и переданы ей. Но это завтра неизбежно принесет новые успехи и человеческому мышлению.

Проблема переходов, связывающих между собой ум­ ственную деятельность человека и операции, осущест­ вляемые машиной,— это и проблема влияния примене­ ния машин на человека. Передавая машине выполнение некоторых мыслительных операций, человек не только разгружает свой мозг, но и вооружает его. Используя, например, вычислительные машины, он приобретает спо­ собность решать такие задачи, которые без участия ма­ шины оставались бы для него недоступными. Но эффект участия машины в деятельности человека не сводится только к выполнению операций, которые иначе не могли бы быть выполнены. Главное в том, что объективизация в машине, например, умственных операций позволяет человеку повысить творческий уровень своей деятельно­ сти, более полно проявлять силу своей живой, творче­ ской мысли.

Вышеизложенное — отнюдь не только отвлеченные размышления; оно имеет прямое отношение к эргономи­ ческим исследованиям и проектированию человеко-ма­ шинных систем.

Поясним эту мысль. Как правило, процесс проекти­ рования идет от предполагаемых технических возмож­ ностей системы. Исходя из этого определяются место и функции человека-оператора (или группы операторов). При этом учитывается преимущественно ограниченность возможностей человека (относительно небольшое коли­

22


чество информации, которую он может переработать в единицу времени, медленность реакции, недостаточная сопротивляемость помехам и т. д.). Сейчас следует ду­ мать о возможности другого пути. Он состоит в том, чтобы при разработке проекта системы исходить из идеи оптимизации деятельности человека и, следовательно, учитывать прежде всего позитивные возможности чело­ века как действительного субъекта труда, т. е. не его недостатки, а его преимущества по сравнению с маши­ ной. Такой подход отвечает тенденциям развития совре­ менной техники.

Эффективность эргономики, развивающейся в пос­ ледние годы в ряде стран, заключается в том, что не только учитываются возможности человека при проек­ тировании технических систем, но и одновременно реша­ ются вопросы организации и проектирования деятельно­ сти человека в таких системах, а следовательно, и вопро­ сы отбора, обучения и тренировок. В настоящее время назрела необходимость и появилась принципиальная научно-методическая возможность приступить к интен­ сивному изучению и целостному описанию трудовой дея­ тельности человека. В этой связи представляется целе­ сообразным различать два этапа в развитии эргономи­ ки— коррективный и проективный1.

Коррективный этап, или коррективная эргономика, — это в сущности то, что сейчас достигнуто эргономикой во всех странах. Это в высшей степени полезные рекомен­ дации: антропометрические требования к рабочим ме­ стам, креслам, инструменту, гигиенические требования к окружающей среде, инженерно-психологические требо­ вания к информационным моделям и органам управле­ ния. Сегодня специалисты по «человеческим факторам» — психологи, гигиенисты, антропологи и другие — вы­ пускают совместные отчеты, сборники требований, монографии, справочники. Однако каждый излагает в своем разделе соответствующие факторы (психологиче­ ские, физиологические, гигиенические и т. д.) как глав­ ные и независимые. Ничего не меняется в этом отноше­

1 Авторы понимают несовершенство этих терминов. Однако предлагаемые другими авторами соответствующие термины также далеки от совершенства. Термину «проективная эргономика» соот­ ветствует термин «превентивная эргономика», вводимый М. Монмолленом (См. Системы «человек и машина» М., «Мир», 1973, с, 26).

23

нии, даже если автор один: различные факторы он рассматривает также независимо друг от друга. При этом требования инженерной психологии к визуальным или слуховым информационным средствам, по существу, не связываются с данными физиологии о рабочей позе и режимах труда, с результатами исследований промыш­ ленной гигиены и т. п.

Существующий

в коррективной

эргономике

подход

к проектированию

системы «человек — машина»

пред­

полагает в

каждом

случае

оптимизацию

деятельности

поочередно

по отдельным

факторам:

психологическому

(при этом значения антропометрического,

физиологиче­

ского и гигиенического факторов заранее

принимаются

как оптимальные либо не учитываются вообще), физио­

логическому, гигиеническому (с

теми

же оговорками)

и т. д.

сумма

идеализирован­

Очевидно, что полученная

ных одномерных (по числу факторов) оптимумов (мо­ делей) не соответствует реальным условиям протекания деятельности, где все факторы взаимосвязаны и пере­ плетены.

С чем сталкивается сейчас проектировщик, когда пы­ тается, заглянув в эргономический справочник, извлечь рекомендации и использовать их в своей работе? Он об­ наруживает в одном разделе множество рекомендаций по оптимальным характеристикам визуальных индика­ торов, во втором — органов управления, в третьем — ан­ тропометрические требования к рабочему месту, креслу и т. д. Начиная сравнивать все эти данные с реальными техническими возможностями (серийно выпускаемыми изделиями, условиями жизнеобеспечения и т. п.), про­ ектировщик убеждается, что многое из того, что он мо­ жет применить, в той или иной степени отличается от рекомендованных оптимумов. Как эти отличия повлияют на деятельность в целом, как компенсировать недостат­ ки одних элементов дополнительными достоинствами других, чтобы найти компромисс — некоторый реально доступный оптимум организации деятельности,— на эти вопросы ни в одном справочнике по эргономике в на­ стоящее время ответов нет.

Таким образом, коррективная эргономика, являю­ щаяся необходимой начальной фактологической стади­ ей развития эргономики, играет немаловажную роль,

24


объединяя для решения актуальных проблем специали­ стов различных областей знания. В рамках коррективной эргономики предпринимаются попытки свести воедино факты, добытые многими науками о труде. Корректив­ ная эргономика оказывает определенное положительное влияние на практику проектирования, на темпы накопле­ ния дополнительных частных факторов о труде. Анализ и обобщение ее опыта могут послужить основанием для определения перспективных проблем эргономики.

Будущую эргономику в отличие от ее предшествен­ ницы — коррективной эргономики можно называть про­ ективной эргономикой. Формирование проективной эр­ гономики предполагает не только накопление данных о «человеческих факторах», но и целостное исследование отдельных видов и форм человеческой деятельности, со­ здание методов ее анализа и формализации, выявление всей совокупности факторов, определяющих ее эффек­ тивность. Предстоит составить эргономическую класси- "1

фикацию видов деятельности

и разработать исследова-

тельские методы проективной

эргономики.

^

Одной из важных задач проективной эргономики яв­

ляется

выбор и обоснование

критериев эффективности

систем

«человек — техника — среда». Комплексные

кри­

терии оптимальности должны отражать степень эффек­ тивности системы и учитывать во взаимосвязи все эрго­ номические факторы и показатели.

Разработка комплексных критериев оптимальности предполагает как варьирование, так и строгую стабили­ зацию условий деятельности человека, которые возмож­ ны лишь в лабораторных условиях. Важно при этом достаточно точно и содержательно моделировать реаль­ ную трудовую деятельность. Должны быть созданы многомерные модели деятельности человека, которые ка­ чественно и количественно отражают влияние различ­ ных факторов и составляющих их отдельных параметров на протекание этой деятельности. Модель должна поз­ волять выбирать пути воздействия на деятельность в нужных направлениях, компенсируя объективные недо­ статки некоторых элементов оборудования и характери- j

стик окружающей среды.

эргономики

~J

Формирование проективной

даст проек­

тировщикам систем научно обоснованный

инструмент

проектирования и оптимизации

трудовой деятельности.

25


Развитие проективной эргономики явится одним из су­ щественных условий внедрения ее научных достижений

впрактику, так как будет способствовать увязыванию

ееданных в единую систему с данными физиологии, пси­ хологии и гигиены труда, с системотехникой и техниче­ ской эстетикой.

Эргономика как новое направление научных иссле­ дований имеет большие перспективы развития. Она бур­ но развивается во всех странах. В 1961 г. создана Меж­ дународная ассоциация по эргономике. В настоящее время в ее состав входят 12 национальных и несколько международных ассоциаций. К числу последних относит­ ся, например, Эргономическая ассоциация, объединяю­ щая специалистов тех стран, где говорят на француз­

ском языке.

Вработе V Международного конгресса по эргономи­ ке (Амстердам, 1973 г.) приняли участие представители 30 стран, в том числе специалисты из всех европейских социалистических стран.

Вкапиталистических странах эргономика является одним из сильных инструментов менеджеризма. Рацио­ нализация труда и управления на основе данных эрго­ номики преследует там главную цель — повышение эф­

фективности производства и усиление эксплуатации трудящихся. Физические и интеллектуальные ресурсы человека безжалостно растрачиваются и перемалывают­ ся в жерновах капиталистической производственной ма­ шины. Капиталистическое производство, писал К. Маркс, «является расточителем людей, живого труда, расточи­ телем не только тела и крови, но и нервов и мозга»5.

В социалистических странах развитие эргономики и науки об организации труда, производства и управления подчинено принципу гуманизма. Добиваясь повышения производительности труда, максимальной эффективности человеко-машинных систем, наша экономическая и тех­ ническая политика отдает приоритет социальным пробле­ мам: всестороннему и гармоничному развитию личности, удовлетворенности трудом, комплексному улучшению условий труда и быта, привлечению трудящихся к орга­ низации труда и участию в управлении. Ведь коммунизм есть общество, которое «обеспечивает вместе с величай-1

1 М а р к с К. и Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 25, ч. I, с. 100—101.

26


шим расцветом производительных

сил общественного

труда и наиболее полное развитие

человека» Ч

За последние годы в социалистических

странах до­

стигнуты определенные успехи в

развитии

эргономики

как комплексной дисциплины. Требования эргономики все чаще учитываются при проектировании новой тех­ ники и организации труда. Увеличилось число органи­ заций, разрабатывающих эргономическую проблематику и решающих практические задачи эргономики, созда­ ются и работают национальные организации по эрго­ номике.

Увеличился (но еще крайне недостаточен) выпуск теоретической и научно-технической литературы по эрго­ номике. Требования эргономики находят отражение в нормативных документах. В СССР разработаны и вве­ дены в действие два первых стандарта по эргономике. Проблемы, выдвигаемые эргономикой, оказывают сти­ мулирующее влияние на развитие наук о человеке и технических наук.

Успехи в развитии эргономики и внедрении ее ре­ комендаций в различных сферах народного хозяйства будут более значительными, если будут полнее исполь­ зоваться объективные возможности, заложенные в со­ циалистической системе хозяйства. Эргономические ис­ следования и разработки должны в плановом порядке включаться в общую программу создания материальной среды, всесторонне удовлетворяющей потребности че­ ловека. Комитет по научно-техническому сотрудничеству Совета Экономической Взаимопомощи на своем 5 засе­ дании (Прага, 1973 г.) признал целесообразным орга­ низовать многостороннее научно-техническое сотрудни­ чество социалистических стран в области эргономики.

Эргономика так или иначе связана со всеми науками, предметом исследования которых является человек как субъект труда, познания и общения. Решая практиче­ ские задачи, эргономика должна опираться на всю си­ стему знаний о человеке. Системный подход к решению эргономических проблем и формирование проективной эргономики будут способствовать созданию общей тео­

рии трудовой

деятельности

с конкретизацией истинной1

1 М а р к с К.

и Э н г е л ь с Ф.

Соч., т. 19, с. 210.

27