Файл: Баимов, Н. И. Оптимизация процессов прокатки на блюминге.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О д н о с л и т к о в а я п р о к а т к а

/пзг

1рг — а '

J

____ п мг____ f

*уг

/■,

*ог»

Чг

 

& >

t

=

^

— t

*"зу

 

I_

‘•'г

*т = -

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X [бОЛ^ -

(пзг +

пиг) -( f

-

(пвг+ пыг) щ

,

t мг = ^уг “Ь ^пг Ч~ ^3zi

 

 

 

 

 

 

 

"^г

^мг ~Ь ^рг Ч- ^тг-

 

 

 

 

 

 

 

 

Д в у х с л и т к о в а я п р о к а т к а

 

 

4

__

,!зга .

4 '

__

лзгб .

 

/ ’

__ ^х. аб

И

 

‘рга

а

,

‘ргб —

 

Q >

*ргб — j q j y

 

при

/

 

 

Ч

^ргб =

Ч

3

Тгга =

Xt\ gg

 

^ргб

^ргб

^ргб>

х

j >

 

П р и

^ р г б

^ р г б

^ р г б =

^ р г б >

3

^ т г а =

I

>

 

^тгб :

П В 2б .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

_ "мга

*р2а>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i

_

лмгб

,гзгб .

 

^зга

__

Нмга — n aza .

 

 

{угб —

 

 

а

 

 

 

 

Ь

 

 

 

4

___

П М 2б

 

tтгб)

 

 

 

 

 

 

 

 

4згб —

Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^пга — '

1

 

60 N г

 

 

 

 

‘•уга

 

 

 

(^зга Ч- ^мга )

 

 

 

— («вга +

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

«маа) ^

 

 

 

 

 

 

 

 

^пгб — Лмгб

 

 

 

 

 

 

Zyz6

 

 

60/Vг — (^згб Ч- Пмгб)

 

 

 

— («В2б+«Мгб)-%^

 

 

 

 

 

 

 

 

^мг

^уга +

^угб Ч" t мга + ^П2б +

*зга +

^згб +

*х- аб>

^

^мг Н~~ ^рга Н“ ^тгб*

 

 

 

 

 

 

 

(11.76)

(11.76)

60


Полученные результаты расчетов полностью характеризуют и позволяют построить вариант графика скоростей всего цикла прокатки для принятого варианта совокупности параметров упра­ вления а, Ь, пп, пзг>, паг>. В результате получается вариант режима скоростей Wc, который является функцией указанных независимых переменных параметров управления

Wc / (п, Ь, Ип, Изг'» ^вг')т

где z = 1, 2, 3, . . Z.

Вопросы оптимизации режима скоростей

Очевидно, что, принимая различные совокупности параме­

тров а, Ь,

пп, пзг, пвг,

можно получить множество С

различных

вариантов

режимов

скоростей

Ц7С=1, Wc=2,

Wc=3, . . ., Wc=c

для каждого варианта

режима

обжатий Пг=ь

Пг=2,

Пг=з, . . .,

ПГ=т Это множество может быть очень большим, таким образом, задача по определению оптимального управления процессом про­ катки на блюминге осложняется. Для упрощения этой задачи сле­ дует установить заранее рациональные или оптимальные зависи­ мости между некоторыми параметрами режима скоростей. Тогда число независимых переменных параметров управления умень­ шится, соответственно уменьшится множество возможных вариан­ тов режимов скоростей. При этом каждый вариант режима ско­ ростей рассчитывают с учетом оптимальных зависимостей между его параметрами. Таким образом, математическая модель процесса прокатки за счет введения оптимальных зависимостей между параметрами режима скоростей будет частично оптимизиро­ вана.

В настоящее время имеется ряд различных рекомендаций по вы­ бору скоростей захвата и выброса, ускорения и замедления [2—16] в зависимости от различных условий, но фактически нет рекомен­ даций для общего случая определения оптимального режима ско­ ростей из условия получения максимальной относительной произ­ водительности стана.

В связи с этим проведены исследования по установлению опти­

мальных соотношений скоростей захвата

и выброса,

ускорения

и замедления [20], которые приводятся

на с.

72.

 

Показатели режима прокатки

 

 

Рассчитанный вариант режима скоростей

Wc в

сочетании

с вариантом режима обжатий Пп для которого он рассчитан, дают режим прокатки в целом. Для полученного варианта режима прокатки рассчитывают показатели, по которым можно оценить этот режим. Эти расчеты приведены ниже.

61


Цикл прокатки

Цикл прокатки определяется суммированием времени пау.з и машинного времени пропусков

(Н.77)

Полное давление прокатки

Для расчета давления и моментов прокатки могут использо­ ваться два метода расчета: по удельному расходу энергии и по удельному давлению.

Первый метод применяется тогда, когда имеются эксперимен­ тальные кривые удельного расхода энергии, полученные для усло­ вий, сходных с расчетными по размерам исходного слитка, гото­ вого полупродукта, марке стали, температуре, режиму обжатий, режиму скоростей, характеристике оборудования и т. д. [6, 75—79, 85]. В зависимости от условий прокатки для каждого случая должна быть подобрана соответствующая кривая удель­ ного расхода энергии. Следовательно, таких кривых должно быть много. В настоящее время для блюмингов и слябингов такие кри­ вые имеются лишь для некоторых условий прокатки. Для новых блюмингов 1150 и 1300 таких кривых пока нет.

Второй метод является более универсальным, точным и может быть применен для любых условий прокатки на блюмингах и сля­ бингах. Этот метод и принят в математической модели процесса прокатки для расчета давлений и моментов прокатки.

Давление прокатки по пропускам определяется в следующей последовательности. Сначала вычисляется температура металла в каждом пропуске. Для этого используется наиболее отвечающая условиям прокатки на блюмингах и слябингах формула В. А. Тягунова для определения температуры металла 0z+i в последующем пропуске в зависимости от температуры металла 0г в предыдущем пропуске [2, 6]:

(11.78)

Затем вычисляется полное удельное давление металла в каж­ дом пропуске Pz. Для определения удельного давления в на­ стоящее время известно более 20 формул [2,6, 53, 80—85].

Сравнительные экспериментальные и теоретические исследо­ вания показали, что все известные формулы, рекомендуемые для расчета удельного давления металла при прокатке, являются более или менее приближенными для условий прокатки на блю-

62

мингах и слябингах [6, 54, 86 L Однако сравнительный анализ различных формул на фоне экспериментальных данных помазал, что наиболее отвечающей этим условиям является формула А. ф, Го­ ловина— В. А. Тягунова.

Полное удельное давление

Р* = KhPoz,

(IL79)

где р о — удельное давление на контактной поверхности без учета внешнего трения;

Kf — коэффициент для учета внешнего трения, зависящий от

Для

геометрических размеров очага деформации.

в'пл — 575

условий блюмингов

и слябингов,

когда 0' >

и при

lz/Hz < 1

 

 

 

 

 

Kf = 1, удельное давление равно

 

 

Рг ~ Рог = (бпл

750z) j500 ’

 

 

(II .80)

где 0пл — температура плавления стали,

°С;

 

ств — предел

прочности

стали

при 20° С, кгс/мм2.

Формула (11.80) принята

для

расчета удельных

давлений.

С целью проверки правильности расчетов по принятой формуле проведены опыты по определению фактических давлений прокатки с помощью месдоз на блюминге 1100 ЧМЗ. Полученные давле­ ния сравнивались с расчетными. Некоторые результаты исследо­ ваний (УПИ) приведены ниже.

Расчетные и опытные давления при прокатке слитка стали

40Х массой 6,2 т на блюм размером 309x309 при

01 = 1280° С

(блюминг 1100 ЧМЗ)

приведены в табл. 2

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Расчетные и опытные давления при прокатке слитка стали 40Х

 

Номер

Расчетное

Опытное

Номер

Расчетное

Опытное

пропуска

давление,

давление,

пропуска

давление,

давление,

 

кгс/мм2

кгс/мм2

 

кгс/мм2

кгс/мм2

1

944

860

8

641

660

2

933

884

9

606

662

3

887

976

10

536

534

4

854

946

11

545

564

5

708

657

12

502

565

6

714

681

13

436

428

7

669

'634

 

 

 

Расчетные и опытные давления при прокатке слитка стали ШХ15 массой 4,5 т на блюм размером 258x264 при 0( — 1150° С (блюминг 1100 ЧМЗ) приведены в табл. 3

63


Таблица 3

Расчетные и опытные давления при прокатке слитка стали ШХ-15

Номер

Расчетное

Опытное

Номер

Расчетное

Опытное

пропуска

давление,

давление,

пропуска

давление,

давление,

 

кгс/мм3

кгс/м м8

 

кгс/мм2

кгс/мм2

1

954

919

10

620

647

2

941

879

11

565

540

3

887

902

12

537

496

4

855

895

13

538

544

5

735

715

14

461

493

6

732

656

15

384

427

7

703

647

16

406

384

8

676

643

17

318

202

9

652

673

 

 

 

Расчетные и опытные давления при прокатке слитка стали Ст.5 массой 6,2 т на блюм размером 255x257 при 0J = 1300° С (блюминг 1100 ЧМЗ) приведены в табл. 4.

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Расчетные и опытные давления при прокатке слитка Ст. 5

 

Номер

Расчетные

Опытные

Номер

Расчеты ые

Опытные

пропуска

да влення,

давления,

пропуска

давления,

давления,

 

кгс/мм2

кгс/мм2

 

 

кгс/мм2

кгс/мм2

1

803

799

 

8

508

522

2

766

747

 

9

469

440

3

746

799

 

10

469

464

4

714

763

 

11

319

308

5

566

571

 

12

321

294

6

559

505

 

13

259

208

7

545

525

*

 

 

 

Из приведенных данных видно, что ошибки в расчете давления прокатки по отношению к экспериментальным данным соста­ вляют до ±10%, за исключением последних пропусков, отличаю­ щихся небольшими обжатиями. Такое совпадение расчетных и экспериментальных данных вполне удовлетворительно и под­ тверждает правильность выбора формулы.

Л. В. Андреюк и Б. К. Короткевич провели аналогичные ис­ следования на блюмингах 1150 ММК [71 ]. При прокатке слитка из стали Зкп в 10 и 11 пропусках экспериментально были опре­ делены параметры пропусков и удельное давление металла на

64