Файл: Баимов, Н. И. Оптимизация процессов прокатки на блюминге.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
О д н о с л и т к о в а я п р о к а т к а
/пзг
1рг — а '
J |
____ п мг____ f |
||
*уг — |
/■, |
*ог» |
|
Чг |
|
& > |
|
t |
= |
^ |
— t |
*"зу |
|
I_ |
‘•'г |
*т = - |
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
X [бОЛ^ - |
(пзг + |
пиг) -( f |
- |
(пвг+ пыг) щ |
, |
||||||||
t мг = ^уг “Ь ^пг Ч~ ^3zi |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
"^г |
^мг ~Ь ^рг Ч- ^тг- |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Д в у х с л и т к о в а я п р о к а т к а |
|
|
|||||||||||
4 |
__ |
,!зга . |
4 ' |
__ |
лзгб . |
|
/ ’ |
__ ^х. аб |
И |
|
|||
‘рга |
— |
а |
, |
‘ргб — |
|
Q > |
*ргб — j q j y |
|
|||||
при |
/ |
|
|
Ч |
^ргб = |
Ч |
3 |
Тгга = |
Xt\ gg |
|
|||
^ргб |
^ргб |
^ргб> |
х |
j > |
|
||||||||
П р и |
^ р г б |
^ р г б |
^ р г б = |
^ р г б > |
3 |
^ т г а = |
I |
> |
|
||||
^тгб : |
П В 2б . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2 |
_ "мга |
*р2а> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
— |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
i |
_ |
лмгб |
,гзгб . |
|
^зга |
__ |
Нмга — n aza . |
|
|
||||
{угб — |
|
|
а |
|
|
|
|
Ь |
|
|
|
||
4 |
___ |
П М 2б |
|
tтгб) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4згб — |
Ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
^пга — ' |
1 |
|
60 N г |
|
|
|
|
‘•уга |
|
|
|||
|
(^зга Ч- ^мга ) |
|
|
|
|||||||||
— («вга + |
|
|
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
«маа) ^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
^пгб — Лмгб |
|
|
|
|
|
|
Zyz6 |
|
|
||||
60/Vг — (^згб Ч- Пмгб) |
|
|
|
||||||||||
— («В2б+«Мгб)-%^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
^мг |
^уга + |
^угб Ч" t мга + ^П2б + |
*зга + |
^згб + |
*х- аб> |
||||||||
^ |
^мг Н~~ ^рга Н“ ^тгб* |
|
|
|
|
|
|
|
(11.76)
(11.76)
60
Полученные результаты расчетов полностью характеризуют и позволяют построить вариант графика скоростей всего цикла прокатки для принятого варианта совокупности параметров упра вления а, Ь, пп, пзг>, паг>. В результате получается вариант режима скоростей Wc, который является функцией указанных независимых переменных параметров управления
Wc / (п, Ь, Ип, Изг'» ^вг')т
где z = 1, 2, 3, . . Z.
Вопросы оптимизации режима скоростей
Очевидно, что, принимая различные совокупности параме
тров а, Ь, |
пп, пзг, пвг, |
можно получить множество С |
различных |
||
вариантов |
режимов |
скоростей |
Ц7С=1, Wc=2, |
Wc=3, . . ., Wc=c |
|
для каждого варианта |
режима |
обжатий Пг=ь |
Пг=2, |
Пг=з, . . ., |
ПГ=т Это множество может быть очень большим, таким образом, задача по определению оптимального управления процессом про катки на блюминге осложняется. Для упрощения этой задачи сле дует установить заранее рациональные или оптимальные зависи мости между некоторыми параметрами режима скоростей. Тогда число независимых переменных параметров управления умень шится, соответственно уменьшится множество возможных вариан тов режимов скоростей. При этом каждый вариант режима ско ростей рассчитывают с учетом оптимальных зависимостей между его параметрами. Таким образом, математическая модель процесса прокатки за счет введения оптимальных зависимостей между параметрами режима скоростей будет частично оптимизиро вана.
В настоящее время имеется ряд различных рекомендаций по вы бору скоростей захвата и выброса, ускорения и замедления [2—16] в зависимости от различных условий, но фактически нет рекомен даций для общего случая определения оптимального режима ско ростей из условия получения максимальной относительной произ водительности стана.
В связи с этим проведены исследования по установлению опти
мальных соотношений скоростей захвата |
и выброса, |
ускорения |
|
и замедления [20], которые приводятся |
на с. |
72. |
|
Показатели режима прокатки |
|
|
|
Рассчитанный вариант режима скоростей |
Wc в |
сочетании |
с вариантом режима обжатий Пп для которого он рассчитан, дают режим прокатки в целом. Для полученного варианта режима прокатки рассчитывают показатели, по которым можно оценить этот режим. Эти расчеты приведены ниже.
61
Цикл прокатки
Цикл прокатки определяется суммированием времени пау.з и машинного времени пропусков
(Н.77)
Полное давление прокатки
Для расчета давления и моментов прокатки могут использо ваться два метода расчета: по удельному расходу энергии и по удельному давлению.
Первый метод применяется тогда, когда имеются эксперимен тальные кривые удельного расхода энергии, полученные для усло вий, сходных с расчетными по размерам исходного слитка, гото вого полупродукта, марке стали, температуре, режиму обжатий, режиму скоростей, характеристике оборудования и т. д. [6, 75—79, 85]. В зависимости от условий прокатки для каждого случая должна быть подобрана соответствующая кривая удель ного расхода энергии. Следовательно, таких кривых должно быть много. В настоящее время для блюмингов и слябингов такие кри вые имеются лишь для некоторых условий прокатки. Для новых блюмингов 1150 и 1300 таких кривых пока нет.
Второй метод является более универсальным, точным и может быть применен для любых условий прокатки на блюмингах и сля бингах. Этот метод и принят в математической модели процесса прокатки для расчета давлений и моментов прокатки.
Давление прокатки по пропускам определяется в следующей последовательности. Сначала вычисляется температура металла в каждом пропуске. Для этого используется наиболее отвечающая условиям прокатки на блюмингах и слябингах формула В. А. Тягунова для определения температуры металла 0z+i в последующем пропуске в зависимости от температуры металла 0г в предыдущем пропуске [2, 6]:
(11.78)
Затем вычисляется полное удельное давление металла в каж дом пропуске Pz. Для определения удельного давления в на стоящее время известно более 20 формул [2,6, 53, 80—85].
Сравнительные экспериментальные и теоретические исследо вания показали, что все известные формулы, рекомендуемые для расчета удельного давления металла при прокатке, являются более или менее приближенными для условий прокатки на блю-
62
мингах и слябингах [6, 54, 86 L Однако сравнительный анализ различных формул на фоне экспериментальных данных помазал, что наиболее отвечающей этим условиям является формула А. ф, Го ловина— В. А. Тягунова.
Полное удельное давление
Р* = KhPoz, |
(IL79) |
где р о — удельное давление на контактной поверхности без учета внешнего трения;
Kf — коэффициент для учета внешнего трения, зависящий от
Для |
геометрических размеров очага деформации. |
в'пл — 575 |
||||
условий блюмингов |
и слябингов, |
когда 0' > |
||||
и при |
lz/Hz < 1 |
|
|
|
|
|
Kf = 1, удельное давление равно |
|
|
||||
Рг ~ Рог = (бпл |
750z) j500 ’ |
|
|
(II .80) |
||
где 0пл — температура плавления стали, |
°С; |
|
||||
ств — предел |
прочности |
стали |
при 20° С, кгс/мм2. |
|||
Формула (11.80) принята |
для |
расчета удельных |
давлений. |
С целью проверки правильности расчетов по принятой формуле проведены опыты по определению фактических давлений прокатки с помощью месдоз на блюминге 1100 ЧМЗ. Полученные давле ния сравнивались с расчетными. Некоторые результаты исследо ваний (УПИ) приведены ниже.
Расчетные и опытные давления при прокатке слитка стали
40Х массой 6,2 т на блюм размером 309x309 при |
01 = 1280° С |
||||
(блюминг 1100 ЧМЗ) |
приведены в табл. 2 |
|
|
||
|
|
|
|
|
Таблица 2 |
Расчетные и опытные давления при прокатке слитка стали 40Х |
|
||||
Номер |
Расчетное |
Опытное |
Номер |
Расчетное |
Опытное |
пропуска |
давление, |
давление, |
пропуска |
давление, |
давление, |
|
кгс/мм2 |
кгс/мм2 |
|
кгс/мм2 |
кгс/мм2 |
1 |
944 |
860 |
8 |
641 |
660 |
2 |
933 |
884 |
9 |
606 |
662 |
3 |
887 |
976 |
10 |
536 |
534 |
4 |
854 |
946 |
11 |
545 |
564 |
5 |
708 |
657 |
12 |
502 |
565 |
6 |
714 |
681 |
13 |
436 |
428 |
7 |
669 |
'634 |
|
|
|
Расчетные и опытные давления при прокатке слитка стали ШХ15 массой 4,5 т на блюм размером 258x264 при 0( — 1150° С (блюминг 1100 ЧМЗ) приведены в табл. 3
63
Таблица 3
Расчетные и опытные давления при прокатке слитка стали ШХ-15
Номер |
Расчетное |
Опытное |
Номер |
Расчетное |
Опытное |
пропуска |
давление, |
давление, |
пропуска |
давление, |
давление, |
|
кгс/мм3 |
кгс/м м8 |
|
кгс/мм2 |
кгс/мм2 |
1 |
954 |
919 |
10 |
620 |
647 |
2 |
941 |
879 |
11 |
565 |
540 |
3 |
887 |
902 |
12 |
537 |
496 |
4 |
855 |
895 |
13 |
538 |
544 |
5 |
735 |
715 |
14 |
461 |
493 |
6 |
732 |
656 |
15 |
384 |
427 |
7 |
703 |
647 |
16 |
406 |
384 |
8 |
676 |
643 |
17 |
318 |
202 |
9 |
652 |
673 |
|
|
|
Расчетные и опытные давления при прокатке слитка стали Ст.5 массой 6,2 т на блюм размером 255x257 при 0J = 1300° С (блюминг 1100 ЧМЗ) приведены в табл. 4.
|
|
|
|
|
|
Таблица 4 |
Расчетные и опытные давления при прокатке слитка Ст. 5 |
|
|||||
Номер |
Расчетные |
Опытные |
Номер |
Расчеты ые |
Опытные |
|
пропуска |
да влення, |
давления, |
пропуска |
давления, |
давления, |
|
|
кгс/мм2 |
кгс/мм2 |
|
|
кгс/мм2 |
кгс/мм2 |
1 |
803 |
799 |
|
8 |
508 |
522 |
2 |
766 |
747 |
|
9 |
469 |
440 |
3 |
746 |
799 |
|
10 |
469 |
464 |
4 |
714 |
763 |
|
11 |
319 |
308 |
5 |
566 |
571 |
|
12 |
321 |
294 |
6 |
559 |
505 |
|
13 |
259 |
208 |
7 |
545 |
525 |
* |
|
|
|
Из приведенных данных видно, что ошибки в расчете давления прокатки по отношению к экспериментальным данным соста вляют до ±10%, за исключением последних пропусков, отличаю щихся небольшими обжатиями. Такое совпадение расчетных и экспериментальных данных вполне удовлетворительно и под тверждает правильность выбора формулы.
Л. В. Андреюк и Б. К. Короткевич провели аналогичные ис следования на блюмингах 1150 ММК [71 ]. При прокатке слитка из стали Зкп в 10 и 11 пропусках экспериментально были опре делены параметры пропусков и удельное давление металла на
64