Файл: Баимов, Н. И. Оптимизация процессов прокатки на блюминге.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
стимо, то можно сказать, что четвертый способ обеспечивает ещё большую производительность стана, хотя еще сложнее с точки зрения управления станом и требует от оператора еще большего внимания и опыта.
Преимуществом пятого способа перед третьим является то, что пауза используется не только на образование скорости вы
броса пв = пв ы, но и оставшаяся |
доля паузы используется |
на образование скорости захвата п3 < |
па. Это приводит при про |
чих равных условиях, по аналогии с четвертым способом, к умень шению цикла прокатки слитка, т. е. пятый способ, как и четвер тый, обеспечивает еще большую производительность стана, хотя также сложнее третьего с точки зрения управления станом и также требует от оператора большего внимания и опыта.
Четвертый и пятый способы различаются тем, что в четвертом способе пауза используется сначала на образование скорости захвата п3 = па и оставшаяся доля паузы используется на обра
зование скорости выброса па < пв м, |
а не наоборот, как в пятом |
||||
способе. |
|
|
|
|
|
Если пауза tx или ускорение а и замедление b главного двига |
|||||
теля |
относительно малы, то при четвертом способе получается |
||||
п3 = |
па и пв < |
пв. м |
(рис. 4, г) и соблюдается двойное условие |
||
tx = |
t„. и = * Р С В |
> |
3 ПРИПЯТ0М « 3 |
< Ла И Па = ПВ' м |
(рис. 4, д) |
и соблюдается тройное условие tx = |
tKм = /рсн = tcn. |
Если же |
пауза или ускорение и замедление главного двигателя относи тельно велики, то при четвертом и пятом способах получается оди
наково |
п3 = па и пв = пв м |
и соблюдается |
указанное |
выше |
|
тройное условие или другое двойное |
условие |
tx = tB м = |
tCJl > |
||
D> Щев; |
способы становятся равнозначными (рис. 4, е). |
|
|||
При |
относительно малых |
паузах, |
ускорении и замедлении |
с точки зрения обеспечения заданных расчетных скоростей вы
броса пв < пв н |
и захвата п3 = па при четвертом способе, и |
п в — п в . ы и п3 < |
па при пятом способе эти способы равнозначны. |
В обоих способах при обеспечении заданной расчетной скорости п„ автоматически обеспечивается к концу паузы tx заданная расчет ная скорость п3.
Разница четвертого и пятого способов состоит лишь в том, что при четвертом способе возврат раската к валкам происходит после включения рольганга к стану оператором в нужный момент паузы. При пятом же способе возврат раската происходит без остановки автоматически постоянно работающим рольгангом. Вследствие лишней операции включения рольганга при четвертом способе несколько усложняется управление станом. Однако необходимость обязательного управления рольгангом в рассматриваемые паузы без кантовок заставляет оператора при четвертом способе плано мерно и сразу корректировать начало работы рольганга с учетом случайностей с целью получения плавного, ритмичного хода про катки. При пятом же способе случайные более близкие или даль ние остановки раската на постоянно работающем к стану и не
20
управляемом рольганге также приводит к необходимости коррек тировать режим работы рольганга и других механизмов. Но эта корректировка уже не плановая (случайная) и сопровождается нарушением ритма прокатки и потерей времени. Остается доба вить, что при переходе с ручного управления станом на автомати ческое с точки зрения возможностей стабильного управления все способы являются практически равнозначными.
Рассматривая указанные способы прокатки применительно ко всем разным для каждого пропуска z паузам без кантовки txz, т. е. к циклу прокатки в целом, при заданной совокупности пара
метров режима скоростей — постоянных для всего цикла |
пп, а, |
|
b и разных для каждого пропуска |
паг, пв мг — необходимо отме |
|
тить следующее. |
условия пв = 0 и п3 = |
0, при |
При первом способе прокатки |
втором способе па = 0 и п3 « па и при третьем способе пв < ла и п3 = 0 одинаково сохраняются во всех паузах при любых прак тических значениях а и Ь.
При четвертом способе условия пв < пв м и п3 — па, а при пятом способе условия пв = пВщМ и п3 < па сохраняются не во всех паузах и не при всех практических значениях а и Ь. Напри мер, при малых значениях а и &в некоторых более коротких пау
зах при четвертом способе может получиться пв = |
0 и п3 < па, |
а при пятом способе пв « пв м и п3 = 0 при полном |
использова |
нии паузы на реверсирование валков. Наоборот, при больших значениях а и Ь, как уже указывалось (рис. 4, е), при том и дру гом способе в некоторых более длинных паузах будет получаться пв — пв м и п3 = па при неполном использовании паузы на ревер сирование валков.
Итак, возможны пять способов управления блюмингом в паузы без кантовок (рис. 4, а—5). Какой из них является предпочтитель
нее? |
На данном этапе рассмотрения способов уже очевидно, |
что |
наиболее предпочтительными для современного блюминга |
являются два последних способа, обеспечивающие более плотную работу главного привода и вспомогательных механизмов, более полное использование пауз и более, следовательно, высокую про изводительность стана. Эти два способа приняты нами за основу для составления математической модели процесса прокатки на
блюминге. |
Математическое описание этих способов включено |
|
в модель, |
которая позволяет |
рассчитывать варианты режимов |
скоростей |
по одному из них |
в зависимости от постановки |
задачи. |
|
|
Вопрос о том, какой же из двух принятых в модели предпочти тельных способов является рациональнее на данном этапе их рас смотрения, решить нельзя. Для решения этого вопроса необхо димо провести специальные исследования с целью определения рациональных или оптимальных соотношений п31пв и alb, рацио нального или оптимального использования пауз и т. д.
Эти исследования рассмотрены в следующей главе.
21
В паузы с кантовкой, которые определяются экспериментально для каждого вида кантовки как среднестатистические или расчет ным путем по работе вспомогательных механизмов, режим скоро
стей |
формируется двумя способами: |
1. |
Раскат выбрасывается из валков с такой скоростью лв, |
при которой он проходит после выброса как раз минимально необ ходимый путь только до положения кантовки, затем на отключен ном рольганге в течение времени tK происходят кантовка раската и перемещение его вдоль валков для размещения против опреде
ленного калибра. |
После этого включается рольганг и подает раскат |
||||||||||||
в валки так, |
чтобы скорость захвата |
среверсированных к этому |
|||||||||||
|
|
|
|
моменту валков получилась рав |
|||||||||
|
|
|
|
ной п3 — па (рис. |
5, |
а). |
|
из |
|||||
|
|
|
|
2. |
Раскат |
выбрасывается |
|||||||
|
|
|
|
валков с максимально |
возможной |
||||||||
|
|
|
|
скоростью |
па м, |
после |
чего |
он |
|||||
|
|
|
|
проходит |
путь, |
больший, |
чем |
||||||
|
|
|
|
минимально необходимый |
путь до |
||||||||
|
|
|
|
положения |
кантовки (т. е. до |
||||||||
|
|
|
|
положения |
кантовки |
он |
дойдет |
||||||
|
|
|
|
раньше). |
Начиная |
с |
этого |
мо |
|||||
|
|
|
|
мента |
(с |
положения |
кантовки) |
||||||
|
|
|
|
в течение |
периода |
|
tK на |
отклю |
|||||
|
|
|
|
ченном |
рольганге |
осуществляется |
|||||||
Рис. 5. Способы |
(/, |
II) |
управления |
кантовка еще |
движущегося |
рас |
|||||||
блюмингом в паузы с |
кантовкой |
ката, |
перемещение его |
вдоль вал |
|||||||||
|
|
|
|
ков для размещения против опре |
|||||||||
деленного калибра. Еще до окончания |
периода |
tK включается |
|||||||||||
рольганг и подает |
раскат в валки |
так, |
чтобы скорость захвата |
||||||||||
среверсированных |
к этому моменту валков |
получилась |
равной |
||||||||||
«3 = па (рис. |
5, |
б). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При данном способе за счет некоторого сокращения времени движения раската до положения кантовки и времени движения
раската к валкам после окончания кантовки (периода Q |
проис |
|
ходит сокращение длительности паузы с кантовкой |
к в |
целом. |
Вместе с тем повышение скорости выброса приводит при прочих равных условиях к повышению средней скорости прокатки. Все это приводит к уменьшению цикла прокатки слитка. Если такое уменьшение цикла прокатки допустимо из условий нагрева двига теля и не нарушает систему ограничений в целом, то можно ска зать, что при втором способе может быть получена несколько большая производительность стана.
Однако второй способ значительно сложнее с точки зрения управления станом и требует от оператора большого внимания, опыта и даже виртуозности. Очевидно, что при переходе с ручного управления станом на автоматическое для возможности стабиль ного управления второй способ неприменим. Поэтому для составления математической модели процесса прокатки на блю
22
минге нами принят первый способ формирования паузы с кан товкой.
Рассмотренные и принятые для составления математической модели процесса прокатки на блюминге способы формирования
п
------
Рис. 6. Обычные осциллограммы работы прокатных двигателей при однослнтковой прокатке (а); при двухслитковой прокатке (б): / — в первых пропус ках; II — в последних пропусках
режима скоростей в паузы без кантовок и в паузы с кантовками одинаково применимы как для обычной однослитковой, так и для двухслитковой прокатки. Получаемые по этим способам режимы скоростей и типичные осциллограммы однослитковой прокатки на блюминге (рис. 6, а) совпадают.
Методы расчета режимов прокатки
Из опубликованных теоретических методов расчета режимов прокатки на обжимных реверсивных станах можно выделить методы А. П. Виноградова, Г. фокса, М. Л, Зарощинского,
23
А. А. Александрова и Н. А. Тищенко. Основой этих методов яв ляется расчет машинного времени по пропускам при постоянных ускорениях. Различие этих методов состоит в том, что в них за дают скорости захвата, выброса раската из валков и максималь ную скорость в пропуске.
В. А. Тягунов разработал более совершенный метод расчета режимов прокатки, включающий элементы рационализации и оптимизации [2—9 ]. Исследованию режимов прокатки на обжим ных реверсивных станах посвящено много работ [10— 16,25—28].
В 1963—1964 гг. на основании результатов исследования режи мов прокатки на обжимных реверсивных станах, изучения и ана лиза существующих методов расчета автор опубликовал ряд работ [17—24], в которых рассматриваются некоторые способы оптимизации режимов прокатки и излагаются основы нового метода расчета оптимальных режимов. Эти работы послужили началом для дальнейших разработок, которые излагаются ниже.
Г л а в а II
ОПТИМИЗАЦИЯ РЕЖИМОВ ПРОКАТКИ НА БЛЮМИНГЕ
1.ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Режим прокатки слитка на блюминге состоит из режимов обжатий и скоростей. Исходными данными для расчета режима прокатки являются следующие характеристики механи ческого, электрического оборудования и прокатываемого слитка (см. основные обозначения).
По рабочей линии стана: D0, dm, f, GD\. ш, M x. Х,Р Д0„1, п. ш. iv,*]-
По нажимному |
механизму: |
Ми. дв, Мм. дв, |
Лдв, GDдв, |
л„. дв, |
|||||
^ м .д т ^ н . дв- |
|
двигателю: |
ои.0, им.п, АЯ1о, |
ДЯ1п, |
т 1о, |
т 1ю |
|||
По прокатному |
|||||||||
АН 2oi |
т 2о> Г12п, ^Нзо’ |
|
^^Хп> |
^ 2о> |
А^2п. |
||||
По кантователю: 5,(, tK. |
|
|
|
|
|
|
|||
По рабочему рольгангу: ер, vp, р. |
DKl, |
Вк], |
DkU, |
ВкП, |
|||||
По рабочим валкам: |
вариант калибровки |
||||||||
РкШ> ^Kllli -PkIVi -®k1V- |
|
|
у, |
а, |
0пЛ, 0i, G, |
||||
По прокатываемому слитку: марка стали |
|||||||||
начальные |
размеры |
(Но X Bq/Hq X Во) X |
Lq, |
конечные |
раз |
меры (готовый раскат) Hz X Bz X Lz.
Задача состоит в том, чтобы выбрать такой режим прокатки, при осуществлении которого слиток с размерами (Но X Во/Н'о X X Во) X Lo и начальной температурой 0| будет прокатан в раскат размерами Яz X Bz X Lz с наилучшими, принятыми за крите рии оптимизации показателями работы стана. Такой режим про катки будет считаться оптимальным режимом.
Для указанной прокатки слитка необходимо' сначала рассчи тать режим обжатий Пг. Для этого выбирается схема прокатки
+ Z2 + 23 + |
■• • + Z3 = |
Z, |
|
|
|
|
||
где Э — число |
этапов |
прокатки, разделенных |
кантовками; |
|||||
э — порядковый номер этапа прокатки |
(э = 1,2, 3, . . . , Э); |
|||||||
Z3 — число пропусков в этапе прокатки |
под номером э; |
|||||||
Z — общее |
число |
пропусков |
в |
режиме |
прокатки. |
|||
Затем выбираются |
суммарные |
обжатия по |
этапам |
прокатки |
||||
2 АЯэ, обжатия по пропускам AHZ и рассчитываются уширение |
||||||||
ABz, размеры раската Яг, Bz, Lz (Nz) |
и длина очага деформации |
tz в каждом пропуске. Таким образом, полученный режим обжа
тий Я г описывается |
многими параметрами и является |
функцией |
|||
многих |
независимых |
переменных: |
(.ил) |
||
пг =!(э, z„ z, яг), |
|||||
где э = |
1, |
2, 3, |
. . . , Э; |
|
|
2 = |
0, |
1, 2, |
3, . . . , Z. |
1. |
|
Режим обжатий удобно представлять в виде табл. |
25