ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
турбины выбирают в пределах 7 = 2 ч-4°. Меньшие значения угла 7 соответствуют d//x > 20 и большие ■— 15 < 2 0 . Важное значение имеет выбор величины меридионального поджатая по
тока: |
|
|
|
|
йн |
|
|
~~ |
_ д/ |
|
|
|
J |
-- ai0’ |
где |
— соответственно высота соп |
|||
ловой решетки на входе и в плоскости |
||||
выходных кромок. |
||||
Величина |
относительного поджатия |
|||
Л70 зависит от относительной высоты |
||||
решетки l 1 |
— |
lilbx и может быть най |
||
дена по эмпирической формуле |
||||
|
Л70 = 0,3 + О.ОБЬА- |
|||
Около |
2/ 3 |
относительного поджатия |
||
решетки |
должно |
приходиться на косой |
||
срез, в связи |
с чем высоту Iq выбирают |
|||
по формуле |
|
|
||
где Р = |
0,30-4-0,44 (большие значения р |
|||
соответствуют большим d/R). |
||||
Радиус |
кривизны верхнего обвода |
RK вычисляется по формуле
Р и с . 3 8 . П о с т р о е н и е п р о ф и л я в е р х н е г о б а н д а ж а со п л о в о й р еш ет к и п р и о д н о с т о р о н н ем п р о ф и л и р о в а н и и
R = I |
*т 51п2ц1эф |
, |
м 8 ' /0- / 1 ( 1 + рд70) |
|
|
+ 4 |
h (1 Р^^о)- |
|
Положение центра дуги окружно сти радиуса RM
A„ = tfMsiny.
Радиус сопряжения г части бандажа, выполненного радиу сом RM,- и цилиндрической части бандажа легко определяют из построения и условия, что точка сопряжения должна лежать левее точки 1 (рис. 38).
При определении площади горл сопловой решетки следует учитывать, что высота в пределах горла изменяется от 1Х до /о,
т. е. площадь горла |
р |
|
г 1м — <цРм> |
где Flm Fln — площади сопловых решеток с меридиональным профилированием и цилиндрическими бандажами при одинаковой высоте 1Х(Р 1ц = sin а 1эф).
74
Коэффициент, характеризующий увеличение площади сопл с меридиональным профилированием,
|3М= ^ = 1 + уРЛ70со3 а 1эф.
Таким образом, высота сопловой решетки 1г с меридиональным профилированием должна быть несколько меньше, чем высота сопл диафрагмы с цилиндрическими бандажами:
U |
— _____ 9hl_____ ^ |
£ih_ |
/49ч |
' |
sin а 1Эф |
рм " |
у |
Коэффициенты расхода в формуле (49) в соответствии с опыт ными данными необходимо принимать такими же, как и при ци линдрических бандажах, т. е. по рис. 16.
Обобщенные кривые к, п. д« г]оЛ комбинаций
КС-ОА, КС-1А, КС-ОБ и КС-1Б
В качестве исходной расчетной зависимости принята зависимость Лол = / (Хф, 1\) при одинаковых для всей серии кривых режимных
и геометрических параметрах. К. п. д. т]оЛ отличается от т]ол на ободе ступени на величину потерь с утечкой, т. е.
О |
*0 |
Лол — Лол |
ёу> |
*0
где §у — потери от протечек в осевые и радиальные зазоры модель ных ступеней.
Потери от протечек включены в к. п. д. ступени в связи с тем, что в процессе опытных исследований измеряется внутренний от носительный к. п. д. г|0(., а также потому, что методики расчета потерь от протечек в двухвенечной ступени весьма громоздки. Таким образом, в процессе расчета к. п. д. натурной ступени потери от протечек не определяют, а вводят только поправку на различие радиальных и осевых зазоров модельных и натурных сту пеней. Это позволяет повысить точность расчета к. п. д.
Следовательно, |
|
|
|
|
|
|
|
Лол — 1 |
£с |
S £л |
£вс |
1у> |
|
где £с = |
(1 — 2 |
Р) — потери в соплах, |
отнесенные к тепло- |
|||
перепаду ступени; |
2 L = |
Li + |
h. а + |
Ел п — потери в рабочих |
лопатках и направляющем аппарате, отнесенные к теплоперепаду
ступени; £вс = |
(с2/са) 2 — потери с выходной скоростью. |
|
Кривые к. |
п. д. т)ол = f (и/сф) ступеней с высотой сопл |
= |
= 10, 15, 20 и 25 мм построены на основании обобщения данных исследования модельных ступеней в экспериментальных турби нах. Кривые к. п. д. ступеней с высотой сопл / х > 25 мм построены экстраполяцией.
75
Для обобщенных кривых к. п. д. т]ол приняты постоянными сле дующие режимные и геометрические параметры:
1. Отношение статического давления за ступенью к давлению полного торможения перед ступенью
е = p j p o = 0 , 6 .
0,15 |
0,20 |
|
0,25 |
|
|
0,30 |
0,35 |
и/с? |
|
Р и с . 3 9 . З а в и си м о ст ь к . п . д . т)°л = |
f ( х . , |
|
к о м б и н ац и й |
||||||
|
|
КС-ОА |
и КС -О Б: |
|
|
|
|||
d — 700 мм; |
Ь\ = 56 |
мм; |
Ь 2 = |
25 |
мм; |
б 0 = 1,5 |
мм; |
6 |
— 0,8 мм; |
|
F / F t = |
1,52; |
2,48; |
3,6; |
8 = p J p Q = |
0,6 |
Р |
|
2. Число Re, подсчитанное по хорде сопловой решетки и теоре тической скорости Сф, взятой по располагаемому теплоперепаду ступени,
Re — ^1<:Ф_^1сФРг^ - ^ о6
ФV2 V-2 " '
Кинематическую вязкость пара v2 определяют по статическим параметрам за ступенью.
Согласно данным исследования двухвенечных ступеней в экс периментальных турбинах и прямых решеток в аэродинамических
76
трубах при числе Re$ = 1056 течение газа в сопловой, |
первой ра |
|
бочей и поворотной решетках автомодельное. |
|
|
3. |
Средний диаметр ступени dcp = 700 мм. |
|
4. |
Хорда сопловой решетки: для профилей С-9012А и С-9012Б |
|
bi = |
56 мм; для профилей С-9015А и С-9015Б Ьг = |
51,5 мм. |
|
Р и с . 4 0 . |
З а в и си м о ст ь к . п . д . |
|
|
к о м б и н а |
||||
|
|
|
|
|
ц и й K C -IA и К С -1 Б |
Ф |
|||
|
d = 700 |
мм; |
Ь, |
= |
51,5 мм; Ь2 |
= 25 |
мм; |
6В = |
1,5 мм; 6 = 0,8 мм; |
|
|
|
F/ Fi |
= |
1,52; 2,48; |
3,56; |
8 = |
р 2/р„ = 0,55 Р |
|
5. |
Хорда рабочих решеток и решеток направляющего аппарата |
||||||||
Ь2 = |
25,4-н27,5 |
мм. |
|
|
|
|
|
|
Размер хорды колеблется в зависимости от угла установки профиля и соответствует постоянной ширине решетки В 2 = 25 мм.
6 . Зазоры в проточной части:
а) осевой зазор по бандажу между сопловой решеткой и пер вым рядом рабочих лопаток 6в1 = 1,5 мм. Осевые зазоры между
77
решеткой направляющего аппарата и рабочими решетками 6в3 = == 6в3 = 1,5 мм;
б) радиальные зазоры по бандажу 6р = 0,8 мм.
Уплотнение осуществляется двумя гребнями по бандажу ра бочих лопаток и направляющего аппарата.
7. Толщина выходных кромок сопл Дх = 0,6 мм.
8 . Толщина выходных кромок рабочих лопаток и лопаток направляющего аппарата Л2 — 0,4 мм.
Кривые построены для ступеней с диафрагмами сварного изго товления и для рабочих колес, ленточные бандажи которых соеди нены с лопатками клепкой.
Кривые к. п. д. комбинаций КС-1А, КС-1Б и КС-ОА, КС-ОБ представлены на рис. 33 и 40.
Влияние различных режимных и геометрических параметров учитывается группой поправочных коэффициентов.
К. п. д. ступени с произвольными геометрическими размерами и режимными параметрами определяется как произведение ос новного коэффициента полезного действия и поправочных коэффи циентов
■Пол = т]ол£A kbk&ikA h k e ; |
(50) |
kb |
|
k b = ^A 1k - b \ k b h . a ^ A jj >
где k d , k c, k b, k &i, k &! k s , k 6 — влияние осевых и радиальных за зоров.
Рассмотренные поправки не исчерывают возникающих в ходе проектирования вариаций режимных параметров и геометриче ских факторов. Их влияние можно учесть по данным статических исследований.
Поправочные коэффициенты
Поправка, связанная с влиянием среднего диаметра ступени*
Влияние среднего диаметра ступени рассматривается при по стоянных высотах направляющих и рабочих решеток. Это озна чает, что изменение диаметра ступени приводит к изменению веерности ступени, т. е. отношения высоты решетки к среднему диаметру и пространственной кривизны канала. Каналы сопловых решеток сварного типа (т. е. с коцентричными бандажами) имеют двоякую кривизну.
Влияние веерности при небольших отношениях l/d, характер ных для регулирующих ступеней, невелико. Влияние простран ственной кривизны канала более существенно, так как связано со значительным изменением величины потерь в корневых и пери ферийных сечениях канала.
Наряду с этими факторами следует учитывать влияние перекрыши, которая принципиально также зависит от величины l/d.
78
Таким образом, поправка на диаметр kd является величиной, зависящей в основном от относительного диаметра 0 = d/Ц.
Так как к. п. д. натурной ступени находят по обобщенным
кривым рис. 39 и 40 при условии равенства /1м = |
/ 1н, то поправка |
на диаметр определяется только соотношением |
dH/dM= d j 700, |
где dM= 700 мм. |
|
Эта поправка, в пределах точности опытов, может быть принята такой же, как и для одновенечных ступеней, и должна опреде
ляться по кривым рис. 41. |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
Поправки, |
учитывающие форму меридиональных обводов соп |
||||||||||||
ловой решетки.: Как было указано |
выше, обобщенные кривые |
|||||||||||||
к. п. д. г)ол приведены |
для сту |
кц |
|
|
|
|
|
|||||||
пеней |
с |
сопловой |
решеткой |
(2„=Ш1мм |
|
|
|
|||||||
сварного Изготовления |
и |
пря |
|
|
|
|
||||||||
1,01 |
|
|
|
|
|
|||||||||
мыми |
цилиндрическими банда |
|
1 |
|
|
|
||||||||
|
|
' |
г |
|
||||||||||
жами. |
Канал |
такой |
|
решетки |
60 |
|
|
|
||||||
имеет |
цилиндрические |
торцо |
2У ' П |
|
|
|
||||||||
вые стенки. Форма поверхно |
0,99 |
|
|
|
||||||||||
сти |
торцовых |
стенок |
сопловой |
|
|
|
|
|
||||||
решетки зависит от способа из |
0,98 |
|
|
|
|
|
||||||||
готовления |
лопаток |
или |
спе |
0,9 |
0,8 |
1,2 |
1,6 eH/6„=dH/ct„ |
|||||||
циально профилируется (мери |
О |
|||||||||||||
диональное |
профилирование). |
Р и с . |
4 1 . П о п р а в к а |
н а |
ди ам етр |
д в у х |
||||||||
Изменение |
формы |
торцовых |
в ен еч н ой |
ст у п ен и |
kd = f |
^ 1 |
||||||||
поверхностей |
канала |
приводит |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||
к |
изменению |
распределения |
1 — сварная |
диафрагма; |
2 — наборная |
|||||||||
потерь по высоте решетки и их |
|
диафрагма; |
= |
700 мм |
|
|||||||||
абсолютной величины. |
|
|
регулирующих |
ступеней |
реализуются |
|||||||||
|
В |
сопловых решетках |
восновном три варианта формы' торцовых поверхностей канала:
1.Плоские торцовые стенки. Такая форма поверхностей имеет место в сопловых аппаратах, лопатки которых получены методом «прямой фрезеровки»1. Сопловые аппараты этого типа широко применяются большинством турбинных заводов (рис. 42).
Распределение и величина потерь в сопловой решетке с фрезе рованными наборными лопатками очень близки к соответствующим
характеристикам прямых решеток (при малой веерности). Так как диафрагмы сварного изготовления получили в настоящее время наибольшее распространение в паровых турбинах и основ ные графики построены для ступеней со сварной диафрагмой, то вводится поправка 6фс, учитывающая меньшую, по сравнению со сварной, величину потерь в сопловой решетке с лопатками, полу ченными методом прямой фрезеровки (рис. 43).
2. Цилиндрические торцовые стенки. Они характерны для диафрагм сварного типа. Опытные результаты, заложенные в обоб
1 С оп л ов ы е л о п а т к и , о т ф р езер о в а н ы к ак о д н о ц е л о е с п р ом еж уточ н ы м и т е л а м и .
79