ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие о рациональном питании.

2. Социальные проблемы гигиены питания.

4. Состав и калорийность студенческого рациона.

5.Из чего складываются затраты энергии организма человека?

6.Факторы влияющие на потребность в энергии и пищевых веществах

7.Пищевые белки животного и растительного происхождения. Их значение.

8.Рекомендуемые величины потребности в пищевых веществах энергии для студентов и населения

9.Болезни белковой недостаточности.

10.Пищ.Жиры раст.И жив. Происхож-я,их знач-е в пит-ии.

11.Срав.Х-ка жив.Жиров и раст масел.

12.Углеводы(моно-,ди-,полосахариды).Значение.

13. Пищевые волокна(перечислить). Их роль в питании человека.

14. Минеральные соли и микроэлементы. Их значение в питании населения.

15. Витамины. Их значение в питании населения. Болезни витаминной недостаточности.

16. Роль овощей и фруктов в питании. Витаминизация готовой пищи

17.Значение молока и молочных продуктов в питании

18.Санит. Экспертиза молока

19.Болезни животных, предающиеся через молоко. Профилактика

20.Значение рыбы в питании

26. Санитарная экспертиза муки.

27. Санитарная экспертиза хлеба.

28. «Болезни» хлеба, их предупреждение.

25. Значение зерновых продуктов в питании

29. Санитарная экспертиза сухарей и концентратов.

30. Санитарная экспертиза консервов.

32. Гигиенические требования к предприятиям общественного питания. Мед.Контроль за состоянием здоровья(зд) персонала.

33.Пищевые отравления продуктами, ядовитыми по своей природе. Принципы профилактики.

34.Пищевые отравления продуктами, ядовитыми при определенных условиях, и примесями химических веществ.

35.Пищевые токсикоинфекции

36.Пищевые микотоксикозы

37. Стафилококковый токсикоз

39. Понятие о диетическом и лечебно-профилактическом питании.

40. Значение питания для здоровья и физического развития населения. Понятие о пищевом статусе.

1. Понятие о рациональном питании.

Рациональным питанием называют физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера трудовой деятельности, особенностей действия климата и других факторов

Рациональное питание должно обеспечивать постоянство внутренней среды организма (гомеостаз), поддерживать жизнедеятельность (рост, развитие, функции органов и систем) на высоком уровне, должно быть адекватным потребностям организма в количественном и качественном отношении.

2. Социальные проблемы гигиены питания.

Питание – социальный фактор, так как затрагивает интересы населения всей планеты. В современных условиях характер питания населения обусловлен рядом факторов:

  • стрессы;

  • гиподинамия;

  • загрязнение окр среды.

Установлена взаимосвязь характера питания и показателей здоровья. Питание оказывает влияние на важнейшие показатели здоровья населения: 1) рождаемость и продолжительность жизни; 2) состояние здоровья и физическое развитие; 3) уровень работоспособности; 4) заболеваемость и смертность.

Прогрессивное увеличение численности человечества и социальное неравенство не сопровождается увеличением количественных показателей пищевых ресурсов и около 66% жителей земного шара постоянно недоедают. Население развивающихся (бывших колониальных) стран имеет в дневном рационе на 1/3 меньше калорий, чем жители развитых государств.  Последствиями количественной недостаточности и качественной неполноценности пищи могут служить такие заболевания, как квашиоркор, являющегося причиной гибели сотен тысяч детей, авитаминозы, алиментарная анемия, эндемический зоб и др.

К заболеваниям избыточного питания относится ожирение. Ожирение является алиментарным заболеванием социального характера. Этой патологией страдает каждый третий в развитых странах. Ожирение является причиной инвалидности и сокращения продолжительности жизни. 3. Основные принципы построения рациона питания.

1. Суточный рацион питания должен соответствовать по энергетической ценности энерготратам организма (количественная адекватность питания).

2. Физиологические потребности организма должны обеспечиваться пищевыми веществами в количествах и пропорциях, которые оказывают максимум полезного действия (качественная адекватность питания).


3. Химическая структура пищи должна максимально соответствовать ферментным пищеварительным системам организма (правило соответствия). Не соответствие приводит к расстройству обмена веществ и патологич состояниям.

4. Пищевой рацион должен быть правильно распределен в течение дня. Физиологически обоснованным является 3-4-разовое питание с интервалами между приемами пищи от 4 до 5 ч. При 3-разовом питании завтрак должен обеспечивать 30% суточной энергетической ценности рациона, обед-45%, ужин-25%. При 4-разовом завтрак-25%, второй завтрак-15%, обед-35%, ужин-25%.

5. Рациональное питание должно быть безупречным в санитарно-эпидемиологическом отношении, т.е. продукты не должны представлять опасности для здоровья из-за наличия физических, химических или биологических контаминантов (загрязнителей) или процессов порчи.


4. Состав и калорийность студенческого рациона.

калорийность

Потребность в белках

Потребность в жирах

Потребность в УВ

Студентки

2800 ккал

96 г/сут из них 58 г животного происхождения

90 г/сут из них 27 г раст. происхождения

383 г/сут

Студенты

3300 ккал

113 г/сут из них 68 г животного происхождения

106 г/сут из них 32 г раст. происхождения

451 г/сут

5.Из чего складываются затраты энергии организма человека?

Суточные энергозатраты организма человека складываются из:

1.Основного обмена 2. Специфического динамического действия пищевых веществ 3. Затрат энергии на выполнение различных видов деятельности человека во время работы и отдыха

6.Факторы влияющие на потребность в энергии и пищевых веществах

Потребность взрослого человека в энергии и пищевых веществах зависит от: 1) образа жизни 2) физической активности 3) климат 4) пол, масса тела, возраст При рациональном сбалансированном питании нормальная жизнедеятельность организма возможна при условии снабжения его необходимым количеством энергии, соответствующим суточным энерготратам.

7.Пищевые белки животного и растительного происхождения. Их значение.

Белки-сложные азотистые высокомолекулярные полимеры, состоящие из аминокислот. Различают белки растительного и животного происхождения в составе которых имеются заменимые и незаменимые аминокислоты. Белки необходимы для обеспечения всех жизненных процессов организма. Входя в состав тканей выполняют различные функции. Белки разных тканей специфичны. Функции: яв-ся структурным компонентом мембран; защитная(иммуноглобулины); энергетическая; транспортная(гемоглобин, альбумины); регуляторная(инсулин); ферментативная или каталитическая; онкотическое давление крови; сократительная; рецепторная.


В организме человека резервных запасов белка нет, поэтому б должны регулярно поступать с пищей. Критерием биологич ценности яв-ся аминокислотн набор. Белки животного происхождения яв-ся более полноценными.

8.Рекомендуемые величины потребности в пищевых веществах энергии для студентов и населения

Студенчески рацион:

Мужчины женщины

Калорийность 3300 2800

Пищевые белки 113/68 96/58

Пищевые жиры 106/32 90/27

Углеводы 451 338

9.Болезни белковой недостаточности.

Квашиоркор- болеют дети 2-3 лет.Главная причина заболев-я – несбалансированное пит-е.,недостаток белков жив-го проис-я.

Симптомы: отек,отставание роста и массы тела,гипотонус с сохранением подкожной клетчатки,психомотор-е нарушения(апатия,грусть,сниж-е аппетита)

Симптомы: изменение цвета и форма волос(«красные мальчики»),депигментация кожи(«змеиная кожа»),лунообразная форма лица(отек и гормон.нарушения),диарейный синдром,анемия

Непостоянные симптомы: дерматоз,сплено- и гепатомегалия,кератомаляция(авитаминоз А)

Алиментарный маразм(кахексия) – болеют дети чаще до 1года.Связано с недостатком одновр-но белков и энерг.ценности пищи.Причина:голод,раннее прекращ.груд-го вскармливания

Симптомы:отставание в физ.разв-ии,мыщ.дистрофия,отсут.подкож.жир. клетчатки,появляются морщины(лицо «маленьк.старичка»),сохран.активность и аппетит,растройства нерв. Системы,у жен. Отсут. Менст-ый цикл,изменение структуры волос ногтей.

Алиметар.дистрофия(истощение,голод)-длительное хронич.недоедание(пит-е одним продуктом)


10.Пищ.Жиры раст.И жив. Происхож-я,их знач-е в пит-ии.

Ф-ии жиров:энерг-я(1гр.жира = 9 ккал),структурная(синтез.липид.мембр.клеток),терморегуляторная (нах-ся в подкож.жир клетчатке и в жир.капсулах),источник эндоген.воды,регуляторная(гормоны),жирораст. Витамины(вит. Д,Е),улучшают вкус.кач-ва пищи.

Источник жив.жиров:свин.сало,слив.масло,свинина,сыр.Источник раст.жиров:раст.масло,орехи,

Жиры должны обеспеч. 30% энерг.ценности рациона.

11.Срав.Х-ка жив.Жиров и раст масел.

При употреблении в пищу жиров жив.проис-я организм получает холестерин.(без которого невозможен синтез стероид.гормонов)  Жиры раст.проис-я- их калорийность явл-ся такой же высокой, как и у животных. Отличить по внешнему виду растит. жиры от жив. легко: большинство жиров раст. проис-я при комнатной температуре находятся в жидком состоянии, а жиры жив. проис-я – в твёрдом. Также они облыдают разными физиологич-ми функциями. Раст.жиры содержат в своём составе ненасыщенные жирные кислоты – линолевую, линоленовую и арахидоновую.Этим и обусловлено правило питания, согласно которому наш организм должен обеспечивать необходимое ему количество жиров не только за счёт продуктов животного происхождения, но и за счёт растительных жиросодержащих продуктов питания.

12.Углеводы(моно-,ди-,полосахариды).Значение.

Углеводы: усвояемые(глюкоза,фруктоза,сахароза,мальтоза,крахмал,гликоген)

Неусвояемые(клетчатка,лактоза)

Полисахариды-раст.крахмал,гликоген,клетчатка.Усвояемые полисахарид жив.проис-я – гликоген.

Моносахариды – глюкоза,галактоза,маноза,фруктоза.

Олигосахариды – лактоза и сахароза.

Ф-ии: 1гр.=4 ккал Е. восполняют 50 % Энерг., структурная.(гликокаликс),защитная(образует слизь на стенке желудка и кишечника), для норм. Работы цнс,принимают участие в обмене белков и жиров, стимулируют моторику кишечника, способствуют выведению накаливающихся в нем токсических продуктов.

13. Пищевые волокна(перечислить). Их роль в питании человека.

Пищевые вол-на - это часть растительной пищи,устойчивые к перевариванию и адсорбции в тонком кишечнике человека, полностью или частично ферментируемые в толстом кишечнике, составляющие необходимый питательный баланс (наряду с жирами, белками, углеводами и витаминами).Являясь своего рода «кормом» для полезных микроорганизмов кишечника, пищевые волокна поддерживают необходимый состав микрофлоры, без которой человеческий организм не может нормально существовать.