Файл: Силаев, И. С. Система КАНАРСПИ в действии (основные направления повышения качества и надежности изделий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

цию отказов по характеру и причинам, выявление наиболее типичных неисправностей, законов распределения их и т. д. Схема функционирования системы ускоренной отработки на­ дежности приведена на рис. 5.

Научный подход к обработке и накоплению информации для управления качеством коренным образом изменил со­ держание и структуру подразделений, участвующих в управ­ лении качеством на предприятиях, потребовал создания на

заводах отделов

надежности и обеспечения их тесного

взаимодействия

с эксплуатационно-ремонтными отделами,

отделами технического контроля.

Однако сбором и накоплением информации не исчерпыва­ ется активное влияние эксплуатации на формирование и уп­ равление качеством изделий.

Система КАНАРСПИ еще на стадии конструирования и

подготовки производства привлекает специалистов по экс­

плуатации к совместной с конструкторами и производствен­ никами разработке организационно-технических основ экс­ плуатации нового изделия.

Практически это реализуется в:

изучении специалистами-эксплуатационниками конструк­ ции изделия на ранних стадиях его создания и активном уча­ стии их в принятии конструктивно-технических решений, по­ вышающих эффективность эксплуатации;

совместном создании

эксплуатационно-ремонтной

техни­

ческой документации и

средств технического

обеспечения

эксплуатаций;

 

 

завода

конкретной методической и практической помощи

эксплуатирующим организациям.

более

17 под­

Например, на объединение АвтоГАЗ имеет

шефных автохозяйств, с

которыми оно тесно

сотрудничает

при освоении новых изделий в эксплуатации.

Всестороннее активное изучение головной партии изделий в реальных условиях интенсивной эксплуатации позволяет

еще глубже познать фактические возможности созданных из­ делий и получить качественно новую информацию для окон­ чательной корректировки чертежей, технологии и разработки новых конструкций.

Система КАНАРСПИ предусматривает привлечение к не­ посредственному творческому участию в работах по качеству

создаваемых изделий большие коллективы специалистов

эксплуатирующих организаций, что открывает новые возмож­ ности в решении проблемы качества.

Система КАНАРСПИ постоянно развивается и совершен­ ствуется, опираясь на государственную систему стандартиза­ ции как на систему управления техническим уровнем про-

15


I

Рис. 5. Система ускоренной отработки

16

Проведение сокращенных испытаний в процессе подготовки серийного производства

Рекламац. техн, акты

Эксплуа­ тационный бюллетень /

Справоч­ ный мате­ риал

I

і

Отчеты по испыта­ ниям комплекту­ ющих изделий

Карты

учета Показатели интенсив­ надежно­

ности сти отказов

∙ħ I

Результаты ЭВМ сокращен­ ных испы­

таний

надежности сложных изделий

2—1638

17

і

мышленности. C

1971 г. на

горьковских предприятиях

начаты разработки

стандартов,

формализующих систему

КАНАРСПИ и регламентирующих ее функционирование. На некоторых заводах Горького уже создан и внедрен в произ­ водство целый комплекс стандартов предприятия на элемен­ ты системы КАНАРСПИ.

Сейчас эти работы объединяются в едином комплексе ра­

бот, направленных

на

создание системы государственных,

отраслевых стандартов

и стандартов предприятий, четко

регламентирующих

функционирование системы КАНАРСПИ

на предприятии в соответствии с современными требования­ ми системотехники.

За 15 лет своего

существования

и

развития

система

КАНАРСПИ четко определила свое место

в государствен­

ной системе управления качеством.

 

 

 

Используя положения ГОСТ 15001—73 «Разработка и по­

становка продукции

на производство»

в

качестве

входных

управляющих требований по отношению к системе

КАНАРСПИ, положения Единой системы

аттестации каче­

ства продукции (ЕСАКП), как системы

планирования и

оценки уровня качества, система КАНАРСПИ определяет свое место и границы в государственной системе управления

качеством, как система управления на уровне предприятия процессами проектирования, производства и эксплуатации с

целью обеспечения запланированного

качества

в сжатые

сроки с первых изделий.

 

становится

Только с внедрением системы КАНАРСПИ

правомочной постановка перед промышленностью задачи по­

лучения Государственного знака качества с первых промыш­

ленных образцов.

Реальность такой задачи подтверждается опытом завода «Красное Сормово». Реализованный на заводе комплекс ор­

ганизационно-технических мероприятий, предусмотренных си­ стемой КАНАРСПИ, обеспечил впервые в СССР присвоение

Государственного знака качества сухогрузу «река—море» с первого образца при освоении его в производстве в рекордно короткие сроки.

Горьковский телевизионный завод им. Ленина, опираясь на систему КАНАРСПИ, поставил на массовое производство телевизор «Чайка-205» с Государственным знаком качества.

Ориентируя промышленные предприятия на решение за­

дачи создания и выпуска продукции с Государственным зна­

ком качества с первых изделий, мы не только мобилизуем огромные резервы промышленности на ускорение темпов тех­ нического прогресса, но и даем предприятиям конкретный

18


инструмент — систему КАНАРСПГІ для их целенаправ­ ленного использования.

15 лет работы предприятий Горького и области по систе­

ме КАНАРСПИ показала ее высокую эффективность и

уни­

версальность. В зависимости от

специфики предприятий в

различных

отраслях промышленности

ее

знают

как

Р-КАНАРСПИ, Хим-КАНАРСПИ.

Успешно

внедрили

эту

систему на

многих предприятиях

других

городов страны:

Москвы, Новосибирска, Ташкента и т. д. При внедрении си­ стемы КАНАРСПИ, например, на Горьковском заводе фре­ зерных станков, народное хозяйство только от повышения

срока службы серийных консольно-фрезерных станков еже­ годно получает экономический эффект свыше 700 тыс. руб.

Освоение новых автобусов Павловским заводом с исполь­ зованием принципов системы КАНАРСПИ позволило полу­

чить экономический эффект свыше 1 млн. руб. и т. д.

Как показала практика предприятий, работающих по си­ стеме КАНАРСПИ, затраты, связанные с ее поисковым и ис­ следовательским характером, окупаются через 1,5—2 года.

ПРИЧИНЫ НЕДОСТАТОЧНОЙ НАДЕЖНОСТИ ИЗДЕЛИЙ

Непрерывный рост сложности

машин

и систем.

Обе­

спечение

высокой

надежности

изделий

требует

про­

ведения

анализа

причин и условий, вызывающих

отка­

зы изделий в эксплуатации. При этом причины субъективно­

го характера

необходимо по возможности устранить, а дей­

ствие причин

объективного характера научиться

измерять

количественно, и на этой основе управлять процессами про­ ектирования, производства и эксплуатации, чтобы получить

требуемый уровень

качества

и

надежности создаваемой

ма­

іи ины.

 

техники

и

производства

требует

все

Развитие науки,

большей

интенсификации производственных,

транспортных

операций,

большей четкости

в

работе систем

управления,

увеличения объема и быстроты передаваемой информации.

В связи с этим непрерывно возрастают требования к ма­

шинам и системам, направленные в основном на:

процессов,

повышение скоростей перемещения, течения

интенсивности работы;

 

расширение областей применения и увеличение разнооб­

разия условий работы (расширение интервала

температур,

давлений, работа в различных климатических условиях, ра­ бота отдельных элементов машин в различных агрессивных

19


средах, в широком диапазоне вибрации и перегрузок, при

наличии радиационных излучений и т. д.);

повышение универсальности, увеличение разнообразия вы­

полняемых функции, автоматизация; повышение требований к точности работы машин.

Все большее число функций в процессе производства и управления возлагается на машины. Если ранее они выпол­ няли в основном двигательные функции, то теперь некоторые виды вычислительной и логической деятельности возложены на электронные машины, которые все шире применяются в сфере управления производством и сложными технологиче­ скими процессами.

В настоящее время машины и другие технические системы

выполняют функции

источника

энергии

и

движения,

пере­

дачи и преобразования энергии,

проведения

рабочих

и

конт­

рольных операций, автоматического регулирования

 

процес­

сов, поиска и передачи информации,

проведения

вычисли­

тельных и логических операций и т. п.

 

 

 

 

 

 

Указанные особенности наиболее характерно проявляют­

ся при рассмотрении

наиболее

сложных

в

современных ма­

шин — самолетов, широко применяемых

качестве

транс­

портных средств во всех развитых странах.

 

 

 

 

Рост скоростей и диапазона высот полета самолетов при­

вел к новым качественным изменениям

 

в

системах

«маши­

на — окружающая среда» и «машина-человек».

Так,

рост

скоростей сказался на характере аэродинамических нагрузок, действующих на самолет. Нагрузки быстро изменяются в широком диапазоне по величине, направлению и имеют слу­ чайный переменный характер, вызывая явления усталости в элементах самолетных конструкций. Кроме того, рост скоро­

стей вызвал явления аэродинамического нагрева, создавше­ го так называемый «тепловой барьер», в результате чего усложнилась картина температурных напряжений в элемен­

тах конструкции самолета, произошло значительное сниже­ ние прочностных свойств авиационных материалов (рис. 6),

повысилось влияние «ползучести» материалов.

Обеспечение больших скоростей и высоты полета требует высокой энерговооруженности самолетов. C ростом мощно­ стей силовых установок увеличивается количество выделяе­

мого ими тепла, усложняются температурные условия рабо­

ты элементов конструкции и оборудования самолетов,

ухуд­

шаются их характеристики, в результате

чего уменьшается

срок службы.

полетах

различ­

При длительных трансконтинентальных

ные условия эксплуатации самолетов вызывают действие на элементы конструкции и оборудования самолета климатиче­

20