Файл: Силаев, И. С. Система КАНАРСПИ в действии (основные направления повышения качества и надежности изделий).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
цию отказов по характеру и причинам, выявление наиболее типичных неисправностей, законов распределения их и т. д. Схема функционирования системы ускоренной отработки на дежности приведена на рис. 5.
Научный подход к обработке и накоплению информации для управления качеством коренным образом изменил со держание и структуру подразделений, участвующих в управ лении качеством на предприятиях, потребовал создания на
заводах отделов |
надежности и обеспечения их тесного |
взаимодействия |
с эксплуатационно-ремонтными отделами, |
отделами технического контроля.
Однако сбором и накоплением информации не исчерпыва ется активное влияние эксплуатации на формирование и уп равление качеством изделий.
Система КАНАРСПИ еще на стадии конструирования и
подготовки производства привлекает специалистов по экс
плуатации к совместной с конструкторами и производствен никами разработке организационно-технических основ экс плуатации нового изделия.
Практически это реализуется в:
изучении специалистами-эксплуатационниками конструк ции изделия на ранних стадиях его создания и активном уча стии их в принятии конструктивно-технических решений, по вышающих эффективность эксплуатации;
совместном создании |
эксплуатационно-ремонтной |
техни |
|
ческой документации и |
средств технического |
обеспечения |
|
эксплуатаций; |
|
|
завода |
конкретной методической и практической помощи |
|||
эксплуатирующим организациям. |
более |
17 под |
|
Например, на объединение АвтоГАЗ имеет |
|||
шефных автохозяйств, с |
которыми оно тесно |
сотрудничает |
при освоении новых изделий в эксплуатации.
Всестороннее активное изучение головной партии изделий в реальных условиях интенсивной эксплуатации позволяет
еще глубже познать фактические возможности созданных из делий и получить качественно новую информацию для окон чательной корректировки чертежей, технологии и разработки новых конструкций.
Система КАНАРСПИ предусматривает привлечение к не посредственному творческому участию в работах по качеству
создаваемых изделий большие коллективы специалистов
эксплуатирующих организаций, что открывает новые возмож ности в решении проблемы качества.
Система КАНАРСПИ постоянно развивается и совершен ствуется, опираясь на государственную систему стандартиза ции как на систему управления техническим уровнем про-
15
I
Рис. 5. Система ускоренной отработки
16
Проведение сокращенных испытаний в процессе подготовки серийного производства
Рекламац. техн, акты
Эксплуа тационный бюллетень /
Справоч ный мате риал
I
і
Отчеты по испыта ниям комплекту ющих изделий
Карты
учета Показатели интенсив надежно
ности сти отказов
∙ħ I
Результаты ЭВМ сокращен ных испы
таний
надежности сложных изделий
2—1638 |
17 |
і
мышленности. C |
1971 г. на |
горьковских предприятиях |
начаты разработки |
стандартов, |
формализующих систему |
КАНАРСПИ и регламентирующих ее функционирование. На некоторых заводах Горького уже создан и внедрен в произ водство целый комплекс стандартов предприятия на элемен ты системы КАНАРСПИ.
Сейчас эти работы объединяются в едином комплексе ра
бот, направленных |
на |
создание системы государственных, |
отраслевых стандартов |
и стандартов предприятий, четко |
|
регламентирующих |
функционирование системы КАНАРСПИ |
на предприятии в соответствии с современными требования ми системотехники.
За 15 лет своего |
существования |
и |
развития |
система |
КАНАРСПИ четко определила свое место |
в государствен |
|||
ной системе управления качеством. |
|
|
|
|
Используя положения ГОСТ 15001—73 «Разработка и по |
||||
становка продукции |
на производство» |
в |
качестве |
входных |
управляющих требований по отношению к системе
КАНАРСПИ, положения Единой системы |
аттестации каче |
ства продукции (ЕСАКП), как системы |
планирования и |
оценки уровня качества, система КАНАРСПИ определяет свое место и границы в государственной системе управления
качеством, как система управления на уровне предприятия процессами проектирования, производства и эксплуатации с
целью обеспечения запланированного |
качества |
в сжатые |
сроки с первых изделий. |
|
становится |
Только с внедрением системы КАНАРСПИ |
правомочной постановка перед промышленностью задачи по
лучения Государственного знака качества с первых промыш
ленных образцов.
Реальность такой задачи подтверждается опытом завода «Красное Сормово». Реализованный на заводе комплекс ор
ганизационно-технических мероприятий, предусмотренных си стемой КАНАРСПИ, обеспечил впервые в СССР присвоение
Государственного знака качества сухогрузу «река—море» с первого образца при освоении его в производстве в рекордно короткие сроки.
Горьковский телевизионный завод им. Ленина, опираясь на систему КАНАРСПИ, поставил на массовое производство телевизор «Чайка-205» с Государственным знаком качества.
Ориентируя промышленные предприятия на решение за
дачи создания и выпуска продукции с Государственным зна
ком качества с первых изделий, мы не только мобилизуем огромные резервы промышленности на ускорение темпов тех нического прогресса, но и даем предприятиям конкретный
18
инструмент — систему КАНАРСПГІ для их целенаправ ленного использования.
15 лет работы предприятий Горького и области по систе
ме КАНАРСПИ показала ее высокую эффективность и |
уни |
||||
версальность. В зависимости от |
специфики предприятий в |
||||
различных |
отраслях промышленности |
ее |
знают |
как |
|
Р-КАНАРСПИ, Хим-КАНАРСПИ. |
Успешно |
внедрили |
эту |
||
систему на |
многих предприятиях |
других |
городов страны: |
Москвы, Новосибирска, Ташкента и т. д. При внедрении си стемы КАНАРСПИ, например, на Горьковском заводе фре зерных станков, народное хозяйство только от повышения
срока службы серийных консольно-фрезерных станков еже годно получает экономический эффект свыше 700 тыс. руб.
Освоение новых автобусов Павловским заводом с исполь зованием принципов системы КАНАРСПИ позволило полу
чить экономический эффект свыше 1 млн. руб. и т. д.
Как показала практика предприятий, работающих по си стеме КАНАРСПИ, затраты, связанные с ее поисковым и ис следовательским характером, окупаются через 1,5—2 года.
ПРИЧИНЫ НЕДОСТАТОЧНОЙ НАДЕЖНОСТИ ИЗДЕЛИЙ
Непрерывный рост сложности |
машин |
и систем. |
Обе |
||
спечение |
высокой |
надежности |
изделий |
требует |
про |
ведения |
анализа |
причин и условий, вызывающих |
отка |
зы изделий в эксплуатации. При этом причины субъективно
го характера |
необходимо по возможности устранить, а дей |
|
ствие причин |
объективного характера научиться |
измерять |
количественно, и на этой основе управлять процессами про ектирования, производства и эксплуатации, чтобы получить
требуемый уровень |
качества |
и |
надежности создаваемой |
ма |
||
іи ины. |
|
техники |
и |
производства |
требует |
все |
Развитие науки, |
||||||
большей |
интенсификации производственных, |
транспортных |
||||
операций, |
большей четкости |
в |
работе систем |
управления, |
увеличения объема и быстроты передаваемой информации.
В связи с этим непрерывно возрастают требования к ма
шинам и системам, направленные в основном на: |
процессов, |
повышение скоростей перемещения, течения |
|
интенсивности работы; |
|
расширение областей применения и увеличение разнооб |
|
разия условий работы (расширение интервала |
температур, |
давлений, работа в различных климатических условиях, ра бота отдельных элементов машин в различных агрессивных
19
средах, в широком диапазоне вибрации и перегрузок, при
наличии радиационных излучений и т. д.);
повышение универсальности, увеличение разнообразия вы
полняемых функции, автоматизация; повышение требований к точности работы машин.
Все большее число функций в процессе производства и управления возлагается на машины. Если ранее они выпол няли в основном двигательные функции, то теперь некоторые виды вычислительной и логической деятельности возложены на электронные машины, которые все шире применяются в сфере управления производством и сложными технологиче скими процессами.
В настоящее время машины и другие технические системы
выполняют функции |
источника |
энергии |
и |
движения, |
пере |
|||
дачи и преобразования энергии, |
проведения |
рабочих |
и |
конт |
||||
рольных операций, автоматического регулирования |
|
процес |
||||||
сов, поиска и передачи информации, |
проведения |
вычисли |
||||||
тельных и логических операций и т. п. |
|
|
|
|
|
|
||
Указанные особенности наиболее характерно проявляют |
||||||||
ся при рассмотрении |
наиболее |
сложных |
в |
современных ма |
||||
шин — самолетов, широко применяемых |
качестве |
транс |
||||||
портных средств во всех развитых странах. |
|
|
|
|
||||
Рост скоростей и диапазона высот полета самолетов при |
||||||||
вел к новым качественным изменениям |
|
в |
системах |
«маши |
||||
на — окружающая среда» и «машина-человек». |
Так, |
рост |
скоростей сказался на характере аэродинамических нагрузок, действующих на самолет. Нагрузки быстро изменяются в широком диапазоне по величине, направлению и имеют слу чайный переменный характер, вызывая явления усталости в элементах самолетных конструкций. Кроме того, рост скоро
стей вызвал явления аэродинамического нагрева, создавше го так называемый «тепловой барьер», в результате чего усложнилась картина температурных напряжений в элемен
тах конструкции самолета, произошло значительное сниже ние прочностных свойств авиационных материалов (рис. 6),
повысилось влияние «ползучести» материалов.
Обеспечение больших скоростей и высоты полета требует высокой энерговооруженности самолетов. C ростом мощно стей силовых установок увеличивается количество выделяе
мого ими тепла, усложняются температурные условия рабо
ты элементов конструкции и оборудования самолетов, |
ухуд |
|
шаются их характеристики, в результате |
чего уменьшается |
|
срок службы. |
полетах |
различ |
При длительных трансконтинентальных |
ные условия эксплуатации самолетов вызывают действие на элементы конструкции и оборудования самолета климатиче
20