Файл: Салбиев, Х. Б. Вопросы повышения эффективности подготовки кадров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
а также и разработанные ВНИИ профтехобразования важнейшие материалы.1
Значительное распространение получили подготовка и повышение квалификации рабочих и служащих па предприятиях, в учреждениях и организациях. В тече ние последних четырех лет, по данным ЦСУ Таджик ской ССР, в среднем за год около 19 тысяч работников, занятых в народном хозяйстве, осваивают новые про фессии и около 45 тысяч повышают свою квалификацию непосредственно на производстве и в постоянно дейст вующих школах. В 1970 г. в Таджикистане предприя
тиями, |
учреждениями и организациями было обучено |
27 тыс. |
рабочих и служащих новым профессиям и |
35 тысяч рабочих прошли обучение по повышению ква лификации. Подготовка новых рабочих и обучение новым профессиям трудящихся, переходящих на другие работы (т. с. высвобождающихся в результате осуществления механизации и автоматизации производства), проводит ся в народном хозяйстве республики путем индивиду ального и бригадного обучения, а также на курсах без отрыва и с отрывом от производства.
Индивидуально-бригадное ученичество стало преоб ладающей формой профессионального обучения при сни жении доли курсового обучения. Более половины обу ченных рабочих получили новые профессии путем ин дивидуального обучения, доля же курсового обучения (наиболее эффективного) незначительна, это четвертая часть рабочих. Но индивидуально-бригадное ученичест во, как правило, дает низкий теоретический уровень и готовит рабочих узкого профиля, освоивших работу па данном конкретном рабочем месте. При переводе их на другую работу внутри данного предприятия пли на дру гое рабочее место даже в одном цехе возникает необ ходимость повторного их обучения. В ряде случаев не прочное овладение профессией при пн тнвидуалыю-брп-
1 |
Тезисы |
к |
научной конференции по социально-экономнчсс- |
ким |
проблемам |
профессионально-технического образоианпи (Ы ■ |
|
16 октября |
1970 |
г.). Л., 1970; Основные методические положе |
ния по анализу профессионального состава и перспективному
планированию подготовки квалифицированных |
рабочих |
кндро;.. |
||
Л., |
1968; Перечень актуальных |
социально-экономических |
проб |
|
лем |
профессионально-технического |
образования. |
Л., 1969, г. |
и др. |
гадном ученичестве ведет к текучести кадров. Это в особенности относится к молодежи, впервые получаю щем профессию па производстве.
Сложившееся соотношение форм обучения новых ра бочих не вполне обеспечивает подготовку квалифициро ванных кадров, особенно широкого профиля. Система тически снижались в последние годы и сроки обучения на некоторых предприятиях, что приводило к недоста точной подготовке кадров.
Снижается подготовка новых кадров на предприя тиях угольном промышленности, на предприятиях про мышленности стройматериалов п предприятиях пище вой промышленности. Отдельные предприятия этих от раслей не выполняют план подготовки кадров. Почти нс проводилось обучение новых кадров на предприятиях нефтедобывающей промышленности. Не полностью ис пользовались фонды, планировавшиеся на эти цели.
Конечно, наиболее эффективной формой подготовки кадров является подготовка в профтехучилищах. Это подтверждается материалами исследования, проведен ного нашими экономистами, в частности, В. А. Жамишл; и Г. А. Егиазаряном.1 Ими изучены показатели ра боты двух групп рабочих двух заводов Москвы: I гр.---
имеющие общее образование и внутризаводскую подго товку и II гр.—имеющие общее образование и подго товку в стационарных учебных заведениях, т. е. в про фессионально-технических училищах. Уровень квалифи кации рабочих II гр-. по их подсчетам, превышает уровень квалификации рабочих 1 гр. в среднем на 8,7%. а подготовка кадров через ПТУ дает прирост квалифи
кации в 2 раза выше |
прироста, получаемого рабочими |
с общим образованием |
(в сочетании с заводской прак |
тикой). Если обшее образование в сочетании с завод ской подготовкой дало средний годовой прирост квали фикации . 2!),6%, то общее образование в сочетании с подготовкой в профессионально-технических училищах --61%. Хотя затраты на подготовку рабочих в профес сионально-технических училищах больше, зато и резуль
таты труда |
их выпускников |
выше. |
Сама подготовка |
||||
кадров |
через |
эту |
систему более эффективна. |
|
|||
1 В. |
Л. Ж а м н н, |
Г. Л. |
Е г и а з а р я н. |
Эффективность |
квали |
||
фицнронанного труда |
стр. |
17-1- 18!; |
интересны исследования |
В. С. |
|||
Немченко и др. |
|
|
|
|
|
|
НО
Однако н последние 1'оды не уделялось достаточно-
ювнимания подготовке рабочих кадров через училища
ишколы профессионально-технического образования по
г равнению с подготовкой их па предприятиях, хотя подготовка через первую систему резко увеличена. Это подтверждаются следующими данными (табл. 18.'.
В республике па промышленных предприятиях, стройках, в совхозах и в колхозах более 15% ква лифицированных рабочих составляют воспитанники учи лищ.
Рабочие кадры широкого профиля лучше всего мо гут быть подготовлены через профессионально-техничес кие училища, где имеются соответствующая матери альная база, квалифицированные преподаватели. Но при этом необходимо улучшить подготовку квалифици рованных кадров и па самих предприятиях. Ряд пред приятии неплохо проводит эту работу, готовит квалифи цированные кадры для механизированного и автомати зированного производства (кондитерская фабрика «Ширни», масложпркомбниат, завод «Таджпктекстиль маш» и другие).
Следовало бы понекоторым профессиям вести под готовку кадров не па всех предприятиях, а сосредоточт'1. ее «а нескольких крупных опорных предприятиях, снаб див их современной материальной базой и опытными преподавательскими кадрами, как это имеет место на ряде предприятии правы.
Для обеспечения потребностей народного хозяйства с квалифицированных рабочих определенных профес сии необходимо использовать имеющийся в стране опыт по подготовке рабочих в профессионально-техни
ческих учебных заведениях па |
хозрасчетных началах, |
по договорам с предприятиями |
и за их счет: |
Повышение квалификации кадров в пашен стране осуществляется за счет государства в различных фор мах.
На предприятиях, стройках, совхозах п колхозах создаются специальные школы и курсы. Наиболее рас пространены па предприятиях республики новые школы передового производственного опыта, производственнотехнические курсы, курсы по овладению вторыми и смежными специальностями и курсы целевого назна чения (табл, 19).
1П
сл
♦о
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
№ 18' |
|
|
1946 |
1950 |
1958 |
1960 |
1965 |
1966 |
1967 |
I 1968 |
1969 |
Всего рабочих обучено в учи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лищах и школах профессио |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нально-технического обра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зования (человек) |
933 |
1185 |
2997 |
5798 |
5806 |
7080 |
10336 |
11425 |
12161 |
|
Всего рабочих обучено но |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вым профессиям и специ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
альностям |
на предприя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тиях (тыс. |
чел). |
9,6 |
10,1 |
10,6 |
15,6 |
18,0 |
25,4 |
24,0 |
25,7 |
25,7 |
1 |
Таджикистан за годы Советской власти, стр. |
146; |
Народное хозяйство Таджикской ССР в 1965 г., |
стр. |
177; Народное хозяйство Таджикской ССР в |
1969 |
г., стр. 178. |
Таблица ,V° И)I
Монышенне квалификации рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и opi цитациях Таджикской ССР
(тысяч человек)
|
|
|
1946 |
1965 |
1970 [ |
1971 |
|
Всего рабочих и служащих, |
|
|
|
|
|
||
прошедших |
обучение но |
|
|
|
|
|
|
повышению |
квалификации |
4 |
47 |
|
62 |
66 |
|
Таким образом, совершенствование профессиональ |
|||||||
но-технической подготовки рабочих |
кадров, |
приводящее |
|||||
к изменению |
профессионального |
и |
квалификацион |
||||
ного состава |
рабочей |
силы, повышение |
культурно- |
технического уровня рабочих оказывают большое влия ние на рост производительности труда, на эффектив ность производства. В этом огромную роль играет вся система народного образования.
*Ф Ф
Внастоящее время важную роль в подготовке всех кадров во всей системе народного образования играет их экономическое образование.
ВПостановлении ПК КПСС «Об улучшении эко номического образования трудящихся» подчеркивает
ся. что на современном этапе коммунистического строи тельства с его высокими темпами научно-технического прогресса, качественными изменениями в экономи ке производства и характере труда неуклонно возрас тают требования к экономическому образованию кад ров, широких масс трудящихся.
Экономическая учеба за последние годы охватывает многих руководящих работников, специалистов народно го хозяйства, рабочих, колхозников и служащих, кото рые овладевают экономическими знаниями в различных1
1 П.чродш'С .хозяйство Таджикской ССР в 1971 г. стр. 134.