Файл: Салбиев, Х. Б. Вопросы повышения эффективности подготовки кадров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а также и разработанные ВНИИ профтехобразования важнейшие материалы.1

Значительное распространение получили подготовка и повышение квалификации рабочих и служащих па предприятиях, в учреждениях и организациях. В тече­ ние последних четырех лет, по данным ЦСУ Таджик­ ской ССР, в среднем за год около 19 тысяч работников, занятых в народном хозяйстве, осваивают новые про­ фессии и около 45 тысяч повышают свою квалификацию непосредственно на производстве и в постоянно дейст­ вующих школах. В 1970 г. в Таджикистане предприя­

тиями,

учреждениями и организациями было обучено

27 тыс.

рабочих и служащих новым профессиям и

35 тысяч рабочих прошли обучение по повышению ква­ лификации. Подготовка новых рабочих и обучение новым профессиям трудящихся, переходящих на другие работы (т. с. высвобождающихся в результате осуществления механизации и автоматизации производства), проводит­ ся в народном хозяйстве республики путем индивиду­ ального и бригадного обучения, а также на курсах без отрыва и с отрывом от производства.

Индивидуально-бригадное ученичество стало преоб­ ладающей формой профессионального обучения при сни­ жении доли курсового обучения. Более половины обу­ ченных рабочих получили новые профессии путем ин­ дивидуального обучения, доля же курсового обучения (наиболее эффективного) незначительна, это четвертая часть рабочих. Но индивидуально-бригадное ученичест­ во, как правило, дает низкий теоретический уровень и готовит рабочих узкого профиля, освоивших работу па данном конкретном рабочем месте. При переводе их на другую работу внутри данного предприятия пли на дру­ гое рабочее место даже в одном цехе возникает необ­ ходимость повторного их обучения. В ряде случаев не­ прочное овладение профессией при пн тнвидуалыю-брп-

1

Тезисы

к

научной конференции по социально-экономнчсс-

ким

проблемам

профессионально-технического образоианпи (Ы ■

16 октября

1970

г.). Л., 1970; Основные методические положе­

ния по анализу профессионального состава и перспективному

планированию подготовки квалифицированных

рабочих

кндро;..

Л.,

1968; Перечень актуальных

социально-экономических

проб­

лем

профессионально-технического

образования.

Л., 1969, г.

и др.


гадном ученичестве ведет к текучести кадров. Это в особенности относится к молодежи, впервые получаю­ щем профессию па производстве.

Сложившееся соотношение форм обучения новых ра­ бочих не вполне обеспечивает подготовку квалифициро­ ванных кадров, особенно широкого профиля. Система­ тически снижались в последние годы и сроки обучения на некоторых предприятиях, что приводило к недоста­ точной подготовке кадров.

Снижается подготовка новых кадров на предприя­ тиях угольном промышленности, на предприятиях про­ мышленности стройматериалов п предприятиях пище вой промышленности. Отдельные предприятия этих от­ раслей не выполняют план подготовки кадров. Почти нс проводилось обучение новых кадров на предприятиях нефтедобывающей промышленности. Не полностью ис­ пользовались фонды, планировавшиеся на эти цели.

Конечно, наиболее эффективной формой подготовки кадров является подготовка в профтехучилищах. Это подтверждается материалами исследования, проведен­ ного нашими экономистами, в частности, В. А. Жамишл; и Г. А. Егиазаряном.1 Ими изучены показатели ра­ боты двух групп рабочих двух заводов Москвы: I гр.---

имеющие общее образование и внутризаводскую подго­ товку и II гр.—имеющие общее образование и подго­ товку в стационарных учебных заведениях, т. е. в про­ фессионально-технических училищах. Уровень квалифи­ кации рабочих II гр-. по их подсчетам, превышает уровень квалификации рабочих 1 гр. в среднем на 8,7%. а подготовка кадров через ПТУ дает прирост квалифи­

кации в 2 раза выше

прироста, получаемого рабочими

с общим образованием

(в сочетании с заводской прак­

тикой). Если обшее образование в сочетании с завод­ ской подготовкой дало средний годовой прирост квали­ фикации . 2!),6%, то общее образование в сочетании с подготовкой в профессионально-технических училищах --61%. Хотя затраты на подготовку рабочих в профес­ сионально-технических училищах больше, зато и резуль­

таты труда

их выпускников

выше.

Сама подготовка

кадров

через

эту

систему более эффективна.

 

1 В.

Л. Ж а м н н,

Г. Л.

Е г и а з а р я н.

Эффективность

квали

фицнронанного труда

стр.

17-1- 18!;

интересны исследования

В. С.

Немченко и др.

 

 

 

 

 

 

НО



Однако н последние 1'оды не уделялось достаточно-

ювнимания подготовке рабочих кадров через училища

ишколы профессионально-технического образования по

г равнению с подготовкой их па предприятиях, хотя подготовка через первую систему резко увеличена. Это подтверждаются следующими данными (табл. 18.'.

В республике па промышленных предприятиях, стройках, в совхозах и в колхозах более 15% ква­ лифицированных рабочих составляют воспитанники учи­ лищ.

Рабочие кадры широкого профиля лучше всего мо­ гут быть подготовлены через профессионально-техничес­ кие училища, где имеются соответствующая матери­ альная база, квалифицированные преподаватели. Но при этом необходимо улучшить подготовку квалифици­ рованных кадров и па самих предприятиях. Ряд пред приятии неплохо проводит эту работу, готовит квалифи­ цированные кадры для механизированного и автомати­ зированного производства (кондитерская фабрика «Ширни», масложпркомбниат, завод «Таджпктекстиль маш» и другие).

Следовало бы понекоторым профессиям вести под­ готовку кадров не па всех предприятиях, а сосредоточт'1. ее «а нескольких крупных опорных предприятиях, снаб­ див их современной материальной базой и опытными преподавательскими кадрами, как это имеет место на ряде предприятии правы.

Для обеспечения потребностей народного хозяйства с квалифицированных рабочих определенных профес­ сии необходимо использовать имеющийся в стране опыт по подготовке рабочих в профессионально-техни­

ческих учебных заведениях па

хозрасчетных началах,

по договорам с предприятиями

и за их счет:

Повышение квалификации кадров в пашен стране осуществляется за счет государства в различных фор мах.

На предприятиях, стройках, совхозах п колхозах создаются специальные школы и курсы. Наиболее рас­ пространены па предприятиях республики новые школы передового производственного опыта, производственнотехнические курсы, курсы по овладению вторыми и смежными специальностями и курсы целевого назна­ чения (табл, 19).

сл

♦о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

№ 18'

 

 

1946

1950

1958

1960

1965

1966

1967

I 1968

1969

Всего рабочих обучено в учи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лищах и школах профессио­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нально-технического обра­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зования (человек)

933

1185

2997

5798

5806

7080

10336

11425

12161

Всего рабочих обучено но­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вым профессиям и специ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

альностям

на предприя­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тиях (тыс.

чел).

9,6

10,1

10,6

15,6

18,0

25,4

24,0

25,7

25,7

1

Таджикистан за годы Советской власти, стр.

146;

Народное хозяйство Таджикской ССР в 1965 г.,

стр.

177; Народное хозяйство Таджикской ССР в

1969

г., стр. 178.


Таблица ,V° И)I

Монышенне квалификации рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и opi цитациях Таджикской ССР

(тысяч человек)

 

 

 

1946

1965

1970 [

1971

Всего рабочих и служащих,

 

 

 

 

 

прошедших

обучение но

 

 

 

 

 

повышению

квалификации

4

47

 

62

66

Таким образом, совершенствование профессиональ­

но-технической подготовки рабочих

кадров,

приводящее

к изменению

профессионального

и

квалификацион­

ного состава

рабочей

силы, повышение

культурно-

технического уровня рабочих оказывают большое влия ние на рост производительности труда, на эффектив­ ность производства. В этом огромную роль играет вся система народного образования.

*Ф Ф

Внастоящее время важную роль в подготовке всех кадров во всей системе народного образования играет их экономическое образование.

ВПостановлении ПК КПСС «Об улучшении эко­ номического образования трудящихся» подчеркивает­

ся. что на современном этапе коммунистического строи­ тельства с его высокими темпами научно-технического прогресса, качественными изменениями в экономи­ ке производства и характере труда неуклонно возрас­ тают требования к экономическому образованию кад­ ров, широких масс трудящихся.

Экономическая учеба за последние годы охватывает многих руководящих работников, специалистов народно­ го хозяйства, рабочих, колхозников и служащих, кото­ рые овладевают экономическими знаниями в различных1

1 П.чродш'С .хозяйство Таджикской ССР в 1971 г. стр. 134.