Файл: Салбиев, Х. Б. Вопросы повышения эффективности подготовки кадров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

строение, черпан и цветная металлургия, химическая промышленность и др.).1

США I! сфере научных исследований сейчас высту­ пают как бы в качестве эксплуататора других стран капитала. Они больше изобретают, больше продают другим странам изобретений, чем покупают у них, осу­ ществляют прямой импорт «умов» из других капита­ листических стран, ослабляя тем самым их исследова­ тельский потенциал. За 1962 -1966 гг. выехало на постоянную работу в США 33 тыс. ученых. В 1966 г. число ученых и инженеров, иммиргировавших в Соеди­ ненные Штаты составило 6773, в 1967—1979, в 1968 г.- 12423 чел. Лишь за период 1966-1968 гг. уровень им­ миграции ученых и инженеров практически удвоился.

Приток «человеческого капитала» в США в отдель­

ные годы составляет 8% общего

числа подготовленных

г

США научных

кал,ров, что в

денежном выражении

за

период после

1949 г., исходя

из стоимости подготов­

ки одного специалиста и США. означает реальную эко­ номию почти в 4 млрд, долл.2

Число научных работников, приезжающих в США, по данным иммиграционных властей, почти в 10 раз больше числа работников каких-либо других профес­ сий.3

Соединенные Штаты скупают также результаты работ иностранных ученых «на месте»—-без вывоза их ш океан, особенно в Японии и Западной Кирове. Так.

только в течение 1967 бюджетного

года 2131

ученых

из различных стран получили от

Пентагона

за свой

труд, направленный на милитаризацию экономики, 30 миллионов крон.

В главных капиталистических странах расходы на исследования стали соизмеримыми с расходами на ка­ питаловложения, а в ряде случаев и превосходят их. Это позволяет не только экономить на материальных затратах па производство продукции, но и использовать,

как

говорил К. .Маркс, даровые силы природы, ставя

на

службу человеку ранее не известные ресурсы (но­

вые

виды энергии, сырья

и оборудования). ЛАногпе

за-

2

«Мировая

экономика

и

международные

отношении....

1967,

.Ns 9;

-1971.4, .Y« ti;

«Вопросы

экономики». 1967,

№ 4, етр. 76.

 

3 «Вопросы экономики»,

1969, № 1, стр. 59.

 

 

21


ладные экономисты выступают с тезисом о большей экономической эффективности расходов на образование по сравнению с капиталовложениями в производство. Например, Э. Хансен пишет, что «... в Соединенных Штатах, как подсчитано, 100 долл., вложенные в дело образования, вызовут более высокий рост производи­ тельности труда, чем 100 долл., вложенные в производ­ ственные здания, сооружения, машины и оборудование».1

США по масштабам научно-исследовательских ра­ бот намного опережают все остальные капиталистиче­ ские страны, и это является основной причиной все воз­ растающего «технологического разрыва» между Запад­ ной Европой и США. Как уже указывалось выше, в 1970 г. США израсходовали па развитие пауки 27,4 млрд, долл., страны Западной Европы — свыше Ю млрд, долл. Известно, что по численности населения Запад­ ная Европа заметно превосходит США, а по совокуп­ ному промышленному производству составляет не менее 75% от американского уровня. В сфере исследования в США занято в 2,5 раза больше людей, чем в стра­ нах Западной Европы. В расчете на 10 тыс. чел. насе­ ления в США приходится 24 ученых и инженера, заня­ тых научными исследо_ваниями, в Англин— 11, в ФРГ

—лишь 6 человек. Общая численность научных работни­ ков в США составила в 1970 г. примерно 580 тыс. чел., а Западной Европе — 200 тысчел.12 Доля затрат па научные исследования в валовом национальном продук­

те США

составляет 3,4%,

Англии — 2,3,

Франции—1,6,

Японии— 1,9, Голландии

1,9, Ф РГ — 1,4,

г.

Италии -

0,6%. В

расчете на душу

населения в

1965

расходы

па исследования в США равнялись 110 дол., в Англии

40, Франции — 27, ФРГ — 25,

Японии — 14,

Италии

-6 дол.3

За 5 лет — с 1966

по

1970 г. — научные ис­

следования

в США поглотили

115

млрд, долл.,

что сос­

тавляет свыше 50% всех средств, выделенных на эти цели за всю историю страны. Доля этих расходов в ва­ ловом национальном продукте США составила в 1921 г.

0,2%, в

1940

г. — 0,6, и 1953

г.

1,4 и в

настоящее

1 Э. X а II с с н.

Послевоенная экономика США. М.,

1466, етр.

147.

2

Современная

научно-техническая

революция в

развитых

ка­

питалистических странах: экономические

проблемы.

М., «Мысль»,

1971,

стр.

17.

17 - 18.

 

 

 

 

3

Там

же, стр.

 

 

 

 

22


время— 3,4%. Около 70% всех расходов на науку в СЛИЛ и 50—60% этих расходов в странах Западной Европы берет на себя буржуазное государство, кото­ рое использует для этой цели средства налогоплатель­

щиков.1 Иное положение в СССР. В 1970 г. из 69,8 млрд,

руб-— расходов

на социально-культурные меропри­

ятия и науку

(включая расходы на капитальные

вложения)," которые произведены из средств государст­ венного бюджета, из средств государственных, коопе­ ративных, профсоюзных и других общественных пред­ приятий н организаций, а также из средств колхозов, а не за счет налогоплательщиков, как в странах ка­ питала, — половина средств, т. е. 35,2 млрдруб. за­ трачено только на просвещение и науку. В 1970 г. эти расходы составили 24% к национальному доходу СССР,

что в 7 раз

превышает показатель США в 1970 г.2

В СССР

самое большое число научных работников.

Так, в 1970 г. в СССР насчитывалось 927,7 тыс. науч­ ных работников или одна четвертая часть всех научных работников мира.3

По данным обследования, проведенного издатель­ ской фирмой «Макгроу-Хилл», свыше половины затрат па научные исследования в США окупаются в срок до 3 лет, 90% — в срок до 4—5 лет.4

Современная научно-техническая революция начала развертываться в 50-е годы нашего столетия. Она была подготовлена всем предшествующим развитием произ­

водительных

сил общества,

развитием науки н техники

и, главным

образом, темп

социальными сдвигами, ко­

торые произошли к этому времени в мире в результа­ те развития мирового революционного процесса. Огром­ ное влияние на нее оказали Великая Октябрьская со­ циалистическая революция и социалистические револю­ ции в странах Восточной и Юго-Восточной Европы и Азин.

1 Современная научно-техническая революция в развитых капи-

питалистичеекнх странах:

экономические

проблемы. М.. «Мысль».

1971,

стр. 18.

СССР в 1970 г. Статистическим ежегод­

2

Народное хозяйство

ник. М., «Статистика», 1971, стр. 732.

 

а Там же, стр. 656.

 

 

4

«Плановое хозяйство», 1968, № 6,

стр. 47.

23


Победа Окiябрьский социалист ичтч'кий рево,.юццп, построение социализма и пашен стране, успехи н до стижения советской пауки и техники под|отовилп сов­ ременный научио-технический перепорот. Важнейшую роль в подготовке, возникновении н развитии научнотехнической революции сыграла и продолжает играть экономическое соревнование двух систем капитализ­ ма и социализма.

В отличие от имевших место в прошлом научных и технических революций современная научно-техничес­ кая революция - качественно новым феномен. Здесь комплексно сливаются революции в науке п технике, в других сферах накопления знании и в производстве в целом. Важнейшим богатством общества, первейшей составной частью уровня его экономического развития становится наряду с фондовооруженностью, качеством технического аппарата и объемом производства про­ дукции па душу населения его интеллектуальный по­ тенциал. выражающийся в творческой отдаче работ­ ников умственного труда, который в массе своем стал непосредственным производительным трудом.

Вопросам современной научно-технической револю­ ции п ее последствиям посвящен ряд исследований со ­

ветских п зарубежных экономистов и философов.

оцен­

Буржуазные

ученые но разному

подходят к

ке современной

научно-технической

революции.

Одни

оценивают ее как «вторую промышленную революцию», сравнивая с промышленным переворотом конца XVIII I нол. XIX в., другие- - «тройственной революцией». Так, буржуазные экономисты п реформисты (Дайбилд, Букншсм. Ф. Штепберг, Б. Каутский н др.) подразуме­ вают пол пей «вторую промышленную революцию». Они утверждают, что эта «вторая промышленная рево­ люция» с ее автоматизацией создаст «повое индустри­ альное общество», лишенное недугов прежнего капита­ лизма, т. е. его мрачных сторон (кризисов, безработицы, нищеты .масс и т. д-). Другие буржуазные экономисты,

например

Г. Мюрдаль,

Л. Полинг, С.

Селимгсп,

называют

изменения в

развитии

общества

«тронет-

| Об «том

щворш доку мент-манифест,

опубликованный в 01.11 А

о гак называемой тройственной революции. Ом. «Мировая эк<> номихл п межчунпрпдпые отношения», 1905. .М> 4. стр. 81-40.

24


венной революцией».1Лно.ниеты кааи i a.’m :.m;i сощагельno феминизируют технику, приписывают ей необыкно­ венные свойства. В развитии пауки и техники они ви­ нят причины экономических кризисов, войн, безработи­ цы. ухудшения положения пролетариата и т. д.

Л\погне буржуазные исследователи отождество яют социальные последствия научно-технической революции с ее содержанием. Например, авторы известного ^Ма­ нифеста тройственной революции* включают в науч­ но-техническую революцию так называемую «революцию в правах человека», что относится к сфере изме­ нений социальных отношений п связано нс с содержа­ нием, а с социальными последствиями научно-техниче­ ской революции. Подобное отождествление характерно в особенности для некапиталистических, а также ре формпстских концепций «торой промышленной рево­ люции» и т. п.1

Некоторые из этих теоретиков проповедуют идею о трансформировании капитализма научно-техническим прогрессом 11 ликвидации его отрицательных носледст гит. Распространенной является концепция «техноло­ гического детерминизма», утверждающая, что вся со­

циальная

жизнь есть функция

разшппя техники.

('. углублением общего кризиса капитализма про­

исходит

дальнейший кризис

буржуазной идеологии

Идеологи монополистического каптала пытаются снос корысти истолковать ход п социальные последствия научно-технический революции, оторвать процесс раз­ вития науки и техники от общественных отношении и чем самым замаскировать реальный процесс углубле­ ния общего кризиса капитализма. Отражением научнотехнической революции в буржуазной политической эко­ номии явились разнообразные теории «индустриально­ го общества» и их различные новейшие варианты. Эти теории, отдельные идеи которых окончательно сложи лись к началу (50-х годов нашего столетия, явились ре­ акцией определенных групп буржуазного общества на

реальные технико-экономические процессы

развитии

производства.

 

повысили

Научно-техническая революция серьезно

1 И. А. К о з и к о и. Проблемы

соотношении пасчмо-тч лнпчеемш

и социальной ррпплюпнп. Пзд-но

МГУ, 1972, етр. .'Ю.