Файл: Салбиев, Х. Б. Вопросы повышения эффективности подготовки кадров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
строение, черпан и цветная металлургия, химическая промышленность и др.).1
США I! сфере научных исследований сейчас высту пают как бы в качестве эксплуататора других стран капитала. Они больше изобретают, больше продают другим странам изобретений, чем покупают у них, осу ществляют прямой импорт «умов» из других капита листических стран, ослабляя тем самым их исследова тельский потенциал. За 1962 -1966 гг. выехало на постоянную работу в США 33 тыс. ученых. В 1966 г. число ученых и инженеров, иммиргировавших в Соеди ненные Штаты составило 6773, в 1967—1979, в 1968 г.- 12423 чел. Лишь за период 1966-1968 гг. уровень им миграции ученых и инженеров практически удвоился.
Приток «человеческого капитала» в США в отдель
ные годы составляет 8% общего |
числа подготовленных |
||
г |
США научных |
кал,ров, что в |
денежном выражении |
за |
период после |
1949 г., исходя |
из стоимости подготов |
ки одного специалиста и США. означает реальную эко номию почти в 4 млрд, долл.2
Число научных работников, приезжающих в США, по данным иммиграционных властей, почти в 10 раз больше числа работников каких-либо других профес сий.3
Соединенные Штаты скупают также результаты работ иностранных ученых «на месте»—-без вывоза их ш океан, особенно в Японии и Западной Кирове. Так.
только в течение 1967 бюджетного |
года 2131 |
ученых |
из различных стран получили от |
Пентагона |
за свой |
труд, направленный на милитаризацию экономики, 30 миллионов крон.
В главных капиталистических странах расходы на исследования стали соизмеримыми с расходами на ка питаловложения, а в ряде случаев и превосходят их. Это позволяет не только экономить на материальных затратах па производство продукции, но и использовать,
как |
говорил К. .Маркс, даровые силы природы, ставя |
|||||
на |
службу человеку ранее не известные ресурсы (но |
|||||
вые |
виды энергии, сырья |
и оборудования). ЛАногпе |
за- |
|||
2 |
«Мировая |
экономика |
и |
международные |
отношении.... |
1967, |
.Ns 9; |
-1971.4, .Y« ti; |
«Вопросы |
экономики». 1967, |
№ 4, етр. 76. |
|
|
3 «Вопросы экономики», |
1969, № 1, стр. 59. |
|
|
21
ладные экономисты выступают с тезисом о большей экономической эффективности расходов на образование по сравнению с капиталовложениями в производство. Например, Э. Хансен пишет, что «... в Соединенных Штатах, как подсчитано, 100 долл., вложенные в дело образования, вызовут более высокий рост производи тельности труда, чем 100 долл., вложенные в производ ственные здания, сооружения, машины и оборудование».1
США по масштабам научно-исследовательских ра бот намного опережают все остальные капиталистиче ские страны, и это является основной причиной все воз растающего «технологического разрыва» между Запад ной Европой и США. Как уже указывалось выше, в 1970 г. США израсходовали па развитие пауки 27,4 млрд, долл., страны Западной Европы — свыше Ю млрд, долл. Известно, что по численности населения Запад ная Европа заметно превосходит США, а по совокуп ному промышленному производству составляет не менее 75% от американского уровня. В сфере исследования в США занято в 2,5 раза больше людей, чем в стра нах Западной Европы. В расчете на 10 тыс. чел. насе ления в США приходится 24 ученых и инженера, заня тых научными исследо_ваниями, в Англин— 11, в ФРГ
—лишь 6 человек. Общая численность научных работни ков в США составила в 1970 г. примерно 580 тыс. чел., а Западной Европе — 200 тысчел.12 Доля затрат па научные исследования в валовом национальном продук
те США |
составляет 3,4%, |
Англии — 2,3, |
Франции—1,6, |
||
Японии— 1,9, Голландии |
1,9, Ф РГ — 1,4, |
г. |
Италии - |
||
0,6%. В |
расчете на душу |
населения в |
1965 |
расходы |
па исследования в США равнялись 110 дол., в Англии
40, Франции — 27, ФРГ — 25, |
Японии — 14, |
Италии |
||
-6 дол.3 |
За 5 лет — с 1966 |
по |
1970 г. — научные ис |
|
следования |
в США поглотили |
115 |
млрд, долл., |
что сос |
тавляет свыше 50% всех средств, выделенных на эти цели за всю историю страны. Доля этих расходов в ва ловом национальном продукте США составила в 1921 г.
0,2%, в |
1940 |
г. — 0,6, и 1953 |
г. |
1,4 и в |
настоящее |
||
1 Э. X а II с с н. |
Послевоенная экономика США. М., |
1466, етр. |
147. |
||||
2 |
Современная |
научно-техническая |
революция в |
развитых |
ка |
||
питалистических странах: экономические |
проблемы. |
М., «Мысль», |
|||||
1971, |
стр. |
17. |
17 - 18. |
|
|
|
|
3 |
Там |
же, стр. |
|
|
|
|
22
время— 3,4%. Около 70% всех расходов на науку в СЛИЛ и 50—60% этих расходов в странах Западной Европы берет на себя буржуазное государство, кото рое использует для этой цели средства налогоплатель
щиков.1 Иное положение в СССР. В 1970 г. из 69,8 млрд,
руб-— расходов |
на социально-культурные меропри |
ятия и науку |
(включая расходы на капитальные |
вложения)," которые произведены из средств государст венного бюджета, из средств государственных, коопе ративных, профсоюзных и других общественных пред приятий н организаций, а также из средств колхозов, а не за счет налогоплательщиков, как в странах ка питала, — половина средств, т. е. 35,2 млрдруб. за трачено только на просвещение и науку. В 1970 г. эти расходы составили 24% к национальному доходу СССР,
что в 7 раз |
превышает показатель США в 1970 г.2 |
В СССР |
самое большое число научных работников. |
Так, в 1970 г. в СССР насчитывалось 927,7 тыс. науч ных работников или одна четвертая часть всех научных работников мира.3
По данным обследования, проведенного издатель ской фирмой «Макгроу-Хилл», свыше половины затрат па научные исследования в США окупаются в срок до 3 лет, 90% — в срок до 4—5 лет.4
Современная научно-техническая революция начала развертываться в 50-е годы нашего столетия. Она была подготовлена всем предшествующим развитием произ
водительных |
сил общества, |
развитием науки н техники |
и, главным |
образом, темп |
социальными сдвигами, ко |
торые произошли к этому времени в мире в результа те развития мирового революционного процесса. Огром ное влияние на нее оказали Великая Октябрьская со циалистическая революция и социалистические револю ции в странах Восточной и Юго-Восточной Европы и Азин.
1 Современная научно-техническая революция в развитых капи-
питалистичеекнх странах: |
экономические |
проблемы. М.. «Мысль». |
|
1971, |
стр. 18. |
СССР в 1970 г. Статистическим ежегод |
|
2 |
Народное хозяйство |
||
ник. М., «Статистика», 1971, стр. 732. |
|
||
а Там же, стр. 656. |
|
|
|
4 |
«Плановое хозяйство», 1968, № 6, |
стр. 47. |
23
Победа Окiябрьский социалист ичтч'кий рево,.юццп, построение социализма и пашен стране, успехи н до стижения советской пауки и техники под|отовилп сов ременный научио-технический перепорот. Важнейшую роль в подготовке, возникновении н развитии научнотехнической революции сыграла и продолжает играть экономическое соревнование двух систем капитализ ма и социализма.
В отличие от имевших место в прошлом научных и технических революций современная научно-техничес кая революция - качественно новым феномен. Здесь комплексно сливаются революции в науке п технике, в других сферах накопления знании и в производстве в целом. Важнейшим богатством общества, первейшей составной частью уровня его экономического развития становится наряду с фондовооруженностью, качеством технического аппарата и объемом производства про дукции па душу населения его интеллектуальный по тенциал. выражающийся в творческой отдаче работ ников умственного труда, который в массе своем стал непосредственным производительным трудом.
Вопросам современной научно-технической револю ции п ее последствиям посвящен ряд исследований со
ветских п зарубежных экономистов и философов. |
оцен |
||
Буржуазные |
ученые но разному |
подходят к |
|
ке современной |
научно-технической |
революции. |
Одни |
оценивают ее как «вторую промышленную революцию», сравнивая с промышленным переворотом конца XVIII I нол. XIX в., другие- - «тройственной революцией». Так, буржуазные экономисты п реформисты (Дайбилд, Букншсм. Ф. Штепберг, Б. Каутский н др.) подразуме вают пол пей «вторую промышленную революцию». Они утверждают, что эта «вторая промышленная рево люция» с ее автоматизацией создаст «повое индустри альное общество», лишенное недугов прежнего капита лизма, т. е. его мрачных сторон (кризисов, безработицы, нищеты .масс и т. д-). Другие буржуазные экономисты,
например |
Г. Мюрдаль, |
Л. Полинг, С. |
Селимгсп, |
|
называют |
изменения в |
развитии |
общества |
«тронет- |
| Об «том |
щворш доку мент-манифест, |
опубликованный в 01.11 А |
о гак называемой тройственной революции. Ом. «Мировая эк<> номихл п межчунпрпдпые отношения», 1905. .М> 4. стр. 81-40.
24
венной революцией».1Лно.ниеты кааи i a.’m :.m;i сощагельno феминизируют технику, приписывают ей необыкно венные свойства. В развитии пауки и техники они ви нят причины экономических кризисов, войн, безработи цы. ухудшения положения пролетариата и т. д.
Л\погне буржуазные исследователи отождество яют социальные последствия научно-технической революции с ее содержанием. Например, авторы известного ^Ма нифеста тройственной революции* включают в науч но-техническую революцию так называемую «революцию в правах человека», что относится к сфере изме нений социальных отношений п связано нс с содержа нием, а с социальными последствиями научно-техниче ской революции. Подобное отождествление характерно в особенности для некапиталистических, а также ре формпстских концепций «торой промышленной рево люции» и т. п.1
Некоторые из этих теоретиков проповедуют идею о трансформировании капитализма научно-техническим прогрессом 11 ликвидации его отрицательных носледст гит. Распространенной является концепция «техноло гического детерминизма», утверждающая, что вся со
циальная |
жизнь есть функция |
разшппя техники. |
('. углублением общего кризиса капитализма про |
||
исходит |
дальнейший кризис |
буржуазной идеологии |
Идеологи монополистического каптала пытаются снос корысти истолковать ход п социальные последствия научно-технический революции, оторвать процесс раз вития науки и техники от общественных отношении и чем самым замаскировать реальный процесс углубле ния общего кризиса капитализма. Отражением научнотехнической революции в буржуазной политической эко номии явились разнообразные теории «индустриально го общества» и их различные новейшие варианты. Эти теории, отдельные идеи которых окончательно сложи лись к началу (50-х годов нашего столетия, явились ре акцией определенных групп буржуазного общества на
реальные технико-экономические процессы |
развитии |
|
производства. |
|
повысили |
Научно-техническая революция серьезно |
||
1 И. А. К о з и к о и. Проблемы |
соотношении пасчмо-тч лнпчеемш |
|
и социальной ррпплюпнп. Пзд-но |
МГУ, 1972, етр. .'Ю. |
|