Файл: Салбиев, Х. Б. Вопросы повышения эффективности подготовки кадров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

общественную роль технической интеллигенции, управ­ ленческого персонала, служащих, входящих в состав работников наемного труда и стоящих на различных позициях буржуазной и мелкобуржуазной идеологии. Буржуазная научно-техническая и университетская ин­ теллигенция отразила дз теориях «индустриального об­ щества» новейшие технократические иллюзии, реакци­ онные по своему существу. Они утверждают, что научно-техническая революция исключает социальную революцию, так как в ходе научно-технической рево­ люции острые противоречия капитализма якобы авто­ матически преодолеваются без революционной ликви­ дации буржуазных отношений собственности. Эти теории «индустриального общества» были подхвачены правыми оппортунистами и ревизионистами, утверждаю­ щими, что технический прогресс будто нивелирует все социальные противоречия.

Основной тезис теорий «индустриального общества», или как их еще называют, «единого индустриального мира» сводится к апологетическому утверждению о.яко­ бы коренном преобразовании старого капитализма под влиянием научно-технической революции (Раймон Арон

родоначальник этой теории — Франция, Уолт

Ростоу,

Збигнев Бжезинский,

Д. Гэлбрейт — США и другие).

Их позиции по форме

различны, а по существу

едины

- стремление противопоставить марксистско-ленинскому учению о неизбежности революционной смены импери­ ализма социализмом миф о возникновении «единого индустриального мира» социальных гармоний.

Современные апологеты империализма договорились до того, что будто бы стремление к социализму возни­ кает лишь на ранних этапах индустриального развития, а создание развитого «индустриального общества» де­ лает разговоры о социализме беспредметными. Эта теория антикоммунизма, спекулирующая на сложных проблемах научно-технической революции, которая ис­ пользуется монополиями для увеличения своих прибы­ лей и усиления эксплуатации трудящихся.

В советской экономической и философской литера туре имеется много ценных исследований, посвящен­ ных глубокому изучению проблем научно-технической революции, ее особенностей и социальных последствий. Особенно нужно отметить работы А. Г1. Кудряшова,

2d


Л. А. Зворыкина, И. II. Дворкина и др.,1 изданные до 1965 г., и целый ряд монографий, изданных в послед­ ние годы.12

По вопросу о сущности современной 'научно-техни­ ческой революции среди марксистов существуют раз­ личные точки зрения. Наиболее полный обзор различ­ ных определений сущности научно-технической револю­ ции дай в весьма содержательном исследовании Ин­ ститута истории естествознания и техники АН СССР.

К сожалению, в этом исследовании не дана класси­ фикация существующих точек зрения.3 Отметим наибо­ лее характерные стороны, присущие многим точкам зрения.

При определении сущности научно-технической ре волюции различные авторы выделяют те или иные сто­ роны этого многогранного явления. Их общее мнение состоит в том, что научно-техническая революция - это революция в производительных силах, а также в пауке и изменение ее роли в обществе. Однако, при этом од­ ни авторы определяют сущность научно-технической революции с точки зрения революции вещественных элс-

1 А. А. З в о р ы к и н . Паука, производство, труд. «Наука». М..

1965 г.; А. А. Зворыкин. Научно-техническая революция н ее социальные последствия. «Знание», Д\„ 196’ г.; А. П. Кудряшов.

Современная научно-техническая революция н ее* особенности.

М„ «Мысль», 1965 г.; И. Н. Дворкин. Научно-технический пере­ ворот и буржуазная политэкономия. М., «Наука», 1964 г. и др. Авторы дают свои формулировки, анализируют различные крите­ рии в подходе к раскрытию содержания научно-технической ре­ волюции, определяют ее границы, этапы, процессы развития как в настоящем, так и в будущем.

2 Н.

В. М а р к о в .

Научно-техническая

революция: анализ, пер

спективы, последствия. М., 1971.

революция и вопросы

Н.

П. И в а н о в .

Научно-техническая

подготовки кадров в развитых странах капитализма. М., «Наука», 1971.

А. К о р я г и н . Научно-техническая революция и пропорции со­ циалистического воспроизводства. М., «Мысль», 1971.

Современная научно-техническая революция. «Наука», М., 1970. Современная научно-техническая революция в развитых капи­ талистических странах: экономические проблемы. М., «Мысль».

1971 и др.

3 И. А. К о з и к о в. Проблемы соотношения научно-технической и социальной революции. Изд-во МГУ, 1972, стр. 28.

27


личгтби прон.'шоднте.тыплх сил. определяя их по разному, ■; е., по их мнению. ■техники, орудий и средств труда п производства, а другие--с точки зрения револю­ ции. в личных элементах производительных сил, т. е рабочей силы.

Современная научно-техническая революция охва­ тывает все сферы материального и духовного произвол-- едва. Вес се звенья характеризуют и се содержание, по она охватывает и сферу трудовой деятельности лю­

дей. Общим

критерием

научно-технической

революции

но

мнению,

например,

И. А, Козакова,

академика

Б.

\\. Кедрова1 является изменение места и роли челове­

ка в трудовом процессе, передача функций человека ма­ ните.

«... Прогресс техники, — писал В. И. Ленин,-—в том п выражается, что человеческий труд все более и более отступает на задний план перед трудом машин».12

По мнению советских ученых современная научнотехническая революция проявляется:

1) во всех важнейших элементах материального производства — средствах и предметах труда, энерге­ тике, технологии, организации, в изменении роли чело­ века в системе производства, в росте его культурнотехнической подготовки. Наиболее характерными на­ правлениями этих изменений являются автоматизация,

электрификация, радиоэлектроиизация, химизация, атом­ ная энергетика п т. д.;

2) в изменении всей структуры материального про­ изводства:

Л ) во всех отраслях и сферах производства — в про­ мышленном, сельскохозяйственном производстве, а так­ же в сфере обслуживания;

I) во взаимосвязи природы и общества— освоение новых областей биосферы, выход за ее пределы в кос­ мос;

1 II.

А. К о з и к и н. Проблемы соотношения

научно-технической

и синиалыюй

революции. Изд-во МГУ, 1972, стр. 29.

Дта

точка

трепня была впервые высказана

академиком Б. М.

Кедровым Проблемы современной научно-технической революции

(материалы конференции). «Вопросы истории естестознания и техники», пып. 19. М., «Наука», 1965, стр. 15—16.

2 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 1, стр. 78.

28


5)в скачке духовного производства, характеризую­ щейся революцией в науке, повышением общей куль­ туры;

6)в изменении социальной р о т науки, как части

духовного производства сближение духовного и ма­ териального производства, превращение науки в непо­ средственную производительную силу и т. д.1

Анализ ряда работ

но

этой проблеме говорит и о

том, что, к сожалению,

у

авторов нет единого подхода

к разрешению многих вопросов.

Одни считают, что ос­

новой революции

является

автоматизация производст­

ва, т. к. она влияет на характер

труда и рабочую силу.

Другие такое же

значение

придают атомной энергии,

химии и другим

направлениям

тсхпрогресеч.12

Это разнообразие различных точек зрения несколь­ ко затрудняет определение правильной характеристики научно-технической революции, ее особенностей пока за ее влияния на общественное производство, труд н рабочую силу, особенно на изменение ее качественного состава.

Современная научно-техническая революция охва­ тывает все факторы общественного производства, со­ вершенствует-технологию и предметы груда, способст­ вует разделению и перемене труда.

Это- - результат осуществления тесной связи науки

с производством, применения всех ее достижений па практике. Для решения этих задач необходимы подго­ товленные квалифицированные кадры, т. е. должно быть объективно-закономерное соответствие между ра­ бочей силой и средствами производства.

Исследование проблем научно-технической револю­ ции должно быть всесторонним, как правильно отме-

1

И.

А. К о з и к о в. Проблемы соотношения

научно-технической

и социальном революции. Изд. МГУ, 1972, стр. 29—30.

 

А. К о р я г и н .

Научно-техническая революция и пропорции со

ниалистичеекого воспроизводства. М., «Мысль», 1971, стр. 8—9.

2

С.

Хе й м а н .

Научно-техническая

революция

и строитель­

ство

материально-технической

базы коммунизма

в СССР. «Ми

ровая экономика

и международные

отношения»,

1967.

Л° 5.

tip.

28;

Д. II. К а н д а л о в . Закон перемены трмла

и всестороннее

развитие

человека.

М., «Мысль». 1968;

У). Я.

Б р е т е л ь .

Поли

тнческая

экономия

капитализма.

М., 1968, стр.

101—102.