ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
при плавании на глубине около 15 метров,— то водолаз выходит на поверхность без всякой вы держки.
Пушкин готовится к спуску. Светит яркое солн це, тепло. Однако легкие порывы ветра с материка обдают нас ледяным холодом и напоминают, где мы находимся. Обвязываю Сашу сигнальным кон цом. Катушку прикрепляю к ящику, чтобы случай но не уронить ее в воду, когда будет разматываться.
Первый спуск на новом месте носит чисто озна комительный характер. Водолаз не выполняет никакой работы, он просто плавает, наблюдает, иногда собирает любопытные организмы. Это, как правило, наиболее интересные погружения. Внача ле Пушкина не видно, так как он где-то в стороне, под самым льдом. Но вот несильный рывок — конец начинает плавно разматываться, уходя под углом вниз. Под лункой всего около 12 метров, вижу, как Саша мягко касается ногами дна, затем, подняв шись на 1,5—2 метра, плывет в сторону берега. Вскоре он исчезает из поля зрения. Конец перегиба ется — Саша меняет направление движения, плывет в сторону моря. Судя по отметкам на сигнальном конце, Пушкин удаляется на 40 метров, плывя все время над дном. Затем поднимается под поверх ность припая и сильно дергает три раза. Быстро вы бираю конец. В лунке появляются пузыри выдыхае мого воздуха, за ними следом голова и рука с сет кой. Сетка полна каких-то мелких рачков. «Туча! Туча! Их там целая туча! — оживленно рассказыва ет Саша.— Я один раз взмахнул сеткой — и вот здесь почти два килограмма».
При ближайшем рассмотрении это оказались представители планктонных ракообразных — эвфаузииды, или, как их называют китобои, криль. Ими-то в основном и питаются рыбы и киты в ан тарктических широтах. Ежегодно киты поглощают около 270 миллионов тонн этих рачков, что состав ляет примерно пятую часть всех запасов криля. К весне эвфаузииды собираются в огромных коли чествах, занимая десятки и сотни квадратных ки
72
лометров поверхности океана. Китам достаточно только открыть рот и процедить воду. Один про фильтрованный кубический метр воды дает киту не сколько тысяч эвфаузиид. Помимо изрядного коли чества калорий — в одном килограмме криля их более тысячи,— эта пища поставляет китам также азотистые вещества и минеральные соли. Можно только удивляться, почему не налажен промысел этого рачка и его переработка на корм для домаш них животных. Проводимые эксперименты показа ли, что тонна муки из криля эквивалентна 8 тоннам зерна.
Пушкин встает на страховку. Я беру камеру и спускаюсь в воду. Ровное каменистое дно с неболь шим уклоном в сторону моря. Из лунки гидрологи ческого балка свисают вниз различные приборы, с расстояния в 10 метров они видны так же четко, как если бы находились рядом. Наверху ровная нижняя поверхность припая, выделяется только от верстие лунки, обрамленное глыбами льда: их за гнало взрывом далеко от края, и Валентин не смог их достать. Лучи солнца высвечивают отдельные грани этих льдин, на дне светлое пятно — от лунки. Мне видно, как Саша показывает рукой, куда мне нужно плыть, чтобы встретить скопление рачков. Немного поднявшись над дном, я медленно плыву в указанном направлении. Примерно в 30 метрах от лунки под поверхностью льда вижу огромное темное пятно. Действительно, как туча на чистом небе. Очертания тучи постоянно меняются. Она то вытягивается по горизонтали и становится похожей на кита, то собирается в громадный черный шар диаметром 5—6 метров, висящий в толще воды, то устремляется сверху вниз, изгибаясь, как огромная змея. Насмотревшись на это представление с рассто яния в 15 метров, я подплыл поближе, чтобы сфото графировать часть тучи. Вблизи видно, что отдель ные эвфаузииды все время движутся в самых раз личных направлениях, но, словно подчиняясь какому-то неведомому закону, не выходят за преде лы той фигуры, которую они создают все вместе.
73
Если плыть медленно, ближе чем на 2 метра туча к себе не подпускает. Если же быстро проскочить это расстояние, можно ухватить сеткой сотню-дру гую эвфаузиид, что и сделал Саша. Сфотографиро вать эту движущуюся массу целиком, видимо, не удастся. Освещенность подо льдом низкая, так что, снимая с расстояния 10—15 метров, нужно давать экспозицию '/25—'/so на пленке Ф-250 при диафраг ме 3,5. Это все дает нерезкий снимок. С лампойвспышкой можно снять с расстояния 1,5—2 метров, и то только фрагмент. Несколько раз быстро при ближаюсь метра на полтора и фотографирую хвост убегающей тучи.
Дно — слегка холмистая скала, только в неболь ших углублениях и щелях заиленный песок. На отдельно торчащих камнях наросты известковой во доросли — литотамния.
Из водорослей здесь только немного красных, которые выделяются своей сочной окраской, и на небольших глубинах особенно много диатомовых, покрывающих поверхность скалы плотным слоем. Отмирая, эти водоросли образуют диатомовый ил, который занимает громадные пространства морско го дна. Растения в море, как и на суше, могут суще ствовать только там, куда проникает солнечный свет. Пятьдесят — шестьдесят метров — обычная глубина распространения растительных организмов в океане, лишь иногда, в районах с особенно про зрачной водой, они встречаются и несколько глубже. Толстый ледяной покров на поверхности моря, длительная полярная ночь сильно задержи вают развитие растительной жизни в прибрежных водах Антарктиды. В районах станций Мирный и Молодежная, где девять месяцев в году море покры то льдом, заросли водорослей чаще всего отсут ствуют.
К нам подходит Грузов — его весьма заинтере совала туча криля, и он решает спуститься в третий раз за сегодняшний день. Но, видимо, криль инте ресует не только биологов. Прямо из лунки выны ривает тюлень. Как и в прошлый раз, это тюлень
74
Уэдделла. Он с удивлением смотрит на нас, затем снова ныряет и снова всплывает, и так несколько раз. Тем временем Саша достает из сетки горсть криля и бросает ему. Тюлень с удовольствием все съедает, облизывается. Ныряет на глубину полторадва метра и начинает плавать вокруг лунки, время от времени высовываясь за очередной порцией кри ля. Это животное, на суше неуклюжее и апатичное, в воде становится удивительно ловким и подвижным. Не делая почти никаких движений, повернув голо ву в сторону отверстия во льду, тюлень неторопливо скользит в толще воды. Питается он круглый год только тем, что дает ему море: различными планк тонными ракообразными, рыбой, голотуриями, ось миногами. Эксперименты показывают, что, добы вая пищу, тюлень Уэдделла может погружаться до 460 метров. Его шкура красивого темно-серого цве та, местами переходящего в почти черный. Тюлень Уэдделла живет, как правило, у берега. Зимой, при сильных морозах и ветре, большую часть времени он находится в воде и только иногда выставляет наружу голову, чтобы провентилировать легкие. Сильно развитые резцы и клыки помогают ему очи щать лунку от льда. Ежедневно перепиливая нара стающий лед, тюлень часто ломает резцы, лунка замерзает, и тюлень погибает, если в радиусе 10— 15 километров не найдет трещины. Отыскивать тре щину полярной ночью и под толстым льдом ему помогает развитая эхолокационная система. Врагов на поверхности у него нет, а в воде он иногда ста новится жертвой косатки или морского леопарда.
к айсбергам под водой
Валентин уходит на станцию за вездеходом и вскоре подкатывает к месту спуска. Мы спускаем привезенные сорокалитровые баллоны с воздухом на припай, быстро наполняем пустые акваланги,
76
Взяв ведра с образцами, добираемся до нашего балка. Ребята раскладывают пойманных животных по банкам, пишут этикетки, а я проявляю первую пленку. Результаты съемки оставляют желать луч шего. Те кадры, где должен быть криль, нерезкие, остальные вполне приемлемые. На станцию Моло дежная я взял унифицированный бокс под фотоап парат «Ленинград» с объективом «Юпитер-12» и «Искру», широкоформатную камеру 6X6. Фотоап парат «Искра» предназначался для съемки на чер но-белый и цветной негатив, а «Ленинград» — для съемки цветных диапозитивов. Унифицированный бокс представляет собой металлический цилиндр, в котором находятся фотоаппарат, конденсаторы ламп-вспышек и батарея «Молния». Лампы-вспыш ки суммарной мощностью 200 джоулей вынесены на двух независимых трубчатых кронштейнах дли ной метр и полтора. Это позволяет создавать равно мерную освещенность снимаемого кадра, с выявле нием объема и фактуры объекта. Выводы рукояток управления сделаны в виде рычагов длиной 10— 15 сантиметров, так что толстые шерстяные перчат ки и резиновые водолазные рукавицы не мешают управлять камерой.
Этот бокс был сделан перед самым отъездом в Антарктиду и не прошел испытаний в экспедицион ных условиях, что являлось его серьезным недостат ком. Однако конструкция учитывала накопленный опыт по созданию боксов под фотоаппараты и элек тронные вспышки. Кронштейны светильников, вы полненные из трубок диаметром 20 миллиметров, соединение отдельных частей камеры на болтах — все это позволило получить прочную конструкцию, хорошо выдерживающую транспортировку.
Несовершенство съемочной подводной аппарату ры, специфика съемки под водой заставляют часто дублировать кадры, с тем чтобы наверняка иметь резкий, хороший снимок. Снимая обычными фото аппаратами, расположенными в изолирующем бок се с плоскопараллельным стеклом иллюминатора, трудно получить доброкачественный снимок.
76
1 — гидробиологический разрез, 2 — станция, 3 — балок-лабора тория.
При съемке через плоскопараллельное стекло для получения снимков с одинаковым качеством изображения по всему полю лучше применять нор мальные объективы. Однако у таких объективов
77
глубина резкости составляет несколько сантиметров при съемке с расстояния 1,5—2 метра и размер кадра мал, что требует повышенного внимания при фотографировании. Короткофокусный объектив имеет ббльшую глубину резкости и кроет большую площадь снимаемого объекта. Но малая разрешаю щая способность, падение освещенности и большие искажения по краям кадра ограничивают его при менение только съемками общих планов, к которым в основном предъявляются чисто художественные требования.
Так как' подводный фотограф перед спуском знает, что ему нужно снимать в данном месте, то лучше всего устанавливать расстояние съемки и экс позицию заранее, еще на поверхности. Менять в не обходимых случаях следует только диафрагму. При спусках на глубины 35—40 метров и более даже та кое простейшее действие часто связано с определен ными трудностями, что может сказаться на каче стве снимка. При съемке под водой не следует за ниматься различными вычислениями, связанными с изменением расстояния, диафрагмы, экспозиции в зависимости от глубины и освещенности. Фотограф должен только нажимать на спуск, а все свое вни мание уделить поискам интересных и выразитель ных объектов съемки, наиболее полно и точно отра жающих характер данного участка.
Лучше применять пленки наибольшей чувстви тельности, что позволяет при съемке сильно диа фрагмировать объектив, повышая тем самым глуби ну резкости. Хорошие результаты дает съемка на аэропленку и на широкопленочный черно-белый не гатив типа Ф-130, Ф-250. При необходимости чув ствительность этих пленок может быть значительно повышена путем обработки в проявителе с фенидоном или же едкой щелочью; качество изображения при этом почти не ухудшается. Для получения цвет ного изображения мы использовали негатив ДС-2 чувствительностью 32 единицы ГОСТа и диапозитив ORWO-Colour чувствительностью 16 единиц.
Фотографируя подо льдом в Антарктике, мы
78
убедились в том, что интересные объекты съемки находятся на глубинах, значительно превышающих 10 метров — тот предел, до которого возможно по лучить цветоделение на снимках, используя только естественное освещение. Лед и вода сильно погло щают лучи в красно-желтой зоне спектра. Цветные снимки, даже если их и сделать на такой глубине при больших экспозициях, снимая со штатива, име ют однотонный и вялый сине-зеленый цвет. Таким образом, низкая чувствительность цветных пленок, их крайне низкая фотографическая широта не по зволяют снимать при естественном освещении об щие планы. Даже повышение чувствительности цветных пленок в два-три раза не дает должного эффекта. Поскольку освещенность под водой в высо ких широтах крайне низка, то съемка на цветную пленку возможна только с использованием источни ков искусственного освещения. Световой поток, со здаваемый импульсным . осветителем, по своему спектральному составу близок к солнечному. В свя зи с этим для съемки под водой могут быть исполь зованы только те цветные материалы, которые сен сибилизированы к солнечному свету.
По утрам мороз до 10 градусов, но днем почти все время светит солнце и поверхность припая рас ползается, превращается в рыхлую губку, пропитан ную водой. Но это только его верхний слой, под ко торым все еще находится монолит прочного льда.
С каждым днем мы все дальше и дальше продви гаемся по нашим лункам в сторону открытого мо ря. В первые дни, когда мы идем к месту спусков, особенно досаждают солнечные лучи, отраженные от поверхности припая. Только если пасмурно, мы отдыхаем от сильной солнечной радиации. Не нужно тратить время на косметический «ремонт» лица, за крывая обгоревшие части и смазывая помадой по трескавшиеся губы. Постепенно мы привыкаем и к солнцу, и к ветру. Улучшается наша форма, растет глубина спусков.
Для погружений со льда мы использовали спус ковой конец, который значительно облегчил спуск
79
на дно. Первые 3 метра, когда приходится силой загонять себя под воду, я преодолеваю ногами вниз совершенно спокойно, только перебирая канат рука ми. Ритм дыхания при этом не нарушен, уравнове шиваю давление под костюмом и при небольшой от рицательной плавучести, только слегка придержи ваясь рукой, спускаюсь до глубины 15 метров. Здесь я отпускаю канат — он мне больше не нужен. Даль ше полет в невесомости на 20 метров вниз. Един ственное неудобство состоит в том, что нужно все время следить, чтобы страховочный конец не пере хлестнулся со спусковым. Особенно доволен теперь Пушкин. Саша лучше всех нас производит сбор ко личественных и качественных проб и под воду все гда уходит с полными руками различных приспо соблений для обработки и учета придонных организ мов, обвешанный различными сетками, банками и плексигласовыми коробками.
На первом гидробиологическом разрезе станция у айсберга на глубине 35 метров наиболее интерес на. Стоит айсберг на мели, и вокруг него проходит извилистая приливная трещина. Через эту трещину солнечные лучи освещают его нижнюю часть, изре занную нишами и пещерами по всей тридцатипяти метровой высоте. В стенках айсберга многочислен ные каналы и каверны, обычно они заполнены ры жими и белыми рачками. Все тело рачка спрятано в лед, а из отверстия наружу торчат только ножки.
В тех местах, где тонкие стенки каналов про пускают и фокусируют свет, как линзы, растут диа томовые водоросли. Тут же встречаются небольшие рыбки, которые прикрепляются к стенке айсберга
грудными плавниками, |
используя их |
гладкую по |
||
верхность |
как присоску; как бы примерзнув к не |
|||
му, они |
подолгу |
не |
меняют своего |
положения. |
Дно — скала, нет |
ни |
малейших следов наносов. |
Кругом на камнях белый и красный литотамний. Колонии актиний, морских ежей, губок и звезд.
Наиболее распространенные здесь морские звезды принадлежат к роду Odontaster. Сверху звез да покрыта твердой оболочкой. На нижней поверх
80