Файл: Рыбаков, С. Н. С фотоаппаратом под водой и льдами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

при плавании на глубине около 15 метров,— то водолаз выходит на поверхность без всякой вы­ держки.

Пушкин готовится к спуску. Светит яркое солн­ це, тепло. Однако легкие порывы ветра с материка обдают нас ледяным холодом и напоминают, где мы находимся. Обвязываю Сашу сигнальным кон­ цом. Катушку прикрепляю к ящику, чтобы случай­ но не уронить ее в воду, когда будет разматываться.

Первый спуск на новом месте носит чисто озна­ комительный характер. Водолаз не выполняет никакой работы, он просто плавает, наблюдает, иногда собирает любопытные организмы. Это, как правило, наиболее интересные погружения. Внача­ ле Пушкина не видно, так как он где-то в стороне, под самым льдом. Но вот несильный рывок — конец начинает плавно разматываться, уходя под углом вниз. Под лункой всего около 12 метров, вижу, как Саша мягко касается ногами дна, затем, подняв­ шись на 1,5—2 метра, плывет в сторону берега. Вскоре он исчезает из поля зрения. Конец перегиба­ ется — Саша меняет направление движения, плывет в сторону моря. Судя по отметкам на сигнальном конце, Пушкин удаляется на 40 метров, плывя все время над дном. Затем поднимается под поверх­ ность припая и сильно дергает три раза. Быстро вы­ бираю конец. В лунке появляются пузыри выдыхае­ мого воздуха, за ними следом голова и рука с сет­ кой. Сетка полна каких-то мелких рачков. «Туча! Туча! Их там целая туча! — оживленно рассказыва­ ет Саша.— Я один раз взмахнул сеткой — и вот здесь почти два килограмма».

При ближайшем рассмотрении это оказались представители планктонных ракообразных — эвфаузииды, или, как их называют китобои, криль. Ими-то в основном и питаются рыбы и киты в ан­ тарктических широтах. Ежегодно киты поглощают около 270 миллионов тонн этих рачков, что состав­ ляет примерно пятую часть всех запасов криля. К весне эвфаузииды собираются в огромных коли­ чествах, занимая десятки и сотни квадратных ки­

72

лометров поверхности океана. Китам достаточно только открыть рот и процедить воду. Один про­ фильтрованный кубический метр воды дает киту не­ сколько тысяч эвфаузиид. Помимо изрядного коли­ чества калорий — в одном килограмме криля их более тысячи,— эта пища поставляет китам также азотистые вещества и минеральные соли. Можно только удивляться, почему не налажен промысел этого рачка и его переработка на корм для домаш­ них животных. Проводимые эксперименты показа­ ли, что тонна муки из криля эквивалентна 8 тоннам зерна.

Пушкин встает на страховку. Я беру камеру и спускаюсь в воду. Ровное каменистое дно с неболь­ шим уклоном в сторону моря. Из лунки гидрологи­ ческого балка свисают вниз различные приборы, с расстояния в 10 метров они видны так же четко, как если бы находились рядом. Наверху ровная нижняя поверхность припая, выделяется только от­ верстие лунки, обрамленное глыбами льда: их за­ гнало взрывом далеко от края, и Валентин не смог их достать. Лучи солнца высвечивают отдельные грани этих льдин, на дне светлое пятно — от лунки. Мне видно, как Саша показывает рукой, куда мне нужно плыть, чтобы встретить скопление рачков. Немного поднявшись над дном, я медленно плыву в указанном направлении. Примерно в 30 метрах от лунки под поверхностью льда вижу огромное темное пятно. Действительно, как туча на чистом небе. Очертания тучи постоянно меняются. Она то вытягивается по горизонтали и становится похожей на кита, то собирается в громадный черный шар диаметром 5—6 метров, висящий в толще воды, то устремляется сверху вниз, изгибаясь, как огромная змея. Насмотревшись на это представление с рассто­ яния в 15 метров, я подплыл поближе, чтобы сфото­ графировать часть тучи. Вблизи видно, что отдель­ ные эвфаузииды все время движутся в самых раз­ личных направлениях, но, словно подчиняясь какому-то неведомому закону, не выходят за преде­ лы той фигуры, которую они создают все вместе.

73


Если плыть медленно, ближе чем на 2 метра туча к себе не подпускает. Если же быстро проскочить это расстояние, можно ухватить сеткой сотню-дру­ гую эвфаузиид, что и сделал Саша. Сфотографиро­ вать эту движущуюся массу целиком, видимо, не удастся. Освещенность подо льдом низкая, так что, снимая с расстояния 10—15 метров, нужно давать экспозицию '/25—'/so на пленке Ф-250 при диафраг­ ме 3,5. Это все дает нерезкий снимок. С лампойвспышкой можно снять с расстояния 1,5—2 метров, и то только фрагмент. Несколько раз быстро при­ ближаюсь метра на полтора и фотографирую хвост убегающей тучи.

Дно — слегка холмистая скала, только в неболь­ ших углублениях и щелях заиленный песок. На отдельно торчащих камнях наросты известковой во­ доросли — литотамния.

Из водорослей здесь только немного красных, которые выделяются своей сочной окраской, и на небольших глубинах особенно много диатомовых, покрывающих поверхность скалы плотным слоем. Отмирая, эти водоросли образуют диатомовый ил, который занимает громадные пространства морско­ го дна. Растения в море, как и на суше, могут суще­ ствовать только там, куда проникает солнечный свет. Пятьдесят — шестьдесят метров — обычная глубина распространения растительных организмов в океане, лишь иногда, в районах с особенно про­ зрачной водой, они встречаются и несколько глубже. Толстый ледяной покров на поверхности моря, длительная полярная ночь сильно задержи­ вают развитие растительной жизни в прибрежных водах Антарктиды. В районах станций Мирный и Молодежная, где девять месяцев в году море покры­ то льдом, заросли водорослей чаще всего отсут­ ствуют.

К нам подходит Грузов — его весьма заинтере­ совала туча криля, и он решает спуститься в третий раз за сегодняшний день. Но, видимо, криль инте­ ресует не только биологов. Прямо из лунки выны­ ривает тюлень. Как и в прошлый раз, это тюлень

74

Уэдделла. Он с удивлением смотрит на нас, затем снова ныряет и снова всплывает, и так несколько раз. Тем временем Саша достает из сетки горсть криля и бросает ему. Тюлень с удовольствием все съедает, облизывается. Ныряет на глубину полторадва метра и начинает плавать вокруг лунки, время от времени высовываясь за очередной порцией кри­ ля. Это животное, на суше неуклюжее и апатичное, в воде становится удивительно ловким и подвижным. Не делая почти никаких движений, повернув голо­ ву в сторону отверстия во льду, тюлень неторопливо скользит в толще воды. Питается он круглый год только тем, что дает ему море: различными планк­ тонными ракообразными, рыбой, голотуриями, ось­ миногами. Эксперименты показывают, что, добы­ вая пищу, тюлень Уэдделла может погружаться до 460 метров. Его шкура красивого темно-серого цве­ та, местами переходящего в почти черный. Тюлень Уэдделла живет, как правило, у берега. Зимой, при сильных морозах и ветре, большую часть времени он находится в воде и только иногда выставляет наружу голову, чтобы провентилировать легкие. Сильно развитые резцы и клыки помогают ему очи­ щать лунку от льда. Ежедневно перепиливая нара­ стающий лед, тюлень часто ломает резцы, лунка замерзает, и тюлень погибает, если в радиусе 10— 15 километров не найдет трещины. Отыскивать тре­ щину полярной ночью и под толстым льдом ему помогает развитая эхолокационная система. Врагов на поверхности у него нет, а в воде он иногда ста­ новится жертвой косатки или морского леопарда.

к айсбергам под водой

Валентин уходит на станцию за вездеходом и вскоре подкатывает к месту спуска. Мы спускаем привезенные сорокалитровые баллоны с воздухом на припай, быстро наполняем пустые акваланги,

76


Взяв ведра с образцами, добираемся до нашего балка. Ребята раскладывают пойманных животных по банкам, пишут этикетки, а я проявляю первую пленку. Результаты съемки оставляют желать луч­ шего. Те кадры, где должен быть криль, нерезкие, остальные вполне приемлемые. На станцию Моло­ дежная я взял унифицированный бокс под фотоап­ парат «Ленинград» с объективом «Юпитер-12» и «Искру», широкоформатную камеру 6X6. Фотоап­ парат «Искра» предназначался для съемки на чер­ но-белый и цветной негатив, а «Ленинград» — для съемки цветных диапозитивов. Унифицированный бокс представляет собой металлический цилиндр, в котором находятся фотоаппарат, конденсаторы ламп-вспышек и батарея «Молния». Лампы-вспыш­ ки суммарной мощностью 200 джоулей вынесены на двух независимых трубчатых кронштейнах дли­ ной метр и полтора. Это позволяет создавать равно­ мерную освещенность снимаемого кадра, с выявле­ нием объема и фактуры объекта. Выводы рукояток управления сделаны в виде рычагов длиной 10— 15 сантиметров, так что толстые шерстяные перчат­ ки и резиновые водолазные рукавицы не мешают управлять камерой.

Этот бокс был сделан перед самым отъездом в Антарктиду и не прошел испытаний в экспедицион­ ных условиях, что являлось его серьезным недостат­ ком. Однако конструкция учитывала накопленный опыт по созданию боксов под фотоаппараты и элек­ тронные вспышки. Кронштейны светильников, вы­ полненные из трубок диаметром 20 миллиметров, соединение отдельных частей камеры на болтах — все это позволило получить прочную конструкцию, хорошо выдерживающую транспортировку.

Несовершенство съемочной подводной аппарату­ ры, специфика съемки под водой заставляют часто дублировать кадры, с тем чтобы наверняка иметь резкий, хороший снимок. Снимая обычными фото­ аппаратами, расположенными в изолирующем бок­ се с плоскопараллельным стеклом иллюминатора, трудно получить доброкачественный снимок.

76

1 — гидробиологический разрез, 2 — станция, 3 — балок-лабора­ тория.

При съемке через плоскопараллельное стекло для получения снимков с одинаковым качеством изображения по всему полю лучше применять нор­ мальные объективы. Однако у таких объективов

77

глубина резкости составляет несколько сантиметров при съемке с расстояния 1,5—2 метра и размер кадра мал, что требует повышенного внимания при фотографировании. Короткофокусный объектив имеет ббльшую глубину резкости и кроет большую площадь снимаемого объекта. Но малая разрешаю­ щая способность, падение освещенности и большие искажения по краям кадра ограничивают его при­ менение только съемками общих планов, к которым в основном предъявляются чисто художественные требования.

Так как' подводный фотограф перед спуском знает, что ему нужно снимать в данном месте, то лучше всего устанавливать расстояние съемки и экс­ позицию заранее, еще на поверхности. Менять в не­ обходимых случаях следует только диафрагму. При спусках на глубины 35—40 метров и более даже та­ кое простейшее действие часто связано с определен­ ными трудностями, что может сказаться на каче­ стве снимка. При съемке под водой не следует за­ ниматься различными вычислениями, связанными с изменением расстояния, диафрагмы, экспозиции в зависимости от глубины и освещенности. Фотограф должен только нажимать на спуск, а все свое вни­ мание уделить поискам интересных и выразитель­ ных объектов съемки, наиболее полно и точно отра­ жающих характер данного участка.

Лучше применять пленки наибольшей чувстви­ тельности, что позволяет при съемке сильно диа­ фрагмировать объектив, повышая тем самым глуби­ ну резкости. Хорошие результаты дает съемка на аэропленку и на широкопленочный черно-белый не­ гатив типа Ф-130, Ф-250. При необходимости чув­ ствительность этих пленок может быть значительно повышена путем обработки в проявителе с фенидоном или же едкой щелочью; качество изображения при этом почти не ухудшается. Для получения цвет­ ного изображения мы использовали негатив ДС-2 чувствительностью 32 единицы ГОСТа и диапозитив ORWO-Colour чувствительностью 16 единиц.

Фотографируя подо льдом в Антарктике, мы

78


убедились в том, что интересные объекты съемки находятся на глубинах, значительно превышающих 10 метров — тот предел, до которого возможно по­ лучить цветоделение на снимках, используя только естественное освещение. Лед и вода сильно погло­ щают лучи в красно-желтой зоне спектра. Цветные снимки, даже если их и сделать на такой глубине при больших экспозициях, снимая со штатива, име­ ют однотонный и вялый сине-зеленый цвет. Таким образом, низкая чувствительность цветных пленок, их крайне низкая фотографическая широта не по­ зволяют снимать при естественном освещении об­ щие планы. Даже повышение чувствительности цветных пленок в два-три раза не дает должного эффекта. Поскольку освещенность под водой в высо­ ких широтах крайне низка, то съемка на цветную пленку возможна только с использованием источни­ ков искусственного освещения. Световой поток, со­ здаваемый импульсным . осветителем, по своему спектральному составу близок к солнечному. В свя­ зи с этим для съемки под водой могут быть исполь­ зованы только те цветные материалы, которые сен­ сибилизированы к солнечному свету.

По утрам мороз до 10 градусов, но днем почти все время светит солнце и поверхность припая рас­ ползается, превращается в рыхлую губку, пропитан­ ную водой. Но это только его верхний слой, под ко­ торым все еще находится монолит прочного льда.

С каждым днем мы все дальше и дальше продви­ гаемся по нашим лункам в сторону открытого мо­ ря. В первые дни, когда мы идем к месту спусков, особенно досаждают солнечные лучи, отраженные от поверхности припая. Только если пасмурно, мы отдыхаем от сильной солнечной радиации. Не нужно тратить время на косметический «ремонт» лица, за­ крывая обгоревшие части и смазывая помадой по­ трескавшиеся губы. Постепенно мы привыкаем и к солнцу, и к ветру. Улучшается наша форма, растет глубина спусков.

Для погружений со льда мы использовали спус­ ковой конец, который значительно облегчил спуск

79

на дно. Первые 3 метра, когда приходится силой загонять себя под воду, я преодолеваю ногами вниз совершенно спокойно, только перебирая канат рука­ ми. Ритм дыхания при этом не нарушен, уравнове­ шиваю давление под костюмом и при небольшой от­ рицательной плавучести, только слегка придержи­ ваясь рукой, спускаюсь до глубины 15 метров. Здесь я отпускаю канат — он мне больше не нужен. Даль­ ше полет в невесомости на 20 метров вниз. Един­ ственное неудобство состоит в том, что нужно все время следить, чтобы страховочный конец не пере­ хлестнулся со спусковым. Особенно доволен теперь Пушкин. Саша лучше всех нас производит сбор ко­ личественных и качественных проб и под воду все­ гда уходит с полными руками различных приспо­ соблений для обработки и учета придонных организ­ мов, обвешанный различными сетками, банками и плексигласовыми коробками.

На первом гидробиологическом разрезе станция у айсберга на глубине 35 метров наиболее интерес­ на. Стоит айсберг на мели, и вокруг него проходит извилистая приливная трещина. Через эту трещину солнечные лучи освещают его нижнюю часть, изре­ занную нишами и пещерами по всей тридцатипяти­ метровой высоте. В стенках айсберга многочислен­ ные каналы и каверны, обычно они заполнены ры­ жими и белыми рачками. Все тело рачка спрятано в лед, а из отверстия наружу торчат только ножки.

В тех местах, где тонкие стенки каналов про­ пускают и фокусируют свет, как линзы, растут диа­ томовые водоросли. Тут же встречаются небольшие рыбки, которые прикрепляются к стенке айсберга

грудными плавниками,

используя их

гладкую по­

верхность

как присоску; как бы примерзнув к не­

му, они

подолгу

не

меняют своего

положения.

Дно — скала, нет

ни

малейших следов наносов.

Кругом на камнях белый и красный литотамний. Колонии актиний, морских ежей, губок и звезд.

Наиболее распространенные здесь морские звезды принадлежат к роду Odontaster. Сверху звез­ да покрыта твердой оболочкой. На нижней поверх­

80