ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
ности лучей — многочисленные трубчатые отрост ки, расположенные по обе стороны желоба, который идет посередине к ротовому отверстию. С помощью этих отростков морская звезда передвигается. Они же служат для передачи пищи от края лучей к ротовому отверстию. В тех случаях, когда пойман ное животное велико, морская звезда выворачивает наружу свой желудок, обволакивает им всю жертву и пищеварительный процесс происходит снаружи, а не в теле животного. Морская звезда обладает по трясающей способностью восстанавливаться из от дельных частей своего организма. Разорванная и выброшенная в море, она через некоторое время снова достигает нормального состояния.
Как-то, фотографируя колонию морских звезд, я наткнулся на целое поле сложных асцидий — белых трубчатых организмов, длиной до одного метра. Прикрепленные одним концом к скальному основа нию, они вытянулись на всю длину своего тела по направлению отливного течения. Медленно покачи ваясь и извиваясь, они как бы исполняли подвод ный танец. Рядом на камнях неподвижно застыли рыбы. Они находятся в каком-то трансе, их можно взять в руки и снова положить на место, и только редкие движения плавников указывают на то, что они живые.
В пасмурный день при сильном ветре мы рабо таем на самой последней лунке. Низко надо льдом ветер несет массу снега, наметает снег в расчищен ное оконце в припае и смешивает с водой. И без того небольшое, оно быстро забивается салом и покрыва ется ледяной коркой.
Женя Грузов уходит под воду на глубину 48 метров. Спускается очень быстро и сразу же по дает сигнал «все хорошо, я на дне». Засекаю время. Проходит всего две-три минуты — и снизу три рез ких рывка, сменяющиеся затем частым подергива нием,— сигнал аварии и срочного подъема. Быстро с такой глубины поднимать нельзя, иначе возмож
на |
баротравма легких. Грузов — опытный водолаз |
и, |
что бы там ни случилось, об этом должен по- |
81
мнить. Наконец-то из ледяной каши показывается голова, затем руки, в которых зажаты шланги от акваланга. Корпус мундштучной коробки развалил ся по пайке, и, окажись на месте Жени менее ква лифицированный подводник, нам пришлось бы при бегнуть к медицинской помощи.
В какой-то степени Грузову сегодня повезло. На чалось с того, что при каждом вдохе вместе с возду хом в загубник стала поступать вода, вначале поне многу, а затем все больше. Не ожидая, какой еще сюрприз ему преподнесет спуск, Женя дал сигнал выхода и стал подниматься. Где-то на глубине 30 метров, поправляя шлем, он задел рукой мунд штучную коробку, и та отвалилась. То, что причина аварии была установлена тут же, под водой, ни сколько не облегчило подъем наверх. Быстрый подъем со значительной глубины, если даже он де лается не в порядке аварийного всплытия, а в целях тренировки и водолаз морально подготовлен к этому, связан с большим риском. Главное — нужно очень точно производить дозированный выдох, в зависи мости от изменения давления, придерживаясь при этом определенной скорости подъема — не быстрее пузырей выдыхаемого воздуха. Вначале это не пред ставляет труда, поскольку желание сделать вдох можно успешно побороть — воздух, находящийся в легких под давлением, позволяет продлить задерж ку дыхания. С уменьшением глубины воздух в лег ких расширяется, а задержка дыхания при подъеме может привести к разрыву легочной ткани — воз дух следует медленно выдыхать. Если же на глуби не сделать полный.Быдох, не всегда хватает выдерж ки преодолеть желание сделать вдох.
С начала экспедиции у нас не было никаких неприятностей с аппаратурой. Мы стали пренебре гать осмотром снаряжения перед каждым погруже нием и теперь получили первое напоминание о том, что в подводный мир нельзя проникнуть легко и просто. Так называемая рабочая проверка снаряже ния перед спуском не прихоть составителей водолаз ных правил и инструкций, а результат обобщения
82
многолетнего опыта подводных работ. Во время внешнего осмотра снаряжения водолаз убеждается в надежности крепления баллонов аппарата в кассете, герметичности соединений, в целости шлангов вдоха и выдоха, в том, что сжатого воздуха достаточно.
Мелкие неприятности начинают нас преследо вать почти при каждом спуске: то рвутся костюмы, то один из нас оставляет на дне рамку для подсчета животных и не находит ее при следующем погруже нии, то теряет скребок. Наконец, случается самое худшее для меня — ломается единственный бокс для подводной съемки.
При очередном погружении я встречаю удиви тельно красивую рыбу. Светло-коричневого цвета с фиолетовыми полосами по бокам, она медленно плы вет, принимая весьма эффектные позы. Следуя за ней, я спускаюсь от основания айсберга еще ниже, до глубины 40 метров.. При фотографировании оче редного кадра каждый взрыв света сопровождается металлическим лязгом — это срабатывает полуавто матическая перемотка пленки фотоаппарата «Ле нинград». Я настолько привык к взаимосвязи ме жду вспышкой и стуком затвора, что сразу же оста навливаюсь, когда лампы-вспышки не срабатывают. Нажимаю несколько раз на спуск; аппарат акку ратно лязгает, но лампы мертвы. Наружный осмотр ничего не дает. Размышлять на такой глубине труд но, и я выхожу на поверхность.
Пушкин снимает с бокса крышку и выливает на лед немного воды. Возможно, бокс был плохо за крыт перед спуском и в результате протек. Тут же, не отходя от лунки, я проверяю его на герметич ность — накачиваю сжатым воздухом и опускаю в воду. Многочисленные пузыри сыплют в месте сты ка днища и стенок — шов лопнул по сварке. Вече ром разобранная камера красуется на стеллаже в балке, а я, захватив корпус, ухожу в механические мастерские.
Выясняется, что сварить дюраль здесь нечем. Ребята из мастерских предлагают несколько рецеп тов заделки трещины. Все они вполне приемлемы,
83
но лишь при работе конструкции на воздухе, под водой держать будет только сварка. Сварить корпус можно в Мирном — там есть для этого все необхо димое.
То, что корпус камеры лопнул в самое неподхо дящее время, только подтверждает старое правило: перед отъездом в экспедицию все снаряжение долж но быть тщательно проверено в работе. Время в экс педиции слишком дорого, чтобы терять его на ре монт, доводку аппаратуры и эксперименты. То сна ряжение, которое не будет испытано, наверняка ра ботать не станет. Если заранее не подумать о по следствиях недооценки мелочей, то рано или поздно эти мелочи мотут привести к провалу всего предпри ятия. Во время сборов в экспедицию в суете и спеш ке можно просто что-то забыть. Хорошо, если есть такой человек, как Саша Пушкин, который в тече ние нескольких недель скрупулезно наполняет мно гочисленные ящики, отмечая в длиннейшем списке каждый положенный туда предмет. У Саши потря сающая способность помнить все, что он упаковал. Достаточно назвать ему требуемую вещь, как тот час же услышишь ответ: «Ящик номер 142, чер ный, справа, ближе ко дну». Составленные списки, в которых отмечено все, что уже взято, выбрасы вать нельзя. Только с их помощью можно извлечь из груды ящиков тот, в котором лежат необходимые предметы.
Еще несколько спусков, посвященных количе
ственному учету животных,— и |
наша работа на |
этом гидробиологическом разрезе |
завершена. Нуж |
но искать новые места. «Обь» уже ушла в Мирный, и вскоре Пушкин и я должны будем вылететь туда самолетом. Мы должны будем обследовать отдален ные острова в районе Мирного и, если окажется це лесообразным проводить там погружения, создадим на них базовый лагерь. Кроме того, необходимо за кончить часть работ, начатых в экспедиции 1965/66 г. Женя и Валентин обследуют побережье в районе станции Молодежная, для того чтобы найти такие места, результаты работы на которых допол-
84
нили бы данные, полученные на первом гидробио логическом разрезе.
Наш отлет назначен на следующий день. Утром у балка тарахтит трактор — это за нами. До аэро дрома несколько километров, и мы трясемся на от крытых санях, удерживая руками и ногами распол зающееся в стороны снаряжение. Наконец трактор останавливается у парадного въезда в аэропорт, воз ле двух поставленных на попа пустых бочек. На старте два самолета, их готовят к вылету. Быстро грузим в один все наши вещи, но это, оказывается, только начало погрузочно-разгрузочных работ. При ходит первый пилот, и повторяется обычная исто рия: нельзя лететь, так как много груза. Нельзя на рушать традиции. По этой самой традиции полови на груза остается лежать на снегу. Мы захватываем только акваланги, гидрокостюмы, компрессор, ящик с банками под образцы, спирт и камеру. Почти две трети свободного пространства фюзеляжа занимают два бака с дополнительным топливом. Между ними остается только небольшой проход, так что устро иться с комфортом можно лишь позади них. Мы разбрасываем поверх наших ящиков спальные меш ки — у Пушкина и у меня теперь персональные места.
Прекращаются толчки, писк и скрежет лыж о лед; надрывный вой двигателей сменяется ровным гулом — мы летим. Слева остается море, красные обрывистые скалы, окаймляющие бухты, и отдель ные темные острова. Справа сияет ослепительное солнце. Глубокие трещины прорезают проползаю щую под нами унылую монотонную плоскость, вы секая на белой поверхности лицо купола. Однооб разный ландшафт, гул и тряска действуют как сно творное... Просыпаемся каждый раз, когда механик громко хлопает дверью, ведущей в салон, подходит к бакам с топливом и их осматривает. В ответ на вопрос, отчего ему не сидится в теплом салоне, он разражается целой речью: «Летим, летим, а все над заливом Прюдс. То ли самолет плохой, то ли летчи ки. Горючего мало, на пределе. До Мирного может
85
не хватить». Мы летим очень медленно, но ни само лет, ни летчики здесь не при чем. Виноват сильней ший встречный ветер, дуюший со скоростью свыше 200 километров в час, а поэтому мы продвигаемся вперед со скоростью всего 180 километров в час. Летим низко. Над заливом сильно трясет, часто по падаем в воздушные ямы. Внизу поля разбитого льда, скопления айсбергов, торосов. Иногда самолет ныряет вниз, вода угрожающе приближается, но за тем мы медленно-медленно ползем наверх. Материк где-то справа, с небольшой высоты — 300 метров — его не видно.
Наконец у самого горизонта начинают редеть облака. Над центральным районом Антарктиды все гда господствует область повышенного давления, и сейчас впереди видна узкая полоса чистого неба.
Вскоре проступают неясные очертания матери ка. Из всех континентов Земли Антарктида — са мый высокий. Горные цепи пересекают материк во всех направлениях, но большинство их скрыто под ледяным панцирем. Только у побережья и кое-где в центральных районах они вылезают из-под льда. Начиная от уреза воды толщина льда нарастает и своего максимума — более 4000 метров — дости гает в районе полюса относительной недоступности. В среднем же по всей поверхности мощность ледя ного покрова около 2 километров. Здесь самые крупные на Земле запасы льда, около 30 миллио нов кубических километров. На 60 метров поднялся бы уровень Мирового океана, вздумай этот лед рас таять. Но пока он спокойно проплывает под самоле том, изрезанный многочисленными трещинами. От дельные трещины достигают нескольких километ ров в длину и не один десяток метров в ширину.
Проходит еще несколько часов полета, и появ ляется первый опознавательный знак Мирного — гора Гаусберг, вершина потухшего вулкана. Ее черная пирамида с белыми языками ледников вы ступает над ровным куполом всего на 380 метров. Белая пустыня отступает, становится видно море. Самолет делает заход над припаем, поверхность ко
86
торого оживляют многочисленные черные точки — императорские пингвины.
Где-то внизу должен быть Мирный. Вся станция под снегом, виднеются только емкости с горючим и отдельные здания. Еще один заход, и мы призем ляемся.
Дома в Мирном находятся под пятиметровым слоем снега, и счет этажей идет не вверх от поверх ности, а вниз. Можно было подумать, что жить в таком подземном городе тяжелее и что условия должны были бы как-то сказаться на зимовщиках. Однако несмотря на то что зимовка подходит к кон цу и многим еще предстоит трудный поход на вну триконтинентальную станцию Восток, у большин ства хорошее, ровное настроение, повышенная нерв ная возбудимость отсутствует. Большая заслуга в этом принадлежит начальнику станции Владиславу Осиповичу Гербовичу. Организаторские способно сти, любовь к делу, умение работать с людьми несо мненно выдвигают его в число лучших полярников нашей страны.
СРЕДИ ЛЕДЯНЫХ КРИСТАЛЛОВ
Утром следующего дня мы обсуждаем план на шей работы с В. О. Гербовичем. Один из первых во просов к нам: «Что нужно, чтобы не задерживаясь вы смогли приступить к погружениям?» — «Нам нужно,— говорит Пушкин,— в первую очередь про извести разведку новых мест и попасть на остров Адамса».
Остров Адамса находится на расстоянии 25 ки лометров от Мирного, недалеко от кромки ледяного барьера. Вокруг острова большие глубины, от мате рика он отрезан шельфовым ледником, и его под водная флора и фауна может оказаться очень инте ресной. Чтобы туда попасть, необходим вездеход и водитель. Вездеход есть, но с водителями туго —
87
они заняты подготовкой техники к санно-тракторно му походу. Владислав Осипович предлагает ехать с ним, поскольку сам водит вездеход.
Проходит всего час после подъема, а мы уже бойко катим по припаю. Гербович оказался отлич ным водителем, вездеход легко объезжает многочис ленные торосы и трещины, оставляя за собой обла ко снежной пыли. Вскоре мы у острова, вернее, у нагромождения льда со стороны, обращенной к ма терику. Медленно объезжаем эти глыбы и останав ливаемся на мористой стороне острова.
Недалеко проходит край припая, и, видимо, по этому здесь расположилась небольшая колония тю леней-крабоедов. Эти животные обитают у открытой воды на паковых и дрейфующих льдах. Их тулови ще обтекаемой формы достигает в длину до 2 мет ров, шкура насыщенного серовато-золотистого цве та, с разбросанными по бокам светлыми пятнами. Наш приход не производит на них никакого впечат ления. Равнодушие и безразличие ко всему, что передвигается по припаю,— результат отсутствия инстинкта самозащиты не только у этих тюленей, но и почти у всех антарктических животных. У них нет врагов на поверхности. От хищников — косаток и морских леопардов — тюлени и пингвины спаса ются на льду, а не в воде. Многовековая изоляция этого континента была тем решающим фактором, благодаря которому местные виды не выработали механизма защиты от постороннего вмешательства.
Крутые стенки острова террасами спускаются в море. Вокруг острова проходит приливная трещина, забитая льдом и снегом. Взрывать лед не потребует ся, мы будем погружаться в эту трещину. Я расчи щаю небольшую майну, Саша тем временем одевает ся. Проверяю акваланг, обвязываю Пушкина сиг нальным концом, помогаю надеть груза, и вот уже появились первые пузыри — Саша под водой. Конец уходит почти вертикально вниз. Два рывка — кон чаю выдавать конец. Держу его натянутым — види мо, Пушкин спускается около вертикальной стенки или вдоль крутого склона, необходимо стабилизиро
88
вать его положение и дать проделать нужную рабо ту. Я уже выдал около 50 метров страховочного конца, а Пушкин потребовал еще. Наконец спуск прекращается, натяжение ослабевает, выбираю сла бину — Саша всплывает. Из сала показываются го лова и плечи, затем сетки, полные собранных жи вотных.
Характер склона под водой такой же, что и на поверхности: вертикальная стенка террасами спу скается вниз. Местами террасы переходят в крутой склон, градусов под шестьдесят. Жизнь есть, но формы все уже знакомые и небольших размеров. Возможно, сказывается то, что вблизи острова вре мя от времени проплывают айсберги, которые утю жат его подводную часть.
От систематических работ здесь пришлось отка заться. Утром следующего дня Пушкин отправляет ся на вездеходе искать место для погружений, а я монтирую компрессор в пристройке у гаража на мы се Хмара. Уходит целый день на то, чтобы достать бревна для укрепления агрегата, привезти бочку антифриза и подвести электроэнергию к двигателю.
Наш компрессор К-2-150 я устанавливаю на двух мощных деревянных брусьях, вмороженных в снег. В качестве привода использован электродвига тель мощностью 8 киловатт. Компрессор отрегули рован на давление 200 килограммов на квадратный сантиметр. В комплект установки входит водомаслоотделитель и фильтр, заряженный активированным углем. Это устройство очищает воздух от масла, вредных примесей, пыли и влаги, однако окиси углерода оно не задерживает. В дальнейшем мне каждый раз приходится внимательно следить за по явлением тягачей и вездеходов, злобно рычащих на спуске к гаражу и считающих своим долгом выпус тить облако сизых выхлопных газов, которые содер
жат |
убийственную дозу угарного |
газа, |
целых |
|
2,8 процента. Концентрация |
угарного |
газа |
более |
|
0,004 |
миллиграмма на литр, |
взятая при нормаль |
ном давлении, недопустима, поскольку парциальное Давление угарного газа и его отравляющее действие
89