ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
П р о д о л ж е н и е т а б л . 8
|
|
T-I |
|
|
|
ТС-1 |
|
|
|
|
Центральный заправщик |
|
|
|
|
||
|
Резервуар |
Резервуар |
Колонка |
Резервуар |
Топливозаправщик |
|||
|
Показатель |
|
|
|
|
|||
|
Средняя |
проба |
Раздаточный |
Средняя проба |
Отстой |
Раздаточный |
Отстой |
|
|
|
|
кран |
|
|
кран |
|
|
N |
— |
— |
1,49 |
Отсутствие |
0,23 |
— |
—0,37 |
|
|
|
|
|
|
—0,55 |
|
|
|
|
— |
— |
27,39—40,03 14,72—28,02 |
44,95 |
— |
— 18,12 |
||
Fe |
4,9—9,95 |
2,8—5,1 |
4,17—14,6 |
16,0—34,0 |
20,7—35,1 |
16,9—38,03 |
16,9—45,4 |
|
|
2,8—6,05 |
2,7—3,84 |
2,3-11,7 |
5,4—10,07 |
1,4-1,9 |
2,64—12,02 |
2,64—12,2 |
|
Ca |
1,5—3,3 |
1,0—2,8 |
1,54 |
4,26 |
0,46—2,86 |
0,8—1,15 |
0,89—3,77 |
0,89—2,35 |
Mf? |
0,6—1,44 |
0,84—0,92 |
1,76—4,45 |
0,68—3,2 |
0,48—1,14 |
0,95-3,98 |
0,95—1,22 |
|
Na |
4,34-7,06 |
7,3—8,1 |
2,0—6,68 |
1,14—1,9 |
Отсутствие |
Отсутствие |
Отсутствие |
|
|
|
|
|
|
|
—0,13 |
—1,62 |
—0,74 |
Zn |
0,19—0,28 |
0,1—0,3 |
Отсутствие |
0,78—1,34 |
0,4—0,7 |
1,9—2,2 |
1,7—2,12 |
|
AI |
4,02—4,97 |
1,55—2,26 |
—2,26 |
0,28—2,33 |
0,57—1,1 |
0,43-0,96 |
0,84—0,96 |
|
2,15-4,99 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Отсутствие |
Sn |
Отсутствие |
Отсутствие |
Отсутствие |
Отсутствие |
0,01—0,32 |
Отсутствие |
—1,71 |
|
|
|
—0,13 |
- 0 , 8 5 |
—1,83 |
|
-1,71 |
0,03-1,9 |
|
Cu |
0,22—0,64 |
0,034—0,38 |
0,07—0,51 |
0,02—0,6 |
0,18—0,62 |
0,03—1,9 |
ные пробы из резервуаров и цистерн топливозаправщиков содержат в несколько раз больше загрязнений.
Зольность загрязнений топлив Т-1 и ТС-1 в средних пробах из резервуаров и раздаточных кранов колеблется от 47,8 до 80,61%.
В загрязнениях топлива Т-1 содержится соединений Si, Ca, Mg, Al больше, чем соединений Fe, что свидетельствует о значительном загрязнении топлива атмосферной пылью при операциях слива, на лива и хранения и меньшем — продуктами коррозии. Содержание в средних пробах топлива Т-1 из резервуаров и раздаточных кранов соединений Na в количестве до 6% свидетельствует о наличии мыл нафтеновых кислот, оставшихся после щелочной очистки и про мывки топлива водой на нефтеперерабатывающих заводах.
Загрязнения топлива ТС-1 в средней климатической зоне содер жат в большем количестве продукты коррозии Fe и Zn, что опре деляется значительным содержанием в топливе сернистых соеди
нений и воды. |
|
В загрязнениях топлива ТС-1 меньше |
содержится соединений |
Si, Ca, Mg, Al, что определяется меньшей |
запыленностью воздуха |
вэтой зоне [2, 25, 41].
Всистемах централизованной заправки самолетов на крупных
стационарных |
аэродромах |
загрязненность |
топлива ТС-1 |
(табл. 9) |
|
в казематных |
резервуарах |
колеблется |
от |
2,1 до 3,6 г/т. При вы |
|
соте забора топлива из резервуара 1 |
м загрязненность |
топлива, |
|||
поступающего |
к фильтрам, |
составляет |
1,6—9,0 г/т, а при высоте |
забора 0,2 м топливо поступает с большей загрязненностью — 19,0—
38,0 г/т за счет более интенсивного |
выноса отстоявшихся |
загряз |
|||
нений. В топливный бак самолета |
при двойной |
фильтрации по |
|||
ступает топливо с загрязненностью |
1,8—2,6 г/т, а при тройной — |
||||
с загрязненностью |
1,2—3,1 г/т с максимальным |
размером |
частиц |
||
20—40 мкм. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 9 |
|
Загрязненность топлива |
ТС-1 в |
системе централизованной |
заправки |
самолетов |
|
на стационарном |
складе |
ГСМ аэродрома при тройной фильтрации |
Показатель
Количество за грязнений, г/т . .
Количество час тиц, шт/мл. раз мером, мкм:
1-3 . .
3 - 5 . . 5—10 . . 10-15 . . 15—20 . . 20—30 . . 30—40 . .
|
После насосной станции. За |
Из раздаточного крана запра |
||
Резервуар ка |
бор топлива |
с высоты, м |
вочного агрегата 3A-51 |
|
зематный, ем |
|
|
|
|
кость 7 0 0 > « |
|
|
при двойной |
при тройной |
(средняя проба) |
1,0 |
0,2 |
||
|
фильтрации |
фильтрации |
||
2,1-3,6 |
1,6-9,0 |
19,0—3 8.6 |
1,8-2,6 |
1,2-3,1 |
1 220-12 300 |
1 200—24 300 |
26 300—42 000 |
1 490— 9 270 |
1 240—9 800 |
830—8 120 |
820—18 200 |
20 200—30 400 |
1 415-3 180 |
1 120—4 800 |
520—6 200 |
640—9 820 |
12 300—16 800 |
ISO—680 |
120—720 |
. 30—620 |
120-1 280 |
3 800—4 900 |
20-212 |
20-180 |
Отсутствие—50 |
40—120 |
380—640 |
Отсутствие—40 |
Отсутствие—20 |
Отсутствие—20 |
20-40 |
40—120 |
Отсутствие—20 |
Отсу гствие—20 |
Отсутствие |
Отсутствие—40 |
20-50 |
Отсутствие |
Отсутствие |
23
|
|
|
Т а б л и ц а 10 |
||
Загрязненность топлива ТС-1 на подвижных складах ГСМ аэропортов |
|||||
и аэродромов при тройной фильтрации |
|
||||
|
Средняя |
проба |
Топливозаправщик |
||
Показателоказатель |
Резервуар |
Резервуар |
Раздаточный |
Отстой |
|
|
Р-50 отстой |
Р-50 раздаточ |
кран |
||
|
ный |
ный |
|
||
|
|
|
|||
Количество загрязнений, |
3,7 |
2,7 |
2,0 |
3,7 |
|
Количество частиц, шт/мл, |
|||||
|
|
|
|
||
размером, мкм: |
982 |
946 |
340 |
425 |
|
1—3 |
|||||
3—5 |
407 |
393 |
143 |
200 |
|
5—10 |
157 |
143 |
60 |
114 |
|
10—15 |
107 |
18 |
25 |
85 |
|
15—20 |
57 |
10 |
14 |
57 |
|
20—30 |
28 |
3 |
3 |
21 |
|
30-40 |
6 |
Отсутствие |
Отсутствие |
2 |
На складах ГСМ аэропортов и аэродромов, оборудованных подвижными средствами (табл. 10), при тройной фильтрации за грязненность топлива в отстойных резервуарах в среднем состав ляет 3,7 г/т, в расходных — 2,7 г/т, а при заправке самолета — 20 г/т с максимальным размером частиц 20—30 мкм.
В условиях применения тройной фильтрации с предварительной очисткой топлива, сливаемого из железнодорожных цистерн через фильтр ФГН-120, и установкой в корпусе фильтров топливоза правщиков унифицированных пакетов 8Д2.966.063 с бумажными фильтроэлементами 8Д2.966.055 загрязненность топлива ТС-1, за правляемого в 'баки самолетов, колебалась: в период со 2/III—67
по |
22/Ш—67 г. в пределах |
0,15—0,55 г/т; в период с 14/ІѴ—67 |
по |
9/ѴІІІ—67 г. в пределах |
0,12—0,77 г/т; в период с 3/Ѵ—68 по |
13/Ѵ—68 г. в пределах 0,3—0,51 г/т.
При этом максимальный размер частиц загрязнений не превы шал 10—15 мкм.
О Б В О Д Н Е Н Н О С Т Ь Т О П Л И В Т - 1 , ТС-1 И Т - 7 Н А С К Л А Д А Х Г С М А Э Р О П О Р Т О В
Вода в топливе постоянно находится в растворенном состоянии (гигроскопическая) и в виде эмульсий (свободная). Кроме того, вода в топливе может находиться в виде второй жидкой фазы (подтоварная), которая скапливается на дне резервуаров и ци стерн и в низших ветвях трубопроводов при отстаивании.
Содержание растворенной воды зависит от химического строе ния и молекулярного веса топлив, а также метеорологических ус ловий и может достигать для авиакеросинов сотых долей процента
24
[42, 43]. Подтоварная вода на дне резервуара .после длительного отстаивания может составить слой в несколько сантиметров и при выкачке топлива попасть в насос, где она превратится в стойкую мелкодисперсную эмульсию. Эмульсия воды в топливе также образуется за счет перехода растворенной воды в свободную при изменении метеорологических условий.
Обследование обводненности топлива ТС-1 на складе ГСМ аэропорта Шереметьево в условиях тройной фильтрации (табл. 11)
|
|
|
Та1 б л и ц а 11 |
Обводненность |
топлив Т-1, ТС-1 и Т-7 на складах |
ГСМ аэропортов |
|
|
|
Содержание свободной воды, % |
|
Период |
|
Резервуар. Средняя |
Топливозаправщик. |
|
|
проба |
Раздаточный кран |
23/1—64 — 21/Ш—64 г |
0,001—0,003 |
0,0001—0,001 |
|
13/ѴІ—64—-31/VIII—64 г. . . . |
0,0011—0,0031 |
0,0002—0,001 |
|
31/ѴІИ—64— 14/XI—64 г. . . . |
0,0012—0,0028 |
0,0003—0,0008 |
|
3/IV—65 — 10/IV—65 г |
0,001—0,0025 |
0,0001—0,0007 |
|
lSyX—65 — 25/X—65 г |
|
0,0012—0,0018 |
0,0003—0,0005 |
2/III—67 — 22/111—67 г. . . . . |
0,0011—0,0026 |
0,0002—0,0007 |
|
14/IV—67 — 9 / Ѵ Ш - 6 7 |
г. . . . |
0,001—0,0019 |
0,0001—0,0005 |
31/1—68 —13/V—68 г. |
. : . . . |
0,0018—0,0016 |
0,0003—0,0005 |
показало, что 'Свободная вода постоянно содержится в средних пробах из казематного резервуара в пределах от 0,001 до 0,0031%.
В баки самолетов после фильтра-сепаратора |
CT 500-2 заправляет |
||
ся топливо, содержащее от 0,0001 до 0,001% |
свободной воды с раз |
||
мерами глобул до 5—10 мкм. |
|
||
Обследование обводненности топлив Т-1, ТС-1 и Т-7 на скла |
|||
дах |
ГСМ 15 аэропортов |
северной, средней |
и южной климатиче |
ских |
зон, проведенное в |
1966—1968 гг. (табл. 12), показало, что |
общее содержание воды в средних пробах из резервуаров и из раздаточных кранов топливозаправщиков достигает наибольшего количества в осенний период [44].
|
|
|
Т а б л и ц а 12 |
Обводненность топлив Т-1, ТС-1 и Т-7 на складах |
ГСМ аэропортов |
||
|
|
Общее содержание воды,1 % |
|
Период |
гола |
Резервуар. Средняя |
То плнвоза пра вшик. |
|
|
проба |
Раздаточный кран |
|
|
0,0011—0,0090 |
0,0012—0,0076 |
|
|
0,0021—0,0090 |
0,001—0,0088 |
|
|
0,0031—0,010 |
0,0025—0,0097 |
|
|
0,0022—0,0077 |
0,0019—0,0098 |
1 Содержание |
растворенной |
воды в топливах за этот же период колебалось |
от 0,002 до 0,007%.
25
З А Г Р Я З Н Е Н Н О С Т Ь Т О П Л И В М И К Р О О Р Г А Н И З М А М И , П О В Е Р Х Н О С Т Н О - А К Т И В Н Ы М И В Е Щ Е С Т В А М И И В О З Д У Х О М
Присутствие в топливах для реактивных двигателей микроор ганизмов, поверхностно-активных веществ и воздуха крайне неже лательно [45, 46].
Микроорганизмы вызывают коррозию оборудования складов ГСМ и топливных баков самолетов, забивают топливные склад ские и самолетные фильтры, а также топливные агрегаты само летов. При эксплуатации самолетов отмечено несколько аварий по причине забивки самолетных фильтров грубой и тонкой очистки микроорганизмами и прекращения подачи топлива [15]. Поверх ностно-активные вещества вызывают 'быстрый выход из строя фильтрационных, коагулирующих и водоотталкивающих элементов фильтров и фильтров-сепараторов, способствуют образованию в топливе стойких водяных эмульсий, что в результате нарушает нормальную работу двигателя [47, 48]. Воздушные пузырьки при водят к вспениванию топлива в резервуарах, цистернах и баках самолетов и его выбросу, а также преждевременной забивке топ ливных складских и самолетных фильтров и нарушению нормаль ной подачи топлива.
В топливах для реактивных двигателей так же, как и в других нефтепродуктах, обнаружено присутствие микроорганизмов, раз мер которых колеблется от 0,5 до 5 мкм [49].
Наибольшее скопление микроорганизмов и продуктов их жиз недеятельности, образующихся в связи с усвоением этими микро организмами некоторых компонентов, составляющих топлива, об наруживается на границе слоя топлива и подтоварной воды. Здесь имеет место наиболее активная деятельность различных бак терий, спор, водорослей и грибков. Чем дальше от границ раз дела вода—топливо, тем меньше встречается микроорганизмов.
За 14 месяцев хранения топлива в резервуаре емкостью 4000 мг в подтоварной воде было обнаружено 62 млн. колоний бактерий в 1 мл, па границе водного я топливного слоя —196 млн. колоний и в топливном слое, над водой — 530 тыс. колоний. Топ ливо, поступающее к распылителю форсунки на газотурбинном двигателе, содержало 9500 колоний бактерий в 1 мл [50].
Поверхностно-активные вещества находятся в топливе в со ставе противоизносных присадок, ингибиторов коррозии, флотско го мазута и т. д. Нефтяные сульфанаты, являющиеся поверхност но-активными веществами, даже при незначительном их количе стве в допливе, полностью выводят из строя коагулирующие эле менты из стекловолокна, устанавливаемые на фильтрах-сепарато рах. Катионные и анионные поверхностно-активные вещества уве личивают перепад давления на фильтрах и фильтрах-сепарато рах [51].
Воздух в топливах для реактивных двигателей находится в растворенном состоянии и виде пузырьков. При 15,5°С для керо синов плотностью р \ 1 от 0,799 до 0,8070 растворимость воздуха
26