Файл: Прохоцкий, Г. Т. Резервы повышения эффективности производства в автомобильной промышленности. (На основе метода сравнительного анализа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ждаемых показателей, так как между ними существует прямая связь и взаимообусловленность.

§ 4. Выбор объектов анализа и их классификация

Всякая машина состоит ив конструктивных н неконструктив­ ных элементов. Конструктивные элементы - детали, изготовляемые отдельно по соответствующим чертежам и технолог веским услови­ ям.

Такие детали входят в ооотав машины независимо от их ма­ териала, размеров и форм. К ним относятся» рамы, блоки, валы, шеотерни, подшипники, болты, прокладки, шайбы, баки, трубопро­ вода, ремни, кожухи и другие детали.

Неконструктивные элементы обеспечивают необходимую актив­ ную связь или нормальное функционирование всех конструктивных элементов при работе машины.

Для анализа достаточно выделить только основные детали, к которым, относят1он наиболее дорогостоящие, металлоемкие, трудо­ емкие в изготовлении и от ресурса которых зависит качеотво ys - лов и агрегатов автомобиля. Еоли принять в качестве граничного критерия величину более 0,2% веса или стоимости, то общее чис­ ло основных деталей соотавит не более 100 наименований,

Сэкономической точки зрения детали, различные по форме

иразмеру, веоу и споообу получения, можно классифицировать по ряду признаков. Например, детали, затраты на которые определя­ ются масштабом производства, стабильностью (повторяемостью)

изготовления в данных производственных условиях, а также орга­ низацией технологического процесса получения готовой детали, должны быть приведены к экономически эффективному единообра­ зию. При этом основным классификационным признаком объедине­ ния деталей в группы является общность конструктивно-техноло­

гических характеристик, т .е . общность типов и форм обрабаты­ ваемых поверхностей, применяемого оборудования, технологичес­ кой оснастки и оперативного технологического процесса, а также материалов заготовки.

23

На автомобильных заводах изготовляют тысячи деталей по различным технологг.чеоким процессам, используя самое разнооб­ разное оборудование с разной оснасткой и инструментом. Поэто­ му одинаковые и близкие по конфигурации и размерам детали часто имеют различную трудоемкость их изготовления.

Для сокращения количества технологических процессов сле­ дует устанавливать общие принципы их типизации, базирующиеся на технологической конфигурации деталей.

Большая разница в экономических результатах изготовления деталей по различит: технологическим процессам привела к- еди­ ному мнению о создании системы классификации деталей.

Одной из наиболее по.тно разработанных систем классифика­ ции деталей является система, предложенная проф. А*П.Соколов­ ским*, 3 оонове его классифпкацин лежит ряд факторов: форма и размер детали, 'точность и качество обработки поверхностей, ма­ териал детали, объем выпуска и характер производства.. , Воего предусматривается 15 классов, а именно: валы, втулки, диоки, эксцентриковые детали, крестовины, рычаги, плиты, шпонки,отойки, утолышки, бабки, зубчатые колеса, (фасонные кулаки, ходо­ вые винты и Червяки и крепежные детали. Однако оиотема А.П.Со­ коловского, раосчитанная на применение ее во всех отраслях ма­ шиностроения, не учитывает особенностей автомобилестроения.

Обычно считается, что более близко отвечает условиям тех­ нологии автомобильных заводов классификация деталей и типиза­ ция технологических процессов, разработанная проф. Ф.С.Демьянюком3® . Б основу его классификации положены два принципа: 1)типовые технологические процессы, построенные исходя из общности конфигурации и обпрюсти процессов обработки; 2) выбор единого метода базирования при обработке. По этой системе предусмотре­ но шесть клаосов деталей, охватывающих практически около 90% номенклатуры деталей автомобиля (табл .1).

хСоколовский А.П. Курс технологии машиностроения. МУ, машгив, 1947.

**Деыьянюк Ф.С. Технологические основы поточно-автоматизи­ рованного производства. Иэд. 3 -е. М., "Высшая школа",1968.

24


Поскольку автомобильные заводы выпускаю® во многом кон­ структивно и технологически подобную и зачастую однородную продукцию, имея при втом далеко не одинаковое оснащение участ­ ков, цехов и различия в опособах изготовления ряда деталей, более приемлемой классификацией является такая, в которой бы находили отражение и вое вышеназванные факторы. В этой связи болей Полная классификация должна учитывать возможность внед­ рения прогрессивных групповых, тииовых и ивдивидуачышх Тех­ нологических процессов на базо широкой автоматизаций производ­ ства конструктивно-технологических групп (ри о.1).

4. Заяц 5330

25

?йе« 1 . |Соно,?руктивно-$е£но;|1егз1чвокив 1 р_уппи.

Таблица I

Классификация деталей

Класс

iГруппа

!

Размер^)

 

 

I

дета­

[деталей

j

и Beo(G) |

лей

 

 

 

 

 

j

I

Крупные

 

 

£ >

 

700

мм

Кор­

Средние

 

1

G

>

 

40

кг

пус-

 

= 35С +

700

ш

ные

 

 

G

*

то

 

40

кг

дета-

Неболь­

 

С

 

 

 

 

 

ли

 

“= 150

+ 360

мм

 

шие

 

G

=

2

+

10

КГ

 

Мелкие

 

1

 

<

 

160

ш

 

 

 

G

9

 

о

2

кг

 

 

 

 

j

j i

 

 

П

Крупные

 

е >

 

 

800

ш

Круг-

 

 

t, а

>

 

10-100

кг

Средние

 

= 250 +

800

мм

лне

 

стер»-

 

 

с

=

3

*

10

кг

ни .

 

 

 

 

 

 

 

{валы/

Небольшие

 

i

«

100

+

260

мм

 

 

 

G

— 0 1,8

3

кг

Наименование

деталей

Клок цилиндров, картер заднего моста

Картер коробки перемены передач, картер редуктора

Картер рулевого управления

Картер главного тормозного механизма

Колеиван

ШлицевМй вал КПП. ма­ лая цилиндрическая шестерня

Разжимнмй кулак тормозной ведущей коничеокой шестерни

 

Мелкие

1

Й5

ДО 100

мм

 

 

G

»

 

Д°

0,8

кг

 

 

1! I

 

 

 

 

 

 

Ш

Крупные

СК-'Э

 

>

 

 

400

мм

Полые

Средние

=

У

 

 

30

кг

■ЦИЛИН-

V

150 +400 мм

,Дры .

 

й

=

 

2 +

30

кг

.втул­

Небольшие

е

=

 

70

+150

г.8Л

ки)

 

 

Мелкие

G

= 0,7

+

2

кг

 

t

«с

 

до

0

мм

 

 

G

~

 

до

0,7

кг

ч

Крестовина кардана, реооорнын палец

Цилиндры

Ступица колес, чашка дифференциала

Гильзы цилиндров, шестерни, каретки

Втулки

27


IF ] sss. j

Крупные

Диски

Средние .

 

 

Небольшие

 

Мелкие

У

 

He-

Крупные

крут-

 

ото]®-

Судане

ни

Небольшие

(рыча-

ги)

Мелкие

 

У1

 

Кре­

 

пежные

 

детали

 

 

 

 

»*«<®|

“sssr*

 

 

 

 

 

 

Продолжение

 

1

>

400

мм

Маховик, тормозной

1

G

^

30

кг

барабан

=200

 

*

400

№.1

Большая цат»цуоивес­

G

= 6

 

+

30

кг

кая иестечня,ведущая

 

коническая шестерня

1 =• 100

+

200

ш

заднего моста

Шкив веитиляточа,

G

=

I

+

В

кг

шеотехжп коробки пе­

ремены передач,фланцы

1

а»

 

до

100мм

Сателлит, оманец дис­

G

л

 

до

1

кг

ка сцепления

£> 800 мм Балка пер-- дней оси

 

С» >

 

20 кг

 

Ь

=

300

+■ 800

ш

Шатуны, впускные и вы-

Q

=

3

+

20

кг

пусшше трубопроводы

I

-

150

+

300

мм

Рулевая сошка, тормоз­

G

=

I

-

3

кг

ная колодка

 

t

до

150

мм

Вилка переключения -ко­

 

G

до

I кг

робки перемены передач,

 

 

 

 

 

 

коромысла клапанов

 

£

не <

150

мм

Болты, гайки

 

G

<

 

0,8

кг

 

С учетом классификации может быть произведена группировка деталей (табл.2 ), на основе которой возможно приведение раз­

личных вариантов к сопоставимости при соблюдении тождественно­

го производственного аффекта. Такая группировка позволяет учи­ тывать влияние изменения расходов, различающихся объемами про­ изводства продукции, и определять величину такой программы вы­

пуска деталей, при которой экономически оправдана замена мо~

28


рально и физически устаревшей технологии в действующем произ­ водстве новой технологией. Будучи построенной на применения прогрессивной технологии,предлагаемая классификация деталей дает возможность объективно оценить систему показателей плани­ рования, отражающих величину затрат на производство. Этим са­ мым создаются условия для объективной оценки плановых заданий отдельных предприятий, а также представляется возможность наи­

более целеустремленно

осуществлять

мероприятия по снижению се­

бестоимости изделий.

 

 

Проведение такого

анализа необходимо я потому, что для

' изготовления деталей,

выделенных з

классификационный тип, как

правило, создаются специализированные производственные лодраз-

. деления, которые приводят к значительным неэффективным затра­ там, Поэтому предлагаемая типизация призвана, о одной стороны, установить, насколько трудоемкость обработки деталей позволяет в конкретных производственных условиях максимально загрузить высокопроизводительное оборудование и до мишвдма сократить вну­ трипроизводственные простои и, о другой отороны, определить резервы производства, связанные со снижением затрат на мате­ риалы и обработку деталей.

Таким образом, цель группировки деталей по приведенным выше признакам заключается в выявлении результата сравнитель­ ного анализа наиболее эффективной организации производства как внутри отдельных предприятий, так и внутри отдельных от­ раслей.

29


Таблица 2

 

 

 

 

 

 

 

Груннирошса деталек

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс

!

. ....

_

 

 

 

 

Г р у п п ы

д е

т а л е

й

 

 

 

 

 

 

Г.

! 2

1 3

 

 

 

 

 

 

 

В .!

 

 

 

 

Г

I

 

*

4

1 5 * 6

*

7

*

9

!

10 ■

I

 

 

 

Клоки

Картеры Картеры Капте-

Карте-

 

 

 

 

 

 

 

 

Кошуские

Блоки 1

 

Карте­

 

Картеры Картеры

 

Картеры

детали

 

цилянд-

ци.ивд-

сг'ёпле-

 

КПП

‘ рн*мос-

ры Се­

 

ры раз­

 

коробок

компрес­ ■аморти­

 

 

ров

'

ров

кий

 

 

тов

дукто-

 

даточ­

 

отбора

соров

 

заторов

 

 

рядше

У-обрав-

 

 

 

ров

 

ных

 

мощнос­

 

 

 

и крон­

 

 

 

 

кые

 

 

 

 

 

 

коробок

 

ти

 

 

 

штейнов

П

Валы и оси

Ш

Втулки

■ ГУ .

Крышки

В&7Ш

Валы

Вата

Волк

Валы

Ваш

колен-

распое-

глад-

сту­

шлице-

полые

чатые

дело-

кие

пенча­

вые

 

 

тельпне

 

тые

 

 

Гильзы

Стаканы

Втулки Гнезда

Ступк-

 

 

 

под-

под­

53

 

 

 

щиплишишзд—

 

 

 

 

коз

ков

 

 

Голоешт Головки блоков блоков (клапа­ (клапа­ ны в ны в блоке) ГОЛОЕ-

Без С точ-

точкых

НШП о с -

отвер-

новными

стии

отвер­

 

стиями

ке)