Файл: Прохоцкий, Г. Т. Резервы повышения эффективности производства в автомобильной промышленности. (На основе метода сравнительного анализа).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ждаемых показателей, так как между ними существует прямая связь и взаимообусловленность.
§ 4. Выбор объектов анализа и их классификация
Всякая машина состоит ив конструктивных н неконструктив ных элементов. Конструктивные элементы - детали, изготовляемые отдельно по соответствующим чертежам и технолог веским услови ям.
Такие детали входят в ооотав машины независимо от их ма териала, размеров и форм. К ним относятся» рамы, блоки, валы, шеотерни, подшипники, болты, прокладки, шайбы, баки, трубопро вода, ремни, кожухи и другие детали.
Неконструктивные элементы обеспечивают необходимую актив ную связь или нормальное функционирование всех конструктивных элементов при работе машины.
Для анализа достаточно выделить только основные детали, к которым, относят1он наиболее дорогостоящие, металлоемкие, трудо емкие в изготовлении и от ресурса которых зависит качеотво ys - лов и агрегатов автомобиля. Еоли принять в качестве граничного критерия величину более 0,2% веса или стоимости, то общее чис ло основных деталей соотавит не более 100 наименований,
Сэкономической точки зрения детали, различные по форме
иразмеру, веоу и споообу получения, можно классифицировать по ряду признаков. Например, детали, затраты на которые определя ются масштабом производства, стабильностью (повторяемостью)
изготовления в данных производственных условиях, а также орга низацией технологического процесса получения готовой детали, должны быть приведены к экономически эффективному единообра зию. При этом основным классификационным признаком объедине ния деталей в группы является общность конструктивно-техноло
гических характеристик, т .е . общность типов и форм обрабаты ваемых поверхностей, применяемого оборудования, технологичес кой оснастки и оперативного технологического процесса, а также материалов заготовки.
23
На автомобильных заводах изготовляют тысячи деталей по различным технологг.чеоким процессам, используя самое разнооб разное оборудование с разной оснасткой и инструментом. Поэто му одинаковые и близкие по конфигурации и размерам детали часто имеют различную трудоемкость их изготовления.
Для сокращения количества технологических процессов сле дует устанавливать общие принципы их типизации, базирующиеся на технологической конфигурации деталей.
Большая разница в экономических результатах изготовления деталей по различит: технологическим процессам привела к- еди ному мнению о создании системы классификации деталей.
Одной из наиболее по.тно разработанных систем классифика ции деталей является система, предложенная проф. А*П.Соколов ским*, 3 оонове его классифпкацин лежит ряд факторов: форма и размер детали, 'точность и качество обработки поверхностей, ма териал детали, объем выпуска и характер производства.. , Воего предусматривается 15 классов, а именно: валы, втулки, диоки, эксцентриковые детали, крестовины, рычаги, плиты, шпонки,отойки, утолышки, бабки, зубчатые колеса, (фасонные кулаки, ходо вые винты и Червяки и крепежные детали. Однако оиотема А.П.Со коловского, раосчитанная на применение ее во всех отраслях ма шиностроения, не учитывает особенностей автомобилестроения.
Обычно считается, что более близко отвечает условиям тех нологии автомобильных заводов классификация деталей и типиза ция технологических процессов, разработанная проф. Ф.С.Демьянюком3® . Б основу его классификации положены два принципа: 1)типовые технологические процессы, построенные исходя из общности конфигурации и обпрюсти процессов обработки; 2) выбор единого метода базирования при обработке. По этой системе предусмотре но шесть клаосов деталей, охватывающих практически около 90% номенклатуры деталей автомобиля (табл .1).
хСоколовский А.П. Курс технологии машиностроения. МУ, машгив, 1947.
**Деыьянюк Ф.С. Технологические основы поточно-автоматизи рованного производства. Иэд. 3 -е. М., "Высшая школа",1968.
24
Поскольку автомобильные заводы выпускаю® во многом кон структивно и технологически подобную и зачастую однородную продукцию, имея при втом далеко не одинаковое оснащение участ ков, цехов и различия в опособах изготовления ряда деталей, более приемлемой классификацией является такая, в которой бы находили отражение и вое вышеназванные факторы. В этой связи болей Полная классификация должна учитывать возможность внед рения прогрессивных групповых, тииовых и ивдивидуачышх Тех нологических процессов на базо широкой автоматизаций производ ства конструктивно-технологических групп (ри о.1).
4. Заяц 5330
25
?йе« 1 . |Соно,?руктивно-$е£но;|1егз1чвокив 1 р_уппи.
Таблица I
Классификация деталей
Класс |
iГруппа |
! |
Размер^) |
|
|
I |
||
дета |
[деталей |
j |
и Beo(G) | |
|||||
лей |
|
|
|
|
|
j |
||
I |
Крупные |
|
|
£ > |
|
700 |
мм |
|
Кор |
Средние |
|
1 |
G |
> |
|
40 |
кг |
пус- |
|
= 35С + |
700 |
ш |
||||
ные |
|
|
G |
* |
то |
|
40 |
кг |
дета- |
Неболь |
|
С |
|
|
|
|
|
ли |
|
“= 150 |
+ 360 |
мм |
||||
|
шие |
|
G |
= |
2 |
+ |
10 |
КГ |
|
Мелкие |
|
1 |
|
< |
|
160 |
ш |
|
|
|
G |
9 |
|
о |
2 |
кг |
|
|
|
|
j |
j i |
|
|
|
П |
Крупные |
|
е > |
|
|
800 |
ш |
|
Круг- |
|
|
t, а |
> |
|
10-100 |
кг |
|
Средние |
|
= 250 + |
800 |
мм |
||||
лне |
|
|||||||
стер»- |
|
|
с |
= |
3 |
* |
10 |
кг |
ни . |
|
|
|
|
|
|
|
|
{валы/ |
Небольшие |
|
i |
« |
100 |
+ |
260 |
мм |
|
|
|
G |
— 0 1,8 |
3 |
кг |
Наименование
деталей
Клок цилиндров, картер заднего моста
Картер коробки перемены передач, картер редуктора
Картер рулевого управления
Картер главного тормозного механизма
Колеиван
ШлицевМй вал КПП. ма лая цилиндрическая шестерня
Разжимнмй кулак тормозной ведущей коничеокой шестерни
|
Мелкие |
1 |
Й5 |
ДО 100 |
мм |
|||
|
|
G |
» |
|
Д° |
0,8 |
кг |
|
|
|
1! I |
|
|
|
|
|
|
Ш |
Крупные |
СК-'Э |
|
> |
|
|
400 |
мм |
Полые |
Средние |
= |
У |
|
|
30 |
кг |
|
■ЦИЛИН- |
V |
150 +400 мм |
||||||
,Дры . |
|
й |
= |
|
2 + |
30 |
кг |
|
.втул |
Небольшие |
е |
= |
|
70 |
+150 |
г.8Л |
|
ки) |
|
|||||||
|
Мелкие |
G |
= 0,7 |
+ |
2 |
кг |
||
|
t |
«с |
|
до |
0 |
мм |
||
|
|
G |
~ |
|
до |
0,7 |
кг |
ч
Крестовина кардана, реооорнын палец
Цилиндры
Ступица колес, чашка дифференциала
Гильзы цилиндров, шестерни, каретки
Втулки
27
IF ] sss. j
IУ |
Крупные |
Диски |
Средние . |
|
|
|
Небольшие |
|
Мелкие |
У |
|
He- |
Крупные |
крут- |
|
ото]®- |
Судане |
ни |
Небольшие |
(рыча- |
|
ги) |
Мелкие |
|
|
У1 |
|
Кре |
|
пежные |
|
детали |
|
|
|
|
»*«<®| |
“sssr* |
||
|
|
|
|
|
|
Продолжение |
|
1 |
> |
400 |
мм |
Маховик, тормозной |
|
1 |
G |
^ |
30 |
кг |
барабан |
|
=200 |
|
* |
400 |
№.1 |
Большая цат»цуоивес |
|
G |
= 6 |
|
+ |
30 |
кг |
кая иестечня,ведущая |
|
коническая шестерня |
|||||
1 =• 100 |
+ |
200 |
ш |
заднего моста |
||
Шкив веитиляточа, |
||||||
G |
= |
I |
+ |
В |
кг |
шеотехжп коробки пе |
ремены передач,фланцы |
||||||
1 |
а» |
|
до |
100мм |
Сателлит, оманец дис |
|
G |
л |
|
до |
1 |
кг |
ка сцепления |
£> 800 мм Балка пер-- дней оси
|
С» > |
|
20 кг |
|
||
Ь |
= |
300 |
+■ 800 |
ш |
Шатуны, впускные и вы- |
|
Q |
= |
3 |
+ |
20 |
кг |
пусшше трубопроводы |
I |
- |
150 |
+ |
300 |
мм |
Рулевая сошка, тормоз |
G |
= |
I |
- |
3 |
кг |
ная колодка |
|
t |
до |
150 |
мм |
Вилка переключения -ко |
|
|
G |
до |
I кг |
робки перемены передач, |
||
|
|
|
|
|
|
коромысла клапанов |
|
£ |
не < |
150 |
мм |
Болты, гайки |
|
|
G |
< |
|
0,8 |
кг |
|
С учетом классификации может быть произведена группировка деталей (табл.2 ), на основе которой возможно приведение раз
личных вариантов к сопоставимости при соблюдении тождественно
го производственного аффекта. Такая группировка позволяет учи тывать влияние изменения расходов, различающихся объемами про изводства продукции, и определять величину такой программы вы
пуска деталей, при которой экономически оправдана замена мо~
28
рально и физически устаревшей технологии в действующем произ водстве новой технологией. Будучи построенной на применения прогрессивной технологии,предлагаемая классификация деталей дает возможность объективно оценить систему показателей плани рования, отражающих величину затрат на производство. Этим са мым создаются условия для объективной оценки плановых заданий отдельных предприятий, а также представляется возможность наи
более целеустремленно |
осуществлять |
мероприятия по снижению се |
бестоимости изделий. |
|
|
Проведение такого |
анализа необходимо я потому, что для |
|
' изготовления деталей, |
выделенных з |
классификационный тип, как |
правило, создаются специализированные производственные лодраз-
. деления, которые приводят к значительным неэффективным затра там, Поэтому предлагаемая типизация призвана, о одной стороны, установить, насколько трудоемкость обработки деталей позволяет в конкретных производственных условиях максимально загрузить высокопроизводительное оборудование и до мишвдма сократить вну трипроизводственные простои и, о другой отороны, определить резервы производства, связанные со снижением затрат на мате риалы и обработку деталей.
Таким образом, цель группировки деталей по приведенным выше признакам заключается в выявлении результата сравнитель ного анализа наиболее эффективной организации производства как внутри отдельных предприятий, так и внутри отдельных от раслей.
29
Таблица 2
|
|
|
|
|
|
|
Груннирошса деталек |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Класс |
! |
. .... |
_ |
|
|
|
|
Г р у п п ы |
д е |
т а л е |
й |
|
|
|
|
|
|
|
Г. |
! 2 |
1 3 |
|
|
|
|
|
|
|
В .! |
|
|
|
|||
|
Г |
I |
|
* |
4 |
1 5 * 6 |
* |
7 |
* |
9 |
! |
10 ■ |
|||||
I |
|
|
|
Клоки |
Картеры Картеры Капте- |
Карте- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Кошуские |
Блоки 1 |
|
Карте |
|
Картеры Картеры |
|
Картеры |
||||||||||
детали |
|
цилянд- |
ци.ивд- |
сг'ёпле- |
|
КПП |
‘ рн*мос- |
ры Се |
|
ры раз |
|
коробок |
компрес ■аморти |
||||
|
|
ров |
' |
ров |
кий |
|
|
тов |
дукто- |
|
даточ |
|
отбора |
соров |
|
заторов |
|
|
|
рядше |
У-обрав- |
|
|
|
ров |
|
ных |
|
мощнос |
|
|
|
и крон |
||
|
|
|
|
кые |
|
|
|
|
|
|
коробок |
|
ти |
|
|
|
штейнов |
П
Валы и оси
Ш
Втулки
■ ГУ .
Крышки
В&7Ш |
Валы |
Вата |
Волк |
Валы |
Ваш |
колен- |
распое- |
глад- |
сту |
шлице- |
полые |
чатые |
дело- |
кие |
пенча |
вые |
|
|
тельпне |
|
тые |
|
|
Гильзы |
Стаканы |
Втулки Гнезда |
Ступк- |
|
|
|
|
под- |
под |
53 |
|
|
|
щиплишишзд— |
|
|
|
|
|
коз |
ков |
|
|
Голоешт Головки блоков блоков (клапа (клапа ны в ны в блоке) ГОЛОЕ-
Без С точ-
точкых |
НШП о с - |
отвер- |
новными |
стии |
отвер |
|
стиями |
ке)