Файл: Паньков, Н. П. Надежность автомобильной техники ЧЗХР.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
падении давления масла ниже положенного предела и необходи мости дозаправки автомобиля.
На автомобилях Урал-375 и Урал-377 для предупреждения во дителя о необходимости регулировки тормозных колодок и сигна лизации о повреждении тормозной магистрали применен аварий ный включатель, при срабатывании которого загорается сигналь ная лампочка на щите приборов.
Для увеличения продолжительности работы тормозов без ре гулировки и повышения их надежности на автомобилях «Моск вич 408» в конструкцию тормозного механизма введено специаль ное устройство для автоматического поддержания установленного минимального зазора между фрикционными накладками и тор мозными барабанами по мере их изнашивания.
К сожалению, на многих других отечественных автомобилях
отмеченные усовершенствования отсутствуют. |
и |
агрегатов |
|
Особое внимание уделяется |
герметизации узлов |
||
и применению высококачественных горюче-смазочных |
материа |
||
лов, снижающих поток отказов |
основных агрегатов |
автомобиля |
в 2 и более раз.
Как показывает опыт, чрезвычайно сложной проблемой совер шенствования конструкций машин является проблема широкой унификации агрегатов и деталей, в том числе двигателей, агрега тов силовой передачи, тормозов, колес, приборов электрооборудо вания и питания. Внедрение унификации позволит:
—в 2—5 раз умеынить объем конструкторских работ;
—в 1,5—3 раза сократить сроки создания новых машин;
—повысить технический уровень, качество, 'Надежность, дол говечность машин, а также их конкурентоспособность на внешнем
рынке;
— уменьшить в 2—5 раз количество типоразмеров узлоз
иагрегатов и номенклатуру их запасных частей;
—в 1,5—3 раза сократить сроки подготовки производства
новых моделей автомобилей;
— значительно повысить уровень механизации и автоматиза ции производственных процессов, обеспечить повышение произво дительности на 20—50% и снижение трудоемкости изготовлении
машин;
— в 1,5—2,5 раза сократить стоимость изготовления и ремон
та машин;
— обеспечить большую гибкость и мобильность промышлен ности при переходе на выпуск новых изделий и увеличить объем производства, повысить мобилизационную готовность автомо
бильной промышленности;
— эффективнее и шире специализировать автостроительное'
производство;
— увеличить мощность автостроительных заводов при тех же производственных площадях и численности работающих;
— значительно упростить работы и уменьшить затраты по
121
материально-техническому снабжению за счет сокращения запа сов, номенклатуры деталей и сортамента применяемых мате риалов.
Важным направлением решения вопросов унификации являет ся введение широкой взаимозаменяемости крепежных деталей. Анализ существующих норм на ремонт автомобилей, например, показал, что раЗборочно-сбарочные операции составляют около 50% всего объема ремонтных работ. Трудоемкость крепежных ра бот при техническом обслуживании автомобиля составляет 15— 20% от общей трудоемкости, так как при выполнении ТО-1 необходимо закрепить от 350 до 620, а при ТО-2 от 400 до 1000 деталей.
Высокая трудоемкость разборочно-сбоірочных и крепежных работ объясняется, прежде всего, большим количеством разно типных крепежных деталей у современных автомобилей и недо статочной их надежностью. Выбор размеров и номенклатуры крепежных деталей носит в большинстве случаев случайный ха рактер. ІВ результате этого на автомобиле ЗИЛ-164, например, имеется 1036 болтов 75 типоразмеров, 878 таек 52 типоразмеров, 176 винтов 33 типоразмеров, 50 шпилек 7 типоразмеров и 90 шу
рупов 8 типоразмеров. |
и |
гаек |
у нового автомобиля |
||
Общее |
количество болтов |
||||
ЗИЛ-130, |
который пришел на |
смену автомобилю |
ЗИ Л -164, воз |
||
росло до 3300 против 1914 или в 1,7 раза. |
|
автомобильным |
|||
На автомобилях, выпускаемых |
Горьковским |
заводом, номенклатура болтов превышает 240 типоразмеров. Многообразие форм и размеров головок крепежных деталей
затрудняет механизацию раізборочно-ісборочных работ и обус ловливает потребность в большой номенклатуре шаферского ин струмента (до 20 наименований).
Сокращение количества типоразмеров крепежных деталей по зволит исключить из комплекта шоферского инструмента многие гаечные ключи и механизировать трудоемкие разборочно-сбороч- ные операции путем 'применения электрического и пневматиче ского инструмента.
Основным направлением повышения надежности крепежных соединений следует считать улучшение качества материала, гео метрии .и точности изготовления резьбы, подбора рациональной формы болта и гайки, применения надежных средств против от вертывания.
Применение самоконтрящихся таек со сквозными прорезями либо со вставленными фибровыми или нейлоновыми кольцами, клеев для сохранения стабильности затяжки крепежных соедине ний может привести к снижению затрат на техническое обслужи вание л ремонт соединений в 2—2,5 раза.
Исследования последних лет показали, что применение синте тических материалов может в значительной степени снизить по ток отказов, а в некоторых случаях и повысить эффективность работы узлов и агрегатов автомобилей.
122
При высоких скоростях движения автомобилей в тяжелых ■условиях температура тормозных барабанов достигает 450— 500°С. Коэффициент трения фрикционного материала при этой температуре резко падает, эффективность действия тормозов уменьшается, что зачастую является причиной дорожных проис шествий. Новые фрикционные материалы с 'металлокерамически ми вставками обеспечивают постоянную величину коэффициента трения при нагреве до высокой температуры и малую величину линейного износа. Они и должны получить распространение на наших автомобилях.
Применение пластмассовых подшипников без смазки во мно гих агрегатах и узлах автомобилей не только уменьшает объем смазочных операций, но и повышает износостойкость сопряже ний. Например, подшипники, изготовленные из полиамида 68, не
требуют смазки и в то же время обеспечивают |
износостойкость |
|
в 5—4) раз |
выше, чем бронзовые подшипники со сміазкой. |
|
Особый |
интерес представляют работы по созданию втулок из |
|
стальной ленты, имеющей .металлокерамический |
пористый под |
слой, пропитанный фторопластом со свинцом. Успешное заверше
ние этих работ и внедрение |
их в производство позволит исклю |
чить большое число точек |
смазки, отказаться от применения |
игольчатых подшипников в |
карданных шарнирах и снизить не |
менее чем в два раза трудоемкость технического обслуживания машин.
.Применение трубопроводов низкого давления из синтетических материалов, взамен металлических, значительно повышает их на дежность, так как исключает .появление трещин и поломку тру бок, упрощает их монтаж, исключает необходимость пайки шту церов, резко снижает стоимость изготовления и обеспечивает большую экономию цветных металлов (на 1000 автомобилей ЗИЛ-157 около 1200 кг меди).
Перспективным является применение пенопласта и полиуре тана в качестве набивки сидений, так как они обеспѳчиааюг зна чительное сокращение веса, упрощают и удешевляют конструк цию, повышают срок службы и улучшают санитарно-гигиениче ские условия размещения личного состава в автомобилях.
Применяемые в настоящее время нитрозміалевые краски не долговечны— через год-полтора требуется частичная или общая покраска машины. Поддержание окраски в надлежащем состоянии очень трудоемко и требует значительного расхода краски. Новые синтетические краски типа :алкидно-меламиновых эмалей в 3— 5 раз более стойкие, чем нитроэмали. Применение их взамен нит роэмалей в значительной степени облегчает выполнение работ по поддержанию окраски в надлежащем состоянии. Обнадеживаю щие результаты получены при покрытии стального листа, идуще го на изготовление кабин, кузовов и оперения, прочными винил хлоридными пленками, исключающими необходимость в последу ющей окраске этих поверхностей. Применение стеклопластиков
123
для изготовления ,кабин и кузовов вообще исключает необходи мость в наружной покраске их, увеличивает при этом срок служ бы их в 3 и более раз.
В настоящее время с -целью повышения качества аккумуля торных батарей разработаны и внедряются в производство син тетический пластипор в комбинации со стекловолокном для сепа
раторов, |
ноівый ирессматериал К-18-41 |
для моноблоков, крышек |
|
и пробок, |
армировка |
межэлементных перемычек медью, термо |
|
стабильная мастика. |
Применение этих |
материалов в сочетании |
с новыми технологическими процессами дает возможность повы сить сроки службы и хранения батарей до 4 лет, улучшить стар терные характеристики их. При низких температурах повысить температурную и механическую стойкость батарей.
Рассмотренные -конструктивно-технологические пути снижения потока отказов узлов и агрегатов автомобилей, безусловно, нуж даются в дополнении и углублении и, особенно, в рассмотрении вопросов резервирования, которые на современном этапе играют важную роль не только в радиоэлектронике, но и в машиностро ении.
АНАЛИЗ СХЕМ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ ПРИМЕНИМОСТИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ПОТОКА ОТКАЗОВ АГРЕГАТОВ И СИСТЕМ АВТОМОБИЛЯ
Резервирование в различной форме широко применяется для повышения надежности машин, несмотря на то, что теория резер
вирования |
в машинах фактически отсутствует. Первые работы, |
в которых |
были изложены идеи резервирования применительно |
к автомобилям, принадлежат Р. В. Ротенбергу. * Из множества приемов и частных случаев резервирования выделим общие, кото рые можно свести в определенную систему.
Встречаемые в практике приемы резервирования можно раз делить на два класса. Первый —структурное резервироівание и второй — параметрическое резервирование с целью обеспечения устойчивой работы узлов и агрегатов автомобилей.
Рассмотрим более подробно каждый из приведенных классов. Структурное резервирование осуществляется путем введения резервных частей, которые являются избыточными по отношению к минимально необходимой функциональной структуре изделия.
Структурное резервирование, как показывает опыт работы конструкторских отделов автомобильных заводов, является мощ ным средством создания надежных изделий из малонадежных элементов. Оно различается по режиму работы и способам вклю чения, целям и последствиям отказа основного элемента. Резерв ные элементы обычно включаются параллельно основным. Они
* Ротенберг Р. В. Надежность машин и идеи резервирования. «Вестник машиностроения», № 10. 1968. Ротенберг Р. В. О конструктивной надежности автомобиля. Автомобильная промышленность. № 6, 1968.
124
могут быть нагруженными (постоянно включенными), ненагруженлыми и работающими в облегченном режиме или со смешан ным включением. В теории надежности .нагруженные резервные
элементы называются |
«горячими», |
ненапруженные — «холодны |
ми». (работающие в |
облегченном |
режиме — «теплыми». Запуск |
дизельного двигателя на некоторых машинах может осущест
вляться |
электрическим |
стартером |
и |
воздухоггуеком. Последний |
||
является |
ненагруженным |
резервом, |
так |
как |
при пользовании |
|
стартером он не работает. Точно так |
же |
можно рассматривать |
||||
ручной тормоз по отношению к ножному. |
|
|
||||
Примером нагруженного резерва |
может |
рассматриваться |
||||
часть ремней в клиноременной передаче. |
|
|
По целям резервяроаание может быть общим и поэлементным. Кроме этого, резервирование применяется либо с целью обеспе чения безопасности движения, либо с целью обеспечения устойчи вой работы узлов и агрегатов автомобилей.
Резервирование с целью обеспечения безопасности движения автомобилей практически осуществляется резервированием по элементам. На рис. 5.4 приведен пример повышения безотказно-
Рис. 5.4. Повышение безотказности работы колес грузового автомобиля:
/ —передние колеса; 2 —кольца безопасности, вступающие в работу при разры ве шины; 3 —усилитель руля; 4 —задние колеса; 5—запасное колесо.
сти работы .колес грузового автомобиля. Шины передних колес включены последовательно. .Поэтому выход из строя одного из них мгновенно приводит к отказу автомобиля, а в некоторых случаях —сопряжен с опасными последствиями. Шины задних колес включены параллельно. Поэтому .выход из строя любого из них не приведет к мгновенному отказу автомобиля. Таким обра зом, хотя сдвоенные шины грузового автомобиля не явились след ствием требований надежности, они облегчили их выполнение.
Для повышения безотказности работы колес грузового авто мобиля и предупреждения возникновения аварийных ситуаций в настоящее время вырисовываются следующие приемы резерви
рования:
— использование запасного (резервного) колеса;
125