Файл: Паньков, Н. П. Надежность автомобильной техники ЧЗХР.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
б) установкой перепускного 'клапана в корпусе фильтра, от ключающего его при засорении и перепускающего масло в масля ную магистраль помимо фильтра;
в) устройством в верхней части центрального стержня фильт рующего элемента фильтра тонкой очистки АСФО или ДАСФО калиброванного отверстия диаметром 1,6—1,7 мм, которое огра ничивает количество масла, проходящего через фильтр в случае нарушения плотности набора дисков элементов и предотвращает
возможное при этом падение давления |
масла |
в |
системе; |
г) устройством отверстия в средней части |
сетки маслоприем- |
||
ника масляного насоса, через которое |
поступает |
масло к насосу |
|
в случае загрязнения сетки. |
|
|
|
Для облегчения пуска двигателей на современных автомоби лях устанавливаются стартеры повышенной мощности (резерв мощности).
В настоящее время отмеченные резервы назначаются вне связи с показателями безотказности. А ведь если установить та кую связь, то при проектировании и изготовлении узлов и агре гатов автомобилей можно обеспечить заданный уровень безотказ ности выбором соответствующего параметра с вполне определен ным запасом.
Надежность автомобильного двигателя в общем случае зави сит от степени его форсирования и степени нагрузки, определяе мой удельной мощностью. Причем надежность двигателя легко вого автомобиля, который изготавливается весьма форсирован ным, обеспечивается высокой удельной мощностью. В результате двигатель работает с очень малыми нагрузками.
Двигатель грузового автомобиля работает обычно с большими ■нагрузками. Поэтому удельную мощность приходится выбирать малой, а заданный уровень надежности обеспечивается по меха нической или тепловой напряженности.
Таким образом, резервирование в автомобилях с целью обес печения устойчивой работы узлов и агрегатов может осущест вляться:
—созданием запаса работоспособности в самой машине при
ееконструировании и изготовлении;
—применением самокомпенсирующихся и саморегулирующих ся сопряжений и механизмов;
—выбором соответствующего запаса прочности и износостой кости деталей.
Взаключение этого раздела рассмотрим теоретические поло жения, связанные о преодолением затруднения, вызванного при
менением для расчета резервированных систем некоторых основ ных теорем теории вероятностей.
Надежность автомобиля зависит от надежности каждой его детали в отдельности и надежности всех деталей в целом.
Современный автомобиль состоит из многих тысяч механиче ских, гидравлических и электрических элементов, отказы которых
130
сдостаточно хорошим приближением можно считать случайными
инезависимыми событиями. Отсюда вероятность Р(і) работы
этой сложной системы в течение времени t или пробега L со гласно правилу умножения случайных и независимых в совокуп ности событий будет равна
P{t) = |
P,{t)P2{ t) ------ Рп(і) = П Pt(t), |
(5.11) |
|
/=і |
|
где P iit^P ^t) . . . |
Pn(t) — вероятности исправной |
работы эле |
|
ментов; |
|
п— количество элементов, отказ которых вызывает выход из строя агрегата или автомобиля в целом.
В литературе |
уравнение |
(5.11) обычно |
интерпретируется |
так — вероятность |
исправной |
работы системы снижается по мере |
|
увеличения в ней |
количества |
элементов, т. е. по |
мере ее услож |
нения. Применительно к автомобилям это положение не всегда находит свое подтверждение. Современные автомобили значи тельно сложнее довоенных, но вместе с этим они и надежнее. Очевидно, надежность автомобилей как сложных восстанавли
ваемых систем зависит не только от количества элементов |
(дета |
||||
лей, |
приборов и т. д.) и их надежности, но также и от функций, |
||||
которые выполняет тот или иной элемент в этой системе. |
|
||||
Вероятность |
выхода |
из строя системы, составленной из п |
|||
последовательно соединенных элементов, |
равна |
|
|||
|
|
|
\ - П Р 0 ) , |
|
(5.12) |
|
|
|
/=1 |
|
|
где |
П |
|
|
работы системы |
на от- |
П Pt(t) — вероятность безотказной |
|||||
|
/=1 |
|
|
|
|
|
резке t. |
|
|
|
|
Введем в эту |
систему |
дополнительное устройство, состоящее |
из т элементов, последовательно соединенных между собой и с п основных элементов. Вероятность выхода из строя системы, вклю
чающей т + п последовательно соединенных элементов, |
составит |
п+т |
(5.13) |
1 - П P it) . |
|
і=\ |
|
Если придерживаться того положения, что вероятность выхо да из строя системы повышается по мере увеличения количества ее элементов, то
п+т |
п |
(5.14) |
П > 1 |
- п Pt {t) |
|
(= 1 |
/= 1 |
|
9* |
131 |
Предположим теперь, что работа устройства, состоящего из т элементов направлена на повышение уровня надежности К эле ментов системы, состоявшей до введения этого устройства из п
элементов.
Другими словами, повышение надежности К элементов будет иметь место только в том случае, когда работает устройство из m элементов, вероятность чего равна
// Pj(t).
і=1
Обозначим через P k(f) и Р ' к(і) вероятность безотказ ной работы /г-го элемента при включении и отключении дополни тельного устройства, состоящего из m элементов. При этом спра
ведливо |
условие |
|
(5.15) |
|
P'K( t) > P k(t). |
||
Система, состоящая из п+ т элементов, будет работать в том |
|||
случае, если будут работать |
п — k и k элементов и |
т элементов |
|
дополнительно включенного устройства. |
|
||
При |
невключенном дополнительном устройстве вероятности <рх |
||
работы |
п — k элементов іи |
работы к элементов составят |
|
|
Ъ = П Pt(t) |
ъ = П Р к(і). |
(5.16) |
|
і=1 |
|
|
Вероятность же ®3 работы k элементов при включенном до полнительном устройстве составит
k |
m |
k |
П P}(t) |
(5.17) |
Т з= П Р'к(і)-П Рj(t) + |
П Pk(t) 1 - |
|||
k=i |
j=i |
fe=i |
i=1 |
|
Вероятность ® работы всей рассматриваемой системы с вклю ченным дополнительным устройством составит
|
сР = |
Ті?з- |
|
(5.18) |
|
Подставляя значения ®, |
и <р3, получим |
|
|||
n—k |
k |
т |
n—k |
k |
|
ср= Я р ,( 0 - |
П P'k (t). П Pj (t) + Л Рi(t)• П Pk(t) |
||||
1=1 |
fc=l |
3 = 1 |
|
|
*=1 |
- |
n—k |
k |
Pk(t)> |
m |
(5.19) |
П Pt(t)- |
П |
П Pi(t). |
|||
|
1 = 1 |
1= 1 |
|
/ = 1 |
|
Повышение вероятности безотказной работы системы с вклю ченным дополнительным устройством, направленным на повыше ние безотказности работы к элементов составит
n—k |
т |
П P \ ( f ) - |
|
(5.20) |
п |
p (( ty п Pj(t) |
f l P k (t) |
||
1=1 |
У-1 |
k=\ |
k=\ |
|
132
Взаключение рассмотрим случай, когда вводимое в систему дополнительное устройство, функционально направленное на вос становление работоспособности к элементов, представляющих со бой часть системы, состоящей из п элементов. Типичным примером этого случая будет автоматическая регулировка тормозов, при меняемая на некоторых отечественных автомобилях и, в частно сти, на автомобилях «Москвич».
Вэтом случае вероятность <р4 работы к элементов при без отказной работе дополнительных устройств составит
т |
(5.21) |
?4 = П Pfit) 1 - Я Pk(t) |
|
/=1 |
|
Тогда вероятность <р работы всей анализируемой системы бу дет равна
n—k |
г k |
т |
1 - Я |
p k(t) |
(5.22) |
¥ = П P<(t) |
П Рb(t) + Я P,(t) |
||||
/=1 |
k=i |
j=1 |
|
|
|
Повышение вероятности |
безотказной |
раіботы |
системы в этом |
||
случае составит |
|
|
|
|
|
n—k |
т |
Pjü) 1 - я Pk(t) |
|
(5.23) |
|
п p {( t ) . Я |
|
||||
І=1 |
;=l |
k=l |
|
|
|
Из рассмотренных положений следует, что при расчете пока зателей вероятности безотказной работы резервированных систем необходимо учитывать не только общее количество включенных элементов, но их функции, так как в автомобилях вероятность безотказной работы одних приборов и узлов очень часто повыша ется за счет работы других приборов и узлов.
ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАСЧЕТА ДЕТАЛЕЙ, УЗЛОВ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ СНИЖЕНИЯ ПОТОКА ОТКАЗОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗАПАСНЫХ ЧАСТЯХ
Современные методы расчета базируются на определении ра бочих напряжений зр. Если это рабочее напряжение меньше пре дельного з1ір, то считается, что деталь или элемент имеет запас прочности
Статистические методы расчета учитывают элемент случай ности нагрузок, которые вызывают в деталях рабочие напряже ния, подчиняющиеся определенным распределениям.
На рис. 5.9 приведен нормальный закон распределения нап ряжений с математическим ожиданием зр и дисперсией Дз. Пре дельное напряжение имеет значение При зШіП<Сапр<атах
133
появляется большая или меньшая вероятность того, что зр> з ор, т. е. наступит разрушение. Чтобы исключить разрушение, необ
ходимо соблюдать следующее |
неравенство |
|
|
|
пр |
|
(5.29) |
Я(ар < бпр) = |
/ |
Ф(а)^ а. |
|
что соответствует заштрихованной |
площади. |
яр |
|
|
|
Обозначим через К - |
|
|
|
|
запас безотказности, где <зщ и зр — случайные величины. Примем для простоты расче тов, что Ор — случайная вели чина, а о]ір имеет определен ное значение и построим кри вые вероятности безотказной работы детали без разруше ния при условии, что измене- б"ние рабочего напряжения про
Напряжение |
исходит в пределах |
ор + ЗДо, |
Рис. 5.9. Кривые распределения рабочих |
а значение дисперсий |
|
Да |
и 0,35. |
|
напряжений. |
Ѵ = — — О; 0,15; 0,25 |
° р
На рис. 5.10 приведено семейство кривых, характеризующих зависимость запаса безотказности К от вероятности работы дета ли без разрушения при различной дисперсии рабочих напряжений.
Рис. 5.10. Зависимость запаса безотказности К от веро ятности работы детали без разрушения.
Из приведенных кривых следует, что при V=0,15 вероятность разрушения будет равна нулю, при К > 1,8. Разрушение будет
134
неизбежным при 0,69. Работа детали без разрушения с вероят ностью 90% будет при К —1,25.
Приведенные расчеты показывают, как запас прочности дета ли связать с показателем надежности ее — вероятностью безот казной работы и превратить в запас безотказности К.
Расчет по запасам прочности — типичный пример резервиро вания по параметру. Применяется в автостроении давно. Однако теория надежности требует вероятностной оценки результатов та
кого резервирования. |
|
приводит следующий |
пример. Дан |
||||||
Проф. Р. В. Ротенберг |
|||||||||
стержень |
сечения F, |
который |
а |
растягивается силой -N. |
Рабочее |
||||
напряжение в стержне |
сг,, |
предельное |
оир. |
Если П\ — запас |
|||||
прочност, |
то имеем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Q\ — ~p |
|
Щ |
о. |
. |
|
(5.30) |
||
|
|
|
Г |
|
|
|
|
|
|
Если увеличить в два |
раза |
площадь |
поперечного |
сечения |
|||||
стержня, то запас прочности возрастет вдвое |
|
|
|||||||
|
|
°і |
|
|
|
2<з „ |
|
|
|
|
Ч = |
I |
; |
«2 = — ^ = 2 « ,. |
|
(5 .31) |
Спрашивается, во сколько раз стал прочнее стержень? Обычно
•считают, что вдвое. Докажем, что это не так.
Пусть сила іѴ представляет собой случайную величину с плот ностью распределения вероятностей, соответствующей нормально
му закону. Так |
как F — величина |
постоянная, то и плотность |
||||||||||
распределения |
вероятностей |
|
|
будет |
меняться |
по |
тому |
|||||
же закону (рис. 5.11,а). Выберем |
площадь F такой, что рабочие |
|||||||||||
напряжения |
at |
будут |
иметь |
по сравнению с |
апр |
такую |
вели |
|||||
чину, как на рис. 5.11, а. Вероятность разрушения стержня |
будет |
|||||||||||
определяться площадью |
под |
кривой |
о, , для |
Зі>опр. |
Эта |
ве |
||||||
роятность очень велика, в нашем примере 98%. |
|
|
|
|
|
|||||||
Если теперь увеличить площадь |
|
сечения стержня в два раза, |
||||||||||
то напряжения в нем уменьшатся |
вдвое. Кривая |
плотностей |
ве |
|||||||||
роятностей |
о2= /( а 2) сместится так, |
что большая часть значений |
||||||||||
<з2 будет лежать |
левее |
апр |
(рис. |
5.11,6). Вероятность |
разруше |
ния стержня будет теперь определяться лишь той частью площа
ди под |
кривой а2, для которой |
°2 > апРЭта вероятность не |
велика |
и в нашем примере составляет 2%. |
Таким образом, увеличение площади сечения стержня вдвое привело к увеличению надежности (увеличению вероятности отсутствия разрушения) с 2% до 98%. Поэтому традиционный ответ — увеличение запаса прочности вдвое не дает ясного пред ставления о том, насколько повысилась прочность стержня и ве роятность его работы без разрушения. Вероятностный подход дал конкретный и существенно иной результат.
Если учесть, что предельное напряжение является случайной
135