Файл: Паньков, Н. П. Надежность автомобильной техники ЧЗХР.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
При нормальном законе распределения случайных значений параметра и при п<30 применяется формула
П* |
t ß W < M [ n ] < n * + t a^ |
, |
(2.61) |
|
|
Y « |
у |
n |
|
где /^— величина, |
определяемая |
пс таблицам |
для |
^-распреде- |
ления при числе степеней свободы К = ѣ —- 1 и дове рительной вероятности 1 — а.
При нормальном законе, но при п >>30 используется формула
Л* - ZZ a'^^HL < M \\ n ]) |
< ПЛ * + Zг аЩa^ |
^И ., |
(2.62) |
у n |
у |
n |
|
где Z a — величина, которая определяется по таблицам для функ ции Лапласа.
При показательном, биноминальном и распределении Пуа-с сона применяется формула
|
2 2 |
Л , |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
І=1 |
— |
< |
М [П] < |
1=1 |
|
|
|
(2.63) |
|
|
х к |
|
|
|
* 2,_^(2л) |
|
|
|
||
|
Т (2«) |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
где |
Х*± (2л) и Х*і |
“ |
(2я) случайные величины, определяемые |
|||||||
|
2 |
|
* |
по таблицам |
для А* = |
распреде |
||||
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
ления при числе степеней свободы |
||||||
|
|
|
|
К = 2 и |
и |
при |
уровне |
значимости |
||
|
|
|
|
a |
, |
a |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
И 1 ~ 2 |
' |
|
|
|
|
|
Доверительные границы для дисперсии параметра D{II) оп |
|||||||||
ределяются по |
формуле |
|
|
|
|
|
|
|||
|
nSHH) |
< D { n ) < |
П-ЯЦП) |
|
|
(2.64) |
||||
|
Х \ (л - 1 ) |
|
|
X* а { П -\) |
|
|||||
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
где |
А’2а ( л — 1) |
и X 2 |
а (л — 1) — случайные величины, которые |
|||||||
|
Т |
|
1_2~ |
определяются по |
т а б л и ц а м |
|||||
|
|
|
|
|
А^-распределения при числе |
|||||
|
|
|
|
|
степеней |
свободы К — п —1 |
||||
|
|
|
|
|
и уровне |
значимости |
||||
|
|
|
|
|
a |
|
ч |
а |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
И 1 |
2 |
|
|
Г л а в а 3
ОТКАЗЫ АВТОМОБИЛЕЙ И ФОРМЫ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ ОТКАЗОВ АВТОМОБИЛЕЙ
За последние 10 лет у нас ів стране появилось много статей по вопросам надежности машин, в ікоторыіх большое внимание
уделяется |
математической |
обработке статистического |
материала |
с целью построения кривых распределения отказов и |
совершен |
||
но недостаточно уделяется |
внимания раскрытию |
физической |
|
сущности |
происхождения отказов. А ведь стержневым вопросом |
в проблеме надежности автомобилей является вопрос об эффек тивных методах ее (повышения. А чтобы правильно решать во просы надежности автомобилей, необходимо 'установить факто ры, влияющие на надежность, вскрыть причины появления отка зов и определить формы их проявления.
Б статье «Основы оценки надежности грузовых автомоби лей» ■ авторы предлагают разделить все отказы на две группы: отказы (автомобиля и отказы .агрегата, узла и детали, мотивируя это тем, что они различаются техник,о-экономичесіиими послед ствиями. Отказ автомобиля авторы статьи определяют как «вы нужденный простой автомобиля ню техническим причинам на линии во время, запланированное для выполнения транспортной работы, или невыезд автомобиля в заданное время в очередной плановый рейс. Дефекты, устраняемые в процессе проведения очередного планового технического обслуживания или ремонта, которые выполняются в межсменное время, считаются отказами не автомобиля, а соответствующих агрегатов, узлов я деталей».
Опыт эксплуатации автомобилей как у нас в стране, так и за рубежом показывает, что отказы автомобилей на линии или не выезд их в очередной плановый рейс определяются, прежде всего, организацией и качеством проведения технического обслу
живания |
и ремонта. Так, |
например, в Луганской автоколонне |
№ 2205 в |
1965 г. каждый |
пятый автомобиль цельнодневно про |
стаивал в текущем ремонте. Повысив качество выполнения ТО-1,
коллектив |
автоколонны уже через иолгода сократил потребность |
||||
в |
текущих |
ремонтах |
на 45% |
и простои |
в текущем ремонте |
на |
60%. |
привести |
и другие |
примеры, |
подтверждающие идею |
|
Можно |
о том, что своевременно вскрывая причины появления неисправ ностей и предупреждая их в ходе выполнения технического об служивания, можно управлять текущими (ремонтами, а следова тельно, « безотказностью .работы автомобилей на линии. Более того, современные средства диагностики позволяют достаточно
точно определить техническое состояние узлов, агрегатов |
и ма |
||
шин без их разборки, устанавливать |
объем |
проводимых |
работ* |
* Автомобильная промышленность. № 9, |
1967, стр. |
6. |
|
45
по техническому обслуживанию и 'ремонту и гарантировать без отказную работу машины в течение .какого-то времени. В США, например, имеются станции технического обслуживания автомо билей, оснащенные современным электронным оборудованием, позволяющим определять техническое состояние агрегатов и си
стем автомобиля ібез |
их |
разборки. За |
1 ч автомобиль ,и |
его си |
стемы .подвергаются |
100 |
различным |
испытаниям. Для |
этого |
используется более 20 сложных электронных устройств, |
данные |
от которых поступают на ЭВМ. После испытаний владелец авто мобиля получает достаточную 'информацию о техническом состо янии его. Одновременно с этим ему сообщается предполагаемая
стоимость |
ремонта в |
соответствии с утвержденными тарифами, |
|||
а |
также |
очередность |
ремохіта |
различных |
узлов я механизмов |
в |
соответствии с их техническим состоянием. Эти станции техни |
||||
ческого обслуживания |
выдают |
гарантию |
.после осмотра я ре |
монта автомобиля сроком на 90 дней или 4 тыс. миль пробега.
Исходя из изложенного, следует уточнить понятие — отказ автомобиля, С позиций технической готовности отказ автомо биля может быть отнесен только к Мишине в целом и характе ризоваться таким ее состоянием, дря котором выполнение при сущих ей функций будет невозможно. Таким образом, примени тельно к автомобилю отказам следует считать событие, приво дящее к прекращению или нарушению транспортного процесса. Все другие отклонения технического состояния автомобиля от нормы, установленной соответствующими техническими условия ми, следует считать неисправностями.
Из приведенных выше фактов следует, что понятие отказа автомобиля и его безотказность обязательно должны учитывать цикличность работы автомобилей, когда после рабочего цикла наступает нерабочий цикл, в течение которого могут выполняться профилактические и ремонтные работы, если этого требуют обсто ятельства. Таким образом, понятие отказа автомобиля характе ризует вероятность выполнения транспортного процесса в преде лах рабочего цикла автомобиля.
Отказ автомобиля может произойти в результате отказа де тали, механизма, агрегата или системы. Но не каждый отказ де тали или механизма может привести к отказу агрегата, системы и автомобиля в целом.
Поэтому |
анализировать |
отказы необходимо |
по |
деталям, |
узлам, механизмам, системам |
и агрегатам с целью |
получения |
||
необходимых |
материалов для |
совершенствования |
конструкций |
и разработки рациональной организации технического обслужи вания и ремонта их.
К отказу агрегата, системы я |
автомобиля всегда ведут отка |
зы базисных и активных деталей. |
Отказы же прочих деталей |
приводят, как правило, к неисправностям автомобилей, а не к их отказу.
46
С этих .'позиций нельзя (согласиться с предложением вышеупо мянутых авторов о том, что отказом не считать потерю работо способности детали или узла. за пределами пробега, назначенно го для них заводом-изготовителем, а также восстановление ра ботоспособности отдельных деталей, сопряжений я узлов, пре
дусмотренное.правилами технического обслуживания. |
|
||||
Заводы-изготовители |
отвечают за гарантийные |
сроки |
службы |
||
и пробеги автомобилей |
и никаких |
пробегов |
для |
каждой |
детали |
не назначают (а если назначают, |
то почему |
об |
этом не |
инфор |
мированы потребители заводской продукции). Поэтому,' если принять точку зрения авторов, то выход деталей из строя за пре делами гарантийного срока службы машины не будет считаться
отказом, |
что, безусловно, |
не будет способствовать совершенство |
ванию конструкции машины и ликвидации слабых ее звеньев. |
||
Если |
же не учитывать тех отказов, которые предупреждают |
|
ся или |
устраняются в |
ходе выполнения очерденого .планового |
техническаго |
обслуживания и ремонта, то |
будет получена иска |
||
женная картина в |
отношении того, что |
|
выгоднее — улучшать |
|
конструкцию |
узла |
иля улучшать качество |
технического обслу |
живания |
и ремонта. |
Другое |
дело, как и для чего использовать полученную ин |
формацию |
об отказах. |
Если требуется оценить безотікаізнбсть агрегата, системы или автомобиля, которая характеризует их свойство непрерывно со хранять работоспособность в течениё интервала времени (или пробега), характеризующегося на практике периодичностью тех нического обслуживания, то следует воспользоваться данными об отказах, которые имели место между техническими обслуживаниями автомобиля и вычислить согласно ГОСТ 13377—67 пара метр .потока отказов, вероятность безотказной работы или нара ботку на отказ.
Если же требуется оценить ремонтопригодность агрегата, си стемы ійліи 'автомобиля, под которой подразумевается свойство их, заключающееся в приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем
проведения технического обслуживания и ремонта, то |
необходи |
|||
мо воспользоваться |
всей |
имеющейся информацией |
об |
отказах |
и неиспр.авнастях |
для |
определения согласно ГОСТ |
13377—67 |
|
среднего временя |
восстановления, средней стоимости, |
техниче |
||
ского обслуживания и коэффициента готовности. |
|
|
||
При классификации отказов необходимо прежде |
всего учиты |
вать, что различные узлы, .агрегаты и системы .автомобиля вы полняют различные по важности я ответственности задачи. По явление неисправностей в них приводит к невыполнению этих задач. Поэтому с точки зрения функционирования и (безопасно сти работы автомобиля, все неисправности можно разделить на следующие группы.
47