Файл: Паньков, Н. П. Надежность автомобильной техники ЧЗХР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При нормальном законе распределения случайных значений параметра и при п<30 применяется формула

П*

t ß W < M [ n ] < n * + t a^

,

(2.61)

 

Y «

у

n

 

где /^— величина,

определяемая

пс таблицам

для

^-распреде-

ления при числе степеней свободы К = ѣ —- 1 и дове­ рительной вероятности 1 — а.

При нормальном законе, но при п >>30 используется формула

Л* - ZZ a'^^HL < M \\ n ])

< ПЛ * + Zг аЩa^

^И .,

(2.62)

у n

у

n

 

где Z a — величина, которая определяется по таблицам для функ­ ции Лапласа.

При показательном, биноминальном и распределении Пуа-с сона применяется формула

 

2 2

Л ,

 

 

2

 

 

 

 

 

 

І=1

<

М [П] <

1=1

 

 

 

(2.63)

 

х к

 

 

 

* 2,_^(2л)

 

 

 

 

Т (2«)

 

 

 

2

 

 

 

 

где

Х*± (2л) и Х*і

(2я) случайные величины, определяемые

 

2

 

*

по таблицам

для А* =

распреде­

 

 

 

 

 

 

 

 

ления при числе степеней свободы

 

 

 

 

К = 2 и

и

при

уровне

значимости

 

 

 

 

a

,

a

 

 

 

 

 

 

 

 

2

И 1 ~ 2

'

 

 

 

 

Доверительные границы для дисперсии параметра D{II) оп­

ределяются по

формуле

 

 

 

 

 

 

 

nSHH)

< D { n ) <

П-ЯЦП)

 

 

(2.64)

 

Х \ (л - 1 )

 

 

X* а { П -\)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

где

А’2а ( л — 1)

и X 2

а (л — 1) — случайные величины, которые

 

Т

 

1_2~

определяются по

т а б л и ц а м

 

 

 

 

 

А^-распределения при числе

 

 

 

 

 

степеней

свободы К — п 1

 

 

 

 

 

и уровне

значимости

 

 

 

 

 

a

 

ч

а

 

 

 

 

 

 

 

2

И 1

2

 

 


Г л а в а 3

ОТКАЗЫ АВТОМОБИЛЕЙ И ФОРМЫ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ ОТКАЗОВ АВТОМОБИЛЕЙ

За последние 10 лет у нас ів стране появилось много статей по вопросам надежности машин, в ікоторыіх большое внимание

уделяется

математической

обработке статистического

материала

с целью построения кривых распределения отказов и

совершен­

но недостаточно уделяется

внимания раскрытию

физической

сущности

происхождения отказов. А ведь стержневым вопросом

в проблеме надежности автомобилей является вопрос об эффек­ тивных методах ее (повышения. А чтобы правильно решать во­ просы надежности автомобилей, необходимо 'установить факто­ ры, влияющие на надежность, вскрыть причины появления отка­ зов и определить формы их проявления.

Б статье «Основы оценки надежности грузовых автомоби­ лей» ■ авторы предлагают разделить все отказы на две группы: отказы (автомобиля и отказы .агрегата, узла и детали, мотивируя это тем, что они различаются техник,о-экономичесіиими послед­ ствиями. Отказ автомобиля авторы статьи определяют как «вы­ нужденный простой автомобиля ню техническим причинам на линии во время, запланированное для выполнения транспортной работы, или невыезд автомобиля в заданное время в очередной плановый рейс. Дефекты, устраняемые в процессе проведения очередного планового технического обслуживания или ремонта, которые выполняются в межсменное время, считаются отказами не автомобиля, а соответствующих агрегатов, узлов я деталей».

Опыт эксплуатации автомобилей как у нас в стране, так и за рубежом показывает, что отказы автомобилей на линии или не­ выезд их в очередной плановый рейс определяются, прежде всего, организацией и качеством проведения технического обслу­

живания

и ремонта. Так,

например, в Луганской автоколонне

№ 2205 в

1965 г. каждый

пятый автомобиль цельнодневно про­

стаивал в текущем ремонте. Повысив качество выполнения ТО-1,

коллектив

автоколонны уже через иолгода сократил потребность

в

текущих

ремонтах

на 45%

и простои

в текущем ремонте

на

60%.

привести

и другие

примеры,

подтверждающие идею

 

Можно

о том, что своевременно вскрывая причины появления неисправ­ ностей и предупреждая их в ходе выполнения технического об­ служивания, можно управлять текущими (ремонтами, а следова­ тельно, « безотказностью .работы автомобилей на линии. Более того, современные средства диагностики позволяют достаточно

точно определить техническое состояние узлов, агрегатов

и ма­

шин без их разборки, устанавливать

объем

проводимых

работ*

* Автомобильная промышленность. № 9,

1967, стр.

6.

 

45


по техническому обслуживанию и 'ремонту и гарантировать без­ отказную работу машины в течение .какого-то времени. В США, например, имеются станции технического обслуживания автомо­ билей, оснащенные современным электронным оборудованием, позволяющим определять техническое состояние агрегатов и си­

стем автомобиля ібез

их

разборки. За

1 ч автомобиль ,и

его си­

стемы .подвергаются

100

различным

испытаниям. Для

этого

используется более 20 сложных электронных устройств,

данные

от которых поступают на ЭВМ. После испытаний владелец авто­ мобиля получает достаточную 'информацию о техническом состо­ янии его. Одновременно с этим ему сообщается предполагаемая

стоимость

ремонта в

соответствии с утвержденными тарифами,

а

также

очередность

ремохіта

различных

узлов я механизмов

в

соответствии с их техническим состоянием. Эти станции техни­

ческого обслуживания

выдают

гарантию

.после осмотра я ре­

монта автомобиля сроком на 90 дней или 4 тыс. миль пробега.

Исходя из изложенного, следует уточнить понятие — отказ автомобиля, С позиций технической готовности отказ автомо­ биля может быть отнесен только к Мишине в целом и характе­ ризоваться таким ее состоянием, дря котором выполнение при­ сущих ей функций будет невозможно. Таким образом, примени­ тельно к автомобилю отказам следует считать событие, приво­ дящее к прекращению или нарушению транспортного процесса. Все другие отклонения технического состояния автомобиля от нормы, установленной соответствующими техническими условия­ ми, следует считать неисправностями.

Из приведенных выше фактов следует, что понятие отказа автомобиля и его безотказность обязательно должны учитывать цикличность работы автомобилей, когда после рабочего цикла наступает нерабочий цикл, в течение которого могут выполняться профилактические и ремонтные работы, если этого требуют обсто­ ятельства. Таким образом, понятие отказа автомобиля характе­ ризует вероятность выполнения транспортного процесса в преде­ лах рабочего цикла автомобиля.

Отказ автомобиля может произойти в результате отказа де­ тали, механизма, агрегата или системы. Но не каждый отказ де­ тали или механизма может привести к отказу агрегата, системы и автомобиля в целом.

Поэтому

анализировать

отказы необходимо

по

деталям,

узлам, механизмам, системам

и агрегатам с целью

получения

необходимых

материалов для

совершенствования

конструкций

и разработки рациональной организации технического обслужи­ вания и ремонта их.

К отказу агрегата, системы я

автомобиля всегда ведут отка­

зы базисных и активных деталей.

Отказы же прочих деталей

приводят, как правило, к неисправностям автомобилей, а не к их отказу.

46



С этих .'позиций нельзя (согласиться с предложением вышеупо­ мянутых авторов о том, что отказом не считать потерю работо­ способности детали или узла. за пределами пробега, назначенно­ го для них заводом-изготовителем, а также восстановление ра­ ботоспособности отдельных деталей, сопряжений я узлов, пре­

дусмотренное.правилами технического обслуживания.

 

Заводы-изготовители

отвечают за гарантийные

сроки

службы

и пробеги автомобилей

и никаких

пробегов

для

каждой

детали

не назначают (а если назначают,

то почему

об

этом не

инфор­

мированы потребители заводской продукции). Поэтому,' если принять точку зрения авторов, то выход деталей из строя за пре­ делами гарантийного срока службы машины не будет считаться

отказом,

что, безусловно,

не будет способствовать совершенство­

ванию конструкции машины и ликвидации слабых ее звеньев.

Если

же не учитывать тех отказов, которые предупреждают­

ся или

устраняются в

ходе выполнения очерденого .планового

техническаго

обслуживания и ремонта, то

будет получена иска­

женная картина в

отношении того, что

 

выгоднее — улучшать

конструкцию

узла

иля улучшать качество

технического обслу­

живания

и ремонта.

Другое

дело, как и для чего использовать полученную ин­

формацию

об отказах.

Если требуется оценить безотікаізнбсть агрегата, системы или автомобиля, которая характеризует их свойство непрерывно со­ хранять работоспособность в течениё интервала времени (или пробега), характеризующегося на практике периодичностью тех­ нического обслуживания, то следует воспользоваться данными об отказах, которые имели место между техническими обслуживаниями автомобиля и вычислить согласно ГОСТ 13377—67 пара­ метр .потока отказов, вероятность безотказной работы или нара­ ботку на отказ.

Если же требуется оценить ремонтопригодность агрегата, си­ стемы ійліи 'автомобиля, под которой подразумевается свойство их, заключающееся в приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем

проведения технического обслуживания и ремонта, то

необходи­

мо воспользоваться

всей

имеющейся информацией

об

отказах

и неиспр.авнастях

для

определения согласно ГОСТ

13377—67

среднего временя

восстановления, средней стоимости,

техниче­

ского обслуживания и коэффициента готовности.

 

 

При классификации отказов необходимо прежде

всего учиты­

вать, что различные узлы, .агрегаты и системы .автомобиля вы­ полняют различные по важности я ответственности задачи. По­ явление неисправностей в них приводит к невыполнению этих задач. Поэтому с точки зрения функционирования и (безопасно­ сти работы автомобиля, все неисправности можно разделить на следующие группы.

47