Файл: Панкратов, Е. П. Пути сокращения затрат ручного труда в сельском строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

машин, оборудования, средств малой механизации и ме­ ханизированного инструманта, а также совершенство­ вания структуры действующего парка строительных ма­ шин. В 'последние годы, как известно, несмотря на существенные изменения в структуре сельского строи­ тельства, комплектование парка в значительной мере происходило строительными машинами малой произво­ дительности с ограниченной номенклатурой сменного оборудования. В результате на начало 1972 г. в . сель­ ском строительстве удельный вес одноковшовых экска­ ваторов с ковшом емкостью 0,15—0,25 м3 составил 56,2% общего парка экскаваторов, бульдозеров малой мощности 54—75 л. с.— 66,6%, автокранов до 5 г — 48,7% общего количества.

'Наряду с этим средняя мощность экскаваторов с 1967 по 1972 г. возросла с 0,24 до 0,29 ж3, грузоподъем­ ность автокранов с 4,5 до 5,5 т, мощность бульдозеров с 74 до 82 л. с. и т. д.

Проведенное перевооружение парка строительный машин еще крайне недостаточно и не обеспечивает необ­ ходимого наращивания мощности машинного парка.

Как показывает анализ, основным погрузочно-раз­ грузочным и монтажным оборудованием в настоящее время являются автомобильные стреловые краны, из которых около 50% грузоподъемностью до 5 г, в то время как наиболее эффективными для сельского строи­ тельства (с учетом объемно-планировочных и конструк­ тивных решений зданий и сооружений) являются авто­ мобильные краны грузоподъемностью 10—16 т и авто­ мобильные краны с башенно-стреловым оборудованием, которых насчитывается всего лишь около 12% общего количества. Дальнейшая индустриализация сельского строительства, укрупнение элементов зданий и сооруже­ ний, повышение этажности требуют оснащения сельских строительных организаций специальными гусеничными и пневмоколееньгми кранами грузоподъемностью 16 т и более.

Ряд строительных машин, поставляемых промышлен­ ностью, по своим конструктивным данным не .может ис­ пользоваться в условиях отрицательных температур и работает сезонно (бетоносмесительные установки, шту­ катурные агрегаты и др.). Почти не выпускаются ма­ шины для разработки мерзлых грунтов, монтажио-шар- нирные машины для отделочных и специально-монтаж­

62

ных работ, асфальтораскладчйков малой производи­ тельности, машин для устройства буронабивных свай. Крайне мало выпускается сваебойных агрегатов на трак­ торах, а сваебойные агрегаты иа автомобилях не [выпус­ каются вообще. Не налажен выпуск трубоукладчиков грузоподъемностью б—12 т. Организации сельского

.строительства не получают машин для работы в усло­ виях жаркого климата. Мало выпускается машин с достаточным набором сменного оборудования для раз­ личных технологических целей.

Одним из условий сокращения затрат ручного труда и повышения его производительности является дальней­ шее значительное увеличение вооруженности рабочих электрифицированным инструментом и средствами ма­ лой механизации.

Однако в настоящее время на одного рабочего' в ■сельском строительстве приходится лишь около 0,1 ин­ струмента. Надежность инструмента невысока, весовые же параметры отдельных средств механизации (напри­ мер, затирочные машины для штукатурных работ) не позволяют эффективно их использовать.

Поэтому в перспективе повышение уровня механи­ зации строительно-монтажных работ в сельском строи­ тельстве и соответственно сокращение затрат ручного труда должно решаться прежде всего за счет следую­ щих мероприятий: повышения оснащенности строитель­ ства универсальными высокопроизводительными маши­ нами, средствами малой механизации, различными при­ способлениями и транспортными средствами; создания систем машин и транспорта для комплексной механиза­ ции; модернизации и замены устаревших машин и обо­ рудования; улучшения эксплуатации, технического обслу­ живания и ремонта строительной техники; внедрения новых методов работы машин и управления их парком с совершенствованием диспетчерской связи; улучшения организационных форм эксплуатации ероительных машин.

В этой связи промышленностью должно быть созда­ но и Минсельетроем СССР внедрено такое высокопроиз­ водительное оборудование, как гидравлические полно­ поворотные экскаваторы на нневмоколесном ходу с емкостью ковша 0,65—1 м3; колесные бульдозеры с мощ­ ностью силового оборудования 200 л. с. и более; само­ ходные скреперы с емкостью ковша 8—12 м3 с элева-

63


торной .загрузкой, бурильные .машины с диаметром бу­ рения 600—600 мм и глубиной 6—8 м\ краны на специ­ альном шасси автомобильного типа грузоподъемностью 16—40 т; рыхлители для мерзлых грунтов на базе гусе­ ничных тракторов и др.

Совершенствование способов механизации монтажа строительных конструкций намечается за счет повыше­ ния удельного веса применения стреловых кранов повы­ шенной грузоподъемности и увеличения среднесписоч­ ной мощности строительных машин. В этой связи толь­ ко до 1975 г. в сравнении с 1970 г. намечается повышение среднесписочной мощности одной машины в организа­ циях Минсельстроя СССР по группе одноковшовых экскаваторов с 0,26 до 0,4 м3 емкости ковша, бульдозе­ ров св0,б до 86Д л. с., скреперов с 4,54 до 6,5 мг емко­ сти ковша, стреловых кранов с 5,8 до 8 т грузоподъем­ ности.

Для механизации вспомогательных ручных операций на монтажных работах должен найти широкое приме­ нение механизированный и электрифицированный инст­ румент, а также автоматизированные захватные устрой­ ства. .Намечается также широкое внедрение механизи­ рованного инструмента и .приспособлений для заделки стыков, временного закрепления элементов их сварки, а также механизированного инструмента для выполне­ ния специальных работ.

С целью повышения уровня механизации и снижения затрат ручного труда при выполнении отделочных работ предполагается значительно повысить удельный вес де­ талей заводского изготовления с законченнымтехноло­ гическим циклом по отделочным работам. Кроме того, должен найти широкое внедрение механизированный инструмент для резки и укладки рулонных материалов, для малярных работ по отделке зданий, а также высо­ копроизводительный специализированный инструмент, средства малой механизации и установки для отделки сборных конструкций и элементов зданий в заводских условиях и на строительных объектах.

Повышение уровня механизации погрузочно-разгру­ зочных работ в сельском строительстве осуществляется в направлении применения контейнеров, поддонов, паке­ тирования и предварительной комплектации грузов; внедрения еаморазгружающихся транспортных средств для доставки сыпучих строительных материалов; созда­

64

ния -сети механизированных складов цемента; изменения структуры парка транспортных средств с увеличением доли специальных транспортных средств контейнеров; увеличения применения одноковшовых универсальных погрузчиков вместо экскаваторов и т. д.

В решении этих вопросов важная роль принадлежит Министерству строительного, дорожного и коммуналь­ ного машиностроения, а также некоторым другим ми­ нистерствам и ведомствам, которым подчинены заводы, зайятые выпуском строительных машин. Им предстоит в ближайшие годы создать новые высокопроизводитель­ ные машины и механизмы, обеспечивающие дальнейший рост производительности труда и ликвидацию ручного труда (экскаваторы на шасси автомобильного типа с ковшам емкостью 0,4 м3 и более, монтажные краны на специальном шасси автомобильного типа грузоподъем­ ностью 16—40 т, колесные бульдозеры с силовым обору­ дованием мощностью 200 л. с. и более, .погрузчики на пневмоколеаном ходу грузоподъемностью 6—15 т, рых­ лители для мерзлых грунтов с силовым оборудованием мощностью 330—500 л. с., мобильное сваебойное обо­ рудование, бурильно-крановые установки, автоматизи­ рованные растворобетоносмесительные установки, мо­ бильные установки для подачи бетонных смесей к месту укладки, краны для монтажа элеваторов и др.). Этим министерствам и ведомствам также предстоит органи­ зовать серийное производство эффективных машин и механизмов, изготовляемых в настоящее время строи­ тельными организациями (монтажные машины типа МШТС, бурильные машины типа ВКМА, трубоукладчи­ ки, монтажные краны типа МЛОГ, асфальтоукладчики на базе автопогрузчика и др.), и обеспечить потребности М'инсельстроя СССР в этих машинах; обеспечить изго­ товление передвижных средств технического обслужи­ вания строительных машин, разработку приборов и средств технической диагностики.

Одним из главных резервов повышения механизации трудоемких строительных процессов и сокращения руч­ ного труда на земляных, каменных, бетонных, отделоч­ ных и кровельных-работах в текущем пятилетии явля­ ется также совершенствование форм 'эксплуатации средств малой механизации и механизированного инст­ румента.

|В 1972 г. ,на всех видах работ в сельском строитель­ стве было занято ручным трудом 66% рабочих. Причем

65


наибольший удельный вес рабочих, выполняющих рабо­ ты вручную без помощи машин и механизмов, имел мес­ то при производстве штукатурных — 75,7% и малярных работ — 84,-2%, что составляло более 80 тыс. человек, а на (каменных, плотничных и столярных работах —-свы­ ше 160 тыс. человек. Поэтому перед сельскими строите­ лями -стоит задача обеспечить массовое внедрение в строительство средств малой механизации и механизи­ рованного инструмента и .значительно улучшить их ис­ пользование путем организации специализированных участков малой механизации. Практика показывает, что создание таких участков при обще-строительных трестах или управлениях механизации дает возможность улуч­ шить обеспечение -строительных организаций средствами малой механизации, -расширить их номенклатуру, в централизованном .порядке организовать их техническое обслуживание и ремонт. Это 'позволит повысить техни­ ческую готовность и уровень использования средств ме­ ханизации и будет -способствовать дальнейшему сокра­ щению затрат ручного труда в сельском строительстве.

В настоящее время в системе Минсельетроя РСФСР, Украинской ОСР, Узбекской ССР созданы и действуют около 30 участков малой механизации. Предусматрива­ ется создание таких участков и в других минсельстроях союзных республик.

Существующие управления механизации -недостаточ­ но обеспечены и передвижными средствами техническо­ го обслуживания машин и механизмов (передвижными мастерскими, топливомаслозаиравщиками, средствами транспортировки машин и т. д.), а также помещениями для хранения и выдачи механизированного инструмента непосредственно на строительных площадках. Поэтому выделение этих средств явится -важным условием свое­ временного обеспечения необходимыми средствами ме­ ханизации важнейших участков рассредоточенного-сель­ ского строительства, повышения эффективности работы этих управлений, лучшего использования машин и, со­ ответственно, сокращения затрат ручного труда при вы­ полнении строительных работ.

-Наряду с совершенствованием -качественной харак­ теристики машинного па-р.ка и внедрением новых -видов машин и -приспособлений важным направлением повы­ шения уровня механизации в -сельском строительстве и сокращения затрат ручного труда является улучшение

6 6

использования действующего парка строительных

машин. - В настоящее время использование основных видов

машин в организациях Минсельстроя РСФСР характе­ ризуется данными, приведенными в табл. 16.

Т а б л и ц а 16

 

 

Годы

 

 

 

Вид машин

1967

1968

1969

1970

1971

1964

Экскаваторы с

емкостью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ковша в м3:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

до

0 ,3 5 ........................................

 

1

6 8 0

1

7 3 2

1

8 4 3

1

7 5 0

1

8 4 5

1 8 4 7

свыше 0 ,3 5 ............................

 

2

0 8 0

1

3 3 7

2

4 1 9

2

2 8 0

2

2 9 5

2

140

многоковшовые................

 

_

 

9 2 8

 

8 3 5

1

139

1 0 3 6

1 2 4 2

Бульдозеры ........................

 

1

7 1 0

2

0 4 7

2

0 9 0

2

0 3 5

2

1 5 6

2

2 0 7

К р а н ы .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гусеничные ....................

. . . .

2

0 7 0

2

160

2

101

2

5 6 3

2

4 9 2

2

5 9 6

автомобильные

2 0 9 5

2

169

2

177

2

6 3 2

2

7 4 0

2

9 6 9

Автопогрузчики....................

 

 

6 9 2

1 771

1 8 5 2

1 8 5 8

2

0 1 0

2

0 7 2

Автогрейдеры........................

 

 

9 8 5

1

3 4 9

1 3 6 0

1 2 7 2

1 6 0 0

1

3 9 8

Несмотря на то что использование основных видов строительных машин (бульдозеров, автогрейдеров, не­ которых видов экскаваторов) по времени с 1964 по 1971 г. значительно улучшилось, их общий годовой ба­ ланс рабочего времени пока остается еще не высоким. Особенно недостаточно используются многоковшовые экскаваторы, скреперы, одноковшовые экскаваторы с емкостью ковша до <0,36 м3 и автогрейдеры. Коэффици­ ент использования календарного фонда времени машин в целом по Минсельстрою РСФСР в 1971 г. был следую­ щим: экскаваторов на тракторе «Беларусь» — 0,2,1, од­

ноковшовых экскаваторов —0,24, бульдозеров

0,36,

скреперов — 0,24, стреловых кранов —0,26,

башенных

кранов — 0,28 и автогрейдеров —0,16. При

этом,

как

видно из табл. 17, использование строительных машин в сельском строительстве по времени несколько ниже, чем в других отраслях строительства. Это отрицательно ска­ зывается на повышении уровня механизации строитель­ ных работ и свидетельствует о имеющихся резервах улучшения использования машин в сельском строитель­

стве.

67


Министерства

СССР

Всего по СССР

В том числе: Минсельстрой Минтяжстрой Минпромстрой Минстрой . . Минтрансстроп Минмонтажспецстрой . .

Т а б л и ц а 17;

 

 

Время работы машин в ч

 

 

 

 

!

кранов

 

 

ю

экскаваторов

 

 

 

 

автогрейдеров

автопогрузчлю

бульдозеров

башенных

автомобиль­ ных

пневмоколесных

гусеничных

 

 

 

 

 

 

1

 

2406

2349

2984

2332

3059

2916

ши

2009

2116

2146

2481

2320

2904

2673

1472

1992

2778

2914

3090

2715

3485

3692

1729

2172

2701

2804

3288

2832

3435

3413

1871

2173

2637

2793

3258

2813

3573

3480

1745

1998

2319

2531

2501

1956

2552

2794

1550

1866

2113

1998

2386

2063

2514

2536

1702

2014

* 'Составлена 'по данным 119711 г.

Одной из основных' причин низкого уровня целосменното использования машин и механизмов в сельском строительстве является 'большая рассредоточенность строящихся объектов и малые объемы работ на строи­ тельных площадках. Это обусловливает непродолжи­ тельное время работы на большинстве строительных площадок машин и механизмов (экскаваторы с емкостью ковша до О,Т5 мъ на одной стройплощадке работают в среднем от 4 до 10, а с емкостью ковша 0,35 м3 и выше — от 4 до 6 дней, бульдозеры —также от 4 до 6 и авто­ краны—до 20 дней) и вызывает необходимость их час­ той перебазировки на значительное расстояние. Как .по­ казал анализ, количество таких перебазировок для од­ ной машины колеблется от 36 до 48 циклов в год.

Отрицательно влияет на использование машинного парка отсутствие средств транспортировки строительной техники. Нередко экскаваторы, бульдозеры и другие машины по этой причине перегоняют своим ходом на значительные расстояния, в результате общие затраты времени на перебазировку строительных машин состав­ ляют в среднем 14—16%, а в ряде случаев до 25% их рабочего времени. Сокращение времени на перебази­ ровку машин '-позволило бы значительно улучшить эф­ фективность использования машинного парка и повы­ сить уровень механизации строительства. С этой целью необходимо сосредоточить работы на меньшем количе­ стве одновременно строящихся объектов, обеспечить

68


строительные организации средствами транспортировки механизмов и разработать схемы их рационального пе­ ремещения.

Важной причиной недостаточно эффективного ис­ пользования машин в сельском строительстве является также неудовлетворительное состояние ремонтной базы и ее недостаточная мощность, что вызывает большие простои машин в ремонте и его ожидании. Проведенный анализ использования машин в отдельных трестах по­ казал, что простои из-за неисправности, а также несвое­ временного обслуживания составляют в среднем 20— 30% рабочего времени машин.

Кроме того, следует отметить и низкое качество ре­ монта ряда машин, которое ведет к частым поломкам, внеплановым ремонтам и большим трудовым и матери­ альным непроизводительным затратам. Повышение эф­ фективности использования строительных машин за счет сокращения сроков ремонта и улучшения его качества требует развития и укрепления ремонтно-технической базы сельского строительства, повышения квалификации ремонтного персонала, коренного улучшения организа­ ции ремонта и технического обслуживания машин.

Имеющиеся в настоящее время в сельском строительстве ремонтные заводы не в состоянии удовлетворить эти нужды. При потребности в капитальном ремонте строи­ тельной техники в 1971 г. на сумму примерно 36 млн. руб. Минсельстрой СССР располагал ремонтными мощ­ ностями лишь на 11 млн. руб., что составляет около 31%- Технический уровень производства существующих ремонтных предприятий также не отвечает современным требованиям. Свыше 50% трудоемкости капитального ремонта на многих заводах приходится на ручные сле­ сарно-сборочные работы.

Поэтому улучшение ремонтного дела в сельском строи­ тельстве должно идти путем выявления резервов произ­ водства на действующих заводах, повышения их орга­ низационно-технического уровня, создания новых мощ­ ностей по капитальному ремонту строительной техники, оснащенных современной передовой технологией произ­ водства. Только высоко-специализированные ремонтные предприятия позволяют в полной мере использовать но­ вейшие методы организации и технологии производства, повысить механизацию ремонта и полностью удовлетво­ рить потребности сельского строительства в ремонте.

69