Файл: Панкратов, Е. П. Пути сокращения затрат ручного труда в сельском строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
машин, оборудования, средств малой механизации и ме ханизированного инструманта, а также совершенство вания структуры действующего парка строительных ма шин. В 'последние годы, как известно, несмотря на существенные изменения в структуре сельского строи тельства, комплектование парка в значительной мере происходило строительными машинами малой произво дительности с ограниченной номенклатурой сменного оборудования. В результате на начало 1972 г. в . сель ском строительстве удельный вес одноковшовых экска ваторов с ковшом емкостью 0,15—0,25 м3 составил 56,2% общего парка экскаваторов, бульдозеров малой мощности 54—75 л. с.— 66,6%, автокранов до 5 г — 48,7% общего количества.
'Наряду с этим средняя мощность экскаваторов с 1967 по 1972 г. возросла с 0,24 до 0,29 ж3, грузоподъем ность автокранов с 4,5 до 5,5 т, мощность бульдозеров с 74 до 82 л. с. и т. д.
Проведенное перевооружение парка строительный машин еще крайне недостаточно и не обеспечивает необ ходимого наращивания мощности машинного парка.
Как показывает анализ, основным погрузочно-раз грузочным и монтажным оборудованием в настоящее время являются автомобильные стреловые краны, из которых около 50% грузоподъемностью до 5 г, в то время как наиболее эффективными для сельского строи тельства (с учетом объемно-планировочных и конструк тивных решений зданий и сооружений) являются авто мобильные краны грузоподъемностью 10—16 т и авто мобильные краны с башенно-стреловым оборудованием, которых насчитывается всего лишь около 12% общего количества. Дальнейшая индустриализация сельского строительства, укрупнение элементов зданий и сооруже ний, повышение этажности требуют оснащения сельских строительных организаций специальными гусеничными и пневмоколееньгми кранами грузоподъемностью 16 т и более.
Ряд строительных машин, поставляемых промышлен ностью, по своим конструктивным данным не .может ис пользоваться в условиях отрицательных температур и работает сезонно (бетоносмесительные установки, шту катурные агрегаты и др.). Почти не выпускаются ма шины для разработки мерзлых грунтов, монтажио-шар- нирные машины для отделочных и специально-монтаж
62
ных работ, асфальтораскладчйков малой производи тельности, машин для устройства буронабивных свай. Крайне мало выпускается сваебойных агрегатов на трак торах, а сваебойные агрегаты иа автомобилях не [выпус каются вообще. Не налажен выпуск трубоукладчиков грузоподъемностью б—12 т. Организации сельского
.строительства не получают машин для работы в усло виях жаркого климата. Мало выпускается машин с достаточным набором сменного оборудования для раз личных технологических целей.
Одним из условий сокращения затрат ручного труда и повышения его производительности является дальней шее значительное увеличение вооруженности рабочих электрифицированным инструментом и средствами ма лой механизации.
Однако в настоящее время на одного рабочего' в ■сельском строительстве приходится лишь около 0,1 ин струмента. Надежность инструмента невысока, весовые же параметры отдельных средств механизации (напри мер, затирочные машины для штукатурных работ) не позволяют эффективно их использовать.
Поэтому в перспективе повышение уровня механи зации строительно-монтажных работ в сельском строи тельстве и соответственно сокращение затрат ручного труда должно решаться прежде всего за счет следую щих мероприятий: повышения оснащенности строитель ства универсальными высокопроизводительными маши нами, средствами малой механизации, различными при способлениями и транспортными средствами; создания систем машин и транспорта для комплексной механиза ции; модернизации и замены устаревших машин и обо рудования; улучшения эксплуатации, технического обслу живания и ремонта строительной техники; внедрения новых методов работы машин и управления их парком с совершенствованием диспетчерской связи; улучшения организационных форм эксплуатации ероительных машин.
В этой связи промышленностью должно быть созда но и Минсельетроем СССР внедрено такое высокопроиз водительное оборудование, как гидравлические полно поворотные экскаваторы на нневмоколесном ходу с емкостью ковша 0,65—1 м3; колесные бульдозеры с мощ ностью силового оборудования 200 л. с. и более; само ходные скреперы с емкостью ковша 8—12 м3 с элева-
63
торной .загрузкой, бурильные .машины с диаметром бу рения 600—600 мм и глубиной 6—8 м\ краны на специ альном шасси автомобильного типа грузоподъемностью 16—40 т; рыхлители для мерзлых грунтов на базе гусе ничных тракторов и др.
Совершенствование способов механизации монтажа строительных конструкций намечается за счет повыше ния удельного веса применения стреловых кранов повы шенной грузоподъемности и увеличения среднесписоч ной мощности строительных машин. В этой связи толь ко до 1975 г. в сравнении с 1970 г. намечается повышение среднесписочной мощности одной машины в организа циях Минсельстроя СССР по группе одноковшовых экскаваторов с 0,26 до 0,4 м3 емкости ковша, бульдозе ров св0,б до 86Д л. с., скреперов с 4,54 до 6,5 мг емко сти ковша, стреловых кранов с 5,8 до 8 т грузоподъем ности.
Для механизации вспомогательных ручных операций на монтажных работах должен найти широкое приме нение механизированный и электрифицированный инст румент, а также автоматизированные захватные устрой ства. .Намечается также широкое внедрение механизи рованного инструмента и .приспособлений для заделки стыков, временного закрепления элементов их сварки, а также механизированного инструмента для выполне ния специальных работ.
С целью повышения уровня механизации и снижения затрат ручного труда при выполнении отделочных работ предполагается значительно повысить удельный вес де талей заводского изготовления с законченнымтехноло гическим циклом по отделочным работам. Кроме того, должен найти широкое внедрение механизированный инструмент для резки и укладки рулонных материалов, для малярных работ по отделке зданий, а также высо копроизводительный специализированный инструмент, средства малой механизации и установки для отделки сборных конструкций и элементов зданий в заводских условиях и на строительных объектах.
Повышение уровня механизации погрузочно-разгру зочных работ в сельском строительстве осуществляется в направлении применения контейнеров, поддонов, паке тирования и предварительной комплектации грузов; внедрения еаморазгружающихся транспортных средств для доставки сыпучих строительных материалов; созда
64
ния -сети механизированных складов цемента; изменения структуры парка транспортных средств с увеличением доли специальных транспортных средств контейнеров; увеличения применения одноковшовых универсальных погрузчиков вместо экскаваторов и т. д.
В решении этих вопросов важная роль принадлежит Министерству строительного, дорожного и коммуналь ного машиностроения, а также некоторым другим ми нистерствам и ведомствам, которым подчинены заводы, зайятые выпуском строительных машин. Им предстоит в ближайшие годы создать новые высокопроизводитель ные машины и механизмы, обеспечивающие дальнейший рост производительности труда и ликвидацию ручного труда (экскаваторы на шасси автомобильного типа с ковшам емкостью 0,4 м3 и более, монтажные краны на специальном шасси автомобильного типа грузоподъем ностью 16—40 т, колесные бульдозеры с силовым обору дованием мощностью 200 л. с. и более, .погрузчики на пневмоколеаном ходу грузоподъемностью 6—15 т, рых лители для мерзлых грунтов с силовым оборудованием мощностью 330—500 л. с., мобильное сваебойное обо рудование, бурильно-крановые установки, автоматизи рованные растворобетоносмесительные установки, мо бильные установки для подачи бетонных смесей к месту укладки, краны для монтажа элеваторов и др.). Этим министерствам и ведомствам также предстоит органи зовать серийное производство эффективных машин и механизмов, изготовляемых в настоящее время строи тельными организациями (монтажные машины типа МШТС, бурильные машины типа ВКМА, трубоукладчи ки, монтажные краны типа МЛОГ, асфальтоукладчики на базе автопогрузчика и др.), и обеспечить потребности М'инсельстроя СССР в этих машинах; обеспечить изго товление передвижных средств технического обслужи вания строительных машин, разработку приборов и средств технической диагностики.
Одним из главных резервов повышения механизации трудоемких строительных процессов и сокращения руч ного труда на земляных, каменных, бетонных, отделоч ных и кровельных-работах в текущем пятилетии явля ется также совершенствование форм 'эксплуатации средств малой механизации и механизированного инст румента.
|В 1972 г. ,на всех видах работ в сельском строитель стве было занято ручным трудом 66% рабочих. Причем
65
наибольший удельный вес рабочих, выполняющих рабо ты вручную без помощи машин и механизмов, имел мес то при производстве штукатурных — 75,7% и малярных работ — 84,-2%, что составляло более 80 тыс. человек, а на (каменных, плотничных и столярных работах —-свы ше 160 тыс. человек. Поэтому перед сельскими строите лями -стоит задача обеспечить массовое внедрение в строительство средств малой механизации и механизи рованного инструмента и .значительно улучшить их ис пользование путем организации специализированных участков малой механизации. Практика показывает, что создание таких участков при обще-строительных трестах или управлениях механизации дает возможность улуч шить обеспечение -строительных организаций средствами малой механизации, -расширить их номенклатуру, в централизованном .порядке организовать их техническое обслуживание и ремонт. Это 'позволит повысить техни ческую готовность и уровень использования средств ме ханизации и будет -способствовать дальнейшему сокра щению затрат ручного труда в сельском строительстве.
В настоящее время в системе Минсельетроя РСФСР, Украинской ОСР, Узбекской ССР созданы и действуют около 30 участков малой механизации. Предусматрива ется создание таких участков и в других минсельстроях союзных республик.
Существующие управления механизации -недостаточ но обеспечены и передвижными средствами техническо го обслуживания машин и механизмов (передвижными мастерскими, топливомаслозаиравщиками, средствами транспортировки машин и т. д.), а также помещениями для хранения и выдачи механизированного инструмента непосредственно на строительных площадках. Поэтому выделение этих средств явится -важным условием свое временного обеспечения необходимыми средствами ме ханизации важнейших участков рассредоточенного-сель ского строительства, повышения эффективности работы этих управлений, лучшего использования машин и, со ответственно, сокращения затрат ручного труда при вы полнении строительных работ.
-Наряду с совершенствованием -качественной харак теристики машинного па-р.ка и внедрением новых -видов машин и -приспособлений важным направлением повы шения уровня механизации в -сельском строительстве и сокращения затрат ручного труда является улучшение
6 6
использования действующего парка строительных
машин. - В настоящее время использование основных видов
машин в организациях Минсельстроя РСФСР характе ризуется данными, приведенными в табл. 16.
Т а б л и ц а 16
|
|
Годы |
|
|
|
Вид машин |
1967 |
1968 |
1969 |
1970 |
1971 |
1964 |
Экскаваторы с |
емкостью |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ковша в м3: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
до |
0 ,3 5 ........................................ |
|
1 |
6 8 0 |
1 |
7 3 2 |
1 |
8 4 3 |
1 |
7 5 0 |
1 |
8 4 5 |
1 8 4 7 |
|
свыше 0 ,3 5 ............................ |
|
2 |
0 8 0 |
1 |
3 3 7 |
2 |
4 1 9 |
2 |
2 8 0 |
2 |
2 9 5 |
2 |
140 |
|
многоковшовые................ |
|
_ |
|
9 2 8 |
|
8 3 5 |
1 |
139 |
1 0 3 6 |
1 2 4 2 |
||||
Бульдозеры ........................ |
|
1 |
7 1 0 |
2 |
0 4 7 |
2 |
0 9 0 |
2 |
0 3 5 |
2 |
1 5 6 |
2 |
2 0 7 |
|
К р а н ы . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гусеничные .................... |
. . . . |
2 |
0 7 0 |
2 |
160 |
2 |
101 |
2 |
5 6 3 |
2 |
4 9 2 |
2 |
5 9 6 |
|
автомобильные |
2 0 9 5 |
2 |
169 |
2 |
177 |
2 |
6 3 2 |
2 |
7 4 0 |
2 |
9 6 9 |
|||
Автопогрузчики.................... |
|
|
6 9 2 |
1 771 |
1 8 5 2 |
1 8 5 8 |
2 |
0 1 0 |
2 |
0 7 2 |
||||
Автогрейдеры........................ |
|
|
9 8 5 |
1 |
3 4 9 |
1 3 6 0 |
1 2 7 2 |
1 6 0 0 |
1 |
3 9 8 |
Несмотря на то что использование основных видов строительных машин (бульдозеров, автогрейдеров, не которых видов экскаваторов) по времени с 1964 по 1971 г. значительно улучшилось, их общий годовой ба ланс рабочего времени пока остается еще не высоким. Особенно недостаточно используются многоковшовые экскаваторы, скреперы, одноковшовые экскаваторы с емкостью ковша до <0,36 м3 и автогрейдеры. Коэффици ент использования календарного фонда времени машин в целом по Минсельстрою РСФСР в 1971 г. был следую щим: экскаваторов на тракторе «Беларусь» — 0,2,1, од
ноковшовых экскаваторов —0,24, бульдозеров |
0,36, |
|
скреперов — 0,24, стреловых кранов —0,26, |
башенных |
|
кранов — 0,28 и автогрейдеров —0,16. При |
этом, |
как |
видно из табл. 17, использование строительных машин в сельском строительстве по времени несколько ниже, чем в других отраслях строительства. Это отрицательно ска зывается на повышении уровня механизации строитель ных работ и свидетельствует о имеющихся резервах улучшения использования машин в сельском строитель
стве.
67
Министерства
СССР
Всего по СССР
В том числе: Минсельстрой Минтяжстрой Минпромстрой Минстрой . . Минтрансстроп Минмонтажспецстрой . .
Т а б л и ц а 17;
|
|
Время работы машин в ч |
|
|
|||
|
|
! |
кранов |
|
|
ю |
|
экскаваторов |
|
|
|
|
автогрейдеров |
автопогрузчлю |
|
бульдозеров |
башенных |
автомобиль ных |
пневмоколесных |
гусеничных |
|||
|
|
|
|
|
|
1 |
|
2406 |
2349 |
2984 |
2332 |
3059 |
2916 |
ши |
2009 |
2116 |
2146 |
2481 |
2320 |
2904 |
2673 |
1472 |
1992 |
2778 |
2914 |
3090 |
2715 |
3485 |
3692 |
1729 |
2172 |
2701 |
2804 |
3288 |
2832 |
3435 |
3413 |
1871 |
2173 |
2637 |
2793 |
3258 |
2813 |
3573 |
3480 |
1745 |
1998 |
2319 |
2531 |
2501 |
1956 |
2552 |
2794 |
1550 |
1866 |
2113 |
1998 |
2386 |
2063 |
2514 |
2536 |
1702 |
2014 |
* 'Составлена 'по данным 119711 г.
Одной из основных' причин низкого уровня целосменното использования машин и механизмов в сельском строительстве является 'большая рассредоточенность строящихся объектов и малые объемы работ на строи тельных площадках. Это обусловливает непродолжи тельное время работы на большинстве строительных площадок машин и механизмов (экскаваторы с емкостью ковша до О,Т5 мъ на одной стройплощадке работают в среднем от 4 до 10, а с емкостью ковша 0,35 м3 и выше — от 4 до 6 дней, бульдозеры —также от 4 до 6 и авто краны—до 20 дней) и вызывает необходимость их час той перебазировки на значительное расстояние. Как .по казал анализ, количество таких перебазировок для од ной машины колеблется от 36 до 48 циклов в год.
Отрицательно влияет на использование машинного парка отсутствие средств транспортировки строительной техники. Нередко экскаваторы, бульдозеры и другие машины по этой причине перегоняют своим ходом на значительные расстояния, в результате общие затраты времени на перебазировку строительных машин состав ляют в среднем 14—16%, а в ряде случаев до 25% их рабочего времени. Сокращение времени на перебази ровку машин '-позволило бы значительно улучшить эф фективность использования машинного парка и повы сить уровень механизации строительства. С этой целью необходимо сосредоточить работы на меньшем количе стве одновременно строящихся объектов, обеспечить
68
строительные организации средствами транспортировки механизмов и разработать схемы их рационального пе ремещения.
Важной причиной недостаточно эффективного ис пользования машин в сельском строительстве является также неудовлетворительное состояние ремонтной базы и ее недостаточная мощность, что вызывает большие простои машин в ремонте и его ожидании. Проведенный анализ использования машин в отдельных трестах по казал, что простои из-за неисправности, а также несвое временного обслуживания составляют в среднем 20— 30% рабочего времени машин.
Кроме того, следует отметить и низкое качество ре монта ряда машин, которое ведет к частым поломкам, внеплановым ремонтам и большим трудовым и матери альным непроизводительным затратам. Повышение эф фективности использования строительных машин за счет сокращения сроков ремонта и улучшения его качества требует развития и укрепления ремонтно-технической базы сельского строительства, повышения квалификации ремонтного персонала, коренного улучшения организа ции ремонта и технического обслуживания машин.
Имеющиеся в настоящее время в сельском строительстве ремонтные заводы не в состоянии удовлетворить эти нужды. При потребности в капитальном ремонте строи тельной техники в 1971 г. на сумму примерно 36 млн. руб. Минсельстрой СССР располагал ремонтными мощ ностями лишь на 11 млн. руб., что составляет около 31%- Технический уровень производства существующих ремонтных предприятий также не отвечает современным требованиям. Свыше 50% трудоемкости капитального ремонта на многих заводах приходится на ручные сле сарно-сборочные работы.
Поэтому улучшение ремонтного дела в сельском строи тельстве должно идти путем выявления резервов произ водства на действующих заводах, повышения их орга низационно-технического уровня, создания новых мощ ностей по капитальному ремонту строительной техники, оснащенных современной передовой технологией произ водства. Только высоко-специализированные ремонтные предприятия позволяют в полной мере использовать но вейшие методы организации и технологии производства, повысить механизацию ремонта и полностью удовлетво рить потребности сельского строительства в ремонте.
69