Файл: Панкратов, Е. П. Пути сокращения затрат ручного труда в сельском строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
При этом необходимо, чтобы развитие специализации ремонтного производства включалось в народнохозяй ственный план. Только на его основе возможна успеш ная и быстрая реорганизация ремонтного хозяйства в сельском строительстве.
Низкой является и отраслевая специализация ремонт ных заводов. Многие ремонтные предприятия заняты производством продукции машиностроения, монтажных заготовок, металлической оснастки для производства сборного железобетона и т. д., что на отдельных пред приятиях составляет до 70% и более их производствен ного плана. Так, из общей мощности девяти предприя тий по капитальному ремонту строительной техники треста Росреммехсельстроя, обслуживающего организа ции Минсельстроя РСФСР, оцениваемой в 1971 г. в 13,4 млн. руб., только 37,3% этой мощности использо валось для капитального ремонта и производства запас ных частей, а 62,7%— для производства продукции, не относящейся к ремонту.
Недостатки в специализации ремонтных предприятий препятствуют повышению их технического уровня, про изводительности труда и снижению стоимости ремонта. На большинстве ремонтных предприятий капитальный ремонт составляет более 60% стоимости новой машины, а их простои в плановых ремонтах, как правило, в 2— 4 раза выше установленной нормы. Более того, многие заводы не выполняют план централизованного ремонта машин. Поэтому строительные организации при низком техническом уровне и больших трудовых и материаль ных затратах вынуждены до 50% и более капитальных ремонтов выполнять в своих мастерских. Из-за недоста
точной мощности ремонтной базы |
и ее низкого техниче |
|||||||
ского уровня план по ремонту строительных |
машин |
и |
||||||
механизмов в организациях |
Минсельстроя |
СССР |
в |
|||||
1970 г. был выполнен |
лишь |
на |
72,2%, |
а в 1971 |
г. на |
|||
70,9%. В результате на начало |
1971 г. в сельском строи |
|||||||
тельстве находилось в |
неисправном |
состоянии |
около |
|||||
1,5 тыс. одноковшовых экскаваторов, |
1,2 |
тыс. |
бульдозе |
|||||
ров, около 1,3 тыс. автомобильных кранов и т. л., |
что |
|||||||
составляет в среднем 15—16% всего |
наличного |
парка |
||||||
основных строительных |
машин. |
Причем |
в |
сельском |
строительстве удельный вес неисправных машин в общей их численности выше, чем в других отраслях строи тельства.
70
Чтобы обеспечить всевозрастающую потребность сельского строительства в капитальном ремонте машин и сделать его экономически эффективным, необходимо прежде всего освободить ремонтные заводы от произ водства продукции, не имеющей отношения к ремонт ным работам, и тем самым повысить уровень их отрас левой специализации. Опыт работы таких предприятий подтверждает возможность значительно увеличить их производственные мощности, снизить трудоемкость ре монтных работ (вследствие применения прогрессивной технологии, специальной оснастки и высокопроизводи тельного оборудования), сократить сроки и снизить стоимость ремонта.
■Улучшение ремонтного дела и повышение эффектив ности использования парка строительной техники во многом будет зависеть от степени обеспечения сельского строительства запасными частями и машинами. В на стоящее время потребность в них удовлетворяется на 30—40% и то в стоимостном выражении, а .не по номен клатуре.
'Недостаточная обеспеченность сельского строитель ства запасными частями заводского производства ведет к тому, что многие строительные организации вынужде ны сами (для собственных нужд) заниматься их изго товлением. В результате стоимость запасных частей обходится в 2—4 раза дороже заводской. Кроме того, про изводство запасных частей силами строительных орга низаций обусловливает высокую трудоемкость ремонт ных работ (из-за применения случайных материалов и обработки деталей кустарными методами); их низкое качество, невыполнение ремонтных работ в установлен ные нормативами сроки и досрочное выбытие основных фондов. Это снижает эффективность использования ма шинного парка и увеличивает затраты на механизацию строительно-монтажных работ.
Правильная организация снабжения строек запас ными частями может быть решена лишь при условии их производства на специализированных предприятиях с соблюдением необходимой номенклатуры. Массовое из готовление запасных частей на специализированных ре монтных заводах .позволит уменьшить затраты труда при выполнении ремонтных работ (так как отпадает необходимость .подгонки деталей), снизить их стоимость, сократить сроки и повысить качество ремонта.
71
Важны-м направлением улучшения использования парка машин в сельском строительстве и повышения уровня механизации выполняемых работ является со вершенствование организационных форм эксплуатации строительной техники.
Критерием эффективности организационной формы следует считать ее способность обеспечить высокую тех ническую готовность машин (при минимальных затра тах труда и средств), возможность оперативного манев рирования парком среди обслуживаемого круга органи зации и более полного удовлетворения потребности стро ек .в машинах при их максимальном использовании.
В организационной структуре эксплуатации машин ного парка в сельском государственном подрядном строительстве четко определяются три направления: в одних строительных трестах и производственных управ лениях машины находятся на балансе передвижной ме ханизированной колонны (ПМК) и им непосредственно подчинены; в других —часть сконцентрирована в управ лениях или участках механизации (УМ), созданных при трестах, а часть оставлена на балансе в ПМК; -в ряде организаций основные строительные машины сосредо точены на балансе УМ и в ПМК оставлена лишь часть мелкой техники.
'Проведенный анализ показывает, что наиболее при емлемой и экономически целесообразной формой орга низации эксплуатации машинного парка в условиях сельского строительства является его концентрация в управлениях механизации при строительных трестах. Это обусловлено тем, что отдельные машины, эксплуа тирующиеся в масштабе одной ПМК и находящиеся у нее на балансе, полностью загрузить невозможно. Поэ тому они часто простаивают, в то время когда в них крайне нуждаются другие организации треста. Руковод ство треста должно иметь постоянную возможность опе ративно маневрировать машинами, что возможно только при сосредоточении их в одних руках — управлениях' механизации, создаваемых при общестроительных трес тах или производственных управлениях. Передача машин из ПМК)на баланс УМ позволяет лучше удовлет ворить потребности строительства в средствах механи зации, сосредоточить технику на особо важных и пуско вых объектах, сократить ее простои и повысить произ водительность. Кроме того, улучшается ремонт, техни
72
ческое обслуживание и повышается мобильность пар ка.
Анализ результатов работы 30 сельских строительных трестов и производственных управлений, функционирую щих в центральных районах страны, показывает, что если средняя продолжительность работы одноковшовых экс каваторов с емкостью ковша до 0,35 мъ, находящихся
введении ПМ'К, в 1971 г. составила 1785 ч, экскаваторов
семкостью ковша свыше 0,35 мг— 2089, бульдозеров — 2051 и автокранов 2614 ч, то продолжительность рабо ты машин, находящихся в управлениях механизации, была выше соответственно на 5; 19,1; 6,8 и 7%.
Более полное представление об изменении эффектив ности использования строительных машин и механизмов
сувеличением степени их концентрации в УМ дают
данные в табл. 18.
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 18 |
|
|
Группы орга |
|
Выработка машин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
низаций с |
|
|
|
Время работы |
Вид |
машин |
удельным ве |
единица |
показатели |
||
сом машин, |
машин за год |
|||||
|
|
находящихся |
измерения |
выработки |
в ч |
|
|
|
в УМ, в % |
|
|
|
|
Экскаваторы с |
До 50 |
тыс. м 3 |
81,6 |
2083 |
||
ковшом |
ем- |
50—70 |
на 1 м 3 |
82,7 |
2102 |
|
костью |
свыше |
70—90 |
емкости |
83,6 |
2150 |
|
0,35 м3 |
Свыше 90 |
ковша |
84,9 |
2194 |
||
Бульдозеры |
До 50 |
тыс. м 3 |
21,1 |
2147 |
||
|
|
50—70 |
на 1 |
шт. |
22,0 |
2188 |
|
|
70—90 |
|
|
22,7 |
2203 |
|
|
Свыше 90 |
|
|
23,8 |
2259 |
Краны |
стрело- |
До 50 |
тыс. |
т на |
1,3 |
2211 |
вые |
|
50—70 |
1 т грузо- |
1,38 |
2234 |
|
|
|
70—90 |
подъемное- |
1,41 |
2293 |
|
|
|
Свыше 90 |
ти крана |
1,45 |
2309 |
П р и м е ч а н и е . Таблица рассчитана по результатам работы 30 сель ских строительных трестов л inроизводетвеиных управлений, функционирую щих в центральных районах страны.
Приведенные в таблице данные показывают, что на каждые 10% повышения-степени концентрации строи тельных машин в УМ (в пределах 50— 100%) выра ботка экскаваторов с ковшом емкостью свыше 0„35 м?-
73
возрастает в среднем на 0,7—1%, бульдозеров на 2—3%, кранов стреловых на 1,5—2,8% и т. д.
О преимуществах концентрации строительной техни ки в управлениях механизации свидетельствуют также данные о ее внутрисменном использовании. Как показа ли результаты хрономегражных наблюдений, проведен ных в 1972 г. рядом нормативно-исследовательских стан ций системы Минсельстроя СССР, внутрисменные про стои строительной техники, находящейся в ПМК, в сред нем на 13—25% выше, чем техники, находящейся в ве дении УМ.
Концентрация строительных машин в УМ позволяет не только улучшить их использование, но и значительно сократить затраты на техническое обслуживание и ре монт. Если в низовых строительных организациях обслу живание и ремонт строительной техники зачастую осу ществляется недостаточно квалифицированными рабо чими и в кустарных условиях, то сосредоточение парка машин в УМ дает возможность создать единую трестов скую базу1эксплуатации, укомплектовать ее высококва лифицированными кадрами, шире механизировать труд рабочих, занятых ремонтом и обслуживанием, и, следо вательно, повысить производительность труда и сокра тить затраты ручного труда. Произведенная группиров ка анализируемой совокупности организации показыва ет, что на каждые 20% повышения степени концентра ции машин в управлениях механизации удельный вес затрат на их эксплуатацию и содержание в себестоимо сти выполненных строительно'-монтажных работ снижа ется в среднем на 0,3—0,4%.
Значительно повышается и техническая готовность парка.; Если (в большинстве организаций, где основная строительная техника находится на балансе УМ, удель ный вес неисправных машин колеблется в среднем от 9 до 14%, то в организациях, где машины сосредоточены в ПМК, этот показатель достигает 16—20%. Все эти данные говорят о том, что в целях повышения эффективности использования строительной техники дальнейшее совер шенствование организационных форм эксплуатации ма шинного парка в сельском подрядном строительстве це лесообразно осуществлять, концентрируя его в управле ниях или участках механизации при трестах.
За последние годы в системе Минсельстроя СССР бы ла проведена большая работы по созданию управлений
74
механизации и концентрации в них основной строитель ной техники. В результате за 1967—1971 юг. количество управлений механизации возросло почти в два раза. Ос новные технико-экономические показатели использова ния строительных машин и механизмов, находящихся в УМ, как во времени, так и по производительности в сред нем на 7—12% выше, чем в ПМКу Но, несмотря на оче видную эффективность концентрации машин, лишь око ло 65% всего парка сосредоточено в управлениях меха низации, а остальная техника, в том числе и.машины для отделочных, электромонтажных, сантехнических и дру гих работ, а также средства малой механизации, меха низированный и электрифицированный инструмент на
ходятся в ведении ПМКПоэтому дальнейшая организа ция специализированных подразделений по эксплуатации машин и механизмов (и концентрация в них основной строительной техники) даст возможность сельскому стро ительству значительно улучшить использование машин, повысить их техническую готовность и полнее удовлетво рять потребности строительства в средствах механиза ции. Только за счет централизации основных строитель ных машин в сельском строительстве уровень их загруз ки вполне можно повысить на 7—9%, что равносильно сокращению капитальных вложений на пополнение пар ка машин на 35—40 млн. руб.
Важным резервом лучшего использования строитель ной техники является устранение ее внутрисменных про стоев. В настоящее время, как показывают данные хро номегражных наблюдений, проведенных в 1970 г., вели чина внутрисменных простоев составляет в среднем
28,4%.
Главное место среди потерь времени (11,9%) зани мают .простои из-за отсутствия фронта работ, которые в основном обусловлены распылением объемов строитель но-монтажных работ но большому количеству одновре менно строящихся объектов. Внутрисменные простои стро ительной техники из-за аварий и неисправностей (3,35%)' — результат несвоевременного и неквалифи цированного технического обслуживания строительных машин и механизмов, а также их некачественного ре монта, приводящего к сокращению сроков службы от
дельных узлов и машины ® целом. Около 7—8% всех простоев вызвано недостатками организационного по рядка: перебоями в снабжении материалами, электро
75
У
энергией, нарушением трудовой дисциплины и т. д. Об ращает на себя внимание тот факт, что простои из-за на рушения трудовой дисциплины и отсутствия фронта ра бот имеют тенденцию к росту. Это свидетельствует о недостаточном уровне организации производства и тру да в сельском строительстве и резервах улучшения ис пользования машинного парка.
Большие резервы роста эффективности использова ния машинного парка заложены и в повышении коэффи циента сменности. Увеличение сменности работы машин и одновременное сокращение их внутрисменных просто ев позволяют значительно увеличить объем строительно монтажных работ с единицы стоимости основных произ водственных фондов, сократить сроки строительства и соответственно капитальные вложения в основные про изводственные фонды (на единицу стоимости строитель ной продукции).
Однако анализ показал, что основной парк строи тельных машин (бульдозеров, экскаваторов, автомобиль ных и башенных кранов) работает лишь по 8—10 ч в сутки, а в ряде организаций — всего по 6—7 ч. В резуль тате коэффициент сменности большинства основных строительных машин составляет 0,8—1,2, т. е. в среднем сельская строительная техника используется в одну сме ну. Причем при небольшом удалении строек от крупных населенных пунктов и при наличии специального транс
порта сменность работ машин, как |
правило, |
больше |
единицы (К— 1,1 Э- 1,2), а при значительном |
удалении |
|
/(=0,8 + 0,9. В то же время в других |
отраслях строи |
тельства сменность работы машинного парка, как прави ло, выше.
Одним из факторов, тормозящих организацию рабо ты парка машин в полторы-две смены, является недо статочная обеспеченность сельского строительства меха низаторскими кадрами, особенно в отдаленных районах. В ряде организаций не хватает механизаторов даже для работы в одну смену. Так, на 1 января 1971 г. в област ном производственном управлении Горьковоблсельстрой по отчетным данным на 90 экскаваторов приходилось лишь 80 экскаваторщиков, на 93 бульдозера — 63 буль дозериста, на 97 автокранов —• 101 крановщик и т. д. Таким образом, для организации работы во вторую сме ну хотя бы 50% основных строительных машин недо ставало примерно 140—160 человек.
76