Файл: Панкратов, Е. П. Пути сокращения затрат ручного труда в сельском строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом необходимо, чтобы развитие специализации ремонтного производства включалось в народнохозяй­ ственный план. Только на его основе возможна успеш­ ная и быстрая реорганизация ремонтного хозяйства в сельском строительстве.

Низкой является и отраслевая специализация ремонт­ ных заводов. Многие ремонтные предприятия заняты производством продукции машиностроения, монтажных заготовок, металлической оснастки для производства сборного железобетона и т. д., что на отдельных пред­ приятиях составляет до 70% и более их производствен­ ного плана. Так, из общей мощности девяти предприя­ тий по капитальному ремонту строительной техники треста Росреммехсельстроя, обслуживающего организа­ ции Минсельстроя РСФСР, оцениваемой в 1971 г. в 13,4 млн. руб., только 37,3% этой мощности использо­ валось для капитального ремонта и производства запас­ ных частей, а 62,7%— для производства продукции, не относящейся к ремонту.

Недостатки в специализации ремонтных предприятий препятствуют повышению их технического уровня, про­ изводительности труда и снижению стоимости ремонта. На большинстве ремонтных предприятий капитальный ремонт составляет более 60% стоимости новой машины, а их простои в плановых ремонтах, как правило, в 2— 4 раза выше установленной нормы. Более того, многие заводы не выполняют план централизованного ремонта машин. Поэтому строительные организации при низком техническом уровне и больших трудовых и материаль­ ных затратах вынуждены до 50% и более капитальных ремонтов выполнять в своих мастерских. Из-за недоста­

точной мощности ремонтной базы

и ее низкого техниче­

ского уровня план по ремонту строительных

машин

и

механизмов в организациях

Минсельстроя

СССР

в

1970 г. был выполнен

лишь

на

72,2%,

а в 1971

г. на

70,9%. В результате на начало

1971 г. в сельском строи­

тельстве находилось в

неисправном

состоянии

около

1,5 тыс. одноковшовых экскаваторов,

1,2

тыс.

бульдозе­

ров, около 1,3 тыс. автомобильных кранов и т. л.,

что

составляет в среднем 15—16% всего

наличного

парка

основных строительных

машин.

Причем

в

сельском

строительстве удельный вес неисправных машин в общей их численности выше, чем в других отраслях строи­ тельства.

70


Чтобы обеспечить всевозрастающую потребность сельского строительства в капитальном ремонте машин и сделать его экономически эффективным, необходимо прежде всего освободить ремонтные заводы от произ­ водства продукции, не имеющей отношения к ремонт­ ным работам, и тем самым повысить уровень их отрас­ левой специализации. Опыт работы таких предприятий подтверждает возможность значительно увеличить их производственные мощности, снизить трудоемкость ре­ монтных работ (вследствие применения прогрессивной технологии, специальной оснастки и высокопроизводи­ тельного оборудования), сократить сроки и снизить стоимость ремонта.

■Улучшение ремонтного дела и повышение эффектив­ ности использования парка строительной техники во многом будет зависеть от степени обеспечения сельского строительства запасными частями и машинами. В на­ стоящее время потребность в них удовлетворяется на 30—40% и то в стоимостном выражении, а .не по номен­ клатуре.

'Недостаточная обеспеченность сельского строитель­ ства запасными частями заводского производства ведет к тому, что многие строительные организации вынужде­ ны сами (для собственных нужд) заниматься их изго­ товлением. В результате стоимость запасных частей обходится в 2—4 раза дороже заводской. Кроме того, про­ изводство запасных частей силами строительных орга­ низаций обусловливает высокую трудоемкость ремонт­ ных работ (из-за применения случайных материалов и обработки деталей кустарными методами); их низкое качество, невыполнение ремонтных работ в установлен­ ные нормативами сроки и досрочное выбытие основных фондов. Это снижает эффективность использования ма­ шинного парка и увеличивает затраты на механизацию строительно-монтажных работ.

Правильная организация снабжения строек запас­ ными частями может быть решена лишь при условии их производства на специализированных предприятиях с соблюдением необходимой номенклатуры. Массовое из­ готовление запасных частей на специализированных ре­ монтных заводах .позволит уменьшить затраты труда при выполнении ремонтных работ (так как отпадает необходимость .подгонки деталей), снизить их стоимость, сократить сроки и повысить качество ремонта.

71

Важны-м направлением улучшения использования парка машин в сельском строительстве и повышения уровня механизации выполняемых работ является со­ вершенствование организационных форм эксплуатации строительной техники.

Критерием эффективности организационной формы следует считать ее способность обеспечить высокую тех­ ническую готовность машин (при минимальных затра­ тах труда и средств), возможность оперативного манев­ рирования парком среди обслуживаемого круга органи­ зации и более полного удовлетворения потребности стро­ ек .в машинах при их максимальном использовании.

В организационной структуре эксплуатации машин­ ного парка в сельском государственном подрядном строительстве четко определяются три направления: в одних строительных трестах и производственных управ­ лениях машины находятся на балансе передвижной ме­ ханизированной колонны (ПМК) и им непосредственно подчинены; в других —часть сконцентрирована в управ­ лениях или участках механизации (УМ), созданных при трестах, а часть оставлена на балансе в ПМК; -в ряде организаций основные строительные машины сосредо­ точены на балансе УМ и в ПМК оставлена лишь часть мелкой техники.

'Проведенный анализ показывает, что наиболее при­ емлемой и экономически целесообразной формой орга­ низации эксплуатации машинного парка в условиях сельского строительства является его концентрация в управлениях механизации при строительных трестах. Это обусловлено тем, что отдельные машины, эксплуа­ тирующиеся в масштабе одной ПМК и находящиеся у нее на балансе, полностью загрузить невозможно. Поэ­ тому они часто простаивают, в то время когда в них крайне нуждаются другие организации треста. Руковод­ ство треста должно иметь постоянную возможность опе­ ративно маневрировать машинами, что возможно только при сосредоточении их в одних руках — управлениях' механизации, создаваемых при общестроительных трес­ тах или производственных управлениях. Передача машин из ПМК)на баланс УМ позволяет лучше удовлет­ ворить потребности строительства в средствах механи­ зации, сосредоточить технику на особо важных и пуско­ вых объектах, сократить ее простои и повысить произ­ водительность. Кроме того, улучшается ремонт, техни­

72


ческое обслуживание и повышается мобильность пар­ ка.

Анализ результатов работы 30 сельских строительных трестов и производственных управлений, функционирую­ щих в центральных районах страны, показывает, что если средняя продолжительность работы одноковшовых экс­ каваторов с емкостью ковша до 0,35 мъ, находящихся

введении ПМ'К, в 1971 г. составила 1785 ч, экскаваторов

семкостью ковша свыше 0,35 мг— 2089, бульдозеров — 2051 и автокранов 2614 ч, то продолжительность рабо­ ты машин, находящихся в управлениях механизации, была выше соответственно на 5; 19,1; 6,8 и 7%.

Более полное представление об изменении эффектив­ ности использования строительных машин и механизмов

сувеличением степени их концентрации в УМ дают

данные в табл. 18.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 18

 

 

Группы орга­

 

Выработка машин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

низаций с

 

 

 

Время работы

Вид

машин

удельным ве­

единица

показатели

сом машин,

машин за год

 

 

находящихся

измерения

выработки

в ч

 

 

в УМ, в %

 

 

 

 

Экскаваторы с

До 50

тыс. м 3

81,6

2083

ковшом

ем-

50—70

на 1 м 3

82,7

2102

костью

свыше

70—90

емкости

83,6

2150

0,35 м3

Свыше 90

ковша

84,9

2194

Бульдозеры

До 50

тыс. м 3

21,1

2147

 

 

50—70

на 1

шт.

22,0

2188

 

 

70—90

 

 

22,7

2203

 

 

Свыше 90

 

 

23,8

2259

Краны

стрело-

До 50

тыс.

т на

1,3

2211

вые

 

50—70

1 т грузо-

1,38

2234

 

 

70—90

подъемное-

1,41

2293

 

 

Свыше 90

ти крана

1,45

2309

П р и м е ч а н и е . Таблица рассчитана по результатам работы 30 сель­ ских строительных трестов л inроизводетвеиных управлений, функционирую­ щих в центральных районах страны.

Приведенные в таблице данные показывают, что на каждые 10% повышения-степени концентрации строи­ тельных машин в УМ (в пределах 50— 100%) выра­ ботка экскаваторов с ковшом емкостью свыше 0„35 м?-

73


возрастает в среднем на 0,7—1%, бульдозеров на 2—3%, кранов стреловых на 1,5—2,8% и т. д.

О преимуществах концентрации строительной техни­ ки в управлениях механизации свидетельствуют также данные о ее внутрисменном использовании. Как показа­ ли результаты хрономегражных наблюдений, проведен­ ных в 1972 г. рядом нормативно-исследовательских стан­ ций системы Минсельстроя СССР, внутрисменные про­ стои строительной техники, находящейся в ПМК, в сред­ нем на 13—25% выше, чем техники, находящейся в ве­ дении УМ.

Концентрация строительных машин в УМ позволяет не только улучшить их использование, но и значительно сократить затраты на техническое обслуживание и ре­ монт. Если в низовых строительных организациях обслу­ живание и ремонт строительной техники зачастую осу­ ществляется недостаточно квалифицированными рабо­ чими и в кустарных условиях, то сосредоточение парка машин в УМ дает возможность создать единую трестов­ скую базу1эксплуатации, укомплектовать ее высококва­ лифицированными кадрами, шире механизировать труд рабочих, занятых ремонтом и обслуживанием, и, следо­ вательно, повысить производительность труда и сокра­ тить затраты ручного труда. Произведенная группиров­ ка анализируемой совокупности организации показыва­ ет, что на каждые 20% повышения степени концентра­ ции машин в управлениях механизации удельный вес затрат на их эксплуатацию и содержание в себестоимо­ сти выполненных строительно'-монтажных работ снижа­ ется в среднем на 0,3—0,4%.

Значительно повышается и техническая готовность парка.; Если (в большинстве организаций, где основная строительная техника находится на балансе УМ, удель­ ный вес неисправных машин колеблется в среднем от 9 до 14%, то в организациях, где машины сосредоточены в ПМК, этот показатель достигает 16—20%. Все эти данные говорят о том, что в целях повышения эффективности использования строительной техники дальнейшее совер­ шенствование организационных форм эксплуатации ма­ шинного парка в сельском подрядном строительстве це­ лесообразно осуществлять, концентрируя его в управле­ ниях или участках механизации при трестах.

За последние годы в системе Минсельстроя СССР бы­ ла проведена большая работы по созданию управлений

74

механизации и концентрации в них основной строитель­ ной техники. В результате за 1967—1971 юг. количество управлений механизации возросло почти в два раза. Ос­ новные технико-экономические показатели использова­ ния строительных машин и механизмов, находящихся в УМ, как во времени, так и по производительности в сред­ нем на 7—12% выше, чем в ПМКу Но, несмотря на оче­ видную эффективность концентрации машин, лишь око­ ло 65% всего парка сосредоточено в управлениях меха­ низации, а остальная техника, в том числе и.машины для отделочных, электромонтажных, сантехнических и дру­ гих работ, а также средства малой механизации, меха­ низированный и электрифицированный инструмент на­

ходятся в ведении ПМКПоэтому дальнейшая организа­ ция специализированных подразделений по эксплуатации машин и механизмов (и концентрация в них основной строительной техники) даст возможность сельскому стро­ ительству значительно улучшить использование машин, повысить их техническую готовность и полнее удовлетво­ рять потребности строительства в средствах механиза­ ции. Только за счет централизации основных строитель­ ных машин в сельском строительстве уровень их загруз­ ки вполне можно повысить на 7—9%, что равносильно сокращению капитальных вложений на пополнение пар­ ка машин на 35—40 млн. руб.

Важным резервом лучшего использования строитель­ ной техники является устранение ее внутрисменных про­ стоев. В настоящее время, как показывают данные хро­ номегражных наблюдений, проведенных в 1970 г., вели­ чина внутрисменных простоев составляет в среднем

28,4%.

Главное место среди потерь времени (11,9%) зани­ мают .простои из-за отсутствия фронта работ, которые в основном обусловлены распылением объемов строитель­ но-монтажных работ но большому количеству одновре­ менно строящихся объектов. Внутрисменные простои стро­ ительной техники из-за аварий и неисправностей (3,35%)' — результат несвоевременного и неквалифи­ цированного технического обслуживания строительных машин и механизмов, а также их некачественного ре­ монта, приводящего к сокращению сроков службы от­

дельных узлов и машины ® целом. Около 7—8% всех простоев вызвано недостатками организационного по­ рядка: перебоями в снабжении материалами, электро­

75

У


энергией, нарушением трудовой дисциплины и т. д. Об­ ращает на себя внимание тот факт, что простои из-за на­ рушения трудовой дисциплины и отсутствия фронта ра­ бот имеют тенденцию к росту. Это свидетельствует о недостаточном уровне организации производства и тру­ да в сельском строительстве и резервах улучшения ис­ пользования машинного парка.

Большие резервы роста эффективности использова­ ния машинного парка заложены и в повышении коэффи­ циента сменности. Увеличение сменности работы машин и одновременное сокращение их внутрисменных просто­ ев позволяют значительно увеличить объем строительно­ монтажных работ с единицы стоимости основных произ­ водственных фондов, сократить сроки строительства и соответственно капитальные вложения в основные про­ изводственные фонды (на единицу стоимости строитель­ ной продукции).

Однако анализ показал, что основной парк строи­ тельных машин (бульдозеров, экскаваторов, автомобиль­ ных и башенных кранов) работает лишь по 8—10 ч в сутки, а в ряде организаций — всего по 6—7 ч. В резуль­ тате коэффициент сменности большинства основных строительных машин составляет 0,8—1,2, т. е. в среднем сельская строительная техника используется в одну сме­ ну. Причем при небольшом удалении строек от крупных населенных пунктов и при наличии специального транс­

порта сменность работ машин, как

правило,

больше

единицы (К— 1,1 Э- 1,2), а при значительном

удалении

/(=0,8 + 0,9. В то же время в других

отраслях строи­

тельства сменность работы машинного парка, как прави­ ло, выше.

Одним из факторов, тормозящих организацию рабо­ ты парка машин в полторы-две смены, является недо­ статочная обеспеченность сельского строительства меха­ низаторскими кадрами, особенно в отдаленных районах. В ряде организаций не хватает механизаторов даже для работы в одну смену. Так, на 1 января 1971 г. в област­ ном производственном управлении Горьковоблсельстрой по отчетным данным на 90 экскаваторов приходилось лишь 80 экскаваторщиков, на 93 бульдозера — 63 буль­ дозериста, на 97 автокранов —• 101 крановщик и т. д. Таким образом, для организации работы во вторую сме­ ну хотя бы 50% основных строительных машин недо­ ставало примерно 140—160 человек.

76