Файл: Мухин, А. И. Международный монополистический бизнес в ФРГ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
щества в области развития электроники немалые при* были.
Доля ЭВМ, ввозимых в ФРГ из-за границы для эк сплуатации, весьма значительна, да и иностранные фир мы, производящие их в ФРГ, широко используют детали, ввозимые с предприятий головного общества, например из США. И это несмотря на то, что первой в капитали стическом мире страной, создавшей ЭВМ, была Герма ния (1941 г.). Эта ведущая роль немецкой науки и тех ники в области электроники ФРГ полностью утеряна, а создатель первой ЭВМ — фирма «Цузе КГ»— из-за не хватки финансовых средств утеряла свою независимость, превратившись сначала в дочернее общество «Броун, Бовери», а затем «Сименс». В коммерческих целях исполь зуются главным образом иностранные ЭВМ.
О масштабах американского бизнеса, связанного с производством, поставками, монтажом и эксплуатацией ЭВМ, можно судить по огромной насыщенности ФРГ ком пьютерами. Достаточно сказать, что в расчете на душу населения ФРГ уступает по этому показателю только США, примерно в полтора раза превосходит Англию и Францию и в среднем в два раза — Канаду, Австралию и Японию. Правда, по числу установленных ЭВх'АФРГ кроме США уступает также Японии.
Из нескольких тысяч работающих в ФРГ ЭВМ 60% приходится на машины, произведенные «ИБМ». Это один из старейших и крупнейших в мире производителей кон торских (пишущих и счетных) машин. Переход компа нии к производству электронного оборудования может служить ярким примером диверсификации производст ва, когда новейшие отрасли начинают развиваться в рам ках старых монополий, имевших до того совершенно дру гой исторически сложившийся профиль. «ИБМ» построи ла в ФРГ (в Зиндельфингене) свое крупнейшее предпри ятие за границей, которое в настоящее время производит электронное оборудование для сбыта в ФРГ и на экспорт. Кроме того, «ИБМ» строит в ФРГ и другие предприятия.
Вряд ли в ФРГ есть еще иностранная фирма, которая бы за короткий срок так увеличила свой капитал, как «ИБМ Дойчланд»: за 1962—1972 годы он вырос примерно в восемь раз и достиг 900 млн. марок. «ИБМ Дойчланд» стало самым крупным по капиталу обществом с ограни ченной ответственностью в ФРГ. Его оборот за послед ние двадцать лет возрастал в среднем на 20% в год, а
46
инвестиции в конце 60-х годов только в ФРГ превышали инвестиции всего концерна «Сименс»5.
На территории ФРГ с 1958 года производит ЭВМ так же дочернее общество американского электротехническо го треста «ИТТ» — «Стандард электрик Лоренц АГ» в Штутгарте.
Производит компьютеры и «Еврокопм ГмбХ, Минден». В капитале этой смешанной компании участвуют американская монополия «Дженерал презишн эквипмент корпорейшн» и западногерманская фирма «Хартман унд Браун АГ, Франкфурт-ам-Майн».
Начинает переходить или уже перешло на производст во ЭВМ большинство крупных фирм, производящих кон торское и т. п. оборудование, и в их числе американская «Нешнл кэш реджистер ГмбХ, Аугсбург», специализи рующаяся на производстве кассовых аппаратов. Ныне примерно треть ее продукции приходится на средние и малые компьютеры.
Автомобильная промышленность
Доля иностранного капитала в рассматриваемой от расли весьма высока и составляет около 40%. В отличие от нефтеперерабатывающей, эта отрасль практически является вотчиной монополий США. Доля США в номи нальном капитале компаний, контролируемых иностран ными фирмами, составляет 94%. Другое отличие заклю чается в том, что иностранному (в данном случае амери канскому) капиталу противостоят в этой отрасли мощ ные западногерманские концерны «Фольксваген» и «Даймлер — Бенц». Три действующие дочерние компа нии — две американские и одна итальянская — обоснова лись еще в 20-х годах. С тех пор они стали полной собст венностью иностранных владельцев и сумели пустить глубокие корни в западногерманском хозяйстве (см.
табл. 10).
Послевоенный период ознаменовался огромным рос том производства автомобилей в капиталистических странах. В ФРГ этот рост происходил в немалой степени под влиянием американского капитала. Особенно это от носится к первому послевоенному десятилетию. Пораже ние Германии во второй мировой войне и образование ГДР нанесли серьезный удар по автомобильной промыш-
47
Иностранный
Д очернее общ ество в Ф РГ
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
10 |
капитал в |
автомобильной |
промышленности ФРГ |
||||
|
|
(1972 г.) |
|
ислоЧ зан я хты(ты с . ч е ловек) |
боротО (м лн . оармк ) |
роизводствоП сты(. ш т .) |
|
|
кционерныА й капитал(м лн . |
арокм) |
|||
Родительское |
|
|
|
|
||
общ ество |
и |
доля |
|
|
|
|
у ч а сти я |
(% ) |
|
|
|
|
|
|
|
1 1 |
|
|
|
|
«Адам Опель |
«Дженерал мо- |
950 |
57,8 |
6 490 |
839 |
|
АГ, Рюссельс |
горз |
корпо- |
|
|
|
|
гейм» |
рейшн» (США) |
|
|
|
|
|
«Форд-верке |
100% |
мотор |
720 |
55,1 |
5 779 |
776 |
«Форд |
||||||
АГ, -Кельн» |
компани» |
|
|
|
|
|
«Дойче |
(США) 99,7°/о |
401 |
2,7 |
989 |
13 |
|
«ФИАТ» (Ита |
||||||
ФИАТ АГ, |
лия) 100% |
|
|
|
|
|
Хейльбронн» |
|
|
|
|
|
|
1 Т968 г. |
|
|
|
|
|
|
И с т о ч н и к и : «IPW -Berichte», 1973, |
Nr. 9, SS. |
69—74; |
«IPW -Berichte», |
|||
1973, Nr. 12, |
SS. 68—70. |
|
|
|
ленности Западной Германии, и в том числе по крупней шей автомобильной компании Германии в то время «Адам Опель АГ». Это американское общество потеряло на территории ГДР свой завод в Бранденбурге, а в За падной Германии ее завод в Рюссельсгёйме серьезно по страдал от бомбардировок. Вместе с тем завод Форда в Кельне практически не пострадал. Американские пред приятия при поддержке оккупационных властей значи тельно раньше западногерманских начали массовый вы пуск автомашин и по темпам ежегодного прироста произ водства опережали национальные западногерманские фирмы. Об этом можно судить по росту удельного веса иностранного (американского) сектора в автомобиле строении ФРГ, который вырос с 28,4% в 1956 году до при мерно 42% в 1966 году. Затем началось постепенное, но очень незначительное снижение его доли.
Обострение конкурентной борьбы на западногерман ском рынке автомобилей непосредственно связано с дея тельностью крупнейшей западногерманской фирмы «Фольксваген»,
48
Как известно, вложения |
в автомобилестроение — |
одни из самых прибыльных, |
причем покупка действую |
щих предприятий выгоднее, чем новое строительство. Не удивительно поэтому, что, воспользовавшись банкротст вом в 60-х годах двух известных западногерманских ав томобильных фирм — «БМВ» и «Хеншель-верке», амери канский капитал пытался еще больше расширить свои позиции, однако успеха не имел. Американскому тресту «Крайслер» так и не удалось овладеть компанией «БМВ», «перехваченной» западногерманским промыш ленником Квандтом, а в капитале «Хеншель-верке» аме риканское участие оказалось кратковременным, как и швейцарское участие в «БМВ». Не удалась и попытка «Дженерал моторз» купить долю акций «Дойче банк» в акционерном капитале «Даймлер — Бенц».
Так как в связи с дальнейшей консолидацией «Обще го рынка» ожидалось существенное расширение рынка автомобилей, обе американские компании в начале 60-х годов предприняли широкую модернизацию производст ва на существующих предприятиях и внушительное по масштабам новое строительство в ФРГ, а также в сосед ней Бельгии, где были созданы филиалы в рамках основ ных комбинатов, расположенных в Западной Германии (Бельгия в силу своего географического положения пред ставляет собой выгодный плацдарм для экспорта; нема лое значение имели также предоставленные бельгийским правительством льготы).
Размеры капиталовложений в расчете на одного заня того и в процентах к обороту у американских фирм были
вдва-три раза выше, чем у западногерманских. Это поз волило американским автомобильным монополиям рас ширить и модернизировать свое производство автомашин
вФРГ, резко повысить производительность труда на них,
азначит, и их конкурентоспособность. Фирма «Адам Опель АГ» направила не менее 3 млрд, марок прежде всего на строительство двух заводов в Бохуме: в пред местье Лаэр был построен завод по производству шасси и монтажу моделей «Опель-Кадет» (малолитражная ма шина с емкостью цилиндра 1 л, конкурент «Фольксва ген»), а также «Опель-Олимпия» и «Опель-ГТ»; в пред местье Лангендреер — завод по производству моторов, приводов, осей, карданных валов и т. д. В городе Кайзерс лаутерн был построен завод по производству отдельных
деталей, в Антверпене (Бельгия) — сборочный завод.
49
Благодаря новому строительству «Адам Опель АГ» стала крупнейшим производителем автомобилей треста «Дженерал моторз» за границей и главным опорным пунктом этой гигантской монополии в Западной Европе.
«Форд-верке АГ» помимо расширенного основного предприятия в пригороде Кельна — Ниле имеет четыре производственных филиала: три в ФРГ (в Дюрене, Вюрфрате, Цвайбрюккене) и один в Бельгии (сборочный за вод в Генке). «Форд-верке АГ» также стал выпускать недорогую модель «Таунус-12М». Характерно, что боль шая часть средств, потребовавшаяся на капиталовложе ния, была мобилизована обеими компаниями за счет прибылей, полученных в самой ФРГ.
Более десяти лет «Опель» и «Форд» ведут с «Фольк сваген» настоящую «войну цен». Пока что борьба на за падногерманском рынке автомобилей ведется с перемен ным успехом, но «Фольксваген» и «Даймлер — Бенц» все чаще вынуждены переходить к обороне.
Начало 70-х годов ознаменовалось серьезным ослаб лением позиций национальной западногерманской авто промышленности, особенно концерна «Фольксваген». В 1972 году и в первой половине 1973 года «Адам Опель АГ» впервые перегнал его по сбыту легковых и комбини рованных машин на рынке ФРГ. Так под натиском аме риканской конкуренции эта компания впервые за 20 лет была оттеснена на второй план.
Итальянский капитал никогда не играл большой роли в производстве автомобилей в ФРГ. Дочерние общества «ФИАТ» в ФРГ обеспечивают прежде всего сбыт, сборку, складирование, ремонт и обслуживание автомобилей итальянского производства.
Общее машиностроение и металлообработка
Роль иностранных инвестиций в этой важнейшей отра сли западногерманской промышленности, взятой в целом, не так велика (12—15% всего объема производства), но в отдельных подотраслях она часто гораздо выше. Неоди наковая степень участия иностранного капитала сочета ется с его невысокой, как правило, концентрацией, по скольку по самому своему характеру производство про мышленного и другого производственного оборудования в силу огромнейшего разнообразия продукции вообще не отличается высокой степенью концентрации, по крайней
5Q
мере в ФРГ. Часть его проектируется И изготовляется на предприятиях, потребляющих это оборудование.
Уровень специализации в этой отрасли невысок. На пример, производством сварочного оборудования в ФРГ занято 50 западногерманских и около 20 иностранных фирм, но среди них нет специализированных предприя тий. Крупные иностранные концерны участвуют в таких относительно некрупных производствах главным образом постольку, поскольку они, имея мощную научно-исследо вательскую базу, продают часто за долю участия более мелким фирмам свои патенты и лицензии. Например, производящие сварочное оборудование западногерман ские фирмы «Линде» и «Кнапзак — Грисгейм» пользуют ся лицензиями американского химического концерна «Юнион карбайд корпорейшн».
Втяжелом машиностроении иностранный капитал практически не представлен. Но в такой важной отрасли, как энергомашиностроение, особенно в производстве па ровых котлов, давно уже пустила корни известная анг лийская фирма «Бабкок энд Уилкокс лимитед», имеющая
вФРГ дочернее общество «Бабкок унд Уилкокс—Дампф- кессельверке АГ, Оберхаузен». Английский капитал представлен также в моторостроении («Перкинз моторен ГмбХ»).
Встанкостроении доля иностранного капитала незна чительна, в этой отрасли нет особенно крупных фирм, производство на них более или менее специализировано
ине носит массового характера. Из десятка станкострои тельных фирм с иностранным участием половина связана с американским капиталом, две — с канадским и т. д. Но вое в станкостроении заключается прежде всего во внед рении автоматического и полуавтоматического оборудо вания. Это послужило стимулом для дальнейшего про никновения в эту отрасль американских станкостроитель ных фирм, использующих для этой цели поставки своего уникального оборудования, продажу патентов и лицен зий. На такой базе была создана американская дочерняя фирма «Экс-Целло-0 ГмбХ» в Эслинген-Фильсе и целый ряд фирм по сбыту соответствующего оборудования.
Впроизводстве прочих видов промышленного обору дования в основном представлены капиталы США и
Швейцарии. Широко известна американская |
фир |
|
ма по производству швейных машин |
«Зингер нээмаши- |
|
ненфабрик Карлсруэ АГ», основанная |
в Германии |
еще |
51