Файл: Мухин, А. И. Международный монополистический бизнес в ФРГ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

щества в области развития электроники немалые при* были.

Доля ЭВМ, ввозимых в ФРГ из-за границы для эк­ сплуатации, весьма значительна, да и иностранные фир­ мы, производящие их в ФРГ, широко используют детали, ввозимые с предприятий головного общества, например из США. И это несмотря на то, что первой в капитали­ стическом мире страной, создавшей ЭВМ, была Герма­ ния (1941 г.). Эта ведущая роль немецкой науки и тех­ ники в области электроники ФРГ полностью утеряна, а создатель первой ЭВМ — фирма «Цузе КГ»— из-за не­ хватки финансовых средств утеряла свою независимость, превратившись сначала в дочернее общество «Броун, Бовери», а затем «Сименс». В коммерческих целях исполь­ зуются главным образом иностранные ЭВМ.

О масштабах американского бизнеса, связанного с производством, поставками, монтажом и эксплуатацией ЭВМ, можно судить по огромной насыщенности ФРГ ком­ пьютерами. Достаточно сказать, что в расчете на душу населения ФРГ уступает по этому показателю только США, примерно в полтора раза превосходит Англию и Францию и в среднем в два раза — Канаду, Австралию и Японию. Правда, по числу установленных ЭВх'АФРГ кроме США уступает также Японии.

Из нескольких тысяч работающих в ФРГ ЭВМ 60% приходится на машины, произведенные «ИБМ». Это один из старейших и крупнейших в мире производителей кон­ торских (пишущих и счетных) машин. Переход компа­ нии к производству электронного оборудования может служить ярким примером диверсификации производст­ ва, когда новейшие отрасли начинают развиваться в рам­ ках старых монополий, имевших до того совершенно дру­ гой исторически сложившийся профиль. «ИБМ» построи­ ла в ФРГ (в Зиндельфингене) свое крупнейшее предпри­ ятие за границей, которое в настоящее время производит электронное оборудование для сбыта в ФРГ и на экспорт. Кроме того, «ИБМ» строит в ФРГ и другие предприятия.

Вряд ли в ФРГ есть еще иностранная фирма, которая бы за короткий срок так увеличила свой капитал, как «ИБМ Дойчланд»: за 1962—1972 годы он вырос примерно в восемь раз и достиг 900 млн. марок. «ИБМ Дойчланд» стало самым крупным по капиталу обществом с ограни­ ченной ответственностью в ФРГ. Его оборот за послед­ ние двадцать лет возрастал в среднем на 20% в год, а

46

инвестиции в конце 60-х годов только в ФРГ превышали инвестиции всего концерна «Сименс»5.

На территории ФРГ с 1958 года производит ЭВМ так­ же дочернее общество американского электротехническо­ го треста «ИТТ» — «Стандард электрик Лоренц АГ» в Штутгарте.

Производит компьютеры и «Еврокопм ГмбХ, Минден». В капитале этой смешанной компании участвуют американская монополия «Дженерал презишн эквипмент корпорейшн» и западногерманская фирма «Хартман унд Браун АГ, Франкфурт-ам-Майн».

Начинает переходить или уже перешло на производст­ во ЭВМ большинство крупных фирм, производящих кон­ торское и т. п. оборудование, и в их числе американская «Нешнл кэш реджистер ГмбХ, Аугсбург», специализи­ рующаяся на производстве кассовых аппаратов. Ныне примерно треть ее продукции приходится на средние и малые компьютеры.

Автомобильная промышленность

Доля иностранного капитала в рассматриваемой от­ расли весьма высока и составляет около 40%. В отличие от нефтеперерабатывающей, эта отрасль практически является вотчиной монополий США. Доля США в номи­ нальном капитале компаний, контролируемых иностран­ ными фирмами, составляет 94%. Другое отличие заклю­ чается в том, что иностранному (в данном случае амери­ канскому) капиталу противостоят в этой отрасли мощ­ ные западногерманские концерны «Фольксваген» и «Даймлер — Бенц». Три действующие дочерние компа­ нии — две американские и одна итальянская — обоснова­ лись еще в 20-х годах. С тех пор они стали полной собст­ венностью иностранных владельцев и сумели пустить глубокие корни в западногерманском хозяйстве (см.

табл. 10).

Послевоенный период ознаменовался огромным рос­ том производства автомобилей в капиталистических странах. В ФРГ этот рост происходил в немалой степени под влиянием американского капитала. Особенно это от­ носится к первому послевоенному десятилетию. Пораже­ ние Германии во второй мировой войне и образование ГДР нанесли серьезный удар по автомобильной промыш-

47


Иностранный

Д очернее общ ество в Ф РГ

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

10

капитал в

автомобильной

промышленности ФРГ

 

 

(1972 г.)

 

ислоЧ зан я ­ хты(ты с . ч е ­ ловек)

боротО (м лн . оармк )

роизводствоП сты(. ш т .)

 

 

кционерныА й капитал(м лн .

арокм)

Родительское

 

 

 

 

общ ество

и

доля

 

 

 

 

у ч а сти я

(% )

 

 

 

 

 

 

1 1

 

 

 

 

«Адам Опель

«Дженерал мо-

950

57,8

6 490

839

АГ, Рюссельс

горз

корпо-

 

 

 

 

гейм»

рейшн» (США)

 

 

 

 

«Форд-верке

100%

мотор

720

55,1

5 779

776

«Форд

АГ, -Кельн»

компани»

 

 

 

 

 

«Дойче

(США) 99,7°/о

401

2,7

989

13

«ФИАТ» (Ита­

ФИАТ АГ,

лия) 100%

 

 

 

 

Хейльбронн»

 

 

 

 

 

 

1 Т968 г.

 

 

 

 

 

 

И с т о ч н и к и : «IPW -Berichte», 1973,

Nr. 9, SS.

69—74;

«IPW -Berichte»,

1973, Nr. 12,

SS. 68—70.

 

 

 

ленности Западной Германии, и в том числе по крупней­ шей автомобильной компании Германии в то время «Адам Опель АГ». Это американское общество потеряло на территории ГДР свой завод в Бранденбурге, а в За­ падной Германии ее завод в Рюссельсгёйме серьезно по­ страдал от бомбардировок. Вместе с тем завод Форда в Кельне практически не пострадал. Американские пред­ приятия при поддержке оккупационных властей значи­ тельно раньше западногерманских начали массовый вы­ пуск автомашин и по темпам ежегодного прироста произ­ водства опережали национальные западногерманские фирмы. Об этом можно судить по росту удельного веса иностранного (американского) сектора в автомобиле­ строении ФРГ, который вырос с 28,4% в 1956 году до при­ мерно 42% в 1966 году. Затем началось постепенное, но очень незначительное снижение его доли.

Обострение конкурентной борьбы на западногерман­ ском рынке автомобилей непосредственно связано с дея­ тельностью крупнейшей западногерманской фирмы «Фольксваген»,

48


Как известно, вложения

в автомобилестроение —

одни из самых прибыльных,

причем покупка действую­

щих предприятий выгоднее, чем новое строительство. Не удивительно поэтому, что, воспользовавшись банкротст­ вом в 60-х годах двух известных западногерманских ав­ томобильных фирм — «БМВ» и «Хеншель-верке», амери­ канский капитал пытался еще больше расширить свои позиции, однако успеха не имел. Американскому тресту «Крайслер» так и не удалось овладеть компанией «БМВ», «перехваченной» западногерманским промыш­ ленником Квандтом, а в капитале «Хеншель-верке» аме­ риканское участие оказалось кратковременным, как и швейцарское участие в «БМВ». Не удалась и попытка «Дженерал моторз» купить долю акций «Дойче банк» в акционерном капитале «Даймлер — Бенц».

Так как в связи с дальнейшей консолидацией «Обще­ го рынка» ожидалось существенное расширение рынка автомобилей, обе американские компании в начале 60-х годов предприняли широкую модернизацию производст­ ва на существующих предприятиях и внушительное по масштабам новое строительство в ФРГ, а также в сосед­ ней Бельгии, где были созданы филиалы в рамках основ­ ных комбинатов, расположенных в Западной Германии (Бельгия в силу своего географического положения пред­ ставляет собой выгодный плацдарм для экспорта; нема­ лое значение имели также предоставленные бельгийским правительством льготы).

Размеры капиталовложений в расчете на одного заня­ того и в процентах к обороту у американских фирм были

вдва-три раза выше, чем у западногерманских. Это поз­ волило американским автомобильным монополиям рас­ ширить и модернизировать свое производство автомашин

вФРГ, резко повысить производительность труда на них,

азначит, и их конкурентоспособность. Фирма «Адам Опель АГ» направила не менее 3 млрд, марок прежде всего на строительство двух заводов в Бохуме: в пред­ местье Лаэр был построен завод по производству шасси и монтажу моделей «Опель-Кадет» (малолитражная ма­ шина с емкостью цилиндра 1 л, конкурент «Фольксва­ ген»), а также «Опель-Олимпия» и «Опель-ГТ»; в пред­ местье Лангендреер — завод по производству моторов, приводов, осей, карданных валов и т. д. В городе Кайзерс­ лаутерн был построен завод по производству отдельных

деталей, в Антверпене (Бельгия) — сборочный завод.

49



Благодаря новому строительству «Адам Опель АГ» стала крупнейшим производителем автомобилей треста «Дженерал моторз» за границей и главным опорным пунктом этой гигантской монополии в Западной Европе.

«Форд-верке АГ» помимо расширенного основного предприятия в пригороде Кельна — Ниле имеет четыре производственных филиала: три в ФРГ (в Дюрене, Вюрфрате, Цвайбрюккене) и один в Бельгии (сборочный за­ вод в Генке). «Форд-верке АГ» также стал выпускать недорогую модель «Таунус-12М». Характерно, что боль­ шая часть средств, потребовавшаяся на капиталовложе­ ния, была мобилизована обеими компаниями за счет прибылей, полученных в самой ФРГ.

Более десяти лет «Опель» и «Форд» ведут с «Фольк­ сваген» настоящую «войну цен». Пока что борьба на за­ падногерманском рынке автомобилей ведется с перемен­ ным успехом, но «Фольксваген» и «Даймлер — Бенц» все чаще вынуждены переходить к обороне.

Начало 70-х годов ознаменовалось серьезным ослаб­ лением позиций национальной западногерманской авто­ промышленности, особенно концерна «Фольксваген». В 1972 году и в первой половине 1973 года «Адам Опель АГ» впервые перегнал его по сбыту легковых и комбини­ рованных машин на рынке ФРГ. Так под натиском аме­ риканской конкуренции эта компания впервые за 20 лет была оттеснена на второй план.

Итальянский капитал никогда не играл большой роли в производстве автомобилей в ФРГ. Дочерние общества «ФИАТ» в ФРГ обеспечивают прежде всего сбыт, сборку, складирование, ремонт и обслуживание автомобилей итальянского производства.

Общее машиностроение и металлообработка

Роль иностранных инвестиций в этой важнейшей отра­ сли западногерманской промышленности, взятой в целом, не так велика (12—15% всего объема производства), но в отдельных подотраслях она часто гораздо выше. Неоди­ наковая степень участия иностранного капитала сочета­ ется с его невысокой, как правило, концентрацией, по­ скольку по самому своему характеру производство про­ мышленного и другого производственного оборудования в силу огромнейшего разнообразия продукции вообще не отличается высокой степенью концентрации, по крайней

5Q

мере в ФРГ. Часть его проектируется И изготовляется на предприятиях, потребляющих это оборудование.

Уровень специализации в этой отрасли невысок. На­ пример, производством сварочного оборудования в ФРГ занято 50 западногерманских и около 20 иностранных фирм, но среди них нет специализированных предприя­ тий. Крупные иностранные концерны участвуют в таких относительно некрупных производствах главным образом постольку, поскольку они, имея мощную научно-исследо­ вательскую базу, продают часто за долю участия более мелким фирмам свои патенты и лицензии. Например, производящие сварочное оборудование западногерман­ ские фирмы «Линде» и «Кнапзак — Грисгейм» пользуют­ ся лицензиями американского химического концерна «Юнион карбайд корпорейшн».

Втяжелом машиностроении иностранный капитал практически не представлен. Но в такой важной отрасли, как энергомашиностроение, особенно в производстве па­ ровых котлов, давно уже пустила корни известная анг­ лийская фирма «Бабкок энд Уилкокс лимитед», имеющая

вФРГ дочернее общество «Бабкок унд Уилкокс—Дампф- кессельверке АГ, Оберхаузен». Английский капитал представлен также в моторостроении («Перкинз моторен ГмбХ»).

Встанкостроении доля иностранного капитала незна­ чительна, в этой отрасли нет особенно крупных фирм, производство на них более или менее специализировано

ине носит массового характера. Из десятка станкострои­ тельных фирм с иностранным участием половина связана с американским капиталом, две — с канадским и т. д. Но­ вое в станкостроении заключается прежде всего во внед­ рении автоматического и полуавтоматического оборудо­ вания. Это послужило стимулом для дальнейшего про­ никновения в эту отрасль американских станкостроитель­ ных фирм, использующих для этой цели поставки своего уникального оборудования, продажу патентов и лицен­ зий. На такой базе была создана американская дочерняя фирма «Экс-Целло-0 ГмбХ» в Эслинген-Фильсе и целый ряд фирм по сбыту соответствующего оборудования.

Впроизводстве прочих видов промышленного обору­ дования в основном представлены капиталы США и

Швейцарии. Широко известна американская

фир­

ма по производству швейных машин

«Зингер нээмаши-

ненфабрик Карлсруэ АГ», основанная

в Германии

еще

51