ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
принципов, на основе которых зарождаются новые тео рии».
Но ведь возможность практического применения той или иной абстрактной математической теории как раз и означает, что эта теория верно отражает те или иные отношения реального мира, что из наблюдения реального мира она в конечном счете и родилась.
Ф. Энгельс убедительно показал сущность этого яв ления.
«Чистая математика,— писал он,— имеет своим объек том пространственные формы и количественные отноше ния действительного мира, стало быть — весьма реальный материал. Тот факт, что этот материал принимает чрез вычайно абстрактную форму, может лишь слабо затуше вать его происхождение из внешнего мира. Но чтобы быть в состоянии исследовать эти формы и отношения в чистом виде, необходимо совершенно отделить их от содержания, оставить это последнее в стороне как нечто безразлич ное...» '.
Эти соображения вполне применимы и к космологии. Очевидно, впечатляющие успехи космологической науки в предвидении реальных явлений объясняются тем, что уже современная космология и ее физическая основа — современная гравитационная теория (то есть общая тео рия относительности — ОТО) отражают какие-то чрезвы чайно общие и фундаментальные объективные закономер ности мироздания. А это, в свою очередь, означает, что независимость космологии от наблюдательных данных, от фактов, лишь чисто кажущаяся. И то, что отдельные ре зультаты астрономических наблюдений, представлявшие космологический интерес, оказывались неверными, еще ни
очем не говорит. Ибо в конечном счете космология, как
иобщая теория относительности, ведет свое начало от реальных фактов, добытых у природы. Этим скорее всего
иобъясняется поразительная эвристическая сила космо логических конструкций.
Сдругой стороны, было бы ошибкой представлять себе современную космологию в качестве некой всеобъемлю щей и непогрешимой теории — «истины в последней ин станции». Дело не только в том, что подобный идеал в принципе недостижим. Вспомните замечание 'Зельманова:
1 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с. Соч., т. 20, стр. 37.
158
принципиальный недостаток современной релятивистской (то есть основанной на ОТО) космологии, как, впрочем, и дорелятивистской, состоит в том, что она дает для Все ленной в целом множество моделей, в то время как Все ленная в целом существует в единственном экземпляре.
Если так... А если Вселенная не одна? Если сущест вует, как это предположил академик Наан, целый набор вселенных с разными свойствами?
Невольно вспоминается уже упомянутая нами любо пытная идея того же Зельманова, согласно которой в бес конечно разнообразном мире может реализоваться вся совокупность явлений и условий, допускаемых основными физическими законами и теориями. Не отражает ли в та ком случае разнообразие космологических моделей разно образие вполне реальных вселенных?
Правда, здесь есть одна тонкость, отмеченная Зельмановым: поскольку все космологические модели описывают неограниченные вселенные, не значит ли это, что речь в действительности идет не о различных объектах, а лишь о различных описаниях одного и того же объекта?
Действительно, |
на первый взгляд кажется, что иначе |
и быть не может: |
если какая-то система неограниченна, |
то она должна заполнить собой весь материальный мир. Во всяком случае так подсказывает здравый смысл.
Но мы уже не раз могли убедиться в том, что в по добных вопросах здравый смысл плохой судья.
Для начала приглядимся повнимательнее к тому слу чаю, когда наша система хотя и неограниченна в прост ранстве, но конечна. Обязаны ли совпадать между собой все пространственно-конечные неограниченные системы? Ведь можно же представить себе, например, две совершен но отличные друг от друга замкнутые сферические по верхности, которые как раз неограниченны, но конечны. Правда, такая возможность непосредственно связана с тем, что двумерная сферическая поверхность искривлена в трехмерном пространстве, то есть в пространстве с боль шим числом измерений. Что же касается простран ства Вселенной, то-оно трехмерно и искривлено в самом себе. Но ведь о геометрии мира мы знаем еще далеко не все.
Ну, а если наша система не только неограниченна, но к тому же еще и бесконечна? Значит ли это, что она обя зательно заполняет собой весь мир?
159
Утверждать такое заранее было бы по меньшей мере неосторожно. Ведь нам хорошо известно, что бесконеч ности бывают разного ранга, разной мощности, что беско нечное множество может содержать в себе другую беско нечность и само быть частью бесконечности еще более высокого порядка.
Число точек на отрезке бесконечно. Но это лишь часть того бесконечного множества точек, которое содержится на всей прямой.
Неограниченная бесконечная плоскость — лишь часть неограниченного трехмерного континуума.
Одним словом, рассуждения чисто логического толка вряд ли помогут нам найти ответ на все те вопросы, ко торые волнуют современную космологию. Ведь космоло гия порождена изучением закономерностей реального мира. И только его дальнейшее исследование способно снять вопросительные знаки, волнующие современных исследователей (как, впрочем, поставить и новые).
Не сложилось ли, однако, у читателя впечатление, что углубившись в космологические проблемы, мы как бы за
были о бесконечности и отклонились |
от главной |
темы |
||
книги? |
|
|
|
|
Если такое впечатление действительно сложилось, оно |
||||
и обманчиво, и ошибочно. |
|
|
филосо |
|
Дело в том, что наука — и естествознание, и |
||||
фия — не занимается изучением |
«бесконечности |
вообще». |
||
«Бесконечность вообще» — это |
понятие |
совершенно |
не |
определенное, и оно не может служить предметом научно го исследования. Изучаются, как об этом уже говорилось в начале книги, определенные типы бесконечности: матема тическая, теоретико-множественная, бесконечность как бесконечная делимость, бесконечность как неограничен ность пространства, бесконечность как бесконечность объ ема или длительности, бесконечность как бесконечность тех или иных физических характеристик — плотности, энергии и т. п. Наконец, бесконечность как неисчерпае мость. Возможно, со временем будут открыты и другие типы бесконечности.
Наибольшее принципиальное философское значение имеет вопрос о неограниченности пространства и неисчер паемости окружающего нас мира.
Первый из этих вопросов, по существу, равнозначен, вопросу о материальном единстве мира. Согласиться с тем,
160
что |
материя |
ограниченна в |
пространстве,— все |
равно, |
что |
признать |
существование |
сверхъестественного. |
Ведь |
богословы как раз и утверждают, что, помимо мира мате риального, за его границами, будто бы существует мир высший, божественный, занимающий главенствующее по ложение. Таким образом, вопрос о неограниченности ма териального мира — это принципиальный философский вопрос, и его отрицательное решение равносильно отказу от материализма.
Не менее принципиальное значение имеет вопрос о неисчерпаемости мира. Его решение также относится к компетенции философии.
Утверждение о бесконечном разнообразии реальных яв лений и неограниченном характере процесса их познания
•человеком — одно из основных фундаментальных поло жений диалектического материализма. К этому вопросу мы еще вернемся.
Что же касается других упомянутых выше типов бес конечности, то выяснение их свойств не может быть до стигнуто на основе одних лишь общефилософских сообра жений, для этого необходимы соответствующие естествен нонаучные исследования. Разумеется, и в этом случае роль материалистической философии велика, так как без ее помощи невозможно осмыслить конкретные научные данные.
Основные результаты, связанные с изучением матема тической и теоретико-множественной бесконечностей, бы ли достигнуты еще в прошлом столетии.
XX век, в особенности его вторая половина с ее уст ремлением в космос, выдвинул на первый план проблему пространственной бесконечности Вселенной. Но как мы уже знаем, эта проблема тесно связана с изучением гео метрических свойств окружающего нас мира. А эти свой ства, в свою очередь, непосредственно зависят от распре деления и эволюции различных форм материй, то есть от таких процессов, которые изучаются космологией. Ста ло быть, вне современной космологии вопрос о простран ственной бесконечности Вселенной мы вообще ставить не можем.
Получается неизбежная цепочка: проблема простран ственной бесконечности Вселенной — геометрия Вселен ной — космология, то есть цепочка, которая с необходи мостью приводит нас к космологии.
6 вбб |
161 |
Другими словами, приблизиться к решению вопроса о конечности или бесконечности Вселенной можно только путем космологических исследований.
Надо также заметить, что современная космология во брала в себя и все те результаты исследования бесконеч ного, которые были получены в других областях естество знания. Именно здесь возвышается, пожалуй, главная вершина современного учения о бесконечности.
«Мега» и «Микро».
С другой стороны, на современном этапе развития на ших знаний проблема конечного и бесконечного требует глубокого и всестороннего изучения космических объек тов и объектов микромира.
В современной физике, хотя, разумеется, на совершен^ но ином уровне, опять встает вопрос, волновавший в свое время древнегреческих мыслителей, вопрос о бесконечной делимости.
«Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна...»
Этот глубочайший вывод был сделан В. И. Лениным
вначале нашего столетия.
Идело, видимо, не только в бесконечном многообра зии свойств электрона, кай, впрочем, и других элементар ных частиц, но и в его сложном внутреннем строении.
Вряд ли среди современных физиков найдется ктолибо, сомневающийся в том, что реальные элементарные частицы обладают внутренней структурой. Между тем су ществующие физические теории и по сей день рассмат ривают их в качестве геометрических точек. Но ведь час тицы обладают вполне реальными массами, а точка мас сой обладать не может.
Нелепость?
Как образно выразился директор Международного центра теоретической физики в Триесте на недавнем Международном симпозиуме по современным проблемам физики:
— Мы построили сами такой своеобразный дом, кото рый не имеет ни дверей и ни окон, но зато имеет столь
1 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 18, стр. 277.
162
высокие стены, что трудно судить, то ли это дом, то ли это тюрьма...
Во всяком случае мы опять столкнулись с сакрамен тальным «или—или». Или частицы — точечные образова ния, или придется, по крайней мере в очень малых про странственных областях, отказаться от основного посту лата теории относительности — запрета сверхсветовых скоростей. А если потянуть за эту ниточку, не только затрещит по швам вся современная физика, но и придет ся пересмотреть наше привычное понимание причинности. Ведь при сверхсветовых взаимодействиях следствие мо жет опережать свою причину.
Разведка велась и в том, и в другом направлениях, однако не принесла ничего обнадеживающего. В свое вре
мя |
подобная |
ситуация |
представлялась бы безвыходной, |
но |
теперь-то |
мы уже |
знаем, что классическое «или — |
или» отнюдь не исчерпывает всех возможностей.
Так, уже существующая физическая теория содержит известные указания на то, что элементарные частицы все же имеют пространственные размеры, но не в том смысле, как это мы обычно понимаем.
Поскольку любая реальная частица всегда взаимодей ствует с вакуумными полями, ее окружает облако так на зываемых виртуальных частиц. Виртуальные, частицы — это своеобразные частицы-призраки, которые в одно и то же время и существуют и не существуют. Они испуска ются частицей и в то же мгновение поглощаются.
Виртуальное облако можно было бы посчитать за чис то математический прием описания, если бы при взаимо действии элементарных частиц между собой и с электро магнитным полем не проявлялась совершенно реальная «размазка» электронного заряда, магнитного момента и массы этих частиц. И такая размазка становится все сложнее по мере перехода в ультрамалые области.
И в этом смысле элементарные частицы — протяжен ные образования. Но протяженность эта не геометриче ская, а, если можно так выразиться, динамическая.
Видимо, мы находимся на пороге открытия каких-то еще не известных нам свойств пространства и времени.
Тем не менее физики не оставляют надежды найти и какой-нибудь иной выход из положения. С этой целью предпринимаются попытки всевозможных обходных ма невров — в надежде обнаружить такие свойства элемен-
6* |
163 |