ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
— Не может быть никакой дискуссии,— говорил в то время математик Лебег,— ибо у спорящих нет общей ло гики, и ничего, кроме взаимных оскорблений, у них полу читься не может.
Прошло двадцать пять лет. И вот в сентябре 1930 года по инициативе научного журнала «Открытия» в г. Кё нигсберге собрался международный симпозиум, призван ный обсудить вопрос об основаниях математики, все еще не потерявший свою остроту.
«Участники симпозиума серьезно пытались понять друг друга, — вспоминает один из тогдашних докладчиков А. Гейтинг.— Но каждый был убежден, что именно его точка зрения единственно правильная, что никакая дру гая не имеет права называться математикой и что его точка зрения обязательно победит в недалеком будущем».
Увы, надежды не оправдались. Прошло еще сорок с лишним лет, но кризисная ситуация сохранилась.
«Дух мирного сотрудничества одержал победу над духом непримиримой борьбы,— писал недавно тот же А. Гейтинг,— Ни одно из направлений теперь не претен дует на право представлять единственно верную матема тику».
Итак, кризис, вызванный парадоксом Рассела — Цермелло, не преодолен и до сегодняшнего дня. И значение этого кризиса далеко не ограничивается рамками мате матики. В сущности, это глубокая философская проб лема.
Столкновение с бесконечностью привело древнегрече ских философов к зачаткам диалектического мышления. Оно показало, что реальный мир отнюдь не является зер кальным повторением наших идеализированных представ лений о нем, что далеко не всегда и не во всем можно полностью доверяться наглядности и обыденному здра вому смыслу.
Вторая встреча с бесконечностью — с бесконечно ма лыми величинами — также имела глубокое принципиаль ное значение. Она убедительно продемонстрировала, что понятие бесконечного не беспочвенная абстракция, ничего общего не имеющая с реальной действительностью — ока залось, что с бесконечностями можно оперировать и полу чать практические результаты.
Кризис, вызванный парадоксом Рассела — Цермелло, стал новой ступенью в изучении проблемы бесконечного.
3 бб» |
65 |
И эта новая ступень, как с полным основанием счи тают многие ученые, потребовала и нового способа мыш ления, соответствующего тому уровню развития естество знания, какого оно достигло в нашу эпоху.
Существует ли такой способ? Да, существует. Это ма териалистическая диалектика, отражающая, с одной сто роны, существо тех реальных процессов, которые проис ходят в окружающем нас мире, а с другой стороны, слож ный и противоречивый процесс их познания.
И, пожалуй, самое знаменательное, что этот метод и сам по себе не является чем-то застывшим и раз навсегда данным. Как подчеркивал В. И. Ленин, диалектический материализм меняет свой вид с каждым великим науч ным открытием.
Революция в физике уже внесла свой весомый вклад в развитие материалистической диалектики. Теория отно сительности раскрыла перед нами глубочайшую внутрен нюю взаимосвязь, казалось бы, совершенно разнородных явлений природы, убедила в том, что многие физические величины, представлявшиеся абсолютными, в действи тельности изменяются в зависимости от внешних усло вий. Квантовая теория разрушила метафизическое пред ставление о причинности, показав, что будущее отнюдь не вытекает пз прошлого с железной однозначностью, а связано с ним законами вероятности.
Кроме того, революция в физике продемонстрировала относительность наших знаний, не оставив сомнений в том, что любые естественнонаучные теории всегда обла дают определенными границами применимости.
Что принесет с собой разрешение третьего великого кризиса в математике?
«Возможно,— говорит академик Наан,— мы стоим па пороге наиболее грандиозной революции в точных науках, в сравнении с которой даже копернпковская пли канторовская революция или революции, связанные с откры тием неэвклидовых геометрий, построением квантовой теории пли теории относительности будут казаться не столь уж радикальными».
66
Проблема континуума
Одним из важнейших постулатов, на который опира лись все существовавшие до сих пор физические картины мира, а вместе с ними и наше мировоззрение, является постулат о непрерывности пространства и времени, то есть об их неограниченной бесконечной делимости.
Вопрос стоит так: если имеются две сколь угодно близ кие точки, можно ли поместить между ними еще одну?
Ито же самое для моментов времени.
—Мы даже не можем по-настоящему представить
себе, каков был бы мир, например, со «щелями» во вре мени!— говорит академик Наан.— И все-таки подобную возможность нельзя считать заранее исключенной.
Одним словом, непрерывность — одно из тех матема тических понятий, которые играют важнейшую роль в построении современной физической картины мира.
Даже частичный отказ от постулата непрерывности повел бы не только к принципиальным изменениям на ших физических представлений о Вселенной, но и к весь ма существенным последствиям философского характера. Ведь с этим постулатом самым тесным образом связаны такие фундаментальные понятия, как причинность, позна ваемость в с е х частей мира и многие другие.
Если пространство и время дискретны, то есть состоят из отдельных обособленных точек или моментов, разде ленных непроходимыми щелями, то их общее число во Вселенной хотя и может быть бесконечным, но эта бес конечность не более чем счетная. Эти точки или моменты можно, в принципе, перенумеровать с помощью чисел натурального ряда.
Если же пространство и время непрерывны, то уже на любом отрезке длины или интервале времени мы встре тимся с множеством более высокой мощности, чем счет ная,— множеством мощности континуума.
Еще Георг Кантор сформулировал проблему, которая представляет не только чисто математический, но и глу бокий физический интерес: насколько велика пропасть, разделяющая эти две бесконечности — счетную и конти нуальную?
Эта проблема возникает совершенно естественным об разом. В самом деле, ведь между двумя любыми сосед ними числами натурального ряда, скажем, между единп-
3* |
67 |
цей и двойкой располагается бесконечное множество то
чек числовой прямой — действительных |
чисел. |
Таким |
||
образом, |
континуальная |
бесконечность |
б е с к о н е ч н о |
|
б о г а ч е |
счетной или, |
иначе говоря, бесконечен |
скачок |
от счетного множества к континууму. Поэтому вполне логично задаться вопросом о существовании промежуточ ных бесконечностей.
Сам Кантор считал, что бесконечных множеств с про межуточной мощностью не существует. Это утверждение, получившее название проблемы континуума, он пытался доказать на протяжении многих лет, исходя из основных положений теории множеств, но безуспешно.
Проблема континуума — одна из тех знаменитых ма тематических задач, которые, однажды возникнув, на протяжении многих десятилетий оставались неразрешен ными, волнуя умы множества ученых.
На рубеже XIX и XX столетни Давид Гильберт, пере числяя важнейшие с его точки зрения задачи математики будущего, поставил проблему континуума на первое место.
Однако все колоссальные усилия математиков, направ ленные на ее решение, не принесли ничего реального вплоть до 1940 года, когда выяснилось, что проблема кон тинуума теснейшим образом связана с другим важней шим положением теории множеств, так называемой аксио мой выбора.
Как и в основе многих других математических теорий,
вфундаменте теории множеств лежит система аксиом, исходных положений, из которых путем логических за ключении выводятся все остальные положения.
Система аксиом должна быть непротиворечивой — ло гические выводы, полученные на ее основе, не должны вступать в противоречия друг с другом. Это одно из фундаментальных требовании к исходным положениям любой научной теории, так как из противоречивых утвер ждений можно вывести все что угодно.
Ведь если два утверждения противоречат друг другу — одно из них неизбежно является ложным. Показательна
вэтом смысле своеобразная теорема, которую приводит математик Хаусдорф в качестве подстрочного примечания
всвоей знаменитой книге «Теория множеств»:
«Если дважды два равно пяти — то существуют ведь мы...»
68
Итак — непротиворечивость. Но, как уже было сказа но, система исходных положений канторовской теории множеств этому требованию, к сожалению, не удовлетво ряет — их логическое развитие приводит к неустранимым парадоксам.
И многие математики как раз и видят выход лз тре тьего великого кризиса в том, чтобы построить такую аксиоматику теории множеств, которая «давала бы все, что нужно, и ничего лишнего», то есть не приводила бы к парадоксам.
Попыток предпринималось немало. В настоящее время наибольшим признанием пользуется система аксиом Цермелло — Френкеля.
С парадоксами она пытается расправиться путем вве дения специальных «ограничительных» аксиом, попросту запрещающих существование таких множеств, которые приводят к неразрешимым противоречиям.
Удастся ли таким путем до конца преодолеть все трудности, покажет будущее. Сейчас нас интересует дру гое. В системе аксиом Цермелло — Френкеля есть не сколько аксиом, непосредственно связанных с бесконеч ностью. Одна из них, например, постулирует ее сущест вование. Другая — «аксиома выбора», аксиома, которая подобно вопросу о непрерывности имеет самое непосред ственное отношение к нашим представлениям о физике Вселенной.
Как известно, обычные натуральные числа характери зуют не только количество, но и порядок. Пятый значит пятый по счету, то есть следующий за четвертым и пред шествующий шестому.
Трансфинитные числа, введенные Кантором, устанав ливают аналогичный порядок в мире бесконечностей. Кан тор предполагал, что с помощью трансфинитных чисел можно перенумеровать любое бесконечное множество и тем самым упорядочить его подобно множеству натураль ных чисел.
В том и заключается главный смысл теории множеств, что она превратила математическую бесконечность из чего-то неясного и расплывчатого, находящегося «по ту сторону» от обычных объектов, с которыми мы можем оперировать, в нечто доступное измерению и численному выражению, построила аппарат для исчисления бесконеч ностей. В дальнейшем предположение Кантора о возмож
69
ности упорядочения любого множества было строго дока зано исходя из аксиомы, предложенной Цермелло и полу чившей впоследствии название аксиомы выбора.
Для человека, мало знакомого с математикой, эта аксиома прозвучит, должно быть, несколько странно.
Предположим, что у нас имеется бесконечное множе ство непересекающихся, то есть не имеющих общих эле ментов бесконечных множеств. Тогда, утверждает аксио ма выбора, можно построить по меньшей мере одно мно жество, которое содержит по одному и только одному элементу из каждого нашего множества.
На первый взгляд, такое утверждение представляется довольно тривиальным. В самом деле, если в школе есть, скажем, десять шестых классов и в каждом из них по 30—40 человек, то нет абсолютно ничего сложного в том, чтобы составить множество, и далеко не единствен ное, в которое войдет по одному представителю из каж дого класса.
Да, действительно, для конечных множеств все полу чается очень просто. В сущности, в этом случае аксиома выбора — уже не аксиома, ее можно совершенно строго доказать.
Но вот, можно ли ее автоматически обобщить на слу чай бесконечных множеств, далеко не очевидно. Этот во прос не мог не волновать математиков, хотя бы уже по тому, что из аксиомы выбора непосредственно следует справедливость предположения Кантора об отсутствии промежуточных мощностей между счетным множеством и континуумом.
Вопрос стоял так: противоречит или не противоречит аксиома выбора другим исходным аксиомам теории мно жеств? После многолетних усилий ряда ученых в 1938 — 1948 гг. Курт Гёдель наконец нашел ответ на этот во прос: аксиома выбора независима от других аксиом теории множеств и не вступает с ними в противоречие. А это означало, что континуум-гипотезу Кантора нельзя опро вергнуть.
Но тем самым сложилась ситуация, весьма напоминаю щая знаменитую историю с пятым постулатом Эвклида и чреватая далеко идущими последствиями.
Среди основополагающих аксиом эвклидовой геомет рии есть одна аксиома, посвященная вопросу о парал лельных и хорошо известная каждому школьнику. Эта
70
аксиома — пятый постулат — утверждает, что через точ ку, расположенную вне прямой линии, можно провести лишь единственную прямую, параллельную данной. Это утверждение, согласующееся с нашим повседневным опы том, в течение длительного времени считалось вполне очевидным и не вызывало никаких сомнений. Правда, неоднократно делались попытки доказать пятый постулат, вывести его из других аксиом; однако эти попытки не приносили успеха, хотя подобными исследованиями за нимались такие выдающиеся математики, как Лагранж, Лаплас, Даламбер, Фурье, Гаусс и многие другие.
Так продолжалось до тех пор, пока проблемой не за интересовался наш соотечественник Н. И. Лобачевский (1792 —1856). Он предпринял попытку построить такую геометрию, все аксиомы которой были бы тождественны обычным, но пятый постулат заменен другим: через точ ку, лежащую вне прямой, можно провести сколько угод но линий, ей параллельных.
Лобачевский рассуждал так: если подобное предполо жение неверно, оно неизбежно приведет к противоречию, и утверждение Эвклида о параллельных прямых будет тем самым доказано.
Однако никаких противоречий не возникло: оказалось, что р помощью системы аксио.м, выбранной Лобачевским, тоже может быть построена вполне непротиворечивая геометрия.
Как известно, открытие Лобачевского совершило под линный переворот в математических представлениях. Оно не только указало принципиально новые пути для раз вития самой математики, но и дало чрезвычайно важный толчок к новому пониманию роли математических и, в частности, геометрических методов в изучении окружаю щего пас мира.
Если эвклидова нзометрия не единственная возмож ная геометрическая система, то вполне вероятно, что и геометрические свойства Вселенной могут выходить за рамки этой системы.
По существу, это был первый шаг к повой картине мира, построенной впоследствии теорией относительности.
В 1962—1964 гг. П. Коэн осуществил последний и самый важный шаг в решении проблемы континуума. Ему удалось доказать, что система аксиом Цермелло — Френ келя остается непротиворечивой и в том случае, если
71
заменить аксиому выбора другой аксиомой, противопо ложной по содержанию. В этой системе аксиом не выпол няется и континуум-гипотеза Кантора, что также не при водит ни к каким противоречиям.
Многие считают, что открытие Коэна является одним из самых выдающихся достижений естественных наук во второй половине текущего столетия, и его можно сра внить с такими научными свершениями, как, скажем, открытие квазаров и пульсаров в астрономии или круше ние закона «четности» в физике.
Ведь из работы Коэна следует, что может быть по строена вполне непротиворечивая математика, в которой ни аксиома выбора, ни континуум-гипотеза не выполня ются. И если обычная математика — это математика упо рядоченного мира, то новая, о которой идет речь,— это математика мира, не поддающегося упорядочению. Во прос: в какой степени такая математика отражает свой ства реальной Вселенной, существуют ли в природе физические условия, которые ей соответствуют?
Заранее предугадать ответ на этот вопрос, разумеется, невозможно, его может дать только дальнейшее изучение реального мира.
Но сам по себе вопрос этот вполне законный. Хотя математические теории часто развиваются по своей вну тренней логике и потому кажутся иной раз совершенно оторванными от реальности, в конечном счете в их основе лежат те или иные объективные факты. И поэтому тесная связь между математическими представлениями и разви тием физической картины мира—связь, которую мы обна руживаем буквально на всех этапах истории естествозна ния, далеко не случайна.
Совершенно отчетливо проглядывает эта связь и в ис следовании проблемы бесконечности Вселенной, в изуче нии геометрических свойств окружающего нас мира.