ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
производственные функции н особенности управления, организационные и технологические связи и переходы в однородных предприятиях.
После обобщения и обработки аналитического мате риала было разработано техническое задание в оконча тельной редакции.
Третий этап заключался в предварительном выборе системы, определении ее функциональной и обеспечива ющей части в проектных вариантах, проведении предва рительных расчетов и выработке основных требований к математическому обеспечению, комплексу технических средств, формировании информационных потоков и доку ментируемых сообщений на управленческие звенья, вы боре и обосновании первоочередного комплекса задач, подлежащих решению на этапе проектирования типовой АСУП.
Четвертый этап состоял в разработке технического проекта АСУП с элементами типизации. На этом этане, прежде всего, был определен состав технического проек та, выбраны и обоснованы функциональные подсистемы,' систематизирована информация и на ее основе составле на информационная модель, позволяющая локализиро вать отдельные задачи как в контуре подсистемы, так и за ее пределами. Составлены классификаторы и коды, что дало возможность одновременно проектировать си стему и решать ее отдельные задачи. Заключительной стадией этапа явилась предварительная, разработка тех нического проекта по структуре и составу.
Пятый этап представлял собой отработку предвари тельного состава технического проекта с определением технологического процесса обработки информации с при менением ЭВМ и комплекса технических средств, опи сание входной информации,, необходимой при вводе в
ЭВМ, и результативной информации, выводимой на печать, определение системного математического обес печения, оформление и утверждение технического про екта.
Шестой этап заключался в разработке рабочего про екта, включающего экономическую постановку задач, машинные и расчетные алгоритмы, т. е. технологию расчета, описанную математически в логической по следовательности, сведения алгоритма в блок-схему, определение разрядности количества знаков для
109
каждого показателя, составление программ и ин струкций.
Заключительным являлся этап, предусматривающий отладку и внедрение как отдельных задач, так и подси стем. При этом программисты работали в теснейшем кон такте с проектировщиками. АСУП здесь охватывает комплекс функций: технологическую подготовку произ водства; планово-экономические расчеты по предприя тию, цехам, участкам, отделам; управление основным и вспомогательным производством; бухгалтерскую отчет ность; себестоимость продукции; учет; контроль; ана лиз; регулирование трудовыми ресурсами, материальнотехническим снабжением, финансами, сбытом готовой продукции. Кроме того, АСУП обеспечивает оператив ный сбор и обработку исходной первичной информации о фактическом состоянии производства, о ходе техноло гического процесса непосредственно с места ее возник новения.
Заслуживает внимания опыт применения плана-ми нимума с переходом к плану-максимуму автоматизации управления путем наращивания задач, что позволило уже на этапе проектирования автоматизированной системы управления осуществлять с помощью ЭВМ оперативный учет, месячную, квартальную и годовую отчетность, внедрить ряд оптимальных задач по загрузке обо рудования, произвести расчет оптимальных планов выхода тканей как по отрасли в целом, так и по пред приятиям.
Обобщение отечественного и зарубежного опыта, тео рии и практики разработки и внедрения АСУП позволя ет установить следующие основные организационные и методологические принципы создания автоматизирован ных систем управления предприятиями.
Первый принцип —■построение общей модели управ ления предприятием, устанавливающей взаимосвязь между различными задачами управления в рамках опре деленных целей, критериев и ограничений его развития и функционирования. Данное положение подчеркивает не обходимость определения в первую очередь основных контуров будущей системы управления, принципиальных методологических предпосылок ее построения. Только при решении этих проблем возможно дальнейшее раз вертывание работ по созданию АСУП.
ПО
Достаточно сказать, что на первых этапах примене ния ЭВМ наблюдалось стремление предприятий к немед ленному их использованию для решения отдельных частных задач. Практика показала, что впоследствии такие формализованные задачи пришлось существенно переработать, поскольку они не отвечали системному ре шению вопросов. Так, например, Государственной комис
сией по приемке пускового комплекса |
задач АСУП |
на Одесском швейном объединении им. |
В. Воровского |
из состава предъявленных задач, шесть оказались не пригодными к эксплуатации в комплексной системе АСУП.
Второй принцип — определение степени важности (приоритета) отдельных задач управления и очередности их разработки в рамках общего плана создания АСУП. Это положение предопределяет необходимость оценки качества решения конкретных задач управления в усло виях предприятия для выявления неиспользуемых ре зервов пли потерь. Отбор (ранжирование) задач осу ществляется в ходе диагностического анализа пред приятия.
Третий принцип — приведение производственной и
управленческой структуры предприятия |
в соответ |
ствии с требованиями научно-технического |
прогресса |
и системы управления. Это положение, по существу, определяет оптимизацию перспектив развития пред приятия.
Четвертый принцип — организация потока докумен тации между управляемым и управляющим объектом через ЭВМ на основе формирования и непрерывного об новления в памяти последней единой нормативно-спра вочной базы, обеспечивающей реализацию всех задач АСУП и высокоорганизованное функционирование всех подразделений, а также подготовка документации с по мощью ЭВМ для управленческого аппарата. Проведение в жизнь этого принципа даст возможность системно ис пользовать ЭВМ, резко сократить количество входной «а ВЦ документации, число их показателей и широко ис пользовать в управлении расчетные и выходные докумен ты, подготавливаемые в централизованном порядке на вычислительном центре.
Пятый принцип—'установление строгого графика функционирования всех элементов АСУП в процессе
'решения задач управления, что обусловлено необходи мостью соответствующей загрузки и синхронной работы
комплекса технических средств, |
в |
том числе |
и ЭВМ. |
||
В |
АСУП, |
функционирующих |
в |
реальном |
масшта |
бе |
времени, |
график получает |
программное |
выраже |
ние в виде программы-диспетчера или операционной си стемы.
Шестой принцип — программно-правовое обеспечение процесса функционирования АСУП в соответствии с ха рактером задач управления и особенностями построения организационной структуры аппарата управления. Дан ный принцип находит свое практическое воплощение в разработке машинных программ реализации задач управления и точных должностных инструкций, опре деляющих поведение работника в системе человек —■ машина.
Седьмой принцип — полное согласование воздействия административных, экономических, организационных, правовых и других методов регулирования в ходе произ водственных процессов.
Восьмой принцип — частное моделирование проект ных решений на ЭВМ до создания АСУП с целью сокра щения сроков на их разработку и внедрение, то есть це лесообразно предварительно поставить как условия для эксплуатации ЭВМ, так и соответствующий штат работ ников. Проводить отдельные эксперименты в лаборатор ных условиях, применять метод аренды машинного вре мени у предприятий, территориально расположенных в зоне данного предприятия.
Девятый принцип — выбор рациональных этапов раз работки и внедрения АСУП, обоснование которого было описано выше.
В настоящее время основные исследования и проек тирование АСУП, как правило, осуществляют научно-ис следовательские и проектно-конструкторские организа ции. В этих случаях заказчики (предприятия) фактически не участвуют в решении непосредственно относящихся к ним проблем управления, что вызывает недоразумения при реализации проектов. Необходимо повысить роль заказчика в создании АСУП и обеспечить более рацио нальное разделение труда между ними и разработчика ми. Отечественная и зарубежная практика евидетельст-
112
вует о том, что только при активном участии заказчиков в разработке АСУП обеспечивается внедрение новой си стемы в более короткие сроки и достигается наиболее вы сокий эффект. В связи с этим целесообразно, чтобы раз работчики — научно-исследовательские и проектно-кон структорские организации — осуществляли при участии специалистов заказчика все исследования, связанные с предпроектными этапами, вели переподготовку кадров аппарата управления заказчика, а также обеспечили кон сультации в последующем.
Соответственно, заказчик должен готовить рабочий проект пускового комплекса, включая разработку специ фических программ решения экономических задач, и ра бочие проекты последующего развития АСУП в соответ ствии с установленной очередностью, предусмотренной техническим проектом.
Следует заметить, что на современном этапе проекти рования и внедрения автоматизированных систем управ ления у нас еще недостаточно внимания уделяется эко номическим и организационным вопросам. А ведь наи большее значение в АСУГ1 имеет решение экономико-ор ганизационных проблем. Пренебрежение ими даже при условии правильного решения технологических, юриди ческих, лингвистических проблем приводит к резкому сни жению отдачи вложений в АСУП, а во многих случаях делает их неэффективными. При разработке АСУП реша ются следующие экономические вопросы: точной количе ственной формулировки целей « критериев развития и функционирования объектов управления; строгого опре деления количественных и качественных организаций функционирования предприятия, для которых разраба тываются АСУП; построения комплекса непротиворечи вых экономико-математических моделей планирования и управления производственно-хозяйственной деятельно стью предприятий; организации внутрипроизводственно го хозяйственного расчета; определения экономически оправданного уровня автоматизации управления и обра ботки информации; определения затрат и эффективности АСУП. Иными словами, этот аспект разработки АСУП предполагает решение проблем теории оптимального функционирования, практически воплощаемых как в принципах, так и в этапах построения автоматизирован-
8 3 - 1 7 5 6 |
113 |
ных систем управления предприятием. Следовательно, вое это должно быть заложено в основу современных АСУП.
ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕЩЕНИЯ КУСТОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ И ОПОРНЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ ПУНКТОВ В ОТРАСЛЕВЫХ АСУ
Отраслевая автоматизированная система управления характеризуется разнородными по количеству и качеству потоками информации, большими ее объемами, различ ными по составу и сложности задачами, решаемыми на уровне отрасли, подотрасли, производственного объеди нения, предприятия. Следовательно, один отраслевой вы числительный центр из-за ограниченных возможностей его вычислительной техники не в состоянии обработать огромные потоки информации всех уровней управления и обеспечить своевременное получение ее высшими и низшими звеньями. Кроме того, возникает необходи мость в специальных каналах связи с большой про пускной способностью, а создавать ВЦ на предприятиях и замыкать их каналами связи с отраслевым центром экономически невыгодно из-за малого коэффициента использования ЭВМ и необходимости прокладки каналов
С В Я З И .
Опыт разработки и внедрения АСУ Минлегпрома УССР показывает, что наиболее рациональную отрасле вую АСУ, обеспечивающую комплексную разработку ав томатизированной системы управления на всех уровнях, можно создать, прежде всего, путем организации между отраслевым уровнем и уровнем предприятия буферного эвена обработки информации, т. е. кустового информаци онно-вычислительного центра (КИВЦ), не исключающе го возможности создания вычислительных центров на крупных предприятиях, машиносчетных станций (МСС) и машиносчетных бюро (МСБ) — на небольших. В этом случае каждое верхнее звено будет получать от низшего обобщенную информацию, что позволит разгрузить от раслевую ЭВМ и центральные каналы.
114