Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коэффициент использования экскаватора по времени чистой работы К ч определяется из соотношения

(22)

где Т ч — время чистой работы экскаватора, ч; Т к — календар­

ное время экскаватора, ч.

Время чистой работы экскаватора определяется исходя из объема работ, выполненного экскаватором за анализируемый период, и часовой производительности машины :

 

 

 

Т

W

 

(23)

 

 

 

1

ч

 

 

 

 

 

 

Очас

 

 

где

W — объем

работы,

выполненный экскаватором,

тыс. м3.

 

Подставив значение Т ч в формулу (22), получим

 

 

 

 

 

W

 

(24)

 

 

 

К ч =

 

 

 

 

 

Т кФчас

 

 

 

Если анализируется работа нескольких однотипных экска­

ваторов, то формула (24)

имеет вид:

 

 

 

 

 

 

W

 

(25)

 

 

Кч =

 

 

 

 

 

T’kQ'шс^сп ’

 

 

где

W — объем работы, выполненный группой

анализируемых

экскаваторов,

тыс. м3;

/Vcn— среднесписочное

число

экскава­

торов в отчетном периоде.

Рассчитаем величину Кч для экскаваторов типа ЭКГ-8 при

следующих условиях: Q4a,c= 520

м3/ч; jVcn= 4 экскаватора;

W"=4500 т ы с . м 3; 7’к= 8760 ч .

 

4 500 000

= 0,246.

Кч

8760 • 520 ■ 4

 

Следовательно, экскаваторы ЭКГ-8 были заняты на основ­ ной работе только 24,6% календарного фонда времени.

Коэффициент Кч более точно характеризует удельный вес

времени работы экскаватора в календарном фонде времени,чем коэффициент Кэ.к- Однако определение Кч несколько ослож­

няется необходимостью проведения хронометражных наблюде­ ний, позволяющих обоснованно определить величину Q4ac в анализируемом периоде времени.

Для анализа использования горнотранспортного оборудова­ ния во времени целесообразно использовать оба рассмотренных Коэффициента Кэ.к и Кч-

Для оценки экстенсивного использования оборудования в промышленности широко применяется коэффициент сменности работы оборудования. На карьерах этот показатель не плани­ руется и не находит отражения в отчетности предприятий. Меж-7

7 Каменецкий Л . Е.

97


ду тем на карьерах имеет место недоиспользование имеющегося парка оборудования в течение суток, что обусловливает целе­ сообразность определения и анализа динамики коэффициента сменности горнотранспортного оборудования.

В экономической литературе отмечался неодинаковый под­ ход на предприятиях к определению коэффициента сменности. Основным различием в подходе к расчету этого коэффициента является полнота учета имеющегося парка оборудования. Так, на некоторых предприятиях коэффициент сменности работы оборудования определяется делением количества фактически работавшего оборудования на число единиц оборудования, ра­ ботавшего в наибольшую смену. При этом бездействующее обо­ рудование не принимается во внимание. Такой метод расчета приводит к искусственному завышению коэффициента смен­ ности.

В. К. Полторыгин предлагает определять коэффициент смен­ ности работы машинного парка как средневзвешенную величину по количеству единиц машин, работавших в данное число смен

[25]. Предлагаемая им для расчета коэффициента

сменно­

сти /Сем формула имеет вид:

 

К ^ = М1 ± М 1 ± М ±<

(2б)

где М и М 2, М 3 — количество машин определенного вида, рабо­

тавших соответственно в первой, второй и третьей сменах; -Мобщ — весь наличный парк данного вида машин.

Определение коэффициента сменности с учетом всего на­ личного парка оборудования, как это рекомендует В. К- Пол­ торыгин, представляется также неточным.

В наличный парк оборудования будет входить и такое обо­ рудование, которое заведомо не могло работать в данный пе­ риод времени (например, новый экскаватор, числящийся на ба­ лансе карьера, но находящийся в стадии монтажа). Поскольку основное назначение анализируемого показателя в том, чтобы с его помощью выявить реальные резервы повышения использо­ вания оборудования в течение суток, представляется более пра­ вильным его определение на базе не наличного, а установлен­ ного парка оборудования Муст

^см —

Mj + м 2 +

м 3

(27)

м уст

 

 

 

 

Но и при таком подходе к определению /Ссм он еще неточ­ но отражает степень использования оборудования в течение суток, так как не учитывает внутрисменных потерь времени.

Более правильную оценку экстенсивного использования обо­ рудования дает коэффициент сменности, рассчитанный как от­

98


ношение фактически отработанных за Сутки машино-станко- часов к сменному фонду времени установленного оборудования:

=

(28)

где Т огр — общее число отработанных данным видом оборудо-

вания машино-станко-часов; N '— количество единиц установи ленного оборудования данного вида; t — продолжительность ра­

бочей смены, ч.

Такой метод определения Кем требует серьезного улучшения учета на карьерах времени работы оборудования в течение смены.

Для оценки использования горнотранспортного оборудова­ ния по производительности пользуются коэффициентом интен­ сивной нагрузки КиЭтот коэффициент определяется делением фактической производительности оборудования П ф в единицу

времени работы (час, смена, сутки) на его техническую про­ изводительность Ят:

к » ~ % .

(29)

Под технической производительностью оборудования пони­ мается максимальная производительность машин, механизмов

вединицу времени работы при оптимальных условиях.

Вряде случаев имеет место иное определение величины Ки- Так, например, методика по анализу эффективности использо­ вания основных фондов на предприятиях Министерства цветной металлургии рекомендует рассматривать этот показатель как отношение фактической средней выработки оборудования к пла­

новой выработке за час работы [19].

Показатели Ки, рассчитанные двумя рассмотренными мето­ дами, имеют различное значение. В первом случае К и характе­

ризует уровень фактической производительности оборудования по отношению к максимально возможному уровню, регламенти­ рованному заводом-изготовителем оборудования, т. е. отражает максимум резерва повышения производительности. При втором

методе расчета величина К и характеризует уровень использова­

ния оборудования по производительности по отношению к за­ планированному предприятием, который может быть значи­ тельно ниже его технической производительности.

Первый метод определения К и более правильный, посколь­

ку он обеспечивает: надежность и неизменность базисного по­ казателя, за который принимается паспортная производитель­ ность оборудования, гарантируемая заводом-изготовителем; сопоставимость показателей Ки и Кэ.к, характеризующих мак­

симальные резервы использования оборудования по произво­ дительности и времени.

7* 99



Исследование уровня интенсивного использования горнотранспортного оборудования карьеров может быть осуществлено путем сопоставления фактических и нормативных затрат време­ ни на выполнение отдельных операций. Фактические затраты времени по операциям определяются на основании данных фо­ тографии рабочего дня машины или хронометражных наблю­ дений за выполнением отдельных операций. Нормативные за­ траты принимаются по данным «Единых норм выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности» [12].

В качестве примера сопоставим фактические и нормативные затраты времени на погрузку горной массы экскаватором ЭКГ-8 в железнодорожные вагоны при электровозной тяге

(табл. 62).

Операции, показатели

Единица

измерения

Т а б л и ц а 62

 

Затраты времени

нор-

фактиче*

фактиче­

ма-

ские

ТИВ-

ские

к норма­

ные

 

тивным

<±>

Подготовительно-заключительные Тп 3

мин/смену

45

25

+ 20

Вспомогательные Т

.....................................

 

с/цикл

4

3

+1

Основные Т 0

 

 

экскавации

33

33

 

одного цикла 7’ц =

то же

 

Оперативное время

 

 

 

 

=

т в + т 0 ........................

.....60

»

37

36

+1

 

 

цикл/мин

1,62

1,67

+ 0 ,0 5

Число ЦИКЛОВ В минуту, Л ц = —

- . .

 

 

7 ц

 

 

 

 

Время погрузки транспортного

сосуда

мин

4,31

4,19

+ 0 ,1 2

т

. .

................................

Регламентированные перерывы

(время

 

 

 

 

на обмен железнодорожного состава)

мин

14

12

+ 2

 

 

 

 

Рассчитаем нормативную Q c .„ и фактическую <2с.ф сменную

производительность экскаватора по формуле

Qc = Т ™ - Т ™ - п У ,

(30)

Т П ъп + Гобм

 

где Q c — сменная производительность экскаватора, м3; Т см—• продолжительность рабочей смены, мин; Т п , 3 — время на выпол­ нение подготовительно-заключительных операций, мин; Г п .в —

время погрузки одного вагона, мин; Г0бм — время обмена соста­ ва, мин; п — число вагонов в составе; V — объем горной массы

в одном сосуде перемещения, м3 в целике.

100