Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
пых отраслей промышленности, что позволяет сделать вывод о наличии общих факторов, оказывающих на них влияние;
большой размер планируемых простоев, превышающий 25% общего бюджета времени;
наличие больших потерь времени по устранимым причинам, среди которых выделяются простои из-за отсутствия транспорт ных средств.
Наиболее крупные потери времени связаны с ремонтами экскаваторов, причем не столько с аварийными (1,7—2,5%), сколько с плановыми (10,7— 13,6%).
Время простоев экскаваторов в плановых ремонтах превы шает установленное по нормативам. Покажем это на примере карьеров цветной металлургии, для которых институтом Кавказгипроцветмет в 1972 г. были разработаны ремонтные нор мативы.
Простой экскаватора в плановых ремонтах на карьерах Министерства цветной металлургии в 1971 г. равнялся 10,7% календарного фонда времени, что составляет 937 ч, или 39 сут. в год при нормативе 30 сут. Следовательно, фактическое время пребывания экскаваторов в плановых ремонтах превысило нор мативное в целом по отрасли на 30%.
По отдельным карьерам Министерства цветной металлургии
СССР время пребывания экскаваторов в плановых ремонтах превышает 20% календарного фонда времени, т. е. в два раза выше среднеотраслевой величины. Так, например, на карьерах Зыряновского комбината эта величина составила 20,2%. Каджаранского — 29%. На крупных передовых предприятиях отрас ли простои экскаваторов в ремонте значительно меньше сред неотраслевых. На Джезказганском ГМК в 1971 г. они составили 6,7%, на Алмалыкском ГМК — 7,6% календарного фонда вре мени экскаваторов.
В угольной промышленности также имеют место большие сверхнормативные простои экскаваторов в ремонте. На карье рах комбината Кемеровоуголь время пребывания экскаваторов в ремонте выше нормативного на 77%, комбината Красноярскуголь — на 184%.
Причинами длительных простоев экскаваторов в ремонте являются:
недостаточное развитие ремонтной базы; слабое использование агрегатно-узлового метода ремонта;
низкое качество запасных частей, изготовляемых на местах, и сокращение в результате этого межремонтного периода;
недостаточная надежность отдельных типов машин; отсутствие технически и экономически обоснованных ре
монтных нормативов1.
’Анализ действующих ремонтных нормативов на карьерное оборудова ние и методология их определения приводятся в § 2 гл. IV.
106
Постоянный рост парка карьерных машин, большая его раз нотипность, значительный физический износ части устаревшего, но еще действующего оборудования обусловливают необходи мость высокого развития ремонтной базы. Современное ее со стояние не удовлетворяет потребности карьеров в осуществле нии ремонтов машин. Так, например, на угольных карьерах Кузбасса и Сибири ремонтная база удовлетворяет потребность в капитальном ремонте оборудования только на 25—50% [26].
На горных предприятиях развитых капиталистических стран акцент делается на планово-предупредительное обслуживание, выполняемое по заранее разработанному графику1*. В резуль тате такого подхода к ремонтному обслуживанию число аварий
в рабочие смены снижается. |
|
машин |
||
На |
угольных карьерах США капитальный ремонт |
|||
обычно |
выполняется |
специализированной фирмой |
или |
заво |
дом — изготовителем |
машины. Это обеспечивает |
высокое ка |
чество проведения ремонта.
За последнее время все большее распространение получает система, когда ремонт сводится только к замене вышедших из строя узлов и деталей запасными без какой-либо дополнитель ной механической обработки, особенно корпусных деталей. При таком методе осуществления ремонта резко сокращаются сроки его проведения при одновременном повышении качества.
Значительными являются простои, связанные с режимом ра боты карьеров и непосредственно экскаваторов. По этим при чинам экскаваторы не работают на карьерах Министерства цветной металлургии СССР 8,5% и Министерства угольной про мышленности СССР 12,1% общего календарного фонда вре мени.
На выбор режима работы карьера оказывает влияние це лый ряд факторов, из которых наибольшее значение имеют мощность карьера и производительность выемочного оборудо вания. На карьерах большей производственной мощностью на процессах, связанных с выемкой полезного ископаемого и по род, как правило, применяются непрерывные режимы работы. В табл. 65 приведена характеристика режимов работы 26 пред приятий цветной металлургии, включающих 37 карьеров.
Как видно из данных табл. 65, удельный вес предприятий с относительно небольшой годовой производственной мощностью (менее 8 млн. м3) в отрасли высокий — 58%. Поскольку на карьерах небольшой мощности применение непрерывного годо вого и трехсменного суточного режима, как правило, нецелесо образно, возможности для существенного сокращения режим ных простоев экскаваторов на предприятиях цветной металлур гии ограничены.
1 Об организации обслуживания и ремонта горного оборудования на угольных предприятиях США см. Б. Ф. Братченко, В. Н. Хорин «Угольная промышленность США». М., Недра, 1971.
107
Т а б л и ц а 65
Производст |
Режимы работы карьеров |
|
|
||
|
|
|
|
Удельный вес |
|
венная мощ |
|
|
|
Число |
|
ность карьера |
количество |
количество |
продолжитель |
данного режи |
|
по горной |
предприятий |
ма работы, |
|||
массе, |
рабочих |
смен в сутки |
ность смены, |
|
% |
тыс. м8 |
дней |
|
ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
12 700 |
365 |
3 |
8 |
5 |
19,2 |
8 277 |
357 |
3 |
8 |
6 |
23,0 |
6 400 |
357 |
2 |
8 |
1 |
3,9 |
2714 |
365 |
2 |
7 |
1 |
3,9 |
6 095 |
305 |
3 |
7 |
4 |
15,4 |
4 025 |
305 |
2 |
7 |
2 |
7,7 |
1 670 |
258 |
3 |
8 |
2 |
7,7 |
980 |
258 |
2 |
8 - |
5 |
19,2 |
Строительство крупных карьеров с применением мощного горнотранспортного оборудования, осуществляемое в угольной и железорудной промышленности, увеличит применение непре рывных годовых режимов и тем самым снизит режимные про стои экскаваторов.
Официальная отчетность предприятий не содержит матери алов, позволяющих достаточно глубоко проанализировать при чины аварийных простоев экскаваторов. Это можно сделать на основании первичных документов учета, составляемых механи ческой службой карьера и непосредственно экскаваторного участка.
Анализ аварий экскаваторов на карьерах Норильского ГМК, комбинатов Апатит и Ураласбест показал, что наибольшее их
число (до |
60%) приходится на |
механическую часть машины. |
В табл. 66 |
приводятся данные, |
характеризующие аварии (от |
казы) основных узлов механической части экскаваторов ЭКГ-8И и время их устранения.
Из-за неплановых ремонтов, связанных с авариями, каж дый экскаватор ежегодно простаивал: Норильский ГМК — 480 ч; комбинат Апатит — 665 ч; комбинат Ураласбест — 485 ч. По отношению к календарному фонду времени экскаватора это составляет соответственно 5,4%, 7,6% и 5,5, %.
Структура отказов экскаваторов ЭКГ-8И и ЭКГ-8 на анали зируемых комбинатах имеет различия, сформировавшиеся под влиянием многочисленных факторов. Среди них следует особо отметить условия эксплуатации и уровень ремонтно-профилак тического обслуживания машин (см. табл. 66).
Простои экскаваторов в аварийных ремонтах могут быть снижены за счет повышения надежности машин, более высо кого уровня ремонтного их обслуживания, а также обновления парка машин на основании оптимальных сроков их службы.
Анализ использования рабочего времени экскаваторов про изведен на основании 482 хронометражных наблюдений, про-
108
Основные механизмы экскаватора
|
|
|
Т а б л и ц а |
66 |
||
|
|
Отказы, |
% |
|
|
|
Норильский |
Комбинат |
Комбинат |
||||
Апатит, |
Ураласбест, |
|||||
ГМК, ЭКГ-8И |
||||||
ЭКГ-8И |
ЭКГ-8* |
|||||
по частоте |
по продолжи тельности простоя |
по частоте |
по продолжи тельности простоя |
по частоте |
по продолжи тельности простоя |
Рабочее оборудование ......................... |
|
66,72 |
63,49 |
39,12 |
45,86 |
37,17 |
21,2 |
|
Подъемный механизм ......................... |
|
0,57 |
0,82 |
3,4 |
10,72 |
6,79 |
,6,8 |
|
Напорный м еханизм ............................. |
. . |
10,7 |
12,82 |
14,63 |
11,16 |
16,4 |
19,5 |
|
Ходовой механизм..................... ... |
3,67 |
7,78 |
8,16 |
9,88 |
24,3 |
35,1 |
||
Поворотный механизм . . . . |
. . . |
0,73 |
0,71 |
2,04 |
3,08 |
13,8 |
15,3 |
|
Пневмогидросистема ............................ |
|
2,95 |
4,08 |
4,42 |
5,24 |
— |
— |
|
Прочие механизмы................................. |
|
14,66 |
10,3 |
28,23 |
14,06 |
1,54 |
2,1 |
|
|
И т о г о |
. . . |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
* По данным |
книги «Эксплуатационная надежность |
и техническое |
обслуживание |
|||||
экскаваторов ЭКГ-8 и ЭКГ-8И» под редакцией профессора А. |
Е. Тропа. Изд. |
Свердловского |
||||||
горного института, |
1971. |
|
|
|
|
|
|
|
веденных на карьерах Министерства цветной металлургии
СССР (253) и Министерства угольной промышленности СССР
(229).
Структура затрат рабочего времени (в процентах) экска
ваторов, по данным хронометражных |
наблюдений, |
приведена |
|||
в табл. 67. |
|
67 данных |
указывает |
||
Рассмотрение приведенных в табл. |
|||||
на: большие потери рабочего |
времени |
экскаваторов; |
зависи- |
||
|
|
|
Т а б л и ц а 67 |
||
|
Министерство цветной |
Министерство |
|||
|
угольной |
промыш |
|||
Затраты времени |
металлургии СССР |
ленности СССР |
|||
механи |
весь |
механи |
|
||
|
драглайны |
||||
|
ческие |
парк |
ческие |
||
|
лопаты |
|
лопаты |
|
|
Подготовительно-заключительные опе |
4,2 |
|
7,3 |
17,0 |
|
рации ...................................................... |
7,1 |
||||
Основные операции ................................. |
39,8 |
55,8 |
39,8 |
69,5 |
|
Вспомогательные операции ..................... |
10,2 |
11,5 |
13,6 |
10,3 |
|
Технологические перерывы..................... |
9,3 |
6,6 |
12,3 |
2,2 |
|
Отдых и личные надобности................. |
— |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
П ростои...................................................... |
36,5 |
18,5 |
26,5 |
10,5 |
|
И т о г о . . . |
100 |
100 |
100 |
|
100 |
109