Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пых отраслей промышленности, что позволяет сделать вывод о наличии общих факторов, оказывающих на них влияние;

большой размер планируемых простоев, превышающий 25% общего бюджета времени;

наличие больших потерь времени по устранимым причинам, среди которых выделяются простои из-за отсутствия транспорт­ ных средств.

Наиболее крупные потери времени связаны с ремонтами экскаваторов, причем не столько с аварийными (1,7—2,5%), сколько с плановыми (10,7— 13,6%).

Время простоев экскаваторов в плановых ремонтах превы­ шает установленное по нормативам. Покажем это на примере карьеров цветной металлургии, для которых институтом Кавказгипроцветмет в 1972 г. были разработаны ремонтные нор­ мативы.

Простой экскаватора в плановых ремонтах на карьерах Министерства цветной металлургии в 1971 г. равнялся 10,7% календарного фонда времени, что составляет 937 ч, или 39 сут. в год при нормативе 30 сут. Следовательно, фактическое время пребывания экскаваторов в плановых ремонтах превысило нор­ мативное в целом по отрасли на 30%.

По отдельным карьерам Министерства цветной металлургии

СССР время пребывания экскаваторов в плановых ремонтах превышает 20% календарного фонда времени, т. е. в два раза выше среднеотраслевой величины. Так, например, на карьерах Зыряновского комбината эта величина составила 20,2%. Каджаранского — 29%. На крупных передовых предприятиях отрас­ ли простои экскаваторов в ремонте значительно меньше сред­ неотраслевых. На Джезказганском ГМК в 1971 г. они составили 6,7%, на Алмалыкском ГМК — 7,6% календарного фонда вре­ мени экскаваторов.

В угольной промышленности также имеют место большие сверхнормативные простои экскаваторов в ремонте. На карье­ рах комбината Кемеровоуголь время пребывания экскаваторов в ремонте выше нормативного на 77%, комбината Красноярскуголь — на 184%.

Причинами длительных простоев экскаваторов в ремонте являются:

недостаточное развитие ремонтной базы; слабое использование агрегатно-узлового метода ремонта;

низкое качество запасных частей, изготовляемых на местах, и сокращение в результате этого межремонтного периода;

недостаточная надежность отдельных типов машин; отсутствие технически и экономически обоснованных ре­

монтных нормативов1.

’Анализ действующих ремонтных нормативов на карьерное оборудова­ ние и методология их определения приводятся в § 2 гл. IV.

106


Постоянный рост парка карьерных машин, большая его раз­ нотипность, значительный физический износ части устаревшего, но еще действующего оборудования обусловливают необходи­ мость высокого развития ремонтной базы. Современное ее со­ стояние не удовлетворяет потребности карьеров в осуществле­ нии ремонтов машин. Так, например, на угольных карьерах Кузбасса и Сибири ремонтная база удовлетворяет потребность в капитальном ремонте оборудования только на 25—50% [26].

На горных предприятиях развитых капиталистических стран акцент делается на планово-предупредительное обслуживание, выполняемое по заранее разработанному графику1*. В резуль­ тате такого подхода к ремонтному обслуживанию число аварий

в рабочие смены снижается.

 

машин

На

угольных карьерах США капитальный ремонт

обычно

выполняется

специализированной фирмой

или

заво­

дом — изготовителем

машины. Это обеспечивает

высокое ка­

чество проведения ремонта.

За последнее время все большее распространение получает система, когда ремонт сводится только к замене вышедших из строя узлов и деталей запасными без какой-либо дополнитель­ ной механической обработки, особенно корпусных деталей. При таком методе осуществления ремонта резко сокращаются сроки его проведения при одновременном повышении качества.

Значительными являются простои, связанные с режимом ра­ боты карьеров и непосредственно экскаваторов. По этим при­ чинам экскаваторы не работают на карьерах Министерства цветной металлургии СССР 8,5% и Министерства угольной про­ мышленности СССР 12,1% общего календарного фонда вре­ мени.

На выбор режима работы карьера оказывает влияние це­ лый ряд факторов, из которых наибольшее значение имеют мощность карьера и производительность выемочного оборудо­ вания. На карьерах большей производственной мощностью на процессах, связанных с выемкой полезного ископаемого и по­ род, как правило, применяются непрерывные режимы работы. В табл. 65 приведена характеристика режимов работы 26 пред­ приятий цветной металлургии, включающих 37 карьеров.

Как видно из данных табл. 65, удельный вес предприятий с относительно небольшой годовой производственной мощностью (менее 8 млн. м3) в отрасли высокий — 58%. Поскольку на карьерах небольшой мощности применение непрерывного годо­ вого и трехсменного суточного режима, как правило, нецелесо­ образно, возможности для существенного сокращения режим­ ных простоев экскаваторов на предприятиях цветной металлур­ гии ограничены.

1 Об организации обслуживания и ремонта горного оборудования на угольных предприятиях США см. Б. Ф. Братченко, В. Н. Хорин «Угольная промышленность США». М., Недра, 1971.

107


Т а б л и ц а 65

Производст­

Режимы работы карьеров

 

 

 

 

 

 

Удельный вес

венная мощ­

 

 

 

Число

ность карьера

количество

количество

продолжитель­

данного режи­

по горной

предприятий

ма работы,

массе,

рабочих

смен в сутки

ность смены,

 

%

тыс. м8

дней

 

ч

 

 

 

 

 

 

12 700

365

3

8

5

19,2

8 277

357

3

8

6

23,0

6 400

357

2

8

1

3,9

2714

365

2

7

1

3,9

6 095

305

3

7

4

15,4

4 025

305

2

7

2

7,7

1 670

258

3

8

2

7,7

980

258

2

8 -

5

19,2

Строительство крупных карьеров с применением мощного горнотранспортного оборудования, осуществляемое в угольной и железорудной промышленности, увеличит применение непре­ рывных годовых режимов и тем самым снизит режимные про­ стои экскаваторов.

Официальная отчетность предприятий не содержит матери­ алов, позволяющих достаточно глубоко проанализировать при­ чины аварийных простоев экскаваторов. Это можно сделать на основании первичных документов учета, составляемых механи­ ческой службой карьера и непосредственно экскаваторного участка.

Анализ аварий экскаваторов на карьерах Норильского ГМК, комбинатов Апатит и Ураласбест показал, что наибольшее их

число (до

60%) приходится на

механическую часть машины.

В табл. 66

приводятся данные,

характеризующие аварии (от­

казы) основных узлов механической части экскаваторов ЭКГ-8И и время их устранения.

Из-за неплановых ремонтов, связанных с авариями, каж­ дый экскаватор ежегодно простаивал: Норильский ГМК — 480 ч; комбинат Апатит — 665 ч; комбинат Ураласбест — 485 ч. По отношению к календарному фонду времени экскаватора это составляет соответственно 5,4%, 7,6% и 5,5, %.

Структура отказов экскаваторов ЭКГ-8И и ЭКГ-8 на анали­ зируемых комбинатах имеет различия, сформировавшиеся под влиянием многочисленных факторов. Среди них следует особо отметить условия эксплуатации и уровень ремонтно-профилак­ тического обслуживания машин (см. табл. 66).

Простои экскаваторов в аварийных ремонтах могут быть снижены за счет повышения надежности машин, более высо­ кого уровня ремонтного их обслуживания, а также обновления парка машин на основании оптимальных сроков их службы.

Анализ использования рабочего времени экскаваторов про­ изведен на основании 482 хронометражных наблюдений, про-

108


Основные механизмы экскаватора

 

 

 

Т а б л и ц а

66

 

 

Отказы,

%

 

 

Норильский

Комбинат

Комбинат

Апатит,

Ураласбест,

ГМК, ЭКГ-8И

ЭКГ-8И

ЭКГ-8*

по частоте

по продолжи­ тельности простоя

по частоте

по продолжи­ тельности простоя

по частоте

по продолжи­ тельности простоя

Рабочее оборудование .........................

 

66,72

63,49

39,12

45,86

37,17

21,2

Подъемный механизм .........................

 

0,57

0,82

3,4

10,72

6,79

,6,8

Напорный м еханизм .............................

. .

10,7

12,82

14,63

11,16

16,4

19,5

Ходовой механизм..................... ...

3,67

7,78

8,16

9,88

24,3

35,1

Поворотный механизм . . . .

. . .

0,73

0,71

2,04

3,08

13,8

15,3

Пневмогидросистема ............................

 

2,95

4,08

4,42

5,24

Прочие механизмы.................................

 

14,66

10,3

28,23

14,06

1,54

2,1

 

И т о г о

. . .

100

100

100

100

100

100

* По данным

книги «Эксплуатационная надежность

и техническое

обслуживание

экскаваторов ЭКГ-8 и ЭКГ-8И» под редакцией профессора А.

Е. Тропа. Изд.

Свердловского

горного института,

1971.

 

 

 

 

 

 

 

веденных на карьерах Министерства цветной металлургии

СССР (253) и Министерства угольной промышленности СССР

(229).

Структура затрат рабочего времени (в процентах) экска­

ваторов, по данным хронометражных

наблюдений,

приведена

в табл. 67.

 

67 данных

указывает

Рассмотрение приведенных в табл.

на: большие потери рабочего

времени

экскаваторов;

зависи-

 

 

 

Т а б л и ц а 67

 

Министерство цветной

Министерство

 

угольной

промыш­

Затраты времени

металлургии СССР

ленности СССР

механи­

весь

механи­

 

 

драглайны

 

ческие

парк

ческие

 

лопаты

 

лопаты

 

Подготовительно-заключительные опе­

4,2

 

7,3

17,0

рации ......................................................

7,1

Основные операции .................................

39,8

55,8

39,8

69,5

Вспомогательные операции .....................

10,2

11,5

13,6

10,3

Технологические перерывы.....................

9,3

6,6

12,3

2,2

Отдых и личные надобности.................

0,5

0,5

0,5

П ростои......................................................

36,5

18,5

26,5

10,5

И т о г о . . .

100

100

100

 

100

109