Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В нашем примере 7'см = 420 мин, п — 5 вагонов, У=30 м3.

Тогда

4 2 0 —

25

 

Qc.ii

• 5 ) +

12

( 4 , 1 9

4 2 0 —

4 5

 

Qc-ф —

• 5 ) +

14

( 4 , 3 1

5 • 30 = 1797 м3

■5 -3 0 = 1581 м3.

Сверхнормативные затраты времени на подготовительно-за­ ключительные и вспомогательные операции, а также обмен железнодорожных составов обусловили снижение сменной про­ изводительности экскаватора на 216 т, или на 12,1%.

На основании материалов хронометражных наблюдений Должны разрабатываться организационно-технические меро­ приятия, позволяющие снизить сверхнормативные затраты вре­ мени на выполнение отдельных операций и тем самым повысить производительность экскаватора.

Для оценки изменений, которые произошли с уровнем про­ изводительности горнотранспортного оборудования в динамике за последовательные периоды времени, определяется часовая Q4ac, суточная QcyT и месячная QMec производительность горно­

транспортного оборудования.

Показатель часовой производительности характеризует про­ дуктивность использования оборудования за час основной ра­ боты и определяется по формуле1

Q,а с = ^ ,

(31)

* ч

 

где W r — объем работы, выполненный данным видом машин за

год, т, м, м3; 7%— отработанное машинами за год время, маши­ но-часы.

Показатель Q4ac не отражает потерь времени машин, свя­ занных с внеплановыми простоями, не учитывает время их на­ хождения в ремонте и резерве. Все эти факторы находят отра­ жение при определении месячной производительности списочно­

го парка машин

 

<2*00 = - ^ .

(32)

ЛГСр

 

где W M — среднемесячный объем работ, выполненный

машина­

ми в данном году; (Vcp — среднемесячная численность

машин.

Среднесписочное число машин за месяц получается путем суммирования списочного числа машин за каждый день месяца и делением этой суммы на число календарных дней в месяце.

1 Напомним,

что при

определении 7 ,

по данным отчетности величина

его завышается

в связи

с тем, что часть

внутрисменных простоев машин

Не фиксируется горным диспетчером.

 

101


Суточная производительность машин находится по формуле

(33)

где W с — среднесуточный объем работ, выполненный машинами

в данном году; jVpa6 — число машин, находящихся в работе в течение суток.

Обобщающим показателем экстенсивного и интенсивного ис­ пользования оборудования является коэффициент интегральной нагрузки К о , который находится как произведение коэффициен­

тов экстенсивного и интенсивного использования оборудования:

Ко = КэКк.

(34)

Помимо общих показателей эффективности

использования

горнотранспортного оборудования, рассмотренных выше, суще­ ствуют частные показатели, применяемые для отдельных видов оборудования1.

Межотраслевая оценка эффективности использования одно­ типного горнотранспортного оборудования затруднена не толь­ ко из-за различий в методологии определения показателей, ха­ рактеризующих уровень их использования, но и в результате разнобоя при отборе и построении самих показателей. Это вид­ но из сопоставления показателей использования горнотрансгюртного оборудования, публикуемых в официальных ежегод­ ных сборниках2 (табл. 63).

Из данных табл. 63 видно, что в угольной и железорудной промышленности показатели использования горнотранспоргного оборудования отличаются как по полноте учета, так и своему построению.

В угольной промышленности совершенно недостаточно учи­ тывается работа автотранспорта. Такой учет затрудняется тем, что автотранспорт в большинстве случаев арендуется карьера­ ми у специализированных автохозяйств, но он необходим для характеристики эффективности одного из важных рабочих про­ цессов— транспортирования угля и вскрышных пород.

Такие основные показатели, как годовая производительность экскаватора по отраслям, несопоставимы, так как в угольной промышленности она учитывается дифференцированно по до­ бычным и вскрышным работам, а в железорудной этот пока­ затель дается общим по обоим видам работ. По угольным карьерам приводится производительность как списочного, так

1 Более подробные частные показатели использования горнотранспортного оборудования, методы их расчета и динамика см. § 2—5 настоящей главы.

2 Сборники «Угольная промышленность СССР» и «Черная металлургия СССР».

102


Т а б л и ц а 63

 

Показатели

использования оборудования

 

Тип

по сборнику «Угольная

по сборнику

«Черная

оборудования

 

промышленность СССР»

 

металлургия

СССР»

Экскаваторы

 

_

 

В наличии на конец года

 

В работе на конец года

 

 

 

Годовая производительность

 

Списочного

экскаватора на

 

вскрыше

 

 

То же, на добыче

 

 

 

Работающего экскаватора

Буровые

 

_

станки

 

 

 

 

 

 

Автосамо-

 

.

свалы

 

 

 

 

 

 

 

 

——

Думпкары

В наличии на конец года

 

В работе на конец года

Локомотивы

Суточная

производительность

 

локомогивосоставов, работавших

 

на вскрыше

 

Среднесписочное количество

В среднем работало экскавато­ ров

Годовая производительность Списочного экскаватора на

вскрыше и добыче

Списочного экскаватора на от­

валах

Коэффициент использования календарного времени

Производительность одного спи­ сочного бурового станка: годовая сменная

Коэффициент выхода парка Годовая производительность

списочной машины То же, на 1 т грузоподъем­

ности списочного парка Сменная производительность

Объем перевозок и грузообо­ рот

_

Годовая производительность локомотива

Сменная производительность локомотива

и работающего экскаватора, а по железорудным — только спи­ сочного и т. д.

Несопоставимость показателей ограничивает возможность проведения межотраслевого анализа эффективности использо­ вания горнотранспортного оборудования карьеров и подводит к выводу о необходимости унификации этих показателей по ти­ пам оборудования.

103


Представляется также целесообразным учет некоторых по­ казателей, характеризующих наличие и использование карьер­ ных машин в статистических ежегодниках «Народное хозяйство

СССР». В первую очередь это необходимо сделать по основ­ ной карьерной машине — экскаватору1.

§ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСКАВАТОРНОГО ПАРКА

До определенного предела рост коэффициента использования наличного парка машин следует рассматривать как одно из важнейших мероприятий, позволяющих повысить эффективность использования активной части основных фондов. Оптимальное (нормативное) значение этого коэффициента должно обеспе­ чивать наиболее эффективное сочетание между инвентарным и рабочим парком машин. Превышение нормативной величины коэффициента использования наличного парка оборудования может означать, что карьер не осуществляет в нужном объеме планово-предупредительные ремонты, не располагает необхо­ димым количеством резервного оборудования, что в конечном счете отрицательно скажется на его производительности.

В 1972 г. абсолютная величина коэффициента использования наличного парка экскаваторов на карьерах составила: уголь­ ных— 0,9; железорудных — 0,81; цветных металлов — 0,92.

Как положительный момент следует отметить определенный рост рассматриваемого коэффициента в период I960—1972 гг. Например, на угольных карьерах использование парка экскава­ торов возросло с 84% в 1960 г. до 90% в 1972 г.

При относительно высоком отраслевом уровне использова­ ния инвентарного парка экскаваторов на отдельных предпри­ ятиях оно остается низким и может быть существенно повы­ шено.

Оценивая дальнейшие возможности роста производительно­ сти экскаваторного парка, следует отметить, что они связаны главным образом с более полным его использованием по вре­ мени.

Экстенсивное использование экскаваторов. Коэффициент ис­

пользования календарного фонда времени Как экскаваторов на карьерах в 1972 г. составил: угольных — 0,59; железорудных — 0,47; цветных металлов — 0,58*. Приведенные показатели ука­ зывают на крайне низкое использование экскаваторов по вре­ мени во всех отраслях горной промышленности.

1 В настоящее время

статистические ежегодники не

содержат

данных

о наличии и использовании

основных карьерных машин по

отраслям

народ­

ного хозяйства. Исключение составляет юбилейный статистический ежегод­ ник, в котором приводятся данные о наличии одноковшовых экскаваторов на угольных карьерах.

* Данные за 1971 г.

104


За среднеотраслевыми величинами Кэ.к скрываются еще бо­

лее низкие показатели по отдельным предприятиям. Обследо­ вание 37 карьеров цветной металлургии, выполненное в 1971 г., показало, что /Сэк экскаваторов составляет: до 0,4 (23%); 0,4— 0,5 (23%); 0,5-0,6 (11,5%); 0,6-0,7 (34,5%); свыше 0,7 (8%).

Из приведенных данных видно, что на 46% обследованных карьерах экскаваторы работают не более 50% их календарного фонда времени.

Одновременно 42,5% карьеров имеют Кэ.к экскаваторов бо­

лее 0,6. Наличие группы карьеров с относительно высоким зна­ чением К э.к указывает на реальность достижения этой величи­

ны на большинстве карьеров отрасли.

Данные об использовании каледарного фонда времени одно­ ковшовых экскаваторов на карьерах цветной металлургии и угольной промышленности приводятся в табл. 64.

 

 

 

Т а б л и ц а

64

 

 

Затраты времени, % к календарному

 

 

фонду времени одноковшовых

 

 

 

экскаваторов

 

Распределение календарного фонда времени

карьеры

угольные

В ТОМчисле

 

 

цветной

на

на

 

 

'металлур­

карьеры2

 

 

гии1

 

добы­

вскры­

 

 

 

 

че

ше

Календарный фонд врем ени.............................

100

100

100

100

Работа ......................................................................

57,8

60,0

64,9

62,2

Планируемые простои.........................................

27,2

25,7

24,3

23,3

В том числе:

8,5

12,1

13,4

9,5

по режиму..........................................................

плановый ремонт..............................................

10,7

13,6

10,9

13,8

климатические условия .................................

0,4

...........................технологические причины

5,8

 

 

 

 

нахождение в резерве ......................................

1,8

Непланируемые простои — в с е г о .................

15,0

14,3

10,8

14,5

В том числе:

2,5

1,7

1,8

1,9

аварии с механизмами......................................

отсутствие средств транспорта.....................

4,2

3,9

3,7

4,4

аварии на транспорте ......................................

0,3

1,2

0,4

1,4

отсутствие экипажа..........................................

3,0

отсутствие электроэнергии.............................

0,7

0,5

неподготовленность рабочего места . . . .

0,2

0,6

0,6

прочие ..............................................................

4,1

6,9

4,4

6,2

1

Данные по 37 карьерам.

 

 

 

 

2

Данные института НИИОГР по 34 карьерам.

 

 

 

 

При рассмотрении данных табл. 64 обращает на себя вни­ мание следующее:

примерно одинаковый уровень и характер использования ка­ лендарного фонда времени экскаваторов на карьерах различ-

105