Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
мость структуры баланса рабочего времени от состава парка экскаваторов; превышение фактических затрат времени по от дельным операциям над нормативными.
Наиболее многочисленная группа экскаваторов — механиче ские лопаты простаивают 26,5—36,5% времени рабочей смены, что составляет соответственно 111—153 мин. при семичасовой смене. Простои драглайнов значительно меньше— 10,5% вре мени смены.
Драглайны в меньшей степени, чем механические лопаты, зависят от работы карьерного транспорта, оказывающего силь ное влияние на уровень использования экскаваторов по вре мени.
Бестранспортная система разработки обеспечивает более полное использование рабочего времени экскаваторов по срав нению с транспортной системой. На угольных карьерах простои экскаваторов при транспортной системе занимают 29% продол жительности смены, а при бестранспортной — 10,3%.
Анализ показывает, что работа экскаваторов с железнодо рожным транспортом позволяет лучше использовать их по вре мени по сравнен'ию с работой с автомобильным транспортом. Это видно из структуры затрат рабочего времени экскаваторов на карьерах цветной металлургии в зависимости от типа и вида применяемого транспорта (табл. 68).
Вид транспорта, тип экскаватора
Автомобильный:
ЭК Г -4 .................................................
ЭК Г -4,6..............................................
ЭКГ-8..................................................
ЭК Г -8И ..............................................
И т о г о при автотранспорте . . . .
Железнодорожный:
ЭКГ-4,6 ..............................................
ЭКГ-8..................................................
ЭКГ-8И...............................................
Ит о г о при железнодорожном транс-
порте ......................................................
Вс е г о по п а р к у ..................................
|
|
|
Т а б л и ц а |
68 |
|
|
Затраты времени, |
% |
|
||
|
операции |
|
О) |
|
|
1 |
|
|
|
||
подготови- тельно-заклю чительные |
основные |
вспомога тельные |
технологически перерывы |
простои |
И01 Л0 |
|
, |
|
|
|
\ |
4,8 |
31,2 |
10,5 |
9,9 |
43,6 |
100 |
4,2 |
47,8 |
5,1 |
5,3 |
37,6 |
100 |
4,6 |
55,2 |
5,0 |
1,9 |
33,3 |
100 |
10,1 |
67,1 |
5,2 |
4,4 |
13,2 |
100_ |
4, 8 |
43,0 |
7,7 |
6,9 |
37,6 |
100 |
4,1 |
46,9 |
6,3 |
17,4 |
25,3 |
100 |
2,9 |
43,3 |
13,9 |
11,3 |
28,6 |
100 |
7,0 |
38,5 |
21,2 |
7,7 |
25,6 |
100 __ |
3,8 |
43,1 |
13,5 |
11,9 |
27,7 |
100 _ |
4,2 |
39,8 |
10,2 |
9,3 |
36,5 |
100 |
110
Простои экскаваторов при работе с автомобильным транс портом на карьерах Министерства цветной металлургии СССР
примерно на 10% выше, чем на железнодорожном.
Одной из основных причин низкого использования рабочего времени экскаваторов при автомобильном транспорте является недостаточная их обеспеченность в течение рабочей смены боль шегрузными автосамосвалами. Это объясняется низким исполь зованием парка автосамосвалов по организационным и другим причинам и недостаточным их количеством на карьерах. Ана
лиз |
работы автомобильного транспорта на карьерах см. § 4 |
гл. |
III. |
Структура простоев экскаваторов на карьерах Министерст ва цветной металлургии СССР имеет следующий вид1:
аварийный ремонт . . .
отсутствие транспорта . .
отсутствие электроэнергии
отсутствие бригады . . .
прочие .................................
всего простоев .................
6
16.4
20,2
55.4
2.5
6.9
1.9
5,2
5.9
16,1
36.5
100
Простои экскаваторов из-за несвоевременного обеспечения транспортными средствами составляют 20,2% продолжитель ности смены, или 55,4% общей их величины. Внутрисменные простои из-за несвоевременной подачи под погрузку транспорт ных средств и аварийных ремонтов образуют наиболее значи тельную группу простоев экскаваторов, на долю которой при ходится 71,8% общих сменных потерь времени.
Примерно такая же структура простоев экскаваторов в ра бочие смены имеет место и на угольных карьерах. Удельный вес отдельных видов простоев экскаваторов к общей их величине На угольных карьерах характеризуется данными табл. 69.
На большинстве угольных карьеров простои экскаваторов Из-за отсутствия транспортных средств на добычных работах выше, чем на вскрышных. Это связано с большими потерями времени экскаваторов из-за отсутствия транспортных средств, Не .принадлежащих непосредственно горным предприятиям. Эти
1 Числитель — простои в процентах к продолжительности смены; зна менатель — то же, к общей величине простоев.
Ш
Т а б л и ц а ' 69
Причины простоев экскаваторов
Простои экскаваторов на угольных карьерах различных комбинатов, % к общей их величине
Кемеровоуголь |
Востсибуголь |
Свердловскуголь |
Челябинскуголь |
Красноярскуголь |
(S * |
|
|
|
|
|
« |
|
|
|
|
|
>. |
|
|
|
|
|
Н |
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
СО.а |
|
|
|
|
|
'SS |
Аварии с механизмами |
|
30,2 |
25 |
7,4 |
10,7 |
26,1 |
1 |
||
|
28,6 |
48,4 |
19,6 |
29,2 |
8,9 |
19,6 |
|||
|
|
|
|||||||
Неподготовленность |
рабочего места . . |
3,8 |
8,9 |
— |
1,3 |
4,3 |
6 |
||
5,7 |
12,9 |
1,6 |
14,6 |
1,2 |
5,9 |
||||
|
|
|
|||||||
Плохое состояние |
путей, аварии |
на |
5,6 |
1,8 |
2,9 |
16 |
34,8 |
3 |
|
транспорте |
|
|
|||||||
|
|
П ,4 |
9,7 |
29,5 |
41,6 |
17,8 |
23,5 |
||
|
|
|
|||||||
Отсутствие средств транспорта . . |
. . 60,4 |
64,3 |
89,7 |
72 |
34,8 |
90 |
|||
|
|
|
54,3 |
29 |
49,3 |
14,6 |
72,1 |
51 |
|
П р и м е ч а н и е . |
Числитель — экскаваторы добычные; |
знаменатель — вскрышные. |
простои практически мало зависят от работы карьера и тре буют существенного улучшения поставок вагонов железной до рогой.
Основными причинами простоев вскрышных экскаваторов является ожидание порожних составов под погрузку и ремонт железнодорожных внутрикарьерных путей, а также аварии с механизмами. Поскольку доставка горной массы на отвалы при железнодорожном транспорте осуществляется собственными транспортными средствами, сокращение простоев экскаваторов из-за несвоевременной подачи думпкаров под погрузку зави сит в основном от уровня организации и оснащенности транс портного процесса на карьере.
Представляет интерес сопоставление уровня использования рабочего времени экскаваторов на карьерах СССР и США.
Т а б л и ц а 70
|
Коэффициент использования |
|
|
рабочего |
времени |
Вид разрабатываемого материала |
при автомо- |
при железно- |
|
||
|
бильном |
дорожном |
|
транспорте |
транспорте |
Руда железная или м ед н а я ................ |
0,80 |
0,72 |
Скальный г р у н т ...................................... |
0,75 |
0,675 |
У г о л ь .......................................................... |
0,85 |
0,765 |
Вскрышные породы .................................. |
0,90 |
0,90 |
112
fe табл. 70 приведены коэффициенту использований рабо чего времени [23], которые устанавливает известная американ ская фирма по выпуску экскаваторов «Марион».
Фактические коэффициенты использования рабочего време ни механических лопат на карьерах США колеблются в диапа зоне 0,765—0,873, т. е. находятся в пределах указанных выше расчетных величин коэффициента. По данным многочисленных хронометражных наблюдений, коэффициент использования рабочего времени механических лопат на карьерах СССР со
ставляет: цветная металлургия — 0,63; |
угольная промышлен |
ность— 0,735. Приведенные цифры |
свидетельствуют о более |
низком использовании рабочего времени экскаваторов на карь ерах СССР по сравнению с карьерами США.
Следует отметить, что в имеющейся литературе по показа телям использования экскаваторов на карьерах США не отме чаются потери времени, связанные с ожиданием средств транс порта. На отечественных карьерах, как было показано выше, эти простои превалируют. Такое различие объясняется в основ ном тем, что на карьерах США широко применяются:
бестранспортные системы разработки с использованием мощных механических лопат и драглайнов;
транспортные средства большей грузоподъемности; современные методы контроля и управления транспортными
средствами, обеспечивающие высокий уровень организации их работы.
На карьерах США почти весь объем перевозок угля произ водится автомобильным транспортом. Для этого применяются автосамосвалы грузоподъемностью 60—90 т, углевозы с дон ной разгрузкой грузоподъемностью до 216 т и автотягачи с прицепами грузоподъемностью 108,9 т. Скорость движения этих машин с полной нагрузкой достигает 60 км/ч.
На карьерах СССР применяется автомобильный транспорт с более низкими параметрами по грузоподъемности и скорости Движения. В угольной промышленности удельный вес автоса мосвалов грузоподъемностью 10—15 т за годы восьмой пяти летки составлял 61,6%, грузоподъемностью 25—27 т — 38,4% общего их числа в отрасли. В ближайшие годы намечается су щественное улучшение структуры автомобильного парка уголь ных карьеров за счет поставки автомобилей грузоподъемностью 40—75 т и углевозов грузоподъемностью до 120 т.
Широкое применение на карьерах средств транспорта с бо лее высокими параметрами является важнейшим резервом даль нейшего улучшения экстенсивного использования экскаваторов и роста их производительности.
Вопросы оптимального использования параметров машин и определения рациональной структуры их парка в литературе освещены недостаточно. Причем при рассмотрении этих вопро сов акцент, как правило, делается на недоиспользование мощ-
8 Каменецкий Л Е. |
113 |
ностей машин вследствие их несоответствия характеру выпол; няемой работы. Так, Д. М. Палтерович, анализируя причины недоиспользования параметров машин в добывающей промыш ленности, правильно указывает на нерациональность примене ния экскаваторов с одинаковой емкостью ковша на добычных и вскрышных работах [22]. Однако следует отметить, что случаи применения однотипных экскаваторов на добычных и вскрыш ных работах относительно редки. На вскрышных работах боль шинства карьеров применяются более мощные экскаваторы, чем на выемке полезного ископаемого.
Основные резервы повышения использования экскаваторов по мощности заключаются в оптимальном ее сочетании с пара метрами других машин, работающих на взаимосвязанных про цессах. Прежде всего это касается транспортных средств.
По данным В. П. Богатырева в период, когда основными транспортными средствами на карьерах Кузнецкого угольного бассейна были автосамосвалы МАЗ-205 и КРАЗ-222, годовая производительность экскаватора ЭКГ-4 не превышала 460 тыс. м3. В результате внедрения автосамосвалов МАЗ-525 годовая производительность экскаватора возросла к 1965 г. до 623 тыс. м3. В настоящее время, когда основными транспортны ми средствами стали автосамосвалы БелАЗ-540, производи тельность экскаватора составляет 780 тыс. м3. Таким образом, использование на карьерах автотранспорта большей грузоподъ емности позволило повысить нагрузку на экскаватор ЭКГ-4 в 1,7 раза.
Для более рационального использования на погрузке горной массы экскаваторов ЭКГ-8И необходимы автосамосвалы грузо подъемностью 40—75 т. Это даст возможность повысить произ водительность вскрышных экскаваторов ЭКГ-8И на 40— 50% [4].
Помимо оптимальной структуры парка машин по их пара метрам важное значение для повышения использования рабо чего времени экскаваторов имеет количественное соотношение между выемочной и вспомогательными машинами.
Увеличение числа автосамосвалов или локомотивосоставов, обслуживающих экскаватор, сокращает простои из-за ожидания транспортных средств, повышает производительность экскава тора. При этом уровень использования по времени самих тран спортных средств снижается. Поэтому возникает задача опре деления такого числа транспортных средств, закрепляемых за каждым экскаватором, при котором суммарный ущерб от про стоев всего оборудования был бы минимальным. Методология решения таких задач достаточно хорошо разработана.
Исследования показывают, что для производительной рабо ты вскрышных экскаваторов в условиях Кузнецкого бассейна необходимо прикреплять к каждому из них 2—2,5 локомотивосостава. В действительности эта цифра составляет 1,2 локомо
114