Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

79

 

 

Простои буровых станков по причинам

 

 

«

0>

 

 

 

Марка бурового

* .

Я

Н П

я

 

 

“ o s

 

 

 

станка

 

о а s

• Л

о Ч я

 

 

 

О О

0)

g

 

as

hf*U

f- (В

я sr

Я

 

>> я а

 

о я \о

о

О

 

 

 

 

>. и о

э*

 

 

ТОО-

Н Ч Я

н я

н о. та

в

Я

 

о а) т

о я

о О Си

СБШ-250 . . . .

7,4

4,1

1,6

2,1

1,9

17,1

43,3

23,9

9,6

12,1

11,1

100

 

БАШ-250 . . . .

 

5,1

 

0,6

0,4

6,1

 

83,5

 

9,9

6,6

100

 

 

 

БСШ-2М.................

5,7

2,7

 

 

0,4

8,8

64,7

30,7

 

 

4,6

100

 

 

 

2СБШ-200 . . . .

7,8

7,3

 

 

2,5

17,6

44,2

41,5

 

 

14,3

100

 

 

 

П р и м е ч а н и е .

Числитель—%

и продолжительности

наблюдений; знаменатель — %

к общей величине простоев.

 

 

 

 

 

Несмотря на низкое экстенсивное использование, произво­ дительность парка буровых станков возрастает. Это достигается б результате улучшения структуры парка станков: увеличения удельного веса станков шарошечного бурения и применения станков более производительных марок. Производительность одного списочного бурового станка (м) на карьерах приведена в табл. 80.

Т а б л и ц а80

Карьеры

1965 г.

1970

г.

1972 г.

1970

г .,

1972 г.,

%к

г.

%к

 

 

 

 

 

1965

1965 г.

Министерства угольной про-

15410

20 786

22 875

134,9

148,4

мышленности СССР . . .

76

109

124,4

143,4

163,7

Министерства черной метал­

5085

12 401

15 826

244

311,1

лургии С С С Р ....................

16,7

35,2

 

42,4

211

253,9

 

 

П р и м е ч а н и е Числитель—показатели за год;

знаменатель—за

смену.

 

На железорудных карьерах по сравнению с угольными до­ стигнут более высокий рост производительности буровых стан­ ков: соответственно 211,1 и 48,4%. Объясняется это в основном большей степенью насыщения железорудных карьеров станками шарошечного бурения. Их удельный вес в общем парке станков

124


На железорудных карьерах в 1970 г. на 40% выше, чем на уголь­ ных. Кроме того, на железорудных карьерах достигнуто отно­ сительно более высокое использование станков по времени. Коэффициент использования календарного фонда времени буро­ вых станков на железорудных карьерах на 85,6% .выше, чем на угольных.

Абсолютные величины производительности буровых станков на угольных и железорудных карьерах несопоставимы вследст­ вие различий в крепости разрабатываемых пород. На железо­ рудных карьерах годовая производительность станков шарошеч­ ного бурения в 1972 г. была в 6,2 раза выше, чем станков удар­ но-канатного бурения, а сменная — в 3,3 раза. Производитель­ ность одного списочного станка шарошечного и ударно-канат­ ного бурения (м) на железорудных карьерах приведена в табл. 81.

 

 

 

 

Т а б л и ц а

81

Способ бурения

1965 г.

1970 г.

1972 г.

1970 г.,

1972

г.,

% к

% к

 

 

 

 

1965 г.

1965 г.

 

12 100

15 100

17 8 3 0

1 2 5 , 5

1 4 7 , 3

Шарошечное..................

3 8 , 9

4 3 , 6

1 1 7 , 5

1 3 1 , 7

 

3 3 , 1

 

3 2 0 0

2 6 0 0

2 8 6 0

8 1 , 3

8 9 , 4

Ударно-канатное . . . .

1 0 ,1

1 3 , 3

9 4 , 5

1 2 4 , 3

 

1 0 , 7

П р и м е ч а н и е .

Числитель—показатели за год;

знаменатель—за

смену.

 

 

Из приведенных данных видно, что темпы роста произво­ дительности станков шарошечного бурения в анализируемом периоде были недостаточно высокими. Это связано с тем, что в состав парка станков шарошечного бурения входило большое число (около 40%) устаревших станков (БСШ-1, БСШ-2 и др.) и недостаточно хорошо зарекомендовавших себя в эксплуата­ ции модернизированных станков СБШ-200 и СБШ-250, а также станков тяжелого типа БАШ-250.

Производительность станков канатно-ударного бурения на Железорудных карьерах снизилась вследствие старения этих станков и их излишнего количества. Удельный вес ударно-ка- Натного бурения в общем объеме буровых работ сократился с

48,6% в 1965 г. до 10,7% в 1972 г.

Производительность буровых станков может быть выраже­ на не только в метрах пробуренных скважин, но и в кубиче­ ских метрах обуренной горной массы. Эти показатели характе­ ризуют различные стороны эффективности использования буро­ вых станков: первый показатель отражает непосредственно

125


выполненный станком объем работы,

второй — характеризует

конечную продуктивность бурения.

 

 

 

 

Производительность одного списочного бурового станка на

железорудных карьерах приведена в табл. 82.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

82

 

 

 

 

1970 г..

1972

г..

Производительность

1966 г.

1970 г.

1972 г.

%к

%к

 

 

 

 

1966 г.

1966 г.

Годовая, тыс. м 5 ....................

215

435

552

202

256,7

Сменная, м3 .............................

702

1233

1476,6

176

210,3

Максимально достигнутая в 1971 г. среднесменная произво­ дительность станка БСШ-250 на железорудных карьерах со­ ставила: на Михайловском — 211 м, на Сарбайском— 104 м, на Коршуновском — 75 м; среднесменная производительность стан­ ков шарошечного бурения в целом по отрасли значительно ниже.

Основными направлениями роста производительности парка буровых станков является пополнение его новыми станками с высокими техническими параметрами, а также повышение уровня их экстенсивного использования.

§ 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БОЛЬШЕГРУЗНОГО КАРЬЕРНОГО АВТОТРАНСПОРТА

Значение автотранспорта на карьерах возрастает. Это нахо­ дит отражение в росте объемов перевозок горной массы, осо­

бенно значительных на рудных карьерах.

По

Министерству

цветной металлургии

СССР

объем

перевозок горной массы

большегрузными

автосамосвалами

в

1965

г. составил

227,7 млн. т (100%),

в 1970

г. — 452,5

млн. т

(199%), в

1972 г, — 535,4 млн. т (236%).

В 1970 г. удельный вес автомобильного транспорта в общем объеме перевозок горной массы на карьерах Министерства цветной металлургии СССР составил 73,7%, Министерства чер­ ной металлургии СССР — 40,1%, Министерства угольной про­ мышленности СССР — примерно 31%.

Период 1965—1972 гг. характеризуется интенсивным насы­ щением автомобильных парков карьеров большегрузными ма­ шинами Белорусского автомобильного завода. В железорудной промышленности удельный вес автосамосвалов грузоподъем­ ностью свыше 25 т возрос с 3,4% в 1965 г. до 92,8% в 1972 г.

Далее рассматриваются показатели использования только большегрузного автотранспорта, масштабы применения которо­ го в ближайшие годы еще более возрастут.

Наибольшее применение большегрузные автосамосвалы по­ лучили на карьерах цветной металлурии. Среднесписочное ко-

126


личество большегрузных автосамосвалов (грузоподъемностью 25 т и выше) на карьерах Министерства цветной металлургии

СССР составило (шт.):

1965 г.— 1586 (100%); 1970 г.— 1973

(124,5%); 1972 г. — 2251

(142%).

Коэффициент использования наличного парка большегруз­ ных автосамосвалов (Ким) на карьерах Министерства цветной

металлургии СССР составил в

1972 г. 0,629,

что несколько

ниже этого показателя в целом

по стране (Ким= 0,633).

На величину коэффициента

использования

парка влияет

принятый режим работы, техническая готовность парка, состоя­ ние автодорог, обеспеченность запасными частями и др.

В период 1965—1972 гг. значение /Си.п по отдельным типам автосамосвалов на карьерах цветной металлургии приведено в табл. 83.

 

 

 

 

Т а б л и ц а

83

 

 

 

 

1970 г.,

1972

г.,

Тип автосамосвала

1965 г.

1970 г.

1972 г.

%к

 

 

 

 

1965 г.

1965 г.

В среднем по большегрузно-

0,513

0,625

0,629

 

 

 

му автопарку.....................

1 2 1 ,8

1 2 2 ,6

В том числе:

0,513

0,425

Н.д.

83

 

 

МАЗ-525 .............................

 

БелАЗ-540 .........................

0,653

0,64

0,622

98

95,3

БелАЗ-548А.........................

 

0,746

0,707

 

 

 

Динамика Ким отражает возрастную структуру парка. Осо­

бенно наглядно это видно на примере автосамосвалов МАЗ-525, которые в 1971 г. полностью выведены из карьеров цветной Металлургии. Снизился коэффициент использования парка и у автомобилей БелАЗ-540. Это вызвано появлением в парке авто­ мобилей со сроком службы более трех лет и пробегами, пре­ вышающими 150—200 тыс. км.

Диапазон колебаний величины Ким автомобилей БелАЗ-540

на предприятиях цветной металлургии составил 0,4 (Тургайское рудоуправление)—0,86 (Зыряновский комбинат). Это ука­ зывает на наличие значительных резервов повышения коэффи­ циента использования парка автосамосвалов.

Величина Ким недостаточно полно характеризует использо­

вание парка автосамосвалов. При ее определении автомобиль, вышедший на линию, учитывается как отработавший автомоби- ле-день вне зависимости от продолжительности пребывания на линии и числа отработанных смен. Следовательно, этот пока­ затель не отражает различные суточные режимы работы ма­ шин, не учитывает сходы автосамосвалов с линии, наблюдае­ мые на практике.

127


Коэффициент использования парка автомобилей опреде­ ляется как отношение количества автомобиле-дней в работе ЛДраб к сумме автомобиле-дней в хозяйстве А Д Х:

 

У А^раб

 

 

К,

N

 

 

(35)

 

 

 

 

N

 

 

 

где N — списочное количество автомобилей; 2 — сумма соответ­

ствующих автомобиле-дней по всему парку.

 

Этот показатель можно представить

следующим образом:

 

 

 

365

 

п 1 ~ Ь п 2 ~ Ь п 3 Ч~ • •

■ ~ Ь « 3 6 5

2

пг

1 = 1

(36)

К и .п =

365N

 

 

 

 

365N

где гаь «2, «з, •••, «365 — количество

автомобилей на линии в 1-й,

2-й; 3-й, ..., 365-й день соответственно;

i — счет

дней в году-

Рассматриваемый показатель характеризует среднюю вели­ чину выхода автосамосвалов на линию, но не отражает степень их использования во времени.

Оценка экстенсивного использования парка автосамосвалов может производиться с помощью коэффициента использования календарного фонда времени К т

 

 

2

лча

 

 

Кэк =

^ - ------,

(37)

где А Ч Н — автомобиле-часы в

наряде; А Ч Х — автомобиле-часы

в хозяйстве.

использования

календарного фонда времени

Коэффициент

может быть определен и из выражения

 

 

 

2

*раб

 

 

 

N____

(38)

 

К эк — 365Л' • 24 ’

 

 

где Б^раб — время,

отработанное

всеми

автосамосвалами на

N

линии.

Среднесуточная продолжительность работы автосамосвалов на линии t cc определяется по формуле

У!*раб

< 3 9 >

S "‘

128