Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
79 |
|
|
|
Простои буровых станков по причинам |
|
||||
|
« |
0> |
|
<и |
|
|
|
Марка бурового |
* . |
Я |
Н П |
я |
|
|
|
“ o s |
|
|
|
||||
станка |
|
о а s |
• Л |
о Ч я |
|
|
|
|
О О |
0) |
g |
||||
|
as |
hf*U |
f- (В |
я sr |
Я |
||
|
>> я а |
|
о я \о |
о |
О |
||
|
|
|
|
>. и о |
э* |
|
|
|
ТОО- |
Н Ч Я |
н я |
н о. та |
в |
Я |
|
|
о а) т |
о я |
о О Си |
||||
СБШ-250 . . . . |
7,4 |
4,1 |
1,6 |
2,1 |
1,9 |
17,1 |
|
43,3 |
23,9 |
9,6 |
12,1 |
11,1 |
100 |
||
|
|||||||
БАШ-250 . . . . |
|
5,1 |
|
0,6 |
0,4 |
6,1 |
|
|
83,5 |
|
9,9 |
6,6 |
100 |
||
|
|
|
|||||
БСШ-2М................. |
5,7 |
2,7 |
|
|
0,4 |
8,8 |
|
64,7 |
30,7 |
|
|
4,6 |
100 |
||
|
|
|
|||||
2СБШ-200 . . . . |
7,8 |
7,3 |
|
|
2,5 |
17,6 |
|
44,2 |
41,5 |
|
|
14,3 |
100 |
||
|
|
|
|||||
П р и м е ч а н и е . |
Числитель—% |
и продолжительности |
наблюдений; знаменатель — % |
||||
к общей величине простоев. |
|
|
|
|
|
Несмотря на низкое экстенсивное использование, произво дительность парка буровых станков возрастает. Это достигается б результате улучшения структуры парка станков: увеличения удельного веса станков шарошечного бурения и применения станков более производительных марок. Производительность одного списочного бурового станка (м) на карьерах приведена в табл. 80.
Т а б л и ц а80
Карьеры |
1965 г. |
1970 |
г. |
1972 г. |
1970 |
г ., |
1972 г., |
|
%к |
г. |
%к |
||||||
|
|
|
|
|
1965 |
1965 г. |
||
Министерства угольной про- |
15410 |
20 786 |
22 875 |
134,9 |
148,4 |
|||
мышленности СССР . . . |
76 |
109 |
124,4 |
143,4 |
163,7 |
|||
Министерства черной метал |
||||||||
5085 |
12 401 |
15 826 |
244 |
311,1 |
||||
лургии С С С Р .................... |
16,7 |
35,2 |
|
42,4 |
211 |
253,9 |
||
|
|
|||||||
П р и м е ч а н и е Числитель—показатели за год; |
знаменатель—за |
смену. |
|
На железорудных карьерах по сравнению с угольными до стигнут более высокий рост производительности буровых стан ков: соответственно 211,1 и 48,4%. Объясняется это в основном большей степенью насыщения железорудных карьеров станками шарошечного бурения. Их удельный вес в общем парке станков
124
На железорудных карьерах в 1970 г. на 40% выше, чем на уголь ных. Кроме того, на железорудных карьерах достигнуто отно сительно более высокое использование станков по времени. Коэффициент использования календарного фонда времени буро вых станков на железорудных карьерах на 85,6% .выше, чем на угольных.
Абсолютные величины производительности буровых станков на угольных и железорудных карьерах несопоставимы вследст вие различий в крепости разрабатываемых пород. На железо рудных карьерах годовая производительность станков шарошеч ного бурения в 1972 г. была в 6,2 раза выше, чем станков удар но-канатного бурения, а сменная — в 3,3 раза. Производитель ность одного списочного станка шарошечного и ударно-канат ного бурения (м) на железорудных карьерах приведена в табл. 81.
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
81 |
|
Способ бурения |
1965 г. |
1970 г. |
1972 г. |
1970 г., |
1972 |
г., |
% к |
% к |
|||||
|
|
|
|
1965 г. |
1965 г. |
|
|
12 100 |
15 100 |
17 8 3 0 |
1 2 5 , 5 |
1 4 7 , 3 |
|
Шарошечное.................. |
3 8 , 9 |
4 3 , 6 |
1 1 7 , 5 |
1 3 1 , 7 |
||
|
3 3 , 1 |
|||||
|
3 2 0 0 |
2 6 0 0 |
2 8 6 0 |
8 1 , 3 |
8 9 , 4 |
|
Ударно-канатное . . . . |
1 0 ,1 |
1 3 , 3 |
9 4 , 5 |
1 2 4 , 3 |
||
|
1 0 , 7 |
|||||
П р и м е ч а н и е . |
Числитель—показатели за год; |
знаменатель—за |
смену. |
|
|
Из приведенных данных видно, что темпы роста произво дительности станков шарошечного бурения в анализируемом периоде были недостаточно высокими. Это связано с тем, что в состав парка станков шарошечного бурения входило большое число (около 40%) устаревших станков (БСШ-1, БСШ-2 и др.) и недостаточно хорошо зарекомендовавших себя в эксплуата ции модернизированных станков СБШ-200 и СБШ-250, а также станков тяжелого типа БАШ-250.
Производительность станков канатно-ударного бурения на Железорудных карьерах снизилась вследствие старения этих станков и их излишнего количества. Удельный вес ударно-ка- Натного бурения в общем объеме буровых работ сократился с
48,6% в 1965 г. до 10,7% в 1972 г.
Производительность буровых станков может быть выраже на не только в метрах пробуренных скважин, но и в кубиче ских метрах обуренной горной массы. Эти показатели характе ризуют различные стороны эффективности использования буро вых станков: первый показатель отражает непосредственно
125
выполненный станком объем работы, |
второй — характеризует |
|||||
конечную продуктивность бурения. |
|
|
|
|
||
Производительность одного списочного бурового станка на |
||||||
железорудных карьерах приведена в табл. 82. |
|
|
|
|||
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
82 |
|
|
|
|
|
1970 г.. |
1972 |
г.. |
Производительность |
1966 г. |
1970 г. |
1972 г. |
%к |
%к |
|
|
|
|
|
1966 г. |
1966 г. |
|
Годовая, тыс. м 5 .................... |
215 |
435 |
552 |
202 |
256,7 |
|
Сменная, м3 ............................. |
702 |
1233 |
1476,6 |
176 |
210,3 |
Максимально достигнутая в 1971 г. среднесменная произво дительность станка БСШ-250 на железорудных карьерах со ставила: на Михайловском — 211 м, на Сарбайском— 104 м, на Коршуновском — 75 м; среднесменная производительность стан ков шарошечного бурения в целом по отрасли значительно ниже.
Основными направлениями роста производительности парка буровых станков является пополнение его новыми станками с высокими техническими параметрами, а также повышение уровня их экстенсивного использования.
§ 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БОЛЬШЕГРУЗНОГО КАРЬЕРНОГО АВТОТРАНСПОРТА
Значение автотранспорта на карьерах возрастает. Это нахо дит отражение в росте объемов перевозок горной массы, осо
бенно значительных на рудных карьерах. |
По |
Министерству |
||||
цветной металлургии |
СССР |
объем |
перевозок горной массы |
|||
большегрузными |
автосамосвалами |
в |
1965 |
г. составил |
||
227,7 млн. т (100%), |
в 1970 |
г. — 452,5 |
млн. т |
(199%), в |
1972 г, — 535,4 млн. т (236%).
В 1970 г. удельный вес автомобильного транспорта в общем объеме перевозок горной массы на карьерах Министерства цветной металлургии СССР составил 73,7%, Министерства чер ной металлургии СССР — 40,1%, Министерства угольной про мышленности СССР — примерно 31%.
Период 1965—1972 гг. характеризуется интенсивным насы щением автомобильных парков карьеров большегрузными ма шинами Белорусского автомобильного завода. В железорудной промышленности удельный вес автосамосвалов грузоподъем ностью свыше 25 т возрос с 3,4% в 1965 г. до 92,8% в 1972 г.
Далее рассматриваются показатели использования только большегрузного автотранспорта, масштабы применения которо го в ближайшие годы еще более возрастут.
Наибольшее применение большегрузные автосамосвалы по лучили на карьерах цветной металлурии. Среднесписочное ко-
126
личество большегрузных автосамосвалов (грузоподъемностью 25 т и выше) на карьерах Министерства цветной металлургии
СССР составило (шт.): |
1965 г.— 1586 (100%); 1970 г.— 1973 |
(124,5%); 1972 г. — 2251 |
(142%). |
Коэффициент использования наличного парка большегруз ных автосамосвалов (Ким) на карьерах Министерства цветной
металлургии СССР составил в |
1972 г. 0,629, |
что несколько |
ниже этого показателя в целом |
по стране (Ким= 0,633). |
|
На величину коэффициента |
использования |
парка влияет |
принятый режим работы, техническая готовность парка, состоя ние автодорог, обеспеченность запасными частями и др.
В период 1965—1972 гг. значение /Си.п по отдельным типам автосамосвалов на карьерах цветной металлургии приведено в табл. 83.
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
83 |
|
|
|
|
|
1970 г., |
1972 |
г., |
Тип автосамосвала |
1965 г. |
1970 г. |
1972 г. |
%к |
%к |
|
|
|
|
|
1965 г. |
1965 г. |
|
В среднем по большегрузно- |
0,513 |
0,625 |
0,629 |
|
|
|
му автопарку..................... |
1 2 1 ,8 |
1 2 2 ,6 |
||||
В том числе: |
0,513 |
0,425 |
Н.д. |
83 |
|
|
МАЗ-525 ............................. |
— |
|
||||
БелАЗ-540 ......................... |
0,653 |
0,64 |
0,622 |
98 |
95,3 |
|
БелАЗ-548А......................... |
|
0,746 |
0,707 |
|
|
|
Динамика Ким отражает возрастную структуру парка. Осо
бенно наглядно это видно на примере автосамосвалов МАЗ-525, которые в 1971 г. полностью выведены из карьеров цветной Металлургии. Снизился коэффициент использования парка и у автомобилей БелАЗ-540. Это вызвано появлением в парке авто мобилей со сроком службы более трех лет и пробегами, пре вышающими 150—200 тыс. км.
Диапазон колебаний величины Ким автомобилей БелАЗ-540
на предприятиях цветной металлургии составил 0,4 (Тургайское рудоуправление)—0,86 (Зыряновский комбинат). Это ука зывает на наличие значительных резервов повышения коэффи циента использования парка автосамосвалов.
Величина Ким недостаточно полно характеризует использо
вание парка автосамосвалов. При ее определении автомобиль, вышедший на линию, учитывается как отработавший автомоби- ле-день вне зависимости от продолжительности пребывания на линии и числа отработанных смен. Следовательно, этот пока затель не отражает различные суточные режимы работы ма шин, не учитывает сходы автосамосвалов с линии, наблюдае мые на практике.
127
Коэффициент использования парка автомобилей опреде ляется как отношение количества автомобиле-дней в работе ЛДраб к сумме автомобиле-дней в хозяйстве А Д Х:
|
У А^раб |
|
|
|
К, |
N |
|
|
(35) |
|
|
|
||
|
N |
|
|
|
где N — списочное количество автомобилей; 2 — сумма соответ |
||||
ствующих автомобиле-дней по всему парку. |
|
|||
Этот показатель можно представить |
следующим образом: |
|||
|
|
|
365 |
|
п 1 ~ Ь п 2 ~ Ь п 3 Ч~ • • |
■ ~ Ь « 3 6 5 |
2 |
пг |
|
1 = 1 |
(36) |
|||
К и .п = |
365N |
|
|
|
|
|
365N |
||
где гаь «2, «з, •••, «365 — количество |
автомобилей на линии в 1-й, |
|||
2-й; 3-й, ..., 365-й день соответственно; |
i — счет |
дней в году- |
Рассматриваемый показатель характеризует среднюю вели чину выхода автосамосвалов на линию, но не отражает степень их использования во времени.
Оценка экстенсивного использования парка автосамосвалов может производиться с помощью коэффициента использования календарного фонда времени К т
|
|
2 |
лча |
|
|
Кэк = |
^ - ------, |
(37) |
|
где А Ч Н — автомобиле-часы в |
наряде; А Ч Х — автомобиле-часы |
|||
в хозяйстве. |
использования |
календарного фонда времени |
||
Коэффициент |
||||
может быть определен и из выражения |
|
|||
|
|
2 |
*раб |
|
|
|
N____ |
(38) |
|
|
К эк — 365Л' • 24 ’ |
|||
|
|
|||
где Б^раб — время, |
отработанное |
всеми |
автосамосвалами на |
N
линии.
Среднесуточная продолжительность работы автосамосвалов на линии t cc определяется по формуле
У!*раб
< 3 9 >
S "‘
128