Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
тивосостава. В результате простои экскаваторов из-за отсут ствия транспортных средств в бассейне составляют 50% всех устранимых простоев экскаваторов.
Рост уровня производительности экскаваторов возможен не только в результате сокращения их простоев, но и улучшения структуры и повышения эффективности использования опера тивного времени.
По данным хронометражных наблюдений отношение време ни вспомогательных операций к основным для механических лопат составило для предприятий Министерства цветной метал лургии СССР 25,6% и Министерства угольной промышленности
СССР 34,1% при нормативе 8,4— 10*. Следовательно, фактиче ское время вспомогательных операций экскаваторов превысило нормативное в 1,5—2,5 раза. Одна из основных причин — нека чественная подготовка горной массы, в результате которой ма шинисту экскаватора требуется дополнительное время на пла нировку почвы забоя, освобождение трассы от негабарита и т. д. Хронометражные наблюдения показали, что в отдельных слу чаях имеют место дополнительные затраты времени на вспомо гательные операции, связанные с недостаточной загрузкой ма шиниста экскаватора. В ожидании подачи под погрузку состава
машинист экскаватора выполняет |
вспомогательные операции, |
которые он мог бы не выполнять |
(например, перелопачивание |
и рыхление горной массы и др.). |
|
Доведение времени вспомогательных операций экскаваторов До нормативной величины позволило бы увеличить время ос новных операций и тем самым повысить производительность машин только за счет этого фактора на 15—25%.
Эффективность использования времени основных операций Характеризуется продолжительностью цикла экскавации. Сокра щение продолжительности цикла позволяет увеличить число ци клов при постоянном времени основных операций, а также производительность экскаватора.
Сопоставление нормативной и фактической продолжитель ности цикла экскавации, определенной на основании специаль ных замеров, приведено в табл. 71.
Результаты замеров продолжительности цикла экскавации показали, что среднефактическая их величина в большинстве случаев превышает нормативную. Ликвидация этого превыше ния позволила бы повысить производительность экскаватора на угольных карьерах примерно на 10%.
Сокращение длительности цикла экскавации во многом за висит от квалификации машиниста экскаватора, от его умения совместить по времени отдельные операции. Так, вывод ковша экскаватора из забоя может быть частично совмещен с его
* Единые нормы выработки на открытые горные работы для предприя тий горнодобывающей промышленности. М., «Недра», 1971, стр. 265.
8* 115
Тип Карьер экскаватора
Грамотеинский . . . . |
ЭКГ-4,6 |
Балаховский ................. |
ЭКГ-4,6 |
Коркинский вскрышной |
ЭКГ-8 |
Краснобродский . . . |
ЭКГ-8 |
Ново-ришевский . . . |
ЭКГ-8 |
Южный.......................... |
ЭШ-15/90 |
Северный..................... |
ЭШ-15/90 |
Сафроновский . . . . |
ЭШ-15/90 |
Северо-восточный . . |
ЭШ-15/90 |
Храмцовский . . . . |
ЭШ-14/75 |
Северо-восточный . . |
ЭШ-14/75 |
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
?i |
|
|
|
Продолжительно |
3СР S § |
|||
Категорияпород крепостипо |
Количество циклов |
максимум |
экскаваци |
= норматив |
среднефакти- 1,ческая% нормативнойк1 ! |
|
минимум |
средняя |
|||||
|
|
фактическая |
|
|
||
III—IV |
3799 |
38,6 |
22,6 |
28,2 |
29,4 |
96 |
II |
1848 |
31,2 |
22,7 |
26,9 |
25,6 |
105 |
III |
2171 |
38,6 |
31,1 |
34,1 |
33 |
103 |
III |
102 |
— |
— |
34,4 |
33 |
104 |
III—IV |
265 |
29,4 |
28,6 |
29,1 |
34 |
85,6 |
III |
216 |
77,4 |
50,8 |
64,7 |
59 |
109,5 |
III |
147 |
75,5 |
60,5 |
68,9 |
59 |
106,5 |
III |
383 |
70 |
57^ |
64,6 |
59 |
109,5 |
I |
2828 |
73 |
54,6 |
66,6 |
52,5 |
127 |
IV |
767 |
100,6 |
52,1 |
73,9 |
62 |
119 |
I—II |
2560 |
68,3 |
44,5 |
54,6 |
51,5 |
106 |
поворотом; с поворотом ковша могут полностью совмещаться выдвижение рукояти и установка его над местом разгруз ки и т. д.
Отмеченные замерами минимальные длительности циклов существенно ниже нормативных, что свидетельствует о наличии реальных резервов дальнейшего сокращения их среднефакти ческой величины.
Несмотря на низкое использование как календарного, так н рабочего времени экскаваторов, плановые задания и установ ленные нормы выработки экскаваторных бригад перевыпол няются. На предприятиях Министерства цветной металлургии
СССР, где по данным хронометражных наблюдений простои экскаваторов составляли 36,5% времени рабочей смены, сред ний процент выполнения норм выработки машинистами экска ваторов характеризуется следующими данными:
|
1971 |
г. |
1972 г. |
|
|
апрель |
октябрь |
апрель |
октябрь |
Башкирский М С К ............... |
116 |
109 |
111 |
113 |
Гайский Г О К ...................... |
105,8 |
107,4 |
106,4 |
105,2 |
Алмалыкский ГМК . . . . |
102,8 |
105 |
112,8 |
106,9 |
Норильский Г М К ............... |
105 |
102 |
103,1 |
108,4 |
Комбинат Печенганикель . . |
105,3 |
101,7 |
115,4 |
109 |
Перевыполнение машинистами экскаваторов установленных на предприятии норм выработки при низком использовании ра бочего времени самих экскаваторов указывает на недостаточ ную их обоснованность и заниженность.
116
В период проведения хронометражиых наблюдений за ра ботой экскаваторов на карьере Медвежий ручей Норильского. ГМК план по экскавации горной массы при погрузке ее в же лезнодорожные составы был выполнен на 97,3%, а при исполь зовании автотранспорта — на 105%- В этот же период времени, по данным наблюдений, простои экскаваторов составили при работе с железнодорожным транспортом 18,9%, а с автомо бильным— 39,3% времени наблюдений.
Положение, при котором карьер выполняет и перевыполняет план по объему производства в условиях значительного недо использования экскаваторов по времени, свидетельствует о его необоснованно низком уровне и наличии на карьере избыточно го числа экскаваторов в работе. Это видно и из сопоставления плана по объему экскавации в дни проведения хронометраж-
пых наблюдений и установленных |
агрегатных норм |
(табл. 72). |
|
|
|
Т а б л и ц а 72 |
|
Объем экскавации, тыс. т горной массы |
|||
Вид транспорта |
11ЛсШ |
агрегатная |
план |
|
норма |
к норме, |
|
|
|
|
% |
Железнодорожный . . .......................... |
240,6 |
327,4 |
73,5 |
Автомобильный.......................................... |
57,7 |
94,4 |
61,2 |
Из приведенных данных видно, что в самом плане уже заложено недовыполнение агрегатных норм на 26,5% при же лезнодорожном и на 38,8% при автомобильном транспорте.
Действующая на карьере система оплаты труда рабочих экскаваторных бригад не создает материальной заинтересован ности в повышении эффективности результатов их работы. Про стои экипажей экскаваторов оплачиваются большей частью по временно, исходя из присвоенного рабочему квалификационного разряда. Так, например, в период хронометражиых наблюдений простои экскаваторов при погрузке горной массы в автосамо свалы составили 39,3% общих затрат времени, в то время как оплачено только 1,5% простоев. Остальное потерянное время оплачено повременно, исходя из тарифной ставки рабочего. При такой системе оплаты труда у рабочего нет достаточной материальной заинтересованности в увеличении объема экска вации. Независимо от объема выполненной полезной работы ему гарантирован высокий заработок.
Производительность экскаваторного парка. Рассмотрим ди
намику производительности экскаваторов в период 1960— 1972 гг.
Годовая производительность списочного экскаватора приве дена в табл. 73,
117
Показатель
г |
г |
г |
I960 |
1965 |
1970 |
|
Т а б л и ц а |
|
1970 г., % к |
СМ |
|
t-'- |
1960 г. 1965 г. |
о> |
73
г.
г |
1 |
1972 |
% к 1960 |
I |
1 |
Общая производительность одно |
|
|
|
|
|
|
|
|||
ковшового экскаватора (Мини |
|
|
|
|
|
|
|
|||
стерство угольной |
промыш |
|
911,8 1064,5 |
1180,4 |
|
116,7 |
|
|||
ленности СССР), |
тыс. м3 . . |
|
|
|
||||||
В том числе: |
|
|
550,1 |
620,6 |
690,3 |
736,7 |
125,5 |
111,2 |
133,9 |
|
на добыче, тыс. т . . . . |
||||||||||
на вскрыше, тыс. м3 . . . |
888 |
1061 1239,1 |
1287,7 |
139,5 |
116,8 |
145 |
||||
Производительность |
экскаватора |
|
|
|
|
|
|
|
||
типа |
механическая |
лопата на |
|
|
|
|
|
|
|
|
вскрыше и добыче (Министер |
|
|
|
|
|
|
|
|||
ство |
черной |
металлургии |
334 |
510,8 |
579,1 |
648 |
173,3 |
113,5 |
194 |
|
СССР), тыс. м3 |
..................... |
|||||||||
Из |
приведенных данных |
видно, |
что |
несмотря |
на низкое |
экстенсивное использование экскаваторов, производительность их растет. Это происходит в основном в результате улучшения структуры экскаваторного парка, проявляющегося в увеличе нии удельного веса экскаваторов с более высокими парамет рами.
Изменение состава инвентарного парка экскаваторов в угольной и железорудной промышленности характеризуется данными табл. 74.
Исчисление производительности экскаватора на 1 м3 емко сти их ковша позволяет несколько элиминировать структурные изменения в парке машин.
Годовая производительность экскаватора на 1 м3 емкости ковша приведена в табл. 75.
Производительность экскаваторов на 1 м3 емкости ковша на карьерах снижается. Это связано как с увеличением длитель ности цикла у машин с большой производительностью, так и с неполным их использованием во времени.
При общем повышении годовой производительности экска ваторов за счет улучшения его структуры производительность однотипных машин практически мало изменилась, а в отдель ных случаях понизилась. Годовая производительность экскава торов с ковшом емкостью 8 м3 на железорудных карьерах в
1965 г. составила 1046,9 тыс. м3, а в 1970 г. — 976,8 тыс. м3, т. е.
снизилась на 7%. Отмеченное снижение является результатом увеличения объема разрабатываемых скальных пород и низ кого экстенсивного использования машин.
На угольных карьерах годовая производительность вскрыш ных экскаваторов с ковшом емкостью 4—4,6 м3 в 1970 г. соста вила 824 тыс. м3, что ниже этого показателя в 1968 г. на 2 Vo
ile
|
Т а б л и ц а 74 |
|
Министерство |
Министерство черной |
|
угольной промышлен |
||
металлургии СССР |
||
ности СССР |
Тип экскаватора
1961 г. 1965 г. 1970 г. I960 г. 1965 г. 1970 г. 1971 г.
Одноковшовые |
экскаваторы — |
1167 |
1299 |
|
в с е г о |
|
987 |
||
.................................. |
96,8 |
97,2 |
98 |
|
В том числе: |
|
|||
|
|
|
|
|
механические лопаты |
. . * Н. д. |
Н. д. |
Н. д. |
из них с ковшом емкостью:
более 3 м! .........................
менее 3 м3 .........................
драглайны..................................
прочие одноковшовые экска-
ваторы .................................
171 |
449 |
724 |
16,8 |
37,4 |
54,5 |
412 |
340 |
176 |
40,5 |
28,4 |
13,2 |
224 |
220 |
266 |
22 |
18,3 |
20 |
177 |
158 |
133 |
17,3 |
13,1 |
10,3 |
Многочерпаковые |
экскаваторы |
31 |
33 |
28 |
|
(цепные и роторные) . . . . |
|||||
3, 2 |
2 ,8 |
2 |
|||
|
|
||||
В с е г о экскаваторов . . . |
1018 |
1200 |
1327 |
||
100 |
100 |
100 |
|||
|
|
600 |
734 |
962 |
986 |
100 |
100 |
100 |
100 |
569 |
694 |
906 |
937 |
94,8 |
94,6 |
94,2 |
95,3 |
391 |
577 |
828 |
861 |
65,2 |
78,6 |
86,1 |
87,3 |
178 |
117 |
78 |
76 |
29,6 |
16 |
8,1 |
7,7 |
31 |
40 |
56 |
49 |
5,2 |
5,4 |
5,8 |
4,9 |
—— — —
1--- Н. д. —
600 |
734 |
962 |
986 |
100 |
100 |
100 |
100 |
П р и м е ч а н и е . Числитель — ЧИСЛО сскавато юв, зна менател ь - % к итогу
Показатель
1 |
I |
г |
I |
I960 |
1965 |
1970 |
1972 |
Т а б л и ц а |
|
75 |
1970 г ., % к - |
г |
|
|
г |
|
1960 г. 1965 г. |
1972 |
%к 1960 |
|
|
Производительность |
экскаватора |
|
|
|
|
|
|
|
(Министерство угольной про |
|
|
|
|
|
|
||
мышленности СССР), тыс. м3: |
|
|
|
|
|
|
||
на добы че.............................. |
214,3 |
192,6 |
179,3 |
182,9 |
83,5 |
93,4 |
85,3 |
|
на вскры ш е......................... |
225 |
211,6 |
200,9 |
199,5 |
89,3 |
95 |
88,6 |
|
Производительность |
экскаватора |
|
|
|
|
|
|
|
типа |
механическая лопата на |
|
|
|
|
|
|
|
добыче и вскрыше (Министер |
|
|
|
|
|
|
||
ство |
черной |
металлургии |
|
|
|
|
|
|
СССР), тыс, м3 |
..................... 106,4 |
125,6 |
121,7 |
131,1 |
114 |
97 |
123,2 |
119