Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тивосостава. В результате простои экскаваторов из-за отсут­ ствия транспортных средств в бассейне составляют 50% всех устранимых простоев экскаваторов.

Рост уровня производительности экскаваторов возможен не только в результате сокращения их простоев, но и улучшения структуры и повышения эффективности использования опера­ тивного времени.

По данным хронометражных наблюдений отношение време­ ни вспомогательных операций к основным для механических лопат составило для предприятий Министерства цветной метал­ лургии СССР 25,6% и Министерства угольной промышленности

СССР 34,1% при нормативе 8,4— 10*. Следовательно, фактиче­ ское время вспомогательных операций экскаваторов превысило нормативное в 1,5—2,5 раза. Одна из основных причин — нека­ чественная подготовка горной массы, в результате которой ма­ шинисту экскаватора требуется дополнительное время на пла­ нировку почвы забоя, освобождение трассы от негабарита и т. д. Хронометражные наблюдения показали, что в отдельных слу­ чаях имеют место дополнительные затраты времени на вспомо­ гательные операции, связанные с недостаточной загрузкой ма­ шиниста экскаватора. В ожидании подачи под погрузку состава

машинист экскаватора выполняет

вспомогательные операции,

которые он мог бы не выполнять

(например, перелопачивание

и рыхление горной массы и др.).

 

Доведение времени вспомогательных операций экскаваторов До нормативной величины позволило бы увеличить время ос­ новных операций и тем самым повысить производительность машин только за счет этого фактора на 15—25%.

Эффективность использования времени основных операций Характеризуется продолжительностью цикла экскавации. Сокра­ щение продолжительности цикла позволяет увеличить число ци­ клов при постоянном времени основных операций, а также производительность экскаватора.

Сопоставление нормативной и фактической продолжитель­ ности цикла экскавации, определенной на основании специаль­ ных замеров, приведено в табл. 71.

Результаты замеров продолжительности цикла экскавации показали, что среднефактическая их величина в большинстве случаев превышает нормативную. Ликвидация этого превыше­ ния позволила бы повысить производительность экскаватора на угольных карьерах примерно на 10%.

Сокращение длительности цикла экскавации во многом за­ висит от квалификации машиниста экскаватора, от его умения совместить по времени отдельные операции. Так, вывод ковша экскаватора из забоя может быть частично совмещен с его

* Единые нормы выработки на открытые горные работы для предприя­ тий горнодобывающей промышленности. М., «Недра», 1971, стр. 265.

8* 115


Тип Карьер экскаватора

Грамотеинский . . . .

ЭКГ-4,6

Балаховский .................

ЭКГ-4,6

Коркинский вскрышной

ЭКГ-8

Краснобродский . . .

ЭКГ-8

Ново-ришевский . . .

ЭКГ-8

Южный..........................

ЭШ-15/90

Северный.....................

ЭШ-15/90

Сафроновский . . . .

ЭШ-15/90

Северо-восточный . .

ЭШ-15/90

Храмцовский . . . .

ЭШ-14/75

Северо-восточный . .

ЭШ-14/75

 

 

 

 

Т а б л и ц а

?i

 

 

Продолжительно

3СР S §

Категорияпород крепостипо

Количество циклов

максимум

экскаваци

= норматив

среднефакти- 1,ческая% нормативнойк1 !

минимум

средняя

 

 

фактическая

 

 

III—IV

3799

38,6

22,6

28,2

29,4

96

II

1848

31,2

22,7

26,9

25,6

105

III

2171

38,6

31,1

34,1

33

103

III

102

34,4

33

104

III—IV

265

29,4

28,6

29,1

34

85,6

III

216

77,4

50,8

64,7

59

109,5

III

147

75,5

60,5

68,9

59

106,5

III

383

70

57^

64,6

59

109,5

I

2828

73

54,6

66,6

52,5

127

IV

767

100,6

52,1

73,9

62

119

I—II

2560

68,3

44,5

54,6

51,5

106

поворотом; с поворотом ковша могут полностью совмещаться выдвижение рукояти и установка его над местом разгруз­ ки и т. д.

Отмеченные замерами минимальные длительности циклов существенно ниже нормативных, что свидетельствует о наличии реальных резервов дальнейшего сокращения их среднефакти­ ческой величины.

Несмотря на низкое использование как календарного, так н рабочего времени экскаваторов, плановые задания и установ­ ленные нормы выработки экскаваторных бригад перевыпол­ няются. На предприятиях Министерства цветной металлургии

СССР, где по данным хронометражных наблюдений простои экскаваторов составляли 36,5% времени рабочей смены, сред­ ний процент выполнения норм выработки машинистами экска­ ваторов характеризуется следующими данными:

 

1971

г.

1972 г.

 

апрель

октябрь

апрель

октябрь

Башкирский М С К ...............

116

109

111

113

Гайский Г О К ......................

105,8

107,4

106,4

105,2

Алмалыкский ГМК . . . .

102,8

105

112,8

106,9

Норильский Г М К ...............

105

102

103,1

108,4

Комбинат Печенганикель . .

105,3

101,7

115,4

109

Перевыполнение машинистами экскаваторов установленных на предприятии норм выработки при низком использовании ра­ бочего времени самих экскаваторов указывает на недостаточ­ ную их обоснованность и заниженность.

116


В период проведения хронометражиых наблюдений за ра­ ботой экскаваторов на карьере Медвежий ручей Норильского. ГМК план по экскавации горной массы при погрузке ее в же­ лезнодорожные составы был выполнен на 97,3%, а при исполь­ зовании автотранспорта — на 105%- В этот же период времени, по данным наблюдений, простои экскаваторов составили при работе с железнодорожным транспортом 18,9%, а с автомо­ бильным— 39,3% времени наблюдений.

Положение, при котором карьер выполняет и перевыполняет план по объему производства в условиях значительного недо­ использования экскаваторов по времени, свидетельствует о его необоснованно низком уровне и наличии на карьере избыточно­ го числа экскаваторов в работе. Это видно и из сопоставления плана по объему экскавации в дни проведения хронометраж-

пых наблюдений и установленных

агрегатных норм

(табл. 72).

 

 

Т а б л и ц а 72

Объем экскавации, тыс. т горной массы

Вид транспорта

11ЛсШ

агрегатная

план

 

норма

к норме,

 

 

 

%

Железнодорожный . . ..........................

240,6

327,4

73,5

Автомобильный..........................................

57,7

94,4

61,2

Из приведенных данных видно, что в самом плане уже заложено недовыполнение агрегатных норм на 26,5% при же­ лезнодорожном и на 38,8% при автомобильном транспорте.

Действующая на карьере система оплаты труда рабочих экскаваторных бригад не создает материальной заинтересован­ ности в повышении эффективности результатов их работы. Про­ стои экипажей экскаваторов оплачиваются большей частью по­ временно, исходя из присвоенного рабочему квалификационного разряда. Так, например, в период хронометражиых наблюдений простои экскаваторов при погрузке горной массы в автосамо­ свалы составили 39,3% общих затрат времени, в то время как оплачено только 1,5% простоев. Остальное потерянное время оплачено повременно, исходя из тарифной ставки рабочего. При такой системе оплаты труда у рабочего нет достаточной материальной заинтересованности в увеличении объема экска­ вации. Независимо от объема выполненной полезной работы ему гарантирован высокий заработок.

Производительность экскаваторного парка. Рассмотрим ди­

намику производительности экскаваторов в период 1960— 1972 гг.

Годовая производительность списочного экскаватора приве­ дена в табл. 73,

117


Показатель

г

г

г

I960

1965

1970

 

Т а б л и ц а

 

1970 г., % к

СМ

 

t-'-

1960 г. 1965 г.

о>

73

г.

г

1

1972

% к 1960

I

1

Общая производительность одно­

 

 

 

 

 

 

 

ковшового экскаватора (Мини­

 

 

 

 

 

 

 

стерство угольной

промыш­

 

911,8 1064,5

1180,4

 

116,7

 

ленности СССР),

тыс. м3 . .

 

 

 

В том числе:

 

 

550,1

620,6

690,3

736,7

125,5

111,2

133,9

на добыче, тыс. т . . . .

на вскрыше, тыс. м3 . . .

888

1061 1239,1

1287,7

139,5

116,8

145

Производительность

экскаватора

 

 

 

 

 

 

 

типа

механическая

лопата на

 

 

 

 

 

 

 

вскрыше и добыче (Министер­

 

 

 

 

 

 

 

ство

черной

металлургии

334

510,8

579,1

648

173,3

113,5

194

СССР), тыс. м3

.....................

Из

приведенных данных

видно,

что

несмотря

на низкое

экстенсивное использование экскаваторов, производительность их растет. Это происходит в основном в результате улучшения структуры экскаваторного парка, проявляющегося в увеличе­ нии удельного веса экскаваторов с более высокими парамет­ рами.

Изменение состава инвентарного парка экскаваторов в угольной и железорудной промышленности характеризуется данными табл. 74.

Исчисление производительности экскаватора на 1 м3 емко­ сти их ковша позволяет несколько элиминировать структурные изменения в парке машин.

Годовая производительность экскаватора на 1 м3 емкости ковша приведена в табл. 75.

Производительность экскаваторов на 1 м3 емкости ковша на карьерах снижается. Это связано как с увеличением длитель­ ности цикла у машин с большой производительностью, так и с неполным их использованием во времени.

При общем повышении годовой производительности экска­ ваторов за счет улучшения его структуры производительность однотипных машин практически мало изменилась, а в отдель­ ных случаях понизилась. Годовая производительность экскава­ торов с ковшом емкостью 8 м3 на железорудных карьерах в

1965 г. составила 1046,9 тыс. м3, а в 1970 г. — 976,8 тыс. м3, т. е.

снизилась на 7%. Отмеченное снижение является результатом увеличения объема разрабатываемых скальных пород и низ­ кого экстенсивного использования машин.

На угольных карьерах годовая производительность вскрыш­ ных экскаваторов с ковшом емкостью 4—4,6 м3 в 1970 г. соста­ вила 824 тыс. м3, что ниже этого показателя в 1968 г. на 2 Vo­

ile


 

Т а б л и ц а 74

Министерство

Министерство черной

угольной промышлен­

металлургии СССР

ности СССР

Тип экскаватора

1961 г. 1965 г. 1970 г. I960 г. 1965 г. 1970 г. 1971 г.

Одноковшовые

экскаваторы —

1167

1299

в с е г о

 

987

..................................

96,8

97,2

98

В том числе:

 

 

 

 

 

механические лопаты

. . * Н. д.

Н. д.

Н. д.

из них с ковшом емкостью:

более 3 м! .........................

менее 3 м3 .........................

драглайны..................................

прочие одноковшовые экска-

ваторы .................................

171

449

724

16,8

37,4

54,5

412

340

176

40,5

28,4

13,2

224

220

266

22

18,3

20

177

158

133

17,3

13,1

10,3

Многочерпаковые

экскаваторы

31

33

28

(цепные и роторные) . . . .

3, 2

2 ,8

2

 

 

В с е г о экскаваторов . . .

1018

1200

1327

100

100

100

 

 

600

734

962

986

100

100

100

100

569

694

906

937

94,8

94,6

94,2

95,3

391

577

828

861

65,2

78,6

86,1

87,3

178

117

78

76

29,6

16

8,1

7,7

31

40

56

49

5,2

5,4

5,8

4,9

— — —

1--- Н. д. —

600

734

962

986

100

100

100

100

П р и м е ч а н и е . Числитель — ЧИСЛО сскавато юв, зна менател ь - % к итогу

Показатель

1

I

г

I

I960

1965

1970

1972

Т а б л и ц а

 

75

1970 г ., % к -

г

 

г

1960 г. 1965 г.

1972

%к 1960

 

 

Производительность

экскаватора

 

 

 

 

 

 

(Министерство угольной про­

 

 

 

 

 

 

мышленности СССР), тыс. м3:

 

 

 

 

 

 

на добы че..............................

214,3

192,6

179,3

182,9

83,5

93,4

85,3

на вскры ш е.........................

225

211,6

200,9

199,5

89,3

95

88,6

Производительность

экскаватора

 

 

 

 

 

 

типа

механическая лопата на

 

 

 

 

 

 

добыче и вскрыше (Министер­

 

 

 

 

 

 

ство

черной

металлургии

 

 

 

 

 

 

СССР), тыс, м3

..................... 106,4

125,6

121,7

131,1

114

97

123,2

119