Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
Структура использования календарного фонда времени по данным обследования 10 комбинатов цветной металлургии в 1971 г. имеет следующий вид: рабочее время — 38,6%; плано вые простои — 49,1%; неплановые простои— 12,3%. Простои по различным причинам приведены в табл. 84.
|
|
|
Т а б л и ц а 84 |
|
Причины плановых простоев |
Простои |
Причины неплановых |
Простои |
|
простоев |
||||
|
|
|
Простои, связанные с ре |
17,1 |
жимом работы . . . .
34,8
16,3
Плановый ремонт . . . .
33,2
0,1
Климатические.................
0,2
14,2
Технологические . . . .
29,2
1,4
Нахождение в резерве . .
2,8
49,1
И т о го .............................
100
Неплановый ремонт . . .
Отсутствие запасных час
тей .................................
Отсутствие бригады . . .
Прочие .............................
И т о г о .............................
3
24,4
2,6
21,1
2,2
17,9
4,5
36,6
12,3
100
П р и м е ч а н и е . Числитель—% к общим затратам времени; знаменатель—% к общей продолжительности простоев.
Наиболее значительными простоями машин, снизившими Кзк До величины 0,386, являются ремонтные, режимные и тех нологические. Снижение простоев автосамосвалов, находя щихся в ремонте, отражается на величине еще одного показа теля, характеризующего использование автопарка, — коэффи циента технической готовности Кт.г-
Коэффициент технической готовности парка представляет собой отношение суммы автомобиле-дней в исправном состоя нии А Д Т к сумме автомобиле-дней в хозяйстве А Д Х
/С, |
_N________ |
(40) |
|
||
|
N |
■ |
|
|
Коэффициент технической готовности характеризует состоя ние организации технического обслуживания и ремонта машин.
Если бы'все исправные машины выходили на линию, то
9 Каменецкий Л . Е. |
129 |
Кт.т был бы равен К и .п ■ Практически коэффициент технической
готовности всегда больше коэффициента использования парка, так как часть времени автосамосвалы простаивают вследствие прерывности годового режима. Кроме того, разница между Д'т.г и К и .п образуется из-за простоев исправных машин по раз
личным организационным причинам, которые могут быть устра нены (например, из-за простоев автосамосвалов из-за отсутствия экипажа).
Таким образом, разрыв между величинами /Ст г и К и .п харак
теризует размеры резервов улучшения использования автопар ка и повышения производительности его машин.
Значения рассмотренных выше коэффициентов, по данным Белорусского автомобильного завода, приводятся в табл. 85.
Министерство, комбинат
БелАЗ-54 0, БелАЗ-54 ОА
1
|
|
и.п |
|
|
к |
.п |
|
- |
* |
.г |
|
и |
т |
|
К |
|
К |
Т а б л и ц а |
85 |
||
|
БелАЗ-548А |
|
|
|
|
и.п |
|
(_■ |
|
к |
|
С |
- |
||
т.г |
|||
н |
Я |
||
|
* |
к |
1
Министерство цветной метал лургии СССР
Башкирский МСК......................... |
0 , 7 1 |
0 , 6 9 |
0 , 4 7 |
0 , 0 2 |
— |
— |
_ |
Гайский ГОК ............................. |
0 , 6 8 |
0 , 6 4 |
0 , 4 1 |
0 , 0 4 |
0 , 6 7 |
0 , 6 6 |
0 , 0 1 |
Печенганикель............................. |
0 , 7 0 |
0 , 6 8 |
0 , 4 1 |
0 , 0 2 |
0 , 7 0 |
0 , 6 9 |
0 , 0 1 |
Норильский ГМК......................... |
0 , 8 2 |
0 , 7 1 |
0 , 3 8 |
0 , 1 1 |
Н. д. |
Н. д. |
Н. д. |
Сорский М К .................... |
0 , 6 8 |
0 , 5 3 |
0 , 2 5 |
0 , 1 5 |
— |
— |
_ |
Зыряновский свинцовый . . . . |
0 , 9 0 |
0 , 8 6 |
0 , 4 9 |
0 , 0 4 |
— |
— |
_ |
Джезказганский ГМ К .................... |
0 , 7 6 |
0 , 6 4 |
0 , 3 5 |
0 , 1 2 |
— |
— |
— |
Министерство черной метал- |
|
|
|
|
|
|
|
лургии СССР |
|
|
|
|
|
|
|
Ингулецкий ГОК ........................ |
0 , 8 6 |
0 , 6 |
0 , 2 3 |
0 , 2 6 |
0 , 8 9 |
0 , 7 8 |
0 , 1 1 |
Соколовско-Сарбайский ГОК • . |
0 , 7 7 |
0 , 5 4 |
0 , 3 |
0 , 2 3 |
0 , 8 3 |
0 , 5 8 |
0 , 2 5 |
Ковдорский Г О К .............................. |
0 , 7 7 |
0 , 6 9 |
0 , 3 3 |
0 , 0 8 |
0 , 8 8 |
0 , 7 |
0 , 1 8 |
Оленегорский Г О К ......................... |
0 , 8 8 |
0 , 7 0 |
Н. д. |
0 , 1 8 |
— |
— |
— |
Министерство угольной про- |
|
|
|
|
|
|
|
мышленности СССР |
|
|
|
|
|
|
|
Автобазы: |
|
0 , 5 8 |
Н. д. |
0 , 1 7 |
|
— |
— |
Кедровская ................................. |
|
— |
|||||
Реттиховская ................................. |
0 , 6 9 |
0 , 4 7 |
Н. д. |
0 , 2 2 |
— |
— |
— |
Бачатская...................................... |
0 , 6 6 |
0 , 4 9 |
Н. д. |
0 , 1 7 |
— |
— |
— |
|
|
|
|
|
|
|
Наличие хорошей производственной базы для ремонтного обслуживания автомобилей на Норильском и Зыряновском ком бинатах обеспечило высокий уровень коэффициента техниче ской готовности машин, составившего соответственно 0,82 и 0,90.
130
Недостаточное развитие ремонтной базы в Кузнецком уголь ном бассейне, где потребность в ремонтах автомобилей удов летворяется только на 40—50%, обусловило величину K-t.r на
уровне 0,66 (Бачатская автобаза).
По некоторым комбинатам, особенно железорудной промыш ленности, наблюдается большой разрыв между Кт.г и К ш.п, до
стигающий 0,23—0,26. Это может быть результатом содержа ния лишнего парка автомобилей, неоптималыюго режима их работы.
Минимальные разрывы указанных коэффициентов имеют место на Башкирском медно-серном комбинате — 0,02 и на комбинате Печенганикель — 0,01—0,02. Это указывает на высо кий уровень организации эксплуатационной работы на пред приятиях, позволяющий максимально использовать исправные автомобили.
На всех предприятиях уровень использования автосамосва лов во времени остается низким, а на некоторых составляет 23—30% календарного фонда времени.
Исследование использования рабочего времени автосамо свалов БелАЗ-540 и БелАЗ-548А проведено с помощью фотохронометражных наблюдений.
Структура баланса |
рабочего времени автосамосвалов, по |
|||||
данным хронометражных |
наблюдений, приводится в табл. 86. |
|||||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
86 |
|
Удельный пес операций в общей продолжительности |
|||||
|
|
|
наблюдений, |
% |
|
|
Показатели |
Норильский |
Комбинат Кемеровоуголь, БелАЗ-54 0 |
||||
|
|
|
|
|||
ГМК, |
карьер |
|
|
|
|
|
|
Медвежий ру |
Бачат- |
Листвян- |
Чернигов |
Кед- |
|
|
чей, |
БелАЗ- |
||||
|
540, |
БелАЗ- |
ский |
ский |
ский |
ровский |
|
548А |
|
|
|
|
|
Подготовительно-заключитель |
|
14 |
6,4 |
8,7 |
8,7 |
14,5 |
ные операции .......................... |
|
|||||
Основные операции .................. |
|
44,9 |
45,6 |
30,2 |
49,4 |
41,4 |
Вспомогательные операции . . , |
|
7,7 |
22,4 |
25 |
24,1 |
13,2 |
Технологические перерывы . . . |
|
12,2 |
16,8 |
18,5 |
8,9 |
17,5 |
Отдых и личные надобности . . |
|
0,2 |
— |
— |
— |
— |
Посторонняя работа .................. |
|
0,8 |
— |
— |
— |
— |
Простои..................................... |
|
20,2 |
8,8 |
17,6 |
8,9 |
13,4 |
Итог о ..................................... |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Потери рабочего времени автосамосвалов складываются из простоев и превышения фактических затрат времени на подго товительно-заключительные, вспомогательные операции и тех нологические перерывы над нормативными.
9* 131
Рассмотрим более подробно характер затрат рабочего врёмени по данным наблюдений на Норильском ГМК.
Средние простои автосамосвалов на одно наблюдение со ставляют 84,4 мин., или 20,2% общих затрат времени. Простои складываются из: аварийные ремонты — 44,3 мин (10,6%). ожидание погрузки у экскаватора — 27,6 мин (6,6%), ожидание
разгрузки очередного автосамосвала— 2,6 мин (0,6%), |
прекра |
||
щение приема |
руды обогатительной фабрикой — 2 |
мин |
(0,5%), |
опоздания и |
преждевременный уход водителей |
с работы — |
|
4,1 мин (1%), отключение электроэнергии — 3,8 |
мин |
(0,9%). |
Суммарные простои автосамосвалов из-за аварийных ремонтов и ожидания погрузки составляют 71,9 мин в смену, или 85,2% общей их величины. Этот вид простоев преобладает и на других карьерах и здесь имеются значительные резервы улучшения использования автотранспорта.
Фактические затраты времени на вспомогательные операции по данным наблюдений составили 1,7 мин на один рейс при нормативе на автосамосвалы типа БелАЗ-540 2,5 мин. Время регламентированных перерывов на один рейс 2,9 мин при нор мативе 0,4 мин. Таким образом, фактические затраты времени на вспомогательные операции и технологические перерывы со ставили 4,6 мин, что на 1,5 мин, или на 58%, превышает норматив.
Намного выше нормативных фактические затраты времени на подготовительно-заключительные операции. По данным на блюдений, они равны 58,7 мин в смену, или 14% общего вре мени наблюдений; по нормативу — 35 мин в смену.
Из 58,7 мин времени выполнения подготовительно-заклю чительных операций на нулевые пробеги от гаража до карьера и обратно приходится 30,9 мин. Сокращение нулевых пробегов за счет более близкого расположения гаражей (стоянок) непо средственно к карьеру позволило бы улучшить использование как автосамосвалов, так и экскаваторов, испытывающих в на чале и в конце смены особенно большой недостаток транспорт ных средств.
Различают сменный, суточный, недельный и годовой режимы автомобилей, которые определяются соответственно продолжи тельностью рабочей смены, количеством смен в сутки, прерывной или непрерывной рабочей неделей и количеством рабочих дней в году.
Недельный и годовой режимы работы автомобилей прини маются одинаковыми с обслуживаемым карьером. Поэтому большое значение имеет определение оптимального суточного режима работы автомобилей.
В табл. 87 приводятся данные, характеризующие суточный режим работы большегрузного карьерного транспорта на пред приятиях Министерства цветной металлургии СССР [3].
132