Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структура использования календарного фонда времени по данным обследования 10 комбинатов цветной металлургии в 1971 г. имеет следующий вид: рабочее время — 38,6%; плано­ вые простои — 49,1%; неплановые простои— 12,3%. Простои по различным причинам приведены в табл. 84.

 

 

 

Т а б л и ц а 84

Причины плановых простоев

Простои

Причины неплановых

Простои

простоев

 

 

 

Простои, связанные с ре­

17,1

жимом работы . . . .

34,8

16,3

Плановый ремонт . . . .

33,2

0,1

Климатические.................

0,2

14,2

Технологические . . . .

29,2

1,4

Нахождение в резерве . .

2,8

49,1

И т о го .............................

100

Неплановый ремонт . . .

Отсутствие запасных час­

тей .................................

Отсутствие бригады . . .

Прочие .............................

И т о г о .............................

3

24,4

2,6

21,1

2,2

17,9

4,5

36,6

12,3

100

П р и м е ч а н и е . Числитель—% к общим затратам времени; знаменатель—% к общей продолжительности простоев.

Наиболее значительными простоями машин, снизившими Кзк До величины 0,386, являются ремонтные, режимные и тех­ нологические. Снижение простоев автосамосвалов, находя­ щихся в ремонте, отражается на величине еще одного показа­ теля, характеризующего использование автопарка, — коэффи­ циента технической готовности Кт.г-

Коэффициент технической готовности парка представляет собой отношение суммы автомобиле-дней в исправном состоя­ нии А Д Т к сумме автомобиле-дней в хозяйстве А Д Х

/С,

_N________

(40)

 

 

N

 

 

Коэффициент технической готовности характеризует состоя­ ние организации технического обслуживания и ремонта машин.

Если бы'все исправные машины выходили на линию, то

9 Каменецкий Л . Е.

129



Кт.т был бы равен К и .п ■ Практически коэффициент технической

готовности всегда больше коэффициента использования парка, так как часть времени автосамосвалы простаивают вследствие прерывности годового режима. Кроме того, разница между Д'т.г и К и .п образуется из-за простоев исправных машин по раз­

личным организационным причинам, которые могут быть устра­ нены (например, из-за простоев автосамосвалов из-за отсутствия экипажа).

Таким образом, разрыв между величинами /Ст г и К и .п харак­

теризует размеры резервов улучшения использования автопар­ ка и повышения производительности его машин.

Значения рассмотренных выше коэффициентов, по данным Белорусского автомобильного завода, приводятся в табл. 85.

Министерство, комбинат

БелАЗ-54 0, БелАЗ-54 ОА

1

 

 

и.п

 

 

к

.п

 

-

*

и

т

К

 

К

Т а б л и ц а

85

 

БелАЗ-548А

 

 

 

и.п

(_■

 

к

С

-

т.г

н

Я

 

*

к

1

Министерство цветной метал­ лургии СССР

Башкирский МСК.........................

0 , 7 1

0 , 6 9

0 , 4 7

0 , 0 2

_

Гайский ГОК .............................

0 , 6 8

0 , 6 4

0 , 4 1

0 , 0 4

0 , 6 7

0 , 6 6

0 , 0 1

Печенганикель.............................

0 , 7 0

0 , 6 8

0 , 4 1

0 , 0 2

0 , 7 0

0 , 6 9

0 , 0 1

Норильский ГМК.........................

0 , 8 2

0 , 7 1

0 , 3 8

0 , 1 1

Н. д.

Н. д.

Н. д.

Сорский М К ....................

0 , 6 8

0 , 5 3

0 , 2 5

0 , 1 5

_

Зыряновский свинцовый . . . .

0 , 9 0

0 , 8 6

0 , 4 9

0 , 0 4

_

Джезказганский ГМ К ....................

0 , 7 6

0 , 6 4

0 , 3 5

0 , 1 2

Министерство черной метал-

 

 

 

 

 

 

 

лургии СССР

 

 

 

 

 

 

 

Ингулецкий ГОК ........................

0 , 8 6

0 , 6

0 , 2 3

0 , 2 6

0 , 8 9

0 , 7 8

0 , 1 1

Соколовско-Сарбайский ГОК • .

0 , 7 7

0 , 5 4

0 , 3

0 , 2 3

0 , 8 3

0 , 5 8

0 , 2 5

Ковдорский Г О К ..............................

0 , 7 7

0 , 6 9

0 , 3 3

0 , 0 8

0 , 8 8

0 , 7

0 , 1 8

Оленегорский Г О К .........................

0 , 8 8

0 , 7 0

Н. д.

0 , 1 8

Министерство угольной про-

 

 

 

 

 

 

 

мышленности СССР

 

 

 

 

 

 

 

Автобазы:

 

0 , 5 8

Н. д.

0 , 1 7

 

Кедровская .................................

 

Реттиховская .................................

0 , 6 9

0 , 4 7

Н. д.

0 , 2 2

Бачатская......................................

0 , 6 6

0 , 4 9

Н. д.

0 , 1 7

 

 

 

 

 

 

 

Наличие хорошей производственной базы для ремонтного обслуживания автомобилей на Норильском и Зыряновском ком­ бинатах обеспечило высокий уровень коэффициента техниче­ ской готовности машин, составившего соответственно 0,82 и 0,90.

130


Недостаточное развитие ремонтной базы в Кузнецком уголь­ ном бассейне, где потребность в ремонтах автомобилей удов­ летворяется только на 40—50%, обусловило величину K-t.r на

уровне 0,66 (Бачатская автобаза).

По некоторым комбинатам, особенно железорудной промыш­ ленности, наблюдается большой разрыв между Кт.г и К ш.п, до­

стигающий 0,23—0,26. Это может быть результатом содержа­ ния лишнего парка автомобилей, неоптималыюго режима их работы.

Минимальные разрывы указанных коэффициентов имеют место на Башкирском медно-серном комбинате — 0,02 и на комбинате Печенганикель — 0,01—0,02. Это указывает на высо­ кий уровень организации эксплуатационной работы на пред­ приятиях, позволяющий максимально использовать исправные автомобили.

На всех предприятиях уровень использования автосамосва­ лов во времени остается низким, а на некоторых составляет 23—30% календарного фонда времени.

Исследование использования рабочего времени автосамо­ свалов БелАЗ-540 и БелАЗ-548А проведено с помощью фотохронометражных наблюдений.

Структура баланса

рабочего времени автосамосвалов, по

данным хронометражных

наблюдений, приводится в табл. 86.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

86

 

Удельный пес операций в общей продолжительности

 

 

 

наблюдений,

%

 

Показатели

Норильский

Комбинат Кемеровоуголь, БелАЗ-54 0

 

 

 

 

ГМК,

карьер

 

 

 

 

 

Медвежий ру ­

Бачат-

Листвян-

Чернигов­

Кед-

 

чей,

БелАЗ-

 

540,

БелАЗ-

ский

ский

ский

ровский

 

548А

 

 

 

 

Подготовительно-заключитель­

 

14

6,4

8,7

8,7

14,5

ные операции ..........................

 

Основные операции ..................

 

44,9

45,6

30,2

49,4

41,4

Вспомогательные операции . . ,

 

7,7

22,4

25

24,1

13,2

Технологические перерывы . . .

 

12,2

16,8

18,5

8,9

17,5

Отдых и личные надобности . .

 

0,2

Посторонняя работа ..................

 

0,8

Простои.....................................

 

20,2

8,8

17,6

8,9

13,4

Итог о .....................................

100

100

100

100

100

Потери рабочего времени автосамосвалов складываются из простоев и превышения фактических затрат времени на подго­ товительно-заключительные, вспомогательные операции и тех­ нологические перерывы над нормативными.

9* 131


Рассмотрим более подробно характер затрат рабочего врёмени по данным наблюдений на Норильском ГМК.

Средние простои автосамосвалов на одно наблюдение со­ ставляют 84,4 мин., или 20,2% общих затрат времени. Простои складываются из: аварийные ремонты — 44,3 мин (10,6%). ожидание погрузки у экскаватора — 27,6 мин (6,6%), ожидание

разгрузки очередного автосамосвала— 2,6 мин (0,6%),

прекра­

щение приема

руды обогатительной фабрикой — 2

мин

(0,5%),

опоздания и

преждевременный уход водителей

с работы —

4,1 мин (1%), отключение электроэнергии — 3,8

мин

(0,9%).

Суммарные простои автосамосвалов из-за аварийных ремонтов и ожидания погрузки составляют 71,9 мин в смену, или 85,2% общей их величины. Этот вид простоев преобладает и на других карьерах и здесь имеются значительные резервы улучшения использования автотранспорта.

Фактические затраты времени на вспомогательные операции по данным наблюдений составили 1,7 мин на один рейс при нормативе на автосамосвалы типа БелАЗ-540 2,5 мин. Время регламентированных перерывов на один рейс 2,9 мин при нор­ мативе 0,4 мин. Таким образом, фактические затраты времени на вспомогательные операции и технологические перерывы со­ ставили 4,6 мин, что на 1,5 мин, или на 58%, превышает норматив.

Намного выше нормативных фактические затраты времени на подготовительно-заключительные операции. По данным на­ блюдений, они равны 58,7 мин в смену, или 14% общего вре­ мени наблюдений; по нормативу — 35 мин в смену.

Из 58,7 мин времени выполнения подготовительно-заклю­ чительных операций на нулевые пробеги от гаража до карьера и обратно приходится 30,9 мин. Сокращение нулевых пробегов за счет более близкого расположения гаражей (стоянок) непо­ средственно к карьеру позволило бы улучшить использование как автосамосвалов, так и экскаваторов, испытывающих в на­ чале и в конце смены особенно большой недостаток транспорт­ ных средств.

Различают сменный, суточный, недельный и годовой режимы автомобилей, которые определяются соответственно продолжи­ тельностью рабочей смены, количеством смен в сутки, прерывной или непрерывной рабочей неделей и количеством рабочих дней в году.

Недельный и годовой режимы работы автомобилей прини­ маются одинаковыми с обслуживаемым карьером. Поэтому большое значение имеет определение оптимального суточного режима работы автомобилей.

В табл. 87 приводятся данные, характеризующие суточный режим работы большегрузного карьерного транспорта на пред­ приятиях Министерства цветной металлургии СССР [3].

132