Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 91
Причины плановых простоев Простои Причины неплановых простоев Простои
Простои, связанные с режи- |
|
м о м ..................................... |
• |
Плановый рем онт................ |
|
Климатические ..................... |
|
Технологические ..................... |
|
Нахождение в резерве . . .
И т о г о . . .
0,9
2,4
15,8
41,6
0,2
0,5
33
8,7
47
12,3
24,9
65,5
Аварийный ремонт................
Сходы с пути .........................
Ожидание погрузки . . . .
Ожидание разгрузки . . . .
П рочие.....................................
И т о г о . . .
4,1
10,8
0,6
1 ,6
2, 8
7,4
1 ,6
4,2
4
10,5
13,1
34,5
П р и м е ч а н и е . Числитель — % к календарному фонду времени; знаменатель — % к общей величине простоев.
Т а б л и ц а 92
|
Затраты времени |
|
|
на одно наблюдение |
|
Показатели |
|
|
|
мин |
% |
Подготовительно-заключительные операции......................... |
21,9 |
4,5 |
Основные операции...................................................................... |
250,8 |
51,3 |
Вспомогательные операции......................................................... |
39.2 |
8,1 |
Регламентированные перерывы................................................. |
39.2 |
8,8 |
Непроизводительная и посторонняя р а б о т а ......................... |
21 |
4,3 |
П ростои .......................................................................................... |
111 |
23 |
И т о г о . . . |
483,1 |
100 |
диспетчера, могли быть полностью устранены при наличии на комбинате автоматизированной системы оперативного управле ния железнодорожным транспортом. Такая система способство вала бы также сокращению времени регламентированных пере рывов из-за задержки локомотивов в пути у стрелок, свето форов и т. д.
Затраты времени на подготовительно-заключительные и вспо могательные операции локомотивов, по данным наблюдений,
138
ниже нормативных затрат, а регламентированные перерывы в пределах этих затрат.
Низкое использование рабочего времени локомотивов нашло отражение в уровне выполнения установленных норм выработки машинистами электровозов, которое составило на комбинате в октябре 1971 г. 81,1%, в октябре 1972 г .— 99,4%.
Потери времени на железнодорожном транспорте угольных карьеров достигают 25—30% общей продолжительности смены, это является результатом нечеткой организации движения локомотивосоставов, недостаточным развитием и неудовлетвори тельным состоянием железнодорожных путей.
Применение на угольных карьерах более мощных электро возов и тяговых агрегатов на вывозке вскрышных пород позво лило увеличить емкость локомотивосоставов и их производитель ность (табл. 93).
Показатели
|
|
Т а б л и ц а |
|
93 |
||
г. |
г. |
г. |
г ., |
г. |
г ., |
г. |
1965 |
1970 |
1972 |
1970 |
% К 1965 |
1972 |
%к 1965 |
Емкость, м3: |
212,7 |
243 |
271 |
114 |
127,4 |
электровозосостава...................................... |
|||||
тепловозосостава.......................................... |
— |
274 |
261 |
— |
— |
паровозосостава .............................................. |
208,6 |
220 |
203 |
105,4 |
97,3 |
Суточная производительность, м3: |
2325 |
2806 |
2944 |
120 |
126,6 |
электровозосостава..................................... |
|||||
тепловозосостава.......................................... |
— |
2741 |
2862 |
— |
— |
паровозосостава............................................. |
2422 |
2502 |
2323 |
103,3 |
95,9 |
Достигнутые на карьерах показатели по производительности локомотивов могут быть значительно улучшены за счет повы шения уровня экстенсивного их использования.
Г л а в а IV
МЕТОДЫ РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ГОРНОТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ КАРЬЕРОВ
§ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
При разработке нормативов производительности горнотранс портного оборудования карьеров следует учитывать их назна чение и область применения.
Нормативы предназначаются для:
1)определения потребности в оборудовании по отрасли;
2)оценки уровня использования и производительности обо рудования в целом по отрасли;
3)планирования производительности и состава инвентарного парка машин на отдельном предприятии.
Решение задач, сформулированных в пунктах 1 и 2, не требует дифференцированного учета условий использования обо рудования. Эти условия носят усредненный характер как в прошлом периоде времени, который служит базой для расчета нормативов, так и в будущем периоде, для которого они опре деляются.
Значительно сложнее обстоит дело с разработкой нормативов для планирования величины, состава и производительности ин вентарного парка оборудования на отдельных предприятиях. Такие нормативы должны быть гибкими, учитывать конкретные условия эксплуатации оборудования. На величину нормативов будут оказывать влияние:
режим работы оборудования; климатические условия эксплуатации оборудования; производственная мощность предприятия;
возрастная структура и уровень надежности парка обору дования;
наличие и технический уровень ремонтной базы; оснащенность карьера современными средствами оператив
ного управления машинами и т. д.
140
Разработку рассматриваемых нормативов необходимо веегН Отдельно для действующих и проектируемых горных предприя тий. Нормативы для проектирования должны ориентироваться на более высокий уровень надежности оборудования и орга низации производственного процесса; учитывать возрастающую единичную мощность машин и необходимость в связи с этим рационального решения вопросов их ремонтов и резервирова ния; учитывать развитие прогрессивных форм организации ре монта оборудования.
Из сказанного следует, что нормативы производительности и коэффициентов инвентарное™ оборудования для проектиро вания объективно должны быть более жесткими по сравнению с аналогичными нормативами для эксплуатации. В то же время проектные нормативы должны реально учитывать характер и размеры изменения влияющих факторов. В противном случае может образоваться неоправданно большой разрыв между проектной и фактической производительностью списочного парка машин, а освоение карьерами проектных показателей может затянуться на долгие годы.
Формирование инвентарного парка оборудования карьеров на стадии их проектирования производится на основании реко мендаций норм технологического проектирования горных пред
приятий. Коэффициенты |
инвентарное™, рекомендуемые нор |
мами, установлены путем |
экспертных оценок и экономически |
не обоснованы. |
|
В действительности имеет место большая разница между коэффициентами инвентарное™, рекомендуемыми нормами тех нологического проектирования, и фактически сложившимися на карьерах. Так, например, нормы технологического проектиро вания угольных карьеров предусматривают коэффициенты ин вентарное™ для электровозов 1,12, для думпкаров 1,1—1,2, а фактически они составили по Министерству угольной промышности СССР соответственно 1,47 и 1,33*.
Несмотря на большое значение нормативов производитель ности оборудования для обоснованного планирования, карьеры такими нормативами не располагают.
Общие методические указания по разработке и применению нормативов использования и производительности оборудования и машин разработаны научно-исследовательским институтом планирования и нормативов (НИИПиН) и утверждены Госпла ном СССР в 1966 г.. В 1968 г. НИИПиН выпустил проект «Методических указаний по разработке норм использования и потребности оборудования». Методические проработки НИИПиН носят межотраслевой характер и не учитывают специфических Условий использования оборудования в горной промышленности.
* Нормы технологического проектирования угольных шахт, разрезов и обогатительных фабрик. М., Центрогипрошахт, 1965.
141
Кроме того, они ориентированы на производство расчетов на уровне министерства в целом и поэтому непригодны для раз работки нормативов, предназначенных для текущего планиро вания на предприятии. Нормы производительности оборудова ния, рассчитанные для министерства в целом, позволяют оце нивать уровень использования оборудования в масштабах всей отрасли, что имеет большое значение. Учитывая это, целесо образно рассмотреть основные методологические предпосылки НИИПиН для расчетов нормативов производительности обору дования и возможности их использования применительно к карь ерному оборудованию.
Согласно указаниям НИИПиН разработка нормативов про изводительности ведется следующим образом:
рассчитываются по главным управлениям министерства за последние 5—6 лет показатели фактической годовой производи тельности соответствующих машин на основе отчетных данных, определяющих годовые объемы произведенной продукции (ра боты) и наличие парка данного оборудования на конец года;
устанавливается на основе данных статистической отчетности состав и значение факторов, влияющих на показатели произ водительности оборудования;
анализируются показатели фактической годовой производи тельности оборудования и показатели, определяющие значения факторов, влияющих на нее;
устанавливаются в результате экстраполяции на перспектив ный плановый период нормы годовой производительности обо рудования и показатели, определяющие значение факторов, влияющих на них. Для этого осуществляется выравнивание фактических показателей каждого динамического ряда по ме тоду наименьших квадратов;
определяются значения факторов, влияющих на нормы произ водительности на основе данных перспективного плана развития отрасли;
исходя из показателей, определяющих значение факторов, влияющих на величину норм производительности оборудования, установленных в результате экстраполяции и на основе данных перспективного плана развития отрасли, рассчитываются по со ответствующим формулам для последнего года планируемого периода значения коэффициентов, характеризующих изменение норм производительности данного вида оборудования;
ведется расчет норм производительности оборудования для последнего года перспективного планового периода по главным управлениям министерства. Рассчитываются они умножением норм производительности, исчисленных методом экстраполяции, на корректировочные показатели, получаемые в результате де ления соответствующих коэффициентов, характеризующих из менение норм производительности оборудования в зависимости от изменения определенных факторов, установленных на основе
142