Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 91

Причины плановых простоев Простои Причины неплановых простоев Простои

Простои, связанные с режи-

 

м о м .....................................

Плановый рем онт................

 

Климатические .....................

 

Технологические .....................

 

Нахождение в резерве . . .

И т о г о . . .

0,9

2,4

15,8

41,6

0,2

0,5

33

8,7

47

12,3

24,9

65,5

Аварийный ремонт................

Сходы с пути .........................

Ожидание погрузки . . . .

Ожидание разгрузки . . . .

П рочие.....................................

И т о г о . . .

4,1

10,8

0,6

1 ,6

2, 8

7,4

1 ,6

4,2

4

10,5

13,1

34,5

П р и м е ч а н и е . Числитель — % к календарному фонду времени; знаменатель — % к общей величине простоев.

Т а б л и ц а 92

 

Затраты времени

 

на одно наблюдение

Показатели

 

 

 

мин

%

Подготовительно-заключительные операции.........................

21,9

4,5

Основные операции......................................................................

250,8

51,3

Вспомогательные операции.........................................................

39.2

8,1

Регламентированные перерывы.................................................

39.2

8,8

Непроизводительная и посторонняя р а б о т а .........................

21

4,3

П ростои ..........................................................................................

111

23

И т о г о . . .

483,1

100

диспетчера, могли быть полностью устранены при наличии на комбинате автоматизированной системы оперативного управле­ ния железнодорожным транспортом. Такая система способство­ вала бы также сокращению времени регламентированных пере­ рывов из-за задержки локомотивов в пути у стрелок, свето­ форов и т. д.

Затраты времени на подготовительно-заключительные и вспо­ могательные операции локомотивов, по данным наблюдений,

138


ниже нормативных затрат, а регламентированные перерывы в пределах этих затрат.

Низкое использование рабочего времени локомотивов нашло отражение в уровне выполнения установленных норм выработки машинистами электровозов, которое составило на комбинате в октябре 1971 г. 81,1%, в октябре 1972 г .— 99,4%.

Потери времени на железнодорожном транспорте угольных карьеров достигают 25—30% общей продолжительности смены, это является результатом нечеткой организации движения локомотивосоставов, недостаточным развитием и неудовлетвори­ тельным состоянием железнодорожных путей.

Применение на угольных карьерах более мощных электро­ возов и тяговых агрегатов на вывозке вскрышных пород позво­ лило увеличить емкость локомотивосоставов и их производитель­ ность (табл. 93).

Показатели

 

 

Т а б л и ц а

 

93

г.

г.

г.

г .,

г.

г .,

г.

1965

1970

1972

1970

% К 1965

1972

%к 1965

Емкость, м3:

212,7

243

271

114

127,4

электровозосостава......................................

тепловозосостава..........................................

274

261

паровозосостава ..............................................

208,6

220

203

105,4

97,3

Суточная производительность, м3:

2325

2806

2944

120

126,6

электровозосостава.....................................

тепловозосостава..........................................

2741

2862

паровозосостава.............................................

2422

2502

2323

103,3

95,9

Достигнутые на карьерах показатели по производительности локомотивов могут быть значительно улучшены за счет повы­ шения уровня экстенсивного их использования.



Г л а в а IV

МЕТОДЫ РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ГОРНОТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ КАРЬЕРОВ

§ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

При разработке нормативов производительности горнотранс­ портного оборудования карьеров следует учитывать их назна­ чение и область применения.

Нормативы предназначаются для:

1)определения потребности в оборудовании по отрасли;

2)оценки уровня использования и производительности обо­ рудования в целом по отрасли;

3)планирования производительности и состава инвентарного парка машин на отдельном предприятии.

Решение задач, сформулированных в пунктах 1 и 2, не требует дифференцированного учета условий использования обо­ рудования. Эти условия носят усредненный характер как в прошлом периоде времени, который служит базой для расчета нормативов, так и в будущем периоде, для которого они опре­ деляются.

Значительно сложнее обстоит дело с разработкой нормативов для планирования величины, состава и производительности ин­ вентарного парка оборудования на отдельных предприятиях. Такие нормативы должны быть гибкими, учитывать конкретные условия эксплуатации оборудования. На величину нормативов будут оказывать влияние:

режим работы оборудования; климатические условия эксплуатации оборудования; производственная мощность предприятия;

возрастная структура и уровень надежности парка обору­ дования;

наличие и технический уровень ремонтной базы; оснащенность карьера современными средствами оператив­

ного управления машинами и т. д.

140

Разработку рассматриваемых нормативов необходимо веегН Отдельно для действующих и проектируемых горных предприя­ тий. Нормативы для проектирования должны ориентироваться на более высокий уровень надежности оборудования и орга­ низации производственного процесса; учитывать возрастающую единичную мощность машин и необходимость в связи с этим рационального решения вопросов их ремонтов и резервирова­ ния; учитывать развитие прогрессивных форм организации ре­ монта оборудования.

Из сказанного следует, что нормативы производительности и коэффициентов инвентарное™ оборудования для проектиро­ вания объективно должны быть более жесткими по сравнению с аналогичными нормативами для эксплуатации. В то же время проектные нормативы должны реально учитывать характер и размеры изменения влияющих факторов. В противном случае может образоваться неоправданно большой разрыв между проектной и фактической производительностью списочного парка машин, а освоение карьерами проектных показателей может затянуться на долгие годы.

Формирование инвентарного парка оборудования карьеров на стадии их проектирования производится на основании реко­ мендаций норм технологического проектирования горных пред­

приятий. Коэффициенты

инвентарное™, рекомендуемые нор­

мами, установлены путем

экспертных оценок и экономически

не обоснованы.

 

В действительности имеет место большая разница между коэффициентами инвентарное™, рекомендуемыми нормами тех­ нологического проектирования, и фактически сложившимися на карьерах. Так, например, нормы технологического проектиро­ вания угольных карьеров предусматривают коэффициенты ин­ вентарное™ для электровозов 1,12, для думпкаров 1,1—1,2, а фактически они составили по Министерству угольной промышности СССР соответственно 1,47 и 1,33*.

Несмотря на большое значение нормативов производитель­ ности оборудования для обоснованного планирования, карьеры такими нормативами не располагают.

Общие методические указания по разработке и применению нормативов использования и производительности оборудования и машин разработаны научно-исследовательским институтом планирования и нормативов (НИИПиН) и утверждены Госпла­ ном СССР в 1966 г.. В 1968 г. НИИПиН выпустил проект «Методических указаний по разработке норм использования и потребности оборудования». Методические проработки НИИПиН носят межотраслевой характер и не учитывают специфических Условий использования оборудования в горной промышленности.

* Нормы технологического проектирования угольных шахт, разрезов и обогатительных фабрик. М., Центрогипрошахт, 1965.

141


Кроме того, они ориентированы на производство расчетов на уровне министерства в целом и поэтому непригодны для раз­ работки нормативов, предназначенных для текущего планиро­ вания на предприятии. Нормы производительности оборудова­ ния, рассчитанные для министерства в целом, позволяют оце­ нивать уровень использования оборудования в масштабах всей отрасли, что имеет большое значение. Учитывая это, целесо­ образно рассмотреть основные методологические предпосылки НИИПиН для расчетов нормативов производительности обору­ дования и возможности их использования применительно к карь­ ерному оборудованию.

Согласно указаниям НИИПиН разработка нормативов про­ изводительности ведется следующим образом:

рассчитываются по главным управлениям министерства за последние 5—6 лет показатели фактической годовой производи­ тельности соответствующих машин на основе отчетных данных, определяющих годовые объемы произведенной продукции (ра­ боты) и наличие парка данного оборудования на конец года;

устанавливается на основе данных статистической отчетности состав и значение факторов, влияющих на показатели произ­ водительности оборудования;

анализируются показатели фактической годовой производи­ тельности оборудования и показатели, определяющие значения факторов, влияющих на нее;

устанавливаются в результате экстраполяции на перспектив­ ный плановый период нормы годовой производительности обо­ рудования и показатели, определяющие значение факторов, влияющих на них. Для этого осуществляется выравнивание фактических показателей каждого динамического ряда по ме­ тоду наименьших квадратов;

определяются значения факторов, влияющих на нормы произ­ водительности на основе данных перспективного плана развития отрасли;

исходя из показателей, определяющих значение факторов, влияющих на величину норм производительности оборудования, установленных в результате экстраполяции и на основе данных перспективного плана развития отрасли, рассчитываются по со­ ответствующим формулам для последнего года планируемого периода значения коэффициентов, характеризующих изменение норм производительности данного вида оборудования;

ведется расчет норм производительности оборудования для последнего года перспективного планового периода по главным управлениям министерства. Рассчитываются они умножением норм производительности, исчисленных методом экстраполяции, на корректировочные показатели, получаемые в результате де­ ления соответствующих коэффициентов, характеризующих из­ менение норм производительности оборудования в зависимости от изменения определенных факторов, установленных на основе

142