Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
установление одинаковой длительности ремонтного цикЛа для всего периода эксплуатации машины1*;
заниженность длительности первого ремонтного цикла; жесткая регламентация длительности цикла при измерении
ее в годах без учета фактического использования машины по времени и производительности, а также условий ее эксплуа тации.
Анализ фактической длительности ремонтных циклов карьер ных машин показывает, что цикл имеет тенденцию к сокра щению по мере увеличения срока службы машин. Это хорошо иллюстрируется данными института Центрогипрошахт о средне взвешенных сроках проведения капитальных ремонтов экска ваторов по отраслям промышленности (табл. 95).
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
95 |
|
|
Экскаваторы с емкостью ковша, м3 |
|||||
|
|
3—6 |
|
|
6—13 |
|
Отрасль промышленности |
Длительность ремонтного цикла, лет |
|||||
|
первого второго |
треть |
первого второго |
треть |
||
|
его |
его |
||||
У гольная .................................................. |
6,9 |
2,5 |
1 ,8 |
5,9 |
2,4 |
2 |
Черная металлургия............................. |
8 ,1 |
2 ,8 |
1 ,8 |
7,4 |
2 ,8 |
2 |
Цветная металлургия............................. |
6,6 |
3 |
2 |
6,5 |
3 |
2,3 |
Строительные материалы..................... |
7,8 |
2 ,1 |
Н. д. |
7,6 |
2 |
Н. д. |
Химическая.............................................. |
5,8 |
1,1 |
Н. д. |
6,3 |
Н. д. |
Н. д. |
Из рассмотрения данных табл. 95 видно, что на карьерах всех отраслей промышленности после проведения первого капи тального ремонта машин длительность ремонтного цикла резко сокращается. С увеличением срока службы машины потреб ность в очередном капитальном ремонте наступает гораздо быстрее, чем в первый период ее эксплуатации.
Абсолютная величина фактической длительности первого ремонтного цикла экскаваторов существенно выше предусмот ренной нормативами, которая для большей части машин реко мендуется 4 года.
Относительно большая длительность первого ремонтного цикла, сложившаяся на практике, частично отражает имеющиеся на карьерах недостатки в организации ремонта оборудования. Это нужно иметь в виду при определении нормативной длитель ности цикла.
1 |
В ремонтных нормативах, |
используемых |
при проектировании |
карье |
||||
ров, |
целесообразно |
сохранить |
одинаковую (усредненную) |
длительность ре |
||||
монтного цикла. Это |
позволит |
более |
правильно |
учесть |
в |
проекте |
потреб |
|
ность |
в инвентарном |
парке машин |
на относительно |
длительный |
период |
|||
времени. |
|
|
|
|
|
|
|
148
На практике имеет место большой диапазон колебаний дли тельности ремонтного цикла: например, для экскаваторов с емкостью ковша от 3 до 6 м3 он составляет 5,8—8,1 года. Фактическая длительность ремонтного цикла слабо увязана с условиями эксплуатации машин. Это видно на примере карьеров черной металлургии, для которых характерны относительно тяжелые условия эксплуатации экскаваторов в связи с большой крепостью экскавируемых пород и при этом имеющих наиболее продолжительный ремонтный цикл машин (8,1 года).
Отмеченные недостатки нормативов на ремонт карьерного оборудования в определенной степени объясняются отсутствием хорошо отработанной методологии их расчета. Часть нормати вов отраслевого назначения, разработанных в последнее время, формировалась под воздействием экспертных оценок. Это отно сится, в частности, к нормативам Министерства цветной метал лургии СССР, разработанных в 1972 г. институтом Кавказгипроцветмет. В качестве экспертов по этим нормативам выступали главные механики карьеров, суждения которых о величине нор мативных показателей основывались на их представлении о со временном состоянии ремонтной базы без учета возможностей ее укрепления и намечаемого прогресса в ремонтном хозяйстве. Не исключено, что в отдельных случаях такие оценки могли носить субъективный характер в силу желания людей, непо средственно ответственных за ремонт оборудования на пред приятии, обеспечить менее напряженные по времени условия его проведения.
Ремонтные нормативы должны опираться на эффективную систему планово-предупредительных ремонтов (ППР) и учиты вать условия эксплуатации оборудования. Из существующих отраслевых систем ППР применительно к карьерному обору дованию наиболее обоснованной представляется система, пред ложенная институтом НИИОГР [21]. Разработке этой ситемы предшествовали длительные и непрерывные наблюдения за износом экскаваторов на предприятиях Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината и бывш. треста Коркинуголь. Наблюдения велись за 60 экскаваторами, работавшими в наи более характерных для карьеров условиях. На основании на блюдений были установлены предельные нормы износа деталей и выявлены фактические сроки их службы. Анализ результатов наблюдений показал, что сроки службы деталей тесно связаны с условиями эксплуатации экскаваторов, определяемыми кре постью и абразивностью экскавируемых пород и местом работы. В зависимости от степени влияния на интенсивность износа деталей горнотехнические условия на карьерах были подразде лены на четыре группы: первая — рудные забои, где детали имеют минимальные сроки службы; вторая — опоки, песчаники, сланцы крепостью по шкале проф. М. М. Протодьяконова до / = 5ч-8 (породы весьма абразивные, что способствует интен
149
сивному изнашиванию деталей ковша и гусеничного меха низма); третья— глины, пески, слабые сланцы, уголь крепостью по шкале проф. М. М. Протодьяконова до /= l-f-2; четвертая — отвальные работы, погрузка породы из навалов, погрузка руды, угля и сыпучих материалов на складах.
Если принять межремонтный срок экскаватора при разра ботке пород второй группы за 1, то межремонтные сроки выра зятся через коэффициенты: в условиях третьей группы— 1,2—1,4; четвертой — 1,5—1,6; первой — 0,25.
Таким образом, система ППР, разработанная НИИОГР, предусматривает дифференциацию ремонтных показателей в за висимости от условий использования экскаваторов, что бесспорно повышает степень их обоснованности. Кроме того, эта система устанавливает сроки остановки оборудования на ремонт не в календарном времени, как это принято в настоящее время, а в зависимости от выполненного этим оборудованием объема работ. При таком подходе к определению времени осуществле ния ремонта более точно учитывается коэффициент использо вания машины, оказывающий наряду с горнотехническими усло виями решающее влияние на предельный износ деталей и необходимость ремонта.
Более обоснованный подход к определению длительности ремонтного цикла и межремонтного периода позволили НИИОГР снизить затраты времени на ремонт экскаваторов на 24—34% за цикл по сравнению с аналогичными показателями
при существующей системе ППР (табл. |
96). |
|
|
||
|
|
|
|
Т а б л и ц а 96 |
|
|
Затраты времени за ремонтный цикл |
экскавато* |
|||
|
|
|
ров, |
ч |
|
Система ППР |
|
|
|
|
|
|
ЭКГ-4 |
ЭКГ-8 ЭШ -4/40 ЭШ -6/60 |
ЭШ -14/75 |
||
Существующая................................. |
4728 |
5328 |
4728 |
6504 |
8400 |
Рекомендуемая НИИОГР................. |
3000 |
3864 |
3384 |
4104 |
6454 |
Снижение затрат, % ......................... |
34 |
28 |
28 |
37 |
24 |
Систему ППР и нормативные показатели, предложенные НИИОГР, необходимо совершенствовать в направлении:
более полного учета факторов, оказывающих воздействие на длительность ремонтного цикла и межремонтного периода;
дифференциации рекомендуемой длительности ремонтного цикла в зависимости от времени эксплуатации машины;
разработки методов расчета ремонтных нормативов на ма шины с большими параметрами, не имеющими аналогов в прошлом;
150
расширения номенклатуры горнотрапспортного оборудования, для которого определяются нормативные показатели ремонта.
При расчете ремонтных нормативов на карьерное оборудо вание целесообразно учитывать группу факторов, приведен ных в табл. 97.
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
|
97 |
|
Влияющие факторы |
|
|
Показатели, характеризующие влияющие факторы |
|||||||
Горно-геологические условия |
Крепость экскавируемых пород |
|
|
|
||||||
Уровень использования |
обору |
Объем добычи (работы) или количество |
||||||||
дования |
|
|
|
проработанных часов за |
ремонтный |
цикл и |
||||
Вид выполняемой работы |
|
межремонтный период |
|
|
|
|
от- |
|||
|
Добычные работы, вскрышные работы, |
|||||||||
Нормативный |
срок |
службы |
валообразование |
|
|
|
|
|
|
|
Величина амортизационного периода по нор |
||||||||||
оборудования |
|
|
|
мам амортизации |
|
|
капитальных |
ре |
||
Состояние оборудования |
|
Количество проведенных |
||||||||
Климатические |
условия |
эк |
монтов |
минимальная |
температура |
|||||
Среднегодовая |
||||||||||
сплуатации оборудования |
|
|
воздуха, жесткость погоды |
|
завода, |
по |
||||
Местонахождение карьера |
|
Расстояние от рудоремонтного |
||||||||
|
|
|
|
ставщиков запасных частей, |
наличие и харак |
|||||
|
|
|
|
тер транспортных |
связей |
с |
промышленными |
|||
Состояние и оснащенность |
ре |
центрами |
|
средств |
механизации |
|||||
Наличие площадей и |
||||||||||
монтно-складского |
хозяйства |
для ремонта оборудования, |
стоимость |
объек |
||||||
карьера |
|
|
|
тов ремонтно-складского хозяйства карьеров |
||||||
Уровень специализации ремон |
Удельный вес ремонтов, выполняемых |
спе |
||||||||
тов |
|
|
|
циализированными |
ремонтными |
организация |
||||
|
|
|
|
ми |
|
|
|
|
|
|
Дадим краткое обоснование необходимости учета приведен ных факторов при расчете нормативных ремонтных показателей. Три первых из группы анализируемых факторов были учтены в нормативах НИИОГР и рассмотрены ранее.
Все действующие в настоящее время ремонтные нормативы на карьерное оборудование не привязаны к сроку его службы, заложенному в качестве амортизационного периода в нормы амортизационных отчислений. Негативное влияние этого обстоя тельства особенно сильно проявляется сейчас, поскольку новые нормы амортизационных отчислений предусматривают значи тельно более короткие сроки службы горнотранспортного обо рудования по сравнению с нормами, введенными в действие в 1963 г.1.
Сроки службы оборудования оказывают влияние на число и длительность ремонтных циклов, устанавливаемых ремонтными
1 Вопросы экономического обоснования сроков службы горнотранспорт ного оборудования карьеров подробно рассматриваются в гл. V.
151