Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

установление одинаковой длительности ремонтного цикЛа для всего периода эксплуатации машины1*;

заниженность длительности первого ремонтного цикла; жесткая регламентация длительности цикла при измерении

ее в годах без учета фактического использования машины по времени и производительности, а также условий ее эксплуа­ тации.

Анализ фактической длительности ремонтных циклов карьер­ ных машин показывает, что цикл имеет тенденцию к сокра­ щению по мере увеличения срока службы машин. Это хорошо иллюстрируется данными института Центрогипрошахт о средне­ взвешенных сроках проведения капитальных ремонтов экска­ ваторов по отраслям промышленности (табл. 95).

 

 

 

 

Т а б л и ц а

95

 

Экскаваторы с емкостью ковша, м3

 

 

3—6

 

 

6—13

 

Отрасль промышленности

Длительность ремонтного цикла, лет

 

первого второго

треть­

первого второго

треть­

 

его

его

У гольная ..................................................

6,9

2,5

1 ,8

5,9

2,4

2

Черная металлургия.............................

8 ,1

2 ,8

1 ,8

7,4

2 ,8

2

Цветная металлургия.............................

6,6

3

2

6,5

3

2,3

Строительные материалы.....................

7,8

2 ,1

Н. д.

7,6

2

Н. д.

Химическая..............................................

5,8

1,1

Н. д.

6,3

Н. д.

Н. д.

Из рассмотрения данных табл. 95 видно, что на карьерах всех отраслей промышленности после проведения первого капи­ тального ремонта машин длительность ремонтного цикла резко сокращается. С увеличением срока службы машины потреб­ ность в очередном капитальном ремонте наступает гораздо быстрее, чем в первый период ее эксплуатации.

Абсолютная величина фактической длительности первого ремонтного цикла экскаваторов существенно выше предусмот­ ренной нормативами, которая для большей части машин реко­ мендуется 4 года.

Относительно большая длительность первого ремонтного цикла, сложившаяся на практике, частично отражает имеющиеся на карьерах недостатки в организации ремонта оборудования. Это нужно иметь в виду при определении нормативной длитель­ ности цикла.

1

В ремонтных нормативах,

используемых

при проектировании

карье­

ров,

целесообразно

сохранить

одинаковую (усредненную)

длительность ре­

монтного цикла. Это

позволит

более

правильно

учесть

в

проекте

потреб­

ность

в инвентарном

парке машин

на относительно

длительный

период

времени.

 

 

 

 

 

 

 

148


На практике имеет место большой диапазон колебаний дли­ тельности ремонтного цикла: например, для экскаваторов с емкостью ковша от 3 до 6 м3 он составляет 5,8—8,1 года. Фактическая длительность ремонтного цикла слабо увязана с условиями эксплуатации машин. Это видно на примере карьеров черной металлургии, для которых характерны относительно тяжелые условия эксплуатации экскаваторов в связи с большой крепостью экскавируемых пород и при этом имеющих наиболее продолжительный ремонтный цикл машин (8,1 года).

Отмеченные недостатки нормативов на ремонт карьерного оборудования в определенной степени объясняются отсутствием хорошо отработанной методологии их расчета. Часть нормати­ вов отраслевого назначения, разработанных в последнее время, формировалась под воздействием экспертных оценок. Это отно­ сится, в частности, к нормативам Министерства цветной метал­ лургии СССР, разработанных в 1972 г. институтом Кавказгипроцветмет. В качестве экспертов по этим нормативам выступали главные механики карьеров, суждения которых о величине нор­ мативных показателей основывались на их представлении о со­ временном состоянии ремонтной базы без учета возможностей ее укрепления и намечаемого прогресса в ремонтном хозяйстве. Не исключено, что в отдельных случаях такие оценки могли носить субъективный характер в силу желания людей, непо­ средственно ответственных за ремонт оборудования на пред­ приятии, обеспечить менее напряженные по времени условия его проведения.

Ремонтные нормативы должны опираться на эффективную систему планово-предупредительных ремонтов (ППР) и учиты­ вать условия эксплуатации оборудования. Из существующих отраслевых систем ППР применительно к карьерному обору­ дованию наиболее обоснованной представляется система, пред­ ложенная институтом НИИОГР [21]. Разработке этой ситемы предшествовали длительные и непрерывные наблюдения за износом экскаваторов на предприятиях Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината и бывш. треста Коркинуголь. Наблюдения велись за 60 экскаваторами, работавшими в наи­ более характерных для карьеров условиях. На основании на­ блюдений были установлены предельные нормы износа деталей и выявлены фактические сроки их службы. Анализ результатов наблюдений показал, что сроки службы деталей тесно связаны с условиями эксплуатации экскаваторов, определяемыми кре­ постью и абразивностью экскавируемых пород и местом работы. В зависимости от степени влияния на интенсивность износа деталей горнотехнические условия на карьерах были подразде­ лены на четыре группы: первая — рудные забои, где детали имеют минимальные сроки службы; вторая — опоки, песчаники, сланцы крепостью по шкале проф. М. М. Протодьяконова до / = 5ч-8 (породы весьма абразивные, что способствует интен­

149



сивному изнашиванию деталей ковша и гусеничного меха­ низма); третья— глины, пески, слабые сланцы, уголь крепостью по шкале проф. М. М. Протодьяконова до /= l-f-2; четвертая — отвальные работы, погрузка породы из навалов, погрузка руды, угля и сыпучих материалов на складах.

Если принять межремонтный срок экскаватора при разра­ ботке пород второй группы за 1, то межремонтные сроки выра­ зятся через коэффициенты: в условиях третьей группы— 1,2—1,4; четвертой — 1,5—1,6; первой — 0,25.

Таким образом, система ППР, разработанная НИИОГР, предусматривает дифференциацию ремонтных показателей в за­ висимости от условий использования экскаваторов, что бесспорно повышает степень их обоснованности. Кроме того, эта система устанавливает сроки остановки оборудования на ремонт не в календарном времени, как это принято в настоящее время, а в зависимости от выполненного этим оборудованием объема работ. При таком подходе к определению времени осуществле­ ния ремонта более точно учитывается коэффициент использо­ вания машины, оказывающий наряду с горнотехническими усло­ виями решающее влияние на предельный износ деталей и необходимость ремонта.

Более обоснованный подход к определению длительности ремонтного цикла и межремонтного периода позволили НИИОГР снизить затраты времени на ремонт экскаваторов на 24—34% за цикл по сравнению с аналогичными показателями

при существующей системе ППР (табл.

96).

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 96

 

Затраты времени за ремонтный цикл

экскавато*

 

 

 

ров,

ч

 

Система ППР

 

 

 

 

 

 

ЭКГ-4

ЭКГ-8 ЭШ -4/40 ЭШ -6/60

ЭШ -14/75

Существующая.................................

4728

5328

4728

6504

8400

Рекомендуемая НИИОГР.................

3000

3864

3384

4104

6454

Снижение затрат, % .........................

34

28

28

37

24

Систему ППР и нормативные показатели, предложенные НИИОГР, необходимо совершенствовать в направлении:

более полного учета факторов, оказывающих воздействие на длительность ремонтного цикла и межремонтного периода;

дифференциации рекомендуемой длительности ремонтного цикла в зависимости от времени эксплуатации машины;

разработки методов расчета ремонтных нормативов на ма­ шины с большими параметрами, не имеющими аналогов в прошлом;

150


расширения номенклатуры горнотрапспортного оборудования, для которого определяются нормативные показатели ремонта.

При расчете ремонтных нормативов на карьерное оборудо­ вание целесообразно учитывать группу факторов, приведен­ ных в табл. 97.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

 

97

Влияющие факторы

 

 

Показатели, характеризующие влияющие факторы

Горно-геологические условия

Крепость экскавируемых пород

 

 

 

Уровень использования

обору­

Объем добычи (работы) или количество

дования

 

 

 

проработанных часов за

ремонтный

цикл и

Вид выполняемой работы

 

межремонтный период

 

 

 

 

от-

 

Добычные работы, вскрышные работы,

Нормативный

срок

службы

валообразование

 

 

 

 

 

 

Величина амортизационного периода по нор­

оборудования

 

 

 

мам амортизации

 

 

капитальных

ре­

Состояние оборудования

 

Количество проведенных

Климатические

условия

эк­

монтов

минимальная

температура

Среднегодовая

сплуатации оборудования

 

 

воздуха, жесткость погоды

 

завода,

по­

Местонахождение карьера

 

Расстояние от рудоремонтного

 

 

 

 

ставщиков запасных частей,

наличие и харак­

 

 

 

 

тер транспортных

связей

с

промышленными

Состояние и оснащенность

ре­

центрами

 

средств

механизации

Наличие площадей и

монтно-складского

хозяйства

для ремонта оборудования,

стоимость

объек­

карьера

 

 

 

тов ремонтно-складского хозяйства карьеров

Уровень специализации ремон­

Удельный вес ремонтов, выполняемых

спе­

тов

 

 

 

циализированными

ремонтными

организация­

 

 

 

 

ми

 

 

 

 

 

 

Дадим краткое обоснование необходимости учета приведен­ ных факторов при расчете нормативных ремонтных показателей. Три первых из группы анализируемых факторов были учтены в нормативах НИИОГР и рассмотрены ранее.

Все действующие в настоящее время ремонтные нормативы на карьерное оборудование не привязаны к сроку его службы, заложенному в качестве амортизационного периода в нормы амортизационных отчислений. Негативное влияние этого обстоя­ тельства особенно сильно проявляется сейчас, поскольку новые нормы амортизационных отчислений предусматривают значи­ тельно более короткие сроки службы горнотранспортного обо­ рудования по сравнению с нормами, введенными в действие в 1963 г.1.

Сроки службы оборудования оказывают влияние на число и длительность ремонтных циклов, устанавливаемых ремонтными

1 Вопросы экономического обоснования сроков службы горнотранспорт­ ного оборудования карьеров подробно рассматриваются в гл. V.

151