Файл: Заплетохин, В. А. Соединения деталей приборов [пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из уравнения прочности на разрыв втулки

Зр — -

[0]

Мр

-J- (D"— d?,)

определим требуемый диаметр вписанной в шестигранник окружно­ сти (размер под ключ)

1 /

4 [Q]

V

4 • 5,5 ■103

(12,7 • 10—-)2 = 14,7 ■1()-з м.

Г) > V

г.[а]р

3,14 • 130 • 106

 

По ГОСТ 7857—55 найдем материал соединительной втулки:

тт7

15 ГОСТ 7857-55

Шестигранник

rQCT 4784_ 65

Пример 2. Рассчитать корпус сильфонного разделительного устройства (рис. 74) па условное давление р = 3 МПа. Температура

рабочей среды нормальная. Все элементы конструкции изготавлива­ ются из нержавеющей стали Х18Н10Т (ГОСТ 5632—61). Для дета­ лей корпуса допускаемые напряжения [а]р = 125 МПа. Внутренний диаметр сосуда D B= 105 мм, высота //= 1 0 0 мм.

93

Р е ш о п п е. Найдем расчетную толщину стенки сосуда

P D B

3 • 10-- • 0,105

Sp ~ 2 [з]р

2 • 125 • 101’ = 1,3 • 10- 3 м.

Расчетную толщину стенки необходимо увеличить с учетом воз­ можной коррозии и отклонений толщины от номинала. При 5 р-$СТ0мм увеличение должно составить не менее 3 мм, поэтому принимаем

>S = 5 мм.

Определим размеры и материал прокладки. Ширину прокладка примем b= S = 5 мм. Толщина плоских прокладок выбирается в пре­

делах

6 = (0,1 0,2) Ь,

но не менее 1 мм, 6 = 1 мм. Средний диах1етр прокладки

Da = D a 4- b = 105 --5 = 110 мм.

С учетом заданного рабочего давления из приложения 34 выберем материал для прокладки: фторопласт (ГОСТ 10007—62), qT= 10 МПа.

Конструкция

разъемного разделительного устройства

относится

к напряженным резьбовым соединениям.

 

 

 

 

 

 

Определим необходимое усилие предварительного затяга соеди­

няемых деталей. Усилие от действия рабочей среды по (11.14)

 

 

 

QCp =

Р

~.d \

= 3 •

 

3,14 ■0,II2

= 28,6

кН.

 

 

 

 

 

4

1015 ------- — —

 

 

 

Площадь обжатия прокладки по (11.16)

 

 

 

 

 

 

 

 

Fu = nDnb = 3,14 -0,11

■5 • 10-з =

1,73 • 1Q—з мК

 

 

Требуемое усилие обжатия прокладки по (11.17)

(Аг„ = 1,

табл.

2)

 

 

Q3l =

qTF„kn = 1 ■10" •

1.73 • Ю-з •

1 =

17,3

кН.

 

 

 

Реакция

прокладки

при

Ад = 10

МПа и &2=3

(табл.

2)

согласно

(11.19) п

(11.18) будет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Qn = (&! -

k^P) Fn =

(1 • 10' -

3 • 3 ■Ю") • 1,73 • 10-3 =

32,9

кН.

 

Усилие затяга, необходимое для обеспечения данной реакции про­

кладки, по

(11.20)

 

при

ц =0,05

(табл. 2)

 

 

 

 

 

 

 

Q3 2

= Qn -f (1 — Г,) Qcp =

32,9 -- (1 — 0,05) • 28,6 = 62,1 кН.

 

В соответствии с условием

(И .21) за расчетную величину затяга

примем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q3 = Q 3, = 62,1 кН.

 

 

 

 

 

 

Определим

полное

усилие,

воспринимаемое

шпильками,

по ч

(И .15):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Qб =

0 3 + г)0Ср - ; 62,1 -- 0,05 ■28,6 = 63,5

кП.

 

 

 

94


Толщину крышки сосуда найдем по формуле, данной в [3]:

 

 

 

 

кР

 

где

 

 

 

мр

 

 

 

 

Q&1

 

 

 

0,3

 

 

 

к

 

1,4 Qz'iDn

 

Принимая

/ = 45 = 4 • 5 = 20

мм,

получим

 

 

к = 0,3 -

63,5 • 10:! • 0,02

0,874

 

1,4 28,6 • 10- ■0,11

и

 

 

 

 

 

 

 

0,874 •

3 • 10'-' = 16 •

Ю-з м.

 

 

125 •

10ч

 

Исходя

из конструктивного

соотношения

 

 

rf = (0,7-:rO,9)A, .

 

примем диаметр шпилек

(1 = 0,75 /г*=0,75 • 16= 12 мм и ‘по ГОСТ

5915—70 (приложение 26) выберем гайку с резьбой М12, класса проч­ ности 21, покрытие не применяем. Ее обозначение: Гайка МГ2.21

ГОСТ 5915-70.

При высоте гайки hr = 10 мм длина шпилек должна быть

1Ш> Н 2h + 2hr -- 1 0 0 - 2 - 1 6 - 2 • 10 =■ 152 мм.

По ГОСТ 11770—66 (приложение 28) выберем шпильку. Ее обозна­ чение: Шпилька А М1 2 X 1 6 0 .2 1 ГОСТ 1 1 7 7 0 - 6 6 .

Определим необходимое число шпилек. Для шпилек класса проч­ ности 21 предел текучести сгт = 196 МПа (приложение 29). Принимая запас прочности щ = 2, выберем допускаемые напряжения на раз­

рыв шпилек

зт 196

t3b = - ^ = T * 100 МПа.

При d\ = 10,106 мм допустимая нагрузка на шпильку согласно

(11.13) и (11.24) будет

-d\

3,14 (10,106 •

10—3)=

[<?] = 1,3 • 4 [зЬ -

1,3 • 4

100 • 10е = 6,15 кН.

Из условия равномерности распределения нагрузки между шпилька­ ми определим их число

г >

Об

63,5

= 10,3; г = 12.

Ж

==’бЛ5

Проверим условие свободной работы ключом при сборке соедине­ ния. Для накладных ключей шаг между болтами должен быть

d—Ъ12 = 60 мм, для торцовых t67^3 d = 3 • 12 = 36 мм.

Диаметр окружности центров болтов

Пб --- Dn 2/ = 110 - 2 • 20 = 150 мм.

95


Шаг между болтами

т.Р6

*б = г

3,14 • 150

= 39,2 мм > 36 мм,

12

следовательно, для сборки соединения необходимо применять тор­ цовые ключи.

§ 2. СОЕДИНЕНИЯ ШТИФТАМИ

Штифты представляют собой цилиндрические, конические или фасонные стержни. Их изготавливают из стали марок 15, 35, 45, А12 и У8 , а в некоторых случаях из латуней или бронз. Основные виды

штифтов стандартизованы.

По назначению штифты можно разделить иа соединительные, слу­

жащие для разъемного соединения деталей и заменяющие в отдель­ ных конструкциях крепежные резьбовые изделия; установочные,

предназначенные для точного фиксирования относительного положе­ ния соединяемых деталей; направляющие, обеспечивающие переме­

щение одной детали относительно другой в заданном направлении, и предохранительные, разрушающиеся при возникновении недопу­

стимых для конструкции перегрузок.

Но конструкции штифты бывают: цилиндрические, конические, насечиые и пружинные.

Наиболее простыми по конструкции являются цилиндрические штифты (ГОСТ 3128—60). Их часто применяют для соединения вала со ступицей насаженной детали. В отверстиях соединяемых детален цилиндрические штифты устанавливают с натягом, и они удержива­ ются за счет сил трения. Однако в соединениях, подверженных толч­ кам и ударам, возможно ослабление натяга. Для предохранения от выпадания штифта в таких конструкциях предусматривают проволоч­ ные пружинные кольца (рис. 75, а) или расклепывают концы штифта,

если узел не подлежит частой разборке. Цилиндрические штифты используют также в качестве установочных элементов, обеспечиваю­ щих постоянство относительного положения плоских деталей при многократной сборке и разборке (рис. 75,6). Расстояние между уста-

ковочными штифтами должно быть максимальным с тем, чтобы сни­ зить угловой перекос. Для деталей прямоугольной формы установоч­ ные штифты располагают, как правило, в противолежащих углах. Установочные штифты обычно имеют конический конец, который направляет насаживаемую деталь. Цилиндрические штифты приме­ няют и как самостоятельные детали, например, их запрессовывают в ободе ведущего колеса для перфорированной бумаги, пластмассовой или стальной ленты (рис. 75, в).

Точность соединения цилиндрическими штифтами зависит от допусков на диаметры штифта и отверстия. Цилиндрические штифты изготавливают с диаметрами для посадок Пр2г а ? Г; Сз, С4. Отверстия

под штифты сверлят одновременно в обеих деталях. На рабочих чер­ тежах размер отверстия под штифт представляют только на одной детали с указанием о сверлении при сборке.

Конические штифты (ГОСТ 3129—60) обеспечивают более точ­

ное и прочное соединение деталей, чем цилиндрические. Однако изго­ товление их дороже. Конические штифты выполняют с конусностью 1 : 50, что соответствует соотношению диаметров на длине штифта

^max = ^min ~Ь 0,02/.

Конусность обеспечивает самоторможение при действии попереч­ ных сил. Однако при ударных нагрузках появляются радиальные зазоры и возможно выпадание штифта. Поэтому для конических

штифтов также

применяют

проволочные пружинные кольца

(рис.

76, а)

или

разводные

конические штифты по ОСТ 2074

(рис.

76,6).

Надежное соединение обеспечивают конические штифты

с резьбовой цапфой (рис. 76, в).

При разборке соединения конические штифты выбивают из сквоз­ ного отверстия. Если штифт устанавливают в глухом отверстии, то применяют конический штифт с внутренним резьбовым отверстием (ГОСТ 9464—60; рис. 76, г) или конический штифт с резьбовой цап­ фой (ГОСТ 9465—60; рис. 76,6). Резьба в этих конструкциях штиф­ тов используется для удаления штифта при разборке соединения.

Пасечные штифты (ГОСТ 10773—64) представляют собой цилин­

дрические штифты, на поверхность которых накаткой или высадкой нанесены канавки. Угол при вершине канавки обычно составляет

7 В. А. З а п л ет о х и и

97


75-f-90°. При этих значениях имеет место наиболее равномерное рас­ пределение деформации металла в зоне выдавливания.

В процессе установки насечных штифтов острые кромки канавок врезаются в тело деталей и создают прочное соединение с надежным предохранением от выпадания. Отверстия для насечных штифтов не требуют дополнительной обработки после сверления. Насечные штифты допускают многократную сборку и разборку, однако не обес­ печивают точного фиксирования взаимного положения соединяемых деталей.

Насечные штифты выполняют в различных конструктивных ви­ дах: с параллельными канавками по всей длине (рис. 77,а), с корот­ кими канавками на одном конце (рис. 77, б) и с короткими канавками по середине (рис. 77, в). Для крепления тонколистовых деталей в кон­

струкциях применяют цилинд­ рические штифты с канавками и с головкой (рис. 77, г ).

Пружинные штифты (ГОСТ

14229—69) представляют собой разрезные трубки (рис. 78), из­ готавливаемые из стальной пружинной ленты. Диаметр пружинного штифта d прини­

мается в соответствии с диамет­ ром отверстия do, а толщина ленты h и ширина прорези Ъ зависят от d.

Упругая податливость позволяет устанавливать пружинные штиф­ ты в отверстиях с большим полем допуска. Пружинные штифты очень удобны в эксплуатации и обеспечивают при небольших нагрузках надежное соединение деталей.

Р а с ч е т ш т и ф т о в на п р о ч н о с т ь . Штифты служат для передачи небольших по величине поперечных сил или крутящих мо­ ментов. При действии на соединение поперечной силы (рис. 79, а)

самой опасной деформацией будет срез штифта. Из уравнения проч­ ности на срез

< Мер

(И.45)

определим необходимый диаметр штифта

 

‘г > ' - 131/ 7 $ Г р-

<"-46>

где z — число срезов; [т]Ср — допускаемые напряжения

(для сталь­

ных штифтов принимаются равными 80 МПа).

 

При действии на соединение крутящего момента Мкр штифт так-

2 Мкр

же будет испытывать срез от окружного усилия—^— (рис. 79,6).

Уравнение прочности в этом случае будет

 

 

тср —

r.d- < [т1ср

(11.47)

 

 

Dz т

 

 

и требуемый

диаметр

штифта

 

 

 

 

 

 

Мкр

 

 

 

 

d > 1,6 /Dz [т]ср •

(11.48)

В качестве проверки прочности штифта производится расчет на

смятие:

поперечной силы

 

 

 

при действии

 

 

 

 

 

______ Q _ _

3]см>

(П.49)

 

 

' см~ (Dx- - D) d

 

 

 

при действии крутящего момента

 

 

 

 

2Л4Кр

 

 

 

 

Ссм = £>(£>, — D)d < fa^CM-

(11.50)

Для стальных штифтов принимается,

что [о]см = [т]ср.

При разработке ряда конструкций штифтовых соединений целе­

сообразно определять

диаметр

штифта

из условия

равнопрочности

99