Файл: Ершов, А. П. Цвет и его применение в текстильной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

расположены рядом с точкой цветности источника излучения С, и при разбавлении красок белилами цветность их изменяется незначительно.

Несколько иначе ведут себя ахроматические органические красители. Как правило, они представляют собой хроматические красители, характеризующиеся широкой областью поглощения. При крашении ими текстильных волокон с использованием боль­ ших концентраций красителя на волокне ощущение цвета ткани соответствует черному цвету. Если получить выкраски теми же красителями, но малой концентрации, четко ощущается хрома­ тический цвет (обычно синий или красный).

Рис. 44. Изменение положе­

Рис. 45.

Изменение цветно­

ния точек цветности на цве­

сти при увеличении концен­

товом

графике для

серых

трации

красителей.

красок

при разбавлении их

/ — красный;

2 — желтый;

 

белилами.

 

3 — голубой;

4 — пурпурный

/ — умбра натуральная;

2

 

 

 

кость

жженая; 3 — персиковая

 

 

 

 

черная

 

 

 

 

Субтрактивное воспроизведение

цвета

из

смеси хроматиче­

ских цветов с ахроматическими приводит к уменьшению чистоты и яркости (коэффициента яркости) хроматического цвета. В тек­ стильной промышленности такой прием используется для получе­ ния так называемых «модных цветов» и осуществляется либо смешением хроматических красителей с ахроматическими, либо уменьшением количества красителя на волокне путем разбавле­ ния печатной краски загусткой. На рис. 45 представлен цветовой график, иллюстрирующий изменение цветности растворов краси­ телей красного, желтого, голубого и пурпурного цветов при раз­ бавлении их водой. При этом происходит изменение не только чистоты цвета, но и доминирующей длины волны, несмотря на то, что рассматриваемые растворы подчиняются закону Вера. Одна из причин такого кажущегося несоответствия состоит в том, что закон Вера относится к монохроматическому излучению, в то время как колористические измерения производятся в смешан­ ном излучении.

На рис. 46 приведены кривые, показывающие изменение цвет­ ности хроматических лаков при добавлении к ним белил. Кривые

70


на графике расходятся от точки Б (цвет белил), при этом внача­ ле чистота цвета повышается с увеличением количества хрома­ тического лака. По достижении некоторого предела кривые эти изгибаются так, что для лаков синего, зеленого и фиолетового цветов направляются в сторону точки Б. Особенно резкое изме­ нение направления происходит для ультрамаринового лака, обра­ зующего на графике почти замкнутую кривую. Некоторые кри­ вые графика, например для смеси кобальта фиолетового с бе­ лилами, имеют вид, близкий к прямой, что указывает на непре­ рывное увеличение чистоты цвета при увеличении в смеси коли­ чества хроматического пигмента.

Рис. 46. Изменение цветности белил (точка Б) при до­ бавлении к ним красок.

/ — краплак красный;

// — кадмий

оранжевый;

/// — кадмий

желтый средний; IV — изумрудная

зелень: V — парижская си­

няя; VI — ультрамарин;

VII — кобальт синий;

VIII — кобальт

 

фиолетовый.

 

Совершенно аналогичные результаты получаются при сравне­ нии цветностей образцов ткани, окрашенной одним и тем же красителем, но при разной концентрации его на волокне. На рис. 47 представлен цветовой график с нанесенными на него точ­ ками цветности вискозного волокна, окрашенного прямыми кра­ сителями при различном содержании красителя на волокне. Цветность любого красителя на графике изменяется при изме­ нении концентрации красителя нелинейно: все кривые начина­ ются на графике в точке Б, а затем расходятся во все стороны сначала по кривым, близким к прямой, а затем далеким от нее.

71

Для синих и зеленых красителей искривление графика очень велико, при этом на ткани появляются красноватые оттенки (бронзование), связанные с увеличением величины зеркального отражения и дихроизмом. Такими красителями можно красить только до определенной концентрации их на волокне. Превыше­ ние этой концентрации ведет к браку.* Красные, желтые и оран-

Рис. 47. Изменение цветности вискозы, окрашенной прямыми красителями разной концентрации.

/ — хризофеннн;

// — прямой

желтый ЖХ;

/ / /

— прямой ярко-оранжевый;

IV — прямой

алый; V — прямой красный

X;

VI — прямой

прочноалый;

VII — прямой

фиолетовый;

VIII — прямой

фиолетовый

С;

IX — прямой

синий светопрочный; А'— прямой чисто­

голубой; XI — прямой бирюзовый;

XII — прямой

зеленый ЖХ.

 

жевые цвета не обнаруживают описанного выше явления, но для них наблюдается «топтание на месте» цвета, т. е. с некоторого момента повышение концентрации красителя на волокне мало сказывается на повышении цветности. Крашение текстильных волокон при таких концентрациях становится экономически невыгодным.

При изменениях количества красителя на волокне происхо­ дят также изменения коэффициента яркости, при этом чем выше концентрация, тем меньше яркость. В качестве примера на рис. 48 представлен спектр отражения хлопка, окрашенного пря­ мым голубым красителем при разной концентрации красителя на волокне. Повышение концентрации не изменяет вид спектра, но отражение во всех случаях падает.

Представляет интерес сравнение результатов введения в кра­ ску белил с использованием белой подложки, поскольку в обоих

* Устранить это явление можно добавкой диспергаторов при крашении.

72


случаях происходит увеличение спектрального отражения без изменения избирательной способности. На рис. 49 представлен спектр отражения ализаринового красного лака как с белой под­ ложкой, так и с добавлением белил. Краски для получения кри-

Рис. 48. Кривые спектра отражения хлоп­

Рис. 49. Кривые спектрального

ка, окрашенного прямым голубым кра­

отражения

ализаринового крас­

 

сителем.

 

3 —

ного лака

(1), того же лака,

Концентрация,

%:

/ — 0,63;

2 — 0,125;

разбавленного белилами 1:3 (2)

0,25;

4 0,5;

5 — 1.0;

5 — 2,0.

 

и при наличии белой подлож­

 

 

 

 

 

ки (3), но со слоем, в три раза

 

 

 

 

 

большим, чем для кривой 1.

вой 2 взяты в отношении 1 : 3,

а слой краски при снятии кривой 3

взят в три раза более толстым, чем для кривой 1. Приведенный пример показывает, что введение белил в лак снижает, а приме­ нение подложки повышает чисто­

ту цвета. Несмотря

на

увеличе­

 

 

ние количества красного пигмен­

 

 

та в слое 1 по сравнению с 2, от­

 

 

ражение в длинноволновой части

 

 

спектра повысилось.

 

 

 

 

При введении в краску черно­

 

 

го пигмента относительная яр­

 

 

кость

уменьшается,

но

наряду

 

 

с этим происходит также измене­

 

 

ние доминирующей длины волны,

 

 

аналогично тому, как это имело

 

 

место при смешении хроматиче­

 

 

ских

красок с белилами. На

Рис. 50. Изменение цветности при

рис. 50 приведены кривые измене­

смешении красок с пигментом

ния цветности образцов, окрашен­

черного

цвета.

ных тремя разными художествен­

0 — кость жженая;

1 — цинковые бели­

ла; 2 — кадмий оранжевый; 3 — кад­

ными

красками при разбавлении

мий красный.

их черной краской. При сравне­ нии этих кривых с кривыми рис. 47 нетрудно установить общий характер рассматриваемых явлений.

Наиболее часто в текстильной промышленности используется субтрактивное воспроизведение цвета из смеси хроматических

73


цветов. Цвет раствора двух красителей, подчиняющихся закону Бера и не взаимодействующих друг с другом, может быть рас­ считан по данным цветов растворов отдельных красителей. Рас­ чет производится методом, рассмотренным в главе V. Если при этом происходит изменение концентрации, например при слива­ нии двух окрашенных разными красителями растворов, необхо­ димо учесть разбавление. В этом случае цвет зависит от двух факторов: от соотношения красителей и концентрации их в растворе. На рис. 51 представлено изменение цветности двух

Рис. 51. Изменение цветности водных растворов красите­ лей и их смесей при двенадцатикратном разбавлении водой.

/ — синий, / / — желтый; / / / — их смеси 1:3, 1:1 и 3:1.

водных растворов красителей желтого (II) и синего (/) цветов при разбавлении их водой до двенадцатикратного объема. Кро­ ме того, там же приводятся данные об изменении цветности сме­ си тех же красителей при тех же разбавлениях водой. При раз­ бавлении водой цветность смеси красителей изменяется так же, как и цветность отдельных красителей, что было уже рассмот­ рено выше. Изменение цветности смеси при одном и том же раз­ бавлении, но при разном соотношении красителей происходит в пределах цветностей смешиваемых компонент. Соединив точки разных концентраций смеси красителей пунктирной линией, полу­ чим сетку, позволяющую рассчитать цветность раствора по за­

74

данному разбавлению и соотношению компонент, а также решить обратную задачу. При этом следует помнить, что при интерпо­ лировании концентрация и цветность связаны нелинейной зави­ симостью.

Аналогичная сетка, но для трех красителей — желтого, пур­ пурного и синего цветов, используемых в цветной фотографии,

приведена

на

 

рис. 52. Кри­

 

 

 

 

 

 

вые 1, 2 и 3 относятся к от­

 

 

 

 

 

 

дельным красителям, штри­

 

 

 

 

 

 

ховые

линии — к

постоян­

 

 

 

 

 

 

ной концентрации одного из

 

 

 

 

 

 

красителей

 

и

переменной

 

 

 

 

 

 

другого, а сплошные

линии

 

 

 

 

 

 

показывают изменение

сме­

 

 

 

 

 

 

си двух красителей при раз­

 

 

 

 

 

 

личных

их

соотношениях.

 

 

 

 

 

 

Такая сетка позволяет вос­

 

 

 

 

 

 

производить большое

число

 

 

 

 

 

 

цветностей, для чего только

 

 

 

 

 

 

нужно

знать

координаты

 

 

 

 

 

 

цветности

воспроизводимо­

 

 

 

 

 

 

го

образца.

 

Аналогичные

Рис. 52. Изменение цвета при измене­

сетки можно

составить для

нии

концентрации желтого (/),

синего

цветностей

выкрасок образ­

(2)

и

пурпурного

(5)

красителей.

Сплошные

линии — изменение

цветности двух

цов

ткани

при

использова­

красителей при разном соотношении; штрихо­

вые — при

постоянной

концентрации

одного

нии любых красителей. В ка­

красителя

и изменении

концентрации

второго.

честве

примера на

рис. 53

 

 

 

 

 

тремя

приводится

сетка для

вискозного волокна, окрашенного

прямыми красителями синего, фиолетового и красного цветов. По данным этого графика, зная координаты цветности стандарта, можно установить, в каких соотношениях нужно взять красите­ ли для воспроизведения заданной цветности.

Рис. 53. Цветность вискозного полотна при крашении смесью трех красителей (цифры — процент выкраски).

/ — прямой синий

светопрочный;

// — прямой фиолетовый; /// — пря­

мой красный;

/ — смесь 1:1 /

и //; 2 — смесь 1:1 II и III.

75