Файл: Добролюбов, А. И. Автоматизация проектирования систем управления технологическими машинами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пример. Требуется синтезировать КЧ для протяжного станка и объединить КЧ и МЧ.

1. Разрешающие аппараты, относящиеся к отдельным ВП, сле­

дующие (см. табл. 24):

«■

201—4КУ,

202—1ОКУ, 203—5КУ,

204—7КУ

205—8КУ,

206—6КУ, 207—ЭКУ;

301—2 ПЦ

2. При реализации п. 1 алгоритма получены модификации вспо­ могательной переменной 301: 48301, 49301, 50301, 51301, 52301.

3. Подмножества ВП после выполнения п. 2 алгоритма имеют

вид;

 

 

 

 

 

 

М40

=

{1 0 1 };

М41 =

{201,301};

М42 =

{205,301 {

М 43=

{205,301};

М44 =

{206, 301};

М45 =

{206,301 {

М46

=

{207,301};

М47 =

{301};

 

 

М49 =

{202,203,206};

М 50=

{201};

М 52=

{207}.

 

 

 

 

 

4. Подсчитаем число повторений каждой ВП в приведенных под­ множествах: 101—1, 201—2, 202—1, 203—2, 204—1, 205—3, 206—4, 207—2, 301—7.

5. Составим конъюнкции для ВП каждого подмножества соглас­ но п. 4 описанного алгоритма. Полученные подмножества конъюнк­ ций отметим штрихом:

М '40 = {40101}; М'41 = {2пц А 41201; ~Шу д 41301};

М '42 =

{:2пц А 42205; 8 кг/"Л 42301}; М '43 = [2пц А 43205,

8 к у

л 43301};

М '4 4 =

\2пц А

44206, 6 кг/ л 44301};

 

М'45 =

{2пи, л

45206,

бку л 45301}:

М'46 = (2пц А 46207,9/q/~л 46301}; М '47 = {47301};

М '48 = {48204; 7к7 л 48205}; М '49 = {49202, Ш у л "бТу

49203, Ш у А Ъку А 49206}; М '50 = {50201};

М'51 = {6кг7 А 51203,5^7л 51206}; М '52 = {52207}.

6 . Из полученных конъюнкций для каждой ВП составим ДНФ*. учитывая также модификации вспомогательных переменных, полу­ ченные в и. 2 :

/*,-101 = 41101;

F m =

2ш/ Л 41201 V 50201; F202 = 49202;

F2оз =

Юк у А

& ку, А

49203 V 6к у д 51203;

 

 

Fm =

48204;

F20s = 2пц А 42205 V 2пц л 43205 V Тку л 48205;

F2об = 2пц А 44206 V 2пц А 45206 V Юкг/ д 5кг/ Л 49206 V

5кг/ Л 51206;

F207 = 2пц А 46207 v 52207;

* Операция вынесения за скобки в данном случае запрещается.

128


Fзо1 — 4ку Л 41301 v 8h/y л 42301 v 8ку л 43301 v 6ку д 44301 v

Л 45301 V 9Ту л 46301 V 47301 v 48301 v 49301 v 50 301 v

V 51301 V 52301.

Подставим в выражение К.Ч вместо вспомогательных перемен­ ных полученные формулы, в результате чего получим логическое выражение, описывающее КЧ, дополненное цепями ОЧ:

^ к ч -о ч = 1К'У Л (40101

V л (1пи, а ((1лв V 4пв)(4ку л (2пц л

А 41201 v 50201)) v

8ку л (2иц л 42205 v 2пц л 43205 V

V 7ку А 48205)) V 5пв л 6пв л (Юку л 49202 V \4пв л Яку л

(2пц л 46207 v 52207)) v Ьку л (10ку л 6ку л 49203 v

V Ьку л 51203) V 7ку л 48204

V 6ку а

(2пц л 44206 v

V 2пц А

45206 V 10ку л Ьку л

49206 V Ьку л 51206)) V

V 2пц а

(4ку а 41301 v

8ку л 42301 v

8к у л 43301 v

V Ьку А

44301 V 6ку. а

45301 v Я к у л 46301 v 47301 V

V 48301 v 49301 v

50301 \ / 51301

v 52301)).

Устранением ложных цепей, возникающих в результате объеди­ нения комбинационной и многотактной частей, заканчивается этап логического синтеза схемы управления. На этом этапе вопросы опре­ деления параметров электрических цепей СУ, выбора аппаратуры, введения аппаратов, «размножающих» контакты перегруженных АУ и другие не рассматриваются.

Схема управления горизонтально-протяжного станка, синтезиро­ вания вышеизложенным инженерным методом, приведена на рис. 26.

Работа схемы подробно описывается функциональной цикло­ граммой (табл. 31), полученной на ЭВМ по моделирующей програм­ ме, описанной в гл. 1.

На рис. 27 изображена схема управления горизон­ тально-протяжного станка, спроектированная в специаль­ ном конструкторском бюро протяжных станков (СКВ ПС, г. Минск).

Схемы управления, спроектированные по вышеприве­ денной инженерной методике, логически верны, что га­ рантируется их проверкой с помощью программы анали­ за. Сравнительная оценка спроектированных по предло­ женной методике и существующих на практике схем яв­ ляется довольно сложной задачей, которая может быть • разрешена только в процессе длительного практического использования. Критериями оценки схемы управления должны быть аппаратурные затраты, надежность функ­ ционирования; простота структуры схемы, обеспечиваю­ щая возможность быстрого нахождения и устранения не­ исправностей в период наладки в эксплуатации, и т. д.

5

3754

129


Рис. 26. Схема управления горизонтально-протяжного станка, синтезированная инженерным методом

Рис. 27. Схема управления станка модели МП119Н19, спроек­ тированная конструктором

5*

131

Аппараты

Элементы цикла станка сост. ЗКУ[ 1 Р д | 2 Р д | ЗРД | 4РД | 5 Р д | 6РД схемы

 

 

 

 

1

2

3

4

 

5

 

6

7

Исходное положение

 

0

I

0

0

0

 

| 0

 

0

0

Загрузка

 

 

1

(1)1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

1(0) it

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Вывод фиксаторов

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зажим

 

 

7

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий ход

 

8

 

1(1) ll

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

1

1(0) l[

[

 

 

 

 

1

1

 

 

 

10

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Замедленный

рабочий

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ход

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расфиксация,

разжим |

13

|

I

I

 

 

I

 

I I

 

Выгрузка

 

 

14

 

 

l(i) i|

i

(i)

i

l(D

i|

 

 

 

15

 

 

1(0)1

(0)

1

(0)

1

1(0) l|

 

 

 

16

 

 

1

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

17

 

 

1

 

 

 

1

 

1

1

Обратный

ход очистка

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1)1

стружки

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(0)1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

|

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Замедленный

обратный

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ход

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Останов

протяжки

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исходное положение

 

0

 

0

0

0

 

0

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

31

управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 Р Д

| 8 Р Д 1 Р Д С |

1 П В | 2 П в ] ЗП В 4 П В 5 П в | б п в | 7 П в | 8П В

11 П В

8

9

10

И

| 12

13

14

15

16

17

18

19

0

0

1

1

0

0

0 I 1

1

1

0

0

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1(0) i|

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

(1)1

(1)1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1)1

 

(0)1

 

 

 

 

 

 

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1(0) l|(0)

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

1

1

 

 

 

 

(0)1

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1(1) ll

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1(0)1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1(1)1

 

1

1

1

 

 

(1)1

 

 

 

 

1

(1) ll(l) 1

1

 

 

(0)1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

(0)1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(0)1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1)1

 

 

(0)1

(1)1

(0)1

(1)1

0

0

1

1

0

0

0

1

1

1

0

0

133

132


Э л е м е н т а ц и к л а с т а н к а

Исходное поло­ жение

Загрузка

Вывод фиксато­ ров

Зажим

Рабочий ход

Замедленный ра­ бочий ход

Расфиксация, разжим

Выгрузка

Обратный ход очистка стружки

Замедленный обратный ход

Останов протяж­ ки

Исходное поло­ жение

А п п а р а т ы

с о с т .

12HbIi4 'В

 

1 3

2 3

1 яэ

1 4 3

1 7 3

1 ЯЭ

с х е м ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

' 20

I

21

44

!

45

1 46

47

 

49

50

 

0

 

0

0

 

0

0

0

 

0

о

0

1

!

 

 

1

 

 

 

1

 

62

 

 

 

 

 

 

 

 

( 1 )

 

 

2

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1(1) 11(1)1 1

 

 

 

1

 

 

 

 

5

 

 

 

|

 

56

I

 

62

I

 

 

 

 

 

(1) з!

 

(0)41

 

б

1

!

 

1

1

 

1

 

 

 

 

7

1

 

 

 

 

 

!

!

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

( 1 )

2

8

 

1

 

 

I

 

|

 

 

 

 

 

9

 

1

 

 

1

 

|

 

 

 

1

10

|

|

 

 

1

 

I

 

 

 

 

|

11

 

 

 

 

 

 

 

 

!

 

 

!

12

 

 

 

I

1 56

1 56

 

|

 

|

 

13

 

 

 

 

 

 

5'

1

 

 

 

 

!

1(1) 3(0)3

 

 

 

(0 ) з!

14

 

 

 

 

 

 

 

54

|

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1 )5 !

 

 

 

15

!

 

 

 

1

 

1

1

 

 

 

|

16

1

I

 

I

 

 

!

I

 

 

 

|

17

( 0 ) l | ( 0

) 1

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

57

I

59

 

57

 

 

 

1 57

 

 

 

(1)3(0)4

 

(0)3

 

 

 

1(1)3-

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

|

 

 

 

1

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

1

 

|

 

 

1

 

|

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

1 57

 

 

 

 

 

 

 

57

 

 

 

 

(0)3

 

 

 

 

 

 

 

(0)3

 

0

0 | 0

 

0 '

0

0

 

0

0

0

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение

у п р а в л е н и я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 Э

1 10Э |

11Э |

12Э |

1Л С |

1 Р П

2 Р П з р п | 4 Р п | 5 Р п | 6 Р П 7 Р П

51

52'

53

51 1

£ 5

1

56

57

53 |

59

60

61

62

 

 

 

1

 

!

 

 

0

 

0

0

0

0

0

0

0

0

|

0

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( 1 ) 2

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(0)2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

1

 

!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

56

 

 

 

 

 

 

(1)2

 

 

 

 

 

(0)3

60

 

60

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

( 1 ) 3

 

( 1 ) 3

 

 

 

 

 

 

 

( 1 ) 2

 

 

 

 

59

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

( 0 ) 3

 

 

 

 

 

 

( 1 )

2

 

 

60

 

 

 

 

 

14

 

 

 

14

 

 

( 0 ) 3

 

 

 

 

 

( 0 ) 2

 

 

 

( 0 ) 2

 

 

16

(1)2

57

17

57

( 1 ) 3

( 1 ) 2

( 0 ) 3

|

 

 

 

61

 

 

 

61

 

 

12

 

 

 

 

( 1 ) 3

 

 

 

( 0 ) 3

 

 

( 1 ) 2

 

57

 

61

11

 

и

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

( 0 )

2

 

(0)3

 

(0)3

(1)2

 

( 0 )

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

135

134


7. СИНТЕЗ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ МЕТОДОМ ОТОБРАЖЕНИЯ

Автоматизация технологических машин осуществля­ ется не только электрическими, но и гидравлическими (пневматическими) средствами. Большинство современ­ ного автоматизированного оборудования имеет комплек­ сные гидро-пневмо-электросистемы управления, причем удельный вес гидравлических и электрических средств может быть различным. В некоторых случаях задача ав­ томатизации машины должна быть решена только гид­ равлическими средствами. Необходимость применения гидроавтоматики может диктоваться такими соображе­ ниями, как требование заказчика, специализация изгото­ вителя, особенности механической структуры машины и реализуемого ею технологического цикла, техника безо­ пасности и т. д.

Проектирование сложных многотактных гидравличе­ ских систем значительно труднее, чем проектирование электрических систем, выполняющих тот же цикл рабо­ ты. Кроме того, вопросы проектирования гидравлических систем в настоящее время разработаны недостаточно. Интуитивные приемы их построения, применяющиеся на практике, не позволяют создавать сложные многотакт­ ные системы управления. Часто вследствие этого проек­ тировщики вынуждены отказываться от применения гид­ роавтоматики, заменяя ее электрическими системами, вопросы построения которых разработаны более полно.

Разработка формализованного метода синтеза гид­ равлических систем, позволяющего не только упростить их создание, но и использовать при их проектировании вычислительную технику, является актуальной задачей. Рассмотрим метод синтеза многотактных гидравлических систем, основанный на аналогии работы электрических и гидравлических аппаратов и систем, этот метод*назван методом отображения [12].

Электрические и гидравлические системы и аппараты управления имеют большое сходство как по выполня­ емым функциям, так и по структуре. Носителем энергии в первом случае является электрический ток, во вто­ ром — рабочая жидкость. Функции отдельных аппаратов заключаются в коммутации (переключении) потоков носителя энергии, в изменении его параметров, либо в преобразовании энергии в другие виды. Аппарат управ­ ления является основным элементом каждой системы.

136

Конечные и путевые выключатели, магнитные пускатели, реле промежуточные, реле давления, реле времени, гид­ равлические клапаны, золотники, краны и другие — все эти аппараты управления, взаимодействуя между собой и исполнительными органами, осуществляют требуемый цикл работы.

Каждый АУ независимо от его вида и конструкции имеет входное устройство, на которое подается входное воздействие, и выходное устройство, генерирующее вы­ годное воздействие.

Входные и выходные воздействия могут быть прерыв­ ными (дискретными) и непрерывными. По характеру вы­ ходного воздействия все аппараты управления делятся на два класса. Аппараты с дискретным выходным воздей­ ствием составляют класс коммутирующих аппаратов. К этому классу относятся кнопки, реле, путевые выклю­ чатели, путевые гидрозолотники, краны, электромагниты, золотники управления и т. п.

Аппараты с непрерывным выходным воздействием об­ разуют класс 'регулирующих аппаратов — регуляторов. К ним относятся дроссели, регуляторы скоростей, пере­ ливные клапаны, различные усилители и т. д. Регулирую­ щая аппаратура непосредственно не участвует в управ­ лении последовательностью движений рабочих органов, поэтому в дальнейшем будем рассматривать только ком­ мутирующие аппараты управления.

Входное воздействие АУ может быть механическим (рука человека, нажимной кулачок, толкатель), электри­

ческим

(напряжение, ток),

гидравлическим (давление

жидкости).

 

Коммутирующие аппараты управления работают по

схеме:

получение входного

воздействия — смещение

подвижной части («срабатывание») — генерирование вы­ ходного воздействия. Выходное воздействие АУ через контакты аппаратов действует на электрические или гид­ равлические цепи.

Термин «контакт» несколько необычен для гидравли­ ческих аппаратов, однако понятие контакта совершенно аналогично для гидравлических и электрических аппа­ ратов: замкнутый контакт обеспечивает проводимость жидкости (тока), разомкнутый — разрывает путь про­ хождения жидкости (тока).

По числу состояний (позиций подвижной части) раз­ личают двух- и многопозиционные аппараты. Большин-

137