Файл: Добролюбов, А. И. Автоматизация проектирования систем управления технологическими машинами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
Пример. Требуется синтезировать КЧ для протяжного станка и объединить КЧ и МЧ.
1. Разрешающие аппараты, относящиеся к отдельным ВП, сле
дующие (см. табл. 24): |
«■ |
|
201—4КУ, |
202—1ОКУ, 203—5КУ, |
204—7КУ |
205—8КУ, |
206—6КУ, 207—ЭКУ; |
301—2 ПЦ |
2. При реализации п. 1 алгоритма получены модификации вспо могательной переменной 301: 48301, 49301, 50301, 51301, 52301.
3. Подмножества ВП после выполнения п. 2 алгоритма имеют
вид; |
|
|
|
|
|
|
М40 |
= |
{1 0 1 }; |
М41 = |
{201,301}; |
М42 = |
{205,301 { |
М 43= |
{205,301}; |
М44 = |
{206, 301}; |
М45 = |
{206,301 { |
|
М46 |
= |
{207,301}; |
М47 = |
{301}; |
|
|
М49 = |
{202,203,206}; |
М 50= |
{201}; |
М 52= |
{207}. |
|
|
|
|
|
|
4. Подсчитаем число повторений каждой ВП в приведенных под множествах: 101—1, 201—2, 202—1, 203—2, 204—1, 205—3, 206—4, 207—2, 301—7.
5. Составим конъюнкции для ВП каждого подмножества соглас но п. 4 описанного алгоритма. Полученные подмножества конъюнк ций отметим штрихом:
М '40 = {40101}; М'41 = {2пц А 41201; ~Шу д 41301};
М '42 = |
{:2пц А 42205; 8 кг/"Л 42301}; М '43 = [2пц А 43205, |
|||
8 к у |
л 43301}; |
М '4 4 = |
\2пц А |
44206, 6 кг/ л 44301}; |
|
М'45 = |
{2пи, л |
45206, |
бку л 45301}: |
М'46 = (2пц А 46207,9/q/~л 46301}; М '47 = {47301};
М '48 = {48204; 7к7 л 48205}; М '49 = {49202, Ш у л "бТу
49203, Ш у А Ъку А 49206}; М '50 = {50201};
М'51 = {6кг7 А 51203,5^7л 51206}; М '52 = {52207}.
6 . Из полученных конъюнкций для каждой ВП составим ДНФ*. учитывая также модификации вспомогательных переменных, полу ченные в и. 2 :
/*,-101 = 41101; |
F m = |
2ш/ Л 41201 V 50201; F202 = 49202; |
|
F2оз = |
Юк у А |
& ку, А |
49203 V 6к у д 51203; |
|
|
Fm = |
48204; |
F20s = 2пц А 42205 V 2пц л 43205 V Тку л 48205;
F2об = 2пц А 44206 V 2пц А 45206 V Юкг/ д 5кг/ Л 49206 V
5кг/ Л 51206;
F207 = 2пц А 46207 v 52207;
* Операция вынесения за скобки в данном случае запрещается.
128
Fзо1 — 4ку Л 41301 v 8h/y л 42301 v 8ку л 43301 v 6ку д 44301 v
Л 45301 V 9Ту л 46301 V 47301 v 48301 v 49301 v 50 301 v
V 51301 V 52301.
Подставим в выражение К.Ч вместо вспомогательных перемен ных полученные формулы, в результате чего получим логическое выражение, описывающее КЧ, дополненное цепями ОЧ:
^ к ч -о ч = 1К'У Л (40101 |
V 1к л (1пи, а ((1лв V 4пв)(4ку л (2пц л |
А 41201 v 50201)) v |
8ку л (2иц л 42205 v 2пц л 43205 V |
V 7ку А 48205)) V 5пв л 6пв л (Юку л 49202 V \4пв л Яку л
(2пц л 46207 v 52207)) v Ьку л (10ку л 6ку л 49203 v
V Ьку л 51203) V 7ку л 48204 |
V 6ку а |
(2пц л 44206 v |
||
V 2пц А |
45206 V 10ку л Ьку л |
49206 V Ьку л 51206)) V |
||
V 2пц а |
(4ку а 41301 v |
8ку л 42301 v |
8к у л 43301 v |
|
V Ьку А |
44301 V 6ку. а |
45301 v Я к у л 46301 v 47301 V |
||
V 48301 v 49301 v |
50301 \ / 51301 |
v 52301)). |
Устранением ложных цепей, возникающих в результате объеди нения комбинационной и многотактной частей, заканчивается этап логического синтеза схемы управления. На этом этапе вопросы опре деления параметров электрических цепей СУ, выбора аппаратуры, введения аппаратов, «размножающих» контакты перегруженных АУ и другие не рассматриваются.
Схема управления горизонтально-протяжного станка, синтезиро вания вышеизложенным инженерным методом, приведена на рис. 26.
Работа схемы подробно описывается функциональной цикло граммой (табл. 31), полученной на ЭВМ по моделирующей програм ме, описанной в гл. 1.
На рис. 27 изображена схема управления горизон тально-протяжного станка, спроектированная в специаль ном конструкторском бюро протяжных станков (СКВ ПС, г. Минск).
Схемы управления, спроектированные по вышеприве денной инженерной методике, логически верны, что га рантируется их проверкой с помощью программы анали за. Сравнительная оценка спроектированных по предло женной методике и существующих на практике схем яв ляется довольно сложной задачей, которая может быть • разрешена только в процессе длительного практического использования. Критериями оценки схемы управления должны быть аппаратурные затраты, надежность функ ционирования; простота структуры схемы, обеспечиваю щая возможность быстрого нахождения и устранения не исправностей в период наладки в эксплуатации, и т. д.
5 |
3754 |
129 |
Рис. 26. Схема управления горизонтально-протяжного станка, синтезированная инженерным методом
Рис. 27. Схема управления станка модели МП119Н19, спроек тированная конструктором
5* |
131 |
Аппараты
№
Элементы цикла станка сост. ЗКУ[ 1 Р д | 2 Р д | ЗРД | 4РД | 5 Р д | 6РД схемы
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
5 |
|
6 |
7 |
|
Исходное положение |
|
0 |
I |
0 |
0 |
0 |
|
| 0 |
|
0 |
0 |
||
Загрузка |
|
|
1 |
(1)1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1(0) it |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Вывод фиксаторов |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зажим |
|
|
7 |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Рабочий ход |
|
8 |
|
1(1) ll |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
9 |
1 |
1(0) l[ |
[ |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
10 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Замедленный |
рабочий |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ход |
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расфиксация, |
разжим | |
13 |
| |
• |
I |
I |
|
|
I |
|
I I |
|
|
Выгрузка |
|
|
14 |
|
|
l(i) i| |
(О |
i |
(i) |
i |
l(D |
i| |
|
|
|
|
15 |
|
|
1(0)1 |
(0) |
1 |
(0) |
1 |
1(0) l| |
||
|
|
|
16 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
17 |
|
|
1 |
|
|
|
1 |
|
1 |
1 |
Обратный |
ход очистка |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(1)1 |
|
стружки |
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(0)1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
20 |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Замедленный |
обратный |
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ход |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Останов |
протяжки |
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исходное положение |
|
0 |
|
0 |
0 |
0 |
|
0 |
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
31 |
|
управления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 Р Д |
| 8 Р Д 1 Р Д С | |
1 П В | 2 П в ] ЗП В 4 П В 5 П в | б п в | 7 П в | 8П В |
11 П В |
||||||||
8 |
9 |
10 |
И |
| 12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 I 1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1(0) i| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
(1)1 |
(1)1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(1)1 |
|
(0)1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1(0) l|(0) |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
(0)1 |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1(1) ll |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1(0)1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1(1)1 |
|
1 |
1 |
1 |
|
|
(1)1 |
|
|
|
|
1 |
(1) ll(l) 1 |
1 |
|
||
|
(0)1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
(0)1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(0)1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(1)1 |
|
|
(0)1
(1)1
(0)1
(1)1
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
133
132
Э л е м е н т а ц и к л а с т а н к а
Исходное поло жение
Загрузка
Вывод фиксато ров
Зажим
Рабочий ход
Замедленный ра бочий ход
Расфиксация, разжим
Выгрузка
Обратный ход очистка стружки
Замедленный обратный ход
Останов протяж ки
Исходное поло жение
А п п а р а т ы
№
с о с т . |
12HbIi4 'В 2К |
|
1 3 |
2 3 |
1 яэ |
1 4 3 |
1 7 3 |
1 ЯЭ |
||||
с х е м ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
' 20 |
I |
21 |
44 |
! |
45 |
1 46 |
47 |
|
4Я |
49 |
50 |
|
0 |
|
0 |
0 |
|
0 |
0 |
0 |
|
0 |
о |
0 |
1 |
! |
|
|
1 |
|
|
|
1 |
|
62 |
|
|
|
|
|
|
|
|
( 1 ) |
|
|
||||
2 |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
1(1) 11(1)1 1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|||
5 |
|
|
|
■ |
| |
|
56 |
I |
|
62 |
I |
|
|
|
|
|
(1) з! |
|
(0)41 |
|
|||||
б |
1 |
! |
|
1 |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
7 |
1 |
|
|
|
|
|
! |
! |
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
( 1 ) |
2 |
||||
8 |
|
1 |
|
|
I |
|
| |
|
|
|
|
|
9 |
|
1 |
|
|
1 |
|
| |
|
|
|
1 |
|
10 |
| |
| |
|
|
1 |
|
I |
|
|
|
|
| |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
! |
|
|
! |
12 |
|
|
|
I |
1 56 |
1 56 |
|
| |
|
| |
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
5' |
1 |
||||
|
|
|
|
! |
1(1) 3(0)3 |
|
|
|
(0 ) з! |
|||
14 |
|
|
|
|
|
|
|
54 |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(1 )5 ! |
|
|
|
||
15 |
! |
|
|
|
1 |
|
1 |
1 |
|
|
|
| |
16 |
1 |
I |
|
I |
|
|
! |
I |
|
|
|
| |
17 |
( 0 ) l | ( 0 |
) 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
18 |
|
|
|
57 |
I |
59 |
|
57 |
|
|
|
1 57 |
|
|
|
(1)3(0)4 |
|
(0)3 |
|
|
|
1(1)3- |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
19 |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
1 |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
1 |
|
| |
|
|
1 |
|
| |
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
23 |
|
|
|
1 57 |
|
|
|
|
|
|
|
57 |
|
|
|
|
(0)3 |
|
|
|
|
|
|
|
(0)3 |
|
0 |
0 | 0 |
|
0 ' |
0 |
0 |
|
0 |
0 |
0 |
||
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение
у п р а в л е н и я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 Э |
1 10Э | |
11Э | |
12Э | |
1Л С | |
1 Р П |
2 Р П з р п | 4 Р п | 5 Р п | 6 Р П 7 Р П |
||||||
51 |
52' |
53 |
51 1 |
£ 5 |
1 |
56 |
57 |
53 | |
59 |
60 |
61 |
62 |
|
|
|
1 |
|
! |
|
|
0 |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
| |
0 |
0 |
0 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
( 1 ) 2 |
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(0)2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
1 |
|
! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
56 |
|
|
|
|
|
|
|
(1)2 |
|
|
|
|
|
(0)3 |
60 |
|
60 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
( 1 ) 3 |
|
( 1 ) 3 |
|
|
|
|
|
|
|
( 1 ) 2 |
|
|
|
|
59 |
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
( 0 ) 3 |
|
|
|
|
|
|
( 1 ) |
2 |
|
|
60 |
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
14 |
|
|
( 0 ) 3 |
|
|
|
|
|
( 0 ) 2 |
|
|
|
( 0 ) 2 |
|
|
16
(1)2
57 |
17 |
57 |
( 1 ) 3 |
( 1 ) 2 |
( 0 ) 3 |
|
|
|
|
61 |
|
|
|
61 |
|
|
12 |
|
|
|
|
( 1 ) 3 |
|
|
|
( 0 ) 3 |
|
|
( 1 ) 2 |
|
|
57 |
|
61 |
11 |
|
и |
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
( 0 ) |
2 |
||||
|
(0)3 |
|
(0)3 |
(1)2 |
|
( 0 ) |
2 |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
135
134
7. СИНТЕЗ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ МЕТОДОМ ОТОБРАЖЕНИЯ
Автоматизация технологических машин осуществля ется не только электрическими, но и гидравлическими (пневматическими) средствами. Большинство современ ного автоматизированного оборудования имеет комплек сные гидро-пневмо-электросистемы управления, причем удельный вес гидравлических и электрических средств может быть различным. В некоторых случаях задача ав томатизации машины должна быть решена только гид равлическими средствами. Необходимость применения гидроавтоматики может диктоваться такими соображе ниями, как требование заказчика, специализация изгото вителя, особенности механической структуры машины и реализуемого ею технологического цикла, техника безо пасности и т. д.
Проектирование сложных многотактных гидравличе ских систем значительно труднее, чем проектирование электрических систем, выполняющих тот же цикл рабо ты. Кроме того, вопросы проектирования гидравлических систем в настоящее время разработаны недостаточно. Интуитивные приемы их построения, применяющиеся на практике, не позволяют создавать сложные многотакт ные системы управления. Часто вследствие этого проек тировщики вынуждены отказываться от применения гид роавтоматики, заменяя ее электрическими системами, вопросы построения которых разработаны более полно.
Разработка формализованного метода синтеза гид равлических систем, позволяющего не только упростить их создание, но и использовать при их проектировании вычислительную технику, является актуальной задачей. Рассмотрим метод синтеза многотактных гидравлических систем, основанный на аналогии работы электрических и гидравлических аппаратов и систем, этот метод*назван методом отображения [12].
Электрические и гидравлические системы и аппараты управления имеют большое сходство как по выполня емым функциям, так и по структуре. Носителем энергии в первом случае является электрический ток, во вто ром — рабочая жидкость. Функции отдельных аппаратов заключаются в коммутации (переключении) потоков носителя энергии, в изменении его параметров, либо в преобразовании энергии в другие виды. Аппарат управ ления является основным элементом каждой системы.
136
Конечные и путевые выключатели, магнитные пускатели, реле промежуточные, реле давления, реле времени, гид равлические клапаны, золотники, краны и другие — все эти аппараты управления, взаимодействуя между собой и исполнительными органами, осуществляют требуемый цикл работы.
Каждый АУ независимо от его вида и конструкции имеет входное устройство, на которое подается входное воздействие, и выходное устройство, генерирующее вы годное воздействие.
Входные и выходные воздействия могут быть прерыв ными (дискретными) и непрерывными. По характеру вы ходного воздействия все аппараты управления делятся на два класса. Аппараты с дискретным выходным воздей ствием составляют класс коммутирующих аппаратов. К этому классу относятся кнопки, реле, путевые выклю чатели, путевые гидрозолотники, краны, электромагниты, золотники управления и т. п.
Аппараты с непрерывным выходным воздействием об разуют класс 'регулирующих аппаратов — регуляторов. К ним относятся дроссели, регуляторы скоростей, пере ливные клапаны, различные усилители и т. д. Регулирую щая аппаратура непосредственно не участвует в управ лении последовательностью движений рабочих органов, поэтому в дальнейшем будем рассматривать только ком мутирующие аппараты управления.
Входное воздействие АУ может быть механическим (рука человека, нажимной кулачок, толкатель), электри
ческим |
(напряжение, ток), |
гидравлическим (давление |
жидкости). |
|
|
Коммутирующие аппараты управления работают по |
||
схеме: |
получение входного |
воздействия — смещение |
подвижной части («срабатывание») — генерирование вы ходного воздействия. Выходное воздействие АУ через контакты аппаратов действует на электрические или гид равлические цепи.
Термин «контакт» несколько необычен для гидравли ческих аппаратов, однако понятие контакта совершенно аналогично для гидравлических и электрических аппа ратов: замкнутый контакт обеспечивает проводимость жидкости (тока), разомкнутый — разрывает путь про хождения жидкости (тока).
По числу состояний (позиций подвижной части) раз личают двух- и многопозиционные аппараты. Большин-
137