Файл: Добролюбов, А. И. Автоматизация проектирования систем управления технологическими машинами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
Элементы цикла станка
Исходное положение Подача напряжения Быстрый подвод
Первый проход
Первый отвод сверла
Быстрый подвод
Второй проход
....... -........ |
Второй отвод сверла
Быстрый подвод
Третий проход
Третий отвод сверла
Снятие напряжения Исходное положение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 7 |
|
|
|
|
азадН |
Аппараты управления (обозначения соответствуют рис. 3) |
|
|
|
|||||||
состоянияN& схемы |
|
ьг |
сс |
CQ |
СП |
сс |
сс |
О- |
ей |
ей |
(X |
05 |
£ |
|
|
и |
|
Ж |
ж |
|
|
|
а |
Е |
С |
С |
|
|
|
|
|
С |
|
|
см |
со |
ЧГ |
ю |
|
см |
СО |
•чГ |
<75 |
CD |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
и |
12 |
13 |
’ 14 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
(1 )! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Di |
|
|
|
|
|
|
(1)2 |
|
|
|
(1 )2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3 |
|
(0)1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
(0 ) i |
( 0 ) i |
|
|
|
|
|
|
|
(0 )2 4 |
|
5 |
|
|
|
|
|
(Di |
|
|
|
(1)2 |
|
|
|
(1)з |
6 |
|
|
|
|
|
(0 )1 |
' |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
(Di |
(Di |
|
|
|
|
(О)з11 |
(1 ) 25 |
|
(1 )2 4 |
(0 )2 5 |
8 |
|
|
|
(0)1 |
(0)1 |
|
|
|
|
|
|
|
(0)24 |
|
9 |
|
|
|
|
|
(1)1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
(0)1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
(1)1 |
|
|
|
( 0 ) 2 |
(1)2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
12 |
|
|
|
|
|
|
(0)1 |
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
(1)1 |
|
|
|
(1)2 |
|
|
|
|
(1 ) з |
14 |
|
|
|
|
( 0 ) i |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
15 |
|
|
|
(1)1 |
(Di |
|
|
|
|
(0 ) 3“ |
(1 )2 5 |
|
(1 ) 24 |
(0)25 |
16 |
|
|
|
(0)1 |
( 0 ) i |
|
|
|
|
|
|
|
(0 )2 4 |
|
17 |
|
|
|
|
|
(1)1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
(0)1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
(1)1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 0 |
|
|
|
|
|
|
(0)1 |
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
(1)1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 2 |
|
|
|
|
|
(0)1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
(0) |
(0)2 i |
|
(0)2 |
(0)2 |
|
(1)2 |
24 |
|
|
|
|
|
|
|
(1) |
i |
|
|
|
|
(0)2 |
25 |
|
|
|
(1)1 |
(i)i |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26 |
(0)! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
сработавшего аппарата в циклограмме; третья — состоя ние, в которое сработав перешел аппарат; четвертая циф ра указывает очередность срабатывания, пятая цифра — причину срабатывания, т. е. номер аппарата, подавшего команду на данное срабатывание. Входные срабатыва ния, имеющие очередность 1, срабатывают от внешних причин, поэтому пятая цифра для таких срабатываний не печатается.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 8 |
|||
О |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
|
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
1 |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
2 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2 |
|
9 |
|
|
1 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
13 |
|
|
1 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
2 |
|
|
0 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
4 |
|
|
0 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
5 |
|
|
0 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
13 |
|
|
0 |
2 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
6 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
10 |
|
|
1 |
2 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
14 |
|
|
1 |
3 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
6 |
|
|
0 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
4 |
|
|
1 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
7 |
5 |
|
|
1 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
7 |
11 |
|
|
1 |
2 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
13 |
|
|
1 |
2 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
14 |
|
|
0 |
2 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
10 |
|
|
0 |
3 |
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
6 |
|
|
0 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
8 |
|
|
0 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
9 |
|
|
0 |
2 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
11 |
|
|
0 |
2 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
12 |
|
|
0 |
2 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
14 |
|
|
1 |
2 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
8 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
14 |
|
|
0 |
2 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
4 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
5 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26 |
1 |
|
|
|
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
|
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
О |
0 1 |
|
|
1 |
|
|
Первая четверка цифр (1, 1, 1, 1) в табл. 8 означает, что в первой строке циклограммы первый аппарат стал в единицу в первую очередь (входное срабатывание). Этот аппарат не вызвал никаких срабатываний в схеме, так как первая строка в табл. 8 не повторяется.
Следующие три набора цифр (2, 2, 1, 1), (2, 9, 1, 2, 2) и (2, 13, 1, 2, 2) указывают, что в строке 2 циклограммы имеют место три срабатывания. Первое срабатывание
входное: аппарат 2 перешел в единичное состояние в пер вую очередь. Во вторую очередь сработали два аппара т а — 9 и 13-й. Причиной этих срабатываний явился аппа рат 2 (пятая цифра наборов).
В третьей строке одно срабатывание (3, 2, 0, 1) — ап парат 2 перешел в нулевое состояние в первую очередь.
В четвертой строке три срабатывания (4^ 4, 0, 1), (4, 5, 0, 1) и (4, 13, 0, 2, 4), т. е. два входных срабатывания 4 и 5-го аппаратов и одно вторичное срабатывание аппа рата 13, который перешел в нулевое состояние во вторую очередь, причем причиной этого срабатывания явилось срабатывание аппарата 4.
В конце счета машина снова печатает состояние всех аппаратов в конечном состоянии. Если схема работает циклически (как в данном примере), то конечное состоя ние схемы должно совпадать с исходным состоянием, на печатанным машиной в начале работы.
Очевидно, что табл. 8 может быть легко записана в форме функциональной циклограммы (табл. 7).
Форма печати в виде перечня срабатываний более компактна, зато менее удобна для визуального анализа. Печать в виде табл. 8 позволяет зафиксировать два и бо лее срабатывания одного аппарата в строке (крайне ред кий случай для схем технологических машин). Печать в виде табл. 7 в этом случае дает лишь последнее сраба тывание аппарата, а предыдущие срабатывания показа ны не будут.
3. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ВХОДНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И ОТКАЗАХ ЭЛЕМЕНТОВ
Задача обеспечения безаварийной работы технологи ческой машины является весьма ответственной и слож ной. Безаварийность работы машины в значительной сте пени определяется качествами системы управления: на дежностью функционирования отдельных аппаратов и системы в целом'; оптимальностью ее структуры; правиль ностью выбора параметрических характеристик испоЛьзуемой аппаратуры; введением достаточного числа бло кировочных связей; введением в систему управления обратных связей, дающих полную информацию о контро лируемых параметрах машины и т. д. Нарушение работы машины может происходить и по другим причинам, на пример, из-за неправильного проектирования механичес-
2 |
3754 |
33 |
ких узлов машины, нарушения технологического процес са обработки, превышения допустимых нагрузок, непра вильной эксплуатации дефектов изготовления и многого другого. Однако мы будем рассматривать лишь вопросы исследования аварийных ситуаций в работе машины, вызываемых неправильным функционированием системы управления.
Аварийной ситуацией в работе схемы будем называть появление такой комбинации состояний аппаратов уп равления, которая приводит к разрушению элементов машины, появлению недопустимых режимов работы эле ментов и узлов, браку деталей, нарушению техники без опасности.
Аварийные ситуации в работе системы управления могут возникать по внешним причинам (неправильные входные действия, не соответствующие предусмотренной проектировщиком последовательности входных воздей ствий) и внутренним (отказы элементов схемы). Учет всех возможных аварийных ситуаций в работе системы управления при ее проектировании является неразреши мой задачей из-за необходимости анализа огромного чис ла вариантов. Даже при использовании средств вычис лительной техники анализ аварийных ситуаций путем полного перебора всевозможных комбинаций состояний элементов схемы является практически невыполнимым.
На практике задача обеспечения безаварийности ра боты системы управления решается следующим образом. Проектируется схема, обеспечивающая правильную ра боту технологической машины в заданных режимах. При проектировании схемы используются известные в прак тике проектирования схемные решения, позволяющие исключить, либо уменьшить вероятность появления неко торых типичных аварийных ситуаций: разжим детали в процессе обработки, врезание интрумента в деталь на ускоренном ходу и др. Однако такими типовыми схемны ми решениями учитывается лишь небольшая часть воз можных аварийных ситуаций. Затем выполняется анализ поведения схемы в различных непредусмотренных ситу ациях. При этом конструктор исследует лишь небольшое число различных неправильных входных воздействий (неправильная манипуляция органами управления в про цессе отработки цикла; нажим наладочных кнопок во время автоматического или полуавтоматического режи мов; неправильные состояния переключателей при выбо
4
ре требуемого режима работы; случайные срабатывания путевых выключателей на разных этапах отработки цик ла и т. п.)„ Что касается анализа аварийных ситуаций, появляющихся в результате отказов элементов схемы, то он почти не осуществляется, так как для сложных схем является чрезвычайно трудоемким.
Автоматизация с помощью ЭВМ анализа аварийных ситуаций в работе системы управления позволяет не только освободить конструктора от утомительных прове рок схемы, но и расширить число исследуемых вариантов поведения схемы, повысить безошибочность выводов в отношении безаварийной работы технологической ма шины.
С помощью ЭВМ можно анализировать как внешние, так и внутренние причины возникновения аварийных си туаций в работе схемы.
Исходной информацией для моделирования работы схемы управления является, массив двухполюсников (табл. 3), описывающий структуру анализируемой схемы, исходное состояние (табл. 4) и последовательность вход ных воздействий (табл. 5). Нарушения в работе схемы могут происходить:
A. В результате изменения ее структуры при отказах элементов, т. е. в результате изменения массива двухпо люсников.
Б. В результате работы схемы при неправильных ис ходных состояниях элементов, т. е. в результате измене ния
B. В результате приложения к схеме неправильной последовательности входных воздействий, т. е. в резуль тате изменения входной последовательности.
Причем эти три вида нарушений могут происходить в любых комбинациях и на любых этапах работы схемы. Обозначим наличие или отсутствие нарушений А,. Б и В соответственно через 1 и 0. Очевидно, что всего имеется восемь различных комбинаций нарушений работы схемы:
А |
в |
Б |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
I |
1 |
2* |
35 |
Каждая из упомянутых комбинаций определяет не которую задачу анализа схемы, имеющую конкретный инженерный смысл.
Рассмотрим эти комбинации.
0 00 — отсутствуют нарушения в структуре схемы, ее исходном состоянии и входной последовательности. Эту комбинацию назовем основным (правильным) режимом работы схемы.
0 0) — исходное состояние схемы отличается от ее ис ходного состояния в основном режиме. Это нарушение может быть обусловлено неправильным начальным состо янием элементов, выбором режимов работы, неправиль ным исходным положением рабочих органов и т. п. При этом в результате анализа схемы будет получен ответ на вопрос: как будет работать правильная схема, если при неправильном исходном состоянии схемы или рабо чих органов машины подается прежняя правильная по следовательность входных воздействий.
0 11'— при исходном состоянии, отличающемся от ис ходного состояния схемы в основном режиме, подается измененная (по отношению к основному режиму) после довательность входных воздействий.
0 10 — на схему, находящуюся в состоянии, соответст вующем исходному состоянию основного режима, пода ется непредусмотренная последовательность входных воз действий.
100 — нарушение, связанное с отказами элементов схемы. Для моделирования отказов элементов требуется изменять соответствующие им двухполюсники. Можно моделировать как устойчивые, так и неустойчивые отказы элементов. В первом случае изменения двухполюсников вносятся перед началом счета по программе и в процессе счета остаются неизменными. Примером устойчивого от каза может служить залипание размыкающего контакта аппарата (образование постоянной проводимости). В этом случае моделирование отказа осуществляется путем замены в соответствующем двухполюснике кода DIF-1 на DIF-5. В случае отказа, заключающегося в постоян ном разрыве замыкающего контакта или обрыве катуш ки, отказ моделируется удалением соответствующего двухполюсника из общего списка двухполюсников. Вооб ще отказ, заключающийся в образовании постоянной про водимости, моделируется значением DIF-5, а отказ «об-
36-
рыв» моделируется удалением соответствующего двухпо люсника из списка.
При моделировании неустойчивых отказов или устой чивых, но появляющихся в процессе работы схемы, изме нения в массиве двухполюсников происходят в процессе счета по программе. В этом случае, кроме характера из менений двухполюсников, требуется указывать и момен ты их появления.
Оставшиеся комбинации 101, ПО и 111 соответствуют моделированию схемы при одновременном появлении различных нарушений.
Назовем задачу анализа работы схемы в основном режиме (комбинация 000) основной задачей анализа. За дачи, соответствующие остальным комбинациям перемен ных А, Б, В ,— дополнительными задачами анализа. Ал горитм анализа работы схемы построен таким образом, что позволяет конструктору решить в один прием основ ную и дополнительные задачи анализа. При этом инфор мация на решение основной задачи вводится в полном объеме (структура схемы, ее исходное состояние и вход ная последовательность), а информация для решения до полнительных задач задается в виде изменений по отно шению к данным основной задачи. Это сокращает объ ем исходных данных и затраты на их подготовку. Про грамма работает циклически, решая требуемые задачи анализа последовательно, причем при решении очеред ной задачи автоматически корректируются исходные дан ные основной задачи.
Таким образом, конструктор получает возможность одновременно решать задачу анализа правильной рабо ты схемы в основном режиме и задачи анализа схемы в различных непредвиденных ситуациях. Основой модели рующей программы анализа непредвиденных ситуаций является программа анализа, описанная в п. 2.
Рассмотрим порядок заполнения исходных данных и логическую схему моделирующей программы. Задание на логический анализ, приведенное в табл. 6, соответст вует анализу работы схемы в основном режиме. Для воз можности анализа всех восьми вышеописанных ситуаций требуется дополнить табл. 6 следующими массивами и переменными:
N SI—.массив, содержащий номера строк функцио нальной циклограммы, после которых вно сятся изменения в структуру схемы;
37