Файл: Смирнов, В. И. Ледовые условия плавания судов в водах Канадско-Аляскинской Арктики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ледовые скорости движения судов, сроки и продолжительность навигации

Эксплуатационные чистые ледовые скорости движения мощных ледоколов типа «Сан-Лоран» и «Глэсьер» были получены для ос­ новных участков Северо-Западного морского пути и его ответвле­ ний за период с апреля—мая по ноябрь—декабрь. Выбирались наилегчайщие варианты ледовых плаваний, которые на некоторых участках существенно отличались от стандартных вариантов пла­ вания (см. рис. 1), в частности в Восточном районе.

Для получения расчетных сроков начала и окончания ледовых плаваний мощных ледоколов использовались сведения о расчет­ ных эксплуатационных чистых ледовых скоростях этих ледоколов на 18 участках Северо-Западного морского пути и его ответвле­ ний в среднем за 5— 12 лет. Для некоторых участков сведений о расчетных значениях скоростей даже меньше из-за отсутствия данных о ледовых условиях.

При определении сроков начала ледовых плаваний мощных ледоколов на всех 18 участках за критерий принято такое состоя­ ние ледяного покрова, при котором эксплуатационная чистая ле­ довая скорость движения ледокола составляет не менее 2 узлов. Для определения сроков окончания ледовых плаваний этих ледо­ колов за критерий принято такое состояние ледяного покрова, при котором эксплуатационная чистая ледовая скорость равна 5 уз­ лам. При скорости 2 узла в весенне-летний период ледокол сохра­ няет маневренные качества и может двигаться непрерывно. Уч­ тено также, что в этот период ледовые условия в навигационном отношении обычно улучшаются — уменьшается сплоченность и толщина льда, увеличивается разрушенность. В осенне-зимний пе­ риод ледовые условия ухудшаются — растет толщина льда, спло­ ченность и прочность ледяного покрова. Это приводит к умень­ шению скорости движения ледоколов.

Принятые критерии могут характеризовать не только сроки начала и окончания самостоятельного ледового плавания мощных ледоколов типа «Сан-Лоран» и «Глэсьер», но и сроки начала и

окончания проводки ими одиночных судов класса

УЛ А

(усилен­

ный ледовый арктический).

[34]

суда этого

В соответствии с «Правилами... Регистра С СС Р »

класса могут самостоятельно двигаться в любых районах в сплош­

ном ледяном поле толщиной

до

0,5 м и совершать

плавание

за ледоколом в арктических и антарктических льдах

в течение

всего навигационного периода.

 

окончания ледовых

плаваний

Для расчетов сроков начала и

ледоколов других, менее мощных типов (в частности, типа «Уинд») и проводки ими одиночных судов класса У Л А обычно вводится поправка, равная в среднем ± 15 суткам. В весенне-летний период сроки начала ледовых плаваний таких ледоколов принимаются

на 15 суток позже, а в осенне-зимний — на

15 суток раньше, чем

для мощных ледоколов типа «Сан-Лоран»

и «Глэсьер».

8*

115


Расчетные сроки начала и окончания ледовых плаваний ледоколов типа «Сан-

Сроки

Начало

Окончание

Начало

Окончание

Начало

 

 

 

 

Северная трасса Северо-

 

Гуз-Бей—пролив

Пролив Ланкастер —

Резолыот-

 

Ланкастер

Резольют-Бей

мыс

Средние . . .

15—20/ѴІ

5 -10 /ХІ

20—25/VI

20—25/X

20—25/V 11

Ранние . . .

10-15/Ѵ

1 —5/XI

5—10/VI 15-20/Х

10—15/V II

Поздние . . .

20-25/V I

25-30/ХІ

1—5/V II

15-20/ХІ

25-30/V II

 

 

 

 

Южная трасса Северо-

 

Гуз-Бей—пролив

Пролив Фыори-энд-Хе-

Кембридж-

 

Фьюри-энд-Хекла

кла—Кембридж-Бей

мыс

Средние . . .

20-25/ѴІ

1 -5 / Х І

10—15/V II

15-20/Х

15-20/V II

Ранние . . .

15—20/ѴІ 25-30/X

20-25/ѴІ

10-15/Х

15—20/ѴІ

Поздние . . .

25—30/VI

10-15/ХІ

20-25/ѴІ I

5 -10 /Х І

15—20/ѴІІІ

 

 

 

 

Ответвления Северо-Запад

 

Гуз-Бей—мыс

Мыс Фарвель—

Ангмагс

 

Фарвель

Ангмагссалик

Скорсби

Средние . . .

15-20/IV

25 -30/IV

15—20/ѴІ

Ранние . . .

1 —5/IV

10—15/1V

1 -5 / VI

Поздние . . .

5-10/Ѵ

25-30/Ѵ

1 —5/V II

Таблица 39

Лоран» и «Глэсьер» и проводки ими одиночных судов класса УЛА

Окончание

Начало

Окончание

Начало

Окончание Начало

Окончание

Западного морского пути

 

 

 

 

 

Бей—

мыс Батерст—мыс

мыс Барроу-

 

 

Батерст

Барроу

Берингов пролив

 

 

5 -10/Х

1—5/V I I

15-20/Х

1 —5/V I I

5 -10/ХІ

 

 

1 -5 / Х

10-15/ѴІ

5 -10/Х

20-25/ѴІ 20-25/X

 

 

20-25/X

20-25/ѴІ I

20—25/X I

20—25/V II 15-20/ХІ

 

 

Заііадного морского пути

 

 

 

 

 

Бей—

Резолыот-Бей—

Гуз-Бей—

Фробишер-Бей

Батерст

Кембридж-Бей

Фробишер-Бей

Туле

 

15-20/Х

20-25/ѴІ I

20-25/Х

10-15/ѴІ

5-10/Ѵ І

10-15/Х

15—20/ѴІ I

15-20/Х

20-25/Ѵ

1 -5 / Ѵ І

25-30/Х

20-25/ѴІ I

1 -5 / Х І

20-25/ѴІ

20-25/ѴІ

ного морского пути

 

 

 

 

 

салик—

Туле—Алерт

 

 

 

 

Сунд

 

 

 

 

10—15/V I I

20-25/X

 

 

 

 

1 -5 / Ѵ І I

15-20/Х

 

 

 

 

20-25/ѴІ I

позже

 

 

 

 

 

 

30/XI

 

 

 

 

116

117


Расчетные сроки начала и окончания ледовых плаваний мощ­ ных ледоколов и проводки ими одиночных судов класса У Л А для 18 участков Северо-Западного морского пути и его ответвлений приведены в табл. 39. Для северной трассы характерны более ран­ ние сроки начала плаваний ледоколов (вторая половина июня) на участках Восточного района и более поздние сроки - (конец июля)— Центрального. Соответственно сроки окончания ледовых плаваний мощных ледоколов и проводки ими одиночных судов класса УЛ А на участках трассы в Восточном районе приходятся на начало ноября, а в Центральном — на начало октября. В обоих случаях разница в средних сроках начала и окончания ледовых плаваний судов по северной трассе в Центральном и Восточном районах составляет около месяца.

Амплитуда сроков начала и окончания ледовых плаваний мощ­ ных ледоколов и проводки ими одиночных судов класса УЛ А на­ ходится в диапазоне от 10 до 60 суток. Наименьшая амплитуда (10—20 суток) отмечена для начала ледовых плаваний на север­ ной трассе в Центральном районе, наибольшая (60 суток) — в за­ падной части южных проливов. Для сроков окончания ледовых плаваний наименьшая амплитуда (20 суток) отмечена для всех участков в Центральном районе, наибольшая — в северных про­ ливах (50 суток) и в Западном районе (40—50 суток).

Казалось бы, что при небольших амплитудах (10—20 суток) можно при планировании морских операций более уверенно опи­ раться на средние многолетние сроки. Но, к сожалению, ряды на­ блюдений недостаточны, и поэтому все выводы о сроках начала и окончания ледовых плаваний ледоколов и судов следует рас­ сматривать как предварительные.

О продолжительности периода ледовых плаваний мощных ле­ доколов можно судить по данным табл. 40.

На северной трассе Северо-Западного морского пути средняя расчетная продолжительность возможного ледового плавания мощных ледоколов изменяется от 7,5 декад в Центральном районе до 14 декад в Восточном. На южной трассе расчетная продолжи­ тельность ледовых плаваний колеблется от 9 декад в Центральном районе до 13 декад в Восточном. В Западном районе продолжи­ тельность ледового плавания мощных ледоколов составляет в сред­ нем 10,5— 12,5 декад.

Продолжительность ледовых плаваний ледоколов типа «Уинд»

и проводки ими одиночных судов класса УЛ А

в среднем на 3 де­

кады меньше длительности

плаваний мощных

ледоколов и про­

водки ими одиночных судов

того же класса.

 

Амплитуда межгодовых изменений продолжительности ледовых плаваний мощных ледоколов и проводки ими одиночных судов класса УЛ А составляет 2— 10,5 декады. Наименьшая амплитуда (2—5 декад) отмечена в Центральном районе. Исключение пред­ ставляет западная часть южных проливов (7,5 декады). Наиболь­ шая амплитуда (10,5 декад) отмечена в Западном районе на уча­ стке мыс Батерст-— мыс Барроу.

118


Таблица 40

Средняя и экстремальные расчетные продолжительности проводки одиночных судов класса УЛА ледоколами типа «Сан-Лоран» и «Глэсьер»

Участки

Продолжительность,

декады

наибольшая

наименьшая

средняя

возможная

возможная

Гуз-Бей — пролив Ланкастер . . .

14,0

19,5

13,0

Пролив Ланкастер — Резолыот-Бей

7,5

16,0

10,5

Резолыот-Бей — мыс

Батерст . . .

 

6,5

12,0

18,0

7,5

Мыс Батерст — мыс Барроу . . . .

10,5

10,0

9,0

Мыс Барроу — Берингов пролив

12,5

14,5

Гуз-Бей — пролив Фыори-энд-Хекла

13,0

14,5

12,0

Пролив Фыори-энд-Хекла —

9,5

13,5

Кембридж-Бей ..........................................

 

5,5

Кембридж-Бей — мыс

Батерст . . .

9,0

13,0

8 ,0

Резолыот-Бей — Кембридж-Бей

9,0

10,5

8,5

Туле — Алерт

 

10,0

14,5

8,5

 

 

П р и м е ч а й и е.

Наибольшая

продолжительность

вычислялась

как время

между сроками самого раннего начала и самого позднего окончания навигации, наименьшая — как время между сроками самого позднего начала и самого ран­ него окончания навигации.

Для расчетов сроков начала и окончания безледокольных пла­ ваний судов класса УЛ А и УЛ (усиленный' ледовый) использо­ ваны другие критерии. Следует иметь в виду, что судами класса УЛ [34] считаются такие, которые могут совершать плавание за ледоколом в арктических и неарктических морях в течение летне­ осеннего навигационного периода.

Для судов класса У Л А за срок начала безледокольного пла­ вания принималась дата, когда сплоченность льда устойчиво не превышала 7—8 баллов, а для судов класса УЛ — дата уменьше­ ния сплоченности до 4—6 баллов. За срок окончания безледоколь­ ного плавания судов класса УЛ А и УЛ принимались даты дости­ жения молодым льдом толщины, не превышающей 20—25 см (но тем меньшей, чем больше количество в нем остаточного льда). При таких ледовых условиях коэффициент трудности ледового плавания, рассчитанный по мощным ледоколам, составляет 1,2— 1,9 для судов УЛ А и 1,1-—1,4 для судов УЛ . При пересчете на эксплуатационные чистые ледовые скорости мощных ледоколов соответственно получено 10— 15 узлов (УЛА) и 13— 17узлов (УЛ ).

Это позволило принять в качестве критерия сроков начала без­ ледокольного плавания судов следующие эксплуатационные чи­ стые ледовые скорости мощных ледоколов: 10 (УЛА) и 13 узлов

(УЛ ), а

для окончания

безледокольного плавания — 12(УЛА) и

15 узлов

(УЛ ). Конечно,

эти критерии, определяемые по скорости

движения мощных ледоколов, могут привести к ошибкам в расчетах, особенно существенным, если на отдельных микроучастках встре­ тятся льды, проходимые для мощных ледоколов и непроходимые

119


Расчетные сроки начала и окончания безледокольного

Сроки

Начало

Окончание

Начало

Окончание

Начало

 

 

 

 

Северная трасса Северо-

 

Гуз-Бей-пролив—

Пролив Ланкастер—

Резолыот-

 

Ланкастер

Резолыот-Бей

мыс

Средние . . .

5 -10 /Ѵ ІІ

25-30/X

10—15/V II

25 -30/IX

15-20/V III

 

15—20/ѴІІ

10—15/X

15-20/V II

20 -25/IX

1—5/1X

Ранние . . .

10—15/V I

15-20/Х

25—30/VI

15-20/IX

5—10/V I 11

 

1—5/V I 1

25 -30/IX

1—5/V II

5 -1 0 / ІХ

20-25/V III

Поздние . . .

20-25/V I I

5—10/ХІ

25-30/V II

1 -5 / Х

25—30/ѴІІІ

 

5 -1 0 / Ѵ Ш

25-30/Х

1—5/ѴІ1І

25 -30/IX

не было

 

 

 

Южная трасса Северо-Западного

 

Гуз-Бей—пролив

Пролив Фьюри-энд-

Кембридж-

 

Фьюри-энд-Хекла

Хекла—Кембридж-Бей

мыс

Средние . . .

1 -5 / Ѵ ІІ

20 -25/X

1 -5 / Ѵ ІІІ

25 -30/IX

20—25/ѴІІ

 

5 -1 0 /Ѵ ІІ

15-20/Х

10—15/V III

20 -25/IX

25-30/ѴІ I

Ранние . . .

25-30/ѴІ

10-15/Х

20-25/V III

10—15/1X

5 -10/Ѵ ІІ

 

1 -5 / Ѵ ІІ

5 -10/Х

5—10/ѴІІІ

5 -1 0 / ІХ

10—15/ѴІІ

Поздние . . .

5 -1 0 /Ѵ ІІ

1 -5 / Х І

5— 10/ѴІІІ

1 -5 / Х

5 -1 0 / ІХ

 

10—15/ѴІІ

25-30/Х

10-15/V III

25 -30/IX

10—15/1X

Таблица 4Ь

плавания судов класса УЛА (числитель) и УЛ (знаменатель)

Окончание

Начало

Окончание

Начало

Окончание

Начало

Окон-

чание.

Западного морского пути

 

 

 

Бей —

Мыс Батерст—мыс

Мыс Барроу —

Батерст

Барроу

Берингов пролив

15-20/IX

10—15/V 11

1 -5 /X

5 -10 /Ѵ ІІ

20-25/X

10-25/IX

15—20/V II

20-25/IX

Ю—15/ѴІІ 15-20/Х

25-30/ѴІ II

20-25/V I

20-25/IX

раньше 20/VI 10-15/Х

15-20/IX

1—5/V II

15-20/IX

раньше 20/Ѵі

5—10/Х

1 -5 / Х

25-30/V II

позже 30/X

15-30/V II

10—15/ХІ

не было

1 -5 / V III

позже 30/X

1 -5 / Ѵ ІІІ

5—10/ХІ

морского пути и отдельные ее ответвления

 

 

 

Бей

Резольют-Бей—

Гуз-Бей —

 

Фробишер-Бей—«-

Батерст

Кембридж-Бей

Фробишер-Бей

Туле

 

10-15/Х

5—10/ѴІІІ

20-25/IX

5 -10/Ѵ ІІ

10—15/ѴІІ

5 -10/Х

10—15/ѴШ

15-20/IX

 

 

20—25/ѴІІ

 

1 -5 / Х

25-30/ѴІ I 20—25/VI11

10—15/VI

20—25/V I

 

25 -30/IX

1—5/V1I1

15—20/VI11

 

 

5-10/Ѵ ІІ

 

X S ! <—т

10 -15/Ѵ Ш

10—15/X

20—25/ѴІІ

25—30/VII

20—25/V I 11

5 -10/X

 

 

1 -5/Ѵ ІІІ

 

позже 10/Х

 

 

 

120

121*