Файл: Смирнов, В. И. Ледовые условия плавания судов в водах Канадско-Аляскинской Арктики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
Ледовые скорости движения судов, сроки и продолжительность навигации
Эксплуатационные чистые ледовые скорости движения мощных ледоколов типа «Сан-Лоран» и «Глэсьер» были получены для ос новных участков Северо-Западного морского пути и его ответвле ний за период с апреля—мая по ноябрь—декабрь. Выбирались наилегчайщие варианты ледовых плаваний, которые на некоторых участках существенно отличались от стандартных вариантов пла вания (см. рис. 1), в частности в Восточном районе.
Для получения расчетных сроков начала и окончания ледовых плаваний мощных ледоколов использовались сведения о расчет ных эксплуатационных чистых ледовых скоростях этих ледоколов на 18 участках Северо-Западного морского пути и его ответвле ний в среднем за 5— 12 лет. Для некоторых участков сведений о расчетных значениях скоростей даже меньше из-за отсутствия данных о ледовых условиях.
При определении сроков начала ледовых плаваний мощных ледоколов на всех 18 участках за критерий принято такое состоя ние ледяного покрова, при котором эксплуатационная чистая ле довая скорость движения ледокола составляет не менее 2 узлов. Для определения сроков окончания ледовых плаваний этих ледо колов за критерий принято такое состояние ледяного покрова, при котором эксплуатационная чистая ледовая скорость равна 5 уз лам. При скорости 2 узла в весенне-летний период ледокол сохра няет маневренные качества и может двигаться непрерывно. Уч тено также, что в этот период ледовые условия в навигационном отношении обычно улучшаются — уменьшается сплоченность и толщина льда, увеличивается разрушенность. В осенне-зимний пе риод ледовые условия ухудшаются — растет толщина льда, спло ченность и прочность ледяного покрова. Это приводит к умень шению скорости движения ледоколов.
Принятые критерии могут характеризовать не только сроки начала и окончания самостоятельного ледового плавания мощных ледоколов типа «Сан-Лоран» и «Глэсьер», но и сроки начала и
окончания проводки ими одиночных судов класса |
УЛ А |
(усилен |
ный ледовый арктический). |
[34] |
суда этого |
В соответствии с «Правилами... Регистра С СС Р » |
класса могут самостоятельно двигаться в любых районах в сплош
ном ледяном поле толщиной |
до |
0,5 м и совершать |
плавание |
за ледоколом в арктических и антарктических льдах |
в течение |
||
всего навигационного периода. |
|
окончания ледовых |
плаваний |
Для расчетов сроков начала и |
ледоколов других, менее мощных типов (в частности, типа «Уинд») и проводки ими одиночных судов класса У Л А обычно вводится поправка, равная в среднем ± 15 суткам. В весенне-летний период сроки начала ледовых плаваний таких ледоколов принимаются
на 15 суток позже, а в осенне-зимний — на |
15 суток раньше, чем |
для мощных ледоколов типа «Сан-Лоран» |
и «Глэсьер». |
8* |
115 |
Расчетные сроки начала и окончания ледовых плаваний ледоколов типа «Сан-
Сроки |
Начало |
Окончание |
Начало |
Окончание |
Начало |
|
|
|
|
Северная трасса Северо- |
|
|
Гуз-Бей—пролив |
Пролив Ланкастер — |
Резолыот- |
||
|
Ланкастер |
Резольют-Бей |
мыс |
||
Средние . . . |
15—20/ѴІ |
5 -10 /ХІ |
20—25/VI |
20—25/X |
20—25/V 11 |
Ранние . . . |
10-15/Ѵ |
1 —5/XI |
5—10/VI 15-20/Х |
10—15/V II |
|
Поздние . . . |
20-25/V I |
25-30/ХІ |
1—5/V II |
15-20/ХІ |
25-30/V II |
|
|
|
|
Южная трасса Северо- |
|
|
Гуз-Бей—пролив |
Пролив Фыори-энд-Хе- |
Кембридж- |
||
|
Фьюри-энд-Хекла |
кла—Кембридж-Бей |
мыс |
||
Средние . . . |
20-25/ѴІ |
1 -5 / Х І |
10—15/V II |
15-20/Х |
15-20/V II |
Ранние . . . |
15—20/ѴІ 25-30/X |
20-25/ѴІ |
10-15/Х |
15—20/ѴІ |
|
Поздние . . . |
25—30/VI |
10-15/ХІ |
20-25/ѴІ I |
5 -10 /Х І |
15—20/ѴІІІ |
|
|
|
|
Ответвления Северо-Запад |
|
|
Гуз-Бей—мыс |
Мыс Фарвель— |
Ангмагс |
||
|
Фарвель |
Ангмагссалик |
Скорсби |
||
Средние . . . |
15-20/IV |
— |
25 -30/IV |
— |
15—20/ѴІ |
Ранние . . . |
1 —5/IV |
— |
10—15/1V |
— |
1 -5 / VI |
Поздние . . . |
5-10/Ѵ |
— |
25-30/Ѵ |
— |
1 —5/V II |
Таблица 39
Лоран» и «Глэсьер» и проводки ими одиночных судов класса УЛА
Окончание |
Начало |
Окончание |
Начало |
Окончание Начало |
Окончание |
Западного морского пути |
|
|
|
|
|
|
Бей— |
мыс Батерст—мыс |
мыс Барроу- |
|
|
||
Батерст |
Барроу |
Берингов пролив |
|
|
||
5 -10/Х |
1—5/V I I |
15-20/Х |
1 —5/V I I |
5 -10/ХІ |
|
|
1 -5 / Х |
10-15/ѴІ |
5 -10/Х |
20-25/ѴІ 20-25/X |
|
|
|
20-25/X |
20-25/ѴІ I |
20—25/X I |
20—25/V II 15-20/ХІ |
|
|
|
Заііадного морского пути |
|
|
|
|
|
|
Бей— |
Резолыот-Бей— |
Гуз-Бей— |
Фробишер-Бей |
|||
Батерст |
Кембридж-Бей |
Фробишер-Бей |
Туле |
|
||
15-20/Х |
20-25/ѴІ I |
20-25/Х |
10-15/ѴІ |
— |
5-10/Ѵ І |
— |
10-15/Х |
15—20/ѴІ I |
15-20/Х |
20-25/Ѵ |
— |
1 -5 / Ѵ І |
— |
25-30/Х |
20-25/ѴІ I |
1 -5 / Х І |
20-25/ѴІ |
— |
20-25/ѴІ |
— |
ного морского пути |
|
|
|
|
|
|
салик— |
Туле—Алерт |
|
|
|
|
|
Сунд |
|
|
|
|
||
— |
10—15/V I I |
20-25/X |
|
|
|
|
— |
1 -5 / Ѵ І I |
15-20/Х |
|
|
|
|
— |
20-25/ѴІ I |
позже |
|
|
|
|
|
|
30/XI |
|
|
|
|
116 |
117 |
Расчетные сроки начала и окончания ледовых плаваний мощ ных ледоколов и проводки ими одиночных судов класса У Л А для 18 участков Северо-Западного морского пути и его ответвлений приведены в табл. 39. Для северной трассы характерны более ран ние сроки начала плаваний ледоколов (вторая половина июня) на участках Восточного района и более поздние сроки - (конец июля)— Центрального. Соответственно сроки окончания ледовых плаваний мощных ледоколов и проводки ими одиночных судов класса УЛ А на участках трассы в Восточном районе приходятся на начало ноября, а в Центральном — на начало октября. В обоих случаях разница в средних сроках начала и окончания ледовых плаваний судов по северной трассе в Центральном и Восточном районах составляет около месяца.
Амплитуда сроков начала и окончания ледовых плаваний мощ ных ледоколов и проводки ими одиночных судов класса УЛ А на ходится в диапазоне от 10 до 60 суток. Наименьшая амплитуда (10—20 суток) отмечена для начала ледовых плаваний на север ной трассе в Центральном районе, наибольшая (60 суток) — в за падной части южных проливов. Для сроков окончания ледовых плаваний наименьшая амплитуда (20 суток) отмечена для всех участков в Центральном районе, наибольшая — в северных про ливах (50 суток) и в Западном районе (40—50 суток).
Казалось бы, что при небольших амплитудах (10—20 суток) можно при планировании морских операций более уверенно опи раться на средние многолетние сроки. Но, к сожалению, ряды на блюдений недостаточны, и поэтому все выводы о сроках начала и окончания ледовых плаваний ледоколов и судов следует рас сматривать как предварительные.
О продолжительности периода ледовых плаваний мощных ле доколов можно судить по данным табл. 40.
На северной трассе Северо-Западного морского пути средняя расчетная продолжительность возможного ледового плавания мощных ледоколов изменяется от 7,5 декад в Центральном районе до 14 декад в Восточном. На южной трассе расчетная продолжи тельность ледовых плаваний колеблется от 9 декад в Центральном районе до 13 декад в Восточном. В Западном районе продолжи тельность ледового плавания мощных ледоколов составляет в сред нем 10,5— 12,5 декад.
Продолжительность ледовых плаваний ледоколов типа «Уинд»
и проводки ими одиночных судов класса УЛ А |
в среднем на 3 де |
|
кады меньше длительности |
плаваний мощных |
ледоколов и про |
водки ими одиночных судов |
того же класса. |
|
Амплитуда межгодовых изменений продолжительности ледовых плаваний мощных ледоколов и проводки ими одиночных судов класса УЛ А составляет 2— 10,5 декады. Наименьшая амплитуда (2—5 декад) отмечена в Центральном районе. Исключение пред ставляет западная часть южных проливов (7,5 декады). Наиболь шая амплитуда (10,5 декад) отмечена в Западном районе на уча стке мыс Батерст-— мыс Барроу.
118
Таблица 40
Средняя и экстремальные расчетные продолжительности проводки одиночных судов класса УЛА ледоколами типа «Сан-Лоран» и «Глэсьер»
Участки |
Продолжительность, |
декады |
наибольшая |
наименьшая |
|
средняя |
возможная |
возможная |
Гуз-Бей — пролив Ланкастер . . . |
14,0 |
19,5 |
13,0 |
||
Пролив Ланкастер — Резолыот-Бей |
7,5 |
16,0 |
10,5 |
||
Резолыот-Бей — мыс |
Батерст . . . |
|
6,5 |
||
12,0 |
18,0 |
7,5 |
|||
Мыс Батерст — мыс Барроу . . . . |
10,5 |
||||
10,0 |
9,0 |
||||
Мыс Барроу — Берингов пролив |
12,5 |
14,5 |
|||
Гуз-Бей — пролив Фыори-энд-Хекла |
13,0 |
14,5 |
12,0 |
||
Пролив Фыори-энд-Хекла — |
9,5 |
13,5 |
|||
Кембридж-Бей .......................................... |
|
5,5 |
|||
Кембридж-Бей — мыс |
Батерст . . . |
9,0 |
13,0 |
||
8 ,0 |
|||||
Резолыот-Бей — Кембридж-Бей |
9,0 |
10,5 |
8,5 |
||
Туле — Алерт |
|
10,0 |
14,5 |
8,5 |
|
|
|
||||
П р и м е ч а й и е. |
Наибольшая |
продолжительность |
вычислялась |
как время |
между сроками самого раннего начала и самого позднего окончания навигации, наименьшая — как время между сроками самого позднего начала и самого ран него окончания навигации.
Для расчетов сроков начала и окончания безледокольных пла ваний судов класса УЛ А и УЛ (усиленный' ледовый) использо ваны другие критерии. Следует иметь в виду, что судами класса УЛ [34] считаются такие, которые могут совершать плавание за ледоколом в арктических и неарктических морях в течение летне осеннего навигационного периода.
Для судов класса У Л А за срок начала безледокольного пла вания принималась дата, когда сплоченность льда устойчиво не превышала 7—8 баллов, а для судов класса УЛ — дата уменьше ния сплоченности до 4—6 баллов. За срок окончания безледоколь ного плавания судов класса УЛ А и УЛ принимались даты дости жения молодым льдом толщины, не превышающей 20—25 см (но тем меньшей, чем больше количество в нем остаточного льда). При таких ледовых условиях коэффициент трудности ледового плавания, рассчитанный по мощным ледоколам, составляет 1,2— 1,9 для судов УЛ А и 1,1-—1,4 для судов УЛ . При пересчете на эксплуатационные чистые ледовые скорости мощных ледоколов соответственно получено 10— 15 узлов (УЛА) и 13— 17узлов (УЛ ).
Это позволило принять в качестве критерия сроков начала без ледокольного плавания судов следующие эксплуатационные чи стые ледовые скорости мощных ледоколов: 10 (УЛА) и 13 узлов
(УЛ ), а |
для окончания |
безледокольного плавания — 12(УЛА) и |
15 узлов |
(УЛ ). Конечно, |
эти критерии, определяемые по скорости |
движения мощных ледоколов, могут привести к ошибкам в расчетах, особенно существенным, если на отдельных микроучастках встре тятся льды, проходимые для мощных ледоколов и непроходимые
119
Расчетные сроки начала и окончания безледокольного
Сроки |
Начало |
Окончание |
Начало |
Окончание |
Начало |
|
|
|
|
Северная трасса Северо- |
|
|
Гуз-Бей-пролив— |
Пролив Ланкастер— |
Резолыот- |
||
|
Ланкастер |
Резолыот-Бей |
мыс |
||
Средние . . . |
5 -10 /Ѵ ІІ |
25-30/X |
10—15/V II |
25 -30/IX |
15-20/V III |
|
15—20/ѴІІ |
10—15/X |
15-20/V II |
20 -25/IX |
1—5/1X |
Ранние . . . |
10—15/V I |
15-20/Х |
25—30/VI |
15-20/IX |
5—10/V I 11 |
|
1—5/V I 1 |
25 -30/IX |
1—5/V II |
5 -1 0 / ІХ |
20-25/V III |
Поздние . . . |
20-25/V I I |
5—10/ХІ |
25-30/V II |
1 -5 / Х |
25—30/ѴІІІ |
|
5 -1 0 / Ѵ Ш |
25-30/Х |
1—5/ѴІ1І |
25 -30/IX |
не было |
|
|
|
Южная трасса Северо-Западного |
||
|
Гуз-Бей—пролив |
Пролив Фьюри-энд- |
Кембридж- |
||
|
Фьюри-энд-Хекла |
Хекла—Кембридж-Бей |
мыс |
||
Средние . . . |
1 -5 / Ѵ ІІ |
20 -25/X |
1 -5 / Ѵ ІІІ |
25 -30/IX |
20—25/ѴІІ |
|
5 -1 0 /Ѵ ІІ |
15-20/Х |
10—15/V III |
20 -25/IX |
25-30/ѴІ I |
Ранние . . . |
25-30/ѴІ |
10-15/Х |
20-25/V III |
10—15/1X |
5 -10/Ѵ ІІ |
|
1 -5 / Ѵ ІІ |
5 -10/Х |
5—10/ѴІІІ |
5 -1 0 / ІХ |
10—15/ѴІІ |
Поздние . . . |
5 -1 0 /Ѵ ІІ |
1 -5 / Х І |
5— 10/ѴІІІ |
1 -5 / Х |
5 -1 0 / ІХ |
|
10—15/ѴІІ |
25-30/Х |
10-15/V III |
25 -30/IX |
10—15/1X |
Таблица 4Ь
плавания судов класса УЛА (числитель) и УЛ (знаменатель)
Окончание |
Начало |
Окончание |
Начало |
Окончание |
Начало |
Окон- |
чание. |
Западного морского пути |
|
|
|
|
Бей — |
Мыс Батерст—мыс |
Мыс Барроу — |
||
Батерст |
Барроу |
Берингов пролив |
||
15-20/IX |
10—15/V 11 |
1 -5 /X |
5 -10 /Ѵ ІІ |
20-25/X |
10-25/IX |
15—20/V II |
20-25/IX |
Ю—15/ѴІІ 15-20/Х |
|
25-30/ѴІ II |
20-25/V I |
20-25/IX |
раньше 20/VI 10-15/Х |
|
15-20/IX |
1—5/V II |
15-20/IX |
раньше 20/Ѵі |
5—10/Х |
1 -5 / Х |
25-30/V II |
позже 30/X |
15-30/V II |
10—15/ХІ |
не было |
1 -5 / V III |
позже 30/X |
1 -5 / Ѵ ІІІ |
5—10/ХІ |
морского пути и отдельные ее ответвления |
|
|
|
|||
Бей |
Резольют-Бей— |
Гуз-Бей — |
|
Фробишер-Бей—«- |
||
Батерст |
Кембридж-Бей |
Фробишер-Бей |
Туле |
|
||
10-15/Х |
5—10/ѴІІІ |
20-25/IX |
5 -10/Ѵ ІІ |
— |
10—15/ѴІІ |
— |
5 -10/Х |
10—15/ѴШ |
15-20/IX |
|
|
20—25/ѴІІ |
|
1 -5 / Х |
25-30/ѴІ I 20—25/VI11 |
10—15/VI |
— |
20—25/V I |
|
|
25 -30/IX |
1—5/V1I1 |
15—20/VI11 |
|
|
5-10/Ѵ ІІ |
|
X S ! <—т |
10 -15/Ѵ Ш |
10—15/X |
20—25/ѴІІ |
— |
25—30/VII |
— |
20—25/V I 11 |
5 -10/X |
|
|
1 -5/Ѵ ІІІ |
|
|
позже 10/Х |
|
|
|
120
121*