Файл: Смирнов, В. И. Ледовые условия плавания судов в водах Канадско-Аляскинской Арктики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 44

 

 

I

 

 

IV

Среднее число дней с туманами

IX

X

XI

XII

Год

Станции

и

ill

V

VI

VII

VIII

 

 

 

 

 

 

З а п а д н ы й р а н о н

 

 

 

 

 

 

Ном .......................

 

2,6

4,6

4,9

2,6

7,6

8,3

8,9

4,9

2,4

0,9

2,4

4,5

54,6

Коцебу ..................

 

2,1

4,0

4,4

2,0

4,7

6,7

4,9

2,5

1,4

1,5

0,8

3,3

38,3

Мыс Барроу . .

6,6

8,2

7,4

5,3

8,6

13,8

14,4

12,0

7,9

6,6

4,9

5,8

101,5

Остров Бартер .

4,3

3,3

2,7

4,7

11,6

13,1

13,3

17,3

9,7

5,6

3,1

2,9

91,6

 

 

 

 

 

 

Ц е н т р а л ь н ы й р а й о н

 

 

 

 

 

 

Эурека ..................

 

0,5

0,3

0,2

1,3

0,2

0,1

0,1

0,5

3,4

1,8

0,5

0,4

9,3

Изаксен

. . . .

1,7

2,3

4,2

3,9

3,9

4,5

6,2

7,8

8,2

5,8

3,4

1,7

53,6

Моулд-Бей . . .

0,4

1,2

3,0

3,3

3,4

2,7

2,5

5,1

6,3

3,5

0,9

0,6

32,9

Резолыот-Бей . .

3,4

2,6

2,3

2,4

5,4

8,2

11,4

11,4

4,3

2,8

1,2

1,4

56,8

Сакс-Харбор . .

0,8

0,2

0,9

1,9

6,6

9,1

14,7

12,4

7,1

3,7

1,9

2,2

61,5

Коппермайн . . .

0,5

0,7

0,2

1,0

1,2

3,4

0,6

1,0

0,5

0,2

0,6

0,2

10,1

Спенс-Бей

. . .

1,5

0,5

1,2

0,8

3,3

2,7

2,7

5,3

3,0

1,5

0,3

1,7

24,5

 

 

 

 

 

 

В о с т о ч н ы й р а н о и

 

 

 

 

 

 

Алерт ..................

 

0,9

0,1

0,7

0,9

6,1

6,4

7,1

8,9

7,4

3,9

2,2

0,8

45,4

Клайд ..................

 

0,5

0,6

0,8

1,5

2,7

3,7

5,2

6,3

0,6

0,5

1,1

0,7

24,2

Якобсхавн .

. . .

0,0

0,6

1,2

0,6

1,4

4,3

4,5

3,7

1,4

0,2

0,0

0,0

17,9

Резолыот-Бей . .

2,2

1,4

0,4

2,7

5,4

9,8

16,4

18,4

11,0

2,4

0,8

0,0

70,9

 

 

 

 

 

В о с т о ч н о - Г р е н л а н д с к и й р а н о н

 

 

 

 

 

Нор .......................

 

1,8

3,0

0,8

0,0

2,6

8,2

6,5

10,0

7,0

4,2

4,2

1,7

50,0

Мюгбукта

. . .

0,6

2,0

1,1

1,9

8,2

10,9

13,8

12,6

2,6

0,8

1,2

0,9

56,6

Ангмагссалик . .

1,3

1,0

1,4

2,2

6,5

7,0

6,6

6,2

3,6

2,1

1,1

1,1

40,1


Таблица 45

Повторяемость (%)

плохой (до 1

км) и хорошей (10 км и более)

видимости

Станции

I

II

по данным за 13 ч в разные месяцы

X

XI

XII

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

 

 

 

З а п а д н ы й р а й о н

 

 

 

 

 

Барроу

5

3

2

2

5

8

9

8

2

3

6

 

 

78

80

85

82

80

76

77

80

80

77

75

 

 

 

 

Ц е н т р а л ь н ы й р а й о н

 

 

 

 

 

Изаксеи

19

15

12

9

5

5

4

6

8

12

9

12

 

60

61

64

65

64

76

81

77

55

52

54

69

Моулд-Бей

10

9

5

7

2

0,3

1

3

3

6

5

7

 

65

64

62

69

71

86

84

20

73

55

65

70

Резолыот-

8

11

8

6

4

2

6

6

5

6

5

6

Бей

66

63

69

72

76

86

85

81

73

65

69

76

Сакс-Харбор

8

3

3

5

5

5

8

7

8

8

5

7

 

82

83

84

83

83

89

85

85

81

77

82

83

Коппермайн

7

4

3

4

2

3

3

1

1

1

3

3

 

75

76

81

82

89

92

94

93

91

84

82

83

Спенс-Бей

7

4

3

3

4

1

2

2

1

4

7

4

 

53

65

72

79

75

88

95

88

83

75

60

64

 

 

 

В о с т о ч н ы й р а й о н

 

 

 

 

 

Алерт

5

5

4

3

5

5

4

7

9

6

2

_4

 

78

76

83

87

78

80

85

78.

67

72

83

79

Туле

1

4

1

2

2

3

4

4

0

0

2

93

 

88

87

92

93

91

89

89

90

96

90

88

Клайд

10

8

1

3

3

1

1

1

2

4

5

_6

 

77

80

91

87

86

91

90

87

83

78

81

84

 

 

В о с т о ч н о - Г ) е н л а н д С К И й

р а й о н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нор

7

4

3

-2

3

7

8

9

5

7

4

85

 

78

80

80

85

85

81

80

75

71

65

74

Мюгбукта

8

9

5

5

4

10

12

11

5

6

10

_9

 

80

83

86

86

85

81

79

81

87

85

82

81

П р и м е ч а н и е .

Плохая

видимость — числитель,

хорошая — знаменатель.

127


в осенне-зимнее время. Наибольшие значения повторяемости пло­ хой видимости отмечены в Центральном районе. Повторяемость хорошей видимости (10 км и более) наименьшая (менее 80%)

в

Западном районе отмечена в июне—ноябре, в других районах —

в

осенний период. Как известно, видимость обусловливается гид­

рометеорологическими причинами. При развитии циклонической

деятельности повторяемость

хорошей видимости уменьшается,

а плохой — увеличивается. В

районах с холодными течениями по­

вторяемость хорошей видимости за счет туманов также убывает, особенно в районах скопления льдов.

Следует иметь в виду, что в тумане и при других условиях, снижающих видимость, скорость движения судов значительно уменьшается, вплоть до полной остановки в зависимости от гид­ рографических и ледовых условий, тактико-технических данных судна, опыта судоводителей и других факторов.

Большое влияние на скорость ледового плавания оказывает обледенение судов. Наибольшему обледенению суда подвергаются

при плавании в

холодный период в зонах чистой от льда воды,

.в которых может развиваться волнение.

 

Чаще всего в морях зарубежной Арктики совершают плавания

ледоколы СШ А

и Канады. Восемь ледоколов СШ А

типа «Уинд»

и л/к «Глэсьер»

наиболее подвержены обледенению,

так как они

очень чувствительны к качке и при волнении их сильно заливает. При волнении моря 4 балла нормальная, спокойная работа на этих ледоколах нарушается, при волнении же 5—6 баллов они ис­ пытывают большую качку. Так, при положении лагом к волне крен доходит до 45°. Качка при этом очень порывистая и стре­ мительная, с периодом 7—8 с. При килевой качке сильному за­ ливанию подвергается носовая часть верхней палубы, до пере­ борки носовой надстройки. Заливаемость определяет и степень об­ леденения ледокола. Носовая часть обмерзает полностью вплоть до ходового мостика.

Порывистость и стремительность качки объясняется большой начальной метацентрической высотой ледоколов этого типа, а силь­ ная заливаемость — малой высотой бортов, предусмотренной для увеличения обзора. Это дает большие преимущества перед дру­ гими судами во время маневрирования во льдах. Размерения ле­ доколов типа «Уинд» [47] следующие: длина 85,4 м, ширина 18,9 м, высота борта 11,5 м, осадка 8,8 м; водоизмещение 6620 т, мощ­

ность силовой установки 12 000 л.

с.

У л/к «Глэсьер» мощностью

в 21 000 л. с., построенного в 1955

г.

по тем же чертежам, что и

ледоколы типа «Уинд», при почти такой же высоте бортов (11,6м) и водоизмещении 8300 т практически сохранились те же недо­ статки. Правда, позднейшие модификации, в частности, установка противокренных цистерн, в какой-то степени уменьшили качку. У некоторых других ледоколов (например, у канадского л/к «Лаб­ радор») для успокоения качки поставлены активные рули-стаби­ лизаторы, которые снижают амплитуду качки до 90%. У боль­ шинства же ледоколов применяются пассивные системы успокое-

128


ния качки с цистернами (ледоколы типа «Уинд», «Фудзи», «Сан-Лоран» и др.), сокращающие амплитуду качки до 60—70%.

Считается, что наиболее опасная степень обледенения судов и ледоколов бывает при забрызгивании их морской водой в соот­ ветствующих температурных условиях. Образующийся при этом так называемый «стеклянный» лед обладает большим удельным весом и значительной силой прилипания (адгезии). При темпера­ туре воздуха ниже — 18° вода, ударяющаяся о судно, превраща­ ется в маленькие сухие ледяные кристаллики и не прилипает к хо­ лодному судну [112]. Исследования показали, что наибольшая сила прилипания льда присуща бетону и металлам, наименьшая— де­ реву и пластикам.

Длительное пребывание судов в условиях штормовых ветров и температур воздуха ниже температуры замерзания морской воды иногда приводит даже к их опрокидыванию и чем меньше судно, тем больше такая вероятность. Рыболовные траулеры [112] дли­ ной 52 м опрокидывались и тонули в результате быстрого намер­ зания льда на корпусе и надстройках. Установлено, что скорость намерзания льда при этом составляла 2 т/ч. В упомянутой работе указано, что скорость намерзания льда на судах в результате по­ падания брызг морской воды зависит от скорости ветра, степени волнения моря, температуры воздуха и продолжительности дей­ ствия этих факторов. Можно добавить, что оно зависит также и от сплоченности льда. Брызги морской воды образуются при ско­ рости ветра, превышающей 8 м/с, а намерзают на судне при тем­ пературе воздуха ниже — 1,7°.

Выяснено, что при температуре воздуха равной или ниже —2,2°, а скорости ветра равной или больше 8,5 м/с возможно об­ леденение надстроек. Обледенение разделяют на незначительное, среднее, сильное и очень сильное [112]. При этом отмечается, что, если температура воздуха ниже температуры замерзания морской воды, первое бывает при силе ветра 5—6 баллов, второе — 7—8 баллов, третье и четвертое — больше 8 баллов.

Метеорологические наблюдения (например, вблизи Исландии) показывают, что штормы продолжительностью 3 суток и более при температуре воздуха ниже температуры замерзания морской воды случаются в среднем 3 раза в год.

На рис. 28 приведена вероятность обледенения судов в север­ ной части Атлантического океана в феврале, мае и ноябре, что характеризует зиму, весну и осень [48, 112]. В августе (лето) ве­ роятность обледенения надстроек в этом районе всюду меньше 1%.

Иногда считают, что температура воды не оказывает сущест­ венного влияния на обледенение судов. Однако из рис. 28 видно, что конфигурация изолиний вероятности в какой-то степени ото­ бражает влияние Гольфстрима и холодного Восточно-Гренланд­ ского течения. Здесь воздействие температуры воды на обледене­ ние судов проявляется не прямо, а через температуру воздуха. Этот факт, подмеченный Е. П . Борисенковым, имеет, по-видимому, значение для всех районов Мирового океана, где наблюдаются

9 Заказ № 608

129


случаи обледенения судов. Можно предполагать, в частности, что и в зонах влияния холодных и теплых течений Тихого океана изо­ линии вероятности обледенения судов будут иметь аналогичную конфигурацию.

Рис. 28. Вероятность (в процентах) обледенения судов:

а

— в

феврале;

б

— в

мае;

в

— в ноябре.

1

— границы сплоченного

льда;

2

— вероятность обледенения

корпуса

судна

(скорость ветра

больше

16 уз­

лов. температура воздуха ниже —1,7е);

3

— вероятность обледенения надст­

роек

судна (скорость

ветра

 

больше

2

17

узлов, температура

воздуха

ниже

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

, °).

 

 

 

 

 

Северной границей района, в котором возможно обледенение судов, можно считать южную границу сплоченного льда. К се­ веру от нее обледенение судов происходит только в обширных зонах, свободных от льда.

130