Файл: Смирнов, В. И. Ледовые условия плавания судов в водах Канадско-Аляскинской Арктики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 44 |
|
|
I |
|
|
IV |
Среднее число дней с туманами |
IX |
X |
XI |
XII |
Год |
|||
Станции |
и |
ill |
V |
VI |
VII |
VIII |
||||||||
|
|
|
|
|
|
З а п а д н ы й р а н о н |
|
|
|
|
|
|
||
Ном ....................... |
|
2,6 |
4,6 |
4,9 |
2,6 |
7,6 |
8,3 |
8,9 |
4,9 |
2,4 |
0,9 |
2,4 |
4,5 |
54,6 |
Коцебу .................. |
|
2,1 |
4,0 |
4,4 |
2,0 |
4,7 |
6,7 |
4,9 |
2,5 |
1,4 |
1,5 |
0,8 |
3,3 |
38,3 |
Мыс Барроу . . |
6,6 |
8,2 |
7,4 |
5,3 |
8,6 |
13,8 |
14,4 |
12,0 |
7,9 |
6,6 |
4,9 |
5,8 |
101,5 |
|
Остров Бартер . |
4,3 |
3,3 |
2,7 |
4,7 |
11,6 |
13,1 |
13,3 |
17,3 |
9,7 |
5,6 |
3,1 |
2,9 |
91,6 |
|
|
|
|
|
|
|
Ц е н т р а л ь н ы й р а й о н |
|
|
|
|
|
|
||
Эурека .................. |
|
0,5 |
0,3 |
0,2 |
1,3 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,5 |
3,4 |
1,8 |
0,5 |
0,4 |
9,3 |
Изаксен |
. . . . |
1,7 |
2,3 |
4,2 |
3,9 |
3,9 |
4,5 |
6,2 |
7,8 |
8,2 |
5,8 |
3,4 |
1,7 |
53,6 |
Моулд-Бей . . . |
0,4 |
1,2 |
3,0 |
3,3 |
3,4 |
2,7 |
2,5 |
5,1 |
6,3 |
3,5 |
0,9 |
0,6 |
32,9 |
|
Резолыот-Бей . . |
3,4 |
2,6 |
2,3 |
2,4 |
5,4 |
8,2 |
11,4 |
11,4 |
4,3 |
2,8 |
1,2 |
1,4 |
56,8 |
|
Сакс-Харбор . . |
0,8 |
0,2 |
0,9 |
1,9 |
6,6 |
9,1 |
14,7 |
12,4 |
7,1 |
3,7 |
1,9 |
2,2 |
61,5 |
|
Коппермайн . . . |
0,5 |
0,7 |
0,2 |
1,0 |
1,2 |
3,4 |
0,6 |
1,0 |
0,5 |
0,2 |
0,6 |
0,2 |
10,1 |
|
Спенс-Бей |
. . . |
1,5 |
0,5 |
1,2 |
0,8 |
3,3 |
2,7 |
2,7 |
5,3 |
3,0 |
1,5 |
0,3 |
1,7 |
24,5 |
|
|
|
|
|
|
В о с т о ч н ы й р а н о и |
|
|
|
|
|
|
||
Алерт .................. |
|
0,9 |
0,1 |
0,7 |
0,9 |
6,1 |
6,4 |
7,1 |
8,9 |
7,4 |
3,9 |
2,2 |
0,8 |
45,4 |
Клайд .................. |
|
0,5 |
0,6 |
0,8 |
1,5 |
2,7 |
3,7 |
5,2 |
6,3 |
0,6 |
0,5 |
1,1 |
0,7 |
24,2 |
Якобсхавн . |
. . . |
0,0 |
0,6 |
1,2 |
0,6 |
1,4 |
4,3 |
4,5 |
3,7 |
1,4 |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
17,9 |
Резолыот-Бей . . |
2,2 |
1,4 |
0,4 |
2,7 |
5,4 |
9,8 |
16,4 |
18,4 |
11,0 |
2,4 |
0,8 |
0,0 |
70,9 |
|
|
|
|
|
|
В о с т о ч н о - Г р е н л а н д с к и й р а н о н |
|
|
|
|
|
||||
Нор ....................... |
|
1,8 |
3,0 |
0,8 |
0,0 |
2,6 |
8,2 |
6,5 |
10,0 |
7,0 |
4,2 |
4,2 |
1,7 |
50,0 |
Мюгбукта |
. . . |
0,6 |
2,0 |
1,1 |
1,9 |
8,2 |
10,9 |
13,8 |
12,6 |
2,6 |
0,8 |
1,2 |
0,9 |
56,6 |
Ангмагссалик . . |
1,3 |
1,0 |
1,4 |
2,2 |
6,5 |
7,0 |
6,6 |
6,2 |
3,6 |
2,1 |
1,1 |
1,1 |
40,1 |
Таблица 45
Повторяемость (%) |
плохой (до 1 |
км) и хорошей (10 км и более) |
видимости |
|||||||||
Станции |
I |
II |
по данным за 13 ч в разные месяцы |
X |
XI |
XII |
||||||
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
||||||
|
|
|
З а п а д н ы й р а й о н |
|
|
|
|
|
||||
Барроу |
5 |
3 |
2 |
2 |
5 |
8 |
9 |
8 |
2 |
3 |
6 |
|
|
78 |
80 |
85 |
82 |
80 |
76 |
77 |
80 |
80 |
77 |
75 |
|
|
|
|
Ц е н т р а л ь н ы й р а й о н |
|
|
|
|
|
||||
Изаксеи |
19 |
15 |
12 |
9 |
5 |
5 |
4 |
6 |
8 |
12 |
9 |
12 |
|
60 |
61 |
64 |
65 |
64 |
76 |
81 |
77 |
55 |
52 |
54 |
69 |
Моулд-Бей |
10 |
9 |
5 |
7 |
2 |
0,3 |
1 |
3 |
3 |
6 |
5 |
7 |
|
65 |
64 |
62 |
69 |
71 |
86 |
84 |
20 |
73 |
55 |
65 |
70 |
Резолыот- |
8 |
11 |
8 |
6 |
4 |
2 |
6 |
6 |
5 |
6 |
5 |
6 |
Бей |
66 |
63 |
69 |
72 |
76 |
86 |
85 |
81 |
73 |
65 |
69 |
76 |
Сакс-Харбор |
8 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
8 |
7 |
8 |
8 |
5 |
7 |
|
82 |
83 |
84 |
83 |
83 |
89 |
85 |
85 |
81 |
77 |
82 |
83 |
Коппермайн |
7 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
|
75 |
76 |
81 |
82 |
89 |
92 |
94 |
93 |
91 |
84 |
82 |
83 |
Спенс-Бей |
7 |
4 |
3 |
3 |
4 |
1 |
2 |
2 |
1 |
4 |
7 |
4 |
|
53 |
65 |
72 |
79 |
75 |
88 |
95 |
88 |
83 |
75 |
60 |
64 |
|
|
|
В о с т о ч н ы й р а й о н |
|
|
|
|
|
||||
Алерт |
5 |
5 |
4 |
3 |
5 |
5 |
4 |
7 |
9 |
6 |
2 |
_4 |
|
78 |
76 |
83 |
87 |
78 |
80 |
85 |
78. |
67 |
72 |
83 |
79 |
Туле |
1 |
4 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
0 |
0 |
2 |
93 |
|
88 |
87 |
92 |
93 |
91 |
89 |
89 |
90 |
96 |
90 |
88 |
|
Клайд |
10 |
8 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
5 |
_6 |
|
77 |
80 |
91 |
87 |
86 |
91 |
90 |
87 |
83 |
78 |
81 |
84 |
|
|
В о с т о ч н о - Г ) е н л а н д С К И й |
р а й о н |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Нор |
7 |
4 |
3 |
-2 |
3 |
7 |
8 |
9 |
5 |
7 |
4 |
85 |
|
78 |
80 |
80 |
85 |
85 |
81 |
80 |
75 |
71 |
65 |
74 |
|
Мюгбукта |
8 |
9 |
5 |
5 |
4 |
10 |
12 |
11 |
5 |
6 |
10 |
_9 |
|
80 |
83 |
86 |
86 |
85 |
81 |
79 |
81 |
87 |
85 |
82 |
81 |
П р и м е ч а н и е . |
Плохая |
видимость — числитель, |
хорошая — знаменатель. |
127
в осенне-зимнее время. Наибольшие значения повторяемости пло хой видимости отмечены в Центральном районе. Повторяемость хорошей видимости (10 км и более) наименьшая (менее 80%)
в |
Западном районе отмечена в июне—ноябре, в других районах — |
в |
осенний период. Как известно, видимость обусловливается гид |
рометеорологическими причинами. При развитии циклонической |
деятельности повторяемость |
хорошей видимости уменьшается, |
а плохой — увеличивается. В |
районах с холодными течениями по |
вторяемость хорошей видимости за счет туманов также убывает, особенно в районах скопления льдов.
Следует иметь в виду, что в тумане и при других условиях, снижающих видимость, скорость движения судов значительно уменьшается, вплоть до полной остановки в зависимости от гид рографических и ледовых условий, тактико-технических данных судна, опыта судоводителей и других факторов.
Большое влияние на скорость ледового плавания оказывает обледенение судов. Наибольшему обледенению суда подвергаются
при плавании в |
холодный период в зонах чистой от льда воды, |
|
.в которых может развиваться волнение. |
|
|
Чаще всего в морях зарубежной Арктики совершают плавания |
||
ледоколы СШ А |
и Канады. Восемь ледоколов СШ А |
типа «Уинд» |
и л/к «Глэсьер» |
наиболее подвержены обледенению, |
так как они |
очень чувствительны к качке и при волнении их сильно заливает. При волнении моря 4 балла нормальная, спокойная работа на этих ледоколах нарушается, при волнении же 5—6 баллов они ис пытывают большую качку. Так, при положении лагом к волне крен доходит до 45°. Качка при этом очень порывистая и стре мительная, с периодом 7—8 с. При килевой качке сильному за ливанию подвергается носовая часть верхней палубы, до пере борки носовой надстройки. Заливаемость определяет и степень об леденения ледокола. Носовая часть обмерзает полностью вплоть до ходового мостика.
Порывистость и стремительность качки объясняется большой начальной метацентрической высотой ледоколов этого типа, а силь ная заливаемость — малой высотой бортов, предусмотренной для увеличения обзора. Это дает большие преимущества перед дру гими судами во время маневрирования во льдах. Размерения ле доколов типа «Уинд» [47] следующие: длина 85,4 м, ширина 18,9 м, высота борта 11,5 м, осадка 8,8 м; водоизмещение 6620 т, мощ
ность силовой установки 12 000 л. |
с. |
У л/к «Глэсьер» мощностью |
в 21 000 л. с., построенного в 1955 |
г. |
по тем же чертежам, что и |
ледоколы типа «Уинд», при почти такой же высоте бортов (11,6м) и водоизмещении 8300 т практически сохранились те же недо статки. Правда, позднейшие модификации, в частности, установка противокренных цистерн, в какой-то степени уменьшили качку. У некоторых других ледоколов (например, у канадского л/к «Лаб радор») для успокоения качки поставлены активные рули-стаби лизаторы, которые снижают амплитуду качки до 90%. У боль шинства же ледоколов применяются пассивные системы успокое-
128
ния качки с цистернами (ледоколы типа «Уинд», «Фудзи», «Сан-Лоран» и др.), сокращающие амплитуду качки до 60—70%.
Считается, что наиболее опасная степень обледенения судов и ледоколов бывает при забрызгивании их морской водой в соот ветствующих температурных условиях. Образующийся при этом так называемый «стеклянный» лед обладает большим удельным весом и значительной силой прилипания (адгезии). При темпера туре воздуха ниже — 18° вода, ударяющаяся о судно, превраща ется в маленькие сухие ледяные кристаллики и не прилипает к хо лодному судну [112]. Исследования показали, что наибольшая сила прилипания льда присуща бетону и металлам, наименьшая— де реву и пластикам.
Длительное пребывание судов в условиях штормовых ветров и температур воздуха ниже температуры замерзания морской воды иногда приводит даже к их опрокидыванию и чем меньше судно, тем больше такая вероятность. Рыболовные траулеры [112] дли ной 52 м опрокидывались и тонули в результате быстрого намер зания льда на корпусе и надстройках. Установлено, что скорость намерзания льда при этом составляла 2 т/ч. В упомянутой работе указано, что скорость намерзания льда на судах в результате по падания брызг морской воды зависит от скорости ветра, степени волнения моря, температуры воздуха и продолжительности дей ствия этих факторов. Можно добавить, что оно зависит также и от сплоченности льда. Брызги морской воды образуются при ско рости ветра, превышающей 8 м/с, а намерзают на судне при тем пературе воздуха ниже — 1,7°.
Выяснено, что при температуре воздуха равной или ниже —2,2°, а скорости ветра равной или больше 8,5 м/с возможно об леденение надстроек. Обледенение разделяют на незначительное, среднее, сильное и очень сильное [112]. При этом отмечается, что, если температура воздуха ниже температуры замерзания морской воды, первое бывает при силе ветра 5—6 баллов, второе — 7—8 баллов, третье и четвертое — больше 8 баллов.
Метеорологические наблюдения (например, вблизи Исландии) показывают, что штормы продолжительностью 3 суток и более при температуре воздуха ниже температуры замерзания морской воды случаются в среднем 3 раза в год.
На рис. 28 приведена вероятность обледенения судов в север ной части Атлантического океана в феврале, мае и ноябре, что характеризует зиму, весну и осень [48, 112]. В августе (лето) ве роятность обледенения надстроек в этом районе всюду меньше 1%.
Иногда считают, что температура воды не оказывает сущест венного влияния на обледенение судов. Однако из рис. 28 видно, что конфигурация изолиний вероятности в какой-то степени ото бражает влияние Гольфстрима и холодного Восточно-Гренланд ского течения. Здесь воздействие температуры воды на обледене ние судов проявляется не прямо, а через температуру воздуха. Этот факт, подмеченный Е. П . Борисенковым, имеет, по-видимому, значение для всех районов Мирового океана, где наблюдаются
9 Заказ № 608 |
129 |
случаи обледенения судов. Можно предполагать, в частности, что и в зонах влияния холодных и теплых течений Тихого океана изо линии вероятности обледенения судов будут иметь аналогичную конфигурацию.
Рис. 28. Вероятность (в процентах) обледенения судов:
а |
— в |
феврале; |
б |
— в |
мае; |
в |
— в ноябре. |
1 |
— границы сплоченного |
льда; |
|||||
2 |
— вероятность обледенения |
корпуса |
судна |
(скорость ветра |
больше |
16 уз |
|||||||||
лов. температура воздуха ниже —1,7е); |
3 |
— вероятность обледенения надст |
|||||||||||||
роек |
судна (скорость |
ветра |
|
больше |
2 |
17 |
узлов, температура |
воздуха |
ниже |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
— |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
, °). |
|
|
|
|
|
Северной границей района, в котором возможно обледенение судов, можно считать южную границу сплоченного льда. К се веру от нее обледенение судов происходит только в обширных зонах, свободных от льда.
130