Файл: Смирнов, В. И. Ледовые условия плавания судов в водах Канадско-Аляскинской Арктики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
для судов класса У Л А и УЛ . Однако |
при эксплуатационных |
чи |
стых ледовых скоростях движения |
мощных ледоколов |
10— |
15 узлов вероятность встречи таких микроучастков невелика. Почти всегда можно, используя данные ледовой авиаразведки, продолжить маршрут в обход подобных микроучастков. Для основных участков северной и южной трасс Северо-Западного морского пути и его ответвлений расчетные сроки начала и оконча ния безледокольного плавания судов класса УЛА и УЛ приведены в табл. 41.
Таблица 42
Средняя и экстремальная продолжительность (в декадах) безледокольного плавания судов классов УЛА (числитель) и УЛ (знаменатель)
Участки |
Продолжительность |
|
наибольшая |
наименьшая Амплитуда |
|
средняя |
возможная |
возможная |
Гуз-Бей — пролив Ланкастер . . .
Пролив Ланкастер — Резолыот-Бей .
Резольют-Бен — мыс Батерст . . .
Мыс Батерст — мыс Барроу . . . .
Мыс Барроу — Берингов пролив . .
Г уз-Бей — пролив Фьюри-энд-Хекла
Пролив Фыори-энд-Хекла —
Кембридж-Бей.........................................
Кембридж-Бей — мыс Батерст . . .
Резолыот-Бей — Кембридж-Бей . .
11,0 |
14,5 |
8,5 |
6,0 |
8,5 |
11,5 |
5,0 |
6,5 |
7,5 |
9,5 |
5,0 |
4,5 |
6,5 |
8,5 |
3,5 |
5,0 |
3,0 |
8,5 |
0 |
8,5 |
1,0 |
1,5 |
0 |
1,5 |
8, 0 |
12,5 |
5,5 |
7,0 |
6,5 |
11,5 |
4,5 |
7,0 |
10,5 |
14,5 |
7,5 |
7,0 |
9,5 |
14,0 |
6,5 |
7,5 |
11,0 |
12,5 |
9,5 |
3,0 |
10,0 |
11,5 |
8,5 |
3,0 |
5,5 |
7,0 |
3,5 |
3,5 |
4,0 |
5,0 |
2,5 |
2,5 |
8,5 |
10,0 |
2,5 |
7,5 |
7,0 |
8,5 |
1,5 |
7,0 |
4,5 |
7,5 |
1,0 |
6,5 |
3,5 |
6,5 |
0 |
6,5 |
Средние сроки начала безледокольного плавания по северной
трассе Северо-Западного |
морского |
пути |
судов класса УЛ А |
и УЛ |
в Западном и Восточном |
районах |
более |
близки (начало июля — |
|
УЛ А и середина июля — У Л ), но почти на 1,5—2,5 месяца |
отли |
чаются для Центрального района (соответственно середина августа и начало сентября). Средние сроки окончания безледоколь ного плавания приходятся в Центральном районе на середину сен тября, в Западном районе — на конец сентября (УЛ) и начало
122
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 43 |
|
|
Фактические сроки начала плавания судов |
|
|
|||
|
|
Под проводкой |
|
|
Безледокольное |
|
Ряд лет |
|
Пункты |
ледокола |
|
|
плавание |
|
|
|
ранние |
поздние |
средние |
ранние |
поздние |
наблюдений |
|
|
средние |
||||||
|
|
||||||
Г уз-Бей |
........................... 5/VI |
5/V |
30/VI |
23/VI |
15/V |
16/VII |
10 |
|
|
(1958) |
(1957) |
|
|
|
|
Туле |
.................................... 13/V II |
30/VI |
5/VIII |
24/V II |
18/V 11 |
16/VIII |
10 |
|
|
(1957) |
(1958) |
|
(1956, |
(1958) |
|
|
|
|
|
|
1957) |
|
|
Сенре-Стремфьорд . . .
Кулусук (Ангмагссалик)
Хоупдейл ...........................
Резолыошен ..................
Фробишер-Бей . . . .
Эурека ................................
Коцебу ................................
Мыс Л и сб ур н ..................
Барроу ................................
29/V |
25/IV |
5/VI |
7/VI |
1/V |
12/VI |
10 |
|
(1958) |
(1961, |
|
(1958) |
(1956) |
|
|
|
1966) |
|
|
|
|
14/V II |
10/VII |
25/VII |
16/VIII |
10/VIII |
12/IX |
5 |
|
(1964) |
(1968) |
|
(1968) |
(1969) |
|
1/ѴІІ |
4/VI |
20/V II |
14/V11 |
20/VI |
28/V II |
3 |
|
(1958) |
(1956) |
|
(1958) |
(1957) |
|
28/ѴІ |
3/VI |
15/VII |
8/V II |
15/VI |
25/VII |
3 |
|
(1958) |
(1956) |
|
(1958) |
(1956) |
|
27/V II |
24/VII |
30/VI I |
13/VIII |
12/VI11 |
14/VI11 |
3 |
|
(1958) |
(1957) |
|
(1956) |
(1958) |
|
10/ѴІІІ |
— |
— |
— |
— |
— |
1 |
20/V I |
— |
— |
27/VI |
— |
— |
2 |
22/VI |
— |
— |
28/VI |
— |
— |
2 |
25/VII |
|
|
1/VIII |
|
|
2 |
октября (УЛ А ), а в Восточном районе — на середину октября (УЛ) и конец октября (У Л А ).
При плавании по южной трассе в Центральном районе; сроки начала безледокольного плавания сдвигаются в сторону более ранних в среднем на 15 суток: начало августа (УЛА) и середина августа (УЛ ). Сроки окончания безледокольного плавания также
смещаются к более поздним в среднем на |
10— 15 суток |
и прихо |
дятся на конец сентября. |
безледокольных плава |
|
Амплитуды сроков начала и окончания |
||
ний судов класса У Л А и УЛ находятся |
в диапазоне |
от 10 до |
60 суток. Наименьшие амплитуды сроков начала безледокольных плаваний судов (20—25 суток) присущи Центральному району (за исключением западной части южных проливов, где амплитуда составляет 60 суток); наибольшие амплитуды (40—50 суток) — отмечаются в Западном и Восточном районах. Наименьшие ампли туды сроков окончания безледокольного плавания (20 суток) характерны для южной трассы в Центральном районе, наиболь шие (40—60 суток)— для Западного и Восточного района, а также для северной трассы Центрального района.
О |
продолжительности безледокольного плавания судов класса |
У Л А |
и УЛ на каждом из участков Северо-Западного морского |
пути можно судить по данным табл. 42. Средняя продолжитель ность безледокольного плавания находится в пределах от 1 до II декад. Наименьшая продолжительность (1,0—4,5 декады) на блюдается на северной трассе в Центральном районе, наибольшая (11 декад)— в Восточном районе, в Западном районе она состав ляет 6,5— 10,5 декад.
Амплитуды межгодовых изменений продолжительности безле докольных плаваний судов могут колебаться от 1,5 до 8,5 декад, но чаще всего отмечаются амплитуды 6,0—7,0 декад. Исключение представляют участки южной трассы Северо-Западного морского пути к востоку от Кембридж-Бей, где амплитуды равны 2,5—3,5 декады. Наименьшая амплитуда (1,5 декады) характерна для су дов класса УЛ на северной трассе в Центральном районе.
Фактические сроки начала ледового плавания судов приведены
втабл. 43. Сопоставление с расчетными сроками показывает, что
вбольшинстве случаев фактическое начало плавания судов позд нее возможного расчетного. Это объясняется тем, что ледоколь
ная проводка судов осуществлялась по принятым в СШ А |
крите |
||
риям. Чаще |
всего |
менее, мощными ледоколами типа «Уинд». |
|
Кроме того, |
опыт проводки судов в 1956— 1958 гг. был еще недо |
||
статочным, а •суда, |
участвовавшие в ледовом плавании, в |
боль |
|
шинстве случаев не имели даже класса УЛ . |
|
Влияние метеорологических условий на скорость и продолжительность ледовых плаваний судов
Кроме льдов из гидрометеорологических явлений наибольшую опасность для ледового плавания представляют собой туманы, ухудшение видимости за счет других причин и гидрометеорологи
124
ческие комплексы, обусловливающие обледенение судов при нали чии больших зон чистой воды. Туманы, снижающие видимость, яв ляются причиной резкого убывания скорости ледового плавания. Видимость уменьшается также за счет осадков и метелей. Интен сивность обледенения зависит от сплоченности льда, скорости ветра и температуры воздуха. Осадки, метели и гидрометеорологические комплексы, вызывающие обледенение судов, чаще всего наблю даются осенью, тем самым сокращая продолжительность навига ционного периода.-В. Уитмен, руководитель арктического отдела Океанографического управления' ВМ С СШ А , отмечает, что нави гация в арктических морях чаще заканчивается раньше из-за пло хой погоды, чем из-за большой толщины льда. Но это замечание справедливо не для всех участков Северо-Западного морского пути и его ответвлений. Отрицательное влияние условий погоды на ледовое судоходство проявляется в течение всей навигации, главным образом — в конце.
Наибольшая повторяемость туманов отмечается в северных ча стях районов, где она составляет более 100 дней в год. В южных частях районов, особенно вблизи материка и крупных островов,
повторяемость |
туманов заметно уменьшается, что видно |
из |
|
табл. 44 [25]. |
|
за год изменяется от 40— |
|
В Западном районе число туманов |
|||
55 в западной |
его части до 90— 100 в |
восточной. В годовом |
ходе |
наибольшее число туманов приходится на май—сентябрь. В за падной части района максимальное их количество наблюдается
виюне—июле, в восточной — в июле—августе.
ВЦентральном районе число туманов за год изменяется от 9— 10 в районе станций, находящихся на побережье материка и крупных островов, до 50—60 в районе станций, менее защищенных от влияния моря. В годовом ходе наибольшее количество туманов
приходится на преднавигационный и навигационный периоды. На участках трассы, где наблюдаются более тяжелые ледовые условия, максимальное число туманов отмечается во второй поло
вине навигации, |
а там, |
где бывают более |
легкие лёдовые усло |
вия,— в первой |
ее половине и в преднавигационный. период. |
||
В Восточном |
районе |
число туманов за |
год изменяется от 18 |
у станции Якобсхавн, расположенной в заливе Диско, до 71 у стан ции о. Резолюшен, находящейся в открытой части пролива Д э виса. В годовом ходе наибольшее число туманов приходится на май—сентябрь.
В Восточно-Гренландском районе число туманов за год изме
няется от 40 до 60. В северных частях района их больше |
(50— |
|||
60), в южных — меньше |
(40). В годовом ходе наибольшее число |
|||
туманов также приходится на май—сентябрь. |
(до |
|||
В |
Западном районе |
наибольшая |
повторяемость плохой |
|
1 км) |
видимости [25] наблюдается |
(табл. 45)- в июне— августе; |
в Центральном—:в осенне-зимний период; в Восточном, в север ной части — в августе—сентябре, а в южной — в осенне-зимнее время; в Восточно-Гренландском районе — в июне— августе и
125