Файл: Смирнов, В. И. Ледовые условия плавания судов в водах Канадско-Аляскинской Арктики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

для судов класса У Л А и УЛ . Однако

при эксплуатационных

чи­

стых ледовых скоростях движения

мощных ледоколов

10—

15 узлов вероятность встречи таких микроучастков невелика. Почти всегда можно, используя данные ледовой авиаразведки, продолжить маршрут в обход подобных микроучастков. Для основных участков северной и южной трасс Северо-Западного морского пути и его ответвлений расчетные сроки начала и оконча­ ния безледокольного плавания судов класса УЛА и УЛ приведены в табл. 41.

Таблица 42

Средняя и экстремальная продолжительность (в декадах) безледокольного плавания судов классов УЛА (числитель) и УЛ (знаменатель)

Участки

Продолжительность

наибольшая

наименьшая Амплитуда

средняя

возможная

возможная

Гуз-Бей — пролив Ланкастер . . .

Пролив Ланкастер — Резолыот-Бей .

Резольют-Бен — мыс Батерст . . .

Мыс Батерст — мыс Барроу . . . .

Мыс Барроу — Берингов пролив . .

Г уз-Бей — пролив Фьюри-энд-Хекла

Пролив Фыори-энд-Хекла —

Кембридж-Бей.........................................

Кембридж-Бей — мыс Батерст . . .

Резолыот-Бей — Кембридж-Бей . .

11,0

14,5

8,5

6,0

8,5

11,5

5,0

6,5

7,5

9,5

5,0

4,5

6,5

8,5

3,5

5,0

3,0

8,5

0

8,5

1,0

1,5

0

1,5

8, 0

12,5

5,5

7,0

6,5

11,5

4,5

7,0

10,5

14,5

7,5

7,0

9,5

14,0

6,5

7,5

11,0

12,5

9,5

3,0

10,0

11,5

8,5

3,0

5,5

7,0

3,5

3,5

4,0

5,0

2,5

2,5

8,5

10,0

2,5

7,5

7,0

8,5

1,5

7,0

4,5

7,5

1,0

6,5

3,5

6,5

0

6,5

Средние сроки начала безледокольного плавания по северной

трассе Северо-Западного

морского

пути

судов класса УЛ А

и УЛ

в Западном и Восточном

районах

более

близки (начало июля —

УЛ А и середина июля — У Л ), но почти на 1,5—2,5 месяца

отли­

чаются для Центрального района (соответственно середина августа и начало сентября). Средние сроки окончания безледоколь­ ного плавания приходятся в Центральном районе на середину сен­ тября, в Западном районе — на конец сентября (УЛ) и начало

122


 

 

 

 

 

 

 

Таблица 43

 

 

Фактические сроки начала плавания судов

 

 

 

 

Под проводкой

 

 

Безледокольное

 

Ряд лет

 

Пункты

ледокола

 

 

плавание

 

 

ранние

поздние

средние

ранние

поздние

наблюдений

 

средние

 

 

Г уз-Бей

........................... 5/VI

5/V

30/VI

23/VI

15/V

16/VII

10

 

 

(1958)

(1957)

 

 

 

 

Туле

.................................... 13/V II

30/VI

5/VIII

24/V II

18/V 11

16/VIII

10

 

 

(1957)

(1958)

 

(1956,

(1958)

 

 

 

 

 

 

1957)

 

 

Сенре-Стремфьорд . . .

Кулусук (Ангмагссалик)

Хоупдейл ...........................

Резолыошен ..................

Фробишер-Бей . . . .

Эурека ................................

Коцебу ................................

Мыс Л и сб ур н ..................

Барроу ................................

29/V

25/IV

5/VI

7/VI

1/V

12/VI

10

 

(1958)

(1961,

 

(1958)

(1956)

 

 

 

1966)

 

 

 

 

14/V II

10/VII

25/VII

16/VIII

10/VIII

12/IX

5

 

(1964)

(1968)

 

(1968)

(1969)

 

1/ѴІІ

4/VI

20/V II

14/V11

20/VI

28/V II

3

 

(1958)

(1956)

 

(1958)

(1957)

 

28/ѴІ

3/VI

15/VII

8/V II

15/VI

25/VII

3

 

(1958)

(1956)

 

(1958)

(1956)

 

27/V II

24/VII

30/VI I

13/VIII

12/VI11

14/VI11

3

 

(1958)

(1957)

 

(1956)

(1958)

 

10/ѴІІІ

1

20/V I

27/VI

2

22/VI

28/VI

2

25/VII

 

 

1/VIII

 

 

2



октября (УЛ А ), а в Восточном районе — на середину октября (УЛ) и конец октября (У Л А ).

При плавании по южной трассе в Центральном районе; сроки начала безледокольного плавания сдвигаются в сторону более ранних в среднем на 15 суток: начало августа (УЛА) и середина августа (УЛ ). Сроки окончания безледокольного плавания также

смещаются к более поздним в среднем на

10— 15 суток

и прихо­

дятся на конец сентября.

безледокольных плава­

Амплитуды сроков начала и окончания

ний судов класса У Л А и УЛ находятся

в диапазоне

от 10 до

60 суток. Наименьшие амплитуды сроков начала безледокольных плаваний судов (20—25 суток) присущи Центральному району (за исключением западной части южных проливов, где амплитуда составляет 60 суток); наибольшие амплитуды (40—50 суток) — отмечаются в Западном и Восточном районах. Наименьшие ампли­ туды сроков окончания безледокольного плавания (20 суток) характерны для южной трассы в Центральном районе, наиболь­ шие (40—60 суток)— для Западного и Восточного района, а также для северной трассы Центрального района.

О

продолжительности безледокольного плавания судов класса

У Л А

и УЛ на каждом из участков Северо-Западного морского

пути можно судить по данным табл. 42. Средняя продолжитель­ ность безледокольного плавания находится в пределах от 1 до II декад. Наименьшая продолжительность (1,0—4,5 декады) на­ блюдается на северной трассе в Центральном районе, наибольшая (11 декад)— в Восточном районе, в Западном районе она состав­ ляет 6,5— 10,5 декад.

Амплитуды межгодовых изменений продолжительности безле­ докольных плаваний судов могут колебаться от 1,5 до 8,5 декад, но чаще всего отмечаются амплитуды 6,0—7,0 декад. Исключение представляют участки южной трассы Северо-Западного морского пути к востоку от Кембридж-Бей, где амплитуды равны 2,5—3,5 декады. Наименьшая амплитуда (1,5 декады) характерна для су­ дов класса УЛ на северной трассе в Центральном районе.

Фактические сроки начала ледового плавания судов приведены

втабл. 43. Сопоставление с расчетными сроками показывает, что

вбольшинстве случаев фактическое начало плавания судов позд­ нее возможного расчетного. Это объясняется тем, что ледоколь­

ная проводка судов осуществлялась по принятым в СШ А

крите­

риям. Чаще

всего

менее, мощными ледоколами типа «Уинд».

Кроме того,

опыт проводки судов в 1956— 1958 гг. был еще недо­

статочным, а •суда,

участвовавшие в ледовом плавании, в

боль­

шинстве случаев не имели даже класса УЛ .

 

Влияние метеорологических условий на скорость и продолжительность ледовых плаваний судов

Кроме льдов из гидрометеорологических явлений наибольшую опасность для ледового плавания представляют собой туманы, ухудшение видимости за счет других причин и гидрометеорологи­

124


ческие комплексы, обусловливающие обледенение судов при нали­ чии больших зон чистой воды. Туманы, снижающие видимость, яв­ ляются причиной резкого убывания скорости ледового плавания. Видимость уменьшается также за счет осадков и метелей. Интен­ сивность обледенения зависит от сплоченности льда, скорости ветра и температуры воздуха. Осадки, метели и гидрометеорологические комплексы, вызывающие обледенение судов, чаще всего наблю­ даются осенью, тем самым сокращая продолжительность навига­ ционного периода.-В. Уитмен, руководитель арктического отдела Океанографического управления' ВМ С СШ А , отмечает, что нави­ гация в арктических морях чаще заканчивается раньше из-за пло­ хой погоды, чем из-за большой толщины льда. Но это замечание справедливо не для всех участков Северо-Западного морского пути и его ответвлений. Отрицательное влияние условий погоды на ледовое судоходство проявляется в течение всей навигации, главным образом — в конце.

Наибольшая повторяемость туманов отмечается в северных ча­ стях районов, где она составляет более 100 дней в год. В южных частях районов, особенно вблизи материка и крупных островов,

повторяемость

туманов заметно уменьшается, что видно

из

табл. 44 [25].

 

за год изменяется от 40—

В Западном районе число туманов

55 в западной

его части до 90— 100 в

восточной. В годовом

ходе

наибольшее число туманов приходится на май—сентябрь. В за­ падной части района максимальное их количество наблюдается

виюне—июле, в восточной — в июле—августе.

ВЦентральном районе число туманов за год изменяется от 9— 10 в районе станций, находящихся на побережье материка и крупных островов, до 50—60 в районе станций, менее защищенных от влияния моря. В годовом ходе наибольшее количество туманов

приходится на преднавигационный и навигационный периоды. На участках трассы, где наблюдаются более тяжелые ледовые условия, максимальное число туманов отмечается во второй поло­

вине навигации,

а там,

где бывают более

легкие лёдовые усло­

вия,— в первой

ее половине и в преднавигационный. период.

В Восточном

районе

число туманов за

год изменяется от 18

у станции Якобсхавн, расположенной в заливе Диско, до 71 у стан­ ции о. Резолюшен, находящейся в открытой части пролива Д э ­ виса. В годовом ходе наибольшее число туманов приходится на май—сентябрь.

В Восточно-Гренландском районе число туманов за год изме­

няется от 40 до 60. В северных частях района их больше

(50—

60), в южных — меньше

(40). В годовом ходе наибольшее число

туманов также приходится на май—сентябрь.

(до

В

Западном районе

наибольшая

повторяемость плохой

1 км)

видимости [25] наблюдается

(табл. 45)- в июне— августе;

в Центральном—:в осенне-зимний период; в Восточном, в север­ ной части — в августе—сентябре, а в южной — в осенне-зимнее время; в Восточно-Гренландском районе — в июне— августе и

125