Файл: Смирнов, В. И. Ледовые условия плавания судов в водах Канадско-Аляскинской Арктики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

надского полярного континентального шельфа» вынудили принять «Закон о предотвращении загрязнения зон арктических вод, при­ легающих к континенту и островам Канадской Арктики». В раз­ витие этого закона составлены проекты «Правил по предотвра­ щению загрязнения арктических вод» и «Приказа об объявлении некоторых районов арктических вод зонами контроля за безопас­ ностью судоходства». В первом документе приводится перечень требований к судам и их команде, совершающим ледовые плава­ ния. Суда подразделяются на следующие классы (табл. 51).

 

 

 

Таблица 51

 

Состояние и толщина льда, в котором суда

 

различных классов могут плавать самостоятельно

 

Классы

 

Наибольшая

толщина льда,

судов

Характеристика льда

в которой

 

 

судно может

 

 

работать,

см

12

сплошной многолетний лед

336

 

10

сплошной многолетний лед

305

 

 

8

многолетний лед 7 баллов

244

 

6

однолетний лед 3 балла

183

 

 

сплошной однолетний лед

 

 

4

сплошной однолетний лед

122

 

 

а

сплошной зимний лед

бТ

 

і

сплошной молодой лед

25

 

9

 

 

молодой лед 6 баллов

30

 

1C

чистая вода

15 зон, а также

Во втором

документе приводятся границы

сроки начала и окончания ледовых плаваний в них судов всех

указанных девяти классов.

Весьма

интересен

проект,

который

осуществляют специалисты

СШ А

к северу

от Западного

района.

Этот проект

назван «Айджекс» — «Объединенный

эксперимент

по изучению динамики арктических льдов»

[53,

64].

Его

идея за­

ключается в том, чтобы, изучив

в

течение

длительного времени

(6 лет) физику процессов динамики льда

(разломы, торошения,

образование полыней и разводьев)

на ледовом полигоне площадью

около 360 тыс.

км2, получить количественные показатели

взаимо­

действия океана, атмосферы и льда.

Предполагается, что будут получены данные для построения динамической модели движения льда и сведения о формировании климата, строении и образовании ледяного покрова, биологиче­ ской продуктивности, динамике водных масс и распространении в них звуковых волн, а также данные о возможности и целесооб­ разности уничтожения льдов в Северном Ледовитом океане.

Следует отметить, что первый вариант программы «Айджекс» согласован с Океанографическим управлением ВМ С СШ А . В на­ стоящее время выполнен окончательный вариант [53] этой про­ граммы, которую в целом можно считать частью Полярного эк­ сперимента [3].

451


Г Л А В А V

УСЛ О В И Я П Л АВАН И Я СУ Д О В В ЗА Л И В Е И РЕК Е СВ. Л АВРЕН ТИ Я В ЗИ М Н Е Е ВРЕМЯ

С вводом в строй мощных ледоколов и ледово-транспортных судов стало возможным в некоторых замерзающих неарктических районах осуществлять круглогодичную навигацию. Канада одной из первых стран стала практиковать зимние плавания в свои за­ мерзающие порты. Внедрение зимних ледовых плаваний в прак­ тику судоходства имеет большое значение для канадской эконо­ мики. В районе залива и реки Св. Лаврентия зимняя навигация проводится с 1955 г.

В ближайшее десятилетие ожидается резкое увеличение грузо­ перевозок по р. Св. Лаврентия в зимние месяцы. Порт Квебек рас­ ширяется вниз по реке. По плану, рассчитанному на 12 лет, в Квебеке предполагается построить 37 новых причалов. В настоя­ щее время здесь имеются 43 причала.

Помимо постройки причалов предусматриваются дноуглуби­ тельные работы в Северном канале длиной примерно 11 миль. Для приема больших океанских судов глубина канала будет уве­ личена до 13,5 м. Это позволит промышленную зону, прилегаю­ щую к порту, хорошо связать со страной широкой сетью железно­ дорожных линий.

Регулярное движение советских судов зимой на линии Ев­ ропа—Монреаль началось с 1965 г. С этого времени советские суда ежегодно принимают участие в зимней навигации в данном районе. Грузооборот на этой трассе растет от года к году. Если

в1965 г. он составлял 7,5 млн т, то в 1968 г. вырос до 10,1 млн т. Из 663 судов, прошедших через пролив в 1968 г., 49 были под

советским флагом. Поскольку число советских судов, принимаю­ щих участие в зимних навигациях в канадских водах, возрастает, то обобщение данных по ледовым условиям плавания в этих водах представляет определенный интерес для советских судоводителей и учреждений. Все помещаемые в настоящей работе гидрометео­ рологические данные по заливу и р. Св. Лаврентия относятся к ос­ новным трассам движения судов в рассматриваемом районе.

•152

Для определения технических ледовых скоростей движения су­ дов различного ледового класса в заливе и р. Св. Лаврентия были обобщены карты ледовых условий за период с 1961 по 1971 г. В основном — это карты, передаваемые по фототелеграфной ап­ паратуре из порта Галифакс (Канада) судам, идущим через за­ лив. Карты дополнялись сведениями о ледовых условиях из рейсо­ вых донесений советских судов. Ледовые условия оценивались по состоянию на середину декады. Толщина льда из-за отсутствия соответствующих данных оценивалась по его возрасту. Для конт­ роля по сумме градусо-дней мороза рассчитывалась толщина ров­ ного льда в проливе Кабота, центральной части залива Св. Лав­ рентия и в устье р. Св. Лаврентия. С этой целью использовались данные о фактической температуре воздуха в заливе, снятые с со­ ветских синоптических карт. Сведения о направлении и силе ветра также выбирались из отечественных синоптических карт, по­ скольку опубликованные канадские данные носят отрывочный ха­ рактер. Полученные значения сопоставлялись со средними значе­ ниями метеорологических элементов, которые приведены в различ­ ных публикациях [72, 108].

Трассы ледового плавания судов

В 1914 г. Канадское правительство организовало экспедицию, которая выполнила подробную океанографическую съемку в за­ ливе Св. Лаврентия. За ней последовала Четикамская экспедиция 1917 г. и экспедиция Мирамичи 1918 г. В проливе Белл-Айл были проведены две экспедиции: первая на судах «Арлекс» и «Принс» в 1923 г. и вторая в 1931— 1932 гг. на научно-исследовательском судне «Кейп-Агулхос». Биологической станцией Лавальского уни­ верситета в период с 1938 по 1940 г. в районе устья р. Св. Лав­ рентия был выполнен ряд гидрологических наблюдений. В 1944 г. создан Атлантический исследовательский комитет по сельди. Эта организация, имевшая целью расширение знаний о физической океанографии залива Св. Лаврентия, активно сотрудничала с Ат­ лантической океанографической группой Канадского объединен­ ного комитета по океанографии и с Морским исследовательским учреждением Министерства обороны. В послевоенные годы оке­ анографические исследования в заливе проводились достаточно интенсивно, причем большое внимание уделялось изучению ледо­ вых условий.

В 1962 г. был основан Бердфордский океанографический ин­ ститут Министерства ресурсов и технической службы Канады. С этого времени в заливе стали выполняться наблюдения за цир­ куляцией вод. Наблюдения проводились в 1962, 1963, 1965— 1968 гг. в основном в весенний и летний сезоны; о зимнем периоде сведений очень мало.

В 1967 г. К . Матесон [106] опубликовал карты ледовых усло­ вий по данным за 1961— 1965 гг. для периода с января по май. Ценность карт заключается в том, что они показывают географи­

153


ческое распространение льда различной сплоченности. Но, к сожа­ лению, на них отсутствуют сведения о толщине и возрасте льда. Эти карты приведены в работе В. И. Смирнова [47].

Вопросами дрейфа льда в заливе в настоящее время занима­ ются сотрудники Мак-Гильского университета.

Рис. 32. Направление течений и ледовые трассы в заливе Св. Лаврентия.

Акватория залива Св. Лаврентия занимает 214 тыс. км2. За­ падная его граница проходит по меридиану мыса де-Монт. С. Ат­ лантическим океаном он связан через проливы Белл-Айл, Кабота и Кансо [87]. В табл. 52 даются некоторые характеристики этих проливов.

Таблица 52

Характеристика

проливов, соединяющих

 

залив Св.

Лаврентия с Атлантическим океаном

Характеристики

 

Пролив

Пролив

Пролив

 

Кабота

Белл-Айл

кансо

Минимальная

ширина,

км . .

104

16

0,025

Максимальная

глубина,

м . .

480

60

10

Минимальная

площадь

сече­

35

 

 

ния, км2 .........................................

 

 

1

0,00025

На подходах к проливу Кабота с востока через всю материко­ вую отмель (рис. 32) тянется глубоководный желоб шириной от

.154


40 до 50 миль с глубинами от 400 до 600 м. В заливе глубины уменьшаются от 400 до 250 м. Края желоба крутые, глубины резко уменьшаются от 400 м в желобе до 40—80 м на прилегающих банках. На пути следования судов из пролива Кабота к устью р. Св. Лаврентия лежит группа о-вов Магдален, окруженная от­ мелью того же названия.

Характер течений в заливе обусловливается стоком р. Св. Л ав­ рентия и ветвями Лабрадорского течения, входящими в залив че­ рез проливы Кабота и Белл-Айл (см. рис. 32). Ветры и приливо-от­ ливные явления усиливают или ослабляют скорости течения, вы­ зывая в отдельных районах временные противотечения.

Река Св. Лаврентия дает свыше 50% пресных вод, сбрасыва­

емых в залив; расход

ее колеблется от 42 500 до 85 000 м3/с [29].

В проливе Белл-Айл,

узком и довольно глубоком,. течение под

Лабрадорским берегом направлено на запад, в сторону залива. Это течение более сильное, чем течение, идущее вдоль ньюфаунд­ лендского берега.

После статистической обработки всех вариантов маршрутов ледового плавания советских и зарубежных судов были опреде­ лены оптимальные маршруты ледовых трасс в заливе с учетом гидрографических особенностей, гидрометеорологических и ледо­ вых условий, представлена схема расположения основных ледо­ вых трасс и их протяженность. Четко выделяются два типа опти­ мальных вариантов маршрутов. В зависимости от ледовых усло­

вий плавания судов осуществляются по' основным

вариантам —

южным Юі и Юг или северным Сі и Сг (табл. 53).

Таблица 53

. . .

Оптимальные варианты ледовых плаваний судов заливом Св. Лаврентия

Варианты плавания

Индекс

Южный первый

■ю,

Южный второй

Ю 2

Северный первый

Сі

Северный второй

С 2

Расстояние,

Характеристика ледового плавания

мили

355

Плавание по наикратчайшему рас:

 

стоянию между проливами

Кабота

 

и Гаспе. В центральной части за­

 

лива разреженные льды и зоны чиг

 

стой

ВОДЫ

j

370

Разреженные льды и зоны чистой во­

 

ды подюжным берегом о. Антико­

 

сти

 

 

390

Зоны разреженных льдов под

севера

 

ным берегом залива

 

460

То же

 

1

В декабре и январе суда обычно пересекают залив по крат­ чайшему пути Ю]. В первой половине февраля в 70% случаев путь проходит по варианту Юг, во второй половине февраля — марте по варианту Сі или Сг. Вариант плавания через пролив Белл-Айл зимой не используется. Плавание' по реке осуществля­ ется по фарватеру.

;155


Ледовое плавание через залив для судов класса У Л А и УЛ в большинстве лет трудностей не представляет, но в тяжелые по ледовым условиям годы затраты времени на переход через залив могут увеличиваться втрое по сравнению со среднемноголетними.

Особенности гидрометеорологических и ледовых условий на трассах плавания судов

Залив и р. Св. Лаврентия расположены в умеренной климати­ ческой зоне. Ледообразование и последующие изменения ледовых условий в заливе Св. Лаврентия происходят под влиянием дейст­ вующих синхронно гидрометеорологических факторов, главными из которых являются температура воздуха и ветровые усилия [106]. В табл. 54 приводятся среднемесячные значения темпера­ туры воздуха с декабря по май 1961— 1970 гг. для различных уча­ стков трассы.

Таблица 54

Среднемесячные температуры воздуха в различных пунктах района

 

 

Пункты

XII

I

II

ill

IV

V

Залив.

Св. Лаврентия . . . .

- 1 ,5 °

- 4 ,7 °

- 6 ,2 °

- 2 ,8 °

+ 0 ,5

+ 7 ,7 °

Пролив

К а б о т а ............................

+

1,4°

+ 7 ,3

 

 

 

- 3 ,8

- 8 ,2

- 8 ,0

- 3 ,7

 

 

Устье р. Св.

Лаврентия . . .

-1 0 ,0

-1 3 ,8

-1 3 ,4

- 6 ,3

- 0 ,5

+ 6 ,5

Река Св. Лаврентия (Квебек)

- 8 ,3

-1 1 ,4

-1 0 ,3

- 5 ,1

+ 1 ,5

 

Пролив

Б ел л -А й л .......................

- 7 ,3

-1 1 ,4

-1 1 ,0

- 7 ,4

—2,1

+1 .1

Можно

выделить три

типа

зим:

суровые,

средние

и

теплые

(рис. 33). К суровым относятся зимы 1960/61,. 1961/62, 1966/67 и

1967/68 гг.; к

средним — зимы

1962/63,

1963/64, 1964/65,

1969/70

и 1970/71 гг.;

к теплым — зимы

1965/66

и 1968/69 гг. Но

иногда

температура воздуха может отличаться от типичных. Так, по дан­ ным за 50-летний ряд лет наблюдений в районе о. Антикости от­ мечались экстремальные температуры в январе 6 и —29°, в фев­ рале 4 и —37° и в марте 8 и —26°.

Наибольшие различия в средней месячной температуре воздуха между северными и южными участками трассы характерны для января и февраля и достигают —7°. В последующие месяцы эта разница уменьшается до —3,5°. Для суровых зим в центральной части залива холодный период продолжается 165 суток (с 10 но­ ября по 25 апреля), в средние зимы— 140 суток (с 20—22 ноября по 10— 12 апреля), в теплые зимы — только 105 дней (с 15 де­ кабря по 31 марта). Период самых низких температур приходится на январь—февраль. В начале зимы (см. рис. 33) ориентировочно можно судить, к какому типу будет относиться данная зима.

Следует иметь в виду, что в отдельные зимы на ледовые ус­ ловия существенное влияние оказывает температура воды.

156