Файл: Смирнов, В. И. Ледовые условия плавания судов в водах Канадско-Аляскинской Арктики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
надского полярного континентального шельфа» вынудили принять «Закон о предотвращении загрязнения зон арктических вод, при легающих к континенту и островам Канадской Арктики». В раз витие этого закона составлены проекты «Правил по предотвра щению загрязнения арктических вод» и «Приказа об объявлении некоторых районов арктических вод зонами контроля за безопас ностью судоходства». В первом документе приводится перечень требований к судам и их команде, совершающим ледовые плава ния. Суда подразделяются на следующие классы (табл. 51).
|
|
|
Таблица 51 |
|
|
Состояние и толщина льда, в котором суда |
|
||
различных классов могут плавать самостоятельно |
|
|||
Классы |
|
Наибольшая |
||
толщина льда, |
||||
судов |
Характеристика льда |
в которой |
||
|
|
судно может |
||
|
|
работать, |
см |
|
12 |
сплошной многолетний лед |
336 |
|
|
10 |
сплошной многолетний лед |
305 |
|
|
|
8 |
многолетний лед 7 баллов |
244 |
■ |
|
6 |
однолетний лед 3 балла |
183 |
|
|
сплошной однолетний лед |
|
||
|
4 |
сплошной однолетний лед |
122 |
|
|
а |
сплошной зимний лед |
бТ |
|
і |
сплошной молодой лед |
25 |
|
|
9 |
|
|
||
1В |
молодой лед 6 баллов |
30 |
|
|
1C |
чистая вода |
15 зон, а также |
||
Во втором |
документе приводятся границы |
сроки начала и окончания ледовых плаваний в них судов всех
указанных девяти классов. |
Весьма |
интересен |
проект, |
который |
||||
осуществляют специалисты |
СШ А |
к северу |
от Западного |
района. |
||||
Этот проект |
назван «Айджекс» — «Объединенный |
эксперимент |
||||||
по изучению динамики арктических льдов» |
[53, |
64]. |
Его |
идея за |
||||
ключается в том, чтобы, изучив |
в |
течение |
длительного времени |
|||||
(6 лет) физику процессов динамики льда |
(разломы, торошения, |
|||||||
образование полыней и разводьев) |
на ледовом полигоне площадью |
|||||||
около 360 тыс. |
км2, получить количественные показатели |
взаимо |
действия океана, атмосферы и льда.
Предполагается, что будут получены данные для построения динамической модели движения льда и сведения о формировании климата, строении и образовании ледяного покрова, биологиче ской продуктивности, динамике водных масс и распространении в них звуковых волн, а также данные о возможности и целесооб разности уничтожения льдов в Северном Ледовитом океане.
Следует отметить, что первый вариант программы «Айджекс» согласован с Океанографическим управлением ВМ С СШ А . В на стоящее время выполнен окончательный вариант [53] этой про граммы, которую в целом можно считать частью Полярного эк сперимента [3].
451
Г Л А В А V
УСЛ О В И Я П Л АВАН И Я СУ Д О В В ЗА Л И В Е И РЕК Е СВ. Л АВРЕН ТИ Я В ЗИ М Н Е Е ВРЕМЯ
С вводом в строй мощных ледоколов и ледово-транспортных судов стало возможным в некоторых замерзающих неарктических районах осуществлять круглогодичную навигацию. Канада одной из первых стран стала практиковать зимние плавания в свои за мерзающие порты. Внедрение зимних ледовых плаваний в прак тику судоходства имеет большое значение для канадской эконо мики. В районе залива и реки Св. Лаврентия зимняя навигация проводится с 1955 г.
В ближайшее десятилетие ожидается резкое увеличение грузо перевозок по р. Св. Лаврентия в зимние месяцы. Порт Квебек рас ширяется вниз по реке. По плану, рассчитанному на 12 лет, в Квебеке предполагается построить 37 новых причалов. В настоя щее время здесь имеются 43 причала.
Помимо постройки причалов предусматриваются дноуглуби тельные работы в Северном канале длиной примерно 11 миль. Для приема больших океанских судов глубина канала будет уве личена до 13,5 м. Это позволит промышленную зону, прилегаю щую к порту, хорошо связать со страной широкой сетью железно дорожных линий.
Регулярное движение советских судов зимой на линии Ев ропа—Монреаль началось с 1965 г. С этого времени советские суда ежегодно принимают участие в зимней навигации в данном районе. Грузооборот на этой трассе растет от года к году. Если
в1965 г. он составлял 7,5 млн т, то в 1968 г. вырос до 10,1 млн т. Из 663 судов, прошедших через пролив в 1968 г., 49 были под
советским флагом. Поскольку число советских судов, принимаю щих участие в зимних навигациях в канадских водах, возрастает, то обобщение данных по ледовым условиям плавания в этих водах представляет определенный интерес для советских судоводителей и учреждений. Все помещаемые в настоящей работе гидрометео рологические данные по заливу и р. Св. Лаврентия относятся к ос новным трассам движения судов в рассматриваемом районе.
•152
Для определения технических ледовых скоростей движения су дов различного ледового класса в заливе и р. Св. Лаврентия были обобщены карты ледовых условий за период с 1961 по 1971 г. В основном — это карты, передаваемые по фототелеграфной ап паратуре из порта Галифакс (Канада) судам, идущим через за лив. Карты дополнялись сведениями о ледовых условиях из рейсо вых донесений советских судов. Ледовые условия оценивались по состоянию на середину декады. Толщина льда из-за отсутствия соответствующих данных оценивалась по его возрасту. Для конт роля по сумме градусо-дней мороза рассчитывалась толщина ров ного льда в проливе Кабота, центральной части залива Св. Лав рентия и в устье р. Св. Лаврентия. С этой целью использовались данные о фактической температуре воздуха в заливе, снятые с со ветских синоптических карт. Сведения о направлении и силе ветра также выбирались из отечественных синоптических карт, по скольку опубликованные канадские данные носят отрывочный ха рактер. Полученные значения сопоставлялись со средними значе ниями метеорологических элементов, которые приведены в различ ных публикациях [72, 108].
Трассы ледового плавания судов
В 1914 г. Канадское правительство организовало экспедицию, которая выполнила подробную океанографическую съемку в за ливе Св. Лаврентия. За ней последовала Четикамская экспедиция 1917 г. и экспедиция Мирамичи 1918 г. В проливе Белл-Айл были проведены две экспедиции: первая на судах «Арлекс» и «Принс» в 1923 г. и вторая в 1931— 1932 гг. на научно-исследовательском судне «Кейп-Агулхос». Биологической станцией Лавальского уни верситета в период с 1938 по 1940 г. в районе устья р. Св. Лав рентия был выполнен ряд гидрологических наблюдений. В 1944 г. создан Атлантический исследовательский комитет по сельди. Эта организация, имевшая целью расширение знаний о физической океанографии залива Св. Лаврентия, активно сотрудничала с Ат лантической океанографической группой Канадского объединен ного комитета по океанографии и с Морским исследовательским учреждением Министерства обороны. В послевоенные годы оке анографические исследования в заливе проводились достаточно интенсивно, причем большое внимание уделялось изучению ледо вых условий.
В 1962 г. был основан Бердфордский океанографический ин ститут Министерства ресурсов и технической службы Канады. С этого времени в заливе стали выполняться наблюдения за цир куляцией вод. Наблюдения проводились в 1962, 1963, 1965— 1968 гг. в основном в весенний и летний сезоны; о зимнем периоде сведений очень мало.
В 1967 г. К . Матесон [106] опубликовал карты ледовых усло вий по данным за 1961— 1965 гг. для периода с января по май. Ценность карт заключается в том, что они показывают географи
153
ческое распространение льда различной сплоченности. Но, к сожа лению, на них отсутствуют сведения о толщине и возрасте льда. Эти карты приведены в работе В. И. Смирнова [47].
Вопросами дрейфа льда в заливе в настоящее время занима ются сотрудники Мак-Гильского университета.
Рис. 32. Направление течений и ледовые трассы в заливе Св. Лаврентия.
Акватория залива Св. Лаврентия занимает 214 тыс. км2. За падная его граница проходит по меридиану мыса де-Монт. С. Ат лантическим океаном он связан через проливы Белл-Айл, Кабота и Кансо [87]. В табл. 52 даются некоторые характеристики этих проливов.
Таблица 52
Характеристика |
проливов, соединяющих |
|
|||
залив Св. |
Лаврентия с Атлантическим океаном |
||||
Характеристики |
|
Пролив |
Пролив |
Пролив |
|
|
Кабота |
Белл-Айл |
кансо |
||
Минимальная |
ширина, |
км . . |
104 |
16 |
0,025 |
Максимальная |
глубина, |
м . . |
480 |
60 |
10 |
Минимальная |
площадь |
сече |
35 |
|
|
ния, км2 ......................................... |
|
|
1 |
0,00025 |
На подходах к проливу Кабота с востока через всю материко вую отмель (рис. 32) тянется глубоководный желоб шириной от
.154
40 до 50 миль с глубинами от 400 до 600 м. В заливе глубины уменьшаются от 400 до 250 м. Края желоба крутые, глубины резко уменьшаются от 400 м в желобе до 40—80 м на прилегающих банках. На пути следования судов из пролива Кабота к устью р. Св. Лаврентия лежит группа о-вов Магдален, окруженная от мелью того же названия.
Характер течений в заливе обусловливается стоком р. Св. Л ав рентия и ветвями Лабрадорского течения, входящими в залив че рез проливы Кабота и Белл-Айл (см. рис. 32). Ветры и приливо-от ливные явления усиливают или ослабляют скорости течения, вы зывая в отдельных районах временные противотечения.
Река Св. Лаврентия дает свыше 50% пресных вод, сбрасыва
емых в залив; расход |
ее колеблется от 42 500 до 85 000 м3/с [29]. |
В проливе Белл-Айл, |
узком и довольно глубоком,. течение под |
Лабрадорским берегом направлено на запад, в сторону залива. Это течение более сильное, чем течение, идущее вдоль ньюфаунд лендского берега.
После статистической обработки всех вариантов маршрутов ледового плавания советских и зарубежных судов были опреде лены оптимальные маршруты ледовых трасс в заливе с учетом гидрографических особенностей, гидрометеорологических и ледо вых условий, представлена схема расположения основных ледо вых трасс и их протяженность. Четко выделяются два типа опти мальных вариантов маршрутов. В зависимости от ледовых усло
вий плавания судов осуществляются по' основным |
вариантам — |
южным Юі и Юг или северным Сі и Сг (табл. 53). |
Таблица 53 |
. . . |
Оптимальные варианты ледовых плаваний судов заливом Св. Лаврентия
Варианты плавания |
Индекс |
Южный первый |
■ю, |
Южный второй |
Ю 2 |
Северный первый |
Сі |
Северный второй |
С 2 |
Расстояние, |
Характеристика ледового плавания |
мили |
355 |
Плавание по наикратчайшему рас: |
||
|
стоянию между проливами |
Кабота |
|
|
и Гаспе. В центральной части за |
||
|
лива разреженные льды и зоны чиг |
||
|
стой |
ВОДЫ |
j |
370 |
Разреженные льды и зоны чистой во |
||
|
ды подюжным берегом о. Антико |
||
|
сти |
|
|
390 |
Зоны разреженных льдов под |
севера |
|
|
ным берегом залива |
|
|
460 |
То же |
|
1 |
В декабре и январе суда обычно пересекают залив по крат чайшему пути Ю]. В первой половине февраля в 70% случаев путь проходит по варианту Юг, во второй половине февраля — марте по варианту Сі или Сг. Вариант плавания через пролив Белл-Айл зимой не используется. Плавание' по реке осуществля ется по фарватеру.
;155
Ледовое плавание через залив для судов класса У Л А и УЛ в большинстве лет трудностей не представляет, но в тяжелые по ледовым условиям годы затраты времени на переход через залив могут увеличиваться втрое по сравнению со среднемноголетними.
Особенности гидрометеорологических и ледовых условий на трассах плавания судов
Залив и р. Св. Лаврентия расположены в умеренной климати ческой зоне. Ледообразование и последующие изменения ледовых условий в заливе Св. Лаврентия происходят под влиянием дейст вующих синхронно гидрометеорологических факторов, главными из которых являются температура воздуха и ветровые усилия [106]. В табл. 54 приводятся среднемесячные значения темпера туры воздуха с декабря по май 1961— 1970 гг. для различных уча стков трассы.
Таблица 54
Среднемесячные температуры воздуха в различных пунктах района
|
|
Пункты |
XII |
I |
II |
ill |
IV |
V |
|
Залив. |
Св. Лаврентия . . . . |
- 1 ,5 ° |
- 4 ,7 ° |
- 6 ,2 ° |
- 2 ,8 ° |
+ 0 ,5 |
+ 7 ,7 ° |
||
Пролив |
К а б о т а ............................ |
+ |
1,4° |
+ 7 ,3 |
|||||
|
|
|
- 3 ,8 |
- 8 ,2 |
- 8 ,0 |
- 3 ,7 |
|
|
|
Устье р. Св. |
Лаврентия . . . |
-1 0 ,0 |
-1 3 ,8 |
-1 3 ,4 |
- 6 ,3 |
- 0 ,5 |
+ 6 ,5 |
||
Река Св. Лаврентия (Квебек) |
- 8 ,3 |
-1 1 ,4 |
-1 0 ,3 |
- 5 ,1 |
+ 1 ,5 |
|
|||
Пролив |
Б ел л -А й л ....................... |
- 7 ,3 |
-1 1 ,4 |
-1 1 ,0 |
- 7 ,4 |
—2,1 |
+1 .1 |
||
Можно |
выделить три |
типа |
зим: |
суровые, |
средние |
и |
теплые |
(рис. 33). К суровым относятся зимы 1960/61,. 1961/62, 1966/67 и
1967/68 гг.; к |
средним — зимы |
1962/63, |
1963/64, 1964/65, |
1969/70 |
и 1970/71 гг.; |
к теплым — зимы |
1965/66 |
и 1968/69 гг. Но |
иногда |
температура воздуха может отличаться от типичных. Так, по дан ным за 50-летний ряд лет наблюдений в районе о. Антикости от мечались экстремальные температуры в январе 6 и —29°, в фев рале 4 и —37° и в марте 8 и —26°.
Наибольшие различия в средней месячной температуре воздуха между северными и южными участками трассы характерны для января и февраля и достигают —7°. В последующие месяцы эта разница уменьшается до —3,5°. Для суровых зим в центральной части залива холодный период продолжается 165 суток (с 10 но ября по 25 апреля), в средние зимы— 140 суток (с 20—22 ноября по 10— 12 апреля), в теплые зимы — только 105 дней (с 15 де кабря по 31 марта). Период самых низких температур приходится на январь—февраль. В начале зимы (см. рис. 33) ориентировочно можно судить, к какому типу будет относиться данная зима.
Следует иметь в виду, что в отдельные зимы на ледовые ус ловия существенное влияние оказывает температура воды.
156