Файл: Скуратович, В. Н. Прибыль и рентабельность - экономические рычаги интенсификации производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

новлены в процентах к балансовой прибыли. Их размер дифференцирован в пределах от 6^ до 86% от суммы прибыли.

В зависимости от размера фиксированные (рентные) платежи вносятся в бюджет ежедневно, либо ежедекад­ но в размере 1/9 части суммы, предусмотренной по пла­ ну на квартал с последующим перерасчетом на основа­ нии фактических данных о реализации продукции за квартал, полугодие, девять месяцев и год.

Указанные платежи являются первоочередными, вносятся в госбюджет после платы за фонды и взимают­ ся независимо от степени выполнения предприятиями плана прибыли. Их назначение состоит в том, чтобы

.выровнять резкие отклонения в уровне рентабельности предприятий по не зависящим от их деятельности причи­ нам и за счет этого создать для нормально работающих фабрик и заводов отрасли относительно равные размеры прибыли, используемой ими для покрытия своих плано­ вых расходов и материального стимулирования работ­ ников. Применение фиксированных (рентных) платежей выравнивает уровень рентабельности на предприятиях одной и той же отрасли промышленности, дает возмож­ ность установить для них единые нормативы, по которым исчисляются фонды экономического стимулирования в зависимости от величины фондообразующих показате­ лей. Благодаря применению фиксированных (рентных) платежей предприятия поставлены в одинаковые эконо­ мические условия и размеры отчислений от прибыли в фонды экономического сгимулирования всецело зависят от работы коллектива.

Проценты за банковский кредит предприятия платят из прибыли в тех случаях, когда они пользуются ссуда­ ми банка.

До перевода предприятий на новую систему планиро­ вания» и экономического стимулирования сумма процен­ тов за кредит, уплаченных банку, относилась на себесто­ имость продукции. При таком положении предприятия не были заинтересованы в сокращении таких расходов, поскольку они входили в отчетную базу по себестоимос­ ти продукции, учитывались в плане на последующие годы и, по существу, не влияли на величину поощри­ тельных фондов.

Сейчас расходы предприятий по уплате процентов за

100

банковский кредит

производятся непосредственно

за

счет прибыли. Рост

суммы уплаченных процентов

за

пользование банковским кредитом по сравнению с пла­ ном сокращает расчетную прибыль, а следовательно', и размер фондов экономического стимулирования. В этих условиях предприятия в большей мере, чем прежде, за­ интересованы в эффективном -использовании кредитных ресурсов и своевременном их возврате, что в свою оче­ редь достигается путем лучшей организации производ­

ства и сбыта

продукции, ускорения оборачиваемости

производственных фондов.

кредиты,

как

Банк

предоставляет краткосрочные

правило,

на

срок продолжительностью не более одного

года. Продолжительность пользования

кредитом

зави­

сит от установленной планом скорости оборота тех эле­ ментов оборотных средств, на создание запасов которых получен кредит. Величина этого вида платежа зависит от суммы полученного кредита, срока ее использования в обороте предприятия и от размера ставки, установлен­ ной в процентах и дифференцированной по видам кре­ дитов. Например, за пользование в течение четырех ме­ сяцев ссудой в сумме 600 тыс. руб. и при ставке платы 3% годовых предприятие должно уплатить банку из прибыли проценты за кредит 6 тыс. руб. (600-4:12-3 : : 100).

Причитающуюся сумму прибыли в уплату процентов за кредит предприятия перечисляют учреждениям банка в сроки, устанавливаемые по взаимному согласованию сторон. Этот вид платежа, выступающий в качестве од­ ной из форм распределения прибыли между государст­ вом и предприятиями, в комплексе с другими видами платежей активно попользуется для повышения эффек­ тивности общественного производства.

Свободный остаток прибыли — это та ее часть, ко­ торая не имеет целевого направления. Такую прибыль нельзя оставлять в распоряжении предприятий. Нали­ чие свободных средств открывает путь к нерациональ­ ному их расходованию, ослабляет действия хозрасчета, сокращает централизованный фонд денежных средств государства. Поэтому весь свободный остаток прибыли, образующийся на предприятиях, вносится ими в госбюд­ жет.

Абсолютная сумма взноса определяется ежегодно в

101


финансовом плане предприятия. Она зависит от общей величины прибыли, обязательных платежей и объема плановых расходов, покрываемых за счет прибыли. Этот вид платежа в отличие от других, производимых из при­ были, является ненормируемым. Несмотря на это, он активно влияет на работу предприятий. Стимулирующая роль свободного остатка прибыли проявляется двояко. Через этот вид платежа средства, 'оставляемые в оборо­ те предприятий, доводятся до уровня плановой потреб­ ности, что создает необходимые условия для их рацио­ нального использования. С другой стороны, расчеты по фактическим результатам деятельности производятся таким образом,.что при невыполнении плана прибыли предприятия вынуждены сокращать расходы на свое развитие и могут лишиться части собственных оборот­ ных средств. Такой порядок расчетов по фактическим результатам деятельности экономически побуждает предприятия выполнять план прибыли, т. е. повышать эффективность своей работы.

Из прибыли на предприятиях создаются три хозрас­ четных фонда экономического стимулирования: разви­ тия производства; материального поощрения; социаль­ но-культурных мероприятий и жилищного строительства.

Два последних образуются из остатка прибыли, который определяется путем вычета ее из общей суммы произ­ веденных отчислений в специальные фонды и взносов в госбюджет и банки обязательных платежей.

Размер каждого из этих фондов определяется по спе­ циальному расчету. Фонд развития производства — пу­ тем умножения общей суммы прибыли на установлен­ ную норму отчислений в него в процентах и деления по­ лученного результата на 100. Так, при запланированной прибыли в 1647 тыс. руб. и норме отчислений 1,5% сум­ ма фонда развития производства, образуемого только из прибыли, составит 25 тыс. руб. (1547-1,5:100). Норма отчислений в процентах от прибыли в этот фонд уста­ навливается для предприятий соответствующим мини­ стерством или областным управлением в пределах об­ щей нормы, утвержденной для них в установленном по­ рядке. При стабильной норме сумма фонда развития производства, образуемого за -счет прибыли, увеличива­ ется в меру роста прибыли предприятия.

Фонд материального поощрения определяется для

102

предприятий сначала на последний год пятилетки, а затем — на остальные годы исходя из контрольных цифр пятилетнего плана. Сумма фонда на последний год пятилетки исчисляется по ориентировочной модели, выраженной в специальной таблице Госплана СССР, где указаны его размеры в процентах к плановому фон­ ду заработной платы на этот год. В нашем примере удельный вес окладов ИТР и служащих предприятия в общем фонде заработной платы за последний год преды­ дущей пятилетки равен 14%, а фонд заработной платы на последний год текущей пятилетки запланирован, в сумме 3370 тыс. руб. В связи с этим фонд материально­ го поощрения на этот год, согласно модели Госплана

СССР,

составит 10% к фонду заработной платы,

или

337 тыс.

руб. (337010:100).

из

Фонд

на остальные годы пятилетки слагается

двух величин: суммы фактического фонда за последний год предыдущей пятилетки и суммы прироста фонда, вытекающей из увеличения объема валовой или товарной продукции. Использование данных о росте валовой или товарной продукции в этом случае обусловлено тем, что в пятилетием плане предусмотрены задания министер­ ствам и ведомствам по этим показателям. Данные о рос­ те реализации продукции могут быть использованы при определении размеров фондов материального поощре­ ния на стадии составления плана лишь в том случае, ес­ ли министерствами и ведомствами установлены подве­ домственным предприятиям задания пятилетнего плана по этому показателю. В нашем примере фонд матери­ ального поощрения за последний год предыдущей пяти­ летки равен 221 тыс. руб., а его прирост за пятилетие —

116 тыс. ,руб. (337—221).

Сумма прироста фонда материального поощрения по годам пятилетки определяется путем умножения доли прироста этого фонда, приходящейся на один рубль при­ роста товарной продукции, на общий прирост товарной продукции. В нашем примере прирост товарной продук­ ции за пятилетие составит 3839 тыс. руб. Следователь­ но, доля прироста фонда материального поощрения на один рубль прироста товарной продукции будет равна 0,0302 руб. (116:3839). Если по плану прирост товарной продукции к последнему году предыдущей пятилетки составит в первом году текущей пятилетки, скажем,

ЮЗ


492 тыс. руб., во втором — 1100 тыс. руб., в третьем — ' 2030 тыс. руб. и в четвертом — 3052 тыс. руб., то при указанной выше доле сумма увеличения фонда матери­

ального поощрения

будет равна в первом

поду •— 15

тыс. руб.

(492-0,0302), во втором —

33

тыс. руб.

(1100-

0,0302),

в третьем

— 61

тьгс. руб.

(2030-0,0302)

и чет­

вертом — 92 тыс. руб. (3052-0,0302),

а его общая пла­

новая сумма соответственно

236 тыс.

руб.

(221 + 15),

254 ты-с. руб. (221+33),

282

тыс. руб.

(221+61)

и 313

тьгс. руб. (221+92).

 

 

 

 

 

>и жилищ­

Фонд социально-культурных .мероприятий

ного строительства образуется

на таких же

условиях,

как и фонд материального поощрения. Установлено, что он по своим размерам не может превышать 50% суммы фонда материального поощрения. Порядок определения абсолютной суммы этого фонда весьма прост. На базе данных отчета предприятия за последний год предыду­ щей пятилетки определяется соотношение между фон­ дом социально-культурных мероприятий и жилищно'го строительства и фондом материального поощрения пу­ тем деления суммы первого фонда на оумму второго фонда и умножения полученного результата на 100. В нашем примере фонд социально-культурных мероприя­ тий и жилищного строительства предприятия за послед­ ний год предыдущей пятилетки был начислен в сумме 77 тьгс. руб., или 35% к фонду материального поощре­ ния (77:221-100).

Вышестоящая организация может, при необходимос­ ти, исчисленную таким образом величину этого процента уточнить. Исходя из оуммы фонда материального поощ­ рения и утвержденной нормы в процентах к этому фон­ ду определяется сумма фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства по годам пяти­ летки. В нашем примере .в этот фонд подлежит отчислить из прибыли в первом году пятилетки 83 тыс. руб. (236- -35:100), во втором — 89 тыс. руб. (254-35:100), в

третьем — 99 тыс. руб. (282-35:100), четвертом — 109

тыс. руб. (313-35:100) и в пятом — 117 тыс. руб. (337- •35:100).

Каждое предприятие имеет возможность увеличить свои фонды экономического стимулирования, установ­ ленные на базе заданий пятилетнего плана. Для этого необходимо при разработке планов на отдельные годы

104


пятилетки принять более высокие задания по приросту товарной (валовой) продукции, по уровню рентабель­ ности и производительности труда. За один процент рос­ та товарной продукции, за один пункт увеличения рента­ бельности и за каждый процент повышения производи­ тельности труда по сравнению с контрольными цифрами предприятиям утверждаются специальные нормативы дополнительных отчислений в фонд материального поощ­ рения.

Установлен следующий порядок исчисления этих нор­ мативов. Средства фонда материального1поощрения по отчету за последний год предыдущей пятилетки, выра­ женные в процентах к фонду заработной платы, делят­ ся на две части: 40% — за рост товарной продукции и 60% — за уровень рентабельности.

Норматив за каждый процент роста товарной про­ дукции определяется путем деления размера средств фонда материального поощрения по этому показателю, выраженному в процентах к фонду заработной платы последнего года предыдущей пятилетки, па среднегодо­ вой темп роста товарной продукции, планируемый на пятилетку.

Норматив за каждый пункт рентабельности выво­ дится путем деления размера средств фонда материаль­ ного поощрения по этому показателю (в процентах к фонду заработной платы последнего года предыдущей пятилетки) на уровень рентабельности по отчету за этот же го-д.

В нашем примере фонд материальногопоощрения за последний год предыдущей пятилетки составляет 9,2% от фонда заработной платы, среднегодовой темп роста товарной продукции на пятилетку — 8%, а уровень рен­ табельности по отчету за этот год — 19%. При этих по­ казателях норматив за каждый процент роста товарной продукции будет равен 0,46% фонда заработной платы (9,2-40:100 : 8), а за каждый процент рентабельности —

0,29% (9,2 - 60 : 100 : 19).

В промышленности установлено также, что за каж­ дый дополнительный процент роста производительности труда против предусмотренного в пятилетке на данный год фонд материального поощрения увеличивается на 0,3% фонда заработной платы последнего года предыду­ щей пятилетки, и наоборот. По указанным нормативам

105

вносятся коррективы в фонд материального .поощрения, исчисленный по данным контрольных цифр, если на от­ дельные годы пятилетки предприятием приняты более высокие или низшие показатели.

Если, нащример, предприятием в плане на четвертый год текущей пятилетки будет принято по сравнению с контрольными цифрами увеличение объема товарной продукции на 1,5%, уровня рентабельности •— на 0,5% и производительности труда — на 0,7%, а фонд зара­ ботной платы за 1970 год равен ,2400 тыс. руб., то в этом случае фонд материального поощрения возрастет

по сравнению с суммой,

рассчитанной на базе

данных

пятилетнего плана, на 25

тыс. руб.

[2400( 1,5 • 0,46+0,5 -

•0,29+0,7-0,3): 100], а

его общий

размер

составит

338 тыс. руб. (313+25).

Ранее запланированный фонд

социально-культурных мероприятий и жилищного стро­ ительства на четвертый год пятилетки также подлежит увеличению на 9 тыс. руб. (25-35:100) и его общая сумма, подлежащая учету в плане, составит 118 тыс.

руб. (109+9).

Фактические размеры фондов материального поощре­ ния, образуемых и у прибыли, определяются на основа­ нии данных отчета. Каждому предприятию в уточненном плане на год вышестоящая организация утверждает объ­ ем реализации продукции, уровень расчетной рентабель­ ности и задание по росту производительности труда. В зависимости от выполнения этих показателей вносятся коррективы в размеры фондов материального поощре­ ния, учтенные в уточненном плане. При перевыполнении заданий по каждому из этих показателей в отдельности размер фондов увеличивается, а при их невыполнении— уменьшается. При внесении поправок пользуются теми же нормативами, что и для коррективов фонда матери­ ального поощрения, исчисленного по пятилетнему плану, если на отдельные годы приняты более высокие показа­ тели.

Для определения дополнительных отчислений средств в фонды применяются утвержденные нормативы, умень­ шенные не менее чем на 30%, а уменьшение сумм фон­ дов производится по этим же нормативам, ,но уже повы­ шенным в таких же размерах. При этом установлено, что если по фондообразующим показателям предприятие выполнило пятилетний план, то оно имеет право на об-

,106


разевание фондов поощрения в размерах не ниже, чем о-ни предусмотрены в пятилетием плане. Так, при усло­ вии, что реализация продукции перевыполнена на 2%,. уровень рентабельности выше на один пункт, задание по производительности труда ниже на 0,6% по сравнению с планом, а утвержденные нормативы, по которым вно­ сятся коррективы за выполнение и недовыполнение пла­ новых показателей увеличиваются (уменьшаются) на 50%, фонд материального поощрения, учтенный в уточ­ ненном плане, подлежит увеличению на 9 тыс. руб. [2400(2-0,23-(-1 -0,14—0,5-0,45) : 100], а фонд социально-

культурных мероприятий и жилищного строительства — на 3 тыс. руб. (9-35:100).

Плановая сумма фонда материального поощрения и соответственно фонда социально-культурных мероприя­ тий и жилищного строительства уменьшается также при невыполнении предприятиями плана по номенклатуре продукции. Размер такого уменьшения фондов за каж­ дый процент невыполнения плана по ассортименту изде­ лий устанавливается соответствующими министерствами и ведомствами.

Действующий порядок образования фонда поощрения призван повышать у предприятий интерес к улучшению качества продукции. С этой целью на тех предприятиях, где в целом по отрасли завершена аттестация продук­ ции, устанавливается прямая связь размера фондов по­ ощрения с показателем, отражающим технический про­ гресс и качество изделий. Таким показателем для ряда отраслей и .промышленных предприятий является удель­ ный вес продукции, отвечающей по своим качествам и свойствам высшим достижениям отечественных и зару­ бежных образцов, ,в .общем ее выпуске.

Предприятиям .этих отраслей промышленности фонд поощрения, исчисленный по установленным нормативам, увеличивается еще и в зависимости от выполнения пла­ на по удельному весу продукции высшего качества. При снижении удельного веса продукции высшего качества по сравнению с планом отчисления в фонды сокращают­ ся. Порядок и размеры такого увеличения и сокращения отчислений прибыли в фонд устанавливаются министер­ ствами (ведомствами) по согласованию с ЦК профсо­ юза.

Такая система внесения поправок в фонды матери­

107

ального поощрения по фактическим результатам работы вполне оправдана. Она экономически побуждает пред­ приятия более полно учитывать и изыскивать резервы роста реализации продукции, уровня рентабельности и производительности труда на стадии составления плана, а также принимать .необходимые меры к безусловному выполнению заданий плана.

Каждый из фондов экономического стимулирования предназначается для строго определенных целей. Сред­ ства фонда развития производства, например, расходу­ ются главным образом на внедрение новой техники, ме­ ханизацию и автоматизацию производственных процес­ сов, модернизацию действующего оборудования и об­ новление основных фондов, а также на другие меропри­ ятия по техническому совершенствованию производства.

Фонд материального поощрения на предприятиях включает в себя не только ту часть средств, которая отчисляется от прибыли по установленным нормативам, но также и сумму премий, выплачиваемых из фонда за­ работной платы. Вторая часть (премии из фонда зара­ ботной платы) расходуется только на премирование ра­ бочих. Первая часть, образуемая за счет прибыли, ис­ пользуется на следующие цели: на премирование рабо­ чих, руководящих, инженерно-технических работников, служащих и других категорий работников по премиаль­ ным системам, разработанным Государственным коми­ тетом Совета Министров СССР по вопросам труда и за­ работной платы и президиумом ВЦСПС от 4 февраля 1967 г.; на единовременное поощрение рабочих, руково­ дящих, ИТР, служащих и других работников предпри­ ятия, отличившихся при выполнении особо важныхза­ даний; на выплату премий коллективам цехов, участков и отдельным работникам — победителям во внутриза­ водском социалистическом соревновании; на оказание единовременной помощи работникам предприятия; на выплату вознаграждения работникам предприятия за общие годовые итоги работы.

Все выплаты из фонда материального поощрения, кроме средств, израсходованных на оказание единовре­ менной помощи (пособия), облагаются налогами. Так, премии, выплачиваемые рабочим из фонда заработной платы, облагаются налогами в составе заработка того месяца, в котором они выдаются. Например, заработок

108