Файл: Скуратович, В. Н. Прибыль и рентабельность - экономические рычаги интенсификации производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
новлены в процентах к балансовой прибыли. Их размер дифференцирован в пределах от 6^ до 86% от суммы прибыли.
В зависимости от размера фиксированные (рентные) платежи вносятся в бюджет ежедневно, либо ежедекад но в размере 1/9 части суммы, предусмотренной по пла ну на квартал с последующим перерасчетом на основа нии фактических данных о реализации продукции за квартал, полугодие, девять месяцев и год.
Указанные платежи являются первоочередными, вносятся в госбюджет после платы за фонды и взимают ся независимо от степени выполнения предприятиями плана прибыли. Их назначение состоит в том, чтобы
.выровнять резкие отклонения в уровне рентабельности предприятий по не зависящим от их деятельности причи нам и за счет этого создать для нормально работающих фабрик и заводов отрасли относительно равные размеры прибыли, используемой ими для покрытия своих плано вых расходов и материального стимулирования работ ников. Применение фиксированных (рентных) платежей выравнивает уровень рентабельности на предприятиях одной и той же отрасли промышленности, дает возмож ность установить для них единые нормативы, по которым исчисляются фонды экономического стимулирования в зависимости от величины фондообразующих показате лей. Благодаря применению фиксированных (рентных) платежей предприятия поставлены в одинаковые эконо мические условия и размеры отчислений от прибыли в фонды экономического сгимулирования всецело зависят от работы коллектива.
Проценты за банковский кредит предприятия платят из прибыли в тех случаях, когда они пользуются ссуда ми банка.
До перевода предприятий на новую систему планиро вания» и экономического стимулирования сумма процен тов за кредит, уплаченных банку, относилась на себесто имость продукции. При таком положении предприятия не были заинтересованы в сокращении таких расходов, поскольку они входили в отчетную базу по себестоимос ти продукции, учитывались в плане на последующие годы и, по существу, не влияли на величину поощри тельных фондов.
Сейчас расходы предприятий по уплате процентов за
100
банковский кредит |
производятся непосредственно |
за |
счет прибыли. Рост |
суммы уплаченных процентов |
за |
пользование банковским кредитом по сравнению с пла ном сокращает расчетную прибыль, а следовательно', и размер фондов экономического стимулирования. В этих условиях предприятия в большей мере, чем прежде, за интересованы в эффективном -использовании кредитных ресурсов и своевременном их возврате, что в свою оче редь достигается путем лучшей организации производ
ства и сбыта |
продукции, ускорения оборачиваемости |
|||
производственных фондов. |
кредиты, |
как |
||
Банк |
предоставляет краткосрочные |
|||
правило, |
на |
срок продолжительностью не более одного |
||
года. Продолжительность пользования |
кредитом |
зави |
сит от установленной планом скорости оборота тех эле ментов оборотных средств, на создание запасов которых получен кредит. Величина этого вида платежа зависит от суммы полученного кредита, срока ее использования в обороте предприятия и от размера ставки, установлен ной в процентах и дифференцированной по видам кре дитов. Например, за пользование в течение четырех ме сяцев ссудой в сумме 600 тыс. руб. и при ставке платы 3% годовых предприятие должно уплатить банку из прибыли проценты за кредит 6 тыс. руб. (600-4:12-3 : : 100).
Причитающуюся сумму прибыли в уплату процентов за кредит предприятия перечисляют учреждениям банка в сроки, устанавливаемые по взаимному согласованию сторон. Этот вид платежа, выступающий в качестве од ной из форм распределения прибыли между государст вом и предприятиями, в комплексе с другими видами платежей активно попользуется для повышения эффек тивности общественного производства.
Свободный остаток прибыли — это та ее часть, ко торая не имеет целевого направления. Такую прибыль нельзя оставлять в распоряжении предприятий. Нали чие свободных средств открывает путь к нерациональ ному их расходованию, ослабляет действия хозрасчета, сокращает централизованный фонд денежных средств государства. Поэтому весь свободный остаток прибыли, образующийся на предприятиях, вносится ими в госбюд жет.
Абсолютная сумма взноса определяется ежегодно в
101
финансовом плане предприятия. Она зависит от общей величины прибыли, обязательных платежей и объема плановых расходов, покрываемых за счет прибыли. Этот вид платежа в отличие от других, производимых из при были, является ненормируемым. Несмотря на это, он активно влияет на работу предприятий. Стимулирующая роль свободного остатка прибыли проявляется двояко. Через этот вид платежа средства, 'оставляемые в оборо те предприятий, доводятся до уровня плановой потреб ности, что создает необходимые условия для их рацио нального использования. С другой стороны, расчеты по фактическим результатам деятельности производятся таким образом,.что при невыполнении плана прибыли предприятия вынуждены сокращать расходы на свое развитие и могут лишиться части собственных оборот ных средств. Такой порядок расчетов по фактическим результатам деятельности экономически побуждает предприятия выполнять план прибыли, т. е. повышать эффективность своей работы.
Из прибыли на предприятиях создаются три хозрас четных фонда экономического стимулирования: разви тия производства; материального поощрения; социаль но-культурных мероприятий и жилищного строительства.
Два последних образуются из остатка прибыли, который определяется путем вычета ее из общей суммы произ веденных отчислений в специальные фонды и взносов в госбюджет и банки обязательных платежей.
Размер каждого из этих фондов определяется по спе циальному расчету. Фонд развития производства — пу тем умножения общей суммы прибыли на установлен ную норму отчислений в него в процентах и деления по лученного результата на 100. Так, при запланированной прибыли в 1647 тыс. руб. и норме отчислений 1,5% сум ма фонда развития производства, образуемого только из прибыли, составит 25 тыс. руб. (1547-1,5:100). Норма отчислений в процентах от прибыли в этот фонд уста навливается для предприятий соответствующим мини стерством или областным управлением в пределах об щей нормы, утвержденной для них в установленном по рядке. При стабильной норме сумма фонда развития производства, образуемого за -счет прибыли, увеличива ется в меру роста прибыли предприятия.
Фонд материального поощрения определяется для
102
предприятий сначала на последний год пятилетки, а затем — на остальные годы исходя из контрольных цифр пятилетнего плана. Сумма фонда на последний год пятилетки исчисляется по ориентировочной модели, выраженной в специальной таблице Госплана СССР, где указаны его размеры в процентах к плановому фон ду заработной платы на этот год. В нашем примере удельный вес окладов ИТР и служащих предприятия в общем фонде заработной платы за последний год преды дущей пятилетки равен 14%, а фонд заработной платы на последний год текущей пятилетки запланирован, в сумме 3370 тыс. руб. В связи с этим фонд материально го поощрения на этот год, согласно модели Госплана
СССР, |
составит 10% к фонду заработной платы, |
или |
337 тыс. |
руб. (337010:100). |
из |
Фонд |
на остальные годы пятилетки слагается |
двух величин: суммы фактического фонда за последний год предыдущей пятилетки и суммы прироста фонда, вытекающей из увеличения объема валовой или товарной продукции. Использование данных о росте валовой или товарной продукции в этом случае обусловлено тем, что в пятилетием плане предусмотрены задания министер ствам и ведомствам по этим показателям. Данные о рос те реализации продукции могут быть использованы при определении размеров фондов материального поощре ния на стадии составления плана лишь в том случае, ес ли министерствами и ведомствами установлены подве домственным предприятиям задания пятилетнего плана по этому показателю. В нашем примере фонд матери ального поощрения за последний год предыдущей пяти летки равен 221 тыс. руб., а его прирост за пятилетие —
116 тыс. ,руб. (337—221).
Сумма прироста фонда материального поощрения по годам пятилетки определяется путем умножения доли прироста этого фонда, приходящейся на один рубль при роста товарной продукции, на общий прирост товарной продукции. В нашем примере прирост товарной продук ции за пятилетие составит 3839 тыс. руб. Следователь но, доля прироста фонда материального поощрения на один рубль прироста товарной продукции будет равна 0,0302 руб. (116:3839). Если по плану прирост товарной продукции к последнему году предыдущей пятилетки составит в первом году текущей пятилетки, скажем,
ЮЗ
492 тыс. руб., во втором — 1100 тыс. руб., в третьем — ' 2030 тыс. руб. и в четвертом — 3052 тыс. руб., то при указанной выше доле сумма увеличения фонда матери
ального поощрения |
будет равна в первом |
поду •— 15 |
||||||
тыс. руб. |
(492-0,0302), во втором — |
33 |
тыс. руб. |
(1100- |
||||
0,0302), |
в третьем |
— 61 |
тьгс. руб. |
(2030-0,0302) |
и чет |
|||
вертом — 92 тыс. руб. (3052-0,0302), |
а его общая пла |
|||||||
новая сумма соответственно |
236 тыс. |
руб. |
(221 + 15), |
|||||
254 ты-с. руб. (221+33), |
282 |
тыс. руб. |
(221+61) |
и 313 |
||||
тьгс. руб. (221+92). |
|
|
|
|
|
>и жилищ |
||
Фонд социально-культурных .мероприятий |
||||||||
ного строительства образуется |
на таких же |
условиях, |
как и фонд материального поощрения. Установлено, что он по своим размерам не может превышать 50% суммы фонда материального поощрения. Порядок определения абсолютной суммы этого фонда весьма прост. На базе данных отчета предприятия за последний год предыду щей пятилетки определяется соотношение между фон дом социально-культурных мероприятий и жилищно'го строительства и фондом материального поощрения пу тем деления суммы первого фонда на оумму второго фонда и умножения полученного результата на 100. В нашем примере фонд социально-культурных мероприя тий и жилищного строительства предприятия за послед ний год предыдущей пятилетки был начислен в сумме 77 тьгс. руб., или 35% к фонду материального поощре ния (77:221-100).
Вышестоящая организация может, при необходимос ти, исчисленную таким образом величину этого процента уточнить. Исходя из оуммы фонда материального поощ рения и утвержденной нормы в процентах к этому фон ду определяется сумма фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства по годам пяти летки. В нашем примере .в этот фонд подлежит отчислить из прибыли в первом году пятилетки 83 тыс. руб. (236- -35:100), во втором — 89 тыс. руб. (254-35:100), в
третьем — 99 тыс. руб. (282-35:100), четвертом — 109
тыс. руб. (313-35:100) и в пятом — 117 тыс. руб. (337- •35:100).
Каждое предприятие имеет возможность увеличить свои фонды экономического стимулирования, установ ленные на базе заданий пятилетнего плана. Для этого необходимо при разработке планов на отдельные годы
104
пятилетки принять более высокие задания по приросту товарной (валовой) продукции, по уровню рентабель ности и производительности труда. За один процент рос та товарной продукции, за один пункт увеличения рента бельности и за каждый процент повышения производи тельности труда по сравнению с контрольными цифрами предприятиям утверждаются специальные нормативы дополнительных отчислений в фонд материального поощ рения.
Установлен следующий порядок исчисления этих нор мативов. Средства фонда материального1поощрения по отчету за последний год предыдущей пятилетки, выра женные в процентах к фонду заработной платы, делят ся на две части: 40% — за рост товарной продукции и 60% — за уровень рентабельности.
Норматив за каждый процент роста товарной про дукции определяется путем деления размера средств фонда материального поощрения по этому показателю, выраженному в процентах к фонду заработной платы последнего года предыдущей пятилетки, па среднегодо вой темп роста товарной продукции, планируемый на пятилетку.
Норматив за каждый пункт рентабельности выво дится путем деления размера средств фонда материаль ного поощрения по этому показателю (в процентах к фонду заработной платы последнего года предыдущей пятилетки) на уровень рентабельности по отчету за этот же го-д.
В нашем примере фонд материальногопоощрения за последний год предыдущей пятилетки составляет 9,2% от фонда заработной платы, среднегодовой темп роста товарной продукции на пятилетку — 8%, а уровень рен табельности по отчету за этот год — 19%. При этих по казателях норматив за каждый процент роста товарной продукции будет равен 0,46% фонда заработной платы (9,2-40:100 : 8), а за каждый процент рентабельности —
0,29% (9,2 - 60 : 100 : 19).
В промышленности установлено также, что за каж дый дополнительный процент роста производительности труда против предусмотренного в пятилетке на данный год фонд материального поощрения увеличивается на 0,3% фонда заработной платы последнего года предыду щей пятилетки, и наоборот. По указанным нормативам
105
вносятся коррективы в фонд материального .поощрения, исчисленный по данным контрольных цифр, если на от дельные годы пятилетки предприятием приняты более высокие или низшие показатели.
Если, нащример, предприятием в плане на четвертый год текущей пятилетки будет принято по сравнению с контрольными цифрами увеличение объема товарной продукции на 1,5%, уровня рентабельности •— на 0,5% и производительности труда — на 0,7%, а фонд зара ботной платы за 1970 год равен ,2400 тыс. руб., то в этом случае фонд материального поощрения возрастет
по сравнению с суммой, |
рассчитанной на базе |
данных |
|
пятилетнего плана, на 25 |
тыс. руб. |
[2400( 1,5 • 0,46+0,5 - |
|
•0,29+0,7-0,3): 100], а |
его общий |
размер |
составит |
338 тыс. руб. (313+25). |
Ранее запланированный фонд |
социально-культурных мероприятий и жилищного стро ительства на четвертый год пятилетки также подлежит увеличению на 9 тыс. руб. (25-35:100) и его общая сумма, подлежащая учету в плане, составит 118 тыс.
руб. (109+9).
Фактические размеры фондов материального поощре ния, образуемых и у прибыли, определяются на основа нии данных отчета. Каждому предприятию в уточненном плане на год вышестоящая организация утверждает объ ем реализации продукции, уровень расчетной рентабель ности и задание по росту производительности труда. В зависимости от выполнения этих показателей вносятся коррективы в размеры фондов материального поощре ния, учтенные в уточненном плане. При перевыполнении заданий по каждому из этих показателей в отдельности размер фондов увеличивается, а при их невыполнении— уменьшается. При внесении поправок пользуются теми же нормативами, что и для коррективов фонда матери ального поощрения, исчисленного по пятилетнему плану, если на отдельные годы приняты более высокие показа тели.
Для определения дополнительных отчислений средств в фонды применяются утвержденные нормативы, умень шенные не менее чем на 30%, а уменьшение сумм фон дов производится по этим же нормативам, ,но уже повы шенным в таких же размерах. При этом установлено, что если по фондообразующим показателям предприятие выполнило пятилетний план, то оно имеет право на об-
,106
разевание фондов поощрения в размерах не ниже, чем о-ни предусмотрены в пятилетием плане. Так, при усло вии, что реализация продукции перевыполнена на 2%,. уровень рентабельности выше на один пункт, задание по производительности труда ниже на 0,6% по сравнению с планом, а утвержденные нормативы, по которым вно сятся коррективы за выполнение и недовыполнение пла новых показателей увеличиваются (уменьшаются) на 50%, фонд материального поощрения, учтенный в уточ ненном плане, подлежит увеличению на 9 тыс. руб. [2400(2-0,23-(-1 -0,14—0,5-0,45) : 100], а фонд социально-
культурных мероприятий и жилищного строительства — на 3 тыс. руб. (9-35:100).
Плановая сумма фонда материального поощрения и соответственно фонда социально-культурных мероприя тий и жилищного строительства уменьшается также при невыполнении предприятиями плана по номенклатуре продукции. Размер такого уменьшения фондов за каж дый процент невыполнения плана по ассортименту изде лий устанавливается соответствующими министерствами и ведомствами.
Действующий порядок образования фонда поощрения призван повышать у предприятий интерес к улучшению качества продукции. С этой целью на тех предприятиях, где в целом по отрасли завершена аттестация продук ции, устанавливается прямая связь размера фондов по ощрения с показателем, отражающим технический про гресс и качество изделий. Таким показателем для ряда отраслей и .промышленных предприятий является удель ный вес продукции, отвечающей по своим качествам и свойствам высшим достижениям отечественных и зару бежных образцов, ,в .общем ее выпуске.
Предприятиям .этих отраслей промышленности фонд поощрения, исчисленный по установленным нормативам, увеличивается еще и в зависимости от выполнения пла на по удельному весу продукции высшего качества. При снижении удельного веса продукции высшего качества по сравнению с планом отчисления в фонды сокращают ся. Порядок и размеры такого увеличения и сокращения отчислений прибыли в фонд устанавливаются министер ствами (ведомствами) по согласованию с ЦК профсо юза.
Такая система внесения поправок в фонды матери
107
ального поощрения по фактическим результатам работы вполне оправдана. Она экономически побуждает пред приятия более полно учитывать и изыскивать резервы роста реализации продукции, уровня рентабельности и производительности труда на стадии составления плана, а также принимать .необходимые меры к безусловному выполнению заданий плана.
Каждый из фондов экономического стимулирования предназначается для строго определенных целей. Сред ства фонда развития производства, например, расходу ются главным образом на внедрение новой техники, ме ханизацию и автоматизацию производственных процес сов, модернизацию действующего оборудования и об новление основных фондов, а также на другие меропри ятия по техническому совершенствованию производства.
Фонд материального поощрения на предприятиях включает в себя не только ту часть средств, которая отчисляется от прибыли по установленным нормативам, но также и сумму премий, выплачиваемых из фонда за работной платы. Вторая часть (премии из фонда зара ботной платы) расходуется только на премирование ра бочих. Первая часть, образуемая за счет прибыли, ис пользуется на следующие цели: на премирование рабо чих, руководящих, инженерно-технических работников, служащих и других категорий работников по премиаль ным системам, разработанным Государственным коми тетом Совета Министров СССР по вопросам труда и за работной платы и президиумом ВЦСПС от 4 февраля 1967 г.; на единовременное поощрение рабочих, руково дящих, ИТР, служащих и других работников предпри ятия, отличившихся при выполнении особо важныхза даний; на выплату премий коллективам цехов, участков и отдельным работникам — победителям во внутриза водском социалистическом соревновании; на оказание единовременной помощи работникам предприятия; на выплату вознаграждения работникам предприятия за общие годовые итоги работы.
Все выплаты из фонда материального поощрения, кроме средств, израсходованных на оказание единовре менной помощи (пособия), облагаются налогами. Так, премии, выплачиваемые рабочим из фонда заработной платы, облагаются налогами в составе заработка того месяца, в котором они выдаются. Например, заработок
108