Файл: Скуратович, В. Н. Прибыль и рентабельность - экономические рычаги интенсификации производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

.рабочего за апрель составил 70 руб. и в том же месяце ему выплачено 20 руб. премии, входящей в фонд зара­ ботной .платы. В этом случае при выплате заработной платы за первую половину мая подоходный налог удер­ живается из 90 руб. в сумме 7 руб.

Премии и поощрения, выплачиваемые рабочим, слу­ жащим и инженерно-техническим работникам из фонда материального поощрения, образуемого за счет прибыли, облагаются налогом отдельно от заработной платы, если общий заработок в месяц без учета этих премий не пре­ вышает 100 руб., поскольку эти премии не входят в фонд заработной платы. Например, заработок работника за июнь составил 75 руб. В том же месяце ему выплачено из фонда материального поощрения 20 руб. премии, не входящей в фонд заработной платы. В данном случае при выплате Заработной платы за первую половину ию­ ля подоходный налог удерживается отдельно с заработ­

ной платы (75 руб.) — 4 р. 32 к. и

отдельно с

20

руб. премии—50 коп., так как заработная

плата без учета

премии не превышает 100 руб. в месяц.

Если же зара­

ботная плата превышает 100

руб. в месяц, то выплачи­

ваемые премии облагаются

налогом по совокупности

с

заработной платой.

 

 

 

Выплачиваемые работникам вознаграждения по ито­ гам работы предприятия за год облагаются налогом в составе заработка того месяца, в котором эти вознагра­ ждения выдаются. Так, если заработная плата работни­ ка за февраль составил,а 70 руб. и в этом же месяце ему выплачено вознаграждение по итогам работы за под 40 руб., то при выплате заработной платы за первую по­ ловину марта подоходный налог следует удержать из ПО руб. (70+40). В таком же порядке производится удержание налога на холостяков, одиноких, малосемей­ ных и других лиц, не освобожденных от его уплаты.

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищ­ ного строительства может быть израсходован на строи­ тельство и капитальный ремонт жилых домов, клубов, домов отдыха, санаториев, профилакториев, пионерских лагерей, детских садов и яслей, столовых и буфетов, спортивных сооружений и других объектов культурнобытового назначения. Установлено, что на указанные целя подлежит использованию не менее 60% от всей суммы. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и

109



Совета Министров СССР от 7 марта 1967 г.3 разрешает­ ся использовать средства, зачисляемые в этот фонд, на удешевление стоимости питания в заводских столовых и буфетах предприятий. Согласно протоколу межведом­ ственной комиссии при Госплане СССР от 4 декабря 1969 г. за счет средств фонда разрешено приобретать путевки в пансионаты, туристические базы и маршруты (без оплаты стоимости проезда до места начала мар­ шрута и обратно), а также приобретать литературу для фабрично-заводских библиотек.

Путевки за счет средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства приобретает администрация предприятия. Распределение путевок предусматривает условия их выдачи за счет средств го­ сударственного социального страхования. Согласно этим условиям, 20% всех санаторных путевок выдается бес­ платно, а за остальные взимается 30 %.

Расходование средств фондов материального поощ­ рения производится предприятиями строго по утверж­ денным ометам, согласованным с профсоюзной органи­ зацией.

Опыт показывает, что порядок образования и исполь­ зования фондов экономического стимулирования способ­ ствует росту производительности труда, досрочному вы­ полнению плановых заданий.

Часть своей прибыли предприятие обязано переда­ вать в резерв финансовой помощи министерства и ве­ домства. Сумма прибыли, подлежащая перечислению в указанный резерв, зависит от нормы, которая устанав­ ливается министерством либо ведомством для предприя­ тия в процентах к его прибыли, остающейся после обра­ зования специальных фондов. Так, при норме 2% и при­ были 3000 тыс. руб. предприятие первоначально должно перечислить министерству из указанной прибыли в ре­ зерв финансовой помощи 60 тыс. руб. (3000:100-2). В последующие годы перечисления в резерв производятся по норме только от суммы прироста прибыли. Например, если в последующем году прибыль составит 3300 тыс. руб., т. е. увеличится на 300 тыс. руб., то в резерв ми­

нистерства

.перечисляется

дополнительно 6 тьгс. руб.

(300-2:100)

и т. д.

 

3 СП СССР, 1967, Л° 7, ст.

31.

ПО


Министерства и ведомства имеют право освобождать отдельные предприятия от взноса прибыли в этот резерв. Однажо в этом случае для других предприятий норма отчислений в резерв от прибыли должна быть соответст­ венно повышена.

Средства резерва финансовой помощи министерства используются на выдачу возвратных ссуд предприятиям, испытывающим финансовые затруднения, с-погашением этих ссуд в срок до одного года, а также на компенса­ цию выпадающих доходов при внесении поправок в план производства товаров народного потребления, вызван­ ных изменениями заказов покупателей, и других попра­ вок плана, вносимых министерством в соответствии с предоставленными ему правами. Непременным условием получения .помощи из резерва министерства является на­ личие разработанных фабриками и заводами меропри­ ятий, обеспечивающих устранение недостатков, вызвав­ ших финансовые затруднения, и возврат этих сумм в установленный срок.

Часть прибыли в отдельные кварталы года предприя­ тия могут зачислять в фонд премирования по итогам социалистического соревнования. Ее размер определя­ ется величиной премии, присужденной предприятию как победителю в социалистическом соревновании. Отбор победителей соревнования производится министерства­ ми, исполкомами и соответствующими Советами проф­ союзов после тщательной проверки показателей работы предприятий. Предприятиям—победителям в соревнова­ нии, занявшим первые места, присуждаются Красные знамена с первыми денежными премиями, а занявшим вторые и третьи места — соответственно вторые л третьи денежные премии.

Сумма денежных премий зависит от численности ра­ ботающих на предприятии. Например, для предприятий с численностью работающих до 150 человек размер пер­ вой премии установлен в сумме 800 руб., второй — 600

руб. и третьей — 400 руб.,

для предприятий с числен­

ностью

до 200 человек —

соответственно

1400,

1050,

700 руб. и т. д.

по итогам

социалистического

Фонд

премирования

соревнования-образуется,

как правило, за

счет

сверх­

плановой прибыли предприятия, а

при ее

недостаточ­

ности — лз плановой прибыли. Установлено, что до 70%


средств фонда может быть использовано на индивиду­ альное премирование работников предприятия и не ме­ нее 30% — на улучшение их культурно-бытовых условий и на жилищное строительство.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ

В условиях социалистического планового хозяйства без распределения прибыли, которую получают объеди­ нения и предприятия в результате хозяйстсвенно-финан- совой деятелынснсти, обойтись нельзя. В рамках единой государственной собственности вся прибыль социалисти­ ческих предприятий является общенародным достояни­ ем. От того, насколько рационально и целесообразно она будет распределена и 'использована, зависят темпы развития социалистической экономики, уровень матери­ ального благосостояния народа. Вот почему выбор сис­ темы распределения прибыли, строгое ее соблюдение имеют исключительно важное значение в комплексе мер по повышению эффективности общественного про­ изводства.

Необходимость распределения прибыли, созданной на социалистических .предприятиях в процессе производства продукции, обусловлена следующими причинами:

а) потребностью обеспечить в условиях социалисти­ ческой экономики правильное сочетание экономических интересов между обществом, коллективами предприятий и отдельными работниками. Удовлетворение этих инте­ ресов служит одним из важнейших условий создания в более короткий срок материально-технической базы ком­ мунизма в нашей стране. Их реализация в значительной мере достигается посредством применения соответству­ ющей системы распределения прибыли, устанавливаю­ щей порядок и формы ее направления. Правильное рас­ пределение прибыли между государством, с одной сто­ роны, и предприятиями и объединениями, с другой, яв­ ляется одной из важнейших народнохозяйственных про­ порций, учитываемых в плане;

б) несовпадением на многих предприятиях суммы при­ были с плановой потребностью в денежных средствах на

113

развитие. Ряд министерств и ведомств за счет прибыли полностью покрывают свои плановые затраты, включая потребности на совершенствование и развитие производ­ ства. Однако многие их предприятия этого сделать не мотут в аилу недостаточности прибыли. Таким предпри­ ятиям недостающие суммы средств перечисляются ми­ нистерствами путем изъятия части свободной прибыли у других фа|бри1к и заводов;

в) наличием объективной потребности улучшения структуры общественного производства и обеспечения более быстрого роста отдельных наиболее важных его подразделений по сравнению с другими. Это в свою оче­ редь требует соответствующего перемещения финансо­ вых ресурсов, в том числе и прибыли между министер­ ствами и ведомствами.

г) наличием учреждений и организаций непроизвод­ ственной сферы (школ, больниц, библиотек и других объектов социально-культурного назначения). В сети этих учреждений прибыль не создается. Ввиду этого их содержание и расширение может производиться лишь за счет средств, создаваемых в отраслях материального производства. В плане на 1974 г., например, расходы на удовлетворение социально-культурных потребностей трудящихся предусмотрены в сумме 70,3 млрд, руб., или на 2,8 млрд. руб. больше, чем в 1973 г.1 Указанные рас­ ходы покрываются за счет средств госбюджета, доходы которого формируются в значительной мере путем изъя­ тия у предприятий прибыли в виде платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей и свободного ос­ татка;

д) обязанностью социалистических предприятий и производственных объединений принимать непосредст­ венное участие своими средствами в покрытии расходов общегосударственного значения (управление, оборона,

-образование госрезерва и др.). Часть прибыли предпри­ ятий и объединений в порядке распределения направля­ ется через госбюджет на удовлетворение общегосудар­ ственных потребностей;

е) потребностью заинтересовать коллективы предпри­ ятий в повышении производительности труда, росте про­ изводства, наиболее экономном ведении хозяйства и уве-

1 «Финансы СССР», 1974, № 1, ст.р. 8.

114