Файл: Скуратович, В. Н. Прибыль и рентабельность - экономические рычаги интенсификации производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
.рабочего за апрель составил 70 руб. и в том же месяце ему выплачено 20 руб. премии, входящей в фонд зара ботной .платы. В этом случае при выплате заработной платы за первую половину мая подоходный налог удер живается из 90 руб. в сумме 7 руб.
Премии и поощрения, выплачиваемые рабочим, слу жащим и инженерно-техническим работникам из фонда материального поощрения, образуемого за счет прибыли, облагаются налогом отдельно от заработной платы, если общий заработок в месяц без учета этих премий не пре вышает 100 руб., поскольку эти премии не входят в фонд заработной платы. Например, заработок работника за июнь составил 75 руб. В том же месяце ему выплачено из фонда материального поощрения 20 руб. премии, не входящей в фонд заработной платы. В данном случае при выплате Заработной платы за первую половину ию ля подоходный налог удерживается отдельно с заработ
ной платы (75 руб.) — 4 р. 32 к. и |
отдельно с |
20 |
|
руб. премии—50 коп., так как заработная |
плата без учета |
||
премии не превышает 100 руб. в месяц. |
Если же зара |
||
ботная плата превышает 100 |
руб. в месяц, то выплачи |
||
ваемые премии облагаются |
налогом по совокупности |
с |
|
заработной платой. |
|
|
|
Выплачиваемые работникам вознаграждения по ито гам работы предприятия за год облагаются налогом в составе заработка того месяца, в котором эти вознагра ждения выдаются. Так, если заработная плата работни ка за февраль составил,а 70 руб. и в этом же месяце ему выплачено вознаграждение по итогам работы за под 40 руб., то при выплате заработной платы за первую по ловину марта подоходный налог следует удержать из ПО руб. (70+40). В таком же порядке производится удержание налога на холостяков, одиноких, малосемей ных и других лиц, не освобожденных от его уплаты.
Фонд социально-культурных мероприятий и жилищ ного строительства может быть израсходован на строи тельство и капитальный ремонт жилых домов, клубов, домов отдыха, санаториев, профилакториев, пионерских лагерей, детских садов и яслей, столовых и буфетов, спортивных сооружений и других объектов культурнобытового назначения. Установлено, что на указанные целя подлежит использованию не менее 60% от всей суммы. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и
109
Совета Министров СССР от 7 марта 1967 г.3 разрешает ся использовать средства, зачисляемые в этот фонд, на удешевление стоимости питания в заводских столовых и буфетах предприятий. Согласно протоколу межведом ственной комиссии при Госплане СССР от 4 декабря 1969 г. за счет средств фонда разрешено приобретать путевки в пансионаты, туристические базы и маршруты (без оплаты стоимости проезда до места начала мар шрута и обратно), а также приобретать литературу для фабрично-заводских библиотек.
Путевки за счет средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства приобретает администрация предприятия. Распределение путевок предусматривает условия их выдачи за счет средств го сударственного социального страхования. Согласно этим условиям, 20% всех санаторных путевок выдается бес платно, а за остальные взимается 30 %.
Расходование средств фондов материального поощ рения производится предприятиями строго по утверж денным ометам, согласованным с профсоюзной органи зацией.
Опыт показывает, что порядок образования и исполь зования фондов экономического стимулирования способ ствует росту производительности труда, досрочному вы полнению плановых заданий.
Часть своей прибыли предприятие обязано переда вать в резерв финансовой помощи министерства и ве домства. Сумма прибыли, подлежащая перечислению в указанный резерв, зависит от нормы, которая устанав ливается министерством либо ведомством для предприя тия в процентах к его прибыли, остающейся после обра зования специальных фондов. Так, при норме 2% и при были 3000 тыс. руб. предприятие первоначально должно перечислить министерству из указанной прибыли в ре зерв финансовой помощи 60 тыс. руб. (3000:100-2). В последующие годы перечисления в резерв производятся по норме только от суммы прироста прибыли. Например, если в последующем году прибыль составит 3300 тыс. руб., т. е. увеличится на 300 тыс. руб., то в резерв ми
нистерства |
.перечисляется |
дополнительно 6 тьгс. руб. |
(300-2:100) |
и т. д. |
|
3 СП СССР, 1967, Л° 7, ст. |
31. |
ПО
Министерства и ведомства имеют право освобождать отдельные предприятия от взноса прибыли в этот резерв. Однажо в этом случае для других предприятий норма отчислений в резерв от прибыли должна быть соответст венно повышена.
Средства резерва финансовой помощи министерства используются на выдачу возвратных ссуд предприятиям, испытывающим финансовые затруднения, с-погашением этих ссуд в срок до одного года, а также на компенса цию выпадающих доходов при внесении поправок в план производства товаров народного потребления, вызван ных изменениями заказов покупателей, и других попра вок плана, вносимых министерством в соответствии с предоставленными ему правами. Непременным условием получения .помощи из резерва министерства является на личие разработанных фабриками и заводами меропри ятий, обеспечивающих устранение недостатков, вызвав ших финансовые затруднения, и возврат этих сумм в установленный срок.
Часть прибыли в отдельные кварталы года предприя тия могут зачислять в фонд премирования по итогам социалистического соревнования. Ее размер определя ется величиной премии, присужденной предприятию как победителю в социалистическом соревновании. Отбор победителей соревнования производится министерства ми, исполкомами и соответствующими Советами проф союзов после тщательной проверки показателей работы предприятий. Предприятиям—победителям в соревнова нии, занявшим первые места, присуждаются Красные знамена с первыми денежными премиями, а занявшим вторые и третьи места — соответственно вторые л третьи денежные премии.
Сумма денежных премий зависит от численности ра ботающих на предприятии. Например, для предприятий с численностью работающих до 150 человек размер пер вой премии установлен в сумме 800 руб., второй — 600
руб. и третьей — 400 руб., |
для предприятий с числен |
|||||
ностью |
до 200 человек — |
соответственно |
1400, |
1050, |
||
700 руб. и т. д. |
по итогам |
социалистического |
||||
Фонд |
премирования |
|||||
соревнования-образуется, |
как правило, за |
счет |
сверх |
|||
плановой прибыли предприятия, а |
при ее |
недостаточ |
ности — лз плановой прибыли. Установлено, что до 70%
средств фонда может быть использовано на индивиду альное премирование работников предприятия и не ме нее 30% — на улучшение их культурно-бытовых условий и на жилищное строительство.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ
В условиях социалистического планового хозяйства без распределения прибыли, которую получают объеди нения и предприятия в результате хозяйстсвенно-финан- совой деятелынснсти, обойтись нельзя. В рамках единой государственной собственности вся прибыль социалисти ческих предприятий является общенародным достояни ем. От того, насколько рационально и целесообразно она будет распределена и 'использована, зависят темпы развития социалистической экономики, уровень матери ального благосостояния народа. Вот почему выбор сис темы распределения прибыли, строгое ее соблюдение имеют исключительно важное значение в комплексе мер по повышению эффективности общественного про изводства.
Необходимость распределения прибыли, созданной на социалистических .предприятиях в процессе производства продукции, обусловлена следующими причинами:
а) потребностью обеспечить в условиях социалисти ческой экономики правильное сочетание экономических интересов между обществом, коллективами предприятий и отдельными работниками. Удовлетворение этих инте ресов служит одним из важнейших условий создания в более короткий срок материально-технической базы ком мунизма в нашей стране. Их реализация в значительной мере достигается посредством применения соответству ющей системы распределения прибыли, устанавливаю щей порядок и формы ее направления. Правильное рас пределение прибыли между государством, с одной сто роны, и предприятиями и объединениями, с другой, яв ляется одной из важнейших народнохозяйственных про порций, учитываемых в плане;
б) несовпадением на многих предприятиях суммы при были с плановой потребностью в денежных средствах на
113
развитие. Ряд министерств и ведомств за счет прибыли полностью покрывают свои плановые затраты, включая потребности на совершенствование и развитие производ ства. Однако многие их предприятия этого сделать не мотут в аилу недостаточности прибыли. Таким предпри ятиям недостающие суммы средств перечисляются ми нистерствами путем изъятия части свободной прибыли у других фа|бри1к и заводов;
в) наличием объективной потребности улучшения структуры общественного производства и обеспечения более быстрого роста отдельных наиболее важных его подразделений по сравнению с другими. Это в свою оче редь требует соответствующего перемещения финансо вых ресурсов, в том числе и прибыли между министер ствами и ведомствами.
г) наличием учреждений и организаций непроизвод ственной сферы (школ, больниц, библиотек и других объектов социально-культурного назначения). В сети этих учреждений прибыль не создается. Ввиду этого их содержание и расширение может производиться лишь за счет средств, создаваемых в отраслях материального производства. В плане на 1974 г., например, расходы на удовлетворение социально-культурных потребностей трудящихся предусмотрены в сумме 70,3 млрд, руб., или на 2,8 млрд. руб. больше, чем в 1973 г.1 Указанные рас ходы покрываются за счет средств госбюджета, доходы которого формируются в значительной мере путем изъя тия у предприятий прибыли в виде платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей и свободного ос татка;
д) обязанностью социалистических предприятий и производственных объединений принимать непосредст венное участие своими средствами в покрытии расходов общегосударственного значения (управление, оборона,
-образование госрезерва и др.). Часть прибыли предпри ятий и объединений в порядке распределения направля ется через госбюджет на удовлетворение общегосудар ственных потребностей;
е) потребностью заинтересовать коллективы предпри ятий в повышении производительности труда, росте про изводства, наиболее экономном ведении хозяйства и уве-
1 «Финансы СССР», 1974, № 1, ст.р. 8.
114